Предположите в чем проявляется негативное влияние на человека его участие в конфликте кратко

Обновлено: 30.06.2024

К негативным, дисфункциональних последствий конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности коллектива и т. п.

Социальный деструктивный воздействие конфликта проявляется на различных уровнях социальной системы и выражается в конкретных последствиях.

При разрешении конфликта может быть использовано насильственные методы, в результате чего возможны большие человеческие жертвы и материальные потери. Кроме непосредственных участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.

Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации. Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того, он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, зарождение диктаторских и тоталитарных режимов.

Конфликт может содействовать дезинтеграци общества, разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.

Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и пренебрежением обычаев.

Конфликт может вызвать новые, более деструктивные конфликты.

Конфликт часто приводит к снижению уровня организации системы, снижение дисциплины и, как следствие, к снижению эффективности деятельности. Деструктивный влияние конфликта на личностном уровне выражается в следующих последствиях:

негативное влияние на социально-психологический климат в группе: появляются признаки негативного психического состояния (чувство подавленности, пессимизма и тревоги), приводящие человека в состояние стресса;

разочарование в своих возможностях и способностях, деинтенсификация лица; возникновению чувства неуверенности в себе, потеря прежней мотивации, разрушение существующих ценностных ориентаций и образов поведения. В худшем случае последствием конфликта может стать и разочарование, потеря веры в бывшие идеалы, что порождает девиантного поведения и, как крайний случай, - суицид;

отрицательная оценка человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарование в своих коллегах и друзьях недавних;

реакция человека на конфликт через защитные механизмы, которые проявляются в различных формах плохого поведения:

отступ - молчание, отсутствие захоплености, отделение индивида от группы; информация, что пугает - критиканством, брани, демонстрация своего превосходства над другими членами группы;

твердый формализм - формальная вежливость, буквоидство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, наблюдение за другими;

превращение всего на шутку;

разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;

постоянный поиск виновных, самобичування или обвинения во всех бедах членов коллектива.

Таковы основные последствия конфликта, которые взаимосвязаны между собой и носят конкретный и относительный характер.

Несмотря на негативную эмоциональную окраску конфликта, ситуация, в которой противоборствуют разные мнения и позиции, характеризуется плюсами и минусами. Спор возникает, когда действия, поведение одной стороны ущемляют интересы другой, препятствуют осуществлению желаний и достижению целей. В результате субъект спора испытывает отрицательные эмоции, чувство неудовлетворенности, психического напряжения, что относится к минусам распрей. Положительные моменты спорной ситуации – возможность урегулирования разногласий и стабилизация отношений между субъектами.

спор

Определение в психологии

Конфликт – столкновение интересов, взглядов, позиций. В структуре конфликтной ситуации выделяют объект (из-за чего произошел спор), субъектов (участников спора), действия (стратегию), исход. В зависимости от вида субъектов различают социальные, политические и экономические конфликтные ситуации.

В социальной распре участвуют люди. Социальные конфликты бывают внутриличностными и межличностными. В первом случае речь идет о наличии устойчивых противоречий в системе взглядов индивида, что приводит к внутренней борьбе на бессознательном уровне. Примером может служить неудовлетворенность индивида собой, социальным статусом, результатами жизнедеятельности.

Межличностный конфликт предполагает столкновение с внешними силами – одним человеком или группой людей. В политических и экономических конфликтных ситуациях субъектами выступают государства, политические партии и экономические образования. Конфликтная ситуация всегда сопровождается негативными эмоциями. Распространенные причины межличностных споров:

  1. Некомпетентность, отсутствие практического опыта.
  2. Слабо развитые навыки бесконфликтного поведения.
  3. Индивидуальные особенности человека – психические отклонения, свойства характера.
  4. Несформированные психологические установки и морально-нравственные принципы.
  5. Неорганизованная система ценностей и убеждений.
  6. Низкая социальная культура, отражающая неумение общаться с окружающими в рамках общепринятых норм.

конфликт в коллективе

Причины конфликтов всегда связаны с объективным несовпадением мнений, интересов, взглядов участников. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях часто происходят по причине фрустрации – невозможности осуществить мечту или удовлетворить потребности.

Другие причины связаны с несоответствием выполняемой социальной роли, когда ожидания окружающих людей не соответствуют реальным возможностям и способностям индивида. Разногласия возникают из-за проблем в личной жизни. Причем в этом случае агрессия индивида нередко направлена на посторонних, а не на реальный источник психологического дискомфорта.

Функции

Распри любого характера влияют на участников и окружающих людей. Отрицательные стороны конфликта проявляются в нарушении привычного ритма жизни. Участие в распре отнимает большое количество ресурсов, требует затрат времени, материальных средств, интеллектуальных вложений.

Негативное влияние спора прослеживается в возникновении устойчивого эмоционального напряжения, неприятных чувств, которые нередко сохраняются после завершения распрей. Положительные функции конфликта связаны с его сигнальной ролью. Конфликтная ситуация указывает на наличие противоречий, расхождений во взглядах, которые присутствуют в скрытой или открытой форме.

Психологи считают, что открытая разумная конфронтация способствует выявлению причин неудовлетворенности сторон и устранению разногласий. Конструктивная реакция на наличие противоречий в виде открытого диалога и сотрудничества помогает устранить разногласия на стадии, предшествующей активному соперничеству, противоборству.

Урегулирование конфликта положительно сказывается на взаимоотношениях субъектов в отличие от ситуации, когда латентное течение распри осложняет ведение диалога на протяжении длительного времени. Скрыто протекающие конфликтные ситуации дестабилизируют деятельность, сопровождаются вспышками обострения, поэтому нуждаются в своевременном выявлении и разрешении.

Позитивная функция социальных конфликтов заключается в возможности устранения накала страстей, достижения психологической разрядки, что уравновешивает их негативные проявления в виде психоэмоционального напряжения участников. Усиление переживаний субъектов приводит к благотворному кризису, который ставит точку в споре.

разрешение спора

Одновременно не стоит недооценивать негативные стороны спора с яркой эмоциональной окраской, которые выражаются в разрушительном влиянии на психику и здоровье. Выход из кризисной ситуации считается продуктивным, если индивид освобождается от трудностей и мучивших его противоречий, больше не возвращается к теме разногласий по данному поводу.

Среди положительных функций конфликтной ситуации отмечают возможность достижения целостности или восстановления ранее нарушенного единства. Речь идет о групповых социальных спорах, в которых яркий эмоциональный кризис нередко становится поводом для выяснения и дальнейшего налаживания отношений.

Для группы взаимодействующих людей типичны черты: соперничество требований членов коллектива, интенсивность эмоциональных проявлений. Причем эмоции и чувства людей выражены тем больше, чем теснее они взаимодействуют. Враждебность на фоне несогласия с требованиями других воспринимается как опасность, подавляется и аккумулируется. В результате неизбежна вспышка агрессии, когда предел терпимости индивида будет превышен.

Внутригрупповая ссора способствует выявлению противоречивых мнений, что обуславливает возможность согласования и восстановления равновесия, баланса интересов. Положительный характер внутригрупповых споров проявляется в запуске механизмов приспособления к новым правилам и условиям функционирования коллектива, что приобретает особое значение при недостаточном уровне коммуникации его членов или постоянно меняющихся нормах, правилах, распорядке.

Плюсы и минусы

Конфликтная ситуация отражает дисгармонию в межличностных отношениях, столкновение интересов, идей, противоположностей. Конфликт влияет на человека, который является участником, на уровне психоэмоционального состояния. Для субъектов типичны страдания, переживания, обусловленные жизненными трудностями. Психологи наряду с отрицательными сторонами конфликта выделяют положительные моменты, которые подчеркивают двойственную природу спора.

плюс и минус

Позитивные последствия конфликта просматриваются в контексте стимуляции развития индивида. Психологи отмечают признаки ускоренного интеллектуального развития у людей, которые в конфликтной ситуации, спровоцированной разнонаправленностью взглядов, сознательно увеличивали потенциал знаний, чтобы доказать правоту.

Разные ответы на вопрос с одновременной необходимостью поиска оптимального решения стимулируют людей на интенсивную познавательную и мыслительную деятельность. Позитивные последствия конфликтной ситуации, состоящие в возможности интенсивного развития индивида, проявляются по-разному в зависимости от значимости объекта спора для сторон.

Чем больше значимость объекта, тем больше усилий прилагается для формирования научной базы, которая аргументирует позицию субъекта. Противоречия, возникающие в интеллектуальной сфере, как и процессы конкуренции, влияют на развитие личностных характеристик участников распри. Конфликты, как и феномен конкуренции, могут оказывать положительное воздействие на общество, провоцируя повышение активности и продуктивности его членов.

Положительные последствия социальных споров проявляются в их связующей, объединяющей функции. В рамках межличностных взаимодействий открытый спор позволяет выяснить причины недовольства друг другом. Определив предмет разногласий, можно устранить препятствия, мешающие достижению гармонии в отношениях.

Конфликт в личных отношениях часто становится своеобразным прорывом, началом новой позитивной стадии межличностного взаимодействия, хотя часто сопровождается негативными переживаниями и влечет непредсказуемые последствия. Например, партнерам, которые стоят на грани разрыва отношений, нечего терять, они откровенно высказывают свою позицию и причины недовольства.

в споре рождается истина

Позитивные и негативные последствия стратегий

Разрешение конфликтной ситуации возможно при четком выделении объекта, на который направлены интересы сторон. Для устранения разногласий применяют стратегии. Плюсы и минусы стратегий, направленных на разрешение социальных конфликтов, представлены в таблице:

Стратегия ПлюсыМинусы
СоперничествоБыстрое урегулирование разногласий, достижение полной победы.Ухудшение отношений с оппонентом. У победителя возникает чувство вины, у проигравшего – чувство внутренней неудовлетворенности.
ПриспособлениеВозможность частично урегулировать разногласия.Ущемление собственных интересов в пользу оппонента. Понижение самооценки, невозможность полного разрешения конфликта.
УклонениеВозможность поддерживать отношения в рамках допустимых норм. Если у субъекта не хватает средств для борьбы, в случае уклонения он выигрывает время для пополнения ресурсов.Длительное, затяжное течение конфликта. Скрытое недовольство оппонентом, что сказывается на уровне коммуникации и достижении общих целей.
КомпромиссЧастичное удовлетворение требований, сохранение с оппонентом хороших отношений.Невозможность полного удовлетворения претензий. Вероятность повторного конфликта из-за сохранения причин для притязаний.
СотрудничествоКонструктивное, продуктивное разрешение разногласий, сохранение с оппонентом хороших отношений.Необходимость тесного взаимодействия с оппонентом с целью поиска оптимального решения.

Частота возникновения разногласий коррелирует с уровнем психоэмоционального напряжения, которое испытывает индивид при взаимодействии с другими людьми. Произойдет ли спор, зависит от психологической атмосферы, сложившейся в группе. Факторы, имеющие влияние на инициацию конфронтации: общий уровень удовлетворенности индивида, степень свободы действий, степень расхождения или схожести целей членов группы.

Конфликтная ситуация характеризуется плюсами и минусами. Доминирование положительных или отрицательных влияний зависит от вида и значимости объекта спора для конфликтующих сторон, особенностей взаимоотношений субъектов до момента развития конфликта и других обстоятельств.

Конфликтная ситуация не всегда имеет негативный смысл, подтекст или цель. Обществу свойственно спорить, доказывать свою правоту, превосходство. Однако одни могут делать это адекватно, другие поддаются излишней эмоциональности, агрессии.

Столкновение интересов вызывает спор

Столкновение интересов вызывает спор

Что такое конфликт

Конфликт – способ разрешения спорной ситуации, противоречий, возникающих во время беседы, дискуссии людей. Несмотря на то, что само понятие ассоциируется с чем-то разрушительным, конфликт выполняет и позитивные, и негативные функции.

Каждая сфера жизни человека имеет такой период, когда он должен отстаивать свое мнение. Собеседник становится оппонентом, разговор приобретает напряженные нотки, часто люди ссорятся. Они считают правыми именно себя, не уступая в ходе конфликта. Это делает его негативным.

Если суметь адекватно воспринять информацию обеих сторон, велика возможность найти так называемый компромисс, иными словами, прийти к общему мнению, решить вопрос так, чтобы обе стороны остались удовлетворены результатом.

Причины конфликта

Среди основных причин возникновения столкновения интересов выделяют следующие:

  1. Расхождение взглядов и мнений, невозможность согласиться с собеседником.
  2. Разный уровень социального статуса, класса. В пример можно привести противоборство начальника и подчиненного.
  3. Несовпадение ожиданий и результатов.
  4. Недоразумения, недопонимания, логические и семантические трудности.

Кратко описать фактор активизации конфликта можно как несовместимость претензий собеседников из-за ограниченных возможностей их разрешить. Некоторые индивиды предпочитают избегать подобных ситуаций, отказываются спорить, выяснять отношения. Однако невозможно делать так всегда, поскольку без столкновения интересов общество прекратило бы существование ввиду полного удовлетворения всех потребностей, что затормозило бы развитие.

Классификация конфликтов

Столкновение интересов имеет довольно широкую классификацию:

  1. По воздействию на деятельность организации (способствующие или препятствующие принятию правильных решений):
  • конструктивные (развивают организацию, благодаря адекватной коммуникации);
  • деструктивные (враждебность, соперничество).
  1. По содержанию:
  • реалистические (неудовлетворение, несправедливость);
  • нереалистические (намеренная агрессия, провокация).
  1. По характеру участников:
  • внутриличностный (внутренний спор);
  • межличностный (между двумя оппонентами);
  • межгрупповой (между несколькими группами);
  • между личностью и группой (например, начальство и подчиненные).

Спор способствует выяснению отношений

Спор способствует выяснению отношений

  1. По сферам проявления:
  • социальные (в системе взаимоотношений индивидов);
  • политические (борьба на почве власти);
  • экономические (например, спор из-за собственности).
  1. По выраженности противостояния:
  • скрытые (без внешних агрессивных действий);
  • открытые (провокация, например, война).

Социальные функции конфликта

Сложная ситуация не всегда означает негатив. Позитивные функции конфликта заключаются в том, чтобы разрешить противоречия между людьми. Характеристикой нужного результата выступает развитие, например, трудового коллектива, организации.

Обратите внимание! Вовремя выявленный конфликт способствует предотвращению тяжелых последствий.

Презентация негативной стороны столкновения интересов очевидна в моменты наличия агрессии, жесткого спора, применения провокационных ходов. Такие явления заканчиваются нестабильностью, ведут к материальным и моральным потерям, в конечном итоге может возникнуть угроза здоровью человека, его жизни.

Положительные и отрицательные стороны конфликта

У конфликта есть положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны конфликта помогают приоткрыть завесу мыслей оппонентов, даже если они пытаются убедить друг друга в своей правоте агрессивно и напористо. Придерживаясь стойкой позиции, они позволяют себе выражаться прямо, что часто звучит негативно. Однако, получив информационный поток, относясь к этому адекватно, можно сделать ряд выводов, где бывают общие компромиссы.

Полностью разрешить проблему может и не удастся, по крайней мере, не сразу. К негативной стороне подобного явления относят эмоциональную нестабильность, способную затруднить принятие некого общего решения, нахождение компромисса.

Возможные последствия

Конечный результат спорной ситуации может привести к положительным или отрицательным последствиям. К положительным последствиям конфликта относят прогресс, рост отдельного человека либо целой организации. Они способствуют четкой формулировке интересов, целей индивида или компании. Участники столкновения интересов чувствуют вовлеченность и собственную полезность, что решает задачу или проблему.

Негативные последствия дестабилизируют организацию, разрушают взаимоотношения, ослабляют дальнейшее сотрудничество, общение. Наряду с эмоциональностью, нарастают враждебность, недоверие.

Иногда выяснение отношений требует третьего – нейтрального участника

Иногда выяснение отношений требует третьего – нейтрального участника

Действующие лица конфликта

В конфликте принимают участие прямые и косвенные стороны. Прямые участники – это субъекты данного явления: зачинщики и другая сторона, оппонент, собеседник. Косвенные лица в конфликтной ситуации – это подстрекатели, провокаторы, которые могут и не быть в курсе обсуждаемой темы. Есть также пособники, всячески раздающие советы одной из сторон дискуссии, поддерживая ее. Есть так называемые посредники, третья сторона, которая судит и способствует постепенному завершению столкновения интересов.

Разрешение конфликтной ситуации

Позитивный смысл конфликта состоит в том, чтобы прийти к некому согласию. Этого можно добиться путем профилактики конфликтов. Например, нужно провести простой разговор, перечислить тревожащие темы, разъяснить свои требования и предположить результаты.

Обратите внимание! Главная цель конфликта – найти компромисс, такой результат, который бы удовлетворил всех участников данного явления.

Многие люди используют метод уклонения от конфликта, заведомо соглашаются с оппонентом, а на деле либо остаются при своем мнении, либо подчиняются. Уступить, пожертвовать своими интересами – это попытка сглаживания спорной ситуации. Применяется, когда человек чувствует, что не прав, либо знает, что спорить бесполезно, возможно, из-за нехватки власти, упорства, чтобы доказать свою правоту.

Столкновение интересов привыкли рассматривать как агрессивный спор, навязывание своего мнения с целью сломить оппонента и отстоять свою точку зрения. На самом деле конфликт – это способ довести до собеседника свои мысли, выслушать его сторону, а затем прийти к общему результату. Правильное решение конфликта способствует прогрессу, росту человека и общества, но негативный подход может усугубить ситуацию, разрушить отношения.

Видео

1. Распределение ресурсов. Практически в любых организациях ресурсы всегда ограничены, поэтому задачей руководства является рациональное распределение материалов, людей и денег между различными подразделениями и группами. Поскольку людям свойственно стремиться к максимальному получению ресурсов и завышать значимость своего труда, постольку распределение ресурсов почти неизбежно ведет к разного рода конфликтам.

2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует всюду, где при выполнении своих функций один человек (группа) зависит от другого человека (группы). Ввиду того, что любая организация есть система, состоящая из ряда взаимозависимых элементов — подразделений или людей, при неадекватной работе одного из них, а также при недостаточной согласованности их деятельности взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

3. Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере усложнения организаций, их дальнейшего структурного деления и связанной с ним автономии. Вследствие этого отдельные специализированные подразделения (группы) начинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей организации. При практической реализации автономных (групповых) целей это приводит к конфликтам.

4. Различия в представлениях и ценностях. Неодинаковые представления, интересы и желания людей влияют на оценку ими ситуации, приводят к тенденциозному восприятию ее и соответствующей реакции на нее. Это порождает противоречия и конфликты.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, образовании, стаже, возрасте, ценностных ориентациях, в социальных характеристиках и даже просто в привычках препятствуют взаимопониманию и сотрудничеству людей и повышают возможность возникновения конфликта.

6. Неудовлетворительные коммуникации. Недостаток, искажение, а иногда и избыток информации могут послужить причиной, следствием и катализатором конфликта. В последнем случае плохие коммуникации усиливают конфликт, мешая его участникам понять друг друга и ситуацию в целом.

Данная классификация причин конфликта может использоваться при его практическом диагнозе, однако в целом она достаточно абстрактна. Более конкретную классификацию причин конфликта предлагает Р. Дарендорф. Используя и дополняя ее, можно выделить следующие типы причин социальных конфликтов:

2. Структурные причины. Они проявляются в несовершенстве:

  • коммуникационной структуры: отсутствие, искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников, недоверие и несогласованность действий между ними из-за несовершенства или расстройства коммуникаций и т.п.;
  • ролевой структуры: противоречивость должностных инструкций, различных формальных требований к работнику, официальных требований и личных целей и т.п.;
  • технической структуры: неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.;
  • организационной структуры: нарушающая общий ритм работы несоразмерность различных подразделений, дублирование вих деятельности, отсутствие эффективного контроля и ответственности, противоречивые устремления формальных и неформальных групп в организации и т.п.;
  • структуры власти: несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, а также распределение власти в целом, включающее формальное и неформальное лидерство и борьбу за него.

4. Условия и характер труда. Вредные для здоровья или опасные условия работы, нездоровая экологическая среда, плохие отношения в коллективе и с руководством, неудовлетворенность содержанием труда и т.п. — все это тоже создает благоприятную почву для возникновения конфликтов.

5. Распределительные отношения. Оплата труда в форме заработной платы, премий, вознаграждений, социальных привилегий и т.п. не только служит средством удовлетворения разнообразных потребностей людей, но и воспринимается как показатель социального престижа и признания со стороны руководства. Причиной конфликта может оказаться не столько абсолютная величина оплаты, сколько распределительные отношения в коллективе, оцениваемые работниками с точки зрения их справедливости.

6. Различия в идентификации. Они проявляются в склонности работников идентифицировать себя главным образом со своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значимость и заслуги, недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации. В основе такого рода склонности лежат интенсивность и эмоциональная окрашенность коммуникаций в первичных группах, относительно большая личностная значимость таких групп и решаемых в них вопросов, групповые интересы и групповой эгоизм. Причины этого типа часто детерминируют конфликты между различными подразделениями, а также между отдельными коллективами и центром, руководством организации.

7. Стремление организации к расширению и повышению своей значимости. Эту тенденцию отражает известный закон Паркинсона, согласно которому каждая организация стремится к расширению своего штата, ресурсов и влияния, независимо от объема выполняемой работы. В основе тенденции к расширению лежит заинтересованность каждого подразделения, и прежде всего реальных и потенциальных руководителей, в получении новых, в том числе более высоких и престижных должностей, ресурсов, власти, авторитета. На пути реализации тенденции к расширению обычно стоят подобные или сдерживающие позиции других подразделений и руководства (центра), которое пытается ограничить устремления и сохранить власть, функции контроля и ресурсы организации преимущественно у себя. В результате такого рода взаимоотношений и возникают конфликты.

8. Различие исходных позиций. Это может быть и различный уровень образования, квалификации и ценностей персонала, и неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения и т.п. различных подразделений. Подобные причины ведут к непониманию, неоднозначному восприятию задач и обязанностей, неслаженности деятельности взаимозависимых подразделений и, в конечном счете, к конфликтам.

Три последние причины характеризуют главным образом межорганизационные конфликты. В реальной жизни конфликты часто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации. Однако это не снимает необходимости знать причины и источники конфликтов для конструктивного использования и управления ими.

Причины конфликтов во многом определяют характер их последствий.

Негативные последствия конфликта

Существуют два направления оценки последствий конфликтов: функционалистское (интеграционное) и социологическое (диалектическое). Первое из них, которое представляет, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо. Он рассматривает конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая работы различных представителей данного направления, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:

  • дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
  • отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;
  • неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
  • нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
  • ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
  • отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.

В противоположность функционалистам, сторонники социологического подхода к конфликтам (их представляет, например, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Дарендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник общественных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:

На основе оценки последствий конфликтов строится стратегия обращения с ними в организации.

Василий Пугачев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом факультета государственного управления MГУ им. Ломоносова

Читайте также: