Примус что это кратко

Обновлено: 07.07.2024

пр и мус, примуса, мн. примусы (примуса - прост.), муж. (от лат. primus - первый). Прибор для приготовления пищи и нагревания чего-нибудь, состоящий из резервуара со впаянной трубкой, по которой поднимается в горелку нагнетаемый насосом керосин.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG primus)

(лат. - первый)

председательствующий епископ Епископальной церкви в Шотландии.

Словарь Ожегова

ПРИМУС, а, мн. ы, ов и (разг.) а, ов, м. Нагревательный прибор с насосом, подающим горючее к горелке. Готовить на примусе.

| прил. примусный, ая, ое. Примусная горелка.

Словарь Ефремовой

м. устар.
Нагревательный прибор, применяемый в быту для приготовления пищи, нагревания
воды и т.п.


При́мус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине).

Содержание

Принцип работы



Принцип работы схож с принципом работы паяльной лампы. Горючее под давлением, создаваемым при розжиге с помощью насоса и затем поддерживаемым за счёт нагрева, поступает в трубчатую часть горелки, где нагревается до нужной температуры, затем в форсунку, из которой распыляется в испарительную камеру. В ней пары горючего смешиваются с воздухом, а затем сгорают в конфорке. Для нормального испарения необходимо, чтобы в испарительной камере поддерживалась высокая температура, поэтому при розжиге необходимо предварительно разогреть горелку. Для этой цели в примусе есть специальная чашечка.

Устройство



Примус состоит из следующих частей:

  • баллона или резервуара для топлива с наливным люком и воздушным винтом
  • насоса (горелок) -плитки (таганов-плиток)

Горелка примуса в свою очередь состоит из:

    с механизмом регулировки
  • испарительной камеры
  • чашечки
  • отражателя
  • съёмной конфорки
  • сифонной трубки

Достоинства

  • по производительности и экономичности примусы являются самыми эффективными из всех нагревательных приборов, работающих на жидком топливе;
  • портативность
  • относительно малая масса
  • удобство для использования в турпоходах и экспедициях
  • возможность перевозить пустой прибор самолётом и найти топливо уже на месте; баллончики для газовых горелок могут быть редкостью, а перевозить их с собой в самолёте нельзя

Недостатки

  • относительно небольшой срок работы горелки — ок. 500 часов;
  • малый срок работы форсунки горелки примуса ок. 150 часов;
  • частое засорение форсунки (особенно работающих на автомобильном бензине, в меньшей степени на керосине);
  • сложность разжигания примуса;
  • относительно большой шум при работе примуса;
  • сравнительно большая взрывоопасность при неправильной эксплуатации

Использование примуса

  • накачайте примус с помощью насоса
  • прогрейте горелку, налив горючего в чашечку. Оно должно выгореть полностью
  • откройте подачу топлива
  • подожгите горелку. Она должна гореть ровным синим пламенем

В современных бензиновых горелках, таких как Coleman Sportster, процесс предварительного прогрева упрощён: бензин превращается в пар в тонкой трубке, проходящей над основной горелкой, затем бензиновый пар смешивается с воздухом и подаётся в горелку, поэтому не нужно наливать горючее в чашечку, да и сама чашечка отсутствует. Процесс розжига такой горелки следующий:

  • накачать воздух в бак с помощью насоса
  • открыть подачу топлива. Должен послышаться свист распыляемого топлива
  • поджечь горелку. Она загорится большим жёлтым пламенем
  • по мере прогрева пламя превращается из большого жёлтого в короткое ровное синее. Процесс занимает от 1 до 5 минут, в зависимости от температуры и марки бензина.
  • перекройте подачу топлива регулировочным винтом
  • после того, как примус остыл, необходимо снять давление с помощью воздушного винта

Техника безопасности

  • Заправлять примус горючим следует только после того, как он полностью остынет. После заправки горючим необходимо плотно закрыть наливной люк.
  • Необходимо беречь примус от перегрева. Большинство примусов имеют предохранительный клапан, который позволяет избежать взрыва примуса, но при срабатывании клапана из него вытекает горящее топливо, что может привести к пожару.

Этимология

  • Употребляемое в русском языке слово примус происходит от названия фирмы Primus, производившей эти нагревательные приборы. primus — первый

Популярность в СССР

В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовыми плитами на сжиженном или природном газе и, конечно же, электроплитами. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, среди туристов примусы долгое время были популярны в связи с компактностью и эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.

Примус в искусстве

В агитационном искусстве 1930-х годов примус выступает символом бытового рабства наряду с другим атрибутом изматывающей домашней работы — корытом:

Дымную, вонючую плиту, закоптелый примус и проклятое корыто давала старая Москва семье рабочего. В кухне, между чадом плиты и грязным паром корыта, среди развешенных желтых пеленок проводили свои дни его жена, мать и дети. Миллионы рабочих часов, сотни тысяч человеческих жизней тратились в кухне безнадежно, нелепо, бессмысленно. Здесь, в столице, существовала страшная домашняя каторга, которая приковывала сотни тысяч женщин к корыту, плите и примусу. И казалось: нет выхода отсюда, из закоптелой, проклятой кухни.

— Лопатин П. От старой к новой Москве. М.: Моспартиздат, 1933

Было это во второй половине девятнадцатого века. Еда тогда готовилась на печах, дрова и уголь – основные виды топлива. Только-только появились первые двигатели внутреннего сгорания и для них стали разделять нефть на компоненты. Появились бензины, керосины…

В 1882 Карл Нюберг из Швеции изобрел паяльную лампу. Вот с этой лампы все и началось. В компании Separator в Стокгольме работал механиком Франс Вильгельм Линдквист. По роду деятельности он часто пользовался паяльной лампой и заметил то, что замечают все, кто ею пользуется. Хорошо прогретая лампа выдает значительно больше тепла и при этом не коптит.

Ведь чем плоха переносная печь, работающая по принципу керосиновой лампы? Фитиль пропитывается керосином, он холодный, керосин сгорает не полностью, отдача тепла невелика, а дыма и копоти – наоборот. В паяльной лампе же керосин проходит через горячую камеру, превращается в газ, смешивается с воздухом и при сгорании такой смеси тепла намного больше, а сгорание практически бездымное.

Франс Вильгельм увлек своей идеей своего брата, Карла Андерса. Братья взялись за разработку принципиально новой переносной печки. В 1891 году они получили патент на такую печку. Она разительно отличалась от существующих тем, что была безопасней, вырабатывала намного больше тепла и не дымила при этом. Достаточно было несколькими качками насоса создать внутри бака избыточное давление и керосин устремлялся в форсунку, расположенную в верхней части устройства. Но при этом он проходил сквозь нагретую камеру, испарялся и смешивался с воздухом. Все как в паяльной лампе.

Примусы были востребованы по всему миру. Даже теперь они популярны среди тех, кто находится вдали от жилья, у рыбаков, охотников, геологов. Хотя надо признать, в последнее время они постепенно сдают свои позиции газовым переносным печкам. У каждого времени свои игрушки. Но примусы честно отработали свой срок, служили верой и правдой, а кому-то и сейчас служат.


ПРИ́МУС, -а, м. Керосиновый нагревательный прибор с насосом, подающим керосин в горелку. Маша долго дожидалась мужа — несколько раз подогревала чайник на примусе. А. Н. Толстой, Аэлита.

[От лат. primus — первый, лучший]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • При́мус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине). Изобретён в 1892 году Францем Вильгельмом Линдквистом, основавшим в дальнейшем фирму Primus AB. Использовался в быту до широкого распространения газовых сетей, появления в продаже сжиженного газа в баллонах и электроплит. Остаётся популярен среди туристов.

ПРИ'МУС, а, мн. ы (а́ — простореч.), м. [от латин. primus — первый]. Прибор для приготовления пищи и нагревания чего-н., состоящий из резервуара со впаянной трубкой, по к-рой поднимается в горелку нагнетаемый насосом керосин.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова золотарник (существительное):

Раньше прибор примус активно использовался в туристических походах и для хозяйственных нужд. С его помощью можно было легко приготовить пищу или вскипятить воду. Простота конструкции позволяла использовать устройство практических в любых условиях и сжигать самые различные виды топлива. Сегодня примусы используются гораздо реже, однако своей актуальности примусы не потеряли.

Содержание статьи

Примус туриста

  • Примус - прибор из прошлого
  • Как сделать примус
  • Как выбрать туристический примус

Примус – это приспособление, которое используется для приготовления пищи в походных условиях или при отсутствии других источников тепла. Прибор имеет простую конструкцию и прекрасно справляется с возлагаемыми на него функциями. Сегодня примусы встречаются гораздо реже, чем раньше, но в узких кругах продолжают активно использоваться. Охотник, турист или рыболов наверняка знают, чем хорош и удобен примус.

Как работает примус

Конструкция примуса очень простая. Это во многом, определяет его популярность. Простая конструкция гарантирует высокую надёжность.

Примус состоит из ёмкости с топливом (1), насоса (2), клапана (7), вентиля (3) и топливной форсунки (4).

схема примуса

В бачок для топлива (1) наливается любое горючее вещество (спирт, бензин или керосин). Затем с помощью насоса (2), входящего в комплект устройства, в баке с топливом нагнетается избыточное давление. Этот бак соединен с топливной форсункой (4). Соединяющий канал между форсункой и бачком перекрывается вентилем (3). На трубке с форсункой организован держатель для посуды (6).

Когда появляется необходимость включить устройство, человек наполняет топливный бак примуса, создает избыточное давление насосом внутри этого бака и аккуратно открывает топливный вентиль. Поскольку в баке присутствует избыточное давление, после открытия крана топливо начинает выливаться через форсунку с определённой скоростью. Струя топлива поджигается спичкой или источником огня. Происходит возгорание топлива, а устройство после этого может использоваться как источник тепла. Модернизированный вариант примуса имеет встроенный пьезоэлемент, что исключает необходимость использования спички, и уже при повороте топливного крана автоматически происходит возгорание.

Время работы примуса зависит от давления, которое набрано в бачке, и от емкости самого бачка с топливом. Поскольку интенсивность горения не особенно большая, даже небольшой объем топлива будет гореть около 20 минут. Таким образом, 200 мл горючего хватит для полноценного приготовления пищи на несколько приемов и обогрева палатки.

Применение примуса

Примус имеет самые различные варианты применения. Для многих категорий людей это самый нужный прибор из всего возможного туристического снаряжения.

Среди любителей отдыха на природе, туристов, дачников, охотников и рыбаков он используется преимущественно в качестве источника открытого огня. Огонь необходим для приготовления пищи, обогрева или технических нужд. Например, раньше рыбаки использовали открытое пламя примуса для выплавления грузил из свинца.

Примус позволит прогреть палатку туманным утром и немножко подсушить одежду. Темной ночью станет небольшим источником света для палатки. Применений этого устройства, которое подарил нам прошлый век, существует огромное множество.

горелка

В последние годы, примус стали вытеснять с рынка более современные варианты газовых горелок, которые работаю от баллончиков с пропаном. Они намного более универсальные и обходятся дешевле. Такой баллон можно использовать и с газовым резаком, и с маленькой газовой конфоркой, и даже с небольшим газовым обогревателем.

Читайте также: