Придаточные причины и следствия план урока 9 класс

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия

Создание условий для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия.

1.Развивать умения отличать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия от других видов сложноподчиненных предложений, находить их в тексте;

2.Формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия, совершенствовать умения составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания;

3.Воспитывать бережное, внимательное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

предметные: представление об особенности структуры сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия; умение безошибочно определять вид придаточного, производить пунктуационный разбор.

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?)

метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Техническое обеспечение урока:

- компьютер, проектор, экран

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1.Козулина М. В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов: Лицей, 2006. 320 с.

2.Рейнке И. Н., Шапкин В. И. О трудном в орфографии и пунктуации. Просвещение: Ленинград, 1971. 239 с.

Организационный момент. Формирование психологического настроя на урок.

Ребята, вы сегодня также должны поверить в свои собственные силы, и тогда у вас все получится.

2. Определение темы урока. Целеполагание.

-Какую большую тему мы изучаем в этом году? (Сложное предложение)

-Дайте определение сложному предложению. (Предложение, состоящее из двух и более простых)

Проверить наши знания о сложном предложении поможет небольшая синтаксическая разминка.

Синтаксическая разминка (на слайдах)

- Верно ли утверждение, что сложное предложение не может состоять более чем из трех простых предложений? (Нет)

- Верно ли утверждение, что в сложном предложении обязательно должны присутствовать все виды второстепенных членов? (Нет)

- С помощью чего соединяются и разделяются части сложного предложения? ( Соединятся при помощи союзов, интонации и по смыслу, разделяются запятой)

- Назовите группы сочинительных союзов ( Соединительные, разделительные и противительные)

- Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного? ( В ССП части равноправные, а в СПП одна часть главная, а другая зависимая, еще отличаются союзами).

- В каком случае между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая? ( Между частями ССП не ставится запятая, если у них есть общий второстепенный член)

- Как определить вид придаточного предложения? ( По вопросу, только на союз ориентироваться нельзя)

- Назовите группы придаточных предложений и вопросы к ним ( Определительные – (какой?), изъяснительные (вопросы косвенных падежей), обстоятельственные – (где? как? когда? зачем? с какой целью и др.)

- Как отличить союзы от союзных слов? ( Союз не является членом предложения и к нему нельзя задать вопрос, можно заменить другим союзом. Союзное слово является членом предложения и к нему можно поставить вопрос).

Анализ предложений (предложения заранее записаны на доске)

Мы опоздали на премьеру спектакля, потому что Маша долго собиралась;

Маша долго собиралась, так что мы опоздали на премьеру спектакля.

- Какие предложения перед нами, простые или сложные? (Сложные, 2 основы в каждом предложении)

- Назовите основы (мы опоздали; Маша собиралась)

-Давайте уточним характеристики этих сложных предложений. Союзное или бессоюзное, ССП или СПП? (СПП, подчинительные союзы потому что, так что)

- На какие вопросы отвечают придаточные предложения?

(Придаточные причины и придаточные следствия)

-Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема? (СПП с придаточными причины и следствия).

-Какие же задачи мы сегодня должны с вами решить?

(Познакомиться с особенностями СПП с придаточными следствия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными следствия)

3.Изучение нового материала

Работа с учебником.

Работа с предложениями (синхронная работа вместе с классом)

Мы опоздали на премьеру спектакля, потому что Маша долго собиралась;

Маша долго собиралась, так что мы опоздали на премьеру спектакля.

- Ребята, теперь вернемся к уже знакомым нам предложениям.

- Чем похожи эти предложения? Чем отличаются?

- выделим грамматические основы

Определите виды придаточных в этих предложениях (1 – придаточное причины, 2 – придаточное следствия). Начертим схемы, обозначим вопросы (работа в тетрадях: [ ], (потому что) – СПП с придаточным причины; [ ], (так что) – СПП с придаточным следствия).

В какой части первого предложения содержится значение причины, а в какой следствия? (в первой части – следствие, во второй – причина).

Во втором предложении? (в первой части – причина, во второй –следствие) .

Какой вывод можно сделать? (Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие) .

6. Закрепление материала.

- Прочитайте предложения. Определите вид придаточных.

Работа с текстом. Работа с бланками.

ХАРАКТЕРЫ И КОСТЮМЫ

Замечания для господ актеров

(1)Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. (2) Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

(3)Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. (4) Очень любопытна, так что при случае выказывает тщеславие.

(5) Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. (6) Говорит и действует без всякого соображения. (7) Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. (8) Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. (9) Одет по моде.

(10)Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, так что несколько вольнодумен. (11) Каждому слову своему дает вес, потому что охотник большой на догадки. (12) Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину.

1 .Среди предложений найдите СПП с придаточными причины и следствия. Укажите номера этих предложений (4, 10, 11).

2 .Укажите грамматическую основу в предложении 8 (речь отрывиста; слова вылетают)

3 . Замените словосочетание провинциальная кокетка (предложение 3), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание ( кокетка из провинции)

5. Укажите номера предложений, в которых средством художественной выразительности является фразеологизм (5 – без царя в голове,11 – придает вес).

- Ребята, как вы думаете, какой темой связаны текст и наступивший 2019 год? (2019 год объявлен указом Президента Российской Федерации, В. В. Путиным, годом Театра).

Словарная работа

Синтез, драматург, режиссер//, сценограф, композитор, хореограф//, грим, монтаж, декорации.

- Говорят, что театр – это синтез искусств. Почему? (Театральное искусство – искусство коллективное. Хороший спектакль – результат творческой деятельности драматурга, режиссера, сценографа, композитора, хореографа, актеров, художников по костюму, свету мастеров по гриму и монтажу декораций и т.д.).

- Ребята, но ведь урок – это тоже синтез искусств, результат совместной творческой деятельности учителя и учеников. Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и составить монологическое высказывание с использованием сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия. Один из вас будет выступать в роли эксперта, оценивать ответ соседа по критериям. Времени на подготовку дается 1 минута как на устном собеседовании.

1. Школьный спектакль (на основе описания фотографии)

2. Театральный спектакль, который запомнился больше всего (повествование на основе жизненного опыта)

3. Может ли кино заменить театр?

Критерии оценивания монологического высказывания

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна и более)

Максимальное количество баллов

Лингвистическая головоломка . Разгадайте анаграмму . Используя полученные слова, составьте СПП с придаточными причины и следствия.

Лингвистическая задачка

Составьте предложения, предварительно выполнив следующие действия:

Добавьте суффикс возвратности (ся).

Полученное слово – приближающийся.

С полученным словом составьте предложения с ПО, а затем замените его (ПО) придаточным определительным.

6. Итог урока. Рефлексия. С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность?

Мне бы хотелось, чтобы свою работу сегодня вы оценили следующим образом: у вас на столах лежат маски красного и синего цвета. Если работа на сегодняшнем уроке удалась, надеваем маску синего цвета, если нет – красного.

7 . Выставление оценок

8 . Домашнее задание:

§25, упр. 209 ( I вариант – 1-6 предложения, II вариант – 7-11 предложения), упр. 210.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 9 классе по базовой программе. Разработка содержит фрагмент подготовки к ОГЭ.

Название предмета: русский язык

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2часа

Место урока в системе уроков по теме:-35

Цель урока:

Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия

ЗАДАЧИ урока

1.Развитие умения отличать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия от других видов сложноподчиненных предложений, находить их в тексте.

2.Формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия, совершенствование умения составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания

3.Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

Планируемые результаты:

знать: особенности структуры сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия

уметь: безошибочно определять вид придаточного, производить пунктуационный разбор

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Техническое обеспечение урока:

- карточки с заданиями для групп

- карточки (для каждого ученика)

Организационный момент. Формирование психологического настроя на урок.

2 Определение темы урока. Целеполагание.

-Какую большую тему мы изучаем в этом году? ( Сложное предложение)

-Дайте определение сложному предложению. (Предложение, состоящее из двух и более простых)

-Верно ли утверждение, что сложное предложение не может состоять более чем из трех простых предложений? ( Нет)

- С помощью чего соединяются и разделяются части сложного предложения? (Соединятся при помощи союзов, интонации и по смыслу, разделяются запятой)

- Верно ли утверждение, что в сложном предложении обязательно должны присутствовать все виды второстепенных членов? (Нет)

-Назовите группы сочинительных союзов.( Соединительные, разделительные и противительные)

-Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного?( В ССП части равноправные, а в СПП одна часть главная, а другая зависимая, еще отличаются союзами)

-В каком случае между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая? (Между частями ССП не ставится запятая, если у них есть общий второстепенный член)

-Как определить вид придаточного предложения?( По вопросу, только на союз ориентироваться нельзя)

- Назовите группы придаточных предложений и вопросы к ним.( Определительные (какой?) Изъяснительные (вопросы косвенных падежей)Обстоятельственный ( где? Как? Когда зачем? С какой целью и др)

-Как отличить союзы от союзных слов?( Союз не является членом предложения и к нему нельзя задать вопрос, можно заменить другим союзом. Союзное слово является членом предложения и к нему можно поставить вопрос.)

Река ярко блестит на солнце, так что глазам больно.

-Какое предложение перед нами, простое или сложное? (Сложное, 2 основы)

- Назовите основы. (Река блестит, больно)

-Давайте уточним характеристику этого сложного предложения.Союзное или бессоюзное, ССП или СПП?( СПП, подчинительный союз так что)

-На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

-Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема ?

(Придаточные предложения следствия)

-Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

(Познакомиться с особенностями СПП с придаточными следствия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными следствия)

- Запишите число, тему урока.

3.Изучение нового материала

- Вернемся к предложению и на его основе охарактеризуем придаточные предложения следствия и продолжим заполнение таблицы придаточных .

-На какой вопрос отвечают? (Что из этого следует? Что является следствием этого?)

-К чему относится придаточная часть?( Ко всему главному предложению)

- Какое место может занимать придаточное по отношению к главному? Можно ли поменять их местами?( Может стоять только после главного)

-Чем присоединяется ?Что мы можем сказать о средствах связи в СПП с придаточными следствия? Докажите, что перед нами союз. (Союз ТАК ЧТО, его можно опустить или заменить другим союзом)

- Данный союз используется только в придаточных предложениях следствия.

А) Рассмотрим два предложения

Он слушал внимательно, так что все запомнил.

Он слушал так, что все запомнил.

– Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (В придаточном первого предложения заключается следствие (всё запомнил), вытекающее из содержания главного (слушал внимательно), которое является для него причиной.)


– Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (Второе придаточное содержит два значения: образа действия так как наречие (слушал) в главном предложении указывает на способ действия и отвечает

Можно ли союз ТАК ЧТО разделить на две части, как многие другие составные союзы? Почему?( Нет, тогда изменится не только структура, но и значение придаточного)

Б)Сравните следующие два предложения

Он слушал внимательно, так что все запомнил.

Он все запомнил, потому что слушал внимательно.

-Чем похожи эти предложения? Чем отличаются?

Определите виды придаточных в этих предложениях (1) придаточное следствия 2) придаточное причины.)

В какой части первого предложения содержится значение причины, а в какой следствия?

Во втором предложении? ( В первой части причина, во второй –следствие)

Какой вывод можно сделать? (Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие)

4 Закрепление материала.

А)Определите виды придаточных. Чем мы руководствуемся при этом?

Расставьте знаки препинании, выделите основы, составьте схемы

Я узнал что в Сибири не любят горячку и спешку.

Брат так исхудал что я его сразу не узнала.

Ветки были сухие так что пламя взметнулось высоко к небу.

Известие что мне доставили вчера очень меня расстроило.

Самопроверка по ключу

Б) Работа с учебником . Выполнение упражнения 208 стр.144

Мы убедились, что придаточные со значением образа действия можно трансформировать в придаточные со значением следствия и наоборот.

(Первое предложение на доске в качестве примера)

Физкультминутка

В) Творческое задание (работа в группах)

Задание: составить одно сложноподчиненное предложение с придаточным следствия

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З) Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, так что куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

1) Определите стиль текста

3) Выпишите грамматическую основу предложения 10

4) Среди предложений 7 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения.

5) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, 1 спустились за нею по косогору , 2 притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, 3 перемахивая с дерева на дерево , 4 потом решила, 5 что люди ушли, 6 и вернулась к гнезду.

1) художественный стиль

2) вдоволь, вволю, досыта

3) добывать становилось трудней

6 Итог урока. Рефлексия С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность? Можно разделить союз ТАК ЧТО, как другие составные союзы? Почему? Что удалось на уроке?

- развитие навыков анализа и синтеза, критического мышления.

- формирование бережного отношения к слову, интереса к изучению русского языка (формирование речевой компетентности);

- воспитание эстетического вкуса, доброго отношения к человеку, природе (через примеры предложений, текстов).

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока.
  3. Закрепление нового материала.
  4. Итоги урока.
  5. Домашнее задание.

Оборудование: доска, раздаточный материал, учебные пособия,

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными ошибочными. Если вы согласны – ставьте 1, если нет – 0.

Верно ли утверждение, что:

  • Союзы что, как, ежели, потому что, будто – подчинительные? 1
  • Определительные придаточные не отвечают на вопрос чей. 0
  • Предложение – это синтаксическая единица. 1
  • Союз однако – подчинительный. 0
  • Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей 1
  • Придаточные определительные относятся к существительному 1

2.Введение в тему урока.

Подготовка к ЕГЭ (работа на перспективу).

Ваша задача – собрать текст и выбрать верный вариант ответа.

А) Третьяков был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

Б) Художественная галерея носит имя П.М. Третьякова (27 декабря 1832 г. – 16 декабря 1898 г), мецената, российского предпринимателя, собирателя произведений отечественного изобразительного искусства, так как он был основателем этой галереи.

В) Известная всему миру галерея , в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М. Третьякова .

Д) Он был человеком деловым , и дело его процветало .

  1. А, Б, В, Г, Д.
  2. В, Б, А, Д, Г.
  3. В, А, Г, Д, Б.
  4. В, Б, Г, А, Д.

Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем.

В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище [4] .

- А сейчас вернёмся к предложениям, из которых мы создали текст, и найдем среди них сложноподчинённые предложения. Сколько их, назовите.

- Составьте схемы этих предложений, определите вид придаточных.

- Какое из этих 3 предложений вызвало у вас трудности в определении вида придаточных? О каком придаточном (судя по вопросам) мы ещё не говорили на уроках, не знакомились подробно с ним?

- Используя таблицу в учебнике, найдите вид придаточного.

(придаточное обстоятельственное причины).

- Значит, с каким видом придаточных предложений мы будем с вами сегодня знакомиться?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(СПП с придаточными обстоятельственными причины).

- А какие цели мы поставили перед собой?

- А для чего мы ставим такие цели?

( Мы учимся анализировать, синтезировать, учимся правильно, грамотно строить свою речь, используя сложноподчиненные предложения.)

Так как придаточные причины тесно связаны с придаточными следствия, то мы их изучаем вместе.

- А теперь посмотрите в таблицу в учебнике и попробуйте рассказать об этом виде придаточных.

(СПП с придаточными следствия, условия)

3 Работа с учебником (разбираем примеры предложений).

- Остановим свое внимание на связи придаточных причины и следствия.

Работа в группах .

- А теперь, ребята, обратимся к тестам и работать будем в группах.

( На партах задания, отпечатанные из ГИА.)

- Определите вид придаточных, предварительно начертив схему.

1.Если не знаешь, не говори.

2.Ветераны вспоминали, сколько пришлось пережить.

3.Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец

4.После метелей и холодов вдруг потеплело, так что сейчас, в январе, на карнизах домов повисли сосульки.

5.Я хорошо помню год, когда пошел в первый класс.

6.Куда ни посмотришь, всюду огни.

7.Так как он долго не возвращался, я начал беспокоиться

Подготовка к ГИА. Раздаточный материал Самостоятельная работа

-Даны 3 предложения. В каждом из них определите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью.

Он несся сломя голову так,1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,2 не думая ни о чём,3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,1 что ему,1конечно же,3 нечего бояться. Мальчик,4 у которого такая сильная воля такое крепкое слово,5 не испугается темноты,6 не испугается хулиганов,7 не испугается и более страшных вещей.

Мересьев сделал несколько осторожных шагов,1 и дались они ему,2 эти первые шаги,3 с таким трудом,4 что,5 дойдя до двери и обратно,6 он почувствовал,7 будто бы куль муки втащил на пятый этаж.

- Скажите, а что помогает нам правильно ставить знаки препинания?

(Помогает знание строения предложений и умение строить схемы СПП).

Схематический диктант (3 предложения).

Учитель диктует предложения, учащиеся чертят схемы в тетради, на доске.

  • Всякий труд важен , ибо облагораживает человека. (Л.Н. Толстой).

Сразу же за рекой… поднимались скалистые горы , так что взгляд не мог брать и вдаль, и вширь. (В. Солоухин).

Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л.Н. Толстой).

4. Итоги урока. Рефлексия.

Оцени свою работу на уроке:

  1. Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой?
  2. Вы считаете, что научились определять придаточные причины и следствия?
  3. Вы считаете, что этот урок помог вам в развитии вашего словарного запаса и формировании речевых навыков?

5. Домашнее задание.

Всем учить теорию

Ваша задача – собрать текст и выбрать верный вариант ответа.

А) Третьяков был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

Б) Художественная галерея носит имя П.М. Третьякова (27 декабря 1832 г. – 16 декабря 1898 г), мецената, российского предпринимателя, собирателя произведений отечественного изобразительного искусства, так как он был основателем этой галереи.

В) Известная всему миру галерея , в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М. Третьякова .

Д) Он был человеком деловым , и дело его процветало .

  1. А, Б, В, Г, Д.
  2. В, Б, А, Д, Г.
  3. В, А, Г, Д, Б.
  4. В, Б, Г, А, Д.

- Определите вид придаточных, предварительно начертив схему.

1.Если не знаешь, не говори.

2.Ветераны вспоминали, сколько пришлось пережить.

3.Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец

4.После метелей и холодов вдруг потеплело, так что сейчас, в январе, на карнизах домов повисли сосульки.

5.Я хорошо помню год, когда пошел в первый класс.

6.Куда ни посмотришь, всюду огни.

7.Так как он долго не возвращался, я начал беспокоиться

-Даны 3 предложения. В каждом из них определите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью.

Он несся сломя голову так,1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,2 не думая ни о чём,3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,1 что ему,1конечно же,3 нечего бояться. Мальчик,4 у которого такая сильная воля такое крепкое слово,5 не испугается темноты,6 не испугается хулиганов,7 не испугается и более страшных вещей.

Мересьев сделал несколько осторожных шагов,1 и дались они ему,2 эти первые шаги,3 с таким трудом,4 что,5 дойдя до двери и обратно,6 он почувствовал,7 будто бы куль муки втащил на пятый этаж.


Цели образовательные: 1. Познакомить со СПП с придаточными причины и цели. Закрепить умение определять границы главного и придаточного предложений. 2. Научить детей не только расставлять знаки препинания на границе главного и придаточного предложений, но и видеть внутри простых предложений все виды обособленных членов предложений, расставлять знаки препинания

Содержимое разработки

Урок русского языка в 9 классе по теме

Цели образовательные:

Познакомить со СПП с придаточными причины и цели. Закрепить умение определять границы главного и придаточного предложений.

Научить детей не только расставлять знаки препинания на границе главного и придаточного предложений, но и видеть внутри простых предложений все виды обособленных членов предложений, расставлять знаки препинания.

Воспитательные:

Воспитывать умение концентрировать внимание на выполняемой работе.

Воспитание патриотических чувств.

Развивающие:

Развитие коммуникативных способностей.

Развитие речевой компетентности.

I. Проверка домашнего задания:

1. Взаимопроверка: работа в парах. Рассказать о СПП с придаточными определительными.

2. У доски работает ученик с карточкой (записать предложение, расставить знаки препинания, построить схему предложения).

Человек, укрепляющий Отчизну делами и поступками, живет свободно и радостно.

II. Объяснение нового.

1. Материал наблюдений:

а) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на неё внимания.

б) На дне океанов всегда бывает ночь, потому что солнечные лучи не могут пройти через толщу воды.

в)Чтобы быть успешным в жизни, необходимо получить хорошее образование.

2. Учащиеся должны определить предложения по строению, найти основы предложения; найти главные предложения и определить вид придаточных.

3. Вывод: на что указывают придаточные предложения? На какие вопросы отвечают придаточные предложения?

4. Обращение к таблице на стр. 60 (упр. 81).

III. Закрепление:

Объяснительный диктант. Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить вид придаточных предложений.

Бурундуков нельзя свободно пускать по дому, потому что они очень шаловливы.

В лесу всегда стоял шум, потому что это был старый дремучий бар.

Красное море зовется так потому, что грунт у его берегов красного цвета.

Древние народы считали письмо даром богов, так как оно казалось им чудом.

Батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что не(приятель) не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх (ни)кем (не)защищённых пушек.

2. Выполнение упражнения № 178.

3.Составление предложений по схемам. Используя данные схемы, составить СПП, определить вид придаточных.

4. Творческая работа.

Конструирование предложений. Используя данную часть, составить СПП с придаточными причины:

Я очень устал _____.

Мы были в отчаянии _____.

_____ все попрятались.

Туристы остановились _____.

Ребята внимательно наблюдали за птицами _____.

Группа отдыхающих отправились на пристань _____.

5. Тест. Подобрать к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определить их вид:

1. Мама закрыла шторы А. что самолёт улетел рано утром

2. Первыми тронулись на юг болотные птицы Б. так как было душно

3. Мы решили упаковать вещи вечером из-за того В. потому что свет мешал малышу спать

4. Я плохо спал этой ночью Г. так как болота уже начали замерзать

6. Работа по развитию речи.

Используя сложноподчинённые предложения, ответить на вопрос:

Почему Байкал является достоянием не только Иркутской области, но и мира?

Конструирование предложений по данному началу. Используя данную часть, составить СПП, определить вид придаточного предложения:

Гена осторожно открыл дверь…

Шофёр спешил доехать до шоссе…

Рыбаки ушли в море вчера вечером.

Капитан команды много внимания уделял тренировкам.

Туристы поднялись на рассвете.

Спишите предложения. Объясните написание гласных в суффиксах причастий. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Определите стиль текста

9. Найдите предложения с неправильно расставленными знаками, исправьте недочёты:

Кругом было тихо-тихо так что, слышался малейший шорох.

Утром Татьяна сказала Варе, чтобы та взяв деревянную лопатку расчистила дорожку к беседке.

В тот зимний вечер, который я описываю, у нас в семье украшали ёлку.

Гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй где густо разрастался лук.

Я никак не мог понять почему, нельзя радоваться раньше срока.

Тихо крался охотник чтобы не спугнуть, чуткую добычу.

10. Прочитать текст и озаглавить его. Списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания, указать вид придаточных предложений.

Тихо крался охотник что(бы) не спугнуть чуткую добычу. Когда наконец он выгл…янул (из)за гребня сопки обе белые птицы сидели на вершинах тех самых бугров где сидели и раньше. Ударил выстрел с огнём и дымом и белые перья закружились в воздухе.

Когда ветер отмахнул дым в сторону обе совы уже махали (снежно) белыми крыльями. Полёт их был так спокоен как(будто) не случилось (н…) чего особе(н-нн)ого.

VI. Рефлексия по усвоению изученного материала.

VII. Домашнее задание. Параграф 20-21, упражение 180.


-75%

Читайте также: