Проблема в проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цели работы над проектом:
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом ре¬шить;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Этапы работы над проектом:
- предпроект;
- этап планирования работы над проектом;
- аналитический этап;
- этап обобщения;
- презентация полученных результатов.

Классификация проектов
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Примерный план работы учителя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями).
3. Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (табл.).
Этапы создания проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап

4 этап 1. Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежестко).

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность.
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
9. Подготовка к презентации.
Презентация 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8.Подготовка продукта деятельности к презентации.
9. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:
– спектакли (в том числе кукольные);
– концерты;
– устные журналы;
– викторины и игры с применением знаний по теме;
– показы моделей одежды;
– тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;
– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
– видеожурнал или видеофильм;
– макеты;
– действующие модели;
– швейные и кулинарные изделия;
– игрушки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблемы организации проектной деятельности в начальных классах

Н.Н. Михайлова

В последние годы в отечественной школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Серегиной убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. Недостаточная разработанность и систематизированность методической базы проектной деятельности младших школьников вызывает различные затруднения или игнорирование данного метода учителями (4).

Недостаточное, поверхностное осозна­ние педагогом сущности проектной дея­тельности и роли учащегося в ней часто приводит к псевдопроектированию, что яв­ляется, на наш взгляд, первой проблемой ор­ганизации проектной деятельности младших школьников. Как известно, основными функциями учителя при использовании проектного метода должны являться следу­ющие (7):

мотивация учащихся к предстоящей проектной деятельности;

помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения;

содействие прогнозированию резуль­тата, рекомендация источников полу­чения информации;

необходимая консультационная под­держка;

помощь в организации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом.

Однако на практике педагоги началь­ных классов нередко отступают от роли консультанта и занимают главенствующую позицию, полностью регламентируя дейст­вия младших школьников в процессе вы­полнения проектов. С целью становления субъектности младших школьников в процессе выполне­ния проектов педагогу необходимо созда­вать условия для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициа­тивности. Для этого целесообразно ис­пользовать следующие апробированные на­ми приемы (1):

мозговой штурм для непосредствен­ной формулировки темы коллективно­го проекта;

совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа, содержания и мес­та проведения защиты проекта, состав­ление плана презентации;

коллективное составление алгоритмов (планов) самооценки разных видов проектов и др.

В качестве второй проблемы в организа­ции проектной деятельности в начальной школе мы рассматриваем неготовность многих учащихся к собственно проектиро­ванию. Это усугубляет часто встречающе­еся механическое заимствование педагога­ми приемов и форм работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения без какой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников.

Мы считаем, что проектная деятель­ность в начальном звене возможна и эф­фективна только при сформированности у младших школьников готовности к выпол­нению этой деятельности, под которой по­нимаем интегративное образование, синте­зирующее комплекс коммуникативных, когнитивных, операционных и оценочных компонентов.

Чтобы на второй ступени начального обучения (в III , IV классах) учащиеся были бы способны к выполнению проектов, необ­ходима целенаправленная работа педагога, заключающаяся в формировании у учени­ков следующих умений (6):

планировать свою деятельность и релизовывать ее в соответствии с выра­ботанным планом;

анализировать имеющиеся возмож­ности, ресурсы для предстоящей рабо­ты;

совместно (в группах) решать учебные задачи;

оценивать полученный результат на соответствие поставленной цели по выделенным критериям, свои достиже­ния и трудности;

представлять ход проделанной работы и ее итог.

Несформированность у младших школьников перечисленных умений хотя бы на минимальном уровне, отсутствие опыта продуктивных групповых взаимо­действий, содержательной самооценки крайне затрудняет проектную деятельность или делает ее невозможной. Для формиро­вания названных умений эффективны та­кие приемы, как:

проблемное введение в тему урока;

совместная (с учащимися) постановка цели и задач урока;

преобразование деформированных планов выполнения конкретных зада­ний, самостоятельное составление пла­нов решения учебных задач;

подбор детьми материалов по интере­сующим их вопросам, структурирова­ние информации, выделение в ней главного;

поиск альтернативных способов реше­ния проблемных ситуаций;

формулировка правил-законов обще­ния в классе и группе, взаимоконтроль за их соблюдением;

самоанализ и самооценка процесса и результата решения учебных задач с помощью оценочных отрезков, листов достижений и др.

Третьей проблемой в реализации про­ектного метода в начальной школе являет­ся смещение педагогом цели проектной деятельности с внутреннего на внешний ре­зультат. Вместо формирования личност­ных качеств, умений и навыков, приобрета­емых младшими школьниками в процессе выполнения проектов (исследовательских, информационных, кооперативных, комму­никативных, презентационных, рефлексив­ных), педагог обращает основное внимание на непосредственный внешний результат, продукт детского проектирования. Одной из причин этого является стремление учи­телей максимально выигрышно предста­вить проекты своих учеников на всевоз­можных конкурсах и смотрах.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников — сотрудничество, содей­ствие, партнерство с собственным ребен­ком. Очень важно, чтобы взрослые осозна­вали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выпол­нения проекта.

В связи с этим подключение родителей к проектной деятельности младших школь­ников должно быть специально организо­вано педагогом. Мы считаем целесообраз­ным проведение родительского собрания (семинара) или их серии, на котором объяс­няется сущность проектного метода, рас­крываются виды возможного участия роди­телей в проектной детской деятельности (мотивационная, организационная, инфор­мационная, техническая поддержка уча­щихся). Желательно продемонстрировать видеофрагменты презентаций детско-родительских проектов, продукты проектирова­ния школьников, а также заранее подгото­вить и раздать родителям памятки или ре­комендации по сотрудничеству с ребенком в проектной деятельности. В дальнейшем педагогу следует осуществлять консульти­рование родителей в процессе подготовки учащимися конкретных проектов.

Сочетание традиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяет достигать поставленных целей образования, а именно формировать компетентности учащихся.

Список использованной литературы

Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2004.

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш. учеб. заведений. М., 2007.

Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. . д-ра психол. наук. М., 2000.

Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М., 2004.

Павлова И.М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: Дис. . канд. пед. наук. М., 2007.

Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. ТГПУ. 2006. Вып. 10 (61).



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Что такое проектная деятельность

В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата.

Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

Чем отличается от творчества

  • определить цель;
  • четко представлять себе результат, который мы хотим получить;
  • проработать этапы реализации замысла;
  • выделить определенное количество времени на эту деятельность.

Например, спонтанное создание уникальной открытки на 8 марта — это творческая деятельность ученика. А создание 20 праздничных открыток к Дню учителя за неделю — проектная.

Чем отличается от исследования

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования.

Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания.

Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях.

Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

Творческий

Результат проекта — творческий продукт.

Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.

Информационный

Результат проекта — база знаний.

Исследовательский

Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.

Из каких этапов состоит проектная деятельность

Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги.

1. Определение проблемы

Окружающий мир состоит из сплошных тайн: почему в холодильнике холодно, как работают поезда, что такое лодка-дом. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять.

В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить. Например:

Вода — замечательное явление природы! Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Проблема: как узнать больше о воде.

2. Поиск способов решения проблемы

В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку.

В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы.

3. Подведение итогов

Но подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту.

Как организовать проектную деятельность в начальной школе

Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали.

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться.

Что почитать по теме

Рассказывает учителям и родителям об основах проектной деятельности в начальной школе. Помогает выстроить все этапы и получить желаемый продукт.

Автор рассказывает учителям, как организовать проектную деятельность в классах, опираясь на ФГОС. В книге описана структура проектной деятельности и подробно раскрыты этапы.

Серия разбита на классы: от второго до четвертого. Учителям-предметникам объясняют, как выстроить работу над проектом. К каждой книге в комплекте идет рабочая тетрадь, чтобы применять все знания на практике с учениками

Бесплатный курс, рассчитанный на четыре недели обучения. Проходит в дистанционном формате. За время обучения учителям объяснят и покажут на примерах, как разработать проекты по школьной программе по русскому языку, математике и окружающему миру. Начать можно в любое время: нужно зарегистрироваться на сайте и начать прохождение. Все материалы останутся навсегда, а еще по итогам каждого модуля можно получить сертификат от Учи.ру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа и выступает организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.

Обобщение опыта по теме:

учитель начальных классов

2.Реализация проектной деятельности в начальной школе

2.1.Из истории метода проектов……………………………………….4

2.3.Классификация проектов…………………………………………. 6

2.4. Этапы работы над проектом……………………………………….7

2.5. Требования к проектам…………………………………………….13

2.6. Роль учителя в проектной деятельности детей…………………..13

«Начальная школа - это, прежде всего,

творческий труд одного учителя.

Я всегда считал необходимым стать

в какой — то мере ребенком,

иметь доступ в сказочный дворец,

имя которому - Детство.

Только при этом условии дети

не будут смотреть на вас как на человека,

случайно проникшего за ворота их

сказочного мира, как на сторожа,

которому безразлично, что делается

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа выступает организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Моя методическая тема по самообразованию:

Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Задачи:

изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации)

изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Организовать работу с классом по данной теме.

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

разработать рекомендации по применению учебного проекта.

Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.

Ожидаемый результат: проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, развитию коммуникативной и информационной компетентности.

Метод проектов как педагогическая технология.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектная деятельность способствует освоению детьми новых знаний и отвечает основным требованиям новых образовательных стандартов второго поколения.

Рассмотрим основные понятия метода проектов.

«Прое́кт (от лат. projectus )— брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд).

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам .

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта .

Классификация проектов.

Исходя из возрастных особенностей развития младших школьников, были определены следующие типы проектов :

По доминирующей в проекте деятельности:
творчески-поисковые, ролевые,
ознакомительно-ориентировочные.

Предметно-содержательная область:
межпредметные, монопроекты.

По характеру контактов:
среди детей одного класса, внутришкольные, региональные, межрегиональные.

По количеству участников проекта:
индивидуальные, парные, групповые,
семейные.

По продолжительности проекты бывают:.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков.

Среднесрочные (недельные) выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает от недели до месяца и целиком проходит при участии руководителя.

Долгосрочные могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения.

Возможные формы проведения презентаций проектов:

Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что в рамках этого опыта разработаны и представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Что такое проектная деятельность

В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата.

Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

Чем отличается от творчества

  • определить цель;
  • четко представлять себе результат, который мы хотим получить;
  • проработать этапы реализации замысла;
  • выделить определенное количество времени на эту деятельность.

Например, спонтанное создание уникальной открытки на 8 марта — это творческая деятельность ученика. А создание 20 праздничных открыток к Дню учителя за неделю — проектная.

Чем отличается от исследования

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования.

Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания.

Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях.

Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

Творческий

Результат проекта — творческий продукт.

Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.

Информационный

Результат проекта — база знаний.

Исследовательский

Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.

Из каких этапов состоит проектная деятельность

Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги.

1. Определение проблемы

Окружающий мир состоит из сплошных тайн: почему в холодильнике холодно, как работают поезда, что такое лодка-дом. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять.

В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить. Например:

Вода — замечательное явление природы! Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Проблема: как узнать больше о воде.

2. Поиск способов решения проблемы

В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку.

В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы.

3. Подведение итогов

Но подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту.

Как организовать проектную деятельность в начальной школе

Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали.

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться.

Что почитать по теме

Рассказывает учителям и родителям об основах проектной деятельности в начальной школе. Помогает выстроить все этапы и получить желаемый продукт.

Автор рассказывает учителям, как организовать проектную деятельность в классах, опираясь на ФГОС. В книге описана структура проектной деятельности и подробно раскрыты этапы.

Серия разбита на классы: от второго до четвертого. Учителям-предметникам объясняют, как выстроить работу над проектом. К каждой книге в комплекте идет рабочая тетрадь, чтобы применять все знания на практике с учениками

Бесплатный курс, рассчитанный на четыре недели обучения. Проходит в дистанционном формате. За время обучения учителям объяснят и покажут на примерах, как разработать проекты по школьной программе по русскому языку, математике и окружающему миру. Начать можно в любое время: нужно зарегистрироваться на сайте и начать прохождение. Все материалы останутся навсегда, а еще по итогам каждого модуля можно получить сертификат от Учи.ру.

Читайте также: