Приемы организации деятельности детей на экскурсиях в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Всю работу по организации экскурсий можно подразделить на три этапа: подготовительный, непосредственная работа на экскурсии, заключительный.

Подготовительный этап начинается за несколько дней до экскурсии и включает следующие виды работ:

· составление календарного плана экскурсии на год с учетом местных условий. При планировании предусматривается усложнение содержания экскурсий и взаимосвязь между ними;

· определение конкретных учебно-воспитательных задач каждой экскурсии;

· выбор объектов экскурсии в соответствии с программным содержанием и предварительное знакомство с ними;

· проектирование содержания экскурсии;

· подготовка экскурсовода к беседе с учащимися (на производстве, в музее, в зоопарке);

· предварительная подготовка детского коллектива, постановка общей задачи экскурсии, распределение заданий и обязанностей, ознакомление с правилами поведения на экскурсии, подготовка снаряжения и оборудования;

· выбор транспорта и наиболее целесообразного маршрута с учетом того, чтобы в пути дети могли вести интересные наблюдения;

· подготовка помощников в проведении экскурсии (родители, воспитатели, вожатые и др.).

Перед началом экскурсии учитель сообщает ребятам, каких норм поведения он от них ожидает (Дж. Хассард).

Не следует бегать и кричать. Учащиеся должны понять, что изучение мира живой природы отличается от прочих занятий. Чтобы полностью сконцентрироваться на объектах и звуках окружающего мира, надо научиться ходить медленно и разговаривать спокойно.

Нельзя нарушать покой растений и животных. Во время экскурсии не следует: рвать листья и траву; наступать, если это возможно, на растения; каким-либо иным способом причинять вред окружающей среде. Нельзя беспокоить животных в местах их обитания. Дотрагиваться до объектов живой природы можно только с большой осторожность. Растения могут иметь скрытые шипы и колючки, насекомые могут жалить. Не допускается совать руки в места, недоступные взгляду или плохо просматриваемые.

Собирать природные материалы можно только по указанию учителя. У учащихся часто появляется желание взять с собой все свои находки. Учитель объясняет, насколько важно оставить природу в неприкосновенности.

Нельзя пробовать находки на вкус. Учащиеся должны осознать, что они могут рассматривать природные объекты, осторожно нюхать их, но ни в коем случае не пробовать на вкус. Многие распространенные растения ядовиты.

Организация познавательной деятельности детей на экскурсии. Не следует превращать экскурсию в урок под открытым небом с длительным опросом по пройденному материалу. Все знания дети получают на основе непосредственного восприятия природы. Если дорога на место проведения экскурсии слишком скучна для детей, следует превратить ее в серию интересных открытий.

Детям сообщается, что они будут время от времени останавливаться и играть в “коллекционера впечатлений”. В подходящий момент учитель останавливает группу и называет какие-либо качества предмета: нечто шероховатое или гладкое; твердое или мягкое; прямое или изогнутое; круглое или плоское; белое или двуцветное; то, что щекочет или колет, и т.п. Школьники должны найти вокруг какой-либо объект, которому присущи эти качества. Когда учащиеся найдут подходящий объект, проводятся упражнения по сенсорному восприятию – сравнение своих ощущений с предложенной учителем характеристикой. Можно также дать детям возможность самим составить подобные характеристики.

В начале экскурсии необходимо провести ориентирование: определяется время и место, обращается внимание на время года, дается характеристика местности.

Далее конкретизируется тема экскурсии, уточняются задачи экскурсии, определяются задания.

Организация наблюдения на первом этапе экскурсии заключается в создании условий для целостного восприятия объекта (леса, реки и т.д.) или явления, для положительного эмоционального настроя, повышения заинтересованности. При описании природного ландшафта используется художественное слово, что усиливает эстетические переживания детей, обостряет их наблюдательность, обогащает речь.

На следующем этапе экскурсии организуется исследовательская деятельность, направленная на анализ предметов и явлений. Она может развертываться как самостоятельная. Дети объединяются в группы по 3-4 человека и выполняют задания.

Первоклассникам, не умеющим читать, выдаются “опознавательные карточки” с изображением объекта, который нужно найти и описать. Алгоритм описания предложен в виде графической модели:



?
Как называется? Где живет? Какова величина? Какая форма? Какой цвет? Какие части?




Для читающих детей учитель готовит план наблюдений, который заранее оформляется для каждой группы на отдельных инструктивных карточках. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими на восприятие объекта, а не на воспроизведение уже имеющихся знаний.

Например, на осенней экскурсии в лес проводятся самостоятельные наблюдения за насекомыми (по Дж. Хассарду).

Детей приводят в восхищение прыгающие, ползающие, летающие существа. Учитель сообщает детям, что они станут детективами-исследователями живой природы. Им придется заняться поисками насекомых (выдаются банки с крышками для временного содержания находок). Поясняется, где можно найти насекомых – в траве, под лесной подстилкой, на камнях и т.д.

План наблюдений:

- Внимательно рассмотрите насекомое, которое у вас в банке.

- Какого оно цвета, может быть, оно многоцветное?

- Рассмотрите его тело: из скольких частей оно состоит?

- Можете ли вы сосчитать, сколько у него ног?

- Есть ли у существа крылья?

- Можете ли вы определить, где у него голова, глаза, усики?

- Твердый у него покров или мягкий?

- В каком месте вы подобрали это существо (влажном, сухом, солнечном, тенистом)?

- Что делало насекомое, когда вы его заметили (прыгало, летало, ползало)? Может быть, кормилось? Оно несло пищу или кусочки другого материала?

После выполнения учащимися заданий проводится проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами. Вопросы нацеливают на сравнение наблюдаемых объектов, выявление признаков сходства и различия, обобщение полученной информации.

Например, детям предлагается передать банки по кругу и сравнить найденных насекомых.

Насекомое было в одиночестве там, где его нашли, или вы выбрали его из насекомых того же вида? Были ли там другие животные?

- Чем похожи все насекомые и чем они различаются?

- Были ли насекомые того же цвета, что поверхность (растения, почва, камень), на которой они находились? Какое значение имеет окраска в жизни насекомых?

- Чем питаются насекомые? Какие животные могли бы питаться ими? Какие приспособления имеются у насекомых для добывания пищи? для защиты от врагов?

- Что происходит с насекомыми зимой?

- Что произошло бы, если бы все насекомые погибли?

После обобщающей беседы детям предлагается выпустить находки в тех местах, где они их подобрали.

Экскурсии в природу часто проводят на одном и том же месте в течение всего периода обучения детей в младших классах. Это создает условия для сравнения. Дети устанавливают, какие изменения произошли по сравнению с предыдущей экскурсией, отмечают новые явления.

В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют знания. Проводится сбор природного материала и природоохранные мероприятия (сбор семян сорных растений для подкормки птиц, развешивание кормушек, очистка парка от валежника и пр.). Природный материал собирается в ограниченном количестве, и только тот, который понадобится в учебном процессе на последующих уроках. Дается задание для наблюдений на обратном пути. Для проведения игр выбирается безопасное место – лесная тропа или опушка леса.

Необычные упражнения или неторопливая прогулка, проводимая не вполне обычным образом, помогают сосредоточить внимание ребят на многих сторонах мира живой природы (Дж. Хассард).

1. Ходьба, глядя вверх

Учащимся надо медленно идти вперед, глядя в небо. Через каждые несколько шагов разрешается мельком поглядеть вниз, чтобы проверить, где они находятся. По дороге им придется отвечать на следующие вопросы: Рассмотрите то, что вверху. Немного повертите головой. Что вы видите? Не движется ли там что-нибудь? Если да, то почему? Видите ли вы листья деревьев? Какого они цвета? Различаете ли вы их форму? Есть ли гнезда на верхушках деревьев? Можете ли вы видеть между листьями и ветками чистое небо? Какого цвета небо? Видите ли вы облака? Не кажется ли вам, что они движутся?

2. Идем и слушаем

При выполнении этого упражнения руки помогают слушать. Учащиеся сжимают пальцы в кулак и разгибают по одному каждый раз, когда слышат какой-либо звук. Идти надо очень тихо, не разговаривая, иначе трудно прислушиваться. Некоторое время ребята идут и слушают, затем они образуют круг. Каждый показывает количество пальцев, соответствующее количеству услышанных звуков. Задаются следующие вопросы: Назовите некоторые из звуков, которые вы услышали. Что было источником тихих звуков? Резких звуков? Какие звуки имели природное происхождение, какие нет? Из всего разнообразия услышанных вами звуков какие вы предпочли бы слышать у вашего дома? А какие звуки – за окнами класса?

3. Ходьба задом наперед

Сначала учащиеся проходят выбранный участок местности обычным способом, внимательно осматривая все, что спереди, сверху, по сторонам. После описания того, что они увидели, учащиеся разворачиваются и медленно идут спиной, поворачивая голову в направлении ходьбы через каждые несколько шагов, чтобы проверить, где они находятся, а также смотрят вверх и по сторонам. Вопросы для обсуждения: Что вы видите? Видите ли вы то, чего не заметили, когда шли обычным образом? Теперь, когда вы передвигаетесь необычным образом, выглядит ли это место по-другому?

4. Глиняные отпечатки

Учащиеся изготавливают отпечатки предметов природного происхождения, чтобы продемонстрировать красоту и симметрию листьев, плодов, коры, древесины, веточек. Они делают из куска глины или пластилина плоскую пластину, кладут на нее какой-либо предмет природного происхождения, крепко прижимают, а затем осторожно удаляют. Получается отпечаток. На одной пластине можно сделать несколько отпечатков различных предметов. Если используется пластилин, то по поверхности пластины надо предварительно провести мокрой тряпочкой, чтобы предмет, отпечаток которого берется, не прилип к ней. Если используется глина, то в пластине перед снятием отпечатков нужно проделать отверстие, чтобы готовый отпечаток после просушки в течение нескольких дней можно было повесить на стену. Несмотря на хрупкость, готовое изделие может долго храниться.

5. Копии листьев

Учащиеся находят по три-четыре листка различной формы, аккуратно кладут их прожилками вверх, закрывают бумагой и боковой стороной грифеля натирают ее поверхность, стараясь, чтобы не было пропусков. Предлагается поэкспериментировать с различными листьями и грифелями разных цветов, чтобы получились необычные сочетания цветов и форм.

6. Движения в природе

Учащиеся инсценируют события, происходящие в природе, представив себя растениями или животными. Вот несколько идей:

- приходит буря и раскачивает деревья;

семена прорастают, прокладывают себе путь через почву и превращаются в цветы;

- бабочки пьют нектар, перелетая с цветка на цветок;

- муравьи тащат к себе в муравейник тяжелый груз;

- птицы с помощью клювов и коготков вылавливают среди прелых листьев и веток насекомых;

- бельчата свернулись клубочком в теплых уютных дуплах, устланных листьями.

7. Поведение животных

Учащиеся садятся в кружок. Задумывают какое-либо существо, по очереди выходят в центр круга и разыгрывают его поведение. Остальные должны угадать, кого им представляют.

Заключительный (послеэкскурсионный) этап охватывает воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, обобщение и систематизацию приобретенных знаний, на развитие познавательного интереса и творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных детьми от общения с природой.

Этому способствует совместный разбор и размещение принесенного природного материала во внеучебное время. Каждая экскурсия оформляется в виде отчета, плаката, стенда, специального номера стенгазеты, рисунков, коллекций, сочинений, альбомов, наглядных пособий. Эти материалы используются на последующих уроках.

Экскурсия может послужить основой для проведения внеклассной работы: внеклассного чтения, выполнения общественно полезных работ (озеленение школы, помощь в сельскохозяйственных работах, природоохранные акции), встреч с передовыми людьми на производстве, тематических вечеров.

5.3.5. Требования к подготовке и проведению экскурсии

К организации экскурсиипредъявляются определенные дидактические требования(по Л.Ф. Мельчакову, Е.И.Тихеевой).

1. Экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. Следует выдерживать тему экскурсии, не отвлекаться случайными вопросами. Педагог должен заранее подготовиться к проведению экскурсии, составить ее план.

2. Перед экскурсией продумывается подбор объектов: их число, важность для наблюдателей, соответствие теме наблюдения. Размер поля наблюдения должен соответствовать возрастным особенностям. Посторонние объекты не должны отвлекать внимание детей от главного.

3. Определяя маршрут экскурсии, следует исходить из того, чтобы на нем были представлены разнообразные объекты природы, характерные для данного природного комплекса и раскрывающие тему экскурсии. Рекомендуется выбирать самые живописные уголки (в лесу, на лугу, у озера) и продумать, как наиболее красочно и точно их описать, чтобы вызвать у детей глубокие эстетические переживания и желание оберегать увиденную красоту природы.

Место проведения экскурсии заранее изучается педагогом с точки зрения безопасности нахождения детей. Нельзя ставить детей на обрыв над рекой, уступ скалы и в другие опасные для жизни места.

4. Подбирая оборудование, необходимо ограничиться самым необходимым. Кроме того, что понадобится для исследовательской работы (лупа, метровая лента), следует взять походную аптечку, блокноты и карандаши для записи наиболее интересных фактов, пакеты для собранных образцов.

5. Содержание экскурсии должно соответствовать интересам детей. При любом восприятии необходимо учитывать психологическое состояние субъекта в момент восприятия. Точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу. Выбор содержания и времени экскурсии должен быть обусловлен интересами детей (возрастными и индивидуальными), степенью их развития.

6. В экскурсии должно участвовать ограниченное число детей, так как каждый ребенок требует личного внимания. Он хочет задать вопрос и получить ответ, хочет быть активным, приблизиться к наблюдаемому объекту, познакомиться с ним посредством всех анализаторов, что невозможно сделать в большой группе. Дети хотят поделиться своими впечатлениями со сверстниками. С другой стороны, необходимы и совместные наблюдения, ведь дети по-разному воспринимают объекты, и общность их переживаний вызывает эмоциональный подъем.

7. Учитель должен как можно чаще задавать детям вопросы. Это направляет их восприятие. Вопросы должны побуждать учащихся откликаться на происходящее. Педагог не должен оставаться равнодушными к наблюдениям учащихся и их замечаниям. Если он будет искренне выслушивать ребят, это воодушевит их продолжить активные наблюдения, вовлечет в процесс обучения, заставит слушать друг друга.

8. Экскурсия должна проводиться живо, увлекательно, не должна носить характер учения. Следует избегать длинных объяснений. Учитель рассказывает только о том, что можно показать. Не стоит загружать детей многими названиями: они их скоро забудут.

9. Необходимо организовать условия для поисковой деятельности, открытий. Учитель побуждает ребят останавливаться, наблюдать, слушать, чувствовать запахи, делать свои собственные открытия. Дети должны не только созерцать, но и двигаться, экспериментировать, играть. Это позволит лучше усвоить факты, более осознанно их анализировать.

Для непосредственного общения детей с природой, для усиления эмоционального воздействия и более глубокого восприятия обязательно дается время на самостоятельное наблюдение за объектами.

10. Закрепление полученных представлений требует времени. Необходима внутренняя переработка впечатлений. Не следует в конце экскурсии устраивать длительную проверку знаний, полученных во время наблюдений.


В организационном отношении и в методике проведения занятия — экскурсии весьма разнообразны по своей трудности. При их подготовке и проведении следует учитывать следующие практические советы.

Методы и виды работ: эвристическая беседа, рассказ педагога, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений: территория ОУ, дорога, парк; зимующие птицы (ворона, галка, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь); деревья (береза, липа, дуб, сосна, ель); растения под снегом; насекомые и их личинки под корой или в старом пне; следы на снегу, наблюдение за осенними листьями, отлетом птиц. [3, с. 12]

Урок-экскурсия в 4 классе (Окружающий мир)

Тема: Экскурсия на луг.

Цель: Сформировать представление учащихся о луге, как природном сообществе.

Сформировать представление учащихся о луге, как природном сообществе.

Познакомить с растениями и животными луга.

Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Предметные: научится наблюдать за особенностями растительного и животного мира луга.

Метапредметные: научится следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии, проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации, фиксировать результаты наблюдений в виде таблицы, делать обобщения

Личностные: научится работать в группе, прислушиваться к мнению одноклассников, уважительно относиться к природе.

Подготовка к экскурсии.

Экскурсия проводится в сентябре. Место проведения экскурсии — луг.

  1. Актуализация знаний. Мотивация (проводится в классе).

Личностные УУД: смыслообразование

КоммуникативныеУУД: сотрудничество с учителем

Послушайте стих и определите тему нашей экскурсии.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Если внимательны будете дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Луг не только для нашей забавы.

В нем- животные и травы.

Ученые тоже работают тут,

— О чем это стихотворение?

—Какая же тема нашей экскурсии?

—Что вы знаете о луге?

Дети слушают стихотворение, отвечают на поставленный вопрос.

  1. Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

Личностные УУД: самоопределение

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

— Какое слово, которое характеризует луг, встретилось в этом стихотворении? (сообщество)

— Как вы понимаете смысл этого слова?

Мы не можем точно объяснить значение этого слова.

Выслушиваются предположения детей. Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.

—Работа с толковым словарем.

— Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему?

— Нам необходимо узнать значение этого слова из толкового словаря.

—С чем мы сегодня на уроке будем знакомиться?

—С сообществом луга.

Регулятивные УУД: целеполагание

А чтобы узнать, что это такое, мы отправимся с вами на экскурсию.

—Какие вопросы нам необходимо решить, чтобы познакомиться с сообществом луга?

Дети составляют вопросы:

  1. Кто живет на лугу?
  2. Что растет на лугу?
  3. Как связаны между собой животные и растения?

Распределяет детей по группам (2 группы)

Каждой группе выдаётся рабочий лист с заданиями.

Задания для 1 группы- наблюдение за растениями:

  1. Название растения.
  2. Какие органы есть у растения? Как они выглядят (размер, форма, окраска, наличие запаха.)
  3. Как опыляются цветки растения?
  4. Как распространяются плоды или семена растения?
  5. Как растение относится к свету и влаге? Как ты это узнал?
  6. Нарисуй это растение и подпиши название его органов.

Задания для 2 группы -наблюдение за животными.

  1. Как называется животное?
  2. К какой группе животное относится?
  3. Из каких основных частей состоит тело животного?
  4. Как передвигается животное?
  5. Чем питается животное?
  6. Нарисуй это животное и подпиши название его органов.
  1. Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками;

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Перед тем, как учащиеся приступят к сбору информации, необходимо провести вводную беседу. Для этого детям нужно напомнить цель экскурсии.

Исследование в малых группах,

Запись результатов в блокнот.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

—Я сегодня узнал…

—Я бы хотел узнать…

Основные термины (генерируются автоматически): луг, экскурсия, животное, растение, группа - наблюдение, материал экскурсии, правило поведения, предположение детей, природное сообщество, толковый словарь.

Похожие статьи

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале.

Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии большое значение приобретают практические методы — различные игры с детьми, сбор природного материала и т. д.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.

На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, наблюдение, воспитатель, явление природы, животное, развитие растений, природа, ознакомление детей, группа, изменение.

Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале.

Детям очень нравятся целевые экскурсии-прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

Для закрепления знаний детей о правилах поведения на природе может быть использована серия знаков, которую воспитанники

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через.

Проводя экскурсию на водоем весной с детьми старшей группы, ставили следующие задачи

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, экологическое воспитание, внимание детей, наблюдение, растение, работа, животное, неживая природа.

Экологическое воспитание под открытым небом

В теплое время года собираем природный материал по берегу моря, в дальнейшем в группе создаем поделки, аппликации из природного материала.

Экскурсия — это увлекательная форма работы воспитателя и детей, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой. а) занятия; б) экскурсии.

− обучать правилам поведения в окружающем мире

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода.

1. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

5. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе?

Стержнем любой экскурсии и похода должно стать наблюдение

Автор: Ямщик Марина Юрьевна

Населенный пункт: Республика Крым, г. Севастополь

Для достижения этих целей поставлены задачи: формировать у детей нравственное, гуманистическое отношение к представляемым экспонатам, памятникам как части общей культуры человека, воспитывать музейную культуру, умение слушать и анализировать полученную информацию, совершенствовать коммуникативность, приобщать детей к плодотворным способам и формам проведения свободного времени через вовлечение их в культурную деятельность.

Актуальность темы объясняется возможностью использовать нестандартные методы для обогащения знаний детей об окружающем мире, в возможности воздействовать на внимание, интерес детей к формированию эстетического отношения к разнообразным явлениям жизни, культуры.

Современными авторами учебных пособий по педагогике разработан ряд рекомендаций, позволяющих опереться на них при раскрытии данной темы. Так, например, Сластенин В.А. дает определение экскурсии как специфического учебно-воспитательного мероприятия, Тюмасева В.И. считает, что это особая форма просвещения детей, Олесюк Л.Н. отмечает экскурсию как форму организации познания окружающего, а Виноградова Н.Г. выделяет педагогическое значение экскурсий. Использование внешкольных и дополнительных средств образования открывает новые возможности и перспективы.

1 Экскурсии: методика разработки, подготовка, тематика

Подготовка новой экскурсии проходит три основных этапа: 1)предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение, определение задач и целей экскурсии; 2)отбор объектов, на которых будет построена экскурсия; 3)непосредственная разработка включает в себя – составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала, работу над содержанием экскурсии, написание контрольного текста, выбор наиболее эффективных приемов показа и рассказа во время проведения, подготовку методической разработки новой экскурсии, написание индивидуальных текстов. Схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Очень важно, чтобы экскурсия была интересна, не перегружена потоком ненужной туристам информации, а способ подачи – не утомительным. Работа начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же цели, например, эстетическое воспитание, расширение кругозора, получение дополнительных знаний в области науки, культуры и т.д. Экскурсовод передает аудитории свое видение объекта, оценку

памятного места, понимание исторического события, подводит участников экскурсии к необходимым выводам и оценкам, добиваясь эффективности мероприятия. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, лаконичными, эмоциональными, содержательными. Большой силой обладают манера поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Проявление педагогического такта, вежливости, терпимости, выдержанности, способствуют созданию спокойной деловой обстановки, позволяют избежать возникновения негативных ситуаций. Текст, который произносит экскурсовод, призван обеспечить тематическую направленность рассказа, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, освещенные в экскурсии, дается объективная оценка показываемых объектов.

Методика проведения экскурсии предполагает изучение, систематизацию, формулировку, разъяснение методических приемов. Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсовода, как механизм, совершенствующий подачу материала, как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом использования всех органов чувств экскурсантов. Делится методика на две части: методику показа и методику рассказа, при этом необходимо соблюдать следующие требования – первичность показа над рассказом, сочетание рассказа с показом, выбор наиболее эффективных приемов, обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, обеспечение внимания к теме на протяжении экскурсии. Работа по подготовке и проведению экскурсии должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Этот критерий является важнейшим и при подготовке музейной экскурсии, т.к. обилие экспонатов в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов

руководствуются темой и целью экскурсии, отбирая только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные, необходимые для характеристики важнейших сторон исторических процессов, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. Основная функция музея – собирание, хранение и пополнение коллекций ценными материалами. Хорошо подготовленная экспозиция музея представляет собой основу для успешного проведения экскурсии, которая, как правило, в музее проводится научными сотрудниками. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной же 10-12 залов, но 5-10 памятников. Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи: естественнонаучные (геологические, зоологические, медицинские и т.д.), исторические (военно-исторические, археологические, боевой славы и т.д.), искусствоведческие (национального, зарубежного, народного изобразительного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные), технические (политехнические, отраслевые), мемориальные, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, общественным, военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов: взрослых или детей, молодежь, иностранцев и т.д. Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию.

2 Особенности организации детской экскурсии

Самым доступным способом в деле дополнительного образования и воспитания детей является экскурсия. Выше было отмечено, что экскурсия - это коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста, экскурсовода, в образовательных и воспитательных целях. При этом следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся, подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания, его небольшая устойчивость, неумение длительно сосредоточиться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания. Непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные моменты события – превалирует. Дети могут упустить важные и существенные моменты в преподносимом материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают интересными деталями. Поэтому опытные педагоги, работающие с детьми, стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание, чтобы изложение материала было предельно наглядным. Отсюда вытекает одна из важных задач подготовки и организации детской экскурсии: использовать такие педагогические и методические приемы, которые будут способствовать развитию произвольного, устойчивого внимания детей. Необходимо выделить эти особенности, охарактеризовать их, выявить их значение для определенной возрастной группы. При проведении экскурсий, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов, явлений, сопоставлять и сравнивать их, замечать их связи и отношения.

Какими же бывают экскурсии для детей? С какой целью проводятся? Какое значение имеет эта форма организации работы для детей? Для детей экскурсия – это путешествие, выход из тесных стен официального учебного учреждения на вольный простор (по словам З.И.Тюмасевой). Любое путешествие создает особый своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Люди

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают не общеобразовательные элементы, а познавательные и воспитательные. Ведущий экскурсии должен давать информацию, пользуясь выдержками из произведений художественной литературы, сравнениями, стихами, интересными фактами.

В план подготовки экскурсии входит:

- определение темы, т.е. то, что является ее основой, на чем строится показ и рассказ;

- определение цели экскурсии, например, трудовое воспитание, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, знакомство с особенностями природы края.

- определение экскурсионного объекта, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Это могут быть памятные места, природные объекты, экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки, памятники археологии. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, постепенно переходя к анализу внутреннего содержания;

- составление текста экскурсии по плану: введение, основная часть, заключение. Введение занимает не больше 3-5 минут и оформляется в форме рассказа или беседы. В основной части следует обратить внимание на то, чтобы экскурсия не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер. В заключении обобщаются новые сведения, формируются главные предложения.

- подведение итога экскурсии.

Исходя из вышесказанного следует, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний.

3 Особенности проведения детской экскурсии

Все виды искусства, а их тринадцать (архитектура, скульптура, живопись, графика, фотография, литература, театр, кино, цирк, хореография, телевидение, музыка, декоративно-прикладное), являются объектом изучения эстетики, которая имеет свой понятийный аппарат. Это идеалы, категории, форма внутренняя и внешняя, гармония содержания и формы, художественный образ и средства его выражения и т.д. Чтобы умело воздействовать на экскурсантов, формировать их эстетическое сознание, воспитывать вкус, вызывать творческие сопереживания, объединяющие зрителей и автора, ведущий экскурсии, экскурсовод, должен понимать, знать, уметь пользоваться этим понятийным аппаратом, обращая внимание на содержание, композицию, цвет, форму, материал, ритм, пропорцию и т.д., учитывая возрастные особенности маленьких экскурсантов, о которых сказано выше. В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии происходит в процессе общения с экскурсионными объектами, что позволяет решить основную задачу проведения экскурсий для детей – знакомство и постижение детьми духовного опыта человечества.

В заключении важно отметить, что необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детской психики и интеллекта при планировании и организации внешкольной и дополнительной работы с детьми. Все виды экскурсий развивают внимание, т.к. психическая деятельность направляется и сосредотачивается на определенном объекте или явлении. Любовь к природе, эстетические чувства, интерес к новым знаниям воспитываются именно на экскурсиях при создании комфортной, умело выстроенной обстановки. Следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов искусства, природных явлений, сопоставлять, сравнивать их, замечать различие и сходство, связи и отношения. Все это процесс достаточно сложный, требующий тщательной подготовки от педагогов, сотрудников, работающих с детскими группами, от самих участников. Задача взрослых в этой ситуации состоит в обеспечении каждому ребенку условий для адекватного восприятия новой информации, что гарантируется осознанием цели деятельности, ее значимости, отношения к выполняемой работе. При профессиональном выполнении этих условий и задач практическая работа обязательно принесет видимые результаты.

Учебный материал по природоведению создаёт большие возможности для развития детей. Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее развитие в процессе общения с природой.

Ознакомления младших школьников с окружающим миром немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. Н. В. Пакулова дает такое понятие: «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

Экскурсия — это один из видов занятий по ознакомлению младших школьников с природой и трудовой деятельностью людей. Во время экскурсии учащихся может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей. В чем заключается преимущество экскурсий перед другими видами деятельности по ознакомлению учащихся с окружающим миром? Преимущество экскурсий-занятий в том, что дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств.

Экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме, текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

Младшие школьники знакомятся с природой во всем богатстве ее красок, звуков, запахов, форм. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой.

На экскурсии используется основной метод ознакомления учащихся с природой – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Задача педагогов заключается в том, чтобы они проводили работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение учащимися умения наблюдать в природе. Важно продумать роль школьника на экскурсии. Именно здесь у него есть возможность проявить себя исследователем, открывателем природных связей и закономерностей. Они должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно, что можно стимулировать системой заданий, ориентирующей их на поиск. А результаты этих поисков могут быть отражены позднее на уроках самых различных дисциплин: географии, природоведения, экологии, и даже музыки.

При подготовке и проведении экскурсии необходимо учитывать следующие условия:

1. Экскурсия в природу это не просто развлекательная прогулка, а эффективная форма образования;

2. Необходимо заранее определить проблематику экскурсии, предварительно изучить местность, выбрать именно ту часть леса или парка, где растут лиственные и хвойные растения, определить маршрут;

3. Придерживаться тематики экскурсии, не поддаваться на отвлекающие, провокационные детские вопросы;

4. Рассказывайте только о том, что можно показать;

5. Школьник должен быть привлечен к активной деятельности, а не оставаться пассивным слушателем;

6. Нельзя перегружать экскурсантов новыми названиями, они их непременно забудут;

7. Вовремя необходимо замечать утомление школьников, нужно уметь закончить экскурсию;

8. Итоги экскурсии необходимо закрепить на последующих занятиях.

В современной школьной практике преобладают словесные методы организации деятельности учащихся: беседа, рассказ, инструктаж.

Учителю следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их общий дом, а поэтому должны следовать тем требованиям – заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.

Главнейшая из них – соблюдение тишины.

Следующая заповедь, которую дети должны знать, - это терпение, терпеливость. Что это означает? Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта – гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.

Третья заповедь – это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, учащихся узнают ее язык, живой и образный.

Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, его краткой характеристики, особенностей в данный сезон года. Обращается внимание на своеобразие и красоту природного пейзажа, отдельных природных объектов. Используется произведения писателей и поэтов.

На начальном этапе обучения должны преобладать задания, направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие младшим школьником этих связей и зависимостей. Задания должны быть обращены непосредственно к каждому ученику и побуждать его самого подумать, самого предвидеть, самого оказать помощь, если она кому-то потребуется. А самое главное – они должны ставить ребенка в положение первооткрывателя и исследователя.

Успех проведения экскурсий во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них целостный образ природы обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако младшим школьникам в поиске поэтических описаний природы помогут занимательные вопросы и загадки.

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром

Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной.

Опытно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром «Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше чем вчера, называется потерянным.

Читайте также: