Правовое положение и организация административной деятельности подразделений пдн кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ознакомиться Назначить курс группе

Учебник поможет студентам (курсантам) получить комплексное представление об административной деятельности органов внутренних дел. В учебнике раскрываются базовые вопросы, а также особенности административной деятельности органов внутренних дел. Освещаются основные направления деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, административно-процессуальная деятельность органов внутренних дел. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле обеспечения правопорядка. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике контрольных вопросов и заданий.

  • Глава 1. Основы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.1. Понятие и принципы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.2. Формы и методы реализации административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.3. Национальная безопасность Российской Федерации и роль административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, в ее обеспечении
    • 1.4. Основные направления деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности
    • 1.5. Принципы деятельности российской полиции
    • 1.6. Контроль за административной деятельностью органов внутренних дел (полиции)
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 2.1. Правовое положение МВД России
    • 2.2. Правовое положение главных управлений МВД России по федеральным округам
    • 2.3. Правовое положение МВД республик, главных управлений МВД по субъектам Российской Федерации
    • 2.4. Правовое положение отделов и управлений МВД России по районам
    • 2.5. Правовое положение органов внутренних дел на транспорте
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 3.1. Правовое положение и организационное построение организационно-аналитических подразделений органов внутренних дел
    • 3.2. Правовое положение и организационное построение дежурных частей органов внутренних дел
    • 3.3. Правовое положение и организационное построение кадровых аппаратов органов внутренних дел
    • 3.4. Правовое положение и организационное построение информационных центров МВД России
    • 3.5. Правовое положение и организационное построение тыловых и финансово-экономических подразделений МВД России
    • 3.6. Правовое положение и организационное построение экспертных учреждений МВД России
    • 3.7. Правовое положение и организационное построение правовых подразделений (юридической службы) МВД России
    • 3.8. Правовой статус внутренних войск МВД России
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • Глава 4. Права и обязанности полиции
      • 4.1. Права полиции
      • 4.2. Обязанности полиции
      • 4.3. Правовые основы и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
      • 4.4. Применение полицией физической силы
      • 4.5. Применение полицией специальных средств
      • 4.6. Применение полицией огнестрельного оружия
      • 4.7. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • 5.1. Права сотрудника полиции
      • 5.2. Обязанности сотрудника полиции
      • 5.3. Прохождение службы в органах внутренних дел
      • 5.4. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел
      • 5.5. Противодействие коррупции в органах внутренних дел
      • 5.6. Поощрение и награждение сотрудников органов внутренних дел
      • 5.7. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • Глава 6. Правовое положение и организация деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
        • 6.1. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
        • 6.2. Правовое положение и организация деятельности участковых уполномоченных полиции
        • 6.3. Правовое положение и организация работы полиции по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности
        • 6.4. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения
        • 6.5. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению имущественной безопасности
        • 6.6. Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
        • 6.7. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению миграционной политики
        • 6.8. Правовое положение и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых
        • Вопросы и задания для самоконтроля
        • Глава 7. Административная юрисдикция и ее реализация в деятельности органов внутренних дел
          • 7.1. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (полиции)
          • 7.2. Понятие и признаки административного правонарушения
          • 7.3. Состав административного правонарушения и его содержание
          • 7.4. Квалификация административных правонарушений
          • 7.5. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции)
          • 7.6. Производство по обращениям в органах внутренних дел (полиции)
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 8.1. Меры административного предупреждения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.2. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые органами внутренних дел
          • 8.4. Меры административной ответственности, применяемые органами внутренних дел
          • 8.5. Меры убеждения, применяемые органами внутренних дел
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 9.1. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок
          • 9.2. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность
          • 9.3. Административные правонарушения против порядка управления
          • 9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
          • 9.5. Административные правонарушения в сфере экономики
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 10.1. Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
          • 10.2. Организация осуществления административного надзора за поднадзорным лицом
          • 10.3. Административная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.4. Уголовная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.5. Основания и порядок продления срока административного надзора и его прекращения
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • Глава 11. Организация и деятельность органов внутренних дел в условиях специальных правовых режимов
            • 11.1. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению чрезвычайного положения
            • 11.2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению военного положения
            • 11.3. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел (полиции) в условиях правового режима контртеррористической операции
            • 11.4. Правовое регулирование и организация деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении публичных мероприятий
            • Вопросы и задания для самоконтроля
            • 12.1. Общественный контроль как основополагающий принцип деятельности полиции правового демократического государства
            • 12.2. Формы общественного контроля в системе МВД России
            • Вопросы и задания для самоконтроля

            9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

            Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

            1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:

            1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:

            несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4 - 14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

            (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

            (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

            (в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 150-ФЗ, от 07.06.2017 N 109-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

            (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            5) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

            (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

            (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            7) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

            (см. текст в предыдущей редакции)

            8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

            9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

            (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            2. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право в установленном порядке:

            1) доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

            (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            2) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

            (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            3) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;

            4) принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

            (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

            (см. текст в предыдущей редакции)

            5) вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.


            Ювенальное право Подразделения по делам несовершеннолетних как субъект системы профилактики безнадзорности и административных правонарушений

            Подразделения по делам несовершеннолетних как субъект системы профилактики безнадзорности и административных правонарушений

            АВДЕЕВА Елена Юрьевна
            преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России

            Согласно данному закону в систему профилактики вхо­дит довольно большое количество субъектов, одним из кото­рых является подразделения по делам несовершеннолетних.

            Подразделения по делам несовершеннолетних являются структурным подразделением территориальных органов вну­тренних дел, в том числе закрытых административно-террито­риальных образований, а также подразделений на транспорте.

            Деятельность подразделений по делам несовершеннолет­них, можно условно разделить на следующие направления. К первому направлению относиться проведение индивидуаль­ной профилактической работы. Данная работа проводиться с тремя основными группами. К первой группе можно отне­сти: несовершеннолетних, употребляющих наркотические, психотропные, одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукция; совершивших администра­тивные правонарушения; совершившие административные правонарушения до достижения возраста с которого уста­новлена административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, изменения обстановки, примирения с потерпевшим, либо путем применения принудительных мер воспитательного воз­действия; несовершеннолетние, совершившие преступления, но не подлежащие уголовной ответственности в связи с недо­стижением возраста, с которой она наступает, лица совершив­шие преступления, но имеющие отставания в психическом развитии, которое не связано с психическим расстройством; подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, в отношении которых избрана меры пресечения не связанная с заключением под стражу; условно-досрочно освобожденные от отбывания уголовного наказания вследствие акта амнистии или помилования; получившие отсрочку отбывания наказа­ния или отсрочку исполнения приговора; освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в слу­чаях нарушения режима содержания, совершения противо­правных действий, а также в отношении данной категории лиц, если они после освобождения находятся в социально опасном положении и нуждаются в социальной помощи и ре­абилитации; условно осужденных наказаниям не связанным с лишением свободы.

            Во вторую группу лиц, в отношении которых осуществля­ется проведение индивидуальной профилактической работы, можно отнести родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, которые своим поведением и образом жизни оказывают отрицательное влияние на поведение несо­вершеннолетних, имеет место жестокого обращения или не исполнения своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.

            И третья категория - это несовершеннолетние, их родите­ли и законные представители, которые не были указаны в пер­вых двух категориях, но проведение профилактических меро­приятий необходимо, с целью недопущения совершения ими противоправных действия, либо для оказания социальной помощи, реабилитации. Проведение данной индивидуальной профилактической работы возможно только с согласия на­чальника территориального органа внутренних дел, либо его заместителя.

            Кроме проведения индивидуальной профилактической работы, подразделения по делам несовершеннолетних выпол­няют следующие задачи, которые направлены на профилакти­ку безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

            Осуществляют работу по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение противоправных дей­ствий, а также установлению родителей и законных предста­вителей несовершеннолетних, которые не исполняют, или ненадлежащим образом исполняют своих обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию. В отношении данных лиц сотрудники ПДН вносят предложения о применении к ним мер предусмотренных действующим уголовным и адми­нистративным законодательством.

            В пределах своих компетенций организуют мероприятия по выявлению несовершеннолетних находящихся в розыске, а также направляют в органы и учреждения системы профилак­тики лиц, которые нуждаются в помощи государства. К дан­ным органам и учреждениям можно отнести специализиро­ванные учреждения для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации. В них находятся лица, которые остались без попечения родителей, или законных представи­телей, проживающие в семьях, которые находятся в социально опасном положении. Также можно выделить и медицинские организации, в которые направляются несовершеннолетние в соответствии с действующим законодательством.

            Участвуют в подготовке материалов для внесения предло­жений в суд о применении в отношении несовершеннолетних, их родителей и законных представителей, установленных дей­ствующим законодательством мер воздействия.

            Осуществляют взаимодействие с уголовно-исполнитель­ными инспекциями, по вопросам применения мер воздей­ствия в отношении несовершеннолетних осужденных, состоя­щих на учете.

            Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

            Уведомляют родителей или законных представителей не­совершеннолетних о случаях их доставления в подразделения по делам несовершеннолетних, в связи с их беспризорностью, безнадзорностью, а также в случаях совершения противоправ­ных действия.

            Решение задач, которые законодатель установил для под­разделений по делам несовершеннолетних, проходит, в том числе и путем взаимодействия между иными участниками системы профилактики. Оно выражается в проведение меро­приятий, направленных на привлечение несовершеннолетних в совместную общественную полезную деятельность. Приме­ром такого взаимодействия могут являться следующие меро­приятия:

            Также сотрудники подразделений по делам несовершен­нолетних активно взаимодействуют с иными субъектами си­стемы профилактики. Примером может послужить совместно проведенный с сотрудниками Центра общественной безопас­ности профилактический рейд. В ходе рейда сотрудниками была проведена разъяснительная работа с несовершеннолет­ними, которые употребляли алкогольную продукцию, рас­сказали об административной и уголовной ответственности за правонарушения. Родители юных нарушителей получили приглашение на комиссию, где будет определяться размер ад­министративного штрафа.

            Таким образом, подразделения по делам несовершенно­летних являются самостоятельным субъектом системы про­филактики, с четко определенными задачами и кругом лиц, в отношении которых они осуществляют свою деятельность.

            Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

            Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних

            Система аппаратов и подразделений по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Система состоит из трех звеньев.

            Первое звено — федеральный уровень — отдел, который выполняет задачи по координации деятельности и методическому обеспечению работы всех территориальных подразделений полиции по делам несовершеннолетних. Отдел входит в структуру Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

            В структуре Главного управления на транспорте МВД России, которое организует, координирует и руководит деятельностью ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, имеется также специализированный отдел, выполняющий аналогичные задачи.

            Второе звено — подразделения аппаратов МВД, главных управлений МВД России, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации по делам несовершеннолетних. Подразделения этого звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство, организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью соответствующих аппаратов ОВД районов, городов и иных муниципальных образований (управлений, отделов) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

            Третье звено — соответствующие подразделения территориальных ОВД (по муниципальному поселению, административному округу города Москвы, сельскому поселению и т.д.) по делам несовершеннолетних, а также ОВД на транспорте.

            Размеры и границы территории (объектов, транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), определяются начальником органа внутренних дел по району, городу, иному муниципальному образованию либо начальником линейного подразделения (отдела или отделения) внутренних дел на транспорте с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов.

            Аппараты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подразделениям и подведомственной службе на местах. Функции по непосредственному практическому осуществлению профилактики выполняют в основном подразделения третьего звена.

            Задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Задачами ПДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

            1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
            2. выявление и устранение условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
            3. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
            4. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
            5. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

            ПДН проводят профилактическую работу в отношении двух категорий лиц: (1) несовершеннолетних; (2) их родителей и иных лиц.

            Категории несовершеннолетних, подлежащих профилактическому воздействию ПДН

            1. употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
            2. совершившие правонарушение, повлекшее применение административного наказания;
            3. совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
            4. освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
            5. совершившие преступление, но не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
            6. совершившие преступление, но не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
            7. обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;
            8. условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
            9. получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
            10. освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
            11. осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
            12. осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

            Иные категории лиw, с которыми ПДН проводят профилактическую работу .

            1. родители или законные представители несовершеннолетних, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними;
            2. лица, в отношении которых есть основания полагать, что они имеют отношение к вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий или совершению в отношении несовершеннолетних других противоправных действий, а также родители несовершеннолетних или их законные представители и должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

            Сотрудники ПДН в отношении указанных ранее в лиц вносят в установленном порядке предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

            ПДН осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

            ПДН также участвуют в подготовке материалов на несовершеннолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры ОВД для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

            ПДН вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Федерации.

            1. информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;
            2. принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;
            3. в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

            Тактика деятельности ПДН при получении информации о совершении несовершеннолетним преступления имеет свои специфические черты. Так, при проведении проверки по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должностным лицом ПДН изучаются:

            1. учетно-профилактическая карточка или учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ПДН;
            2. материалы о совершенном преступлении;
            3. объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей по факту совершения преступления и его мотивов;
            4. материалы, полученные из комиссии по делам несовершеннолетних;
            5. акт обследования семейно-бытовых условий несовершеннолетнего;
            6. характеристики с места жительства или учебы (работы);
            7. справки об индивидуально-профилактической работе, проводившейся сотрудниками ПДН и других подразделений с несовершеннолетним (если он ранее состоял на учете в органе внутренних дел);
            8. иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания.

            Сотрудники ПДН готовят заключение проверки, которое должно состоять из трех разделов. В разделах должна содержаться следующая информация: должность, специальное звание, фамилия, инициалы руководителя, утвердившего заключение; должность, специальное звание, фамилия, инициалы лица, проводившего проверку; дата начала и окончания проведения проверки; полные данные о подростке, совершившем преступление (фамилия, имя, отчество). Указывается: (1)с какого времени и по каким основаниям состоит на учете ПДН несовершеннолетний, совершивший преступление; (2) полные данные о сотрудниках, проводивших профилактическую работу с несовершеннолетним; (3) полные данные о родителях или законных представителях; краткое описание микроклимата в семье и взаимоотношений между родителями; (4) сколько, когда, какие преступления или иные правонарушения совершил подросток, будучи на учете ПДН; (5) меры, принимавшиеся к подростку, с оценкой их своевременности и адекватности содеянному (если меры к подростку не принимались, то указывается причина); (6) когда, за что, каким судом и на какой срок осужден несовершеннолетний, какие на него возложены обязанности (сведения о возложенных обязанностях выписываются из приговора суда, указывается дата вступления приговора в законную силу), как несовершеннолетним исполнялись возложенные обязанности, меры реагирования в случае их неисполнения, участвовал ли сотрудник ПДН в судебном заседании (указывается в отношении судимых несовершеннолетних) и т.д. и т.п.

            Кроме того, необходимо отметить, что российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

            • ст. 5.35 КоАП — Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
            • ст. 5.36 КоАП — Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
            • ст. 20.20 КоАП — Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
            • ст. 20.22 КоАП — Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.

            Далее видится обоснованным сделать вывод, что предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, борьба с детскими беспризорностью и безнадзорностью являются одними из важнейших задач повседневной деятельности полиции.

            Читайте также: