Приемы педагогического общения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

-->Магазин детских колготок -->

Педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа, занимая особое место в деятельности учителя.

Благодаря коммуникации педагог сообщает ученикам необходимую информацию, осуществляет воспитательное воздействие, организует учащихся, решает различные проблемные ситуации, взаимодействует с родителями, коллегами, администрацией и т.п. Кроме этого, характер взаимоотношений учителя с учениками довольно сильно влияет на результативность педагогического процесса.

Основными субъектами педагогического процесса школьного образования является учитель и учений, которые взаимодействуют между собой. Чаще всего это взаимодействие происходит вербально, на уровне слова.

Когда учитель общается с учениками в школе на уроке и вовремя внеурочной деятельности, решает профессиональные проблемы и т.д., то его общения является педагогическим, то есть профессиональным по своему содержанию и сферой функционирования.

Очевидно, что педагогическое общение отличается от обычного, повседневного общения учителя за пределами школы и вне профессиональной деятельностью.

Особенностями педагогического общения являются:

1) учителю в процессе общения принадлежит ведущая роль; именно от него зависит, как сложатся взаимоотношения с учениками, успешность или не успешность этого процесса;

2) влияние учителя на учеников всегда воспитывающим, то есть способствующим формированию у учащихся тех или иных качеств и черт;

3) профессиональный характер общения требует постоянного анализа построенной системы взаимоотношений с учениками для предотвращения ошибок в осуществлении педагогического воздействия.

В то же время педагогическое общение может состоять лучше или хуже, эффективно или неэффективно, иначе говоря, быть профессиональным или непрофессиональным.

Профессиональное педагогическое общение - коммуникативное взаимодействие педагога с учащимися, родителями, коллегами, обеспечивает установление благоприятного психологического климата, эффективного взаимодействия и оптимальных отношений.

Непрофессионально педагогическое общение - наоборот, порождает страх, неуверенность, вызывает снижение работоспособности, вызывает негативное отношение к учителю, к учебе. Поэтому такое общение можно назвать не результативным, несовершенным, в отличие от профессионального.

Итак, общение учителя с учениками может происходить по-разному.

Успешность этого процесса во многом будет зависеть от того, как учитель рассматривает ученика: как пассивный объект или активный субъект педагогического процесса.

Современная психолого-педагогическая наука считает необходимым строить педагогическое взаимодействие на субъект-субъектной основе, где и учитель, и ученик выступают активными участниками педагогического процесса, оказывающих влияние друг на друга, где признается право ученика на собственное мнение, позицию.

Зато субъект-объектные отношения предусматривают отношения подчинения, когда активен только учитель, который влияет на учеников, руководит их деятельностью, навязывает свою точку зрения, а учащимся при этом отводится пассивная роль.

В зависимости от того, реализован принцип субъект-объектной или субъект-субъектной взаимодействия, общения может быть функционально-ролевым или личностно ориентированным.

Функционально-ролевое - сугубо деловое, стандартизированное, ограниченное требованиями ролевой позиции общения. При таком общения личное отношение педагога и ученика друг к другу не учитывается и не проявляется.

Личностно ориентированное - предполагает выполнение нормативно заданных функций по проявлением личного отношения, чувств. В ходе такого общения учитель дает возможность ученикам выражать свои мысли и чувства, откровенный с детьми, не равнодушен к их делам и проблем, чувствует внутренний мир каждого личности.

Зачем нужно педагогическое общение? В чем его предназначение?

Чтобы ответить на эти вопросы, следует рассмотреть функции педагогического общения:

1) информационная (учитель сообщает ученикам необходимую информацию на уроках и во внеурочное время, воспринимает информацию от учащихся);

2) познания личности (общаясь с учениками, педагог имеет возможность больше о них узнать, лучше узнать каждого ребенка);

4) организация взаимодействия (в процессе общения педагог имеет возможность организовать учащихся на работу на уроке, на участие во внеурочных мероприятиях);

5) экспрессивная (участники общения сопереживают друг другу, что способствует установлению эффективных взаимоотношений, субъект-субъектной, личностно ориентированного взаимодействия между учителем и учеником).

Структура, то есть основные этапы педагогического общения, соответствуют логике педагогического процесса. В.А.Кан-Калик выделяет четыре основных этапа педагогического общения:

1) прогностический (учитель моделирует будущее общения с классом, представляет, как класс и отдельные ученики воспримут его и изложенный материал, продумывает варианты взаимодействия; на этом этапе важны прогностические способности, то есть умение учителя предвидеть результаты своей деятельности);

2) "коммуникативная атака" (это организация общения в начале взаимодействия; здесь важны умение педагога быстро включать класс в работу, привлекать к себя внимание, а перцептивные способности учителя помогут ему правильно воспринимать учеников, понять их эмоциональное состояние, настроение и т.п.);

3) управление общением в ходе педагогического процесса (важнейший этап; собственно процесс общения);

4) анализ осуществленной системы общения и моделирование последующей деятельности (После завершения процесса общения учитель определяет, удалось ли ему достичь своей цели, осуществить задуманное, были допущены ошибки, в чем их причина, как можно предотвратить подобные недостатков в будущем).

Эффективному общению учителя с учениками часто мешают так называемые барьеры общения:

1) социальный - возникает вследствие разного социального статуса учителя и ученика (Чтобы предотвратить появление такого барьера, учителю не следует постоянно подчеркивать свою позицию, свои преимущества как старшего, педагога, акцент на том, что "я учитель, поэтому всегда прав" и т.п.);

2) физический - пространство, стол учителя, которыми он отдаляет себя от учеников (для преодоления данного барьера педагог может изменять расстояние между собой и учениками, двигаясь по классу)

3) гностический - недоступность объяснения материала учителем (педагог не должен принимать непонятных детям сроков, высказываться большими предложениями (более 17 слов), говорить слишком быстро (более 2,5 слов за 1 секунду)

4) психологический - возникает тогда, когда у учителя есть страх перед классом, перед возможностью допустить фактическую или методическую ошибку, отсутствует контакт с детьми или существует негативная установка по классу или отдельных учеников.

Организуя процесс общения, учитель всегда руководствуется собственными убеждениями, использует средства и приемы, соответствующие особенностям его личности. Вместе с тем, в различных способах взаимодействия педагога с воспитанниками всегда можно выделить некоторые общие черты, типичные особенности, определяющие стиль общения.

Стиль педагогического общения - это индивидуально-типические особенности взаимодействия учителя и учеников. В стиле находят отражение особенности коммуникативных возможностей воспитателя и его воспитанников, характер их отношений, а также творческая индивидуальность педагога.

Качества, определяющие стиль общения учителя:

1) его отношение к детям;

2) умение управлять ученическим коллективом.

Отношение учителя к детям бывает:

1) активно-положительное - педагог проявляет доброжелательность, соучастие, сопереживание, его требовательность совмещенная с заинтересованностью; Да есть отношение учителя вызывает у учащихся доверие, стремление к сотрудничеству;

2) пассивно-положительное - педагог считает, что только требовательность и чисто деловые отношения могут обеспечить успех в обучении; его взаимоотношения с детьми мало эмоционально окрашенные;

3) отрицательное - порождает недоверие, замкнутость учеников

Способы руководства ученическим коллективом:

- авторитарный - стиль диктата; ученик рассматривается как пассивный исполнитель; главные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, высмеивание;

- либеральный - выражается в невмешательстве педагога, низком уровне требований, учителю не хватает устойчивой педагогической позиции; работа идет на самотек, воспитательный процесс неуправляемый, результаты ниже;

- демократический - основывается на глубоком уважении к личности каждого, на доверии; в его основе - ориентация на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива; основные средства взаимодействия: поощрение, совет, информация, развивает у учащихся самостоятельность.

В.А.Кан-Калик, сочетая разновидности отношение учителя к ученикам и способы руководства ученическим коллективом, выделяет следующие стили педагогического общения:

1) общение на основании захвата совместной творческой деятельностью; основывается на активно-положительном отношении к ученикам;

2) общение на основе дружеского расположения; базируется на личностном положительном восприятии учащимися учителя, проявляющего дружба, уважение детей, но следует остерегаться преобразования дружеских отношений на панибратским;

3) общение-дистанция; в основе имеет ограничения общения формальными отношениями; педагог, которому присущ данный стиль может иметь положительное отношение к ученикам, но в организации деятельности он ближе к авторитаризма;

4) общение-устрашение; сочетает негативное отношение к ученикам и авторитарность в способах организации деятельности;

5) общение-заигрывание; сочетает положительное отношение к детям с либерализмом; основывается на поиске приемов завоевания дешевого авторитета.

Педагогические реалии демонстрируют целый ряд непродуктивных стилей педагогического общения, достаточно образную характеристику которых предложил В.А.Кан-Калик:

- "Монблан" - учитель возвышается над классом, как горная вершина;

- "Китайская стена" - педагог углубляет дистанцию, подчеркивает свою превосходство;

- "Робот" - педагог действует по определенной программе, несмотря на обстоятельства, которые требуют изменений в общении;

- "Гамлет" - педагог постоянно сомневается в правильности выбранной системы организации взаимоотношений;

- "Друг" - переход на позиции панибратства, потеря делового контакта в общение;

- "Тетерев" - учитель реализует собственные цели общения, не направлен на школьников.

Как же должно выглядеть эффективное педагогическое общение, которому стиля следует отдавать предпочтение учителю в своей деятельности? очевидно, педагог должен обладать значительным арсеналом приемов и средств, поскольку в зависимости от ситуации ему приходится проявлять разные стороны своей личности, быть строгим и ласковым, авторитарным и либеральным, чутко и гибко реагировать на изменения педагогических ситуаций. производительность педагогического общения будет зависеть также от увлеченности учителя своей делом, его профессионализма и постоянной направленности на детскую личность.

Педагогическое общение в диаде «преподаватель – студент

1. Педагогическое общение: понятие, структура, функции и роль в воспитательно-образовательном процессе

Общение – это основная форма человеческого бытия. Являясь формой общественного бытия, общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, сопровождая ее. Но в ряде профессий оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию профессионально значимую, лежащую в природе профессии. К числу таких профессий относится и профессия педагога. В этом случае общение выступает не как обыденная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная.

Педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны.


Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблем взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.), поскольку контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, в рамках которых изучаются нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:

1) взаимоотношения ведомый-ведущий;

2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений.

- взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;

- формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;

- ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;

- использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов:

- увлеченности наукой, предметом;

- стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.

Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурсников и профессорско-преподавательского состава. Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемому в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей.

Его выработке способствуют такие приемы , как:

- включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;

- создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;

- совместная научно-исследовательская работа;

- совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;

Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения.

Оптимальным педагогическое общение преподавателя с аудиторией считается то общение, которое создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности. Такое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, личность педагога становится основным инструментом осуществления педагогической деятельности.

Выделяют следующие компоненты (слагаемые) оптимального педагогического общения:


Когнитивный компонент: знание общих закономерностей общения; структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения; методик исследования общения и межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения.

Регулятивный компонент: умение передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов; организовывать взаимоотношения с обучающимися и взаимоотношения между ними в процессе совместной деятельности; понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение другого человека; корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению; управлять собственным психическим состоянием, поведением и развитием.

Аффективный компонент: эмоциональное состояние , характеризующее отношение, которое возникает между партнерами по общению.

Духовный компонент: сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Духовные способности – это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве; интегральное проявление интеллекта и духовности личности. Духовно богатый педагог в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием.

Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на:

1) познавательную , обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях;

2) эмотивную – отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику;

3) воспитывающую , целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности обучающегося;

4) фасилитативную , направленную на облегчение обучающемуся процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного;

5) регулятивную , побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения;

6) самоактуализации , производящую процесс актуализации своих возможностей.

По своим функциям педагогическое общение представляет контактный и дистантный, информационный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех субъектов образовательный процесс.

Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение педагога с обучающимися, с другими преподавателями, с администрацией) различаются по задачам, поставленным преподавателем, и по тем способам, с помощью которых он их решает.

В материале представлены приёмы педагогического общения с детьми. Материал могут использовать педагоги для самообразования.

ВложениеРазмер
tekhnika_pedagogicheskogo_obshcheniya.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы молодому учителю

Техника педагогического общения

У каждого учителя в практике встречались такие уроки, которые проходили не так, как планировались. Казалось, все, что зависело от учителя, было сделано. Составлен подробный план урока, продуманы разнообразный опрос, любопытные находки по изучению нового материала. Столько сил потрачено, а урок не получился. Учитель недоволен. Не было должной отдачи. Класс плохо работал, не проявил ожидаемого интереса к уроку. Почему.

Успешная работа учителя невозможна без овладения техникой педагогического общения . К сожалению, в научно-методической литературе больше описываются общие принципы, но крайне мало конкретного описания приёмов данной техники.

коммуникативная атака – завоевание инициативы в общении и целостный коммуникативный перевес, что впоследствии обеспечивает управление общением с классом.

Вспомним изречения великих мыслителей.

считал Ж.Ж. Руссо.

Мы заходим в класс, а накануне был урок физкультуры. Стоят взъерошенные мальчишки с раскрасневшимися щеками, несколько девочек не успели переодеться и опоздали… Все возбуждены.

Другая ситуация: перед вашим уроком ученики два урока писали контрольную по математике. Сидят усталые, с отрешенным видом. И так далее, и так далее…

Каждый раз перед нами стоит конкретная проблема, требующая эффективного разрешения. Необходимость яркого начала урока невозможно переоценить.

Первые минуты особенно тяжелы и для говорящего и для слушающих. Педагог, конечно, волнуется. Очень плохо, если это чувство вовсе исчезло. Но с другой стороны, и дети еще не включились в работу, что вполне закономерно. Поэтому замечания в адрес учеников в этот момент неуместны. Замечание целесообразно только тогда, когда учитель уверен, что его поддержит коллектив.

Банальное начало создает впечатление, что не будет сказано ничего нового, и слушать перестают сразу. И, наоборот, увлекательное начало, интересные фразы учителя привлекают, рождают интерес.

Нестандартное начало занятия вызывает интерес к преподавателю, к тому, что он будет говорить.

Эффективность восприятия материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроению подростков. Опытные преподаватели, как правило, имеют несколько заготовок. Они стараются быть готовыми к любым неожиданностям.

ЗНАКОМСТВО С КЛАССОМ

Если вы идете в незнакомый класс, постарайтесь произвести наиболее благоприятное впечатление. Ученики будут ловить каждое ваше слово, внимательно следить, как вы одеты, как вы двигаетесь. Первый урок во многом предопределяет дальнейшую вашу работу в этом классе.

В одной из книг, описывающих социоигровые приёмы, нашёл очень эффективный приём:

вместо банального, скучного и совершенно бесполезного знакомства по журналу, попросите класс представиться. Пусть каждый ученик расскажет о своём соседе по парте.

Я вдруг заметил, как ребята смущались. Им было совсем небезразлично, что скажут их одноклассники.

И, конечно, представьтесь и вы. Не стесняйтесь сказать о своих заслугах, наградах, достижениях. Пусть даже не связанных с Вашим предметом.

Помню, как мои ученики гордились тем, что их учитель (ваш покорный слуга) написал монографию о Бендерской крепости, а затем защитил диссертацию. Это работало на авторитет учителя, на доверительное отношение с ребятами.

Несколько эффективных приёмов педагогического общения встречаются в книге А.Гина. Приёмы педагогической техники.

Кого-то продержали минут 5 у доски после того, как он уже ответил…

По всем сложным вопросам, проблемам отношений с классом на всех этапах урока советуйтесь с детьми. Убедите учеников, что их мнение значимо для вас. Однако, чтобы не поставить себя в затруднительное положение, не устраивайте голосования. Лучше обсудите с учениками вашу общую проблему и предложите несколько вариантов решений, учитывая и предложенные ребятами.

Следует сразу предупредить их, что все-таки последнее слово за вами, хотя вы, безусловно благодарны им за совместное обсуждение. Такое обсуждение тем эффективнее, чем сознательнее относятся ученики к учебному процессу. От взаимного обсуждения выиграют обе стороны: и учитель, и ученики. Одна существенная оговорка.

Все должно быть честно. Никакой фальши со стороны учителя. Дети ее очень быстро улавливают и не прощают.

В противном случае лучше вообще не обращаться к классу за советами.

Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Типовые вопросы

  • Что нравится на уроках?
  • Что не нравится?
  • Можешь ли учиться лучше по предмет>’?
  • Что мешает этому?
  • Какие действия учителя считаешь неправильными?
  • Поставь отметку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй ее.

Иногда подобный шаг трудно сделать. Но если учитель творчески относится к работе и заинтересован в ее улучшении, подобный опрос раз неделю или в месяц весьма полезен.

О праве учителя на эмоционально выражать своё возмущение перед учениками писал ещё А.С. Макаренко .

Не подумайте, пожалуйста, что я вас призываю вместо ровного голоса к громовому стуку кулаками по столу, крику и т.д…

Когда нужно, негодование может делать больше, чем даже ласка, потому что в негодовании вы проявляете себя как гражданин, как человек и представитель учреждения, как представитель идеи, как представитель права, вы отстаиваете что-то большое. А что вы представляете собой, когда вы гладите по головке?

Но право на “гнев” надо заслужить.

Если учитель не пользуется авторитетом у ребят, то его гневные тирады очень жалки.

педагогическое общение фото

Педагогическое общение - это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения - строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

- заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

- внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

- убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

- подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом - это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция - установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция - стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция - побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Читайте также: