Пример педагогического эксперимента в школе

Обновлено: 06.07.2024

Осуществление опытно-экспериментальной исследовательской работы является важным средством поиска эффективных путей обучения и воспитания.

Эксперимент – это метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факты в целях достижения оптимальных результатов.

Цель всякого эксперимента – создание нового, а потому любая экспериментальная работа предполагает творчество.

Организация эксперимента зависит от многих факторов, но прежде всего от его вида.

Различают несколько видов эксперимента:

Коллективное исследование – когда каждый из исследователей выполняет часть какой-то общей работы.

Комплексное исследование – отличается многопредметностью, включает психологический, социально-педагогический, управленческий аспекты.

Индивидуальное исследование проводится одним исследователем.

Любой эксперимент проходит несколько этапов:

Первый этап – ориентировочный, диагностический:

Объективный анализ и оценка образовательной ситуации, анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление проблемы, ее актуальность.

Второй этап – прогностический:

Определяются цели и задачи, намечаются способы введения нового и отслеживание эффективности нововведений, составляется программа поиска. Разработка программы эксперимента.

Третий этап – организационный:

Создание условий для разработки и освоения новшеств (кадровых, методических, финансовых, мотивационных).

Четвертый этап – практический:

Выполнение запланированной работы ( эксперимент, отслеживание процесса, результатов, корректировка).

Пятый этап – обобщающий:

Итоговая диагностика, обобщение, интерпретация результатов, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, оформление результатов новшества.

Каковы же требования к эксперименту?

1. До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебный процесс.

2. По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, справки о результатах, доклада, заметки, статьи и т.д.

Структуру программы эксперимента приведем на примере программы экспериментальной работы нашей гимназии.

Любой эксперимент начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.

Для нас объектной областью исследования стало – управление качеством образования.

Следующими шагами в эксперименте являются – определение проблемы и темы исследования.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением.

Для нас, совершенно определенно выявилось противоречие между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями, интересами.

Т.о. темой эксперимента была определена тема: “Реализация личностного потенциала учащихся на основе прогнозирования индивидуальных достижений”.

Следующий шаг – определение объекта и предмета исследования.

Объект эксперимента – педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться.

Объектом нашего эксперимента является – образовательный процесс в гимназии.

Чтобы конкретизировать, на что именно направлено педагогическое воздействие, на какие свойства, связи, отношения - нужно выделить предмет эксперимента.

Предметами нашего эксперимента являются:

Индивидуальные достижения учащихся, эффективность прогнозирования учебных результатов.

Следующим необходимым элементом разработки программы является формулировка цели эксперимента.

Цель экспериментальная отвечает на вопрос: что педагог - экспериментатор хочет создать и апробировать в результате эксперимента?

Целью нашего эксперимента стало: создать условия для реализации личностного потенциала учащихся путем проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий на основе диагностики и прогнозирования индивидуальных достижений.

Важным этапом эксперимента является конкретизация общей цели, через постановку исследовательских задач.

Задачами нашей программы являются:

1)построить образовательную практику на основе диагностики интересов и потребностей учащихся;

2)совершенствовать систему стимулирования творческой активности педагогических кадров;

3)укрепить материально-техническое, кадровое, научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

4)обеспечить условия для сохранения здоровья детей.

Поставив задачи, необходимо выдвинуть гипотезу эксперимента – логически обоснованное предположение о том, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

В нашем случае гипотеза сформулирована следующим образом: “Если систематически вести работу по анализу и прогнозированию индивидуальных достижений учащихся, то это будет положительно влиять на качество обученности учащихся”.

Следующей частью подготовки эксперимента является разработка диагностического инструментария – средства оценивания результатов эксперимента (выбор конкретных методик и методов исследования: (изучение литературы по теме эксперимента, анализ документации).

В программе необходимо указать сроки и этапы эксперимента, т.е.на какое время рассчитана работа. Этапы служат для фиксации промежуточных результатов, их оценивания и корректировки ( наша программа рассчитана на 2006-2010 г.г.).

Важным и обязательным компонентом программы является обозначение ожидаемых результатов. Они соотносятся с целями и задачами эксперимента.

  1. Создание насыщенной образовательной среды.
  2. Повышение качества образования.
  3. Совершенствование содержания образования, форм, методов и технологий обучения.

Что же сделано в рамках эксперимента у нас в гимназии, по созданию условий для повышения качества образования?

  • своевременный сбор информации о физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудностях в обучении и школьной адаптации учащихся с целью организации развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями, построения траектории развития каждого ребенка;
  • выработка рекомендаций для всех участников консилиума по организации единого подхода к учащимся.

Плановые консилиумы проводятся для 1,4,5,10 классов в соответствии с графиком учебной части. Внеплановые консилиумы (проводятся по запросам учителей –предметников, классных руководителей) решают вопросы о принятии каких-либо необходимых мер по вновь возникшим обстоятельствам, влияющим на обучение и развитие ребёнка.

9. В гимназии работает 4 кафедры и 5 методических объединений. Каждое из них имеет свою методическую тему, тесно связанную с темой гимназии. Каждый учитель работает над своей методической темой, есть учителя, которые в рамках комплексного исследования проводят индивидуальные исследования, разрабатывают программы экспериментальной работы.

Алгоритм составления индивидуальной программы эксперимента тот же, что и составление общей программы.

Приведу примеры тем экспериментальной работы учителей:

“Формирование компонентов учебной деятельности у учащихся начальных классов”

“Развитие орфографической зоркости с использованием нейролингвистического программирования”

“Активизация мыслительной деятельности на уроках химии” и др.

С промежуточными результатами исследования учителя выступают на кафедрах, методических объединениях, методсовете, творческих мастерских, проводимых в гимназии.

10. За последние 5 лет педагогами гимназии опубликовано более 70 статей по результатам экспериментальной и исследовательской работы в республиканских и российских изданиях. С первых дней мы участвуем в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”, который организован Издательским домом “Первое сентября”.

11. Сегодня в гимназии исследовательской деятельности активно занимаются и учащиеся.

С 1998 года работает научное общество “СОВА”. За эти годы подготовлено более 200 исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Важной составляющей эксперимента является умение делать проблемно-ориентированный анализ.

  1. Результаты работы, которые нас не удовлетворяют.
  2. Проблемы процесса, которые являются причиной проблем результатов.
  3. Проблемы условий, которые стали причиной проблем процесса.

На основе проведенного анализа, ставятся задачи на следующий период работы.

Такой анализ позволяет более детально проводить анализ работы. По такой схеме можно проводить анализ любого проведенного мероприятия, исследования, индивидуальной работы.

Автор: Тарасова Наталья Александровна

Организация: МОУ Турочакская СОШ им. Я. И. Баляева

Населенный пункт: Республика Алтай, село Турочак


В эксперименте участвовала большая часть моего класса. Продолжительность эксперимента – 2 года ( 1 и 2 классы)

2 этап – развитие динамики ,четкости , выразительности речи через специальные упражнения.

5 этап – здесь дети начали работать самостоятельно. Я лишь проверяла и направляла их. Мы посещали концерты – и ребята высказывали своё отношение к выступающим. Чего не хватило артисту: эмоциональности, четкости, глубины мыслей и т. д? Какое выступление понравилось больше всего? Чем?

Не могу сказать, что ведение подобной кружковой работы – единственный способ достижения таких результатов. Здесь немаловажную роль играет и социальный статус, воспитание детей дома, личные качества и другие приёмы воспитательной и учебной работы в классе. Существуют определённые материальные трудности – не хватает качественной аппаратуры, не у всех родителей есть возможность сшить костюм или просто поддержать своего ребёнка на концерте.

Однако я намерена продолжать подобную работу со следующими детьми, которые прийдут ко мне в 1 класс, потому что, получая результаты данной работы, я понимаю, что сделала что-то поистине ценное для этого мира.

Примеры проведения линейного, параллельного и перекрестного эксперимента

Линейные эксперименты основаны на сравнении объекта или группы объектов с самими собой на различных этапах учебного процесса или развития самого объекта.

Эксперименты начинаются с исследования объекта, на основе применения простых, стандартных методов, средств и содержания. Итоги исследования подводятся на основании сравнения всех необходимых параметров.

Далее осуществляется внедрение того объекта, который подвергается испытания и проводится новый эксперимент. Группа объектов исследования, т.е. учащихся остается той же. По его результатам также подводятся итоги и сравниваются их показатели. Если результаты второго исследования дают показатели более высокого значения, то делается вывод о положительном значении экспериментального влияния на педагогический процесс.

Организация линейного эксперимента не нуждается в уравнивании условий учебного процесса, но его актуальнее применять при небольших размерах исследуемого явления и незначительных сдвигах в развитии личности в процессе экспериментальной деятельности.

Рассмотрим пример применения линейного эксперимента для определения воздействия приемов актуализации фундаментальных знаний на уроках физики на развитие политехнических знаний.

В процессе исследования были проведены:

На констатирующей и контрольной стадии проведения эксперимента было отмечено наличие ассоциаций теоретического материала с практикой в обоих случаях. Результаты второго эксперимента показали более высокие показатели, что позволило сделать вывод о том, что примеры, приводимые самими учениками, являются более эффективным средством усвоения материала.

Параллельный эксперимент основывается на сравнении нескольких объектов между собой. Он может проходить двумя основными путями:

  • Сравнение по методу наличия единственного сходства. Как правило, берутся несколько классов, и выбирается фактор воздействия. Затем оценивается его влияние на классы. При этом следует учитывать, что этот фактор не единственный, оказывающий влияние на объект исследования. Имеются еще и скрытые показатели: методы обучения, личность педагогов, специфические характеристики классов и т.д. при организации эксперимента условия классов не уравниваются.
  • Сравнение по методу наличия единственного различия. Достаточно сложный в организации эксперимент, поскольку требует уравнивания всех, имеющихся факторов учебного процесса.

Экспериментальное воздействие оказывается только на один класс. И оцениваются показатели обоих классов, на основании чего делаются выводы о влиянии экспериментального фактора.

Было решено провести эксперимент по методу наличия единственного сходства, чтобы выявить достоверность данных о применение нового методического пособия, повышающего уровень знаний учащихся. Эти методические пособия были применены одним педагогом, в одном классе, наряду с другими методами и формами организации учебного процесса.

В ходе эксперимента было организовано использование этого методического пособия в нескольких классах, с изменением сочетания методов и форм организации учебного процесса. Результаты экспериментов показали повышение уровня знаний в остальных классах, что позволило сделать вывод о том, что именно новое методическое пособие благотворно влияет на уровень знаний учащихся.

Перекрестный эксперимент основывается на попеременной перемене мест исследуемых объектов. Это обусловлено тем, что применение метода наличия единственного различия достаточно затруднительно из-за невозможности уравнивания условий организации учебного процесса. В этом случае, на помощь приходится перекрестный эксперимент.

Для его проведения определяются экспериментальные и контрольные объекты, т.е. классы или иные группы учащихся. Первоначально оказывается воздействие на экспериментальный объект, затем осуществляется контролирующий эксперимент и выявляется единственное различие. Как правило, это бывает уровень успеваемости в экспериментальной группе, его повышение или понижение.

Далее, осуществляется перемена мест экспериментального и контролирующего объектов, и воздействие повторяется, только теперь оно оказывается на тот объект, который ранее был контролирующим.

Далее фиксируются итоги проводимых исследований. Если во втором случае наблюдается точно такое же изменение уровня знаний, но в обратную сторону, то делается вывод об эффекте проводимого воздействия, который можно считать однозначно достоверным.

Применение констатирующего эксперимента в практической педагогической деятельности

Констатирующий эксперимент проводится в случае необходимости подтверждения наличия какого-либо факта, процесса или явления. Любой эксперимент может принять вид констатирующего при постановке экспериментатором задачи определения наличия того или иного состояния, исследуемого объекта, какого-то параметра, показателя, уровня развития определенного свойства объекта. В ходе проведения эксперимента, исследователь оценивает состояние педагогической среды и констатирует факты состояния объекта, находящегося в ней.

Посредством применения констатирующего эксперимента можно составлять прогнозы развития определенных свойств и параметров объектов.

Рассмотрим, примеры применения констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент был проведен в детском саду, где необходимо было определить возможность применения гендерного направления в воспитании детей младшего школьного возраста. Исследование было нацелено на выявление особенностей и условий протекания полоролевой социализации личности – мальчиков и девочек определенной возрастной категории, в процессе игры. В качестве объектов исследования, были взяты дети младшей группы – мальчики и девочки трех и четырехлетнего возраста.

В эксперименте были поставлены следующие задачи:

В качестве методов, применяемых в ходе эксперимента, были выбраны: беседа, тестирование, наблюдение.

В ходе эксперимента с детьми была проведена простая беседа, в которой мальчики и девочки отвечали на вопросы, касаемые своего имени, половой принадлежности, знании различий между полами, выбора партнера в игре по половому признаку, семейным обязанностям родителей и т.д. за каждый ответ на вопрос ребенку был проставлен бал.

Далее было проведено тестовое задание в нескольких вариациях. Дети выбирали игрушки, дабы определить их представления и различия между представлениями полов о функциональном значении предметов, затем требовалось назвать определенные вещи и предметы, чтобы выявить представления детей о разделении предметов труда на мужские и женские, особенности их использования полами.

В ходе проведения заданий за детьми велось наблюдение, все их действия фиксировались и оценивались по бальной системе. По окончанию эксперимента были сделаны выводы об уровне полового воспитания каждого ребенка.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Заниматься научной деятельностью в образовательной среде могут студенты, осваивающие педагогический профиль, а также практикующие специалисты. Сегодня мы расскажем об особенностях, важности педагогического эксперимента и порядке его проведения.

Что это такое?

Педагогический эксперимент представляет собой часть научно-исследовательской деятельности, связанную с диагностикой, подтверждением проблемы в области образования, психологии и разработкой эффективного метода решения, его проверки. Необходимость его проведения обусловлена рядом факторов:

Эксперимент в педагогике и психологии можно представить в виде действий исследователя, направленных на определение проблемы (подтверждение его догадок) и разработку ее решения с учетом текущих параметров (условий и возможностей).

Педагогический эксперимент чаще всего используется для проверки частных и общих гипотез, определения эффективности привычных схем и методик преподавания, уточнения отдельных фактов и моментов (с которыми педагог сталкивается на ежедневной основе), повышения производительности труда учащихся и лично преподавателя.

Фактически педагогический эксперимент – это комплекс действий, позволяющий грамотно и обоснованно диагностировать проблему, определить причинно-следственные связи и разработать систему мер по ее решению с учетом современных приемов, достижений науки и техники, возможностей исследователя и учащихся.

Условия для организации и проведения педагогического эксперимента

В этом мероприятии обязательно должны присутствовать две стороны: преподаватель и учащиеся. Притом проводить исследование может как сам педагог, так и вышестоящие ведомства. Поэтому о ходе проведения эксперимента будет знать конкретное лицо, затеявшее научное изыскание.

Организация и реализация всех действий происходит преимущественно в учебном заведении, реже – непосредственно в контрольно-надзорном ведомстве с целью профилактики и решения актуальных проблем в сфере образования и психологии.

Условия реализации педэксперимента

Что нужно для организации и проведения педагогического эксперимента?

Проведение педагогического эксперимента должно быть тщательно спланированным. Автору научной работы подробно расписать каждый шаг, каждое действие, а также пометить: что он ожидает получить от его реализации.

Гипотеза автора формируется с учетом принципов точности и конкретики должен отражать направление следования, цель исследования, проблему и способ ее решения. Организатор должен посредством гипотезы показать новизну и возможности исследования, подчеркивать разницу между традиционными способами решения проблемы и его предложением.

Проведение педагогического эксперимента напрямую связано с пополнением доказательной базы. Важно моментально или оперативно фиксировать получаемые результаты, так как повторить эксперимент можно всегда, но получить точно такие же результаты – маловероятно. Поэтому педагогический эксперимент должен быть на постоянном контроле у организатора.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Педагогический эксперимент должен иметь определенные границы: сроки проведения, объект исследования, способ проверки, инструменты, материалы, методическое обеспечение и пр. Такой подход позволит исследователю сразу и полностью обеспечить себя и подопечных необходимыми сведениями, базами, данными и проверить гипотезу, при необходимости скорректировать план действий.

Результаты научных изысканий должны быть отражены в выводах автора, рекомендациях, которые подчеркнуть низкую эффективность традиционных форм и необходимость их изменения.

Не менее важным условием для организации и проведения эксперимента в педагогике является то, что исследователь должен быть беспристрастным, объективным и честным.

Виды научного эксперимента

На практике выделяют два основных основания, по которым классифицируют эксперимент в педагогике:

Здесь принято проводить естественный или лабораторный (искусственный) эксперимент.

Первый предполагает, что исследователь будет базироваться на таком приеме, как наблюдение. То есть все мероприятия будут реализовываться в привычном темпе, по четкому плану в естественных условиях, без каких-либо вмешательств со стороны и новшеств, изменения порядка работы и пр. Такой подход позволяет определить текущее положение дел, диагностировать реальную проблему и решить ее с учетом личных возможностей и возможностей учащихся, специфики их подготовки, характера и пр. Естественный эксперимент позволяет решить общую проблему в системе образования.

Виды эксперимента

Классификация эксперимента

Второй – требует колоссальной подготовки. Он базируется на конкретике: подбираются те объекты, которые удовлетворяют конкретным условиям: возраст, успеваемость, пол и пр. Для его организации и проведения исследователю предстоит создать специальные условия: определить место проведения, продолжительность, программу, определить шкалу оценки результатов и пр. В этом случае организатор фактически вмешивается в образовательный процесс, регулируя факторы, условия и параметры эксперимента. Результаты такого эксперимента носят частный характер и считаются более чистыми, идеализированными, а их дальнейшее использование будет носить более узкий характер.

В этой классификации выделяют констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Какие бывают эксперименты?

Классификация экспериментов по целям

Второй призван проследить изменения и тенденции в классе в динамике с учетом привнесения каких-либо новшеств, определенных действий (вмешательств) исследователя. Цель такого мероприятия заключается в активном формировании качеств, навыков и знаний. Здесь сначала констатируется текущая ситуация, затем вносятся коррективы и проверяется их целесообразность, эффективность. Формирующий эксперимент призван сформировать новые знания и навыки у подопечных, которые плодотворно отразятся на конечном результате.

Длительный, который предполагает проведение эксперимента на протяжении большого периода времени (весь учебный год, семестр или триместр).

Педагогический эксперимент по продолжительности проведения

По продолжительности проведения

Этапы проведения педагогического эксперимента

Для начала автору научной работы необходимо тщательно изучить теоретические аспекты в рамках выбранного им направления: проблема, тема и пр. Для этого целесообразно исследовать труды современных ученых, изучить последние новшества и изменения, течение проблемы на раннем и текущем этапе, определить противоречие, недостатки и выдвинуть собственную гипотезу. Как правило, тема научной работы прямо соотносится с проблемами, с которыми автор сталкивается в своей трудовой деятельности, на практике.

Этапы проведения педэксперимента

Как проводят педагогический эксперимент?

Далее исследователь приступает к диагностике. Здесь он оценивает реальное состояние дел: какая проблема присутствует, формы ее проявления, причины возникновения, влияние на конечный результат учащегося или работы педагога.

Третий этап – прогностический. Здесь организатор должен определить ключевые моменты изысканий: цель и задачи (для чего и что он намерен делать, в какой последовательности), объект и предмет, методология.

Организационный этап предполагает планирование комплекса мероприятий и подготовку всех необходимых материалов: инструкции, задания, план-конспекты занятий, форма проверки знаний и подготовки.

Далее следует практическая стадия. Когда автор приступает непосредственно к проведению педагогического эксперимента: наблюдает за подопечными и/или вводит новшества, проверяет действие собственной гипотезы, собирает доказательную базу.

Следующим шагом становится обобщение полученных результатов: анализ и оценка, соотнесение поставленной цели и полученных результатов, корректировка гипотезы или обоснование необходимости корректив плана мероприятий и проведения повторного эксперимента, формулировка выводов и рекомендаций.

Последний этап – это внедрение новоиспеченной методики или правила в повсеместное пользование. Данное действие уместно при соблюдении определённых условий: автор научной работы сумел доказать необходимость и эффективность перемен, разработал рекомендации по их внедрению и использованию, лично апробировал результаты.

Таким образом, педагогический эксперимент – это особый комплекс мер, позволяющий грамотно показать наличие проблем в сфере образования и разработать план мероприятий по их решению с учетом современных инструментов, возможностей. Он способствует обоснованному реформированию учебного процесса и образовательных программ, повышению качества обучения и облегчению работы педагогов. Именно результаты педагогического эксперимента становятся основой диссертаций, монографий и иных изысканий в сфере образования.

Читайте также: