Представители какой категории составляют большинство в составе управляющего совета в школе ответ

Обновлено: 05.07.2024

1.1. Членом Совета может быть избрано лицо, достигшее совершеннолетия. Исключение составляет представители несовершеннолетних обучающихся (третьей ступени общего образования).
Не могут быть членами Совета лица, которым педагогическая деятельность запрещена по медицинским показаниям, а также лица, лишенные родительских прав; лица, которым судебным решением запрещено заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми; лица, признанные по суду недееспособными; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и Уголовным кодексом РСФСР.
Также не могут избираться членами Совета работники вышестоящего ранга управления по отношению к данному общеобразовательному учреждению, за исключением случаев назначения представителя учредителя.

1.2. Выборы членов Совета (а равно замещение вакантных мест в случае досрочного выбытия члена Совета) проводится во всех случаях равным голосованием. Члены Совета избираются лишь при их согласии быть избранными в состав Совета.
В выборах имеют право участвовать работники общеобразовательного учреждения согласно списочному составу (включая совместителей), родители (законные представители) обучающихся в учреждении лиц вне зависимости от возраста обучающихся согласно списочному составу.

1.3. Во всех случаях выбытия из состава Совета его члена выборы нового члена Совета взамен выбывшего проводятся в общем порядке и с соблюдением установленных сроков.

2. Организация выборов в управляющий совет общеобразовательного государственного (муниципального) учреждения

2.1. Для проведения выборов в Совет создается избирательная комиссия. В состав избирательной комиссии назначаются представители учредителя и избираются представители участников образовательного процесса общеобразовательного учреждения (работники школы, родители, учащиеся). Приказом руководителя общеобразовательного учреждения утверждается состав избирательной комиссии, и назначаются сроки выборов.
Избирательная комиссия:
а) избирает из своего состава председателя и секретаря;
б) назначает срок регистрации кандидатов от различных категорий избираемых членов Совета;
в) регистрирует кандидатов;
г) вывешивает списки для ознакомления избирателей;
д) рассматривает поданные отводы и в случае их обоснованности лишает кандидатов регистрации;
е) проводит соответствующие конференции, подводит итоги выборов членов Совета;
ж) в недельный срок после проведения выборной конференции принимает и рассматривает жалобы о нарушении процедуры проведения выборов и принимает по ним решения;
з) составляет список избранных членов Совета и направляет его руководителю общеобразовательного учреждения.
По окончании полномочий ранее избранного Совета выборы в новый Совет назначаются за три месяца до этой даты и проводятся в течение последующих десяти дней после окончания полномочий прежнего Совета.
В создаваемом и реорганизуемом государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении выборы членов Совета проводятся по окончании первого учебного года.

2.2. Выборы Совета назначаются на субботу или воскресенье, либо на время после окончания занятий в общеобразовательном учреждении.
О месте и времени проведения выборов извещаются все лица, имеющие право участия в выборах, не позднее, чем за неделю до дня голосования. При этом должно быть получено подтверждение того, что информация была получена (личная подпись одного из родителей (законных представителей)).
Для обеспечения более полного участия в выборах выборы проводятся разновременно для разных категорий представителей Совета, однако все избирательные конференции (собрания) организуются и проводятся в течение 10 дней.

2.3. За подготовку и проведение выборов в Совет, в том числе извещение участников выборов и регистрацию кандидатов, отвечает избирательная комиссия, которая при обязательном содействии администрации общеобразовательного учреждения обеспечивает изготовление необходимых бюллетеней, обеспечивает контроль за участвующими в выборах (при необходимости проверяет документы, удостоверяющие личность, сверяет со списочным составом обучающихся и/или работников учреждения и др.)

2.4. Выборы в каждой из категорий представителей Совета считаются состоявшимися при условии, если на собрании за предлагаемого кандидата проголосовало относительное большинство участников выборов при кворуме не менее 2/3 списочного состава работников и обучающихся на третьей ступени согласно списочному составу и 50% родителей (законных представителей).

2.5. Участники выборов вправе с момента объявления выборов и до дня, предшествующего их проведению, законными методами проводить агитацию, то есть побуждать или действовать с целью побудить других участников к участию в выборах или к голосованию "за" или "против" определенных кандидатов.
Подготовка и проведение всех мероприятий, связанных с выборами, должны осуществляться открыто и гласно.

3. Выборы в Совет представителей родителей (законных представителей) обучающихся

3.1. Участие в выборах родителей является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на родителей с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3.2. В выборах участвуют родители (законные представители) обучающихся всех ступеней общего образования, зачисленных на момент проведения выборов в данное общеобразовательное учреждение. В выборах Совета участвуют на равных правах родители (законные представители) детей школьного возраста (если они обучаются в школе).

3.3. Выборы проводятся в два этапа:
I этап - на родительских собраниях выдвигается один кандидат (возможно
самовыдвижение) в состав Управляющего совета от класса;
II этап - проводится общая конференция родителей по ступеням: 1-4 классы, 5-11 классы, отдельно проводится голосование родителей учащихся спортивных классов.
Каждая семья имеет один голос на выборах независимо от того, какое количество детей данной семьи обучается или воспитывается в данном учреждении. Таким образом, три кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, становятся членами Управляющего совета: 1 - от родителей учащихся 1-4 классов, 1 - от родителей учащихся среднего и старшего звена, 1 - от родителей учащихся ЦДО (Академия К и С).
Волеизъявление семьи может быть выражено одним из родителей, при этом согласие второго презюмируется (предполагается). В случае если родителям обучающегося, лично участвующим в выборах, не удается прийти к единому мнению, голос семьи разделяется, и каждый из родителей участвует в голосовании ? голоса.

4. Выборы членов Совета - представителей обучающихся третьей ступени

4.1. От обучающихся третьей ступени (10 - 11 класс) в состав Совета избираются два представителя от параллели третьей ступени общего образования.
Участие обучающихся в выборах является свободным и добровольным из числа учащихся 8 - 11 классов. Никто не вправе оказывать воздействие на обучающегося с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Члены Совета - обучающиеся избираются только с их согласия быть избранными в состав Совета.
Выдвижение кандидатов в Управляющий совет может производиться классными коллективами, Советом старшеклассников, самовыдвижением.

4.2. Члены Совета из числа обучающихся третьей ступени общего образования избираются конференцией обучающихся соответствующих классов третьей ступени общего образования общеобразовательного учреждения.

4.3. Выборы проводятся тайным голосованием обучающихся. Конференция различных параллелей проводится независимо друг от друга. Избранным от параллели третьей ступени считается кандидат, набравший простое большинство голосов при кворуме не менее 2/3 присутствующих на собрании обучающихся.
Обучающиеся должны быть проинформированы о результатах выборов в недельный срок с момента проведения выборов.

4.4. Члены Совета от обучающихся не обязаны выходить из состава Совета в периоды временного непосещения школы, однако вправе сделать это. В случае если период временного отсутствия члена Совета - обучающегося в школе превышает полгода, а также в случае выбытия из состава обучающихся, член Совета - обучающийся выводится из состава Совета постановлением Совета.

5. Выборы в Совет представителей трудового коллектива общеобразовательного учреждения

5.1. Выдвижение кандидатов в Управляющий совет от представителей трудового коллектива проводится на общем собрании данного коллектива. Члены Совета из числа работников избираются на основании результатов голосования работников данного общеобразовательного учреждения.

5.2. Выборы считаются состоявшимися, если за кандидата проголосовало простое большинство присутствующих при кворуме 2/3 списочного состава на собрании.

6. Оформление результатов выборов

6.1. Проведение всех выборочных собраний, избирательных кампаний, конференции оформляется протоколами.

6.2. Контроль за соблюдением требований законодательства и установленных настоящим Положением правил избрания Совета осуществляет избирательная комиссия.

6.3. В случае выявления нарушений в ходе проведения собрания (конференции) в период до формирования Совета эти собрания (конференции) по представлению избирательной комиссии и выборы объявляются несостоявшимися и недействительными. Соответствующий локальный акт издает директор школы. При этом указанные собрание (конференция) проводятся заново.
В случае выявления после проведения выборов в Совет нарушений, допущенных в период проведения выборов, результаты выборов объявляются недействительными по представлению избирательной комиссии, а Совет распускается приказом органа управления образованием. При этом назначаются новые выборы Совета.

7. Дисквалификация (исключение) члена Совета

7.1. Член Совета выводится из состава решением Совета в следующих случаях:

  • пропуск более двух заседаний Совета без уважительной причины;
  • при выявлении или наличии обстоятельств, препятствующих участию в работе Совета, предусмотренных в абз. 2 пп. 1.1 настоящего Положения"
  • по его желанию, выраженному в письменной форме;
  • при отзыве представителя учредителя;
  • при увольнении с работы руководителя общеобразовательного учреждения, представителя органа управления образованием или работника данного общеобразовательного учреждения, являющегося членом Совета;
  • в случае совершения аморального поступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающихся.

7.2. Решение о выводе из состава Совета принимается Советом. При этом Совет принимает меры для замещения выбывшего члена Совета в порядке, предусмотренном настоящим Положением (довыборы) и Положением о кооптации членов Совета.

8. Разрешение споров по вопросам проведения выборов

Споры, возникающие в связи с проведением выборов, разрешаются путем подачи заявления (жалобы) в суд в порядке, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В тесте проверяются знания по трем органам управления и самоуправления: Наблюдателыный совет,Управленческий совет, Педагогический совет. К тесту прилагается ключ.

ВложениеРазмер
test_po_upravl._pedagog_nablyud_sovetam.docx 17.77 КБ

Предварительный просмотр:

1. Состав, порядок формирования, полномочия управляющего совета устанавливаются:

1) Решением учредителя

2) Уставом образовательной организации

3) Приказом Директора

4) Порядком Управляющего Совета

2. Состав лиц для кооптации в управляющий совет определяется:

  1. Решением директора
  2. Распоряжением учредителя
  3. Решением УС
  4. Решением представителя учредителя
  1. Директор школы
  2. Родитель
  3. Кооптированный член
  4. Работники образовательной организации
  1. Согласование образовательной программы школы
  2. Согласование индивидуального плана профессионального развития учителя
  3. Согласование профилей обучения
  4. Вопросы текущего руководства

5. Досрочно распустить УС имеет право

  1. Директор
  2. Педагогический совет
  3. Учредитель
  4. Избранные в УС родители

6. Заседания Управляющего совета рекомендуется проводить

2) по требованию представителя учредителя в совете

3) по требованию представителя родителей

4) по установленному в указе обязательному количеству заседаний в году или по мере необходимости.

7. Что собой представляют такие органы управления, как Управляющий совет и Педагогический совет?

1) Управляющий совет и Педагогический совет – это органы самоуправления образовательной организацией;

2) Управляющий совет и Педагогический совет – это коллегиальные органы управления образовательной организацией;

3) Управляющий совет – это орган самоуправления, а Педагогический совет – коллегиальный орган управления образовательной организацией;

4) Управляющий совет – это коллегиальный орган управления, а Педагогический совет – это орган самоуправления образовательной организацией.

8.Представители какой категории составляют большинство в составе управляющего

совета образовательной организации?

1) Работники учреждения

2) Родители (законные представители) воспитанников

3) Представители учредителя

4) социальные и частные партнеры образовательной организации

9.Кто из указанных лиц может быть избран председателем управляющего совета

1) Родители обучающихся либо из кооптированных членов управляющего совета

2) Руководитель ОУ

3) Представитель учредителя в Совете

4) Работники образовательной организации

10.Возможно ли наличие в автономном ОУ, кроме обязательного наблюдательного

совета, также Управляющий совет?

1) Нет, в автономном учреждении может быть только наблюдательный совет

2) Да, учреждение имеет право по своему усмотрению разграничить в уставе полномочия

между этими советами

3) Да, при этом нельзя предусмотреть уставом передачу всех полномочий

обеспечивает открытость и доступность следующих сведений путем размещения на

официальном сайте (указать лишнее):

1) О поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам

2) О персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и

3) О результатах участия ОУ в конкурсах

4) Устав образовательной организации, в которой ,в том числе, указан порядок образования и функционирования управляющего совета.

13. Что не относится к коллегиальным органам управления в образовательной организации

1) Совет родителей, профсоюз

2) Управленческий совет Общее собрание работников и обучающихся; попечительский совет;

3) Наблюдательный совет

4) Педагогический совет

14. С помощью каких процедур формируют Управляющий совет образовательной организации?

3) Выборов, назначения, кооптации

1. Развития образовательной организации;

2. Утверждение отчетов руководителя о деятельности учреждения

3. Материально-технического обеспечения;

4. Финансово-хозяйственной деятельности

16. В состав Наблюдательного совета входят:

1) Представители работников учреждения,

2) Родители обучающихся, воспитанников

3) Обучающиеся старших классов

4) Все три вида представителей

17. Какими полномочиями не наделен Наблюдательный совет:

1) Утверждение отчетов руководителя о деятельности учреждения

2) Контроль за деятельностью руководителя учреждения по распоряжению финансами и имуществом

3) Разработка образовательной политики, стратегии и программы

4) Материально-техническое обеспечение

Управляющие советы являются дальнейшим развитием форм государственно-общественного управления школой. Управляющие советы появились у нас сравнительно недавно, начиная с 2004г., по инициативе минобрнауки РФ сначала в рамках пилотного проекта в 6 регионах. К концу 2006 г. их уже было создано около 200, а на конец 2009 г. в этих регионах они действовали уже в 98,5% школ. Предполагалось, что в 2012 г. управляющие советы должны быть организованы во всех российских школах. Как правило, создание управляющих советов в регионе оформляется на законодательном уровне (закон, постановление) о дальнейшем развитии государственно-общественного управления образованием.

Прообразы нынешних управляющих школьных советов – попечительские советы действовали в России уже в 19 веке и имели весьма широкие полномочия, например, возможность назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств. В основу же модели управляющих школьных советов, рекомендованной минобразованием РФ нашим школам, взята модель управляющих школьных советов Великобритании.

Управляющий совет — что это?

Управляющий совет школы (далее УС) — это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, т.е. в управлении участвуют не только представители официальной власти (учредителя, управления образования, местной администрации, администрации школы), но и представители общественности, родители. Полномочия УС определяются Уставом школы.

В отличие от органов внутришкольного самоуправления учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой и поэтому представляет и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса.

Управляющий совет существует в основном для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом.
Задача школьных управляющих — коллегиально выработать в ясной и понятной форме цели, ради которых должна работать школа.

Состав УС

В УС в определенном соотношении входят: работники ОУ (не только учителя), родители, ученики и другие представители общественности, директор ОУ, представитель Учредителя. Количество членов УС устанавливается уставом ОУ.

Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации:

избираются — представители от родителей (законных представителей) обучающихся, от работников ОУ, от обучающихся 10-11 классов;

Руководство УС: председатель, заместители председателя и секретарь. Представитель Учредителя, обучающиеся, руководитель и работники школы не могут быть избраны председателем.

Заседания УС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца по графику. Председатель может созвать внеочередное заседание на основании поступивших к нему заявлений (от членов Совета, Учредителя, директора Учреждения).

Члены УС работают на общественных началах. ОУ вправе компенсировать его членам понесенные расходы, включая затраты рабочего времени, непосредственно связанные с участием в работе УС, исключительно из средств, полученных ОУ за счет уставной приносящей доходы деятельности либо из иных внебюджетных источников. Указанная компенсация должна быть предусмотрена в смете внебюджетных расходов.

Комиссии УС

Для реализации своих функций, подготовки материалов к заседаниям, выработки проектов решений УС могут создаваться постоянные (финансово-экономическая, учебная, правовая, организационная и др.) и временные комиссии. УС определяет структуру, количество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа членов УС их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых УС сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии.

Чем занимается УС

Вопросами функционирования ОУ:

  • принимает устав ОУ, изменения и дополнения к нему;
  • принимает в пределах своей компетенции локальные акты ОУ;
  • устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе определяет время начала и окончания занятий, продолжительность учебной недели — пятидневная или шестидневная;
  • принимает решение о введении (отмене) школьной формы;
  • осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в ОУ;
  • ежегодно представляет Учредителю и общественности информацию (публичный доклад) о состоянии дел в ОУ;
  • рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОУ;
  • ходатайствует о поощрении и награждении работников ОУ;
  • принимает решение по предоставлению обучающимся льгот в бесплатном питании, в обеспечении путёвками в оздоровительные лагеря и др.

Вопросами организации образовательного процесса :

  • школьный компонент учебного плана образовательного учреждения;
  • профили обучения в старшей школе;
  • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
  • перечень платных образовательных услуг;
  • перечень видов приносящей доход деятельности;
  • программу (стратегию) развития ОУ.

Вопросами финансово-хозяйственной деятельности :

  • согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
  • утверждает систему оплаты труда работников ОУ, в т.ч. систему стимулирующих выплат;
  • согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования;
  • утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования;
  • согласует сдачу в аренду ОУ закрепленных за ней объектов собственности;
  • заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и Учредителю.

УС может помочь ОУ

  • уточнить цели школы через формирование муниципального задания;
  • улучшить условия школьной жизни;
  • улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс через гражданскую экспертизу образовательных, воспитательных программ;
  • определить пути развития школы и найти ресурсы и средства для этого развития;
  • увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.

Права УС

  • вносить Учредителю предложения о поощрении работников и директора ОУ;
  • вносить администрации ОУ предложения о поощрении его работников;
  • при наличии оснований ходатайствовать перед руководителем ОУ о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа его административного персонала;
  • при наличии оснований ходатайствовать перед Учредителем о расторжении трудового договора с руководителем ОУ.

Член УС имеет право :

  • принимать участие в обсуждении и принятии решений, выражать в письменной форме свое особое мнение;
  • инициировать проведение заседания УС по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; требовать от администрации ОУ предоставления всей необходимой информации по вопросам, относящимся к компетенции УС;
  • присутствовать на заседании педагогического совета с правом совещательного голоса;
  • представлять ОУ в других организациях в рамках компетенции УС на основании доверенности, выдаваемой УС;
  • досрочно выйти из состава УС по письменному уведомлению председателя;
  • каждый член УС обладает одним голосом.

Ответственность

УС несет ответственность перед Учредителем и участниками образовательного процесса за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.

Директор ОУ вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения УС в установленные сроки.

Учредитель вправе распустить УС, если он не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ.

В случае возникновения конфликта между УС и директором ОУ, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.

Член УС обязан принимать участие в работе УС, действовать при этом исходя из принципов добросовестности и здравомыслия. Член УС, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению УС.

Администрации ОУ обязана оказывать организационно-техническое обеспечение заседаний УС, осуществлять подготовку бухгалтерских, педагогических, справочных и других материалов к заседаниям УС.

Как действовать

Если вы член Управляющего совета, то в рамках предоставленных прав и полномочий.

Если вы рядовой родитель школьника, то можете обратиться к председателю, заместителю председателя или любому члену УС по интересующему вас вопросу в устной или письменной форме.

Если данный ответ не устраивает вас, то по цепочке: ассоциация управляющих школьных советов, Учредитель, органы исполнительной, законодательной власти, прокуратура, суд.

Информация к размышлению.

В разных странах созданы различные модели управляющих школьных советов. Например, есть школьные управляющие советы, состоящие как из неоплачиваемых добровольцев, так и с привлечением профессиональных менеджеров, получающих зарплату; координируемые как общественными национальными советами (или ассоциациями управляющих), так и региональными (муниципальными) органами управления образованием (или органами местного управления).

Полномочия советов также сильно разнятся: есть УС с совещательной функцией, помогающие директору школы (Голландия, Норвегия, Бельгия, Австрия, Шотландия, Германия); УС с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы (Греция, Франция, Италия, Дания, Испания, Португалия); УС с полномочиями школьного управления (Ирландия, Швеция, Финляндия, Англия, Уэльс, Северная Ирландия). В английской модели (прототип российских УС) Управляющий совет закреплен законодательно. Он отвечает за качество обучения в школе, выполнение стандартов и результат обучения, имеет полномочия назначать и снимать директора, определяют им зарплату.

У нас, в тех школах, где управляющие советы уже действуют на протяжении нескольких лет, завершился процесс их адаптации и начали появляться первые положительные результаты деятельности. Здесь совместными усилиями были решены важные вопросы с транспортными проблемами, были построены (отремонтированы) бассейны, организованы кружки и секции, укомплектованы компьютерные классы. Управляющие советы смогли оказать влияние на бюджетное финансирование школ, создание более комфортных условий обучения детей и работы преподавателей.

Родители во многих случаях способны предложить очень правильные решения сложных вопросов, ведь они доверяют школе самое ценное, что у них есть, своих детей. В других случаях, когда родители не могут уделять своим детям достаточного внимания, непосредственное участие их в жизни школы позволило им лучше понять детей и проводить с ними больше времени. Каждому ребенку важно то, что родители интересуются его жизнью и им не безразличны его успехи.

При подготовке использованы материалы сайтов минобрнауки РФ, образовательных учреждений, органов управления образованием г.Москвы и др.

Численно Управляющий совет не должен быть очень маленьким или очень большим он должен быть работоспособным, выполнять поставленные перед ним управленческие задачи. Количество членов Управляющего совета устанавливается еще и с учетом количества избранных, назначенных и кооптируемых членов, а также с учетом соблюдения определенного соотношения между различными категориями членов Управляющего совета.

От учащихся старшей ступени обучения избираются два - четыре учащихся; по одному-два учащемуся от каждой параллели 10-х или 11-х 6 классов.

Количество членов Управляющего совета из числа родителей не должно быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Управляющего совета.

Из числа работников школы - не более одной четверти общего числа членов Управляющего совета.

· директор - 1 (входит в Управляющий совет по должности обязательно);

· представитель учредителя - 1 (назначается учредителем);

· от старшеклассников - 2 (избираются учащимися школы);

· от родителей - 3 или 4 (избираются родителями);

· от работников школы, учителей - 1 или 2 (избираются работниками школы);

· кооптируемых членов - от 1 до 3.

Другой пример: большая школа (около 1000 и более учащихся). Предположим, состав Управляющего совета - 21 школьный управляющий:

· директор - 1 (входит в Управляющий совет по должности обязательно);

· представитель учредителя - 1 (назначается учредителем);

· от старшеклассников - 2 (избираются учащимися школы); - от родителей - 8;

· от работников школы - 5 (в том числе 3-4 учителя);

· кооптируемых членов - 4.

В каждом конкретном случае расчет числа школьных управляющих от каждой

группы избираемых желательно вести, опираясь на рассмотренные примеры и рекомендации. Увеличение числа представителей от каждой целевой группы избирателей не должно ущемлять интересы другой, и, конечно же, общее количество школьных управляющих должно быть оптимальным для каждой школы. Требование соблюдения квот для избираемых школьных управляющих вытекает из необходимости гарантировать представление в Управляющем совет

Однако здесь, как и в других разделах данной книги, речь идет не об обязательных нормах, но лишь о примерах и рекомендациях. Есть случаи, когда небольшая школа на 300 учеников имеет работоспособный Управляющий совет из 21 человека, а в школе на 1500 учеников хорошо работает Управляющий совет из 11 школьных управляющих.

Выводы

1. Управляющий совет осуществляет стратегическое управление школой.

2. Создание и деятельность Управляющего совета в основном определены уставом школы, более подробная регламентация деятельности Управляющего совета должна быть в школьном Положении "Об Управляющем совете".




3. Осваивать управленческие полномочия Управляющий совет должен постепенно.

4. Количественный состав Управляющего совета может быть неодинаковым в различных школах, но количественное соотношение представителей разных групп участников образовательного процесса не должно давать постоянного и решающего преимущества ни одной из групп.

Численно Управляющий совет не должен быть очень маленьким или очень большим он должен быть работоспособным, выполнять поставленные перед ним управленческие задачи. Количество членов Управляющего совета устанавливается еще и с учетом количества избранных, назначенных и кооптируемых членов, а также с учетом соблюдения определенного соотношения между различными категориями членов Управляющего совета.

От учащихся старшей ступени обучения избираются два - четыре учащихся; по одному-два учащемуся от каждой параллели 10-х или 11-х 6 классов.

Количество членов Управляющего совета из числа родителей не должно быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Управляющего совета.

Из числа работников школы - не более одной четверти общего числа членов Управляющего совета.

· директор - 1 (входит в Управляющий совет по должности обязательно);

· представитель учредителя - 1 (назначается учредителем);

· от старшеклассников - 2 (избираются учащимися школы);

· от родителей - 3 или 4 (избираются родителями);

· от работников школы, учителей - 1 или 2 (избираются работниками школы);

· кооптируемых членов - от 1 до 3.

Другой пример: большая школа (около 1000 и более учащихся). Предположим, состав Управляющего совета - 21 школьный управляющий:

· директор - 1 (входит в Управляющий совет по должности обязательно);

· представитель учредителя - 1 (назначается учредителем);

· от старшеклассников - 2 (избираются учащимися школы); - от родителей - 8;

· от работников школы - 5 (в том числе 3-4 учителя);

· кооптируемых членов - 4.

В каждом конкретном случае расчет числа школьных управляющих от каждой

группы избираемых желательно вести, опираясь на рассмотренные примеры и рекомендации. Увеличение числа представителей от каждой целевой группы избирателей не должно ущемлять интересы другой, и, конечно же, общее количество школьных управляющих должно быть оптимальным для каждой школы. Требование соблюдения квот для избираемых школьных управляющих вытекает из необходимости гарантировать представление в Управляющем совет

Управляющий совет — это коллегиальный орган госудраственно-общественного управления образовательной организации. В его состав входят руководитель образовательной организации, представитель учредителя, педагоги, родители, обучающиеся и представители местного сообщества.

В состав управляющего совета, как правило, входят около пятнадцати человек, включая директора школы и представителя учредителя, то есть работника департамента образования, либо структур при Департаменте. Он имеет право наложить вето на то или иное решение управляющего совета и даже его распустить. Однако, по словам Людмилы Мясниковой, пока таких прецедентов не было.

Кандидатуры учеников в управляющий совет выдвигает школьный совет, педагогов выбирают сами учителя, а родителей выбирают на общих собраниях — как правило, это наиболее активные граждане, представляющие младшую, среднюю и старшую школы.

Сегодня большинство образовательных организаций проводят онлайн-трансляции заседаний управляющих советов, так что возможность быть в курсе событий, есть у всех желающих, добавляет Людмила Мясникова.

В компетенцию управляющего совета входит защита прав педагогического состава. В частности, вопросы, связанные с зарплатой учителей: утверждение ставок и грантовых выплат.

Каждый управляющий совет может пройти добровольную аккредитацию в департаменте образования Москвы, что существенно расширит его полномочия, вплоть до возможности снять с должности директора.

Как видно, полномочия управляющих советов гораздо шире, чем у родительских советов. Они позволяют всем участникам образовательного процесса на это самый процесс влиять.

Так, на заседаниях управляющего совета принимается программа развития школы, правила внутреннего распорядка, режим занятий, все важные локальные акты, затрагивающие права обучающихся.

Таким образом, сегодня в Москве сложилась и функционирует реальная система госудраственно-общественного управления образовательными организациями и контроля за их работой. В конечном счете, деятельность управляющих советов приводит к повышению качества образования и доверия к школе, а значит и к созданию средствами образования условий для жизненной и профессиональной успешности москвичей.

Читайте также: