Православная культура шевченко внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, из расчёта 1 часа в неделю.

Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура" и направлена на реализацию поставлен­ных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возра­стных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содер­жательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры.

приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

Программа внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи:

Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.

Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.

Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).

Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).

Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Принцип обучения в атмосфере предмета. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности предметом, так как полноценное восприятие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопереживания этой информации. В соответствии с этим учебный материал отобран с учетом его нравственной значимости и художественной ценности и разработан в сквозной педагогической драматургии содержания и формы уроков на протяжении всего учебного курса.

Принцип личностно - ценностного соответствия реализован в организации учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры. В связи с этим при отборе материала был учтен характер его привлекательности и доступности для детей.

В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.

Приоритет отдается следующим методам обучения:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9-10 лет.

Срок реализации программы: 2 года

Направленность программы – духовно-нравственная.

Формы занятий: учебная игра, практические занятия,экскурсия

Форма обучения - очная.

Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47 г. Белгорода

____________ Маховицкая Н.Ф.

Разработчик:

Учитель начальных классов

Шуклина Ирина Владимировна

высшая квалификационная категория

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, из расчёта 1 часа в неделю.

Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура" и направлена на реализацию поставлен­ных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возра­стных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содер­жательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры.

приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

Программа внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи:

Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.

Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.

Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).

Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).

Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Принцип обучения в атмосфере предмета. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности предметом, так как полноценное восприятие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопереживания этой информации. В соответствии с этим учебный материал отобран с учетом его нравственной значимости и художественной ценности и разработан в сквозной педагогической драматургии содержания и формы уроков на протяжении всего учебного курса.

Принцип личностно - ценностного соответствия реализован в организации учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры. В связи с этим при отборе материала был учтен характер его привлекательности и доступности для детей.

В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.

Приоритет отдается следующим методам обучения:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9-10 лет.

Срок реализации программы: 2 года

Направленность программы – духовно-нравственная.

Формы занятий: учебная игра, практические занятия,экскурсия

Форма обучения - очная.

Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

- уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;

- понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;

- узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.

- проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

Таким образом, определяющим для формулировки требований к уровню подготовки учащихся служит содержание учебного курса для конкретного года обучения (см. содержание учебного курса).

Название разделов

Количество часов

Содержание изучаемого курса

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православ­ный храм - православная икона - православный праздник).

О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вок­руг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении че­ловеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радо­сти. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.

Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и ре­лигиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как праз­днуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочес­тие, честность, лицемерие?

Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духов­ная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что мо­жет отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искус­ства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготов­ка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.

Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское пони­мание Искупления: от чего Бог искупил человека?

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни право­славного христианина.

Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богороди­цы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость добродела-ния. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. По­чему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?

Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, поче­му человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?

Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?

Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство пра­вославного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?

Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).

Радость православной веры.

Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мучени­ки. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?

Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сю­жет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.

Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослуже­ние. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.

Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как вос­становить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.

Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.

О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?

Какими качествами души обладали православные мастера?

Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.

Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.

Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочести­вые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.

Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапос­тольные.

Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?

Формы и средства контроля

Результатами изучения православной культуры школьниками являются:

- критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),

-критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и

- критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Формы контроля могут быть вариативными, включая

- анкетирование,

- тестирование,

- анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.

Вопросы и задания для повторения тем за курс 3 класса.

Рассмотри илл. № 99 и расскажи о событиях Священной истории, которые на ней изображены.

Как называются книги, в которых рассказывается об этих событиях? (Библия, Евангелие).

Какие имена носили авторы четырёх Евангелий? (Матфей, Марк, Лука, Иоанн).

Кто такие апостолы? (Посланники Божии).

Сколько апостолов избрал Иисус Христос первоначально? (12).

Рассмотри илл. № 98, послушай церковнославянский текст и расскажи о событиях, которые на них изображены.

Посмотри на илл. №№ 100, 101 и скажи, какие события Священной истории изображены на них

Сравни илл. № 50 и № 51 и ответь, какая из них является иллюстрацией иконы? (№ 51).

Объясни, почему это событие радостно празднуется христианами всего мира.

Как называются праздничные песнопения?

Что такое икона?

Как называют человека, который пишет иконы?

Скажи, какие иконы, посвященные христианским праздникам, ты знаешь?

Расскажи историю создания первой иконы Спасителя.

Назови, какие церковнославянские буквы ты знаешь.

Назови слова, которые начинаются с этих букв.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с.

Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

Дополнительная литература

Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).

Ионина Н.А. Православные святыни. Изд.РООССА. 2010.

Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий.-М.? Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.

Шевченко, Л.Л. Православная культура : Методическое пособие для учителя: 1-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Читайте также: