Проанализируйте изменения произошедшие в науке в 17 18 веке какие возможности они открыли кратко

Обновлено: 04.07.2024

В середине XX в. в биологию начали активно проникать методы и идеи других естественных наук. На границах смежных дисциплин возникали новые биологические направления: биохимия, биофизика, биогеография, молекулярная биология, космическая биология и многие другие. Широкое внедрение математики в биологию вызвало рождение биометрии. Успехи экологии, а также всё более актуальные проблемы охраны природы способствовали развитию экологического подхода в большинстве отраслей биологии.

На рубеже XX и XXI вв. с огромной скоростью начала развиваться биотехнология – направление, которому несомненно принадлежит будущее. Последние достижения в этой области открывают широкие перспективы для создания биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов, для лечения наследственных заболеваний и осуществления селекции на клеточном уровне.

В настоящее время биология стала реальной производительной силой, по развитию которой можно судить об общем уровне развития человеческого общества.

Вопросы для повторения и задания

1. Расскажите о вкладе в развитие биологии древнегреческих и древнеримских философов и врачей.

2. Охарактеризуйте особенности воззрений на живую природу в Средние века, эпоху Возрождения.

3. Используя знания, полученные на уроках истории, объясните, почему в Средние века в Европе наступил период застоя во всех областях знаний.

4. Какое изобретение XVII в. дало возможность открыть и описать клетку?

5. Каково значение для биологической науки работ Л. Пастера и И. И. Мечникова?

6. Перечислите основные открытия, сделанные в биологии в XX в.

7. Назовите известные вам естественные науки, составляющие биологию. Какие из них возникли в конце XX в.?

Подумайте! Выполните!

1. Проанализируйте изменения, произошедшие в науке в XVII–XVIII вв. Какие возможности они открыли перед учёными?

3. Решение каких проблем человечества зависит от уровня биологических знаний?

5. Приведите примеры современных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук, не упомянутые в параграфе. Что является предметом их изучения? Попробуйте предположить, какие разделы биологии могут возникнуть в будущем.

6. Обобщите информацию о системе биологических наук и представьте её в виде сложной иерархической схемы. Сравните схему, созданную вами, с результатами, которые получились у ваших одноклассников. Одинаковы ли ваши схемы? Если нет, объясните, в чём их принципиальные отличия.

7. Оцените роль биологических знаний в формировании мировоззрения современного человека. Составьте 10–15 тезисов, раскрывающих значимость биологической информации в жизни каждого.

8. Организационный проект. Выберите важное событие в истории биологии, годовщина которого приходится на текущий или следующий год. Разработайте программу вечера (конкурса, викторины), посвящённого этому событию.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Ботаника

В настоящее время ботаническая наука разделилась на ряд самостоятельных, но одновременно взаимосвязанных дисциплин.

Морфология в широком смысле слова – это наука о строении растений, в узком смысле – наука о внешнем их строении. Анатомия исследует внутреннее строение растений. Из анатомии растений выделилась цитология, изучающая строение клетки. С изобретением электронного микроскопа возможности цитологических исследований значительно расширились. Особое значение приобрела эмбриология растений, изучающая ранние стадии развития растительных организмов. Физиология растений исследует процессы, происходящие внутри растительного организма. Палеоботаника изучает ископаемые остатки растений, что позволяет восстановить историю растительного мира. Геоботаника – наука о растительном покрове Земли, распространении и закономерностях размещения растительных сообществ. Часто в состав геоботаники включают географию растений.

Линней, Ламарк, Дарвин, Мендель, Морган, Павлов, Пастер, Гук, Левенгук, Броун, Пурнинье, Бэр, Мечников, Мичурин, Вернадский, Ивановский, Флеминг, Тенсли, Сукачев, Четвериков, Лайль, Опарин, Шванн, Шлейден, Чаграфф, Навашин, Тимирязев, Мальпиги, Гольджи и др.

Вопросы для повторения и задания

1. Расскажите о вкладе в развитие биологии древнегреческих и древне-римских философов и врачей.

2. Охарактеризуйте особенности воззрений на живую природу в Средние века, эпоху Возрождения.

3. Используя знания, полученные на уроках истории, объясните, почему в Средние века в Европе наступил период застоя во всех областях знаний.

После падения Западной Римской империи в Европе наступил застой в развитии наук и ремесла. Этому способствовали феодальные порядки, установившиеся во всех европейских странах, постоянные войны между феодалами, нашествия полудиких народов с востока, массовые эпидемии, а главное — идеологическое закабаление умов широких народных масс римско-католической церковью. В этот период римско-католическая церковь, несмотря на многие неудачи в борьбе за политическое господство, распространила свое влияние во всей Западной Европе. Имея огромную армию духовенства различных рангов, папство фактически добилось полного господства христианской римско-католической идеологии среди всех западноевропейских народов. Проповедуя смирение и покорность, оправдывая существующие феодальные порядки, римско-католическое духовенство вместе с тем жестоко преследовало все новое и прогрессивное. Естественные науки и вообще так называемое светское образование были полностью подавлены.

4. Какое изобретение XVII в. дало возможность открыть и описать клетку?

Новую эру в развитии биологии ознаменовало изобретение в конце XVI в. микроскопа. Уже в середине XVII в. была открыта клетка, а позднее обнаружен мир микроскопических существ — простейших и бактерий, изучено развитие насекомых и принципиальное строение сперматозоидов.

5. Каково значение для биологической науки работ Л. Пастера и И. И. Мечникова?

Труды Луи Пастера (1822—1895) и Ильи Ильича Мечникова (1845—1916) определили появление иммунологии. В 1876 г. Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, холеры, бешенства, куриной холеры и других болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы, бешенства. Первая прививка против бешенства была сделана Пастером 6 июля 1885 г. В 1888 г. Пастер создал и возглавил научно-исследовательский институт микробиологии (Пастеровский институт), в котором работали многие известные ученые.

Мечников, обнаружив в 1882 г. явление фагоцитоза, разработал на его основе сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем — фагоцитарную теорию иммунитета, за что получил в 1908 г. Нобелевскую премию совместно с П. Эрлихом. Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. Мечников создал первую русскую школу микробиологов, иммунологов и патологов; активно участвовал в создании научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих различные формы борьбы с инфекционными заболеваниями.

6. Перечислите основные открытия, сделанные в биологии в XX в.

В середине XX в. в биологию начали активно проникать методы и идеи других естественных наук. Достижения современной биологии открывают широкие перспективы для создания биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов, для лечения наследственных заболеваний и осуществления селекции на клеточном уровне. В настоящее время биология стала реальной производительной силой, по развитию которой можно судить об общем уровне развития человеческого общества.

– Открытие пептидных связей в молекулах белков

– Изучение химической природы хлорофилла

– Описали основные ткани растений

– Открытие структуры ДНК

– Открытие ключевого этапа в дыхании клеток — цикла трикарбоновых кислот, или цикла Кребса

– Исследование физиологии пищеварения

– Наблюдал клеточное строение тканей

– Наблюдал одноклеточных организмов, клетки животных (эритроциты)

– Открытие ядра в клетке

– Открытие аппарата Гольджи — органоида клетки, метод приготовления микроскопических препаратов нервной ткани, исследование строения нервной системы

– Установил, что одни части зародыша имеют влияние на развитие других его частей

– Сформулировал мутационную теорию

– Создание хромосомной теории наследственности

– Сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

– Обнаружили усиление мутационного процесса под действием радиоактивного излучения

– Открыл сложную структуру гена

– Открыл значение мутационного процесса в процессах, происходящих в популяциях, для эволюции вида

– Установил филогенетический ряд лошадиных как типовой ряд постепенных эволюционных изменений родственных видов

– Разработали теорию зародышевых листков для позвоночных

– Выдвинул теорию происхождения многоклеточных организмов от общего предка — гипотетического организма фагоцителлы

– Обосновывает наличие в прошлом предка многоклеточных — фагоцителлы и предлагает считать его живой моделью многоклеточное животное — трихоплакса

– Утверждал, что многие органы многофункциональны; в новых условиях среды одна из второстепенных функций может стать более важной и заменить прежнюю главную функцию органа

– Выдвинул гипотезу возникновения билатеральной симметрии живых организмов

7. Назовите известные вам естественные науки, составляющие биологию. Какие из них возникли в конце XX в.?

На границах смежных дисциплин возникали новые биологические направления: вирусология, биохимия, биофизика, биогеография, молекулярная биология, космическая биология и многие другие. Широкое внедрение математики в биологию вызвало рождение биометрии. Успехи экологии, а также всё более актуальные проблемы охраны природы способствовали развитию экологического подхода в большинстве отраслей биологии. На рубеже XX и XXI вв. с огромной скоростью начала развиваться биотехнология — направление, которому, несомненно, принадлежит будущее.

Подумайте! Вспомните!

1. Проанализируйте изменения, произошедшие в науке в XVII—XVIII вв. Какие возможности они открыли перед учёными?

Новую эру в развитии биологии ознаменовало изобретение в конце XVI в. микроскопа. Уже в середине XVII в. была открыта клетка, а позднее обнаружен мир микроскопических существ — простейших и бактерий, изучено развитие насекомых и принципиальное строение сперматозоидов. В XVIII в. шведский натуралист Карл Линней (1707—1778) предложил систему классификации живой природы и ввёл бинарную (двойную) номенклатуру для наименования видов. Карл Эрнст Бэр (Карл Максимович Бэр) (1792—1876), профессор Петербургской медико-хирургической академии, изучая внутриутробное развитие, установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи, сформулировал закон зародышевого сходства и вошёл в историю науки как основатель эмбриологии. Первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, стал французский учёный Жан Батист Ламарк (1774—1829). Палеонтологию, науку об ископаемых животных и растениях, создал французский зоолог Жорж Кювье (1769—1832). Огромную роль в понимании единства органического мира сыграла клеточная теория зоолога Теодора Шванна (1810—1882) и ботаника Маттиаса Якоба Шлейдена (1804—1881).

Прикладная биология – это отрасль биологии, которая определяется потребностями общества. Из практически важных дисциплин быстро развиваются бионика (изучение технических приложений биологических закономерностей), космическая биология (изучение биологического действия факторов мирового пространства в проблем освоения космоса), астробиология или экзобиология (исследование жизни вне Земли), а также регенеративная биология и медицина. Многие современные науки, такие как генетика, молекулярная биология, экология, решают свои актуальные задачи, используя для исследования животных. Тесно связана с практической деятельностью человека прикладная зоология, которая включает сельскохозяйственную, лесную, медицинскую зоологию, паразитологию и другие разделы. В настоящее время активно развиваются прикладные отрасли ботаники: растениеводство, лесное хозяйство, фармакология и парфюмерная промышленность. Велика роль ботаники в увеличении продуктивности культурных растений, в решении мировой продовольственной проблемы. На первый план выходят такие задачи, как рациональное использование и сохранение растительного мира, защита растений от неблагоприятных факторов.

3. Решение, каких проблем человечества зависит от уровня биологических знаний?

Решение, каких проблем человечества зависит от уровня биологических знаний?

Проанализируйте материал параграфа. Составьте хронологическую таблицу крупных достижений в области биологии

Страны, в которых произошли основные биологические открытия относятся к развитым и активно развивающимся странам.

5. Приведите примеры современных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук, не упомянутые в параграфе. Что является предметом их изучения? Попробуйте предположить, какие разделы биологии могут возникнуть в будущем.

Примеры современных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук: палеобиология, биомедицина, социобиология, психобиология, бионика, физиология труда, радиобиология.

Разделы биологии могут возникнуть в будущем: биопрограммирование, ИТ-медицина, биоэтика, биоинформатика, биотехнология.

6. Обобщите информацию о системе биологических наук и представьте её в виде сложной иерархической схемы. Сравните схему, созданную вами, с результатами, которые получились у ваших одноклассников. Одинаковы ли ваши схемы? Если нет, объясните, в чём их принципиальные отличия.

Обобщите информацию о системе биологических наук и представьте её в виде сложной иерархической схемы

7. Оцените роль биологических знаний в формировании мировоззрения современного человека. Составьте 10—15 тезисов, раскрывающих значимость биологической информации в жизни каждого.

1) Человечество не может существовать без живой природы. Отсюда жизненно необходимо сохранять ее

2) Биология возникла в связи с решением очень важных для людей проблем.

3) Одной из них всегда было более глубокое постижение процессов в живой природе, связанных с получением пищевых продуктов, т.е. знание особенностей жизни растений и животных, их изменение под воздействием человека, способов получения надежного и все более богатого урожая.

4) Человек – продукт развития живой природы. Все процессы нашей жизнедеятельности подобны тем, которые происходят в природе. И поэтому глубокое понимание биологических процессов служит научным фундаментом медицины.

5) Появление сознания, означающее гигантский шаг вперед в самопознании материи, тоже не может быть понято без глубоких исследований живой природы, по крайней мере, в 2-х направлениях – возникновение и развитие мозга как органа мышления (до сих пор загадка мышления остается неразрешенной) и возникновение социальности, общественного образа жизни.

6) Живая природа является источником многих необходимых для человечества материалов и продуктов. Нужно знать их свойства, чтобы правильно использовать, знать, где искать их в природе, как получать.

7) Та вода, которую мы пьем, точнее - чистота этой воды, ее качество тоже определяется в первую очередь живой природой. Наши очистные сооружения лишь завершают тот огромный процесс, который незримо для нас происходит в природе: вода в почве или водоеме многократно проходит через тела мириадов беспозвоночных, фильтруется ими и, освобождаясь от органических и неорганических остатков, становится такой, какой мы знаем ее в реках, озерах и ключах.

8) Проблема качества воздуха и воды – одна из экологических проблем, а экология – биологическая дисциплина, хотя современная экология давно перестала быть только ею и включает в себя много самостоятельных разделов, зачастую принадлежащих к разным научным дисциплинам.

9) В результате освоения человеком всей поверхности планеты, развития сельского хозяйства, промышленности, вырубки лесов, загрязнения материков и океанов все большее число видов растений, грибов, животных исчезает с лица Земли. Исчезнувший вид восстановить невозможно. Он является продуктом миллионов лет эволюции и обладает уникальным генофондом.

10) В данный момент особенно быстро развиваются молекулярная биология, биотехнология и генетика.

8. Организационный проект. Выберите важное событие в истории биологии, годовщина которого приходится на текущий или следующий год. Разработайте программу вечера (конкурса, викторины), посвящённого этому событию.

Примеры ближайших событий 2016-2017 гг.

Выберите важное событие в истории биологии, годовщина которого приходится на текущий или следующий год

– Разделение на группы

– Вступительное слово – описание события, историческая справка события, ученого

– Придумать название команд (по теме викторины)

– 1 раунд – простой: например, закончить предложение: Защитная реакция растений на изменение длины светового дня (листопад).

– 2 раунд – двойной: например, найди пару.

– 3 раунд – сложный: например, изобразить схему процесса, нарисовать явление.

Проанализируйте изменения, произошедшие в биологии в 17-18 в? Какие возможности они открыли перед учеными?

Проанализируйте изменения, произошедшие в биологии в 17-18 в?

Изменения в биологии этого периода были очень значимыми:

  • Жорж Боффон (концепция возникновения вида от единого предка);
  • Р.Гук, Д.Дидро, Э.Дарвин (происхождение одних видов от других - трансформизм);
  • К.Линей (классификация растений и животных);
  • Ш.Бонне, А Галлер (учение преформизм);
  • У.Гарвей, К.Вольф (учение эпигенез).

Основные открытия и учения того времени, которые помогли по иному взглянуть на мир живой природы.

Про экологи учения про биосферы до стротосферы


6h6hMivHtnpv0mg5O2IqSwQMd4g9cG8g.jpg

В наше время обнаружить новый вид животного, да еще млекопитающего, очень и очень непросто. Это возможно только в случае скрытого образа животного или в очень отдаленных и глухих районах земного шара. И тем не менее ежегодно открывают новые виды животных.

На самом деле этот вид был открыт еще 1963 году, когда его обнаружили в одном из заповедников в Хабаровском крае. Как оказалось эти редкие создания также обитают в Китае и на острове Сахалин.

Длиннохвостая мышовка получила такое название потому что у нее имеется очень длинный хвост, гораздо длиннее ее тела. Такой хвост ружен зверьку, чтобы лучше цепляться за стебли растений и перемещаться по ним. Животрое встречается крайне редко и живет скрытно, поэтому до сих пор не было обнаружено в Приамурье.

Самым главным открытием Пастера была прививка против бешенства. И когда в Париж пришли русские крестьяне, покусанные бешеным волком, он стал делать прививки. Несколько человек умерли, прошло довольно много времени после укуса, но большая часть была спасена. После этого построили пастеровский институт. Почитайте книгу Поля де Крюи "Охотники за микробами"

История открытия ДНК начинается с работ швейцарского биохимика Иоганна Фридриха Мишера, который в 1868 году ,проводя эксперименты с клетками гноя - лейкоцитами - выделил из ядер новое вещество, которое содержало фосфор. Это вещество он назвал нуклеином. Изучая его, он обнаружил, что нуклеин включает в себя белок и кислый компонент неизвестной природы. Он этот компонент назвал нуклеиновой кислотой. До конца дней своих этот ученый так и не узнал биологическую роль и химическое строение этого вещества, которые были изучены через 80 лет.

Следующий этап изучения принадлежит американскому ученому Освальду Эйвери в начале сороковых 20 века. Ему удалось выделить носитель наследственности. Это вещество оказалось не что иное, как отрытая Мишером нуклеиновая кислота. В те же годы другой американский биохимик Эрвин Чаргафф изучал содержание и состав ДНК. Именно он доказал, что любая клетка содержит полный набор информации обо всем организме.

Основных рас в мире 3: Негроидная, Монголоидная и Европеоидная. Все они относятся к виду Человек Разумный и равны по уровню интеллекта и развитию генома. Отличаются цветом кожи, строением костей, чертами лица, склонностями к заболеваниям. Различные расы изначально обитали на разных континентах: Негры в Африке, островах Гвинеи и Индонезии, экваториальном поясе, Монголоиды: в Азии. Европеоиды: в Европе, Серевной Америке. Это деление условно, и оно претерпевает множество изменений в связи с глобализацией и переселениями народов.

Крупные расы делятся на подрасы и смешения, такие как уральская, сибирская раса и т. д.

Самым выдающимся изобретением XVIII в. было создание английским ученым Джеймсом Уаттом (Ваттом) в 1764–1784 гг. универсального парового двигателя, который имел огромное практическое значение. Фактически это был первый в истории двигатель, который использовал не мускульную силу людей или животных, а энергию пара. Благодаря паровому двигателю в XIX в. появились такие виды транспорта как паровоз и пароход. Также данный двигатель послужил возникновению новой отрасли промышленности – машиностроению. По сути, изобретение парового двигателя стало одним из величайших достижений научно-технического прогресса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. В конце XVII – начале XVIII в. в р.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. В конце XVII – начале XVIII в. в р.

Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. В конце XVII – начале XVIII в. в результате распространения идей просвещения происходили радикальные изменения в общественном сознании. Знания, добываемые с помощью точных и гуманитарных наук, провозглашаются силой, способной улучшить общество.

Джон Локк (1632 – 1704) Все знания, по мнению философа, берутся из опыта, на.

Монтескье Дидро Вольтер Даламбер Всем философам нового поколения присуща в.

Монтескье Дидро Вольтер Даламбер Всем философам нового поколения присуща вера в могущество человеческого разума и способность людей улучшить мир, руководствуясь велением рассудка.

Множество открытий в области физики, механики и астрономии совершили Галилео.

Множество открытий в области физики, механики и астрономии совершили Галилео Галилей, Джордано Бруно и Николай Коперник

Целую эпоху в истории науки составили труды английского учёного Исаака Ньютон.

Замечательным явлением европейской науки и культуры XVII в. явилось творчеств.

Замечательным явлением европейской науки и культуры XVII в. явилось творчество Готфрида Вильгельма Лейбница. Занимался буквально всеми существующими тогда науками, оставил свой след в физике и геологии, юриспруденции и истории. Особенно велики его заслуги в области математики. Одновременно с Ньютоном, но совершенно другим способом, он создал дифференциальное и интегральное исчисления. Вся Европа восхищалась созданной им счётной машиной, ему же принадлежит идея парового двигателя. Особое внимание мыслитель уделял тому общему, что объединяет все науки, разрабатывал идею единства знания.

Новые идеи в философии Открытия в области астрономии показали, что мир устрое.

Новые идеи в философии Открытия в области астрономии показали, что мир устроен совсем не так, как учили античные философы и священнослужители. Пытливые умы задавали себе вопрос: как же устроен мир на самом деле? Какие законы им управляют? Появилось стремление описать и объяснить мир с помощью таких наук, как математика и механика. Всё больше внимания уделялось опыту и эксперименту.

Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон жил и творил в эпо.

Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон жил и творил в эпоху мощного экономического и культурного подъёма и развития Англии. Фрэнсис Бэкон размышлял и писал о самых разных вопросах: идеальном обществе и государстве, счастье человека, путях развития науки. Одну из главных задач науки он видел в обретении человеком власти над природой. Считал, что все препятствия на пути познания мира преодолимы, главное же условие расцвета науки состоит в том, что теории следует строить на основе наблюдений и экспериментов и проверять их опытным путём. Труды мыслителя способствовали развитию эмпиризма.

Взгляды Декарта оказали огромное влияние на развитие европейской науки и фил.

Навсегда вписано в историю науки имя Иоганна Кеплера. Ценность трудов учёно.

Развитие искусства В XVIII веке блистали утончённым мастерством французские.

Развитие искусства В XVIII веке блистали утончённым мастерством французские придворные живописцы: Франсуа Буше Оноре Фрагонар Антуан Ватто Их картины – это портреты аристократов, лирические сценки и пейзажи, мифологические сюжеты.


На полотнах их современника Жана Батиста Шардена мы видим представителей прос.

На полотнах их современника Жана Батиста Шардена мы видим представителей простонародья: крестьян и ремесленников, прачек и служанок.

Значительный вклад в развитие живописи внёс английский художник Уильям Хогарт.

Значительный вклад в развитие живописи внёс английский художник Уильям Хогарт, удивительно тонкий мастер пейзажа и портрета. Он творил и в сатирическом жанре, где ему особенно удавались бытовые сценки из жизни английской аристократии и буржуазии.

В XVIII веке началась творческая биография великого испанского живописца Фра.

В XVIII веке началась творческая биография великого испанского живописца Франсиско Гойи, талант которого во всей полноте раскрылся уже в следующем веке.

Дух Просвещения, постоянного поиска, движения вперёд царил и в музыке. Долго.

Дух Просвещения, постоянного поиска, движения вперёд царил и в музыке. Долгое время музыка преимущественно была церковной. Но в этих ограниченных рамках создавались удивительные по красоте и величественности произведения. Вершиной церковной музыки стало творчество двух великих немецких композиторов - Георга Фридриха Генделя Иоганна Себастьяна Баха

Вывод: В XVIII веке материальный и духовный мир европейцев стал неизмеримо бо.

Вывод: В XVIII веке материальный и духовный мир европейцев стал неизмеримо богаче и шире. И хотя лучшие произведения литературы, изобразительного искусства, музыки не могли в то время стать достоянием каждого, атмосфера поиска и неустанного труда, пронизывающая век Просвещения, охватывала всё общество.

Читайте также: