Проблема активизации учебно познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Активный метод – это форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой учащиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками образовательного процесса.

Понятие активных методов обучения и принципы их организации

Активные методы обучения – это методы обучения, при которых деятельность учащихся носит творческий, продуктивный и поисковый характер.

Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов:

  1. Принцип индивидуализации – предполагает организацию многоуровневой системы воспитания и обучения детей, на основании учета их индивидуальных особенностей.
  2. Принцип гибкости – предусматривает вариативность обучения на основании учета пожеланий и запросов со стороны учащихся, непосредственно в процессе проведения учебного занятия.
  3. Принцип сотрудничества – предполагает равные и доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимной ответственности педагога и учащихся.

Признаки активных методов обучения

Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков:

  • Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще не достаточно знаний. Имеет базис, на основании которого они начнут решение проблемы, а для ее конечного разрешения самостоятельно и активно будут формировать новые знания. Задача педагога оказать консультативную и направляющую помощь.
  • Адекватность учебно-познавательной деятельности – предусматривает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемых ими знаний, умений и навыков.
  • Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленные на самостоятельный поиск учебной информации и получение знаний.
  • Индивидуализация – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности на основании учета индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося.
  • Исследование изучаемых проблем и явлений – предполагает формирование фундаментальных навыков, необходимых для последующего успешного самообучения и самообразования.
  • Непосредственность, самостоятельность – направлены на взаимодействие учащихся с учебной информацией и материалами. Отличие от традиционного обучения состоит в том, что между учебной информацией и учащимся, не стоит транслятор в виде педагога.
  • Мотивация – активность обучения предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, активные методы обучения являются специфической группой методов, имеющих свои отличительные особенности и черты.

Классификация активных методов обучения

Классификация активных методов обучения предусматривает их деление на две основные группы, в зависимости от количества участников: индивидуальные и групповые.

Существует также классификация активных методов обучения, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых:

Каждый вид активных методов обучения имеет свою специфику содержания и организации взаимодействия между участниками. Для того, чтобы процесс обучения был направлен не только на получение знаний и умений, а был познавательным и развивающим, педагог должен использовать во время занятия не один определенный метод, а их взаимосвязанный комплекс методов.

Таким образом, активные методы обучения направлены на организацию сотрудничества педагога и учащихся, что позволяет значительно повысить качество и эффективность образовательного процесса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Учитель истории высшей категории,

Павличенко Светлана Александровна

стаж работы: 19 лет

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития компетенций стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Генрих Песталоцци, Фридрих Адольф Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Джон Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу­ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо­го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб­ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко­временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи­вой и длительной (т.е. в течение всего урока);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышен­ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащих­ся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы­деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу­чения осуществляется через установление прямых и обратных свя­зей между учителем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол­лективной учебной деятельности). Особенность имита­ционных методов — разделение их на игровые и неигровые. Мето­ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен­ные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате­риала, поскольку достигается существенное приближение учебно­го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Также данная тема рассматривалась и казахстанской педагогикой. Появление методов активного обучения связано со стремлением активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (учителя, спикера) и с участием других учеников, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.

Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения.

Взаимообучения . Стержневым моментом многих форм проведения уроков с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей учащихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.

Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль ``фильтра'', пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения - педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале учитель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых учителем мотивов обучающихся выступают: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения, эмоциональная вовлеченность и т.д.

Список литературы:

Традиционные формы уроков уже в прошлом, они формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся.
Сейчас у нас развиваются научно-технические базы современных школ, изменяются интересы школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению.
Охарактеризуем наиболее часто используемые активные методы в практике современной школы.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг).
Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
• творческое усвоение учащимися учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Деловая игра.
Преимущество данного метода состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры. В ходе деловой игры развиваются творческое мышление, способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант.

Анализ конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Возможен случай, когда ситуация (кроме материала для анализа) содержит и проблемы, требующие решения. Этому методу присущи следующие основные признаки:
• наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
• разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
• обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
• подведение итогов и оценка результатов педагогом.
Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.

Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании географии, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;

5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения .

Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

4. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому роду деятельности.

5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б) бригадная (учитель → группа учащихся). Для этого класс делится на рабочие группы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом. Возглавляет группу доверенное лицо учителя – консультант. Работа в группах может строиться по-разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Иногда группа фронтально проговаривает и обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик. Коллективный способ организации обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью.

6. Применение новых информационных технологий

Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
- тематические презентации,
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
- видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты,
- картосхемы,
- таблицы и многое другое.

7. Систематическое использование различных средств контроля. Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии.

8. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.

III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного развивающего подхода.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности. В этой статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствующих активному осмыслению знаний.

Активизация познавательной деятельности, технология активного обучения, активные методы обучения.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Каждому человеку, вступающему в наш сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором не только современных знаний, умений, но и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО) – система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала, это форма взаимодействия обучающихся и учителя, обеспечивающая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

К активным методам обучения, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи конкретного этапа урока.

АМО строятся на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии

Основные активные методы обучения :

1. Проблемное обучение. Учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Достоинства проблемного обучения : развивает мыслительные способности обучающихся, интерес к учению, творческие силы.

4. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия). Это процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем, что вызывает интерес и положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления.

Данная технология представляется как средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, даже самых фантастических.

Кроме интенсификации освоения учебной информации, эффективно использование АМО в воспитательном процессе. Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду, способность принимать решения и умение решать проблемы, формируют качества личности, отвечающие современным потребностям общества.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

АМО формируют положительную учебную мотивацию;

повышают познавательную активность обучающихся;

активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;

стимулируют самостоятельную деятельность;

помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;

развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;

раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития

Активные методы обучения выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний.

Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности. Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает активизацию обучающихся.

Применение АМО эффективно в различных видах и формах деятельности с обучающимися, способствующая развитию коммуникативных способностей, активизации познавательного интереса учащихся, а также развитию творческого потенциала.

1. Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО. Петрозаводск: Verso, 2012. - 555с.

3. Гибш И. А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. - М., 1961

4. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 1991 г. - с. 90

Активные методы и формы работы с педагогами Активные методы и формы работы с педагогами, как условие повышения качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, в рамках ФГОС [/b].

Активные методы обучения педагогов Активные методы обучения педагогов При формировании умений и навыков используются следующие методы: • анализа конкретных ситуаций; • решение.

Психологический аспект деятельностного подхода Психологический аспект деятельностного подхода Основы деятельного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев Он исходил.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Читайте также: