Презентация по игровой деятельности в детском саду по фгос

Обновлено: 04.07.2024

Организация условий для игровой
деятельности дошкольников
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.

• 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным
возможностям детей и содержанию Программы.
• Образовательное пространство должно быть оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе расходным игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой Программы).

• 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
• 3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,
ширм и т.д.;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не
обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов,
в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).

• 4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
• 5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
• 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

• Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, а
детский сад для современного ребенка часто становится единственным
местом, где он может играть.
• Однако центра ролевой игры в группе явно недостаточно.
• Рекомендуется дополнить все центры активности материалами,
позволяющими детям развернуть сюжетно-ролевую или режиссерскую
игру.

• Это можно осуществить несколькими способами. Наиболее
простое решение – рассматривать каждый центр по отдельности с
точки зрения того, какие материалы смогут помочь детям развернуть
игру, например:
• в центр строительства добавить маленькие фигурки людей и животных,
для которых дети смогут строить дома или зоопарк и впоследствии
проигрывать сценарии похода в зоопарк, ухода за животными и т.д.;
• В центр грамоты в дополнение к уже имеющимся там материалам для
письма и книгам поместить копии некоторых учебных материалов
(алфавит, календарь), что позволит детям играть в детский сад или
школу;
• в центр воды и песка положить игрушечные кораблики или машинки,
для которых можно будет строить дороги.

Другой способ добавления игровых элементов в центр активности
- Это реорганизация центра в соответствии с игровым проектом,
развертывающимся в группе.
- В этом случае центрам можно временно присвоит другое название,
отражающее их новую функцию.
- Часть материалов в центре останется без изменения, что позволит
детям продолжать понравившиеся им активности

Примеры многофункциональных предметов, которые можно
использовать для создания различного игрового материала:
• бумажная или пластиковая посуда (тарелки, стаканы);
• ширмы;
• кубики, колечки от пирамидок
Примеры неоформленного материала из которого дети могут сделать
игровой материал самостоятельно или с помощью воспитателя:
• цветная оберточная бумага, обои и т.д.
• картонные коробки различных размеров; втулки от туалетной бумаги и
бумажных полотенец;
• куски ткани различных размеров (большие куски могут использоваться для
костюмов); отрезки ПВХ – труб.

Обратите внимание!
• Если игровую кухонную мебель, изготовленную из пластика, можно убрать
или переставить, то с тяжелыми деревянными предметами это сделать
сложнее.
• В этом случае рекомендуется использовать прием камуфляжа:
Особенно узнаваемые поверхности, такие как, например, конфорки на
игрушечной плите, закрывают бумагой или тканью, и они становятся элементом
декорации для новой игровой темы.
Мебель с жестко закрепленной функцией дети удачно используют для
разных сюжетов: например, раковину превращают в баскетбольную корзину,
устраивая игру по забрасыванию в нее легких пластиковых предметов с близкого
расстояния. (воспитателю следует позаботиться, чтобы бросаемые предметы
никого и ничего не задели , - например вынести модуль с раковиной в соседнее
помещение или на площадку для прогулки, но при этом саму игру, если она
нравится детям, поддержать.)

Помимо собственно игрового материала, пригодятся дополнительные наглядные
материалы, помогающие детям (особенно младшего возраста) запомнить то, что
обсуждалось ранее, в чем практиковались во время игровых упражнений,
например:
• книжки с картинками по теме игры;
• фотографии, сделанные во время экскурсий Реальных или виртуальных);
• схематическое изображение наиболее характерных действий, осуществляемых
персонажами. Эти рисунки могут образовать графическую запись простого
сценария игры (особенно рекомендуется для младших дошкольников и для
детей с ОВЗ;
• печатный и рукописный материал по соответствующей теме (карты, меню,
билеты и т.д.)
• Младшие дети могут брать материал, заготовленный заранее и снабженный
пояснительными рисунками, в то время как старшие – самостоятельно
заполнять заготовленные для них формы и бланки своими рисунками и
записями.

Сюжетно-ролевая игра на улице!
• Игровую площадку рекомендуется оснастить оборудованием (домик,
ракета, кораблик и пр.), позволяющим разверную ролевую игру.
• Приветствуется применение неоформленного и многофункционального
материала: например, дети могут превратить большую коробку из под
холодильника в автобус и ездить на нем по участку, в домик
(использовать краски, фломастеры для оформления).

Среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых
обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и
обновлять.
• Используется различная мебель, в том числе и разно уровневая: всевозможные
диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и поразному компоновать в группе. Все групповое пространство распределяется на
центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр
детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом,
отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим
простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание
"своего" личного пространства.
• Учитывается период обучения, сезонности; так, осенью группу украшает букет из
осенних цветов и листьев, на подносе – собранный урожай; зимой в группе снежинки
на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанных из бумаги
педагогами и детьми.

Исследования Д.Б. Эльконина показали, что ролевая игра возникает не сразу.
Только к середине дошкольного возраста она достигает развитой формы.
Предпосылками к возникновению ролевой игры являются:
■ отделение действий от предмета и их обобщение;
■ использование ребенком неоформленных (не имеющих ясно выраженной
функции) предметов в качестве заместителей других;
■ отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных
действий самого ребенка;
■ сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их;
■ воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослых,
отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.

Н.М. Аксарина на основании своего исследования
пришла к выводу, что для появления игры
необходимы три условия:
1) наличие разнообразных впечатлений от
окружающей действительности;
2) наличие различных игрушек и воспитательных
пособий;
3) частое общение ребенка с взрослыми

• Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать
отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается
ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение
межличностного и нравственного формирования личности, что так
необходимо для игровой деятельности, снижается.
• Организация содержательных игр на социальные темы требует
выделения отношений между людьми, которые являются основой
построения сюжета.
• Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него
представлений образа взрослости, является препятствием для развития
профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью
взрослых.

• Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой.
Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации
и компьютерных играх.
• Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно
больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре считается
престижным.

Семьи воспитанников усугубляют ситуацию
развития сюжетно-ролевой игры
Родители расценивают игру как забаву и бесполезную трату времени, которая
ничего не дает ребенку взамен.
Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка:
• Главного источника развития;
• Импульсов творчества;
• Признаков и примет социальной практики;
• Богатства микроклимата коллективных отношений;
• Активизации процесса познания мира.

Повышение педагогической компетентности родителей основывается на
взаимодействии педагогов и семьи детей дошкольного возраста и осуществляется в
основном через:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного
учреждения;
• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
• информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые
позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения,
знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
• объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и
развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога
взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его
возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка,
стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Методология сюжетно-ролевой игры
Новоселовой С.Л.
Технология комплексного руководства игровой деятельностью:
1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу
им игрового опыта.
3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение
их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения
игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с
другом.

1.
Метод комплексного руководства формирования
сюжетно-ролевой игрой
Планомерное обогащение опыта:
В быту
На занятиях
На прогулке
Во время просмотра телевизионных передач
Рассматривание иллюстраций
Ознакомление с художественной литературой
Ребенок усваивает:
Назначение предметов;
Смысл действий людей;
Сущность взаимоотношений
Формируются первые эмоционально-нравственные оценки
ВСЕ ЭТО СЛУЖИТ ИСТОЧНИКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАМЫСЛА ИГРЫ, ПОСТОЯННОГО
ОБОГАЩЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

2. Перевод реального опыта в игровой
Формы работы:
Дидактические игры
Словесные игры
Настольно-печатные игры
Театрализованные игры
Игры вводят детей в условную ситуацию и
эмоционально приобщают к процессу
приобретения знаний.
Каждая игра связана с содержанием
отображаемой жизненной ситуации или
содержанием сюжета игры.
Игры представляют собой форму
передачи игрового опыта детям через
живое общение

3. Своевременное изменение игровой среды
Подбор игрушек и игрового материала с учетом практического и
игрового опыта детей.
• Расширение тематики атрибутов с разной степенью
обогащенности образа.
• Способствует закреплению в памяти недавних впечатлений,
полученных при знакомстве с окружающим и через обучающие
игры.
• Нацеливает на самостоятельное творческое решение игровых
задач.

4. Совместная игровая деятельность ребенка
и взрослого
Задача педагога – создать возможность переноса полученного опыта в
игру.
Педагог должен быть не навязчив и непринужденно передавать игровой
опыт: продемонстрировать ролевое поведение, показать выразительные
движения, мимику, жесты, интонацию. Взрослый не только разговаривает
с игрушкой, но и вызывает на разговор ребенка. Использует предметызаместители.
Неверно – если воспитатель действует, а ребенок наблюдает

ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

Стандарт является основой для

• разработки и реализации Программы;

• разработки примерных образовательных программ дошкольного образования;

• разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

• объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

• подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6) жесткое программирование свободного времени детей; 7) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГОС вернул педагогам (и, главное, детям) право на игру.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Для педагога это означает, что в первую очередь игра должна выступать преимущественной формой при реализации образовательной работы во всех пяти образовательных областях. Конечно для педагогов это не новизна: самые разнообразные дидактические игры всегда сопровождали образовательный процесс ДОО. Практически любой педагог виртуозно проведет занятие с использование разнообразных познавательных, подвижных, речевых, музыкальных игр, игр- драматизаций и прочее, а так же будет использовать в работе различные игровые приемы, игровые формы подачи материала.

Для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития соответствующий возрасту.

Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь средство приобщения ребенка к традиционным социальным нормам представляется спорным и противоречащим как общим целям данного документа, так и целям современного гуманистически ориентированного образования в целом.

Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность на только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

В настоящее время работа педагога ДОУ должна строится на принципах, заложенных в основу ФГОС ДО, т. е. детская деятельность в ДОУ должна быть организована, прежде всего, в форме игры – основной формы образования дошкольника.

С этой целью необходимо соблюдать определенные условия :

• создавать в ДОУ условия для игровой деятельности;

• использовать игровые приемы в обучении детей;

• формировать практические умения для организации самостоятельной игровой деятельности детей.

• совершенствовать руководство игрой детей;

Одним из условий для игровой деятельности является правильно организованное предметно-развивающее пространство.

При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого ребенка. В каждом возрасте наблюдаются свои особенности в развитии игры. Дети средней группы весьма непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому в групповой комнате должно быть открытое пространство. Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребенок. В среднем возрасте преобладает ролевая игра и игра-диалог.

При оформлении групповой комнаты необходимо чтобы в ней присутствовали все виды игр и игрушек – сюжетные, дидактические, театрализованные и т. д. ; игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания, перспектив развития; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т. д.

В состав предметно-игровой среды входят : большая игровая площадка (группа, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.

Для проведения игр создаются игровые ячейки : общий (набор различных видов игрушек, драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок) для настольных и строительных игр ( конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Все оборудование должно быть удобным и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.

Также необходимо использовать игровые приемы в обучении детей.

Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому в НОД с ее помощью можно организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Например, в НОД по ФЭМП берем элементы путешествия по лесной тропинке в поисках грибов и, кроме того, что считаем их, вспоминаем правила поведения в природе, закрепляем знания о съедобных и несъедобных грибах. Включая в НОД элементов театрализованной игры решаем следующие задачи: развитие выразительности речи (скороговорки, оживление игрушек, чтение по ролям, формирование выразительности движений (превращение в животных, показ воображаемых действий предметов, сочетание движений рук, ног, туловища, этюды на развитие мимики). А чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в игре с обучением и воспитанием надо правильно руководить ею.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи : правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть ее творческого характера. Здесь мы учитываем особенности руководства в среднем возрасте: воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручаем детям; правила игры объясняем до ее начала, при подведении итогов акцентируем внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуем словесные игры, игры на внимание. В руководстве играми существуют приемы.

Внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию.

Целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).

При руководстве игрой мы стараемся учитывать интересы и желания детей. Мы должны суметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры.

Необходимо создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

Поэтому необходимо организовывать беседы и консультации для родителей, приглашать в вечерние часы пап и мам в группу поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят. Присутствие родителей в группе позволяет создать особую психологическую атмосферу, пробудить у воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми.

В то же время игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Игровая деятельность — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
  • В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
  • Игры, возникающие по инициативе ребёнка:
  • игра-экспериментирование,
  • самостоятельная сюжетная игра.
  • Игры, возникающие по инициативе взрослого;
  • обучающие: дидактические, подвижные,
  • досуговые: игра-забава, игра-развлечение, театральные, интеллектуальные, празднично-карнавальные;
  • Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
  • традиционные или народные.
  • Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.
  • 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.
  • Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).
  • Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.).
  • Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа: для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. На четвёртом году жизни ребёнку необходим развёрнутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов. В среднем – старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры (режиссёрская игра: мелкие игрушки, конструктор, макеты и т.д.), кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических образований в разные годы жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Большое значение имеют игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей.
  • Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
  • Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины – лодки или льдины. Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла съёмные панно – картины.
  • Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

Таким образом, игровая деятельность детей дошкольного возраста имеет следующие особенности и смысловые значения.

Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причем мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогической основой подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен основной вид деятельности детей в дошкольном учреждении. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта( ФГОС),именно игровая деятельность является развивающей деятельностью детей.

Воспитатель МБДОУ №98

Игра – ведущий вид деятельности детей

Игра – что может быть интересней и значимей

Это и радость, и познание, и творчество. Это то,

ради чего ребенок идет в детский сад.

«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,

как у взрослого деятельность – работа, служба.

Каков ребенок в игре таков во многом он

будет и в работе, когда вырастет. Поэтому

воспитание будущего деятеля происходит,

А. С. Макаренко.

Основные цели и задачи : - создание условий для игровой деятельности детей; - развитие у детей интереса к различным видам игр; - формирование игровых умений, развитие культурных форм игры; - всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре; - развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; - формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Основные цели и задачи :

- создание условий для игровой деятельности детей;

- развитие у детей интереса к различным видам игр;

- формирование игровых умений, развитие культурных форм игры;

- всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре;

- развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

- формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Функции игры. 1 Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка). 2 Коммуникативная. 3 Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры). 4 Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей) 5 Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Функции игры.

1 Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка).

3 Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры).

4 Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

5 Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольно

№ слайда 1

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливаетс

№ слайда 2

Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном

№ слайда 3

Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте.

Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном

№ слайда 4

Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей.

Большая творческая задача для воспитателя- организовать игры в детском саду так,

№ слайда 5

Большая творческая задача для воспитателя- организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО «Требования к условиям реализации

№ слайда 6

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, по

№ слайда 7

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Роль воспитателя: воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки само

№ слайда 8

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований) организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Роль воспитателя: воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

. Игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт

№ слайда 9

. Игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся.

играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас. спасибо за внимание

№ слайда 10

Читайте также: