Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы (теоретические аспекты)

Предлагаем обсудить несколько проблем:

Проблема 1.

Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие - скованны и равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес?

Проблема 2.

Всем известна детская любознательность. Нужно ли специально развивать познавательный интерес младших школьников?

1. Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности.

Системы образования, педагогическая наука во всём мире переживают период осмысления философских оснований образования, общих целевых установок, стратегических направлений систем образования, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий, тем, что информация стала главным продуктом цивилизованного общества. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную становится жизненно важным для любого специалиста.

Что значит работать с информацией? Это означает, прежде всего, уметь оценить её значимость для решения той или иной проблемы, уметь анализировать информацию, выявлять с её помощью всё новые проблемы в конкретной области знаний, выдвигать гипотезы их решения, определять наиболее рациональные методы и средства решения данных проблем. Другими словами, это означает владеть современными технологиями исследовательской деятельности, обладать навыками творческой деятельности. Отсюда важность интеллектуального творческого развития учащихся. Недаром многие учёные говорят о необходимости развития исследовательских творческих навыков у детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возрастов, развитии сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формирование нестандартного мышления, наблюдательности, воображения, комплексное развитие различных видов памяти, внимания.

Следовательно, способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

2. Опираясь на общую теорию деятельности, мы вправе считать, что деятельность - основа учебного процесса. Деятельность - главная характеристика человека, отличающая его от животного. Учебная деятельность необходима человечеству, без неё невозможна передача опыта от поколения к поколению.

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их. Учителю очень важно знать, что познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата.

Познавательная деятельность:

1) вооружает знаниями, умениями, навыками;

2) содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся;

3) развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;

4) выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;

5) приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Познавательная активность:

- ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом последующем возрасте шире, богаче; оно оказывает влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся. Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.

Проявления познавательной активности и самостоятельности многообразны, их трудно обособить. Они выражены:

- в целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;

- в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращённых к учителю;

- в желании расширить, углубить познавательную деятельность за счёт источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио.

В современных условиях важную роль приобретают повышение качества каждого урока, создание на уроке таких условий, которые обеспечивали бы усвоение нового материала уже при первичном его изучении. В решении этой задачи помогает целенаправленное применение приёмов, активизирующих учебную деятельность учащихся.

Активизация - это такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслей и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания.

Активизация учения может быть решена полно при условии в реализации следующего:

1) в содержании предметов необходимо чётко выделить систему ведущих знаний и способов получения и переработки информации;

2) важное место отвести самостоятельным работам, в которых должна быть усилена поисковая деятельность;

3) сочетать информационно-репродуктивные и информационно-поисковые методы обучения, которые бы формировали познавательную потребность, обеспечивали овладение интеллектуальными умениями;

4) придавать значение межпредметным связям.

3. Организация познавательной деятельности.

Пути создания атмосферы познавательной деятельности в школе можно представить следующим образом в обобщённой схеме:

Любое познание - это интеллектуальный труд, связанный с функциональным развитием разума. Организация этого труда ребёнка, его познавательной деятельности и является сферой деятельности учителя.

Всякое развитие познавательных способностей связано, прежде всего, с изучением и знанием индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка. Ведь трудности восприятия учебного материала напрямую связаны с неразвитостью внимания, логического мышления, с особенностью памяти.

2) Связана ли активная познавательная деятельность младшего школьника с наличием у него познавательного интереса? Что такое познавательный интерес? Это - избирательная направленность на отдельные объекты окружающего мира, связанная с положительно эмоциональным отношением, познавательной активностью и волевым усилием субъекта. Как учитель может определить, имеется ли у его учеников устойчивый интерес к определённым урокам? Прежде всего педагог оценивает результаты своих наблюдений за эмоциональными проявлениями младших школьников (эмоциональная напряжённость, мимика, движения, жесты), сформированность речи (интонация, интенсивность тона голоса и так далее), а также анализирует вопросы, которые задают учащиеся.

Можно выделить несколько типов эмоциональных проявлений младших школьников:

1. Отчётливо отрицательное состояние: ребёнок всё время отвлечён, что-то делает, качается на стуле, на вопросы часто не может ответить, потому что не слышал их, не хочет отвечать. Дети этого типа почти не задают никаких вопросов познавательного характера, их интересы сосредоточены лишь на организации деятельности (что и как делать).

2. Нейтральное эмоциональное состояние: ребёнок безразличен к теме урока, на вопросы отвечает вяло, оживляется только при использовании учителем особенно ярких наглядных средств, а также при прямом обращении. Дети этого типа редко задают вопросы познавательного характера, хотя отдельные яркие моменты вызывают их любознательность.

3. Отчётливо положительное эмоциональное состояние: ребёнок внимательно следит за педагогом, интонационно выразительно отвечает на вопросы, часто поднимает руку, при особом желании ответить подпрыгивает, встаёт, эмоционально реагирует на любое высказывание педагога. Дети этого типа достаточно часто задают вопросы, не только касающиеся содержания учебного материала, но и проявляют любознательность независимо от него.

Как видим, активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.

Какие же условия нужно учесть в педагогическом процессе, чтобы реализовать задачу обучения и развития младшего школьника?

2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путём (в семье, через средства массовой информации, книги и прочее).

4. Важна сама подача учебного материала. Её структурированность для облегчения восприятия. Логичность изложения. Чередование различных умственных занятий.

5. Хорошо стимулирует познавательную деятельность ученика материал противоречивый. При возникновении сведений взаимно исключающих или взаимно противоречивых у ученика возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

6. Благоприятно действуют на ребёнка его успехи. Ситуация успеха удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышения престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая продвижение вперёд.

Эффекты, влияющие на активизацию познавательной деятельности

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Можно выделить 10 эффектов, влияющих на активизацию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Одними из них является занимательность, эффект увлекательности форм и методов изложения, эффект нестандартных заданий, использования ярких, художественных форм, средств, эффект парадоксальности и другие.


С помощью данного материала можно наглядно получить представления о методах и приемах активизации познавательной деятельности у обучающихся начальных классов.

ВложениеРазмер
Презентационный материал по теме доклада "Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов 591.5 КБ
Текст доклада к презентации "Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов" 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Актуальность темы Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, она включает в себя критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Ведущая идея темы Создание условий для самореализации, самопознания и самосовершенствования личности Проблема Как создать такие условия, когда каждый ученик и хотел бы, и мог бы наиболее эффективно осуществлять активную познавательную деятельность.

Задачи Оптимальное сочетание форм работы на уроке. Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности. Развитие мыслительных процессов у учащихся. Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке. Реализация принципа индивидуального подхода.

Ведущие принципы Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип развития творческих способностей учащихся. Принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности. Принцип гуманизации начального образования

Методы и приемы

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала

Приемы начала урока Рифмованное начало урока. Начало урока с элементами театрализации. Высказывания выдающихся людей.

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся

Формы взаимодействия (коммуникации) *Дифференцированный подход к детям; * Индивидуальная работа на уроке; * Работа в группах, в парах.

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

Приемы активизации самостоятельной деятельности Отстаивают своё мнение; Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; Задают вопросы друг другу и учителю; Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников; Находят несколько вариантов решения проблемы; Нахождение "ошибкоопасных мест”, т. е. ведут аналитическую работу в ходе всего урока..

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся Анализ происходящего на уроке Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся Анализ происходящего на уроке Применение современных образователь-ных технологий и ТСО Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

Современные образовательные технологии Технология проблемно-диалогического обучения Технологии продуктивного чтения Технология оценивания учебных успехов вместо объяснения темы учим самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания. вместо быстрого чтения вслух учим вычитывать смыслы и глубоко понимать текст. вместо контроля за учениками с помощью отметок учим самостоятельно оценивать свои достижения.

Сравнительный мониторинг качества обученности в 5 классе на начало 2015-2016 учебного года. Русский язык Математика Литературное чтение Результаты года Ввод ный конт роль Результаты года Ввод ный конт роль Результаты года Ввод ный конт роль ПКО 64 % 57 % 64 % 64 % 71% 57% соответствие 64% 70% 57%

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся Анализ происходящего на уроке Применение современных образователь-ных технологий и ТСО Рефлексия Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

Домашнее задание Первый уровень – обязательный минимум. Второй уровень – тренировочный. Третий уровень – творческое задание. Особое задание. Идеальное задание.

Внеклассная работа Тематические праздники по предметам. Интеллектуальные игры и марафоны. Проекты.

Вывод Необходимо использовать различные формы, методы и приемы активизации познавательной деятельности в начальной школе: - позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; - способствуют лучшему усвоению знаний; - вызывают интерес к познанию; - формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа

Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся

в начальной школе

Горбачева Светлана Бориевна,

учитель начальных классов

Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон

Одна из актуальных проблем на современном уроке - активизация познавательной деятельности учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Именно данные качества необходимо формировать у обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Слайд 7
Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы.

Все эти процессы взаимосвязаны, они составляют непрерывную цепочку последовательных совместных действий учителя и обучающихся. И только систематическое применение приемов и методов активизации познавательной деятельности, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Слайд 9, 10, 11, 12

Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто педагогами начальных классов применяются в практике работы урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся на таких уроках проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, работу в парах, группах.

В своей практике мы с коллегами используем различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках создаются ситуации, в которых учащиеся сами:

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

• Нахождение «ошибкоопасных мест”, т. е. ведут аналитическую работу в ходе всего урока.

Наряду с традиционными методами, мы используем информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет: - сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ, эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.

Активизации познавательной деятельности способствует применение современных образовательных технологий:

  • Проблемно-диалогического обучения (проблемное обучение, алгоритмированное решение проблемы, эвристическое и исследовательское обучение, дискуссии, самостоятельная работа);
  • Продуктивного чтения;
  • Оценивания учебных успехов.
    Именно технология оценивания учебных успехов является одним из наиболее действенных средств, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся. Данная технология позволяет развивать контрольно-оценочную самостоятельность, а значит, побуждает обучающихся вести постоянную активную познавательную деятельность.
  • Различие отметки и оценки;
  • Оценивание по алгоритму;
  • Анализируют ответы друг друга, используя критерии оценивания;
  • Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка); - самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • Самостоятельно выбирают разноуровневые задания; Оценивание по уровням успешности позволяет индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • Побальная система оценивания с переведением количества баллов в отметку по ключам;
  • Ведение карты или дневника самооценивания учебных достижений.

(данная работа была представлена на открытых уроках)

Сравнительный мониторинг качества обученности в 5 классе на начало 2015-2016 учебного года.

Рефлексия, подведение итогов, домашнее задание

Становление познавательных интересов учащихся следует продолжать и во внеклассной работе

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности.

Не нужно забывать и о том, что учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес, обучению должна сопутствовать ситуация успеха.

Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Считанные секунды нужны для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов

Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов.

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.


Активизация познавательной деятельности школьников начальных классов.


Обобщение опытом на тему: «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи.

активизация познавательной деятельности в начальных классах

материал предназначен для развития у учащихся интереса , активности учащихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Самооценивание учебных достижений как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы"


Приемы и методы активизации познавательной деятельности

Приемы и методы активизации познавательной деятельности.Выступление на методическом объединении.

Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному выбору в ситуации принятия решений. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.

Современный учащийся сегодня должен обладать способностью к абстрактному мышлению, умением работать в информационных технологиях, способностью быстро ассимилировать новые и разнообразные знания, т.е. иметь познавательную мобильность, умение совмещать знания разных предметов.

Все это происходит лишь тогда, когда знания переходят на уровень убеждений. Для такого перехода необходимо, чтобы учащийся в ходе учебно-познавательной деятельности пропустил полученные знания через свой опыт, то есть проявил познавательную активность. Внимание этой проблеме начинают уделять ещё в детском саду . Наш лицей активно сотрудничает по этому вопросу с дошкольными учреждениями №1,№2 и №35.Регулярно проводятся круглые столы, где обсуждается преемственность по этому вопросу.

Современный урок только тогда развивает мотивацию активно познавать мир, если он ставит целью развитие интеллектуальных, духовных способностей, интересов, мотивов и вырабатывает научное мировоззрение детей.

  • Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
  • Наглядность.
  • Творческие работы по разным предметам.
  • Участие в предметных олимпиадах.
  • Научно-исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность учащихся.
  • Внеклассные мероприятия по предметам.
  • Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
  • Дифференциация (разноуровневые задания).
  • игровые,
  • личностно-ориентированные,
  • развивающие,
  • проблемное обучение,
  • компьютерные

Интегрированные уроки.

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках? Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

В своей практике я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами: отстаивают своё мнение; принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; задают вопросы друг другу и учителю; Анализируют ответы друг друга; Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка); консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников; самостоятельно выбирают разноуровневые задания; находят несколько вариантов решения проблемы; нахождение"ошибкоопасныхмест”.

Учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение для них имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Учеба - это труд, и труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не только непросто, но и очень интересно, что только в труде он сможет выразить себя, а значит завоевать признание и уважение, в котором испытывает потребность. При этом учитель

должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое..

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя, например изучение физической карты России.. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, по моему мнению, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного, занимательного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации .

В работе использую дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Ребята и сами готовят презентации, охотно работают с интерактивной доской. С опорой на информационные технологии самостоятельно разработала и провела ряд уроков и внеклассных занятий: урок литературного чтения “И.А. Бунин “Листопад”, урок окружающего мира “В гости к зиме), открытый урок “Дорожные знаки”, внеклассные мероприятия “Мы теперь ученики”, “Путешествие в космос”, “Нашим мамам дорогим” и мн. др.. Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой познавательной деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады “И.А. Крылов – великий баснописец”, “К.И. Чуковский” и др., содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений, проведение “Недели занимательных наук”

С первого года обучения на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют познавательную активность. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе. Работая по УМК “Школа России”, ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения . Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. Исследовательская деятельность в моём классе охватывает не достаточно продолжительный период времени, но в связи с этим уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся. Результатом такой работы стали проекты по окружающему миру на темы: “Моя семья”, “Красная книга”, “Моя родословная”, “Кулинарная книга нашего класса”, Животные нашего края”, “Города России”; по литературному чтению: “Азбука в картинках, буквах и стихах”; по математике: “Математика в загадках и пословицах”. Все работы ребята с удовольствием предоставляют к защите перед своим классом).

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
  • сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
  • растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей. Особое значение придаю проверке знаний школьников.

Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. В кабинете ежегодно проводится косметический ремонт, класс систематически проветривается. Ежедневно проводится гимнастика до начала занятий, на уроках проводится смена видов работ, физкультминутки и гимнастика для глаз, способствующая предупреждению зрительного утомления и близорукости, механизм которых сводится как к общему укреплению организма, так и к повышению аккомодационной способности и укреплению склеры глаз. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, классных часов, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционным стало мероприятие: “День здоровья”. Мои учащиеся активно участвуют во всех классных и общешкольных внеурочных мероприятиях и ежегодно получают грамоты за активное участие в общественной жизни школы. Учащиеся активно участвуют во всех внешкольных мероприятиях, во всероссийских конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Человек и природа”. Традиционными стали такие мероприятия как: “День знаний”, “Лицейское содружество”, “23 февраля”, “8 марта”, “День Здоровья”, акции “Белый цветок”, “Бессмертный полк” и мн. др. Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.

Профессиональная компетентность учителя способствует формированию деятельного состояния учащихся, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребенка.

Автор: Затонская Любовь Ивановна

Организация: МБОУ СОШ 3

Населенный пункт: Оренбургская область

Учитель – это великая профессия, издавна почетная, уважаемая.

С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

• быть внимательным к каждому ребенку;

• уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

• создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека, для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально – технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней обстановки в школе и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто старше.

Я считаю, что эффективным современное начальное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности младших школьников, их творческих способностей, поэтому целью моей работы является:

-формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения младших школьников.

-Изучение теоретических наработок по данному вопросу,

повышение эффективности обучения,

выработка новых педагогических приёмов и методик.

- Разработка материала для апробации на уроках с целью диагностики.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

Работу начала с изучения литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение теоретического материала

1. Методические новинки

2. Программы и учебники

3. Материалы лекций курсов учителей начальных классов

4. Посещение уроков коллег

5. Разработка уроков по темам

6.Изучение нормативных документов

На уроках, чаще всего, ставлю познавательную цель. Познавая что-то новое, ученики развивают свою память, мышление, воображение. Применяю универсальные учебные действия, а как же без них. Современный урок позволяет ученикам открывать мир знаний с разных сторон. В современных школах есть все, чтобы дети поглощали материал урока применяя не только обычные методы, но и используя цифровые технологии.
Развиваю познавательную деятельность школьников и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.
Пробудить у учеников интерес к уроку стараюсь с первых минут общения. Урок, как правило, начинается с небольшого стихотворения, считалки, пословицы, поговорки, высказывания известных людей, прослушивания грамзаписи и т.д. Эти приёмы настраивают детей на необходимую учебную атмосферу и создают определённый психологический настрой.
( Например , на уроке математики.)

В своей работе, на своих уроках, я стараюсь использовать исследовательские задания в игровой форме:

фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

задачи со сказочным сюжетом.

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Ещё большую эффективность в образовательном процессе у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр.

В своей работе стараюсь использовать информационные средства обучения: ИКТ предоставляет широкие возможности при подготовке, организации, проведении урока и контроле учебной деятельности учащихся, способствует сделать учебный материал доступным для понимания, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Помогает проводить уроки на более высоком эмоциональном и эстетическом уровне, вести обучение в зоне ближайшего развития.

ИКТ я могу применять на любом этапе урока:

-Для обозначения темы урока.

-В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

-Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

-Для контроля учащихся.

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, каждый учитель должен ставить перед собой ряд задач, а именно:

- Обеспечить каждому ученику возможность сохранения здоровья.

- Сформировать у каждого ребенка необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни.

- Научить каждого ребенка использовать полученные знания в повседневной практической жизни.

- Укреплять здоровье каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса.

Физкультминутка, двигательная игра или любой комплекс упражнений — прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.
Активизация познавательной деятельности учеников осуществляется посредством применения информационно-коммуникационных технологий на уроках. Приучаю школьников пользоваться интернет - ресурсами для поиска необходимой информации, для создания собственных творческих заданий. При помощи учителя и родителей ребята уже создают собственные презентации.
Активизация познавательной деятельности не ограничивается только лишь урочной деятельностью, а продолжается во внеурочной деятельности и в процессе воспитательной работы.
Таким образом, создавая на каждом уроке ситуацию успеха, благоприятную и доброжелательную атмосферу, повышая мотивацию школьников к учению, можно добиться устойчивых положительных результатов в работе.

Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.

На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:

Логические разминки (решение задач)

На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)

Сколько минут составляют полтора часа? (90 мин)

Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)

Читайте также: