Проблема демократического контроля деятельности лидеров кратко

Обновлено: 02.07.2024

Задание: Проанализируйте высказывание.

Вопросы:

1) Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Ответ: Любая власть стремится к диктатуре, чтобы этого не произошло нужен контроль со стороны народа.

2) Запишите два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Ответ: Демократия; политический режим; правовое государство; диктатура.

3) Приведите несколько примеров, подтверждающих это выска­ зывание.

4) Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите два-три аргумента в защиту вашего мнения.

Ответ: Да, чтобы не было возможным злоупотребление властью необходима законодательная, исполнительная и судебная власть. В условиях демократии народ — контролёр власти на выборах, он выбирает ту личность, которую захочет по своим интересам.

Политические режимы. Обществознание. Рабочая тетрадь 9 класс.
Все задания.

Введение
Глава 1. Теоретическая сущность демократии. 4
§1. Понятие термина демократия. 4
§2. Сущность демократии. Два типа и две концепции демократии. 6
§3. Форма демократии. 10
Глава 2. Демократический контроль в сфере государства и власти 15
§1. Демократия и общественное самоуправление. 15
§2. Демократический контроль в России. 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат..docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра теоритической и прикладной политологии.

Учебная дисциплина: политология.

Саратов – 2013 г.

В условиях развития политической системы важную роль занимают проблемы контроля действующего политического режима и формы правления на систему власти.

Для того чтобы разобраться в проблемах контроля демократии над системой властных отношений необходимо конкретизировать понятие демократии, затем соотнести его с властной системой и государством.

Целью работы является проведение всестороннего комплексного исследования проблемных вопросов соотношения демократии и контроля над властной системой государства.

Объектом исследования являются политические явления, возникающие в процессе осуществления демократического контроля за властными отношениями государства и общества.

Предметом исследования является представление демократии и представление демократического контроля за властной системой, их соотношение и взаимодействие.

Глава 1. Теоретическая сущность демократии.

§1. Понятие термина демократия.

Понятийный аппарат "демократия" проистекает от греческого слова "demos", значащего "народ" и "kratos", значащего "власть" В странах с демократическим контролем именно гражданское общество располагает независимой властью над законодателем и правительством.

Невзирая на то, что в этом отношении в государствах с демократическим режимом имеются различные аспекты, некоторые взгляды и практические подходы, которые различают демократическое правление от иных форм власти государства.

  • Демократия есть форма управления государством, при которой весь гражданский социум принимает участие в управлении государством и приобретают ответственность перед обществом или определенно, или через собственных вольно выбираемых представителей.
  • Демократия выступает собой как совокупность убеждений и абстрактных критериев, оберегающих независимость человека. Демократия - это институционализация (вступления в законные рамки) свободы.
  • Демократия базирована на мнении волеизъявления большинства граждан в сочетании с правами лиц и меньшинств общества. Все страны с демократическим режимом правления, почитая волю большинства, с ревностностью оберегают важнейшие права некоторых лиц, а так же элементов, группирующих меньшество.
  • Страны с демократическим режимом защищают членов социума от всесилия центров правительства, и исполняют активность сообразно рассредочению власти государственной, передавая долю вероятностей на местный и областной уровни. Несмотря на это страны с демократической формой правления дают себе ведомость о том, что местная власть обязана в весьма вероятной степени являться доступными народу и откликаться на его потребности и надежды.
  • Страны с демократическим режимом понимают, что одной из их наиболее фажных функций является предохранение таких существенных прав индивида, как свобода слова и веры в ту или иную религию; преимущество на равноправную охрану со стороны закона и преимущество в праве на основание объединений, а так же полной деятельности в политической, экономической и культурной сфере социума.
  • Страны с демократическим контролем постоянно санкционируют вольные и правосудные выборы, возможность принятия участия в них обеспечивается всем гражданам. Выборы в странах с демократическим строем не могут быть лишь прикрытием, за которым скрываются монарх или одна партия, а выражают собой борьбу за поддержку народа.
  • Власть народа изъявляет желание от представителей государственной власти обеспечения верховенства закона и реализации положения, при котором общество получает равноправную защиту в пределах закона и все права граждан обеспечиваются защитой правовой системы.
  • Демократические страны различаются многообразием, выражая исключительно политическую, общественную и культурную сферу того или иного государства.
  • Страны с демократическим режимом базируются на ведущих положениях, а не на однообразной действительности. При власти народа, общество имеют права и обязательства для принятия участия в государственно-правовой системе, которая оберегает права и свободы данного общества.
  • Демократическое общество предрасположено на таких положениях как выражение снисходительности, организации пособничества и достижение компромиссного решения. Страны с демократическим строем считают, что достижение согласия требует компромиссного решения, а также что компромисс не всегда будет приобретен1.

§2. Сущность демократии. Два типа и две концепции демократии.

Создание демократического государства есть цель и совершенство модернизации хотя бы какого то цивилизованного общества 2.

В нынешнем политическом состязании прошлого, демократия базировалось как совмещение гражданских, общественных а так же политических прав и свобод. Модернизированные репрезентативной демократии по двум основным направлениям:

  1. распространение прав избирателей от сословных до общего права и значительного увеличения числа депутатов;
  2. издание системы гарантий стран с демократическим контролем — операция по созданию гражданского социума и правового государства.

наиболее важной комбинированной частью модернизации демократического процесса является разработка разносторонних демократических процессов, которые характеризуют и нынешнюю демократию: выбор социумом высшего законодательного органа; равный баланс выборных прав; целостность права избирательного; сдерживании прав меньшинства выбором большинства; непрерывный социальный контроль и др.

Демократия — не простое разногласие взглядов и мнений, это — система правления. Нынешнее государство с демократическим режимом— это правовое государство, в котором на практике реализован принцип деления властей и основаны настоящие приспособления предохранения прав и свобод общества. Наиболее определяющее значение в демократических странах существует идея народной независимости. Она воплощается в главных принципах демократии. Основными принципами демократии считаются: парламентаризм; выборность, сменяемость органов представительной власти, их ответственность перед социумом; власть права; равенство перед законом; деление властей; огромну.сферу прав и свобод гражданина, их гарантии; политическое многообразие и т.д.

Нельзя оставить без внимания то, что в демократических государствах функционирует положение конституционализма, по которому конституция является наивысшей юридической силой по отношению ко всем другим правовым нормам.

Так же нужно проявить то, что является основой политической практики. В демократических социумах так же являются мирная передача власти в совпадении с принципами; невмешательство армии в политический процесс; отречение от особых, властных методов; использование проведенных законом методов разрешения социальных стычек.

Все граждане, имеющие определенные избирательны права, имеют право принимать участие во всенародных выборах. Они не могут быть ущемлены в этнических, расовых, религиозных либо по иным признакам. Гарантом демократии является публичный контроль за её определенными проявлениями либо срывами3.

Следует застопориться на данных свойствах нынешней демократии, как публичное единодушие, обычаи законности, терпимость к разнообразию идеологий, непризнание давления и т.д. Важнейшим условием демократического строя является приобретение публичного консенсуса (согласия). Под решением проблемы понимается единодушие, хотя водящим основным вопросом, единодушие определенного (большого) количества людей сравнительно наиболее принципиальных элементов группировки и деятельности социума. Публичное разрешение проблемы подразумевает удовлетворения желаний меж гос-ом и гражданами, меж разными отраслями власти, меж государственным аппаратом и местными самоуправлением, меж различными политическими объединениями и политическими движениями. Разработка политического решения происходит в ряд шагов, которые включают в себя определение общих задач; поиски критерий сотрудничества; находку противоречий, несогласий, возможных обоюдных уступков; а так же взаимодействие форм сотрудничества и ступени, а еще понятие меру его прекращения.

Два типа и две теории демократии.

Демократия – неоднородное, многообразное явление. Демократию рассматривают с двух сторон: как метод социально политического движения общественных масс; и как форму организации и осуществления государственной власти и систему прав и свобод, так же и как политический режим.

Основные формы и основные институты:

  1. наличие конституций, официально определяющих личные, политические права и свободы индивидов в целом, провозглашающих принцип равенства перед законом;
  2. разделение власти, главенствующее положение закона, независимость судебных органов;
  3. свобода деятельности политических партий и других объединений;
  4. официальное закрепление участия народа в делах государства, его влияния на решение основных вопросов жизни общества.

Многообразие и политическое противостояние – это не основные условия демократии, а только выявление антагонистических противоречий капиталистического социума. Если эти пробуждения капитализма становятся главными критериями всякой демократии, то исходя из этого прослеживается несколько целей:

  • приобретаются аргументы для превозношения буржуазного основания, его экономической и политической сфер;
  • народными массами навязывается буржуазное осмысление демократии;
  • оскверняется социализм.

Буржуазная демократия имеет противоречия. Демократия раскрывает попытку для внедрения трудящихся, их социальных объединений в государственные учреждения. Воссоздает критерии для рабочего класса, некоторых других слоев трудящихся в социально – политические объединения, для оппозиции власти капитала, следовательно развитие демократии неизбежно подтачивает базис данной власти.

Демократия социалистического типа. С происхождением гос власти трудящихся возникает новейший, социалистический тип демократии, в критериях которого в первый раз в вселенской летописи человек труда, его первичные потребности и заинтересованности установлены в центр политики страны.

Основные признаки и основные свойства:

  1. Экономическим базисом является социальные формы собственности и сист. хоз-ва.
  2. Фигурой, обнаруживается однообразная социальная и международная общность.
  3. Характеризуется обширной системой прав и свобод граждан. Для уравнения возможностей разрешении участии в самоуправлении и управлених равными возможностями для всех участвовать в управлении и самоуправлении. Особым критерием меры прав и свобод граждан может послужить система гарантий: политических, организационных, экономических, юридических.
  4. различается обширным единством и не разъединению прав, обязанностей, свободы и ответственности конкретного индивида.
  5. Рассредоточивается на все сферы жизни общества.
  6. Неотделима от общественной справедливости и законности.

В общем, смысле социалистическая демократия – это единодержавие народа, в которых выражающееся в ежедневном функциональном и действующем участии трудящихся, их социумов и организаций в решении вопросцев гос-ой и общественной жизни, присутствие у людей широких, обещанных прав и свобод, сочетающихся с повинностями, заинтересованном отношении к публичным преображениям, практической деловитости сообразно их осуществлению в целях модернизации социализма и построение коммунизма.

§3. Форма демократии.

В зависимости от конфигураций причастности общества в осуществлении государственной власти выделяют следующие виды демократии: прямую, плебисцитную и представительную. При прямой демократии перед народовластием и воплощением власти народа в решения, недостает опосредующих звеньев – общество само участвует в анализе и принятии определенных выводов.

На страницах мировой истории неоднократно встречались переходы политического режима определенного государства к другому. Это может быть связано с разными факторами, такими как смена правителя, понижение качества жизни граждан, повышение уровня социального неравенства и так далее.

Ф. Хайек говорит о том, что демократия может перейти в диктатуру, и чтобы этого не случилось, и властям, и народу необходимо приложить немалые усилия.

Я могу согласиться с мнением автора, так как демократия предполагает скооперированные действия властей и народа, чьи цели и идеи совпадают. Однако не каждое общество способно обеспечить подобный уровень правовой культуры. Автор поднимает проблему гражданского общества и удержания демократического политического режима в обществе.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно прийти к выводу, что для установления, а также удержания, что не менее важно, демократического политического режима, необходима скооперированная работа граждан и властей, направленная на улучшение качества их жизни.

В этом высказывании известного австро-британского экономиста и философа затрагивается вопрос укрепления демократии, в целях предотвращения возникновения диктатуры. Фридрих Хайек уверен в том, что для недопущения деспотизма за властью нужен постоянный контроль со стороны общества. Учёный также обращает наше внимание на то, что осуществлять такой контроль в реальности – это сложная задача.

Я согласен с данным утверждением Хайека. Действительно, достичь истинной, а не показной демократии непросто, однако именно она способна сделать государство по-настоящему правовым и справедливым. Достижение этого немыслимо без общественного контроля власти и без активного участия самих граждан в политическом процессе.

Фридрих Хайек

Обратимся к теоретическим аспектам этой цитаты. Демократией называется такой политический режим, при котором единственным источником власти является народ, а государственная власть осуществляется его по воле и в его интересах. Однако власть, вне зависимости от характера политического режима, всегда проявляется как способность правителя или группы правящих лиц влиять на поведение граждан, подчинять их своей воле, делать свои решения общеобязательными, для всех без исключения. Поэтому при определённых условиях демократия может остаться таковой лишь формально, на самом деле эволюционируя в диктатуру.

Диктатура – это политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в одних руках диктатора, либо принадлежит узкому кругу лиц, монополизировавших её. Диктатура отличается низким уровнем политической культуры в государстве, поскольку его повышение не является выгодным для властей. Диктатура может быть авторитарной (когда сохраняются внешние показные признаки демократии в некоторых сферах жизни, не касающихся политики) и тоталитарной (когда власть стремится к установлению тотального контроля над обществом, вплоть до частной жизни людей).

Новгородское вече

Подводя итоги своих рассуждений, я хочу сделать следующий вывод. Для сохранения и поддержания стабильности демократического режима политической власти необходимо, чтобы граждане контролировали эту власть и принимали активное участие в политической жизни общества и государства.

Начнем с того, что есть демократия. Демократия - это состояние общества, когда распределение власти напрямую зависит от воли населения страны. Уже здесь проявляется своеобразная форма контроля: власть зависит непосредственно от результатов выборов. Какой бы крутой и способный не был политик, без доверия избирателей стать частью властной структуры он не сможет.

Демократическая среда - это основа появления и развития гражданского общества. Еще Иммануил Кант в своих работах отмечал, что основная потребность человека - это участие в выборах и в гражданском обществе, которое подразумевает свободу граждан и подотчетность институтов власти. Собственно, само по себе гражданское общество - это не среда, а набор институтов, которые функционируют за пределами государства, то есть не подчиняются ему на организационном уровне.

К таким институтам можем отнести, к примеру:

  • Общественные палаты при органах власти
  • Гражданские ассоциации
  • Профессиональные и региональные ассоциации

В целом, работают они все по одной и той же модели. Скажем, NSA (Национальная ассоциация оружейников) в США уже не один раз влияла на результаты выборов, даже отзывала сенаторов, которые выступали за ужесточение законов относительно владения оружием, из Конгресса. У ассоциации есть большая группа поддержки, которая готова следовать рекомендациям ассоциации относительно выбора в день голосования или публичной оценке того или иного политика. Именно в этом суть демократического контроля: интересы граждан, личные, профессиональные, политические, выражаются путем создания негосударственных организаций. Эти организации уже могут задавать государству вопрос: "Защищаете ли вы наши интересы? Сдерживаете ли вы те обещания, которые давали во время предвыборной кампании?". Ответ на этот вопрос может повлиять на следующие выборы или даже на текущее положение избранного должностного лица.

Интересно, что в любую демократическую конституцию на уровне законодательного дизайна включены принципа общественного контроля. Например, Конституция РФ, статья 32 или Преамбула Конституции США.

Главная мысль заключается в том, что власть, исходя из народа, к народу же и возвращается. Власть в демократии - это служитель общества, а общество - объединение людей, которые просто хотят жить хорошо.

Читайте также: