Приемы мотивации трудовой деятельности в доу

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Родина Альфия Мусиновна

Населенный пункт: Сахалинская область, п. Южно-Курильск

Современные условия реализации образовательного процесса, характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней личности.

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у детей устойчивую потребность в познаниях и

мотивацию к обучению. В реальной жизни, особенно в современных условиях, мотивация к обучению наблюдается далеко не у всех детей.

В отечественной психологии развитие мотивации дошкольников исследуется в рамках психологической готовности ребенка к школе (И.В.Дубровина, Е.И.Захарова, В.Д.Шадриков).

  • широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения - личностный мотив - мотив достижения
  • поощрение и признание взрослого
  • игровой мотив
  • соревновательный мотив
  • самолюбия и признания сверстников - мотивацию к обучению

Мы все знаем, что игра является ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста, в котором идет активное формирование мотивационной сферы ребенка.

Я считаю, что развитие позитивной мотивации дошкольника и эмоциональное отношение к предстоящей деятельности, сблизит субъектов учебно-воспитательного процесса.

  • способствовать развитию предпосылок к учебной деятельности;
  • совершенствовать систему отношений ребенка со сверстниками, родителями, воспитателями;
  • создавать условия для позитивного взаимодействия всех субъектов ДОУ;

Итак, согласно советскому психологу, философу, педагогу Алексею Николаевичу Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является именно детский возраст.

Матюшкин Алексей Михайлович писал, что познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.ЗНАЧИТ:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься танцами, то мама купит мне куклу).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию.

Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь ловить мяч двумя руками, и мама обрадуется).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду быстро одеваться, то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

На основе всего этого можно выделить пути формирования мотивации:через организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

- На занятии по художественно-эстетическому развитию хозяйка потеряла гусят, а ребята помогли найти их в нашей группе.

- На птичьем дворе переполох, индюшка не может сосчитать всех обитателей птичьего двора. Ребята помогите?

- У помощника воспитателя был день рождения, попросила детей помочь поздравить ее. А они предложили накрыть для нее праздничный стол и угостить.

Например: - Дети старшей группы с радостью научили меня строить волшебный замок. И в этом им помог компьютер.

- Через помощь младшему воспитателю прививаю детям трудолюбие, аккуратность, уважение к труду взрослых.

- Это праздничные открытки для мам, пап и воспитателя. В моей практике, дети каждый день рисуют, лепят для меня. Уже целая коллекция набралась.

- Нужно было заинтересовать на исследовательскую деятельность детей подготовительной группы. Просто взяла коробку с необходимым материалом, села и делаю вид, что не понимаю, что это за коробка. Дети, увидев это, начали подходить, интересоваться, все, процесс пошел и удачно завершился!

- На занятиях или в сюжетно-ролевой игре к детям моей группы периодически приходит корреспондент, берет интервью о прошедшей или предстоящей деятельности, записывая все на диктофон.Можно это использовать для рефлексии.

- На утренней зарядке, гимнастике пробуждения, физминутки в ООД очень часто использую комплексы с музыкальным сопровождением. Это детей мотивирует на положительный эмоциональный настрой, активность и самовыражение.

Каждый тип мотивации должен содержать то, что вызовет удивление, изумление, желание помочь, поучаствовать. Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ведь основная задача педагогов ДОУ – это психологическая готовность ребенка к школе, желание учиться и познавать что-то новое.

В течение почти двух лет мною проводился мониторинг уровня познавательной мотивации детей младшей и средней группе. Выявлялись такие качества как:

  • совместная деятельность с взрослым;
  • совместная деятельность со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность;

Уровни познавательной мотивации расценивались как высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.Системное применение приемов мотивации в различных видах деятельности и диагностика, позволили достичь определенных положительныхрезультатов.

У 52% испытуемых обнаружилась высокая познавательная мотивация в ситуациях совместной работы со взрослым, и низкая без участия взрослого. Таким образом, участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении познавательной активности у большей части дошкольников.Учебная мотивация дошкольников младшего и среднего возраста, еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной мотивации. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. На следующий учебный год мне предстоит сформулировать задачи и цели повышения мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста. И активизировать процесс контакта с детьми именно на их позитивной мотивационной деятельности.

Таким образом, подводя итог, могу сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенку сложно включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь должен соподчинять и компоновать разные типы и виды мотивации для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные потребности, каждого ребенка.

Организация труда, дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленные, активные. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Трудолюбие и способности к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Труд-это, что развивает маленького ребенка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудовое воспитание –это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленное на развитие общетрудовых умений и способностей, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Для того чтобы сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности необходимы следующие условия:

-создание эмоционально положительной обстановке в процессе труда;

-создание мотивации трудовой деятельности;

-демонстрация заинтересованности педагога;

-подбор оборудования для труда;

- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

-учет нагрузки, состояние здоровья, интереса, способности ребенка;

-поощрение в процессе и по результатам труда;

-создание трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полученным делам;

Главная цель, трудового воспитания дошкольников- это формирование личности ребенка, а также правильное отношение к трудовой деятельности. На начальном этапе становления трудовой деятельности важно закрепить эмоционально-положительный настрой к деятельности-основу формирования положительного отношения к труду в дальнейшем. Основной метод, который я при

Поощряя ребенка, я закрепляю в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у детей положительное отношение к труду, а так же вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Для активизации у детей положительных эмоций в связи с усвоением навыков, я использую поэтапное мотивирование, которое является одним из эффективным методов. Оно является как бы эмоциональным подкреплением, стимулом к дальнейшей деятельности. Мне важно увидеть промежуточные результаты в ходе усвоения навыков (удачные действия ребенка, умелое следование показу воспитателя, копирование его поведения, стремление к самостоятельному выполнению работы, старательность, исполнительность, послушание) и другие проявления в труде, и если они положительные поощрять их.

Создаю специальные педагогические условия, которые как бы подсказали малышу, где и в чем может проявить инициативу. Не редки случаи, когда малыши включаются в трудовой процесс по подражанию: они видят работающих няню, воспитателя и изъявляют желание помочь им. Эффективный прием является наблюдение, поэтому организую как можно чаще наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя и т. д., которые выполняют простые и понятные детям действия, акцентрируя их внимание на той или иной деятельности, разъясняю детям, почему взрослые трудятся, поощряя их желание помочь.

Конечно, же возможности включения ребенка в деятельность взрослого в качестве участника, требует предварительного продумывания реального содержания деятельности, доступной ребенку.

Сильным побудителем включения детей в труд является игровой прием эпизодического появления игрушек и наш разговор с детьми от лица того или иного персонажа.

С помощью наглядных изображений имею возможность и экономно передать детям информацию о действиях и их последовательности. Учу понимать жизненно близкий сюжет, развиваю умение слушать пояснение, короткий рассказ воспитателя, расширяя словарь детей, учу детей рассказывать. В качестве наглядности использую картинки, реальные предметы-игрушки.

Нередко при выполнении трудовых действий,я использую аудиозапись, так как музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время уборки игровой комнаты.

Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но и вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участия в них каждого ребенка.

Эстетически организованная среда важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделить подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать размеру, легкость, удобство в использовании. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Повседневная жизнь детей в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя- постоянного внимания к тому, на сколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

На предварительном этапе накопления и систематизации опыта была сформирована предметно-развивающая среда:

-уголок природы (календарь природы, комнатные растения и средства ухода за ними.

-центр конструирования)разные виды конструктора, технологические карты)

-центр художественно-продуктивной деятельности.

-книжная зона (художественная литература, энциклопедии, журналы, тематические альбомы.

-театральная зона (разные виды театра)

-зона сюжетно-ролевых игр (атрибуты)

-игровая зона (настольно-печатные игры, пазлы, лото)

-физкультурно-оздоровительная зона (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, альбомы с видами спорта)

-экспериментально-исследовательский центр (различные материалы для исследования, лупы, пинцеты, памятки)

Подготовлен инвентарь для работы на участке и на огороде.

Разработала конспекты по трудовой деятельности «

-загадки, пословицы, поговорки, стихотворения о труде;

-профессии мам и пап.

Таким образом, использование разнообразных методов, приемов и создание условий побуждает детей к труду, позволяет создать благоприятную обстановку для последующего обучения, выполнению трудовых действий, вызывает желание ими овладеть.

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельные, легко приспосабливаются к любым условиям, и быстрее решают различного рода проблемы.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Ставя на первое место людей,
Вы никогда не совершите ошибки,
даже в вопросе делания денег.

Введение федеральных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования влечёт за собой особый подход к профессиональной компетенции педагогических кадров. Переходный период требует от педагогов внутренней готовности к реализации основных идей вводимых стандартов. А отсюда, именно от педагогического коллектива в полной мере зависит, насколько будет обеспечено качество предоставляемых образовательных услуг.

Эффективный менеджмент, какое бы образовательное учреждение мы не рассматривали, невозможен без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

А значит, руководитель современного дошкольного образовательного учреждения должен анализировать вопросы мотивации для достижения поставленной цели в рамках решения проблемы организации труда других людей, тем более, что детский сад по своей сущности имеет специфику в управлении.

Общеизвестно, что работа в детском саду мало привлекательна и не престижная. Причин этому достаточно: и невысокая заработная плата, и низкий статус работников из-за отношения к детским садам как необязательной ступени в системе единого образовательного пространства, а отсюда и финансирование оставляет желать лучшего.

Действующая оплата труда педагогов неэффективна, она лишь в малой доле учитывает важность воспитательной работы, не способствует притоку молодых профессиональных кадров в систему образования. И даже введение новой системы оплаты труда, скорее ожидание от неё эффекта, не решит проблему дефицита кадров.

Тем не менее, мотив надёжности (стабильная зарплата два раза в месяц, сокращённый рабочий день, ежегодный удлинённый отпуск, соцпакет) и возможность устройства ребёнка в детский сад, привлекает работников в детские сады.

Коллектив любого ДОУ – это чисто женский, имеющий свои особенности и законы развития. Вместе с тем, дошкольные работники, как никто другой, очень ответственные, талантливые, изобретательные и творческие люди, готовые в своём большинстве к реализации намеченных идей и планов.

Работая в режиме развития, убеждаешься, насколько важно отношение каждого члена коллектива, а педагогов особенно, к своим обязанностям: их понимание своего участия в достижении общей цели, стремление повышения профессионального мастерства, совершенствования рефлексивных способностей и готовность к самореализации, а значит, педагоги – гарант развития учреждения.

Стимулирование деятельности сотрудников обеспечивается созданием условий, форм и методов взаимодействия, способствующих развитию у каждого из них заинтересованного отношения к труду и стремление к выполнению своей миссии.

Одним из инструментов является материальное стимулирование и сегодня в условиях рыночной экономики “работать за идею” не является приоритетным.

Жизнь в её стремительном развитии подтверждает: необходимы новые модели оплаты труда, не допускающие уравниловку и дающие простор развитию личной материальной заинтересованности. Мы видим необходимость не просто обеспечения материальной заинтересованности в определенных результатах труда, но и заинтересованности своих работников в повышении эффективности труда.

Главным идеологическим смыслообразующим принципом является идея справедливости. Она сигнализирует о том, насколько трудовые ресурсы работника обеспечены психологически – материальным вознаграждением, т.е. формируются необходимые предпосылки для психологической настроенности сотрудников на выполнение своих прямых функциональных обязанностей. Исходной базой настроенности являются различные варианты оплаты труда и реальная возможность материальной заинтересованности педагогов удовлетворения запроса родителей не только в расширении перечня предоставляемых услуг на платной основе, но и их ответственность за качество.

Создание системы стимулирования в учреждении представляет собой последовательное выполнение следующих действий, алгоритм которых на практике был нами отрегулирован:

– определение результатов труда, за которые будет поощрены сотрудники, критерии их оценки;
– изучение ожиданий работников, мотивов их трудовой деятельности;
– выявление возможностей организации в удовлетворении ожиданий сотрудников;
– выработка механизма поощрения достижений работниками целей заданной деятельности;
– информирование сотрудников организации о содержании системы стимулирования и обеспечение ее принятия путем совместного обсуждения;
– отслеживание эффективности реализующейся системы стимулирования, ее корректирование.

Оптимизации мотивационного менеджмента, как мы убедились, способствуют следующие виды мотивов к труду:

  • мотив социальности (потребность быть в коллективе), причём в хорошем и надёжном;
  • мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста, особенно характерен для сотрудников высокой квалификации;
  • мотив самостоятельности присущ работникам с “хозяйской” мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки “быть хозяином и самостоятельно решать возникающие проблемы;
  • мотив надёжности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдаётся стабильности быта и деятельности;
  • мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно важен среди высококвалифицированных специалистов;
  • мотив справедливости, но у каждого своё понимание справедливости;
  • мотив состязательности один из сильнейших мотивов, который лежит в основе организации соревнования и действует во все времена, поскольку состязательность присуща каждому человеку, при этом можно получить ощутимый экономический эффект.

Более подробно можно остановиться на опыте работы нашего ДОУ по использованию материального стимулирования за счёт стимулирующих выплат как наиболее значимых в системе мотивации к достижению более высокой результативности труда работников. Именно это оказывает прямое влияние на обеспечение качества работы с детьми в контексте национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”.

В ДОУ совместно с профсоюзным комитетом был разработан локальный акт – Положение о новой отраслевой системе оплаты труда работников в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 29 декабря 2010 г. № 031-06-3253/10 “О введении новых отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений города Иркутска” с приложением № 1 к постановлению администрации города Иркутска от 29 декабря 2010 г. № 031-06-3267/10 “Об утверждении Положений о новой отраслевой систем оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска”, законом РФ “Об образовании”, Трудовым Кодексом РФ. При составлении документа руководствовались Уставом учреждения, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, а также были учтены предложения коллектива.

Учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами в соответствии с профессионально-квалификационной группы и с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации.

К должностным окладам устанавливаются ниже перечисленные повышающие коэффициенты:

– за квалификационную категорию;
– за специфику работы в центре развития ребёнка (15 %);
– молодым специалистам из числа педагогических работников;
– персональный повышающий коэффициент (до 2,0).

Персональный повышающий коэффициент к должностному окладу устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года и с учетом обеспечения финансовыми средствами.

Выплаты стимулирующего характера обеспечивают поощрение работников учреждения за эффективность труда и профессиональные достижения, влияющие на качество работы учреждения и образовательных услуг в динамично меняющихся условиях модернизации системы образования.

К выплатам стимулирующего характера относятся следующие виды выплат:

– выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
– выплаты за качество выполняемых работ;
– выплаты за стаж непрерывной работы в учреждениях образования;
– премиальные выплаты по итогам работы.

Стимулирование работников учреждения осуществляется на основании критериев оценки профессиональной деятельности работников.

В ДОУ создана комиссия по распределению стимулирующих выплат включает в себя семь человек: председатель (заведующая), ответственные за основные направления работы (старший воспитатель, заместитель по административно-хозяйственной части, старшая медсестра), представители от педагогов и учебно-вспомогательного персонала, включая председателя профсоюзного комитета.

Заседания комиссии по распределению стимулирующих выплат в соответствии с критериями будут проходить ежемесячно.

Каждый член коллектива имеет возможность присутствовать на заседании по согласованию с председателем. Кроме этого, работники вправе получить полную информацию по обоснованию полученной суммы. Разработанные критерии могут пересматриваться по мере поступления и их обсуждения

Для каждой категории работников разработаны индивидуальные карты, включающие самооценку результатов труда в баллах и оценку ответственного лица.

Индивидуальная карта воспитателей и узких специалистов для определения размера стимулирующих выплат

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме мотивации дошкольников, важности использования мотивации к обучению и последующей развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли педагога и применению различных приёмов мотивации.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семинар-практикум

Подготовила и провела: Горелкина А.Ф.

Дата проведения: 06.11.19 г.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности путём применения подходящих методов и приёмов мотивации старших дошкольников.

1. Научить педагогов практическим приёмам мотивации детей в ходе НОД.

2. Дать представление о видах мотивации детской деятельности.

3. Повысить практические умения педагогов в применении методов мотивации.

4. Развитие творческих способностей педагогов.

План семинара:

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

4. Практическая работа педагогов.

Актуальность.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Звучит спокойная музыка.

(Показ картинок, педагоги приветствуют друг друга рукопожатием, обьятиями. Похлопыванием по плечу и другими способами приветствия) Итак, мы начинаем.

Воспитатель: Педагогическая деятельность, должна способствовать развитию детей. Дети должны не только выполнять всё то, что от них требуется, но и переносить полученные умения и знания в свою самостоятельную деятельность. Накапливая тем самым, свой жизненный опыт.

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

Мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.

В педагогической литературе выделяют2 вида мотивации:

1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят/подарят).

2. Внутренняя мотивация- (положительная или отрицательная).

Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).

Позитивная мотивация у дошкольников остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые .

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Приём – вариант применения данного метода.

1. Словесные методы:

беседа;

разговор;

чтение;

рассказывание стихотворений;

рассматривание картинки.

2. Наглядные методы:

показ игрушек, предметов;

наблюдение явлений природы, труда взрослых;

рассматривание живых объектов;

показ образца;

использование кукольного театра, фланелеграфа;

диафильмы.

3. Практические методы:

упражнения (оказание помощи);

совместные действия воспитателя и ребёнка;

выполнение поручений.

4. Игровые методы:

дидактические игры;

подвижные игры;

игры-забавы;

инсценировки.

В педагогической литературе выделяютчетыре типа мотивации:

Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: Избушка лисы растаяла и она захватила избу зайки. Как помочь животным? (Построить домики из кубиков, палочек, нарисовать, выполнить аппликацию. И все при домике)

Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: - Ребята, я хочу рассадить наших кукол в кафе. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Что именно ей надеть по-сезону? Вы можете меня научить?

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме или бабушке на 8 марта. Вы хотите подарить такую же? И вы показываете, как можно её изготовить.

Следуйте соблюдению следующих принципов мотивации:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

- игровых персонажей не должно быть слишком много.

Например, на занятия могут прийти Незнайка, Доктор Айболит, Мишутка .Они могут попросить о помощи и.т.п.

Внимание вопрос:

Какие игрушки – персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются в детском саду. С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы.

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками? (ответы слушателей)

4. Практическая работа педагогов.

1 Упражнение «Каждый воспитатель – артист"

Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

Предложить поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: (Взять картинку карандаша).

Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но… ( они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше).

2. Пусть трудностей еще немало, но… ( ведь ты продвинулся далеко вперед).

3. Пусть не все еще удается, но… ( обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны изменения и успехи).

1 ситуация: У ребёнка не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”. Ваши действия?

Варианты решения проблемы:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 ласточек, сели на дерево. На каждое дерево сели по две ласточки. Сколько было деревьев? Ребята решить задачу не могут, тогда что выделаете?

Варианты решения проблемы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация: На занятии многие ребята выкрикивают. Что вы будете делать?

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

2. Замолкаете.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия.

4 ситуация: Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы к этому отнесётесь?

Варианты решения проблемы:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на семинаре-практикуме и установить магнит на определенном рисунке.

Воспитатель: Благодарю Вас за активное участие в семинаре-практикуме! Надеюсь, что информация была для Вас полезной.

Читайте также: