Проблемы педагогической диагностики в доу

Обновлено: 08.07.2024

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Итак, что такое педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка .

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Структура педагогической диагностики состоит из пяти этапов.

Первый этап — проектировочный, включает в себя определение целей и методов диагностики. Основной целью этого этапа является оптимизация работы с группой и индивидуализация работы с детьми.

Второй этап — практический. Это проведение диагностики. Определение ответственных, обозначение времени и длительности, способов фиксации. Ответственными за диагностику обычно являются воспитатели, старшие воспитатели.

Третий этап — аналитический, предполагает анализ полученных фактов. На этом этапе мы не оцениваем развитие ребенка как на высоком, среднем, низком уровне, а определяем уровень сформированности у ребенка тех или иных качеств, умений и навыков.

Четвертый этап — интерпретация данных. Это основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Принципами педагогической диагностики выступают:

- принцип последовательности и преемственности диагностики;

- принцип доступности диагностических методик и процедур;

Рассмотрим, что же такое инструментарий педагогической диагностики.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены либо сокращены в соответствие с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Следует обратить внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации. Применяются следующие формы диагностики:

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- изучения продуктов деятельности детей

- проблемная (диагностическая) ситуация.

При специфике нашей работы самый приемлемый метод – это наблюдение.

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

- проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

- обстановка при проведении диагностики должна быть спокойная, доброжелательная;

- с ребенком работает один взрослый;

- нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать;

- обследование проводится обязательно в игровой форме;

- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года проводится сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики.

Диагностика проводится по пятибалльной системе оценивания, результаты фиксируются в таблицах, по которым удобно отслеживать уровень сформированности параметра у каждого ребенка индивидуально и общегрупповые параметры развития. Для проведения сравнительного анализа результатов диагностики нами были разработаны сводные таблицы мониторинга качества освоения детьми программы и мониторинга образовательных отношений.

Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих задач:

- во-первых, для индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

старший воспитатель Соловьёва Светлана Николаевна,

старший воспитатель Щербакова Людмила Кирилловна.

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное на какие критерии ориентироваться. Для того чтобы правильно провести диагностику детей, педагогу необходимо прочитать необходимые документы

Регламентируемые документы педагогической диагностики :

*Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3.

*Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.

При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО видно, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга : «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей,

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга)

Цель: определение динамики индивидуального профиля развития ребенка и

оптимизации работы с группой детей.

Данное положение не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками. Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.

В образовательной программе детского сада указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые промежуточные результаты освоения Программы, которые раскрывают динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.

Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга.

Например: мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т. е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга.

Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет :

* создать банк информации;

* определить направление в деятельности педагогов.

Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год:

*на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать ООП ДО.

*на конец учебного года (май) сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.

Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка.

Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.

Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.

Разработка инструментария педагогической диагностики, вызывает много сложностей у педагогов-практиков. Причиной тому является ожидание конкретных, доступных практических материалов с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу.

Программа предоставляет организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т. п.) может быть утвержден педагогическим советом.

Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО.

Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, узкие специалисты - музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, (состояния физического здоровья осуществляет медицинский персонал если он есть в ДОУ). Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.

В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются:

* изучение продуктов деятельности детей

* диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).

Воспитатели,специалисты заносят результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.

1 вариант - В рамках реализации ФГОС ДО содержание диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.

Технология работы с таблицами проста:

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка.

Сравнение результатов детей между собой, ни в коем случае не проводится, только сопоставляются индивидуальные достижения конкретного воспитанника.

Если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).

Этот показатель необходим для ведения учета результатов освоения детьми образовательной программы детского сада.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год – в таблице виден проблемный критерий по игровой деятельности, где необходимо учить детей придерживаться игровых правил в д/и.

Структура диагностики в детском саду по ФГОС

2 вариант - Диагностические карты индивидуального развития в соответствии с ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка, начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска в школу. Диагностическая карта направлена на учет индивидуальных достижений ребенка.

В них указываются все образовательные области, которые должен усвоить на определенном этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты.

В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития, и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

3-ий шаг. Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям, На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.

Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.

Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы.

Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Рппс в соответствии с ФГОС

Рппс в соответствии с ФГОС ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей.


Аннотация
В статье рассматривается одно из направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении в сфере образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, и в сфере развития личности ребёнка.

Lukashenko Nadezhda Petrovna 1 , Lukashenko Daria Anatolievna 2
1 Saratov State National Research University N.G. Chernyshevsky, Ph.D., Professor of the Department of Education methodology
2 Kindergarten "Kindergarten combined type № 158" Leninsky district, Saratov, Ph.D., educational psychologist


Abstract
The article deals with one of the activities of the teacher-psychologist in preschool educational institution in the field of educational areas identified in the GEF to, and in the development of the child's personality.

Новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования внёс значительные изменения в деятельность ДОУ. Результатом деятельности ДОУ является комплексное изменение личности дошкольника, поэтому перед современными образовательными программами стоит цель осуществлять индивидуальный подход к развитию ребёнка: уважать его личность; учитывать его интересы; заботиться об его эмоциональном комфорте; создавать условия для свобод­ного творческого самовыражения.

О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.Н. Казакова и другие считают, что нужно постоянно изучать и оценивать развитие каждого воспитанника ДОУ на основе информации, которой располагают специалисты ДОУ для заполнения индивидуальной карты развития ребёнка.

В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации широко используется психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития педагогической науки диагностика помогает педагогу оценивать эффективность своей деятельности, проводить грамотно действующие учебные программы и адекватно выбрать методы воспитания [1].

Педагогическая диагностика – это механизм, с помощью которого можно выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Психологическая диагностика – это психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребёнка с целью:

  • выявить причины возникновения проблем в развитии обучении;
  • определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребёнка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ и др.

Главная цель диагностического обследования – получение информации о реальном состоянии диагностического объекта; определение путей позитивного его изменения и нахождение методик, способствующих коррекции негативных сторон объекта [2].

В процессе диагностики в ДОУ ребёнку предлагаются задания, тесты, вопросы и загадки, а родителям – анкеты, тесты и опросники.

Различают следующие диагностики: основная, промежуточная, оперативная.

Основная диагностика. Задача – выявить исходное состояние обследуемого объекта, установить его специфические особенности и выработать план развития.

Промежуточная диагностика. Задача – дать оценку правильности стратегии образования и динамики развития, выбранной в отношении ребёнка.

Оперативная диагностика. Задача – оценить качество решения текущих задач и помочь педагогу выстроить правильную тактику взаимодействия с детьми.

Основными направлениями диагностики в ДОУ являются пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:

  • физическое развитие (физическая культура, здоровье);
  • социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность);
  • познавательно-речевое развитие (познание, коммуникация);
  • художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка).

Диагностика в ДОУ направлена на разные сферы развития ребёнка:

  • Психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы).
  • Познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие).
  • Интеллектуальная сфера (мышление).
  • Эмоциональное состояние.
  • Личностная сфера (самооценка).
  • Коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и пр.).

Педагог-психолог ДОУ должен иметь в своём арсенале различные методики по выявлению уровня интеллектуального развития, особенности личностной сферы и когнитивной деятельности.

В Концепции ФГОС дошкольного образования записано, что педагогическая диагностика необходима как для индивидуализации образования (поддержать ребёнка, определить для него индивидуальный маршрут развития, определить методы профессиональной коррекции его развития), так и с группой детей.

Педагог ДОУ должен иметь чёткие представления об индивидуальных особенностях каждого ребёнка: о состоянии его здоровья, уровнях физического, эмоционального и когнитивного развития. Эта информация помогает ему разрабатывать индивидуальные цели развития детей, создавать наиболее благоприятные условия для развития ребёнка в детском саду, оказывать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

Диагностика неразрывно и тесно связана с коррекцией. Диагностика в педагогической практике не самоцель:

– по результатам диагностики выявляются некоторые проблемы или отклонения в развитии детей, что позволяет специалисту выбрать соответствующие в каждой конкретной ситуации формы и методы воспитания;

– с помощью диагностики на основе выработанных критериев педагог-психолог определяет уровень развития того или иного качества ребёнка; по анализу результатов исследования педагог-психолог разрабатывает программу либо по формированию, либо по развитию этого качества;

– опираясь на диагностическое исследование, педагог-психолог помогает родителям создать благоприятный микроклимат в семье, где акцент делается на развитие сильных сторон психики ребёнка и нивелируются его слабые стороны.

Оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ, можно сделать с помощью следующих методов: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, несложные эксперименты, беседы [3].

Наблюдение предусматривает длительное, планомерное, целенаправленное изучение объектов и явлений природы детьми, которое организуется специально педагогом.

Изучение продуктов труда дошкольников в дошкольном учреждении позволяет педагогу сделать вывод о качестве результатов обучения: насколько сформированы умения детей, в какой степени развиты некоторые личностные характеристики необходимые в познавательной деятельности ребёнка.

Целостная картина возможностей дошкольника и причины, проявляющихся проблем в воспитании и обучении, педагог может получить, изучая документацию.

Сведения о здоровье, о темпе развития ребёнка, о врожденных и приобретенных заболеваниях, об адаптационных возможностях воспитанника содержатся в медицинской карточке. Дать оценку условиям воспитания, достаточности педагогических ресурсов в семье помогают сведения о родителях и месте жительства.

Диагностика изученного программного материала даёт возможность педагогу-психологу сделать некоторые выводы: на сколько эффективны методы преподавания; степень подготовки педагога; о выборе адекватных средств педагогического воздействия [5].

Диагностика дошкольников очень трудоёмкая и сложная работа. Здесь от возраста ребёнка многое зависит, так как специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребёнка в значительной степени зависит от того, в каких условиях происходит это развитие. Поэтому при обследовании дошкольников следует знать особенности и правила педагогического диагностирования.

В зависимости от возраста индивидуальное обследование не должно превышать от 10 до 20 минут. Осуществлять наблюдение за ребёнком можно в естественных условиях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обследование дошкольников следует проводить только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Рекомендуется диагностику проводить вдвоём, например, психолог работает с ребёнком, а воспитатель фиксирует поведение ребёнка, его реакцию на задание, то есть внешние эмоциональные проявления.

Создание доверительной и доброжелательной обстановки – неотъемлемое условие. Не следует показывать своё недовольство ребёнком, если он что-то делает не так, а, напротив, поощрять положительными оценочными суждениями. Желательно присутствие родителей на обследовании, с которыми педагог обсуждает результаты и интерпретацию диагностики; необходимо выслушивает мнение и пояснение родителей; договариваются о помощи, которую родители дома могут оказать ребёнку; разрабатывают индивидуальный маршрут коррекции [4].

Диагностическое обследование, как привило, проводится в начале и в конце года; в середине года – только для детей группы риска.

По результатам диагностического обследования на каждого ребёнка заводится диагностическая карта.

Одной из первоочередных задач теории и практики воспитания дошкольников является проблема использования диагностики в образовательном и воспитательном процессах ДОУ. С помощью диагностики педагог имеет возможность: оценить правильность своей деятельности; оптимизировать процессы индивидуального и группового обучения; свести к минимуму свои ошибки.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное — на какие критерии ориентироваться.

Педагогическая диагностика:

особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО

Старший воспитатель МБДОУ № 56

1.На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. Щ. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное — на какие критерии ориентироваться.

2.Регламентируемые документы педагогической диагностики:

Щ.- Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3.

Щ.-Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.

3.Разберем, как же все-таки, проводить диагностику детей в детском саду и нужно это делать или нет?

Щ. При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей,

4.Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с

Щ.целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и

Щ.оптимизации работы с группой детей.

Т.е. данное положение не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками. Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.

5. В ООП каждого ДОУ указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые промежуточные результаты освоения Программы, которые раскрывают динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.

6.Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах:

7. Следовательно, мониторинг в ДОУ и педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) в соответствии с ФГОС может заключаться в анализе освоения воспитанниками содержания образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей в ДОУ, социально-коммуникативное развитие в ДОУ.

8. Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т.е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга. Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

9.Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

• создать банк информации;

• определить направление в деятельности педагогов.

Щ. Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.

11. Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

12.Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год:

-на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать ООП ДО.

-на конец учебного года (май) –сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.

Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка.

Щ.Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.

13. Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.

14.Разработка инструментария педагогической диагностики, вызывает много сложностей у педагогов-практиков. Причиной тому является ожидание конкретных, доступных практических материалов с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу.

Щ.Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки, Интернет ресурсы, каждое ДОУ должно создать свою систему мониторинга. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) может быть утвержден педагогическим советом.

15. Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО. 1-ый шаг.

Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, узкие специалисты - музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, состояния физического здоровья осуществляет медицинский персонал ДОУ. Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.

В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются:

- изучение продуктов деятельности детей

- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).

16. Воспитатели и узкие специалисты заносят результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.

1 вариант - В рамках реализации ФГОС ДО содержание диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.

Технология работы с таблицами проста:

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка. Мы не сравниваем результаты детей между собой, только сопоставляем индивидуальные достижения конкретного воспитанника.

Однако, если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для ведения учета результатов освоения детьми ООП ДОУ.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

17.Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год – в таблице виден проблемный критерий по игровой деятельности, где необходимо учить детей придерживаться игровых правил в д/и.

18.Структура диагностики в ДОУ по ФГОС

2 вариант - Диагностические карты индивидуального развития в соответствии с ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка,

Щ. начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска в школу. Диагностическая карта направлена на учет индивидуальных достижений ребенка.

19.В них указываются все образовательные области, которые должен усвоить на определенном этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты.

В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития.

2 Щ. и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

21. 3-ий шаг. Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям, На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.

Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.

30. Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы.

Без изучения динамики развития ребенка, КОТОРУЮ обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!

Читайте также: