Принцип гуманистической направленности внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гуманизация учебного процесса на занятиях внеурочной деятельности.

Приятно выступать перед аудиторией, в которой собрались единомышленники, педагоги по призванию. Наша педагогическая профессиональная этика на первое место ставит гуманистические принципы воспитания и обучения учащихся. И в "Национальной доктрине образования в РФ", определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.

Гуманизация образования выражается в вере в доброе начало, заложенное в человеке природой и знании физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка. Об этом говорил в своем учении педагог-новатора Ш. А. Амонашвили.

К гуманистическим принципам воспитания относят.

Педагогический оптимизм учителя в отношении каждого ученика (положительные задатки, способности есть у каждого ребенка).

Уважение личности ребенка. При анализе действий учащихся рассматривать личность в целом.

Понимание его душевного состояния.

Заинтересованность в судьбе ученика.

К методам, приемам, формам для создания комфортных условий в работе педагога можно отнести.

Создание эмоционального настроя (использование картин, репродукции, диафильмов, видеопрограмм, музыки).

Использование дидактических игр и игровых приемов.

Обучение с использованием опорных схем, таблиц, знание алгоритмов

Методы положительной мотивации: поощрение, убеждение, соревнование, но и осуждение, порицание в тактичной форме.

Доброжелательный тон учителя, его такт и знание им индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Безотметочное оценивание результатов учебно-воспитательной работы, использование в работе рекомендаций психолога, встреча с родителями.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.

Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми. В ответ на такое общение дети открывают учителю свои тревоги и переживания. А мы со своей позиции опытных педагогов и психологов, какими мы все являемся, помогаем разобраться и свести на нет эти проблемы.

Вопросы для викторины.

Повар на корабле? (Кок)

Вкусная передача? (Смак)

Дерево-медонос? (Липа.)

Мини бублик? (Баранка)

Зеркальная рыба? (Карп)

Что подают в конце обеда? (Десерт)

Суп из капусты? (Щи)

“ Одежда” варёной картошки? (Мундир)

Специально обработанное зерно, готовое для приготовления каш, супов, плова? (Крупа)

Бахчевое растение? (Арбуз)

Стеклянный сосуд на высокой ножке для минеральной воды и других напитков? (Фужер)

Высокий цилиндрический хлебец, обычно пасхальный? (Кулич)

Сахар в кусках? (Рафинад)

Дневная трапеза? (Обед)

Посуда из керамики? (Фарфор)

Южный сочный сладкий плод с косточкой, мохнатый на ощупь? (Персик)

Чистый вес продукта? (Нетто)

Искусство приготовления пищи? (Кулинария)

Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского “голова”? (Капуста)

Большое кондитерское изделие? (Торт)

Перечень блюд в кафе? (Меню)

Засахаренная фруктовая долька? (Цукат)

Частичка жидкости? (Капля)

Продукт из кобыльего молока? (Кумыс)

Общее название свеклы, моркови, репы? (Корнеплод)

Традиционный русский напиток? (Квас)

Самый ранний овощ, корнеплод? (Редис)

За разглашение секрета, какого лакомства кондитеру короля Карла Австрийского грозила смертная казнь? (Мороженое)

Назовите плод- семи злаков? (Зерно)

Русская народная сказка об удачливом овощеводе? (Репка)

Едкий, но очень полезный овощ? (Лук)

Древняя пирушка, а в наши дни научная конференция? (Симпозиум)

Полуфабрикат для хлебных и мучных кондитерских изделий? (Тесто)

Листовой овощ или холодное блюдо? (Салат)

Что за продукт, о котором говорят “в воде родился, а воды боится”? (Соль)

Сладкий картофель? (Батат)

Сорт сухого печенья? (Крекер)

Русское национальное блюдо, которое в словаре определяется как “маленькие пирожки” с мясом или другой начинкой, сваренные в кипящей воде? (Пельмени)

Какое растение добавляют в кофе? (Цикорий)

Какой овощ привезён был в Европу из Перу? (Картофель)

Красный жгучий овощ? (Перец)

Как называется набор столовой или чайной посуды? (Сервиз)

Приготовление, какого изделия никогда не удаётся с первой попытки? (Блин)

Запёкшаяся поверхность буханки хлеба? (Корка)

Маленькая колбаска, употребляемая в варёном виде? (Сосиска, сарделька)

Жаровня для шашлыка? (Мангал)

Микроэлемент, который добавляют в поваренную соль? (Йод)

Студень в торте? (Желе)

Напиток из варёных фруктов? (Компот)

Торт императора? (“Наполеон”)

Не каждому ребенку родители доверяют самостоятельно готовить( намусорит, порежется, обожжется, испортит продукты), а на таких занятиях у многих появляется уверенность в своих силах, раскрываются особые способности, или талант к оформлению или приготовлению блюд)

На таких занятиях в лёгкой непринужденной форме у детей формируются очень важные навыки: здорового питания, приготовления пищи, формируется познавательная активность. А вместе с этим уважительное отношение друг к другу, позитивный настрой к обучению.


Внеурочная работа — это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающие формируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции [2].

При рассмотрении состояния внеурочной деятельности в Республике Казахстан было выявлено, что основное внимание уделяется на организации внешкольного образования, которое осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. художественно-эстетическое дополнительное образование — через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями;
  2. эколого-биологическое дополнительное образование детей — развитие интереса ребенка к изучению экологии родного края, охране природы, является основной частью непрерывного экологического образования;
  3. физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа — физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни [3].

Следует отметить, что правильноорганизованная занятость младших школьников во внеурочное времяуглубляет и расширяет их знания, полученные на уроках, повышает их интерес к учебным предметам. Если учащиеся начальной школы не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.

К внеклассной работе в начальной школе предъявляются следующие требования:

− внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;

− необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;

− предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;

− содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;

− должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;

Для развития личности ученика начальной школы, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач, для повышения компьютерной грамотности должна быть организована систематическая кружковая работа по предметам школьного цикла. Посещая кружки и секции, младшие школьники прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, проводимой педагогом, глубже изучается материал. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы. В этой сфере знакомство младшего школьника с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, его микросоциума.

К настоящему времени в казахстанской системе начального образования выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои особенности.На наш взгляд, наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися младшего школьного возраста во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Для достижения поставленных целей, педагогам начальной школы необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующимипринципами:

  1. Принцип гуманистической направленности.При организации внеурочной деятельности в начальной школе в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности младших школьников.
  2. Принцип системности.Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи междувсеми участниками внеурочной деятельности — учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами; основными компонентами организуемой деятельности — целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным и др.
  3. Принцип вариативности.В организации образования культивируется широкий спектр видов, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
  4. Принцип креативности.Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей.
  5. Принцип успешности и социальной значимости.Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих.

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться:

− в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учащихся и т. п.;

− с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово;

− в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.;

− в различных формах социального творчества и социальных практик младших школьников: трудовой, патриотической, экологической и др. направленности [5].

В период каникул так же следует использовать возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных школ.

Можно рекомендовать нижеприведенные направления развития личности младшего школьника через внеурочную деятельность (Таблица 1).

Читайте также: