Приведите пример в каких случаях стоит учитывать возрастные особенности в школе

Обновлено: 03.05.2024

В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка. Поэтому образовательный процесс выстраиваем таким образом:

• в ходе организованной образовательной деятельности учитываем возрастные возможности и интересы детей;

• организуем образовательную деятельность в форме совместной игры;

• организуем игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

• обучение проводим в спокойном тоне;

• откликаемся на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину;

• в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находим время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даем возможность проявить интерес и выполнить задания правильно.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому необходимо создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.

• Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.

• Психологическое сопровождение образовательного процесса.

• Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).

Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.

Программные цели и задачи реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т. д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастными индивидуальным особенностям. В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

В своей работе с дошкольниками воспитатели используют фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации совместной деятельности педагога и детей является непосредственно образовательная деятельность (НОД). При проведении НОД как основного вида деятельности детей дошкольного возраста мы включаем в процесс обучения эффективные формы работы с детьми : ИКТ, проектную деятельность, игровую, проблемно-обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей.

Выбор форм и методов работы, используемых на НОД и в режимных моментах, воспитатель выбирает сам. При организации НОД и в режимных моментах используются традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные - чувственное воспитание).

Учитывая особенности организации работы дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности. Интеграция-подчинение единой цели воспитания и обучения элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы. Цель интеграции - способствовать всестороннему развитию ребёнка, который познаёт объект с разных сторон.

Работу в образовательной деятельности с дошкольниками строится так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала.

Наглядные методы и приемы обучения

Методы :

1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы : показ способов, действий и показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1. Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте). По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

1. Чтение художественной литературы.

Приемы :

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

• указание (целостное и дробное);

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы :

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Формы работы при организации двигательной детской деятельности:

• подвижные игры с правилами;

• подвижные дидактические игры;

• игровые упражнения, игровые ситуации;

• спортивные игры и упражнения;

• гимнастика (утренняя и пробуждения).

Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:

• решение проблемных ситуаций;

• интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);

Формы работы при организации игровой деятельности:

• сюжетные игры, игры с правилами;

• создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);

• игры с речевым сопровождением;

• беседа, ситуативный разговор;

• составление и отгадывание загадок;

• игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);

• этюды и постановки.

Формы работы при организации трудовой детской деятельности (самообслуживание, бытовой труд и труд в природе) :

• коллективные и индивидуальные поручения, задания;

Следующие формы организации образовательного процесса – проектная деятельность и педагогическая игра.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от :

• содержания учебного материала;

• возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

• формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы;

• оснащенности педагогического процесса;

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда. Количество детей с нарушениями.

Таблица компактно содержит сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя с учащимися. Представленные методические рекомендации по её использованию помогут классному руководителю ставить цели и задачи развития и воспитания класса в соответствии с возрастными периодами.

ВложениеРазмер
учет возрастных особенностей в работе классного руководителя 160 КБ
программа воспитания 6 класса 97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учет возрастных особенностей воспитанников

в работе классного руководителя

Методические рекомендации по использованию таблицы

Составила Савиных Ольга Сергеевна,

Номинация: Инновации в воспитании

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение цели. Такое определение воспитания дано в Минимальном социальном стандарте РФ. (Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования, 2003 г.)

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое должно опираться на основные периоды возрастного развития.

В Положении о классном руководителе заложена аналитико-прогностическая функция, которая предполагает выполнение классным руководителем должностных обязанностей в части определения состояния и перспектив развития классного коллектива; определения стратегии, цели и задач развития классного коллектива, составления программы воспитания и развития класса и плана воспитательной деятельности на учебный год; оказания помощи ученику в решении его острых проблем. Думающий классный руководитель должен уметь видеть и формулировать свои воспитательные цели; анализировать и прогнозировать собственную деятельность и ее результаты.

В структуре системы воспитания класса заложены такие шаги, как анализ жизнедеятельности и развития класса за предыдущий год, выделение проблем, подлежащих решению в следующем году, концептуальные основы программы воспитания (ценности, принципы, основные направления и т.д.), цели, задачи, ожидаемый результат с учетом особенностей возрастного периода коллектива класса. Формы, приемы, методика воспитания пятиклассника резко отличаются от системы воспитания младшего школьника. Методика работы, пригодная в условиях пятого класса, не оправдывает себя при работе со старшими подростками ни в шестом, ни тем более в седьмом классе.

Таким образом, выполнение аналитико-прогностической функции и целеполагание классного руководителя невозможно без психолого-педагогических знаний, а в практике особенную ценность имеет реальная работа, опирающаяся как на закономерности собственно психического развития ребенка, так и на его развитие в рамках определенного социально-педагогического пространства.

Предлагаемая таблица является уникальной авторской работой, опробована в 2006 – 2009 годах в МОУ СОШ пст. Комсомольск-на-Печоре Троицко-Печорского района Республики Коми и дополнена в 2010 году.

Таблица будет полезна не только классному руководителю, но и учителям-предметникам, администрации школы, родителям, всем, кто занимается воспитанием детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

В таблице выделено пять возрастных периодов: 6–7 лет, 7–10 лет (младший школьный возраст), 10–12 лет (младший подростковый возраст), 12-13 лет и 13-15 лет (старший подростковый возраст), 15-17 лет (ранняя юность). В некоторых авторитетных источниках по психологии возраст 15-17 лет также называют старшим подростковым возрастом (прим. автора). Каждый из них специфичен с точки зрения содержания работы классного руководителя и психолого-педагогического сопровождения коллектива класса и отдельных учащихся. При этом немаловажное значение имеет работа с социально-педагогической ситуацией, в которой находится ребенок в разные возрастные периоды. Меняющаяся социально-педагогическая ситуация свидетельствует о смене системы требований к ребенку (подростку) со стороны взрослых, общества, что позволяет классному руководителю заранее выделить период для адаптации учащихся и планировать свою работу по безопасному переходу воспитанника в новый для него период. Стабильная социально-педагогическая ситуация означает, что система требований и отношений к воспитаннику на протяжении всего периода существенно не изменяются.

В таблице выделены два возрастных периода: кризис (перелом) и стабильное психическое развитие, а также два вида социально-педагогической ситуации: меняющаяся и стабильная. Кризис (перелом) означают скачкообразные изменения личности в психическом и социальном развитии, стабильное психическое развитие свидетельствует о постепенных изменениях в детской психике.

Как работать с таблицей?

Прежде всего, классному руководителю необходимо ознакомиться с содержанием столбца, соответствующего возрастному периоду воспитанников. Отметить для себя известные и новые сведения.

Подробно изучить или повторить возрастные особенности школьников данного периода. Провести диагностическую работу по выявлению особенностей класса, каждого воспитанника.

Сформулировать основные задачи данного возрастного периода в соответствии с таблицей, выделяя, если это необходимо, адаптационный период.

В зависимости от проблем, характерных для данного возраста и конкретного класса, спланировать профилактическую работу, взаимодействие с родителями, психологом, социальным педагогом и другими структурами, занимающимися воспитанием школьников.

Учитывая непрерывность развития личности и новообразования возраста, классному руководителю необходимо вести пропедевтическую воспитательную работу, а для этого спланировать перспективные задачи развития, которые в свою очередь в начале следующего возрастного периода становятся основными.

Предложенная таблица может стать основой для построения программы воспитания класса, началом вдумчивого и творческого отношения к своим воспитанникам.

Ожидаемым результатом воспитания к концу 1 класса является принятие ребенком роли школьника, системы новых социально-психологических требований, сформированность внутренней позиции школьника.

Перспективными задачами развития являются развитие интеллектуальных возможностей и произвольности обучающихся и воспитанников, формирование чувства полноценности. Это означает, что классный руководитель, работая над реализацией перечисленных задач, прогнозирует отдаленный результат (к концу обучения в начальной школе).

Учебная информацияотносится к такому типу информации, который нуждается вдетальной, а, иногда, и длительной проработке со стороны высшей нервной деятельностиученика. Это следует из самой природы восприятия как психофизиологического процесса, в основе которого лежит механизм воздействиявнешнего стимула на рецептор. Завершением же этого процесса восприятия является создание образавнешнего стимула и последующее его распознавание. Сущность восприятия такова, что для мозга требуется некоторое время для проведения детального анализа новой информации, выдвижения нескольких гипотез и далее следует последовательная обработка полученных данных. Из чего мы делаем вывод, что, поскольку сама информация, в особенности при обучении, носит незнакомый для мозга характер, она нуждается в особом оформлении и подаче.Детский развивающийся интеллект на самом деле чрезвычайно нуждается в новой информации и впечатлениях, следовательно, педагоги должны учитывать это в своей каждодневной педагогической деятельности.

В связи с этим, нам необходимо определиться с индивидуальными особенностями учащихся, так как каждая личность уникальна, а значит, заслуживает особого отношения, тем более, если речь идет об обучении и моделировании учебных занятий.

Психологи выделяют три основные группы особенностей высшей нервной деятельности ребенка, которые влияют на результат обучения:

психофизиологические особенности (тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации);

- особенности развития познавательной сферы (память, мышление, внимание);

- личностные особенности (мотивация, интересы, склонность к творчеству или аналитике, воля).

Разберемся с одним из довольно сложных понятий - тип нервной системы. Из школьного курса биологии известно, что Иван Петрович Павлов доказательным путем выявил существование четырех носителей этих типов, различающихся по характеру протекания нервных процессов – холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический темпераменты. Наиболее важной характеристикой нервной системы является сила процесса возбуждения, отражающая ее работоспособность, проявляющаяся также в способности выдерживать высокую интенсивность процесса возбуждения, и соответственно, в способности не переходить в так называемое охранительное торможение. Охранительное торможение возникает как реакция, следующая за избыточным или длительным возбуждением, она призвана оберегать нервную систему от истощения.

Учет типов темперамента поможет спланировать педагогу групповую форму работы. Это необходимо учитывать, как в учебной, так и во вне учебной деятельности.

Данные особенности можно изучитьс помощью довольно простых методик и с большой долей вероятности определить, какой же тип доминирования (правополушарный или левополушарный).

Как определить доминирующее полушарие?

1. Похлопайте в ладоши, обратите внимание на то – какая из рук будет находиться сверху другой.

3. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Учитель на основании наблюденийможетсказать, у когоиз учащихся доминирует левое полушарие, а у кого правое.

Таблица. Различия между полушариями при зрительном восприятии

Левое полушарие

Правое полушарие

Лучше узнаются стимулы

Вербальные
Легко различимые
Знакомые

Невербальные
Трудно различимые
Незнакомые

Лучше воспринимаются задачи

Оценка временных отношений
Установление сходства
Установление идентичности стимулов по названиям
Переход к вербальному кодированию

Оценка пространственных отношений
Установление различий
Установление физической идентичности стимулов
Зрительно-пространственный анализ

Особенности процессов восприятия

Аналитичность
Последовательность (сукцессивность)
Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание

Целостность (гештальт)
Одновременность (симультанность)
Конкретное узнавание

Предполагаемые морфофизиологические различия

Фокусированное представительство элементарных функций

Диффузное представительство элементарных функций

Немаловажным для понимания, насколько мы все индивидуальны, является разделение людей по доминированию канала восприятия информации. Действительно, любой человек принимает информацию тремя основными способами – с помощью зрения, слуха и через ощущения. Т.е. через визуальный, аудиальный и кинестетический каналы. Мы все пользуемся данными способами восприятия, но наша природа такова, что один канал является избирательно предпочитаемый, поэтому людей с ведущей функцией зрения называют визуалами, слуха – аудиалами, ощущения – кинестетиками.

Такие взлеты и падения учебной мотивацииявляются правилом, а не исключением, и педагогам стоит не сопротивляться природе этого явления, а подстраиваться под реальность, живя с ней в согласии. Опытные учителязнают, как именно можно удержать эту планку освоения знаний в любом возрасте, важно использовать эти знания в своей деятельности.

Гендерные различия также дают почву для рассуждения и построения индивидуальных планов обучения учащихся. Известно, что девочки, в силу их особенностей, успешны в освоении языков, написании сочинений, устных ответах и всего того, что требует в реализации вербальной функции. Мальчики чаще являются аналитиками, их устные ответы не отличаются красноречием, логичны, но не обстоятельны. Эти различия обусловлены природной склонностью представителей мужского пола к аналитической работе, математике, физике, в общем, к тому, что требует абстрактного мышления. Разумеется, мы должны ратовать за развитие гармонично развитой личности, однако и эти особенности также стоит учитывать в педагогической деятельности.

Обзор подходов и методов формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания учебных предметов

Сегодняшний день диктует новые требования. Соответственно этим требованиям стандарты второго поколения включают в себя комплексный подход к развитию качеств, которые были бы направлены не только на усвоение новых знаний, но и формирование компетентностей, способствующих интенсивному развитию личности школьника.

Выделяют основные виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия включают такие, безусловно важные для каждой личности навыки, как способность к самоопределению, смыслообразованию, способность к нравственно-этическому оцениванию.

Что же такое самоопределение? Ребенок, принимая законы социума, определяет для себя собственное место в жизни, выстраивает для себя перспективы. В этом ему помогают внутренние и ценностные ориентиры. В связи с этим важно понимать, что для того, чтобы заниматься перспективным планированием жизненного пути, нужно определиться с ценностями. Важно установить смысл между каждодневной деятельностью и перспективным планом. Учитель может и должен задаваться вопросом: как сделать так, чтобы связать учебную деятельность и интенсивную личностную работу ребенка по самоопределению и смыслообразованию. Учащийся с подачи учителя, приходит к самостоятельному формированию смысловой платформы: зачем ему необходимо владеть той или иной информацией?Поэтомув работе учителя есть тонкости, нюансы, требующие каждодневного участия и кропотливой работы.

Нам становится понятно, что вопрос со смыслообразованием, с формированием ценностной платформы очень непрост. Морально-этические ценности формируются с раннего детства, причем основную роль в данном вопросе играет семья. Но и фигура учителя в данном вопросе не самая бесперспективная. Учителя и ученикипроводят вместе достаточно много времени, поэтому слово или действие учителя важно для формирования внутреннего мира ребенка. Также многие учебные темы открывают возможность для обсуждения таких проблем, которые никогда не обсуждаются дома, с родителями или близкими друзьями.

Регулятивные универсальные учебные действия включают такие навыки как целеообразование, планирование, контроль, способность осуществлять коррекцию своих действий на разных этапах учебной деятельностиосуществлять оценку и прогнозирование собственных действий.

Результативность возможна, если учащийся понимает, к чему он стремится, какой эталон следует достичь на уроке, что предполагает правильное усвоение той или иной информации. Это важно и на промежуточных стадиях для поэтапного сравнения с искомым эталонным результатом, своевременной коррекцией на пути следования к нему. Также необходимы навыки сравнения и оценки того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, навыки осознания качества, уровня достижения результата.

Познавательные действия – это способность к логическому построению алгоритма действий, оперирование знаками и символами. Окружающая ребенка или подростка действительность целиком и полностью связана с огромным количеством информации, которую необходимо научиться структурировать, определять приоритетныенаправления и составляющие компоненты. Каждый учащийся, формирующий собственное мышление, должен выполнять элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, распределение.

Непосредственный контакт с действительностью не требует абстрактного мышления, а значит, и информации, закодированной в виде символов, знаков, схем. Развитие же мышления от конкретного к абстрактному требует замещения примитивных, простых способов отражения действительности компонентами знаково-символического языка. Учащийся сам создает платформу субъективных представлений о реальности под воздействием знаний о некой системе, где особым способом все закодировано в виде знаков или символов. Важно понимать, что все, входящее в эту новую реальность, существует в отрыве от ее предметного носителя. А этотребует значительных интеллектуальных усилий со стороны учащегося.

Коммуникативные действия – способность находить общий язык с разными людьми, ведь решение житейских или рабочих задач так или иначе потребует навыков общения. Умение определять главное и наиболее ценное, что необходимо делать в группе, правильно оценивать и применять лучшие способности, качества членов группы – все это также входит в данный блок универсальных учебных действий. Сюда же входит такое ценное для любого человека качество как лидерство, способствующее быстрой мобилизации и использованию собственных ресурсов и ресурсов команды, где осуществляет свою деятельность этот лидер.

Рассмотрим способы формирования всех групп универсальных учебных действий, которые могут быть эффективны и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Как же побудить ребенка мыслить? Как добиться качественнонового мыслительного потенциалаобучающегося с помощью современной организации образовательного процесса?

Помимо поиска насущного интереса в изучаемом материале, можно побудить найти несколько иную, пожалуй, парадоксальную цель урока, где возможно увидеть необычное в обычном. Это полезно не только с позиции формирования навыков целеполагания у учащихся, это важно для общего мотивирования и оптимизации всего процесса обучения. Например, на уроке биологии мы задаемся традиционным и главным для генетиков всего мира вопросом: в силу каких причин молекула ДНК спонтанно удваивается? Тему по изучению теории происхождения жизни на Земле можно построить на обосновании для самого себя, одной из пяти ведущих теорий о происхождении биологической жизни. Согласитесь,достичь цель – найти ответ на самый сложный вопрос, стоящий перед всем научным миром Земли, достаточно амбициозно, вместе с тем, она соответствует запросам молодых людей, ведь известно, что они, в силу возраста, открыты миру и готовы преодолеть любые преграды на своем жизненном пути. Кто знает, может быть именно на таком уроке будущий ученый или высококвалифицированный специалист выберет себе профессиональную дорогу, мотивировав себя в начале решением подобной сложной задачи.

Навык прогнозирования можно развить, если предварительно выстроить алгоритм решения рабочей задачи и время от времени побуждать учащихся задаваться одним и тем же вопросом: достигли ли конечного результата, цели, которую поставили в начале урока? Этот прием можно использовать при организации парной работы, работы в малых группах,коллективной работы класса. Можно разнообразить этот самоконтроль и периодически выстраиваемое прогнозирование вопросами:

- Что мешает достижению стопроцентного результата?

- Что можно предпринять, если мы знаем, что наша задача трудновыполнима (невыполнима, сложно выполнима)?

В рамках обсуждаемого вопроса о развитии универсальных учебных действий можно выделить три основные фактора, способствующие мотивации: стремление к компетентности, потребность в связи с другими и личный выбор.

Обзор методик и подходов диагностики индивидуальных особенностей учащихся, необходимых для успешного формирования универсальных учебных действий

При изучении индивидуальных особенностей школьников педагоги должны быть психологически готовы к тому, что какая-либо информация о ребенке будет носить парадоксальный характер или вызывать отрицательные эмоции. Вместе с тем наградой будет тонкое и объективное (в психологическом плане)познание личности.

Размашистый почерк – склонность к демонстрации, злоупотребление доверием окружающих, неровные строчки –привычка обманывать или скрытничать.

Общий уровень подъема строк вверх указывает на оптимизм и творческие способности человека, а нестабильный, неровный почерк – на наличие сильного темперамента.

Яркие цвета также несут информацию о состоянии ребенка, только несколько иного характера. Например, желтый цвет указывает на положительные эмоции, любознательность, непосредственность; красный цвет - силу воли, возбудимость, эксцентричность; зеленый цвет - уравновешенность, настойчивость, независимость. Фиолетовый цвет несет информацию о наличии фантазийного способа ухода от действительности, интеллектуальной незрелости, да и вообще, по сути, это сложный цвет и его присутствие в рисунках детей случается часто и является неоднозначным. Синий цвет интерпретируется как склонность к концентрации, сосредоточенности на внутренних проблемах, потребность в покое. Здесь тоже можно слегка насторожиться и как будто ненароком выяснить – а что именно вызывает у ребенка потребность концентрировать свое сознание на внутренних проблемах, откуда они, эти проблемы, возникли.

Если ребенок на уроке нарисовал какую-то композицию, стоит обратить внимание на общий тон рисунка, настроение и сам сюжет. Учащиеся начальной школы часто изображают себя и свою семью, так как их возраст не предполагает активной социализации и активного внедрения в общество, как это выражено, например, в 12-14 лет, они еще характеризуются детской привязанностью к дому. Поэтому, имеющиеся проблемы во взаимоотношениях с членами семьи могут быть выражены предельно откровенно. Тут имеет значение, кто именно изображен на рисунке рядом с автором, где находится сама фигурка рисующего, какого она размера, что еще находится рядом с ней. Чувствующие себя одиноко дети рисуют свою фигурку рядом со значимыми взрослыми, но и на рисунке, как правило, изображена дистанция между этими субъектами. Люди на рисунке не держатся за руки, располагаются вдали друг от друга, между ними могут находиться какие-то предметы или животные.

Размещение рисунков относительно плоскости листа бумаги – отдельная тема для обсуждения. Нормальным считается рисовать свой сюжет примерно в центре. Но при заниженном уровне самооценки человек фиксирует свое внимание на нижней части листа, оставляя очень маленьких зазор между основанием изображения и краем листа. И, соответственно, обратная ситуация – слишком высокий уровень размещения картинки – завышенный уровень самооценки.

Детский возраст – это возраст, когда маленький человек только пробует себя во многих направлениях, и часто бывает так, что самооценка у него действительно имеет неустойчивый характер. Она может зависеть от внешней оценки класса относительно его достижений, похвалы или критики учителя, присутствия-отсутствия домашнего психологического комфорта. Поэтому в любом случаеуровень самооценки – информация не лишняя, даже если мы предполагаем, что этот уровень носит сугубо ситуационный характер и не может свидетельствовать о нарушениях психических функций.

Интересным и информативным является простое наблюдение за уровнем строчек в письме. Большинство людей немного приподнимает или слегка опускает свои строчки, первое свидетельствует о высоком жизненном тонусе, запасе здоровья и оптимизме, второе – о падении тонуса, плохом физическом состоянии или настроении.

Обратим внимание на методики изучения индивидуальных особенностей, которые могут быть применены без специальной психологической квалификации, хотя и с точки зрения предельной осторожности.

Тестовые опросники. Их применение возможно, но самый лучший выход из создавшейся ситуации – это привлечь к психодиагностике школьного специалиста (психолога). Так как в арсенале хорошего специалиста могут быть разнообразные методики:

- методики для изучения уровня и особенностей интеллекта(тест Р.Кеттела, методика Векслера WISC, ряд проективных методик, ШТУР );

- методики для изучения психоэмоциональной сферы (тест М.Люшера);

- методики для изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка или подростка (адаптированный подростковый опросник Шмишека);

- методики для изучения уровня тревожности, самооценки, темперамента, самоконтроля ( факторный личностный опросник Кеттелла для детей, Г.Айзенка и пр.)

Почему же нам так необходимо изучение особенностей интеллектуальной сферы учащегося? П о данным НИИ дефектологии РАО, около 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности [1]. Фактором высокого риска возникновения отклонений в интеллектуальном развитии ребенка является церебрально-органическая недостаточность, формирующаяся в результате негативных биологических воздействий на головной мозг ребенка. Это случается при скрытой или явной патология беременности, при родовых травмах, недоношенности, асфиксии, вследствие проникновения инфекции.

1. М. Н. Ильина. Психологическая оценка интеллекта у детей. Изд. Корона-Принт, 2004 г.

2. Л.С. Выготский. Лекции по психологии.

При формировании УУД важно учитывать возрастные периоды ребенка и выстраивать прогноз темпов развития личности учащегося на основе знаний его индивидуальных особенностей.Поэтому весь процесс достижения целей и задач школьного образования важно организовывать в соответствии с возрастным уровнем учащихся.

В среднем и старшем звене личностная установка на самоопределение наиболее эффективно формируется на таких предметах как русский язык, история, обществоведение; нравственно-этическая ориентация - на уроке литературы,географии, биологии; навыки смыслообразования- на уроках математики, физики, химии. Одна только тема защиты природы может быть чрезвычайно актуальной для детей и их воспитания, ведь она формирует личную гражданственную ответственность за окружающий мир, расширяет представление о влиянии человека на современное состояние планеты.

Познавательные общеучебные действия, такие как моделирование речи, конструирование устных и письменных высказываний, эффективно формируются на уроках русского языка и литературы, навык выбора наиболее эффективных способов решения задач – на математике. Биология, химия, физика расширяют кругозор и способствуют формированию навыков поиска и работы с большим объемом информации.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебной целью. Ученик должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Главная особенность данного периода это то, что умственные операции, совершаемые ребенком, становятся теперь обратимыми. Между 7 и 11 годами дети осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции.

Например, они могут распределять объекты по одному их признаку, например по высоте или весу. Следовательно, возраст 7-11 лет по-своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

По мнению А.В. Запорожца, пик развития восприятия у ребенка приходится на период от раннего к дошкольному возрасту. Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединять их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придавать этому слову конкретное смысловое значение.

В период младшего школьного возраста происходит существенное развитие памяти. Память - процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа.

В младшем школьном возрасте особенно активно развивается механическая память на несвязанные логически единицы информации. Младшему школьнику легче запоминать относительно несложный осмысленный материал. Поэтому при обучении детей этого возраста учителю следует уделять особое внимание подробному разъяснению учебного материала.

С развитием памяти связано развитие представлений. Представления - это отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Этот период возрастного развития ребенка интересен еще и тем, что в это время у детей происходит формирование индивидуальных различий в представлениях.

Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. Внимание - направленность и сосредоточенность психологической деятельности на чем-либо определенном. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу.

Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс.
В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка с периодической сменой методов подачи учебного материала.

Постепенно, в процессе целенаправленной деятельности, внимание у детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития. Бурное развитие характеристик памяти ребенка, происходящее в школьные годы, связано, прежде всего, с процессом обучения . Обучение ребенка в школе является одним из важнейших факторов развития у него когнитивных процессов. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психологических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Психология изучает не только отдельные психические процессы, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: ее интересы и склонности, ее способности, ее темперамент и характер.

Личность - человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел.

Таким образом, глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. К важнейшим новообразованиям относятся:

  • развитие мышления, произвольности поведения
  • познавательный интерес
  • ориентация на группу сверстников
  • рефлексия

Переломным моментом в жизни ребенка в этот возрасте является поступление в школу. Основным содержанием учебы становится усвоение знаний, общих для всех детей. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебной целью.

Юность – период жизни после отрочества до взросления. Возрастные границы этого периода достаточно условны – от 15 лет до 21-25 лет.

Юношеский возраст – стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек – 16–20.

Период раннего юношества, это возраст примерно с 15 до 17 лет, который приходится на обучение в старших классах школы.

В этот отрезок времени человек проходит путь от неуверенного, непоследовательного и претендующего на взрослость отрока, до действительно взрослого человека. В старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

К примеру 9 классы школы возраст учащегося-15 лет, решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от юноши общество требует первоначального профессионального самоопределения.

Если говорить о 10 и 11 классах школы это 16-17 лет. Это старший школьный возраст пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, смысле жизни вообще и своей жизни в частности.

Старшеклассники переходят к систематическому усвоению теоретических основ различных учебных дисциплин. Для учебного процесса в старших классах характерны систематизация и обобщение знаний по различным предметам, установление содержательных межпредметных связей, что создает почву для овладения наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания.

Все это вместе взятое приводит к взаимосвязанному формированию у учащихся, с одной стороны, обобщенной и систематизированной научной картины мира, имеющей глубокий философский смысл, а с другой — научного мировоззрения. Это как бы расширяет ту среду, в которой живет старшеклассник: его мировоззрение выступает и как типичная особенность, и как фактор, который оказывает решающее влияние на все психическое развитие, и как условие, определяющее развитие познавательной деятельности, самосознания, самовоспитания и направленность личности старшего школьника.

Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника.

Какие характерные особенности возраста необходимо учитывать педагогу при обучении в этом возрасте

Главной проблемой юности является проблема выбора жизненных ценностей, а центральным новообразованиемэтого возраста становитсясамоопределение,включающее внутреннюю позицию взрослого человека, осознание себя в качестве члена общества, понимание своего назначения.

Период старшего школьного возраста можно охарактеризовать как начальную стадию физической зрелости. Это 15-18лет. Завершается период полового созревания, и старшие школьники уже готовы к достаточно большим физическим и умственным нагрузкам. Активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь с ее нормами и правилами. В целом этот период в жизни человека характеризуется уверенностью в себе, жизнерадостностью и способностью к высокой самооценке. Усиливается общественная направленность личности. Имеют место собственные оценки тех или иных явлений действительности, собственные взгляды и мнения. Очень бурно происходит рост самосознания. Юношество самокритично и критично к окружающим. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Преобладающее значе­ние в познавательной деятельностизанимает абстрактное мышление, стремление глуб­же понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Юность – сенситивный период для расширения диапазона знаний. Мысль окончательно соединяется со словом. Внутренняя речь выступает как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной.

В юношеском возрасте новое развитие приобретает механизм идентификация-обособление. Происходит идентификация не только с людьми, но и с природой, искусством. В результате сфера чувствований молодого человека становится тоньше, богаче. Одновременно с выраженной потребностью к идентификации с другими обостряется потребность в обособлении, без которого невозможно адекватное решение вопроса идентичности. На этом фоне интенсивно идет развитие рефлексивных процессов, что выводит молодого человека за пределы внутреннего мира и позволяет занять собственную позицию в мире. Построение и переоценка ценностей, которая начинается в подростничестве, интенсивно продолжается в юности . Основная цель этого процесса переоценки – взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской. Переоценка является центральным моментом нравственного роста. На основе указанных процессов в юности происходит окончательное оформление такого психологического новообразования, как мировоззрение .

При организации общения на уроке и решении проблем дисциплины учителю необходимо учитывать существование у учащихся данного возраста потребности в самоопределении и автономии в коллективе. С одной стороны, не стоит игнорировать высказывания и выступления учащихся на уроке, даже если они носят провокационный характер. Для старшеклассников важно, чтобы с ними считались, принимали их мнение в расчет. Часто их выступления на уроках сопровождаются словами "Я думаю", "Я считаю", "Мое мнение". За этим стоит стремление к поведенческой, эмоциональной и ценностной автономии, желание быть самим собой.

С другой стороны, необходимо очень хорошо контролировать свое поведение, так как подчас старшеклассники обладают гипертрофированным чувством собственного достоинства и не приемлют сюсюканья, малейших проявлений неуважения, готовы воспринимать в штыки любые советы, если в них звучат назидательные интонации. Кроме того, они в большей степени, чем младшие подростки ориентированы на результат, а не на процесс взаимодействия. Поэтому для них важны абсолютно конкретные договоренности по обсуждаемым вопросам.

Одними из наиболее эффективных форм, которые отвечают потребности в самоутверждении, являются проведение дискуссий и проблемные обсуждения. Именно эти формы позволяют учащимся выработать и высказать собственное суждение по обсуждаемым вопросам, проявить самостоятельность суждений, быть услышанным.

Читайте также: