Предпосылки образования психологии как науки кратко

Обновлено: 02.07.2024

ПСИХИКА - это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

психология как наука о душе

психология как наука о сознании

психология как наука о поведении

психология как наука,

современная психологическая наука

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция- самонаблюдение).

Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века. Это связано с открытием в 1879 г первой в мире лаборатории экспериментальной психологии немецким ученым (психолог, физиолог, философ) Вильгельмом Вундтом (1832 - 1920) в г. Лейпциге (Германия).

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Бывают:

Познавательные

Эмоционально-волевые

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯэто психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

-активность -уныние -усталость -раздражительность

-пассивность -бодрость -апатия -рассеянность

-устойчивый интерес -убежденность -угнетенность -творческий подъем и др.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

· Коммуникативная деятельность (общение)

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

Функции психики

1. Отражение человеком своего места в окружающем мире

- обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

- с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2. Регуляция поведения и деятельности

- с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

- человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3. Отражение воздействий окружающей действительности

- это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

- происходит с помощью познавательных психических процессов.

- зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

- оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

- носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

Задачи психологии

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Биология - раскрытие биологических закономерностей протекания психической деятельности, изучение физико-биологических процессов, которые сопровождают проявления психики.

Физиология - связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС, раскрытие нервных механизмов психической деятельности.

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика - сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология - область психологической науки, изучающая природу и общие законы психики человека, разрабатывающая основные понятия этой науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Глубинная психология - психология, особо важную роль отводящая бессознательному в человеке.

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая и объясняющая индивидуальные различия людей.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Патопсихология - область исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.

Психология спорта - область, где знания психологии используются для подготовки спортсменов.

Психология управления - отрасль психологической науки, в которой изучаются психологические аспекты управления различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

ВЫВОД: таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики и находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Психология - сложная для изучения настолько, насколько сложен для исследования ее предмет — психика и поведение человека. Поэтому неудивительно, что становление этой дисциплины шло извилистыми путями в поисках истин и заблуждений, прежде чем она стала тем, чем является на сегодняшний день.

Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете. Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии, в стенах которого проходили обучение многие выдающиеся мировые психологи, включая российских ученых В. М. Бехтерева, Г. И. Челпанова, Н. Н. Ланге. В этот же период Вундт основал первый психологический журнал и провел в Париже в 1889 году первый международный психологический конгресс с учреждением научного психологического сообщества.

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта. За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования. Из них, как из кирпичиков, формировалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другим последователем Вундта, немецким психологом и философом Освальдом Кюльпе (1862-1915), была основана Вюрцбургская школа. Эта школа развивала интроспективный метод, который отличался от методов Вундта и Титченера. Они одновременно рассматривали собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержательной стороной данного опыта. Систематическая же интроспекция Кюльпе обладала больше ретроспективным характером, ведь испытуемые решали предложенную задачу, впоследствии подробно описывая ход психических процессов при ее решении. Здесь основной объект исследования представлял собой процесс мышления, а не его результат.

Развитие различных направлений психологии

На конец XIX века становится очевидно, что метод интроспекции имеет ограничения, при этом круг психических явлений нельзя рассматривать только с позиции феноменов сознания.

Интенсивная эволюция экспериментальной психологии в начале прошлого века способствовала расширению круга исследуемых аспектов, что сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода в ходе объяснения душевной жизни индивида. Произошло и изменение и самого представления о сознании, оно больше не рассматривалось в качестве замкнутого в себе внутреннего мира, который доступен познанию только самого субъекта.

Становление предмета психологии характеризовалось тем, что появилась потребность принципиально пересмотреть на него взгляды. Это проявилось в появлении нескольких конкурирующих концепций, отстаивающих свои позиции на то, чем должна заниматься психология.

Учение Фрейда

Фрейдом были определены 3 формы проявления бессознательного: сны, ошибочные действия (описка, оговорка и др.) и невротический симптом. Исходя из этого, он разработал оригинальные методы, позволяющие получить исходный материал о содержании глубинных структур психики индивида. Они включали анализ снов, свободные ассоциации, анализ описок, оговорок, забывания. Интерпретация данного материала и представляет собой суть метода психоанализа.

Метод нашел широкое применение во всем мире, его приверженцами стали не только психологи, но и представители других областей науки и культуры. Степень плодотворности концепции Фрейда проявилась еще и в том, что его учениками, соратниками и последователями были сформированы свои оригинальные концепции и направления исследования (аналитическое направление К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера).

Учение бихевиористов и гештальт терапия

Бихевиористы отказываются рассматривать субъективный мир человека как предмет психологии. Таким они предлагали считать поведение человека и животного, относя к данной категории все объективно наблюдаемые реакции организма на внешнее воздействие. В соответствии с концепцией бихевиористов, задача психологии заключается в выявлении закономерностей и связей стимулов и реакций, а цель состоит в предсказании поведения субъекта и управлении им. Бихевиористы отказываются от метода интроспекции, заменяя его объективным наблюдением и экспериментом. Важнейшей темой экспериментального исследования становится проблема научения и выработка навыков. Это определило возможность сбора фактов, подверженных тщательной статистической обработке. Тем не менее, основная масса экспериментов проводилась на животных (белых крысах), а закономерности и законы, полученные в результате исследований, легко переносились на поведение людей.

До 60-х гг. XX в. данное направление, наряду со сменившим его необихевиоризмом, господствовали среди концепций американской психологии. Они повлияли на развитие психотерапии, социальной психологии, методов обучения, психологии рекламы и др. Вместе с этим механицизм бихевиоризма и игнорирование им сознания вызывают жесткую критику последователей других теоретических направлений.

Выводом лекции является то, что в начале 20 века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих, порой несовместимых и несопоставимых направлений, включая психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, динамическую психологию К. Левина, генетическую психологию Ж. Пиаже и др. Нельзя было говорить о существовании единой науки, присутствовали различные концепции, обладающие собственным предметом исследования, методами и принципами. Такую уникальную ситуацию назвали открытым кризисом психологии, положительное содержание которого состояло в активной работе в области создания психологической теории, способной ответить на запросы интенсивного социально-экономического развития общества.

Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от материального мира душа идеальна. Познание – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Объективный мир – лишь повод, а не объект познания.

Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических исследований. Аристотель, величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями, поступками.

Период Средних веков не способствовал развитию психологических знаний. В философии господствовало идеалистическое учение о душе как независимой от тела нематериальной сущности. Религия запрещала изучение человека. Лишь в наблюдениях некоторых философов и врачей были получены факты, несколько продвигающие знание об отдельных психических явлениях. В эпоху Возрождения философами был написан ряд трудов, где на основании самонаблюдения описывалась психическая жизнь человека, его поведение, делались выводы о причинной зависимости одних явлений от других.

Разработка методологических предпосылок возникновения психологии. Начиная с XV в. философами формулируются методологические предпосылки понимания психики, которые явились основой становления психологии как самостоятельной науки. Рассмотрим различные подходы к изучению психики, заложенные в трудах выдающихся философов.

Р. Декарт (1596–1650) наметил различные подходы к психике животных и человека. Согласно его взглядам животные не обладают душой, а их поведение – ответ на внешнее воздействие. Иначе говоря, психика животного строго детерминирована (определена) внешними условиями. Человек, по Декарту, в отличие от животных обладает сознанием.

Зарождение и развитие греха

Зарождение и развитие греха Человек в гневе открывает рот и закрывает глаза и уши. Катон Рустем Галимзянов выделяет несколько фаз развития гнева и советует отслеживать их, чтобы вовремя подавить первые импульсы злости на другого человека. Он пишет: «Трудно уловить

Зарождение и развитие греха

Зарождение и развитие греха Подарите ему весь мир, и он потребует еще оберточную бумагу. Жюльен де Фалкенаре Иоанн Кассиан Римлянин в седьмой книге своих сочинений так описывает зарождение и развитие греха сребролюбия в приложении к человеку, который вроде бы решил

Зарождение и развитие греха

Зарождение и развитие греха На душе моей гадостно, И живу я безрадостно. Владимир Высоцкий Французский психолог П. Жане пишет, что когда человек впадает в уныние (или как он говорит – меланхолию), для него все люди и все окружающее теряют все свои приятные качества и все

6.1 Статус психологии как естественной Науки

6.1 Статус психологии как естественной Науки Сейчас, когда психология присутствует во всех сферах человеческой жизни, существование такой науки ни у кого не вызывает удивления. Однако в прошлом психологам пришлось потратить много усилий, чтобы придать своей дисциплине

1.2. Зарождение дифференциальной психологии как науки

1.2. Зарождение дифференциальной психологии как науки Основателем дифференциально-психофизиологического направления как самостоятельной научной дисциплины считается Уильям Штерн. В 1900 г. он выпустил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к

5. Зарождение и становление клинической психологии

5. Зарождение и становление клинической психологии Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии.Зарождение клинической

2.2. Оформление юридической психологии как науки

2.2. Оформление юридической психологии как науки Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные

3 РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

3 РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Формирование античной психологии проходило в XVI в. до н. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. В трудах греческих мыслителей отражена революция в научном мировоззрении, т. е. была

20 ЗАРОЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

20 ЗАРОЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ Экономический и культурный подъем России после реформ Петра I содействовал развитию прогрессивной социально-философской и научной мысли.Россия выдвигает одного из известных естественников – М. В.

2. Становление психологии как науки

2. Становление психологии как науки 1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.2. Становление психологии как самостоятельной науки.3. Современные психологические концепции.1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у

Предмет и задачи психологии как науки

Предмет и задачи психологии как науки Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание — а значит, всякое, даже наивное познание — психических

Оформление психологии как экспериментальной науки

Оформление психологии как экспериментальной науки Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнесен к XVIII в., а для некоторых (как-то механика) еще к XVII в., в психологии совершается к середине XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические

К истории психологии как науки

К истории психологии как науки Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для

1. Развитие психологии как науки

Зарождение и развитие техники картирования идей

Зарождение позитивной психологии

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Краткая история развития психологии

Краткая история развития психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

План
1. Становление психологии как науки.
2. Выделение психологии из философии, оформление психологии как самостоятельной науки.
3. Основные школы в психологии.

1. Становление психологии как науки


2. Выделение психологии из философии, оформление психологии как самостоятельной науки


3. Основные школы в психологии


Анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах психологии позволяет сделать определенные выводы.
1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т.д.
2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека уже в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.
3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.
4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.


Вопросы для обсуждения и размышления


Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.


Задание 4. Найдите правильные и неправильные утверждения. Исправьте ошибки там, где они есть.
1. Аристотель был одним из первых философов, который дал определение психологии как науки о душе.
2. Представление Платона о душе носит характер механистического материализма.
3. Декарт был одним из первых, кто рассмотрел, как душа влияет на телесные отправления.
4. Элементарная доктрина Вундта имела целью выявить функции сознания.
5. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано.
6. Гештальтпсихологи считают, что наше восприятие мира создается из элементов, которые мозг научается организовывать.
7. Когнитивная психология утверждает, что эмоциональные процессы организуют работу памяти, воображения и других познавательных процессов.
8. Теория Фрейда рассматривает нормальное психическое развитие как своевременное прохождение соответствующих стадий психосексуального развития.
9. Аналитическая психология перенесла акцент с индивидуального бессознательного на изучение коллективного бессознательного.
10. Гуманистическая концепция развития личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.
11. Все современные психологические теории подчеркивают важность врожденных факторов в психическом развитии человека.
12. Отечественная психологическая школа наследует лучшие традиции русской философской и педагогической мысли прошлого.
13. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа психических процессов и состояний и практического применения полученных данных.


Задание 5. С позиций бихевиоризма предметом психологии является поведение. По А.Н. Леонтьеву, предметом психологического анализа является деятельность. Но деятельность, в определенном смысле, можно назвать разновидностью человеческого поведения. Следует ли из этого, что А.Н. Леонтьев - сторонник бихевиоризма? Ответ аргументируйте.

Общая психология и психология личности : учебное пособие / авт.-сост. : Е.Л. Бокуть, Е.В. Губина, О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова ; Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт. - М. : МИТУ- МАСИ, 2020. - 760 с. - Текст : электронный.

Читайте также: