Предварительный системный анализ объекта исследования кратко

Обновлено: 02.07.2024

В процессе интерпретаций основных понятий мы наметили эмпирическую область, соответствующую вы­деленному ранее предмету исследования (отношение к труду в нашем примере), который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основной зада­чи элементы. Мы выделили, например, различные уров­ни отношения к труду и работе (в системе ценностей жизни, в системе потребностей, как они удовлетворяются в работе), признаки отношения к работе по продуктам деятельности, по субъективным состояниям рабочего и другие. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде (имплицитно) опирают­ся на некоторое более или менее систематическое пред­ставление о предмете в целом.

Последующий анализ должен "проявить" образ предмета,- сделать его ясно выраженным (эксплициро­ванным), более четким и определенным. Предмет дол­жен быть подвергнут своего рода системному анализу 8 .

8 В этом случае понятие "системный анализ" — синоним всесто­роннего подхода к объекту. Иногда говорят также о "сракторной операционализации" предмета исследования, т. е. о выделении влияющих на объект изучения факторов и условий (10в. С. 43—45].

В сущности, системному анализу подлежит объект исследования, а в процессе расчленения объекта на эле­менты мы преобразуем его в предмет целенаправленно­го изучения.

Итак, какие же элементы и связи следует выделить в нашем объекте? В самом общем виде решение этих вопросов диктуется проблемой и целями исследования.

Наша цель — выявить мотивационное ядро трудо­вой деятельности в той мере, как оно обусловлено со­держанием труда и другими его особенностями. Мы да­лее намерены определить основные факторы, влияющие на отношение к труду по объективным и субъектив­ным признакам, и попытаться проследить тенденцию изменения этого отношения в зависимости от функцио­нального содержания труда и уровня запросов личности работника.

Сформулированная таким образом теоретико-прик­ладная цель исследования подсказывает определенный способ расчленения объекта.

К факторам, влияющим на отношение к труду, отнесем некоторую совокупность социальных условий или обстоя­тельств, которые благодаря их особому сочетанию и взаимо­действию образуют существенную причину того или иного типа отношения к труду, в частности мотиваций.

Вспомним, что любое социальное явление следует рассмат­ривать в контексте конкретной социальной ситуации. Для этого нужно выделить общие и специфические элементы (фак­торы в нашей терминологии), описывающие ситуацию. Наибо­лее общими факторами, детерминирующими отношение к тру­ду, являются социально-экономические и другие общесоциаль­ные, социокультурные условия трудовой деятельности и цело­стного образа жизни людей. Они оказываются общими в отношении к предмету нашего исследования. Эти факторы — равнодействующие по отношению к любым специальным ви­дам труда и любым типам личности рабочего. Их влияние на отношение к труду может быть зафиксировано не прямо, но в преломлении через специфические условия труда и инди­видуально-типические особенности личности работника.

Если бы задача нашего исследования была сформулирова­на иначе, если бы мы стремились, например, определить влия­ние социокультурной среды на отношение к труду, то перечис­ленные в группе "общие" факторы превратятся в "специфичес­кие". Общими относительно их окажутся как раз функцио­нальные особенности трудовой деятельности. В таком случае мы станем изучать отношение к труду рабочих, занятых в одинаковых сферах функционального содержания труда (на­пример, станочники общего типа), но в разных общесоциаль­ных условиях. И тогда влияние функционального содержания труда будет зафиксировало в донных наблюдения не прямо, a через опосредующее воздействие общесоциальных условий на трудовую деятельность рабочего в разных странах или социо­культурных регионах [219].

По отношению к общим социальным условиям факторы, характеризующие особый вид трудовой деятельности, будут специфическими. В нашей схеме к ним отнесены функцио­нальное содержание труда, условия труда, взаимоотношения на производстве, особенности внепроиз вод огненной жизнедеятель­ности рабочего. К специфическим факторам относятся также личностные и ролевые характеристики работника.

Вторая группа факторов — явные и латентные. Под яв­ными факторами мы имеем в виду обстоятельства, которые не­посредственно поддаются контролю в объекте исследования. Это те условия трудовой деятельности, которые можно зареги­стрировать в производственной ситуации. Прочие факторы, влияющие на отношение к труду, но не поддающиеся прямой регистрации в данном исследовании, назовем латентными. 9

9 Латентные свойства, т. е. не выявленные в гипотезе, по мере ис­следования могут фиксироваться как явные (о диагностике явных и латентных свойств, переменных [С. 37—60]).

Далее, выделим факторы объективного и субъективного характера. Объективные — условия и обстоятельства, которые предположительно образуют не зависимые от субъекта предпо­сылки его деятельности, а субъективные — те, что связаны с отражением внешних условий в сознании индивида. Тогда факторы объективного характера можно рассматривать как область внешних побуждений к деятельности (стимулы), а субъективные — как внутренние побуждения (осознанные пот­ребности и мотивы: неосознаваемые побуждения мы здесь не фиксируем, так как не предусмотрены соответствующие психо­логические методики). Между ними предполагается опреде­ленная связь, показанная на схеме 3.


Блок А — объективные факторы, которые включают: al — общие, равнодействующие во всех специфических видах трудовой деятельности социальные условия и обстоятельства, как-то: экономическая ситуация; социальные и политические отношения; состояние массового сознания, включая систему ценностных ориентации и норм; а2 — специфические факто­ры, связанные с формой собственности, особым видом трудо­вой деятельности, включая прямые (наемный труд или труд собственника средств производства, условия, организация, функциональное содержание, системы оплаты труда, социаль­но-бытовая инфраструктура производства, трудовые отноше­ния) и латентные (система семейного воспитания, школьного и трудового обучения, воздействие средств массовой информа­ции, культурная среда и др.).

Блок В — индивидуальные особенности рабочего, где в! — функциональные или ролевые характеристики (пол, воз­раст, семейное положение, уровень общего образования, квали­фикация, участие в управлении, принадлежность к обще­ственным организациям и т.п.); в2 — личностные характери­стики (интересы и потребности, социальные установки, ценнос­тные ориентации, идеалы, наконец, концепция образа жизни).

Блок С — отношение к труду, где с1 — субъективные ас­пекты отношения, как-то: восприятие общественной и личност­ной значимости труда, степень удовлетворенности работой и специальностью и иерархия мотивов трудовой деятельности; с2 — объективные аспекты отношения к труду, т. е. результаты работы: производительность и качество работы, инициативность, уровень ответственности, дисциплинированности и т. п.

Связки а — стимулы (внешние побуждения к деятельнос­ти), β — восприятие, усвоение общественных функций (ролей) и социальных, в частности, производственных, нормативных требований субъектом; у — мотивы деятельности (внутренние побуждения).

Если объект исследования не индивиды, но целые группы и коллективы, то в соответствующих блоках фиксируются ус­ловия деятельности этих групп (А), объективные параметры са­мих групп (В), т. е. содержание деятельности, структура ее организации, характер разделения функций между членами, нормы, принятые для регуляции совместной деятельности, и санкции, используемые для поддержания этих норм и для на­казания за уклонение от них, а также субъективные компонен­ты групповой деятельности как особенности интересов, целей, разделяемых группой, или их различие в рамках отдельных подгрупп, состояние социально-психологического климата и т. д. В результативном блоке (С) фиксируются опять-таки объекти­вированные и субъективированные результаты деятельности, но уже в групповых показателях.

Теперь объект изучения представлен как расчленен­ный на качественно различные элементы, связанные во­едино в некоторую гипотетическую систему. Предметом исследования будут не все элементы и связи, показан­ные на схеме, но лишь некоторые из них. В каком именно направлении будем мы вести анализ эмпириче­ских данных, определяется в следующем разделе про­граммы — в рабочих гипотезах исследования.

Конечно, вовсе не обязательно резюмировать предва­рительный анализ предмета в виде графической схемы. Последняя просто удобна как наглядное отображение элементов, подсистем и связей. Некоторые авторы пред­почитают завершать такой анализ в логических симво­лах и моделях, другие пользуются обстоятельными сло­весными описаниями. Дело здесь не в форме, а в суще­стве: мы пытаемся систематизировать имеющееся зна­ние о предмете изучения, чтобы обосновать путь поиска нового знания.

Предварительный системный анализ предмета ис­следованияэто, по существу, "моделирование" иссле­довательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное Расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы ис­следования [210. С. 33—38].

Системный анализ объекта исследования - это одна из стадий процесса разработки программы социологического исследования.

Суть системного анализа состоит в том, что объект исследования рассматривается в качестве системы. Иначе говоря, объект исследования рассматривают в виде совокупности элементов и связей, которые в процессе взаимодействия образуют органическое целое. В органическом целом могут происходить фактические или планируемые изменения одного из элементов. А изменение одного из элементов приводит к деформации других элементов и всей системы в целом.

Системный анализ объекта исследования характеризуется принципом циклической взаимосвязи его истории, функций и структуры, т. е. принципом гомеостазиса.

Стоит отметить, что принцип взаимосвязи генезиса, функций и структуры того или иного объекта направлен на изучение структуры определенного объекта при помощи выделения элементов, их структуры и взаимосвязи. Он направлен и на объяснение и описание эволюции системы. Не менее важно, что данный принцип способен выявлять, как тот или иной объект функционирует.

Принцип гомеостазиса связан с определением тех механизмов, которые способны обеспечить устойчивость и равновесие всей системы.

В процессе социологических исследований системный анализ объекта применяется не в виде алгоритмов, а в качестве общих методологических установок исследования.

Например, исследуется работа (трудовая деятельность) молодых работников. Исследование направлено на выяснение мотивов осуществления трудовой деятельности, уровня запросов работников и их отношения к трудовой деятельности. Элементами этого исследования считаются определенные факторы. В этом случае – факторы, детерминирующие отношение к труду.

Готовые работы на аналогичную тему

Такие факторы можно разделить на:

  • общие и специфические;
  • прямые и косвенные;
  • объективные и субъективные.

Общими факторами считаются социальные, экономические и многие другие условия трудовой деятельности. Важно, что такие факторы считаются постоянными. А специфическими факторами являются условия труда, личностные характеристики работника, содержание труда, ролевые характеристики работника, взаимоотношения в рабочем коллективе, специфика внетрудовой деятельности работника.

Прямые факторы фиксируются и контролируются в объекте исследования. К таким факторам относят условия, систему, организацию, содержание оплаты труда, взаимоотношения работников с руководством, взаимоотношения в рабочем коллективе. Косвенные факторы не регистрируются. К ним относят влияние средств массовой информации, воспитание в семье, обучение.

Объективными факторами являются те условия и обстоятельства, которые формируют независимые от субъекта предпосылки его функционирования. А к субъективным факторам относят такие условия и обстоятельства, которые связаны с переработкой внешних условий. Причем эта переработка должна происходить в сознании и психике человека.

Вообще, объективные факторы можно считать стимулами, которые побуждают к деятельности. А субъективные факторы можно назвать мотивами. Иначе говоря, объективные факторы - это внешние побуждения, а субъективные - внутренние.

Все связи и элементы объекта можно изобразить графически. Это можно осуществить с помощью математических моделей или в виде описания. Некоторые связи и элементы входят в область исследования и формируют его предмет.

Содержание методической части исследовательской программы

К этапам социологического исследования относят:

  • разработка программы исследования;
  • указание цели исследования;
  • нахождение объекта исследования;
  • нахождение предмета исследования.

В процессе подготовки социологического исследования разрабатывается его программа. Такая программа считается обязательным документом социологического исследования. Целью программы является формирование общей схемы мои плана предстоящего мероприятия. К тому же, программа направлена на изложение концепции самого исследования, описание средств и способов изучения какого-то конкретного явления или процесса.

Данная программа состоит из методологического и методического раздела. Она содержит в себе довольно подробное, четкое и достоверное описание этих разделов.

Методологический раздел программы состоит из формулировки и объяснения проблемы, формирования цели исследования, нахождения предмета и объекта исследования, толкования гипотез.

В методический раздел входит формирование изучаемой совокупности, описание применяемых способов сбора первичной информации, структура инструментария, пути обработки данных.

Стоит отметить, что формирование методологической части программы всегда начинается именно с постановки проблемы. Вообще, социальной проблемой считают реально существующую в жизни людей ситуацию, которая носит массовый характер и затрагивает интересы социальных институтов или социальных групп.

Еще одним важным этапом является указание цели исследования. Причем целью является модель ожидаемого результата. Ожидаемый результат или решение проблемы могут быть достигнуты только с помощью реализации исследования. Очень важным является наличие ориентации на установленную цель. Это является довольно важным критерием эффективности осуществляемых организационных, методологических и методических процедур.

Целью исследования может стать:

  • получение полного описания какой-то определенной проблемной ситуации, а также сбор социальной статистики;
  • проведение анализа причин образования той или иной проблемной ситуации, а также формирование прогнозов ее развития, оценка осуществляемых воздействий на проблемную ситуацию;
  • формирование рекомендаций по управленческому воздействию на исследуемую ситуацию;
  • разработка различных предложений по формированию специализированных функциональных подразделений.

Нахождение объекта и предмета исследования является одним из главных этапов в процессе подготовки к исследованию, ведь без них просто невозможно будет осуществить все остальные этапы.

4. предварительный системный анализ объекта исследования: Стратегия социологического исследования, Ядов Владимир Александрович, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Книга является пятым, существенно дополненным изданием учебного пособия В. А. Ядова "Социологическое исследование: методология, программа, методы".

4. предварительный системный анализ объекта исследования

В процессе интерпретации основных понятий мы наметили эмпирическую область, соответствующую выделенному ранее предмету исследования (отношение к труду в нашем примере), который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основной задачи элементы. Мы выделили, например, различные уровни отношения к труду и работе (в системе ценностей жизни, в системе потребностей, как они удовлетворяются в работе), признаки отношения к работе по продуктам деятельности, по субъективным состояниям рабочего и другие. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде (имплицитно) опираются на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом.

Последующий анализ должен "проявить" образ предмета, сделать его ясно выраженным (эксплицированным), более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут своего рода системному анализу.

Схема 3 Целостный анализ объекта исследования

В сущности, системному анализу подлежит объект исследования, а в процессе расчленения объекта на элементы мы преобразуем его в предмет целенаправленного изучения.

Итак, какие же элементы и связи следует выделить в нашем объекте? В самом общем виде решение этих вопросов диктуется проблемой и целями исследования.

Наша цель — выявить мотивационное ядро трудовой деятельности в той мере, как оно обусловлено содержанием труда и другими его особенностями. Мы далее намерены определить основные факторы, влияющие на отношение к труду по объективным и субъективным признакам, и попытаться проследить тенденцию изменения этого отношения в зависимости от функционального содержания труда и уровня запросов личности работника.

Сформулированная таким образом теоретико-прикладная цель исследования подсказывает определенный способ расчленения объекта.

К факторам, влияющим на отношение к труду, отнесем некоторую совокупность социальных условий или обстоятельств, которые благодаря их особому сочетанию и взаимодействию образуют существенную причину того или иного типа отношения к труду, в частности мотиваций.

Вспомним, что любое социальное явление следует рассматривать в контексте конкретной социальной ситуации. Для этого нужно выделить общие и специфические элементы (факторы в нашей терминологии), описывающие ситуацию. Наиболее общими факторами, детерминирующими отношение к труду, являются социально-экономические и другие общесоциальные, социокультурные условия трудовой деятельности и целостного образа жизни людей. Они оказываются общими в отношении к предмету нашего исследования. Эти факторы — равнодействующие по отношению к любым специальным видам труда и любым типам личности рабочего. Их влияние на отношение к труду может быть зафиксировано не прямо, но в преломлении через специфические условия труда и индивидуально-типические особенности личности работника.

Если бы задача нашего исследования была сформулирована иначе, если бы мы стремились, например, определить влияние социокультурной среды на отношение к труду, то перечисленные в группе "общие" факторы превратятся в "специфические". Общими относительно их окажутся как раз функциональные особенности трудовой деятельности. В таком случае мы станем изучать отношение к труду рабочих, занятых в одинаковых сферах функционального содержания труда (например, станочники общего типа), но в разных общесоциальных условиях. И тогда влияние функционального содержания труда будет зафиксировано в данных наблюдения не прямо, а через опосредующее воздействие общесоциальных условий на трудовую деятельность рабочего в разных странах или социокультурных регионах [219].

По отношению к общим социальным условиям факторы, характеризующие особый вид трудовой деятельности, будут специфическими. В нашей схеме к ним отнесены функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения на производстве, особенности внепроизводственной жизнедеятельности рабочего. К специфическим факторам относятся также личностные и ролевые характеристики работника.

Вторая группа факторов — явные и латентные. Под явными факторами мы имеем в виду обстоятельства, которые непосредственно поддаются контролю в объекте исследования. Это те условия трудовой деятельности, которые можно зарегистрировать в производственной ситуации. Прочие факторы, влияющие на отношение к труду, но не поддающиеся прямой регистрации в данном исследовании, назовем латентными.

Далее, выделим факторы объективного и субъективного характера. Объективные — условия и обстоятельства, которые предположительно образуют не зависимые от субъекта предпосылки его деятельности, а субъективные — те, что связаны с отражением внешних условий в сознании индивида. Тогда факторы объективного характера можно рассматривать как область внешних побуждений к деятельности (стимулы), а субъективные — как внутренние побуждения (осознанные потребности и мотивы: неосознаваемые побуждения мы здесь не фиксируем, так как не предусмотрены соответствующие психологические методики). Между ними предполагается определенная связь, показанная на схеме 3.

Блок А — объективные факторы, которые включают: a1 — общие, равнодействующие во всех специфических видах трудовой деятельности социальные условия и обстоятельства, как-то: экономическая ситуация; социальные и политические отношения; состояние массового сознания, включая систему ценностных ориентации и норм; а2 — специфические факторы, связанные с формой собственности, особым видом трудовой деятельности, включая прямые (наемный труд или труд собственника средств производства, условия, организация, функциональное содержание, системы оплаты труда, социально-бытовая инфраструктура производства, трудовые отношения) и латентные (система семейного воспитания, школьного и трудового обучения, воздействие средств массовой информации, культурная среда и др.).

Блок В — индивидуальные особенности рабочего, где в1 — функциональные или ролевые характеристики (пол, возраст, семейное положение, уровень общего образования, квалификация, участие в управлении, принадлежность к общественным организациям и т.п.); в2 — личностные характеристики (интересы и потребности, социальные установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, концепция образа жизни).

Блок С — отношение к труду, где c1 — субъективные аспекты отношения, как-то: восприятие общественной и личностной значимости труда, степень удовлетворенности работой и специальностью и иерархия мотивов трудовой деятельности; с2 — объективные аспекты отношения к труду, т. е. результаты работы: производительность и качество работы, инициативность, уровень ответственности, дисциплинированности и т. п.

Связки α — стимулы (внешние побуждения к деятельности), β— восприятие, усвоение общественных функций (ролей) и социальных, в частности, производственных, нормативных требований субъектом; γ — мотивы деятельности (внутренние побуждения).

Если объект исследования не индивиды, но целые группы и коллективы, то в соответствующих блоках фиксируются условия деятельности этих групп (А), объективные параметры самих групп (В), т, е. содержание деятельности, структура ее организации, характер разделения функций между членами, нормы, принятые для регуляции совместной деятельности, и санкции, используемые для поддержания этих норм и для наказания за уклонение от них, а также субъективные компоненты групповой деятельности как особенности интересов, целей, разделяемых группой, или их различие в рамках отдельных подгрупп, состояние социально-психологического климата и т. д. В результативном блоке (С) фиксируются опять-таки объективированные и субъективированные результаты деятельности, но уже в групповых показателях.

Теперь объект изучения представлен как расчлененный на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему. Предметом исследования будут не все элементы и связи, показанные на схеме, но лишь некоторые из них. В каком именно направлении будем мы вести анализ эмпирических данных, определяется в следующем разделе программы — в рабочих гипотезах исследования.

Конечно, вовсе не обязательно резюмировать предварительный анализ предмета в виде графической схемы. Последняя просто удобна как наглядное отображение элементов, подсистем и связей. Некоторые авторы предпочитают завершать такой анализ в логических символах и моделях, другие пользуются обстоятельными словесными описаниями. Дело здесь не в форме, а в существе: мы пытаемся систематизировать имеющееся знание о предмете изучения, чтобы обосновать путь поиска нового знания.

Предварительный системный анализ предмета исследования — это, по существу, "моделирование" исследовательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования [210. С. 33—38].

В процессе интерпретации основных понятий намечается эмпирическая область, соответствующая выделенному ранее предмету исследования, который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основных задач элементы. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде опираются на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом.

При построении модели предметной области исследователь не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Может быть так, что теории еще нет, и вопрос о ее создании только ставится. Тогда исследователь может опираться на специально построенную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме того, он может опираться на свои чисто интуитивные представления, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую концепцию.

Любое социальное явление следует рассматривать в контексте конкретной социальной ситуации. Для этого нужно выделить общие и специфические элементы (факторы), описывающие ситуацию. Вторая группа факторов — явные и латентные (скрытые). Под явными факторами мы имеем в виду обстоятельства, которые непосредственно поддаются контролю в объекте исследования. Далее, выделим факторы объективного и субъективного характера. Объективные — условия и обстоятельства, которые предположительно образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, а субъективные — те, что связаны с отражением внешних условий в сознании индивида. Тогда факторы объективного характера можно рассматривать как область внешних побуждений к деятельности (стимулы), а субъективные — как внутренние побуждения. Теперь объект изучения представлен как расчлененный на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему.

Выдвижение гипотез

Гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.

Предварительный системный анализ объекта есть не что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования. Исходя из этого не проверенного систематическими исследованиями знания, черпаются аргументы для построения целой цепочки детализированных исходных гипотез, представляющих собою не что иное, как возможное объяснение исследовательской проблемы. Руководствуясь ими, исследователь проверяет обоснованность выдвинутого объяснения, но не целиком, а как бы по частям.

Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. В таком случае подтверждение одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки. Проверка следующего следствия из общей посылки предполагает новые подтверждения и так дальше. Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижения новых гипотез.

Итак, исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае гипотеза непроверяема в эмпирических данных.

Проверка выводных гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации и операционализации.

С точки зрения задач исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные. В отличие от гипотез оснований и следствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом. Естественно, что главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу исследования.

По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

Существуют некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.

А) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

Б) Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза объясняет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения.

Г) Хорошая гипотеза может быть приложена к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании.

Д) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование также очевидно, оно нередко нарушается.

3.7 Организационно-методический план исследования

3.7.1 Стратегический план

В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых исследователем. Можно выделить следующие основные вида стратегических планов.

1. Поисковый (разведывательный) план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель такого плана — формулировка проблемы.

Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажное (пробное) исследование. В отличие от разведывательного плана целью пилотажного исследования является проверка методик, которую можно осуществлять при любом стратегическом плане.

Разведывательный план предполагает три основных стадии работ: изучение документальных источников, организация и проведение опросов экспертов и осуществление наблюдений.

Работа на стадии изучения документов начинается с составления возможно полной библиографии и завершается проработкой источников.

Опрос экспертов (специалистов-ученых и специалистов-практиков). Беседы со специалистами преследуют несколько целей. Надо убедиться, что составленная библиография охватывает проблему, что не упущено чего-то важного. Беседы с практиками также имеют целью поиск дополнительной информации. Другая задача таких интервью — поиск надежных документальных сведений: картотек, протоколов решений, справок, отчетов и т.п., третья — набросок первичных гипотез.

Наблюдение — завершающий этап поиска. Оно не формализовано, как в случае описательного плана исследования. Как правило, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам. Целесообразно наблюдать поведение новичков, недавно появившихся на изучаемом объекте. Они подмечаю те особенности, которые не заметны старожилам. Важно обратить особое внимание на конфликтные и необычные ситуации, которые наиболее рельефно обрисовывают нормальные условия деятельности, ибо конфликт — это выход за рамки нормы, обозначающие ее границы. Интересны переходные стадии объекта в момент реконструкции, осуществления социальных и экономических экспериментов, бурного развития, когда анализ социальных явлений особенно продуктивен для выдвижения объяснительных гипотез.

Работа по поисковому плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотезы.

2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.

Исследование по описательному плану позволяет упорядочению зачастую известных фактов, установлению соотношения между ними — иногда и в количественной форме.

При описательном плане исследования недостаточно изучения литературы, неформализованного наблюдения и интервью. В данном случае обычно применяется другой набор исследовательских средств: выборочноеимонографическое исследование, опрос, статистический анализ полученных данныхи др.

Дескриптивное исследование заканчивается классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов особенностями обследуемых общностей в их социально-профессиональном, социально-демографическом, территориально-поселенческом, этнокультурном и других аспектах. В описательный план вводят элементы аналитического, т.е. изучают взаимосвязи между социальными показателями.

3. Аналитико-экспериментальный (объяснительный) план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана — установление причинно-следственных связей в объекте, раскрытие не только структуры объекта, но и причин обуславливающих его функционирование и развитие.

Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений. В том и другом случаях исследователь пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментальному плану в научных целях.

В реальной практике социологических исследований редко бывает так, чтобы один из описанных выше типов стратегического плана существовал в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все типы планов: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а затем уже следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации аналитико-экспериментального плана исследования.

4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.

Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии.

Панельные исследования. В этом случае изучаются изменения одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности.

Повторные исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования при повторном опросе нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к определенной социальной группе.

Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку могут попадать каждый раз различные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.

3.7.2 Методический план

По ходу изложения обязательных методических и технических приемов исследователь перепроверяет общую теоретическую концепцию исследования с точки зрения того, возможно ли с помощью данных средств получить именно ту информацию, которая необходима для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.

Методологически грамотное исследование предусматривает в программе перспективу дальнейшей обработки и анализа полученной информации. Социологическое исследование не сводится только к сбору данных. Цель его — дать научно обоснованную интерпретацию фактов, а это в свою очередь, подразумевает необходимость обработки собранных данных на основании заранее разработанной схемы. Методологическая часть программы связывается с процедурой не только через средства сбора информации. Формулируя гипотезу, исследователь должен одновременно предусмотреть, как собрать материал, как его обработать и проанализировать, опираясь на гипотезу.

Первичный материал — это массив данных, полученных при помощи методов сбора, предусмотренных в программе социологического исследования. Сам по себе массив трудно обозрим и не пригоден для теоретического анализа. Первичная обработка упорядочивает, классифицирует эмпирический материал, придавая ему обозримый вид.

В данной части программы должна быть намечена схема применения средств обработки в соответствии с задачами исследования. Важно, чтобы обработка данных и их теоретическая интерпретация были приспособлены к выдвинутым гипотезам, чтобы все эти шаги были не разрозненными операциями, а элементами единого исследовательского процесса.

План обработки первичной информации предусматривает выбор соответствующих математических методов ее обработки, технических средств и места обработки.

3.8 Рабочий план исследования

Современное социологическое исследование основывается на детальном разделении труда, поскольку количество выполняемых операций или отдельных видов работ достаточно велико, а с развитием техники и технологии исследования их число будет нарастать. В этой связи с целью планирования наряду с программой социологического исследования разрабатывается рабочий план исследования. Этот план составляется после завершения разработки программы и утверждается одновременно с ней. Завершение разработки программы является исходным пунктом составления рабочего плана.

По своему назначению рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования. Основными звеньями этого плана являются пилотажное исследование, полевое исследование, подготовка первичных данных для обработки, их анализ и интерпретация, изложение результатов.

Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников, протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а также ввести необходимые изменения и коррективы. Итоги этих исследований фиксируются в рабочих документах, составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организация сбора исходных данных.

Полевое обследование обеспечивает сбор основного материала. Планом предусматривается обеспечение соблюдения инструкций, разработанных на стадии пилотажных исследований, контроль доброкачественных исходных данных по мере их поступления, организация системы хранения первичных данных.

Подготовка данных для обработки (как правило, с использование компьютерных средств обработки) включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в программу обработки.

Обработка данных планируется с учетом имеющихся средств. Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Итоги исследования оформляются в виде отчета.

Отчет — определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования — выполняется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных.

Рабочий план включает также в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат на исследование, разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением исследования.

Для того чтобы ввести фактор времени в организационно-методический пан исследования и обеспечить четкое и своевременное выполнение отдельных видов работ, обычно используется в том или ином виде схема сетевого графика. Каждый из рассмотренных ранее видов работ состоит из ряда элементарных операций, которые выделяются в организационно-методическом плане исследования и представляются в виде сетевого графика.

Укрупненные виды работ, предусмотренные организационно-методическим планом, вовсе не должны реализовываться в той последовательности, в которой они были представлены. Многие из этих работ могут и должны выполняться параллельно.

Использование сетевого графика или более простых видов социологических работ предполагает создание определенной организационной структуры проведения исследования в целом и отдельных видов работ.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит основное назначение программы социологического исследования?

2. Поясните разницу между предметом и объектом исследования.

3. Каким образом выстраивается система основных и неосновных задач?

4. В чем основное отличие между программными и методологическими задачами?

5. Как между собой соотносятся основный, частные и дополнительные задачи?

7. В чем заключается основное назначение системного анализа предметной области при проведении социологического исследования?

8. Какая зависимость существует между количеством гипотез-следствий и вероятность подтверждения/опровержения главной гипотезы?

9. Прокомментируйте суть описательных и объяснительных гипотез.

10. В каких случаях возникает необходимость выдвижения вторичных гипотез?

11. Укажите основные характеристики поискового, описательного и аналитико-экспериментального плана исследования. Раскройте их содержание.

12. Какие разделяя отражаются в рабочем плане исследования?

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Читайте также: