Приведите слова доказывающие что россия сама не хотела развязывать войну 1812 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Двести лет об этом стыдливо молчат. говорить не любят. Войну развязал русский император Александр I. У России с Францией не существовало проблем ни геополитических, ни
исторических, ни экономических. Не хотел никогда Наполеон захватывать Россию. Ему не нужна была эта нищая холодная и огромная страна. Если б Наполеон хотел Россию захватить, он бы сделал это еще в 1807г. , когда русская армия была разгромлена под Фридландом, а французы преследуя ее остатки вышли к пограничной реке Неман. Но Наполеон не пошел, а предложил русским мир. Более того Россия еще и получила от Бонапарта в подарок Белостокскую область! Все ради мира
и союза.
Но в Петербурге не хотели мирно жить. Хотели войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

-самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

-организовывать и регулировать свою деятельность
- владение умениями работать с разными источниками информации, анализировать и обобщать факты,

- формулировать и обосновывать выводы.

- сотрудничать с соучениками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

1.Организационный момент (2 мин)

2. Вступительное слово учителя, активизация знаний учащихся (3 мин)

Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать с цепочки событий, произошедших в начале правления Александра I.

- к каким последствиям привели или могли привести страну эти события?

- какие у вас возникли гипотезы?

-подтвердите фактами предложенную гипотезу.

Подтверждает ли ваше предположение предложенный ассоциативный ряд?

3. Целеполагание (3 мин)

Итак, ваше предположение подтвердилась.

- попытайтесь сформулировать тему урока (Отечественная война 1812 года)

- актуальна ли эта тема в наше время? (ответы детей)

-Что вы знаете о ней?

- Вспомните алгоритм изучения войн (см. приложение №1).

4. Изучение новой темы (27 мин)

Учитель: В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пре­делы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

С какой же целью Наполеон напал на Россию? Определить это нам поможет документ

Вопрос: Каковы причины и повод войны, по словам Наполеона?

Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее, чем Франция. Повод нарушение Тильзитского договора.

Учитель: Да действительно, Наполеон писал: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”. Наполеон, стремясь к мировому господству, захватив пол Европы, решил захватить Россию. Война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

- какова же была цель России в этой войне? Обратимся к документу 2.

Приведите слова, доказывающие, что Россия сама не хотела развязывать войну.

Проанализировав документ, определите характер войны со стороны России? (освободительный)

«С конца 1811-го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти… двинулись с запада на восток, к границам России, к которым точно также с 1811-го года стягивались силы России. Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война…

Учитель: После нарушения Россией условий Тильзитского мира обе страны готовились к войне. С обеих сторон разрабатывались и наступательные и оборонительные планы. Давайте познакомимся с силами и планами воюющих сторон и их готовностью к войне (слайд5).

Задание: 1) ознакомившись с численностью и расположением армий, составьте прогноз, каков же должен быть итог войны? Сделайте вывод и объясните почему.

(Ответ: победа французов: 1.Французская армия: в 2 раза превосходила по численности русскую армию. 2. Русская армия состояла из 3-х армий, которые были далеко друг от друга)

2) спрогнозируйте возможные действия русской и французской армий в такой ситуации.

3) используя карту учебника, обозначьте на контурной карте расположение русских войск на западной границе к началу войны. Надпишите фамилии командующих войсками. ( индивидуальная работа учащихся )

4) прочитай слова Наполеона, и определите, куда он хотел нанести основной удар. (“Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”).

Так как Александр не знал, куда Наполеон нанесет первый удар, он разделил армию на три части. Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург, поэтому определяя планы войны, Александр I рассчитывал на то, что силами армии Барклая де Толли удастся задержать французов, а Багратион, со своей армией ударив в тыл французам, заставит их отступить. Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр – человек, далекий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии. С отъездом в Петербург Александра общее руководство войсками принял на себя военный министр Барклай де Толли

Было решено, что первая армия Барклая де Толли и вторая Багратиона, отступая, соединяться в Вильно и дав здесь сражение, разобьют Наполеона. Но Багратион не успел подойти к Вильно в назначенное время и отступление продолжалось.


Моделирование ситуации. Работа в парах

2) используя карту учебника, выполните задание 2 на контурной карте. Обозначьте стрелками нашествие войск Наполеона на Россию в 1812 году.

Учитель: Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать.

Мы долго молча, отступали,

Досадно было, боя ждали,

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

Зарядка для глаз

Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток (показ на карте)

В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. (просмотр анимированной схемы сражения)

Задание: 1) используя карту учебника, выполните задание 3 на контурной карте. Отметьте место соединения армий Багратиона и Барклая-де-Толли.

- Что вы поняли? (примерные ответы: Наполеону ничего не удалось захватить)

Учитель: Правильно, несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. После того, как русские покинули город, противнику достались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража им захватить не удалось.

После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил.

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий без сражений породили в обществе и при дворе разговоры об измене. Главной фигурой критики стал Барклай-де-Толли, которого с учетом его шотландского происхождения обвинили в предательстве. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе генерала М.И.Кутузова.

Задание: просмотрев видеофрагмент подумайте, в чем причины неприятия Александром I М.И.Кутузова. (Примерные ответы учащихся: Александр I не любил Кутузова, не мог простить ему поражения под Аустерлицем, не мог простить самостоятельности и популярности, однако был вынужден уступить)

Учитель: Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве.

6.Закрепление (4 мин)

Организует работу по закреплению первичных знаний

Вопросы учащимся: 1) в чем особенность первого этапа войны? (внимание на контурные карты)

2) Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем – де – Толли, а позже и М.И. Кутузовым?

3) на какие вопросы мы должны найти ответ на следующем уроке?

6. Информация о домашнем задании (3 мин)

Обязательный уровень: § 4, с.24-26. Выучить основные даты первого этапа войны, знать хронологию событий

Дополнительное задание: (на выбор)

1. Данилов.А.А., Косулина Л.Г., История России XX век-М.: Просвещение,2012г.

7.Рефлексия (3 мин.). Предложить ребёнку продолжить одно из высказываний:

Познакомить с Отечественной войной 1812 года,с художественными произведениями,посвящёнными теме Отечественной войны 1812 года.

МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2

пос. Кшенский Советского района Курской области

Конспект интегрированного урока истории и литературы

русского языка и литературы

Мироновой Ириной Анатольевной

Слово учителя литературы.

Здравствуйте!—Что особого тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь

У нас сегодня необычный урок,интегрированный .Его можно назвать историко-литературным.Сегодня на одном уроке встретятся как старый друзья два школьных предмета :история и литература.И это не случайно,так как в любой области человеческого знания,по словам К.Г.Паустовского,есть бездна поэзии.

Но прежде чем вы будете знакомиться с темой урока нам бы хотелось узнать,с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок.

2.Рефлексия эмоционального состояния.

Слово учителя истории

Тема урока – Отечественная война 1812 года. Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свой Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

Слово учителя истории

Мы с вами рассмотрим следующие вопросы

Предпосылки и Причины Отечественной войны 1812года.

Характер войны, соотношение сил.

Вторжение Наполеона в Россию.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Совет в Филях и оставление Москвы.

Партизанское движение и народное ополчение.

Слово учителя литературы.

Вы узнаете о связи литературы и истории,познакомитесь с художественными произведениями.посвящёнными теме Отечественной войны 1812 года.

5. Изучение новой темы

Слово учителя истории о начале Отечественной войны.

Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

А сейчас мы с вами пронесемся сквозь века и окажемся в роковом 1812 году. Именно это дата является исторической, т.к. в этом году была была Отечественная война. (Беседа с учащимися).

- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

(восточное, западное, северное: восточное направление — борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье; западное (европейское) направление — участие в войнах против наполеоновской Франции; северное – война со Швецией за побережье Балтийского моря.)

- Какое направление внешней политики было наиболее актуальным и почему?

(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).

- Что такое континентальная блокада?

(прекращение торговых отношений с Англией)

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

( сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России, Россия оказалась в изоляции, авторитет Александра резко упал)

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.

Ребята вспомните из курса новой истории, какие бывают войны?

(Захватнические и освободительные).

А чем они отличаются?

(Причинами и целями)

Работа с историческим источником. (работа в парах)

Задание. 1-й документ приказ Наполеона при переходе армии через Неман. Прочтите и проанализируйте документ. Выясните причины войны со стороны Франции. Вопросы: Каковы причины войны по словам Наполеона?

Каков повод к войне?

Какие способы в отношениях с Францией использовала Россия?

Какова была цель России?

Приведите слова, доказывающие, что Россия сама не хотела развязывать войну.

Какова причина войны со стороны России?

Исходя из причин, определите характер войны.

Вопрос Итак, назовите причины войны со стороны России и Франции по данным документам.

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;

3. падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

Слово учителя литературы.

Ум, воля и дерзость Наполеона способствовали тому, что он в скором времени оказывается героем многих романтических произведений литературы. Каких, вы сейчас узнаете .Об этом вам расскажет Сафонов Павел.

Просмотр видеофрагмента о войне1812 года

1.Барклай де Толли – лифляндец по происхождению, быстро сделал карьеру,

честно служил России, но с его именем не соединилось ни одно знаменитое сражение. Участвовал во взятии Очакова, отличился в войне со шведами, но до его назначения на пост военного министра большинство русских о нём ничего не слышало.

Был по – немецки точен, сух, аккуратен, холоден, замкнут, требователен к себе и к другим. Всегда держал дистанцию с подчинёнными. был талантливым стратегом, но слишком отличался от полководцев суворовского образца – был далёк от солдат, поэтому его считали чужаком, да и нерусская фамилия этому способствовала.

Слово учителя литературы.

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шёл один ты с мыслью великой.

И, в имени твоём звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

и тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал…

И долго укреплён могущим убежденьем

Ты был неколебим пред общим заблужденьем:

И на полпути ты должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца весёлый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,-

О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведёт в восторг и умиленье!

2.Иван Петрович Багратион был грузин, из знатного княжеского рода. Народ любил его как верного и любимого ученика Суворова. Человек горячий, откровенный, резкий, мужественный, он пользовался, в отличие от Барклая де Толли, большой любовью в войсках. Во время отступления командует 2-й армией, но если Барклай, отступая, осторожен, его цель – сохранить армию, то Багратион часто идёт на рискованные столкновения с врагом. Это выглядит гораздо патриотичнее, но вряд ли разумнее. Барклай отмалчивается, Багратион постоянно выступает с пламенными патриотическими речами, призывая дать врагу отпор.

В Шевардинском сражении Кутузову постоянно приходится отправлять Багратиону депеши, чтобы он, руководя левым флангом, зря не лил кровь своих солдат.

В Бородинском сражении он оказывается в самом жарком месте боя. Французы постоянно наступают на Багратионовы флеши, но войска стоят насмерть. Здесь Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался.

Слово учителя литературы.

И ты… и ты, Багратион?

Вотще друзей молитвы.

Вотще их плач… во гробе он,

Добыча лютой битвы.

Ещё дружин надежда в нём;

Всё мнит: с одра восстанет:

И робко шепчет враг с врагом:

А он… навеки взор смежил,

Решитель бранных споров,

Он в область храбрых воспарил

К тебе, отец Суворов.

На фоне народной войны нужен был полководец, которому бы верил народ. Главнокомандующим назначают Кутузова.

Его назначение и приезд в армию вызывает ликование. Поют частушки:

Барклай де Толли

Слово учителя литературы.

В.А.Жуковский писал о Кутузове :

Он взором жизнь даёт полкам:

Он махом мощной длани

Их мчит во сретенье врагам

В средину шумной брани;

Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

С ним опыт, сын труда и лет;

Он бодр и с сединою;

Ему знаком победы след…

Доверенность к герою!

Нет, други, нет! не предана

Москва на расхищенье;

Там стены. в россах вся она:

Мы здесь, - и бог наш – мщенье.

Слово учителя литературы.

Слово учителя истории о Бородинском сражении.

Просмотр видеофрагмента о Бородинском сражении.

Слово учителя литературы.

Слово учителя истории

Хотя в Бородинской битве никто не проиграл и никто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

Слово учителя истории о совете в Филях и оставлении Москвы.

1 сентября в деревне Фили собрался военный совет. Кутузов понимал, что идти на сражение, значит рисковать судьбой Отечества. На военном совете Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к следующим битвам.

2 сентября русская армия оставила Москву. В тот же день передовые отряды французов вошли в Москве ( показ на карте). Французский император Наполеон ждал, что москвичи принесут ему ключи от Москвы, как это было во многих городах Европы. Но Москва была пуста. Это ошеломило Наполеона. Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней.

Наполеон долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но напрасно.

Слово учителя литературы.

А.С.Пушкин с помощью стихотворных строк рисует картину того грозного времени.

«Напрасно ждал Наполеон…

.Слово учителя литературы.

Слово учителя литературы.

Слово учителя истории.

.Слово учителя литературы.

Усач. Умом, пером остер он, как француз,Но саблею французам страшен:Он не дает топтать врагам нежатых пашенИ, закрутив гусарский ус,Вот потонул в густых лесах с отрядом -И след простыл!. . То невидимкой он, то рядом,То, вынырнув опять, следомИдет за шумными французскими полкамиИ ловит их, как рыб, без невода, руками.Его постель-земля, а лес дремучий-дом!И часто он, с толпой башкир и с козаками,И с кучей мужиков, и конных русских баб,В мужицком армяке, хотя душой не раб,Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.Давыдов! Это ты, поэт и партизан!. .

Слово учителя истории об окончании Отечественной войны 1812 года.

Работа с учебником.Чтение Манифеста.

Слово учителя литературы.

Слово учителя литературы.

Война окончилась.Наступило мирное время.Постепенно война отходила в мир воспоминаний и легенд,но вызвала огромный интерес в среди скульпторов,художников,композиторов.

Презентация об увековечивании памяти о войне 1812года.

Слово учителя литературы.

К сожалению,война 1812 года оказалась далеко не последней.Были в истории России 20 века войны гораздо более жестокие и кровопролитные,однако опыт этой войны никогда не забывался.

А слова современника Сергия Радонежского: “В единстве сила Руси!”, актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величие подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!” (А. Никитин)

Евгений Панасенков со своей книгой

"Все сражения войны 1812 года, абсолютно все проиграны русской армией. Наполеон делал что хотел, он пришел и ушел. Прессы нет, крестьяне читать не умеют, а мы можем объявить все что угодно победой, просто объявить, и все. . – Это мое открытие." Е. Панасенков.

Есть такой историк Евгений Панасенков. Он занимается историей войны 1812 года. В своей книге "Первая научная история войны 1812 года", выпущенной в издательстве АСТ он преподносит новую трактовку этой войны, полностью отличную от той, которой учили нас. Различия настолько шокирующие, что мимо них нельзя пройти не обратив на это внимание.

Мы приводим краткие выдержки из его книги.

Вот, что он пишет о своем исследовании событий 1812 года:

"Примерно 18 лет я эту тему копал в архивах и в итоге составил подробное описание этой войны. Она происходила в 35 губерниях, а всего было 42, то есть большая часть империи была в гражданской войне, в крестьянской войне. Я сделал расписание вплоть до некоторых деревень, какие были крестьянские отряды, под чьим командованием их подавляли."

Эта фраза относится к периоду Отечественной войны России против Наполеона в 1812 году. Он утверждает, что современная история, относящаяся к той войне не имеет ничего общего с реальностью. По его словам, на самом деле в России фактическая гражданская война, которая велась императором Александром I на подавление многочисленных крестьянских волнений, проходивших по всей России в тот период.

Кто виновен в начале войны 1812 года?

Всю ответственность за начало войны Евгений Панасенков возлагает на российского императора Александра I. По его словам, подготовку к легкой и победоносной войне он начал раньше, но был к ней в 1812 году не готов.

Отечественная война 1812 года.

"Если мы откроем первую историю войны 1812 года, вышедшую в 1819 году, Ахшарумова, там уже рассказано о том, что Александр I планировал наступление в 1811 году, о том, что он даже планировал наступление в 1812 году, когда уже Наполеон успел собрать армию. Мы сами распалили ситуацию, сами начали конфликт, а потом испугались в последний момент. Александр I не знал, что делать, потому что у него не было талантливых генералов, все русские генералы проигрывали Наполеону: Кутузов в 1805 году, Багратион в 1807 году. Не было русских генералов."

"Миф о непобедимом генерале Кутузове был создан в XX веке, создан Сталиным".

На протяжении почти 130 лет после Отечественной войны 1812 года о маршале Кутузове не писал никто. Часто обсуждались такие генералы как Барклай де Толль, Веллингтон, Блюхер, Шварценберг. Кто угодно, но только не Кутузов.

По словам Е. Панасенкова это объяснялось тем, что реально никаких битв Кутузов не выигрывал, а был лишь "номинальной" фигурой, фамилия которого понравилась Сталину (не о Веллингтоне же говорить). К тому же он оставил Москву и проиграл Бородино. Более того, после ухода Наполеона из Москвы он разбивает Кутузова под Малоярославцем. Кутузов отходит от Малоярославца к Полотняным заводам - в сторону от движения армии Наполеона. На Березине Наполеон берет две тысячи русских пленных, разбив армию Чичагова. Кутузов, стоявший неподалеку, не помог.

Одним словом, никаких военных подвигов и выигранных крупных сражений за Кутузовым не наблюдалось - пишет Панасенков.

Откуда появилась история о Отечественной войне и о Кутузове?

В 1940 году Сталиным перед надвигающейся войной для воодушевления народа был нужен пример военных удач, солдатской доблести и таланта генералов. Самые подходящие события - война 1812 года. Именно с этого периода войну начали именовать Отечественной войной. Ранее она так не называлась.

Кутузов руководит боем

Уже после Великой Отечественной войны, в 1952 году некто Жилин получил Сталинскую премию за статью "Контрнаступление армии Кутузова в 1812 году". С этого момента окончательно сформировалось представление о войне 1812 года, как о великом подвиге народа и гениальности генералов во главе с Кутузовым, которое и сохраняется до настоящего времени.

Со слов Панасенкова он нашел документы, которые свидетельствуют о том, что в 1962 году группа историков обратилась к Хрущеву с призывом не возвеличивать Кутузова.

"В 1962 году, в период оттепели, когда людям показалось, что можно что-то говорить, группа ученых, доктора наук и историки, участники Второй мировой войны обратились лично к Хрущеву с письмом, в котором привели фактически мои тезисы, что Кутузов проиграл Бородино, что он оставил Москву без боя преступно, что там погибли около 30 тысяч русских раненых, заживо сгорели. Требовали не ставить ему памятник, не называть проспект Кутузовским. Но советская власть не могла жить без мифов, в том числе организованных Сталиным. Потому что нужно было опять-таки признавать проблемы и во Второй мировой войне, ломалась бы вся система, которая жила на мифах." - Е. Панасенков.

Почему никто из русских генералов не написал никаких мемуаров об этой войне?

"Кроме Ермолова, у которого в 1864 году вышли записки, и то не в России. Ермолов открытым текстом пишет: мы проиграли Бородинское сражение. И больше ни один не написал мемуаров. Портретная галерея в Зимнем дворце, сотни генералов, а где же их исследования, где их радость по поводу их подвигов? А подвигов никаких не было. Все сражения войны 1812 года, абсолютно все проиграны русской армией. Наполеон делал что хотел, он пришел и ушел. Прессы нет, крестьяне читать не умеют, а мы можем объявить все что угодно победой, просто объявить, и все. Вот эти триста человек в портретной галерее Зимнего дворца – никто не написал исследования либо серьезных мемуаров."

"В начале войны и не было никакого единого главнокомандующего, официальным командующим был Александр I. Он позорно бежал из армии, отсиделся в Петербурге. Жизнь Александра висела на волоске. Я привожу документы и переписку матери, сестры, Аракчеева, которые прекрасно понимали, что если бы Наполеон остался бы еще на месяц в Москве, то Александра просто дворцовым переворотом убили бы в Петербурге."

Параллельно войне с Наполеоном шла другая война - гражданская

"– Это мое открытие. Примерно 18 лет я эту тему копал в архивах и в итоге составил подробное описание этой войны. Она происходила в 35 губерниях, а всего было 42, то есть большая часть империи была в гражданской войне, в крестьянской войне. Я сделал расписание вплоть до некоторых деревень, какие были крестьянские отряды, под чьим командованием их подавляли. Восстание крестьян в Пензе было подавлено страшно.

Крестьянам русские солдаты вырывали ноздри, глаза. Но крестьяне и сами много чего там натворили, потому что сказали, что это вам не восстание Пугачева, мы вас теперь перережем всех. Они арестовали офицеров, заперли их в крепость, бесчинствовали, убивали помещиков и прочее. Я все это описываю, цитирую документы. " - Е. Панасенков

В качестве эпилога

Евгений Панасенков не истина в последней инстанции. Мы все знаем другую трактовку Отечественной войны 1812 года - войны народной, освободительной и победоносной. Уверены, что нашим историкам есть, что сказать по этому поводу.

Читайте также: