Проблемно ценностное общение во внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Проблемно-ценностное общение, в отличие от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей.

Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами). А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника (он равен мне, поэтому в случае неудачи ее трудно списать на превосходство в возрасте, опыте, знаниях), непросто понять, готов ли я всерьез отвечать за свои слова? Иными словами, ценю я то, что утверждаю, или нет.

Понять это можно, например, участвуя в дебатах. Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая мне изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня – получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности. Очевидно, что самоопределение пойдет тем успешнее, чем более конкретными, близкими и интересными будут эти фрагменты и ситуации для подростков.

В рамках подготовки к проблемно-ценностной дискуссии необходимо проведение локальных социологических исследований, выявляющих наиболее интересующие школьников социальные темы. Например, в одной из школ г. Москвы был сформирован следующий список тем:

1. Реализация интересов и потребностей молодежи в сфере досуга, культуры и спорта в Москве.

2. Адекватность устройства городской среды (архитектурный облик, уличные ландшафты, рекреационные зоны) потребностям и устремлениям молодого поколения.

3. Продуктивная занятость и трудоустройство молодежи в Москве.

4. Взаимоотношения между группами молодежи в Москве.

5. Транспортные проблемы города: роль и место молодого поколения в их решении.

6. Роль и место молодежи в информационном пространстве города.

7. Доступность качественного образования для молодежи столицы.

8. Позиция юных москвичей в деле сохранения культурного наследия столицы.

9. Экология Москвы и позиция молодежи.

Для того, чтобы задать такие темы в проблемном ключе и сделать их открытыми для понимания и обсуждения, необходимо подготовить пакет текстов, связанных с жизнью города (села, поселка), которые проблематизировали бы восприятие подростками указанных тем.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. Педагог в этой форме выстраивает работу группы как последовательность ряда шагов.

Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют непосредственное переживание, различные формы практики и формы эстетического постижения.

Универсальным средством построения ситуации, отвечающей требованиям смысловой наполненности, понимательности, проблемности, ценностности, является текст (в нашем случае – текст, описывающий социальную ситуацию).

Каково содержание педагогической проблематизации? Речь идет о нескольких способах, которые можно комбинировать.

В-третьих, педагог может продемонстрировать, разыграть непонимание высказанного учащимся мнения, побуждая его к уточнению, более глубокому обоснованию позиции.

В-четвертых, педагог может согласиться с высказанной точкой зрения, а затем сделать из нее абсурдные выводы (здесь необходимо избежать высказываний, способных нанести обиду подростку).

В-пятых, в случае отсутствия каких бы то ни было высказываний, педагог может их спровоцировать, предъявив от своего лица довольно радикальное понимание ситуации (здесь нельзя переступить этическую грань).

Педагог тоже включен в позиционное общение. При этом существует реальная опасность, что его позиция будет доминирующей в системе детских позиций (например, из-за высокого авторитета). Чтобы избежать этого, педагог должен сформировать собственную личностно-профессиональную позицию как организатора позиционного общения. В личностной проекции - это позиция Взрослого, в профессиональной проекции - это позиция рефлексивного управляющего.

Эго-состояние Взрослый вкупе с двумя другими эго-состояниями - Родителя и Ребенка - образует, по мнению Э. Берна, личностную матрицу человека. В отличие от Родителя и Ребенка, обращенных в прошлое, к опыту, в воспоминания, Взрослый принимает решения, исходя из ситуации, которая наличествует сейчас, в данный момент, здесь-и-теперь.

Организующая роль педагога здесь включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов. Замечательно, если педагогу удается привлечь к дискуссии (и особенно, к рефлексии) внешних экспертов – представителей того социума, который обсуждают школьники. Их присутствие и мнения – мощнейший фактор повышения социальной значимости происходящего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы

Актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития этого общества. В настоящие время можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, но еще в большей степени происходит нарастание бездуховности среди молодежи. Бездуховность проявляется в негативном отношении к истории своего Отечества, его культуре и традициям, в преклонении перед западной культурой и образом жизни, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. Однако более всего бездуховность молодежи проявляется в негативных личностных качествах, таких как эгоизм, цинизм, агрессивность, стремление к насилию и в утрате положительных моральных качеств и ценностей: чести, порядочности, сострадания, доброты, любви к ближнему.

Признавая необходимость воспитания жизнеспособного поколения молодежи в современных условиях российской действительности, следует поставить вопрос о целях воспитания. В настоящее время требуется воспитание гармонично развитой личности; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности; автономной личности. Важно, чтобы цели воспитания, которые ставят перед педагогами сегодняшняя школа и общество, смогли сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут ученику состояться во взрослой жизни.

Цель программы: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи курса:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся.

Содержание программы

1.Основы социализации в обществе.

2.Охрана жизни и здоровья обучающихся.

5.Правила дорожного движения.

Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации).

Рассказы педагога и детей.

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

различные тематические книги;

аудио и видеоносители информации;

художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;

телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;

выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;

различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;

о правилах конструктивной групповой работы;

об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

о способах организации взаимодействия людей и общностей;

о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;

стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

опыта волонтерской деятельности;

опыта творческой деятельности в социальном пространстве.

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Выделение нравственного содержания своих поступков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения

Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.

Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Умение адекватно оценивать свою деятельность

Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности

Рабочая программа "Дискуссионный клуб", расчитана на 32 занятия в год.

ВложениеРазмер
programma_diskussionnyy_klub.docx 29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Главный врач ГБУЗ ДС № 9 ДЗМ

для учащихся 1 - 8 классов

на 1 учебный год

Составитель: воспитатель Иванова З.П.

Программа направлена на развитие детской одарённости, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, выслушивать другие мнения; учиться оценивать свои возможности и постоянно стремиться к познанию самих себя.

По мнению психологов, современный человек склонен подменять истинные ценности жизни материальными благами. Происходит неосознанный выбор: не дружба и любовь, а положение; не самовыражение, а карьера; не сострадание, а собственность.

В этом смысле особенно ранимы наши дети. Целые поколения вырастают в этом мире вещей. Наши дети, даже дошкольники, умеют управляться с пультами телевизора, мобильными телефонами, электронными приставками и интернетом. И все те же дети, не задумываясь, пинают кошку, подростки цинично издеваются над своими сверстниками, равнодушны к проблемам старшего поколения. Сегодняшние дети не умеют быть честными, добрыми, справедливыми, сострадательными, потому что взрослые не научили их этому. Научить чувствовать гораздо труднее, чем научить пользоваться сотовым телефоном или компьютером.

Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей. Основной формой работы клуба является дискуссия. Программа предусматривает организацию и проведение занятий, способствующих развитию у них навыков конструктивного общения, умений взаимодействовать в группе, ценностных отношений к другим людям, к своей родине, к природе, к знаниям. Занятия проводятся таким образом, чтобы учитывать физическое состояние и процесс реабилитации детей в лечебном учреждении. В детском санатории ребёнок в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущает собственную независимость от взрослых. Внеурочная деятельность в санатории позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед ребёнком, так и педагогические задачи, связанные с воспитанием этих детей.

Цель данной программы :

Создание благоприятных условий для социально – педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем, повышение эффективности лечебно-восстановительного процесса, развития их личностного потенциала, содействие формированию человека культуры, через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.

1. Обеспечить комплекс условий, способствующих повышению психического и эмоционального состояния детей.
2. Способствовать оптимизации жизнедеятельности временного коллектива.

3. Развивать базовую культуру воспитанника.

4. Учить методам и приемам познания себя и одноклассников;

5. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

6. Развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности; развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность;

7. Формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива.

8. Приобретения конкретного социального опыта

Формы и методы работы.

Формы занятий : групповые: со всей группой одновременно и с отдельными участниками проводимого мероприятия.

Режим занятий: Программа рассчитана на учебный год и состоит из 32 занятий для учащихся 1-8 классов. (2-3 занятия в месяц)

В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными,

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
  2. приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
  3. овладение способами самопознания, рефлексии; достижении поставленных целей;
  4. умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  5. высказывать свою точку зрения, аргументировать её, выслушивать другие мнения – дискутировать.

Настоящая программа предлагает для дискуссионного клуба темы с элементами морально – этического тренинга. Темы основаны на анализе различных документов, источников, художественных произведений.

Вводное занятие (2 ч.). Ознакомление с правилами и основными приёмами работы (в том числе групповой).

Счастье как этическая и нравственная категория. Смысл жизни человека (5ч.). Для чего существует человек? Как можно стать счастливым? Почему жизнь бывает несправедлива? Что означает счастье? Каждый может стать волшебником. Сколько нужно денег для счастья, или как выбрать свой путь?

Личная свобода и свобода как нравственная категория (5 ч). Что такое свобода? Может ли человек делать всё, что захочет? Мешают ли другие люди человеку быть свободным? Для чего человеку свобода? Нужно ли быть взрослым, чтобы быть свободным? Что значит быть свободным? Есть ли у свободы границы? У всех ли людей есть право быть свободным?

Азбука нравственности (15ч) Простые правила общения. Как быть гостеприимным? Умеем ли мы дружить? Дружить или ссориться? Радоваться жизни или жаловаться на судьбу? Что такое дружба? Законы дружбы. Хороший друг. Как наладить отношения со своими родителями, бабушками? Всё зависит от меняя. О братьях наших меньших. Вежливость и торжество. Жизнерадостность. Я и моя семья. Мои увлечения - хобби. Как добиться успеха? Карта богатства. Как мне живется в классе, в семье, в санатории…? Я и общество. Доброе слово и кошке приятно. Правила этикета.


Июнь 4th, 2016 admin

Жиляева Марина Леонидовна,

учитель высшей квалификационной категории

руководитель ШМО учителей начальных классов,

почётный работник общего образования Российской Федерации

Проблемно-ценностное общение как составная часть патриотического воспитания младших школьников в свете реализации ФГОС НОО

… кто не принадлежит своему отечеству,

тот не принадлежит и человечеству.

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке.

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспомнишь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавшей к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

Мы живём в сложное и противоречивое время. Немало уже сказано и написано о духовной нищете современного человека, упадке нравственности в обществе. Действительно в постсоветский переходный период резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, образования, искусства, стало утрачиваться традиционное российское патриотическое сознание.

Стало ясно, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять всю образовательную систему, потому что без духовно-нравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, вырождается наука. Как оказалось, без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.

В настоящее время государственная политика в области образования и воспитания подрастающего поколения определяет ведущие направления развития системы образования. Среди них – формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.

Кроме этого, детей надо ставить в такие условия, чтобы они могли постигать жизнь в самом широком смысле этого слова, обретая свою человеческую сущность. Всем известны слова С.Я. Маршака:

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Формами организации проблемно-ценностного общения являются: этические беседы, дебаты, ролевые диалоги, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии, проблемно-ценностные дискуссии с привлечением внешних экспертов, представителей общества, с выходом за пределы образовательного учреждения.

Первая форма организации проблемно-ценностного общения этическая беседа позволяет обучающимся начальной школы выйти на первый уровень результатов внеурочной деятельности – уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Этические беседы часто строятся на материале реальных жизненных ситуаций, художественных произведений, просмотренных сюжетов в средствах массовой информации, документальных и художественных фильмов, периодической печати, фоторепортажей и др. Здесь вспоминаются слова Уолта Уитмена:

«Был ребёнок, и он рос с каждым днём

и каждый день видел новое,

И на что бы он ни взглянул –

он всем становился,

И всё становилось частью его

на этот день, на этот час

Видеофрагмент из презентации школы, посвящённый организации патриотического воспитания.

Курс построен на концентрической основе с постепенным расширением понятий и углублением их содержательного осмысления. Организация патриотического воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по различным направлениям.

Наша страна – Россия.

формировать элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о важнейших законах государства;

формировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

формировать представления о символах государства – флаге, гербе и гимне России;

формировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

пробуждать интерес к общественным явлениям, закреплять понимание активной роли человека в обществе;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

формировать начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

Край мой соловьиный.

формировать представления о различных сторонах жизни родного края,

знакомить с историей и современной жизнью Курского края;

формировать представления о флаге, гербе и гимне Курской области,

формировать личностно-ценностное отношение к своему краю;

пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

формировать уважительное отношение к традиционным религиям Курского края.

История моей семьи в истории большой страны.

изучать историю родного края через семейные архивы, рассказы близких родственников;

изучать жизнь края через беседы в семье, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;

формировать толерантность и толерантное поведение в условия полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

изучать историю и традиции своей семьи в контексте истории родной страны;

формировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи;

организовать общую работу семей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры, совместное решение задач, стоящих перед местными жителями

Школа, которой я горжусь.

воспитывать любовь к школе, интерес к её истории, судьбе педагогов, выпускников;

закреплять знание традиций школы, бережное отношение к ним.

воспитывать уважительное отношение к национальным героям, защитникам Родины;

изучать ратную историю России, историю вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;

изучать жизнь и подвиги воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества;

участвовать в увековечивании памяти российских и советских воинов;

участвовать в сборе материалов для школьного музея боевой славы.

Знаменательные даты в нашей жизни.

пробуждать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны и родного края.

Участие в массовых мероприятиях школы.

пробуждать и поощрять стремление активно участвовать в делах класса, школы, города;

получать первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по патриотическому воспитанию обучающихся

Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях патриотического воспитания младших школьников ведётся в различных направлениях.

Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.

Организация родительского лектория по вопросам патриотического воспитания в семейном клубе.

Проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр, тематических расширенных педагогических советов.

Выпуск информационных материалов.

Организация совместных мероприятий, праздников, акций.

Проведение открытых занятий для родителей.

Привлечение родителей к проведению занятий для младших школьников.

Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путём привлечения их к активной деятельности.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию, результатом которой в свете реализации новых образовательных стандартов должно стать достижение выпускником школы современного национального воспитательного идеала.

Читайте также: