Предварительное следствие как форма предварительного расследования кратко

Обновлено: 01.06.2024

1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

3. Дознание производится:

1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 128.1, 150 частью первой, 151 частью первой, 151.1, 153 - 157, 158 частью первой, 158.1, 159 частью первой, 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.5 частью первой, 159.6 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частью первой, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 171.4, 171.5, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 191.1 частями первой и второй, 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой, 200.2 частью первой, 200.3 частью первой, 203, 204.2, 207 частью первой, 213 частью первой, 214, 215.3 частью первой, 215.4 частью первой, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и седьмой, 223 частью четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 230.1 частями первой и второй, 230.2 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242 частями первой и второй, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частями первой и второй, 243.3 частью первой, 244, 245 частью первой, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 - 258, 258.1 частями первой и первой.1, 260 частью первой, 261 частями первой и второй, 262, 264.1, 264.2, 266 частью первой, 268 частью первой, 291.2, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 314.1, 315, 319, 322 частями первой и второй, 322.1 частью первой, 322.2, 322.3, 323 частью первой, 324, 325, 325.1 частью первой, 326, 327 частями первой - третьей и пятой, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора.

4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Комментарий к ст. 150 УПК РФ

1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. коммент. к ст. ст. 318 - 319).

2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151).

3. Предварительное следствие - это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Об исключениях см. коммент. к ч. 4 ст. 150. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7), прекращение дела, постановление оправдательного приговора, отмену обвинительного приговора (ст. 381). Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См. коммент. к ст. ст. 38 и 151.

4. О дознании см. коммент. к ст. 223.

Норма, предусмотренная п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК, конкурирует с нормами, предусмотренными п. п. 11 - 12 ч. 2 ст. 37. Из сопоставления этих норм следует вывод, что прокурор вправе дать письменное указание о производстве дознания по преступлениям небольшой или средней тяжести (не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150) только до того момента, как по ним началось предварительное следствие. Согласно ст. 37 УПК (п. п. 11 - 12 ч. 2) передача уголовного дела от органа следствия органу дознания невозможна. В связи с этим дача указания прокурором о производстве дознания на основании п. 2 ч. 3 ст. 150 возможна в двух случаях:

- в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);

- после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).

6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности см. коммент. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:

1) производство предварительного следствия обязательно по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 УПК), - следователями тех органов, к предметной подследственности которых относится данное деяние;

2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.

7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение.

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

    Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

    Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

      • в общих условиях предварительного расследования,
      • в единых способах собирания и проверки доказательств,
      • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
      • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

      И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

      Доказательства, полу­ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

      Поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про­водится по тем же правилам, что и предварительное следст­вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно­стей.

      Предварительное следствие считается основной формой расследования , так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га­рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль­шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред­варительного следствия и регулируется положениями отдельной гл. 22 УПК РФ. В свою очередь, дознание является уп­рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь­шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

      Отличия предварительного следст­вия от дознания:

      1) В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

      2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ­ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп­ления следов преступления, незамедлительного собирания до­казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так­же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

      3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

      4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем — обвиняемого. В зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

      5) В способе формирования позиции стороны обвинения для по­следующего судебного разбирательства. Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце­дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

      6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку­рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари­тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.


      В данной статье рассмотрено предварительное следствие и показано его ключевое место в системе расследовании преступлений.

      Ключевые слова: предварительное следствие, предварительное расследование, следователь, Российская Федерация, Уголовно-процессуальный Кодекс, следственная группа.

      Предварительное следствие является формой расследования преступлений, перечисленных в части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса (как правило, тяжких и особо тяжких). Основываясь на результатах расследования, возбуждается уголовное дело [2, с. 42].

      Предварительное следствие, осуществляется:

      1) Следователями Следственного комитета;

      2) Следователями органов федеральной службы безопасности;

      3) Следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

      После того как следователь принял дело к своему производству, он использует свои полномочия по расследованию преступлений и несет ответственность за его ход и исход.

      Следователь имеет право давать поручения и указания органам дознания о проведении розыскных и следственных действий, и требовать содействия от органов дознания в ходе расследования [3, с. 7]. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются обязательными для органов дознания [4, с. 100].

      Постановления следователя вынесенное в соответствии с законом, по уголовным делам, находящимся в его производстве, являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

      Следователь вправе задержать и допросить лицо, подозреваемое в совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 91 и 92 УПК РФ.

      Общие условия производства предварительного расследования: законность, основательность, полнота и объективность. Они являются правилами, установленные законом и обусловленные принципами уголовного судопроизводства, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткие сроки и с наименьшими затратами ресурсов. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод человека и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

      В ходе предварительного следствия период времени начинается со дня возбуждения уголовного дела и заканчивается днем направления его в прокуратуру с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня прекращения оформления уголовного дела.

      В ходе предварительного следствия время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным в Уголовно-процессуальном Кодексе, не входит.

      Срок предварительного следствия, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

      По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

      При необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

      Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия. На следователя закон возложил ряд обязанностей. Он обязан: возбудить уголовное дело, чтобы выбрать меру пресечения; выпустить постановление; прекратить уголовное преследование; при необходимости принять процессуальные решения. Следователь, а также лицо, производящее дознание, должны выявлять причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, принимать меры к их устранению. Если следователь не выполнил свои обязанности, суд обязан указать это в частном решении и, если для этого есть основания, будет поднимать вопрос об ответственности следователя в вышестоящий орган.

      В некоторых случаях, статья 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следователь обязан обеспечить участие защитника на предварительном следствии.

      Успех предварительного расследования зависит от его скорости и планомерности. Отсутствие планирования и медлительность, вызванная этим особенно опасны, поскольку они ведут к исчезновению следов события. Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает сроки для действий следователя.

      В Уголовно-процессуальном Кодексе в качестве основного времени для предварительного расследования, указан двух месячный срок. Практика показывает, что при правильно организованной и системной работе органов предварительного расследования, в большинстве случаев, достаточно для всестороннего и тщательного расследования обстоятельств дела. Однако, законом также закреплена возможность, при необходимости, продления сроков расследования [5, с. 41].

      Хотим обратить внимание, что, законодательство об уголовном судопроизводстве в России впервые определило и регламентировало проведение предварительного следствия несколькими следователями — предварительного следствия следственной группой. Предварительное расследование по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Создание следственных групп для производства предварительного следствия по сложным или масштабным уголовным делам является эффективной формой научной организации труда, основанных на интеграции процессуальной деятельности нескольких участников. Терминология, принятая законодателем, означает, что группа должна состоять именно из следователей. Оперативные работники не являются частью таких групп, хотя они могут быть использованы для оказания помощи следователям. Однако такая организация взаимодействия не означает создания единой группы, ибо следователи и оперативные работники выполняют различные функции: первые — процессуальные, а вторые — оперативно-розыскные [6, с. 4].

      Следственная группа — это не коллегиальный орган, который решает вопросы расследования большинством голосов, как в суде. Решение о проведении предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа.

      Следователи, которые являются членами следственной группы не теряют своей процессуальной самостоятельности и несут персональную ответственность за принятые решения и качество выполняемых действий.

      По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и не дожидаясь истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел [7, с. 67].

      Если это необходимо для проведения следственных и розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить осуществление этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не более десяти дней. Данные предварительного расследования могут быть обнародованы только с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, который они признают это возможным.

      Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, предварительное расследование, Российская Федерация, следователь, следственная группа, Уголовно-процессуальный Кодекс, следственный орган, орган дознания, дело, Следственный комитет.

      Понятие и основные функции предварительного следствия

      Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ – это главная форма досудебного расследования преступлений, которое производится специальными органами предварительного следствия.

      Предварительное следствие - это регламентированная УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее деятельность следователя, которая начинается с момента возбуждения уголовного дела, следователь принимает дело к производству и закрывает его составлением обвинительного заключения с направлением дела в суд для рассмотрения. В суде рассматриваются все факты, выявленные в процессе предварительного следствия, и принимаются решения применения, в случае необходимости, медицинского обследования принудительно, вынесение приговора, или постановления о прекращении уголовного дела.

      Судебное следствие, производимое в суде, является частью судебного разбирательства, которое осуществляется с целью исследования доказательств, обнаруженных в ходе предварительного следствия по уголовному делу.

      Основными полномочиями на производство определенных следственных действий или в целом предварительного следствия, наделено конкретное должностное лицо следственного отдела определенных специализированных структур и подразделений, главной целью которых является расследование преступлений.

      Должности следователей в этих подразделениях разделены по статусу:

      • старшие следователи;
      • следователи по особо важным делам;
      • старшие следователи по особо важным делам.

      Структура органов предварительного следствия - это аппараты прокуратуры для производства следствия, органов внутренних дел, ФСБ.

      Целостность системы органов расследования определяется и основана уголовно-процессуальным кодексом По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Уголовно - процессуальные акты подробнее , который служит руководством для работы следователя, инструментом для осуществления надзора прокурором и судебного контроля.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Основой работы органов предварительного следствия является расследование преступлений, которое заключается в полном и скорейшем раскрытии преступлений, и соответственно вынесением обвинения и привлечением к законной ответственности виновных в преступлении.

      Осуществление данной функции предполагает возможность посягательства на безопасность должностных лиц следственного аппарата, для обеспечения надлежащих условий в борьбе с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", определяет меры защиты жизни здоровья и имущества следователей государством, и близких им лиц.

      По делам, по которым не предусмотрено проведение обязательного предварительного следствия, существует возможность его проведения по решению суда или прокурора. Для производства процесса предварительного следствия существуют единые процессуальные правила, которые установлены уголовно-процессуальным законом. Этим правилом руководствуются все следователи, независимо от принадлежности, прокурор, принявший дело к своему производству, а также начальник следственного отдела.

      В обязанности следователя входит полное, всестороннее, и объективное исследование всех обстоятельств преступления. Любое решение следователя по делу должно основываться на выявленных доказательствах, оценивание и сопоставление фактов следователь производит только, опираясь на свое внутреннее убеждение, которое должно основываться на объективном всестороннем рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, опираясь на закон.

      Функции следователя в процессе предварительного расследования

      Для объективности предварительного следствия законом предусмотрены основания, при наличии которых следователь не имеет права принимать участие в расследовании дела. Правом рассматривать основание и выносить решение об отстранении обладает прокурор. При производстве предварительного расследования следователь обладает полномочиями самостоятельно принимать решения, однако существуют случаи, по которым законом предусмотрено получение санкции от прокурора. Только следователь несет ответственность за законное и своевременное проведение всех необходимых процессуальных действий.

      Предварительное следствие производится с помощью определенных процессуальных действий, которые включают в себя:

      • проведение следственных мероприятий;
      • меры процессуального принуждения;
      • вынесение обвинения;
      • разрешение к участию защитника и любого необходимого физического лица;
      • ознакомление всех участников с материалами законченного производства.

      Все распоряжения следователя, если они вынесены в соответствии с УК, обязательны для всех учреждений, должностных лиц и граждан. Полномочия следователя в отношении процесса независимы. Однако, если существует несогласие с решением прокурора о привлечении, какого-либо лица в качестве обвиняемого или о квалификации преступления следователь имеет право передать дело вышестоящему прокурору. В таком случае дело либо передаёт прокурор другому следователю или отменяет указание нижестоящего прокурора.

      Следователь должен приступить к предварительному расследованию после следственных действий органами. Однако по делам, где предварительное следствие обязательно, он вправе приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения своих обязательств органами дознания. В случае необходимости следователь имеет право давать поручения и указания органам дознания.

      Сроки производства предварительного следствия

      Максимальный срок проведения предварительного расследования по уголовным делам – два месяца. Материалы дела, направленные прокурору, должны сопровождаться постановлением о передаче дела в суд и обвинительным заключением.

      Продление срока следствия может производиться вышестоящим прокурором, который может продлить его до 3 месяцев. По особо сложным делам прокурор субъекта РФ, прокурор военного округа, и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия до 12 месяцев.

      При необходимости продления срока предварительного расследования следователь обязан предварительно составить мотивированный запрос прокурору. Предварительное следствие - это особая форма расследования, которая проводится по большинству уголовных дел.

      Читайте также: