Право на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом, объектом ЕТявляется совокупность результатов интеллектуальной деятельности, используемых в рамках единого процесса для получения общего результата. Специфика данного объекта в том, что он предполагает использование совокупности других объектов интеллектуальной собственности, правовой режим которых регулируется различными институтами права интеллектуальной собственности (авторским, патентным правом и др.). Признание прав и использование рассматриваемого объекта невозможно без приобретения права на составляющие его объекты интеллектуальной собственности. При этом сама технология также должна рассматриваться как результат интеллектуальной деятельности, а не просто совокупность определенных объектов интеллектуальной собственности. В состав ЕТ могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил раздела VII ГК РФ, в том числе технические данные, другая информация.

Положения ГК РФ распространяются не на любые технологии, а только на те, создание которых полностью или частично финансировалось государством (ст. 1543 ГК РФ).

«1) лица, осуществляющие от имени РФ или субъекта РФ распоряжение правами на единые технологии (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, иные государственные органы и юридические лица в соответствии с их полномочиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ);

2) лица, организовавшие создание единых технологий (исполнители);

3) лица, которым права на единые технологии принадлежат совместно с РФ или субъектом РФ;

4) лица, приобретающие права на единые технологии в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Права на использование единой технологии. Право на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии согласно ст. 1542 ГК РФ принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. Каких-либо специальных требований к создателю технологии не предъявляется. Соответственно, им может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Право на ЕТ в установленных законом случаях может возникнуть непосредственно у РФ и ее субъектов (ст. 1546 ГК РФ). Право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит РФ или субъекту РФ в случаях, когда:

1) единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности РФ;

2) РФ или субъект РФ до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения;

3) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

Управление правом на технологию, принадлежащим РФ, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Управление правом на технологию, принадлежащим субъекту РФ, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Поскольку технология как объект интеллектуальной собственности не подлежит регистрации, момент возникновения права на ЕТ должен связываться с моментом окончания ее создания. Однако помимо создания технологии законодательство предусматривает обязанность исполнителя надлежаще оформить права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в ЕТ (подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные подобные меры). В любом случае за автором каждого из объектов, входящих в единую технологию, сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права в отношении переданного для использования в составе технологии объекта.

Поскольку технология – единый сложный объект интеллектуальной собственности, предусматривается совместное осуществление прав на технологию по соглашению между правообладателями (ст. 1549 ГК РФ). Если право на ЕТ принадлежит нескольким лицам, они осуществляют это право совместно. Распоряжение правом на технологию, принадлежащим совместно нескольким лицам, осуществляется ими по общему согласию. ГК РФ не предусматривает обязательного письменного оформления согласия всех правообладателей на отчуждение права на ЕТ, а исходит из презумпции наличия согласия всех правообладателей, если сделка по отчуждению совершается одним из них. Сделка, совершенная без получения согласия всех правообладателей, считается оспоримой. Требование о признании сделки недействительной могут предъявить только иные правообладатели, чье согласие не было получено. Оспоримый характер сделки позволяет правообладателям одобрить ее и после совершения. Хотя технология – единый объект, возможны случаи, когда самостоятельно может использоваться не только технология в целом, но и ее отдельные части. Если части ЕТ имеют самостоятельное значение, допускается определение соглашением между правообладателями, право на какую часть технологии принадлежит каждому из них. При этом права на единую технологию в целом продолжают осуществляться совместно.

Передача прав на единые технологии. Согласно ч. 1 ст. 1550 ГК РФ исключительное право на технологию включает в себя возможность распоряжения данным правом. Распоряжение правом на ЕТ осуществляется путем его отчуждения либо предоставления возможности использования технологии по лицензионному соглашению. ГК РФ не исключает возможности заключения смешанных договоров, в которых будут содержаться положения о распоряжении правом на технологию. В таком договоре должны присутствовать все существенные условия, предусмотренные для договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров. Согласно ч. 2 ст. 1550 ГК РФ, отчуждение права на технологию предполагает одновременную передачу прав на все результаты интеллектуальной собственности, входящие в состав единой технологии. Как исключение допускается передача права на часть технологии, если данная часть может использоваться независимо от иных частей технологии.

описание единой технологии, передача права на которую осуществляется, перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой техноло-гии, сроки действия документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств);

план реализации единой технологии, обеспечивающий практическое применение единой технологии на территории РФ и достижение определенных экономических или иных показателей в результате ее практического применения;

порядок и сроки представления отчетности о выполнении плана реализации единой технологии лицом, приобретшим право на единую технологию;

обязанность лица, приобретшего право на единую технологию по договору о отчуждении права на единую технологию, выдать безвозмездную простую (неисключительную) лицензию субъекту, указанному лицом, осуществляющим от имени РФ распоряжение правом на единую технологию, если впоследствии возникнет необходимость применения единой технологии для обеспечения обороны и безопасности РФ.

Ограничения права на единые технологии. Для получения правовой охраны единая технология, как и иные результаты интеллектуальной деятельности, должна иметь объективную форму выражения. Кроме того, она должна быть практически применимой, т. е. носить прикладной характер. Согласно ст. 1545 ГК РФ, обладатель права на единую технологию обязан осуществить внедрение, т. е. практическое применение технологии. Таким образом, в отличие от обладателей прав на большинство результатов интеллектуальной деятельности, обладатель права на ЕТ не может не использовать созданный им объект. При переходе права на технологию к новому правообладателю переходит и обязанность использовать данную единую технологию.Срок действияправовой охраны исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в единую технологию, определяется не в целом, а в отношении каждого из составляющих технологию объектов интеллектуальной собственности.

Нарушение и защита прав на единые технологии. Гражданский кодекс РФ допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии. Лицо, которому принадлежит право на технологию, выбирает тот способ правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии (ст.1544 ГК РФ).

Вопросы для повторения

1. Назовите основные источники права в области правовой охраны информации.

2. Назовите и охарактеризуйте основные признаки информации как объекта правовой охраны.

3. Перечислите субъекты права на информацию.

4. Назовите основные права субъектов права на информацию.

5. В чем заключается нарушение права на информацию?

6. Каковы способы защиты права на информацию?

7. Перечислите виды тайн, которые ограничивают граждан РФ в получении, использовании и распространении той или иной информации.

8. Назовите основные источники права в области охраны прав на коммерческую тайну и на секрет производства.

9. Назовите и охарактеризуйте основные признаки коммерческой тайны и секрета производства.

10. Кто может быть субъектом права на коммерческую тайну и секрет производства?

11. Какими правами обладают субъекты права на коммерческую тайну и ноу-хау?

12. В чем заключается нарушение права на коммерческую тайну и ноу-хау?

13. Каковы способы защиты права на коммерческую тайну и секрет производства?

14. Охарактеризуйте уголовную ответственность за нарушение коммерческой тайны.

15. Какими важнейшими необходимыми признаками должна обладать программа для ЭВМ (база данных) для того, чтобы иметь статус коммерческой тайны и секрета производства?

17. Какие меры для сохранения конфиденциальности коммерческой тайны и ноу-хау – программного продукта – должен предпринять ее владелец?

18. В чем заключается возможный конфликт между авторским правом и правом на охрану компьютерных программных продуктов законодательством о коммерческой тайне и ноу-хау? Каковы способы разрешения такого конфликта?

20. Охарактеризуйте структуру доменного имени.

21. Функции каких средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) может выполнять доменное имя? Почему?

22. Охарактеризуйте систему регистрации доменных имен.

23. Назовите субъектов права на доменное имя.

24. Какими правами обладает владелец доменного имени?

25. В чем заключается нарушение прав владельца доменного имени?

26. Как осуществляется защита прав на доменное имя?

28. Назовите основные источники права, регулирующие правоотношения в области единых технологий.

22 декабря 2020 года был принят Закон[1], согласно которому с 1 января 2022 года изменяется порядок определения принадлежности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности[2] (далее – РИД), которые создаются по заказу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, или могут быть созданы в результате выполнения работ по заключенному с указанными субъектами государственному контракту (далее – государственный контракт).

Законом, в частности, вводится новая статья 1240.1 и вносятся изменения в статьи 1298, 1373, 1471 ГК РФ, а также признаются утратившими силу положения ГК РФ и иных федеральных законов по вопросу использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии[3].

Почему этот Закон важен?

С 2022 года исключительное право или право на получение патента на РИД[4], созданный по государственному контракту, в большинстве случаев по умолчанию будет принадлежать государству, причем оставить такое исключительное право за лицом, которое такой РИД создало, в прямо установленных Законом случаях будет невозможно.

Принятый Закон важен для всех лиц, выступающих исполнителями по государственным контрактам и создающим по заказу государства, например, архитектурные решения, различные научные разработки или программное обеспечение для нужд государства.

[2] Речь идет об объектах авторского права (в том числе программах для ЭВМ), изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, секретах производства (ноу-хау), селекционных достижениях, топологиях интегральных микросхем.

[3] Под единой технологией понимается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (ст. 1541 ГК РФ, утрачивающая силу с 1 января 2022 года).

[4] Далее по тексту при упоминании исключительного права также подразумевается и право на получение патента.

Что изменится?

На настоящий момент исключительное право на РИД может принадлежать государству, если стороны прямо это предусмотрели в государственном контракте, если контрактом этот вопрос не разрешен – исключительное право остается за исполнителем, который, в свою очередь, обязан предоставить государственному заказчику право использовать РИД безвозмездно (ст. 1298, 1373 ГК РФ).

В соответствии с внесенными Законом изменениями, принадлежность исключительного права на такие РИДы с 2022 года будет определяться следующим образом:


Таким образом, Законом прямо устанавливаются случаи принадлежности исключительного права на РИД только государству, когда невозможно установить иное регулирование указанного вопроса государственным контрактом. Важно, что стороны государственного контракта не смогут согласовать и условия перехода исключительного права государству (например, только после полной оплаты работ), что являлось довольно серьезной защитой интересов исполнителя.

Создание РИДа, непосредственно связанного с обеспечением обороны и безопасности

К РИДам, которые могут создаваться для обеспечения обороны и безопасности, Закон прямо относит: программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)[1].

В части объектов авторских прав Закон ограничивается только упоминанием программ для ЭВМ и баз данных, из чего следует, что иной объект авторских прав (например, произведение литературы или архитектуры), создаваемый по государственному контракту, не может рассматриваться как непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, и исключительное право на которое по умолчанию принадлежит Российской Федерации.

Такие РИДы должны создаваться в рамках государственных программ или при выполнении государственного оборонного заказа, осуществление которых обеспечивают Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МВД России, Росгвардия, либо являться их или подведомственных им государственных учреждений собственными разработками.

Исключительное право на такие РИДы по общему правилу возникает у Российской Федерации, но могут быть исключения, которые должны быть прямо предусмотрены ГК РФ. Закон устанавливает, что подобные исключения должны определяться Президентом РФ:

  • в случаях и в порядке, определенном Президентом РФ, исключительное право на РИД может возникать у исполнителя. Закон не устанавливает, в какой форме такие случаи и порядок должны определяться Президентом РФ.
  • на основании представления[2] уполномоченного органа по решению Президента РФ, принадлежащее Российской Федерации исключительное право может передаваться возмездно или безвозмездно исполнителю или иному российскому юридическому лицу, заинтересованному и обладающему возможностями для внедрения РИДа.

Российская Федерация, которой принадлежит исключительное право на РИД, может по требованию исполнителя предоставить ему право использования РИДа на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Важно, что в указанном случае государство может отказать в предоставлении такой лицензии исполнителю.

Создание РИДа за счет средств федерального или муниципального бюджета

Исключительное право на созданный при выполнении государственного контракта РИД будет принадлежать Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при наступлении одного из прямо перечисленных в Законе условий (см. выше). Принадлежность исключительного права конкретному публичному образованию определяется в зависимости от того, от имени кого выступает государственный заказчик и за счет средств какого бюджета государственный контракт заключен.

Условие о принадлежности исключительного права публичному образованию, когда создается РИД, необходимый для предоставления государственных услуг либо для осуществления государственных функций, представляется достаточно широким и размытым, что может позволить обосновать необходимость использования почти любого РИДа по указанному основанию и, соответственно, принадлежность исключительного права именно государству. Установленный Законом перечень не является исчерпывающим и иными законами также могут устанавливаться условия, при которых исключительное право на РИД будет принадлежать публичному образованию.

Исполнитель вправе использовать такой РИД, исключительное право на которое принадлежит публичному образованию, на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Из Закона следует, что такое право у исполнителя должно быть даже без прямого на это указания в государственном контракте.

Предоставление безвозмездной лицензии государству

Если исключительное право принадлежит не публичному образованию, правообладатель обязан по требованию государственного заказчика предоставить указанному им лицу возможность использования созданного РИД безвозмездно на условиях неисключительной лицензии. Если правообладатель произвел отчуждение исключительного права другому лицу, такое лицо тоже обязано продолжить предоставлять лицензию на указанных условиях и оно, не будучи связанным условиями государственного контракта, в любом случае не сможет отказать государству в выдаче лицензии. Следует отметить, что существует риск распространения данного правила также и на правообладателей, не являющихся стороной государственного контракта, а, например, привлеченных в качестве субподрядчиков.

Отношения с третьими лицами

В Законе осталось без изменения правило об обязанности исполнителя, который привлекал для создания РИДа по государственному контракту третьих лиц или своих работников, заключить с такими лицами соглашения об отчуждении исключительного права или лицензионные соглашения, чтобы обеспечить передачу исключительного права на РИД в полном объеме государству. За третьими лицами исключительное право может оставаться по согласованию с исполнителем только если исключительное право на РИД, созданный по государственному контракту, не должно принадлежать государству.

Закон прямо не регулирует последствия не приобретения исполнителем исключительного права на РИД у третьих лиц, хотя этот вопрос является достаточно важным. Государство может нести значительные риски в связи с использованием такого РИДа в отсутствие согласия третьего лица. Подход, при котором будет считаться, что государство в любом случае получает возможность использования РИДа, созданного третьим лицом, даже если последнее не передавало исключительного права исполнителю или напрямую государству, не может соответствовать принципам права и смыслу закона в предлагаемой редакции, однако, учитывая размытости формулировок Закона, существует риск, что суды могут при возникновении споров толковать такие формулировки в пользу государства.

Законом также устанавливается возможность распоряжения исключительным правом на РИД только по решению государства при режиме совместного обладания правом[3]: публичное образование по своему решению может выдать лицензию третьему лицу, привлекаемому после создания РИД для выполнения работ поставок продукции для государственных нужд, лишь предупредив об этом исполнителя, с которым они совместно обладают исключительным правом, но не дожидаясь от него на это согласия.

Когда Закон вступает в силу?

Закон вступает в силу с 1 января 2022 года. Закон не имеет обратной силы и будет применяться только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2022 года, а также к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 января 2022 года по ранее возникшим правоотношениям.

[1] Такие ноу-хау должны будут подлежать учету в Реестре результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, который будет вести Минобороны России в порядке, определяемом Правительством РФ.

[2] Содержание представления и порядок его подготовки определяются Правительством Российской Федерации.

[3] По общему правилу, лица, совместно обладающие исключительным правом на РИД должны распоряжаться им по соглашению.

1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология).

В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил настоящего раздела, в том числе технические данные, другая информация.

2. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

3. Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта (статья 1240) принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. В состав единой технологии могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание.

Статья 1543. Сфера применения правил о праве на технологию

Правила настоящей главы применяются к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.

Указанные правила не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита.

Статья 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности

1. Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (исполнителю), принадлежит право на созданную технологию, за исключением случаев, когда это право в соответствии с пунктом 1 статьи 1546 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.

2. Лицо, которому в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежит право на технологию, обязано незамедлительно принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные меры), если такие меры не были приняты до или в процессе создания технологии.

3. В случаях, когда настоящий Кодекс допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, лицо, которому принадлежит право на технологию, выбирает тот способ правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии.

Статья 1545. Обязанность практического применения единой технологии

1. Лицо, которому в соответствии со статьей 1544 настоящего Кодекса принадлежит право на технологию, обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение).

Такую же обязанность несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это право в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

2. Содержание обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 1546. Права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на технологию

1. Право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит Российской Федерации в случаях, когда:

1) единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

2) Российская Федерация до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения;

3) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

2. Право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации, принадлежит субъекту Российской Федерации в случаях, когда:

1) субъект Российской Федерации до создания единой технологии или в последующем принял на себя финансирование работ по доведению технологии до стадии практического применения;

2) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

3. В случаях, когда в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи право на технологию принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 2 статьи 1544 настоящего Кодекса принять меры для признания за ним и получения прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности для последующей передачи этих прав соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

4. Управление правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Управление правом на технологию, принадлежащим субъекту Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

5. Распоряжение правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, осуществляется с соблюдением правил настоящего раздела.

Особенности распоряжения правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, определяются законом о передаче федеральных технологий.

Статья 1547. Отчуждение права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации

1. В случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 и пунктом 2 статьи 1546 настоящего Кодекса, не позднее чем по истечении шести месяцев со дня получения Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимых для практического использования этих результатов в составе единой технологии, право на технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения.

В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 1546 настоящего Кодекса, право на технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения, незамедлительно после того, как Российская Федерация утратит необходимость сохранения этих прав за собой.

2. Отчуждение Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации права на технологию третьим лицам осуществляется по общему правилу возмездно по результатам проведения конкурса.

В случае невозможности отчуждения принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации права на технологию на конкурсной основе такое право передается по результатам проведения аукциона.

Порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации права на технологию, а также возможные случаи и порядок передачи Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации права на технологию без проведения конкурса или аукциона определяются законом о передаче технологий.

3. Преимущественное право на заключение с Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации договора о приобретении права на технологию имеет при прочих равных условиях исполнитель, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии.

Статья 1548. Вознаграждение за право на технологию

1. Право на технологию предоставляется безвозмездно в случаях, предусмотренных статьей 1544 и пунктом 3 статьи 1546 настоящего Кодекса.

2. В случаях, когда право на технологию отчуждается по договору, в том числе по результатам конкурса или аукциона, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за это право определяются соглашением сторон.

3. В случаях, когда внедрение технологии имеет важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны или безопасности Российской Федерации, а размер затрат на ее внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию, передача права на такую технологию Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или иным правообладателем, получившими соответствующее право безвозмездно, также может осуществляться безвозмездно. Случаи, в которых допускается безвозмездная передача права на технологию, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 1549. Право на технологию, принадлежащее совместно нескольким лицам

1. Право на технологию, созданную с привлечением бюджетных средств и средств других инвесторов, может принадлежать одновременно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, другим инвесторам проекта, в результате осуществления которого создана технология, исполнителю и иным правообладателям.

2. Если право на технологию принадлежит нескольким лицам, они осуществляют это право совместно.

Распоряжение правом на технологию, принадлежащим совместно нескольким лицам, осуществляется ими по общему согласию.

3. Сделка по распоряжению правом на технологию, совершенная одним из лиц, которым совместно принадлежит право на технологию, может быть признана недействительной по требованию остальных правообладателей из-за отсутствия у лица, совершившего сделку, необходимых полномочий в случае, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об отсутствии этих полномочий.

4. Доходы от использования технологии, право на которую принадлежит совместно нескольким правообладателям, а также от распоряжения этим правом распределяются между правообладателями по соглашению между ними.

5. Если часть технологии, право на которую принадлежит нескольким лицам, может иметь самостоятельное значение, соглашением между правообладателями может быть определено, право на какую часть технологии принадлежит каждому из правообладателей. Часть технологии может иметь самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от иных частей этой технологии.

Каждый из правообладателей вправе по своему усмотрению использовать соответствующую часть технологии, имеющую самостоятельное значение, если иное не предусмотрено соглашением между ними. При этом право на технологию в целом, а также распоряжение правом на нее осуществляется совместно всеми правообладателями.

Доходы от использования части технологии поступают лицу, обладающему правом на данную часть технологии.

Статья 1550. Общие условия передачи права на технологию

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, лицо, обладающее правом на технологию, может по своему усмотрению распоряжаться этим правом путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору или по иной сделке, в том числе по договору об отчуждении этого права, по лицензионному договору либо по иному договору, содержащему элементы договора об отчуждении права или лицензионного договора.

Право на технологию передается одновременно в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое. Передача прав на отдельные результаты из числа указанных результатов (на часть технологии) допускается лишь в случаях, когда часть единой технологии может иметь самостоятельное значение в соответствии с пунктом 5 статьи 1549 настоящего Кодекса.

Статья 1551. Условия экспорта единой технологии

1. Единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.

Право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности.

2. Сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. .

1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология).

В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил настоящего раздела, в том числе технические данные, другая информация.

2. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

3. Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта (статья 1240) принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. В состав единой технологии могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание.

Комментарий к Ст. 1542 ГК РФ

Технология - совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства (Ожегов С.И. Словарь русского языка).

Технология в более широком смысле - это определенная совокупность информации, которая требуется для организации той или иной деятельности (производственные технологии, PR-технологии, банковские технологии и т.д.). В состав технологии могут входить различные результаты интеллектуальной деятельности в разнообразных сочетаниях (например, новое электронное устройство как изобретение, его дизайн, программное обеспечение, методика производства компонентов и сборки, состав и конструкция производственного оборудования - составные части технологии создания изделия). Технология может сама являться секретом производства (ноу-хау) или включать его в качестве составной части.

Статья 1542 ГК выделяет в качестве объекта права не всякую технологию, а лишь отвечающую нескольким требованиям:

1. Объективная форма.

Исходя из аналогии с п. 3 ст. 1259 ГК, можно заключить, что в качестве объективной формы рассматривается любое выражение информации, доступное для восприятия другими людьми, в том числе устное.

Технология представляет собой сложный объект (ст. 1240 ГК РФ), результат интеллектуальной деятельности, включающий в себя другие результаты интеллектуальной деятельности в качестве составных частей. В составе технологии они объединены общим назначением. Интересно, что в состав единой технологии могут входить и результаты интеллектуальной деятельности, в отдельности не подлежащие правовой охране (например, расписание движения транспортных средств как часть технологии управления движением).

3. Практическая применимость.

Предназначение технологии как совокупности информации - служить направляющей основой для той или иной практической деятельности. Сферы этой деятельности определены очень широко ("в гражданской или военной сфере"), что позволяет применять положения гл. 77 ГК к любым технологиям, а не только связанным с производством. В п. 1 ст. 1542 ГК единая технология названа результатом научно-технической деятельности. Исходя из этого, можно предположить, что соответствующие нормы рассчитаны в первую очередь на промышленные технологии. Однако термины "техника" и "техническая деятельность" достаточно многозначны (скажем, "юридическая техника" или "техника управления"), поэтому представляется оправданным применение норм гл. 77 ГК РФ к технологиям, не связанным с техникой в узком смысле этого слова (например, управленческие технологии, финансовые, информационные и др.).

Технология, отвечающая указанным трем требованиям, названа единой. Тем не менее "растворения" составных частей в новом едином объекте не происходит, как не растворяются отдельные части в составном произведении (ст. 1260 ГК РФ). Вхождение результата интеллектуальной деятельности в состав единой технологии не влияет на действительность и защиту исключительных прав в отношении этой составляющей. Поскольку единая технология является сложным объектом, на нее в полной мере распространяются нормы ст. 1240 ГК ("Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта"). Обладателем прав на единую технологию по общему правилу признается не ее непосредственный создатель или создатели, а организатор создания технологии. Однако право использовать результаты чужой интеллектуальной деятельности в составе технологии он получает только на основании договоров с обладателями исключительных прав на эти составные части (разумеется, если таким правообладателем не является сам организатор создания технологии).

Другой комментарий к Ст. 1542 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Основное нормативное требование, позволяющее признать научно-технический результат "единой технологией", - использование при создании такого результата некой совокупности решений, относящихся (в соответствии со ст. 1225 ГК РФ) к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности (изобретениям, программам ЭВМ и др.). В практике этот критерий единой технологии в каждом случае, очевидно, должен определяться экспертным путем (в Кодексе он сформулирован в самой общей форме). Нуждается в уточнении и сам термин "единая технология", поскольку он может быть применен к любой технологии, используемой в практической деятельности. Не говоря уже о том, что количество охраноспособных решений не всегда свидетельствует об уровне инновационных достижений.

Второе существенное требование - завершенные разработки должны быть "выражены в объективной форме". Необходимой формой завершения любых научно-технических разработок всегда служит техническая и иная документация, иначе они не могут быть включены в экономический оборот. Именно для этого необходимо их воплощение в материальные носители, что обусловлено, как уже отмечалось в литературе, присущей интеллектуальным продуктам двойственной природой - содержательной сутью и вещественной формой.

2. В процессе оформления охраны объектов интеллектуальных прав и их защиты следует руководствоваться не только нормами, содержащимися в специальных разделах части 4 ГК, посвященных патентным правам (гл. 72), авторским правам (гл. 70) и др. В каждом случае следует также принимать во внимание соответствующие нормы общих положений (гл. 69), в частности, касающиеся распоряжения исключительными правами, защиты исключительных прав и др.

3. В введенных в ГК нормах о сложных объектах (ст. 1240) установлен исчерпывающий перечень сложных объектов. В их число, наряду с объектами авторского права и смежных прав, включены единые технологии. Эти нормы определяют особый порядок распоряжения правами на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав сложного объекта. Они устанавливают изъятия из общих правил, регулирующих распоряжение исключительными правами (ст. ст. 1233 - 1235) в целях защиты интересов "лица, организовавшего создание сложного объекта". Во-первых, презюмируется, что если в договоре о предоставлении прав на использование заказного результата не указано иное, то такой договор признается договором об отчуждении прав. Тогда как, согласно общим правилам, договор, в котором прямо не указано, что исключительное право передается в полном объеме, считается лицензионным договором. Во-вторых, лицензионные договоры на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта не могут быть ограничены каким-либо сроком (в пределах действия исключительных прав) и не могут содержать условия, ограничивающие права лицензиата на использование объекта договора, такие условия признаются ничтожными. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи эти правила распространены на отношения, связанные с созданием единых технологий.

Действительно, процесс создания инновационных достижений в современных условиях нередко базируется на научно-технической кооперации, что обусловлено глубокой специализацией, особенно в области высоких технологий. Возникает необходимость в использовании готовых научно-технических результатов, принадлежащих сторонним обладателям, а также в привлечении субисполнителей, которые разрабатывают отдельные узлы, входящие в состав единой технологии.

В этих случаях нормы о сложных объектах могут применяться к договорным отношениям между правообладателями и исполнителем работ по созданию единой технологии, предметом которых является отчуждение прав или предоставление лицензий на охраняемые (готовые) объекты. В равной мере они могут применяться к договорным условиям о правах на заказные разработки, выполняемые субисполнителями.

Нельзя также не обратить внимание на достаточно существенные различия в составе субъектов и самой структуре договорных отношений, возникающих в связи с созданием технологий и других сложных объектов, относящихся к сфере авторских и смежных прав. Так, продюсер кинофильма - это заказчик и инвестор фильма. Он вступает в договорные отношения с авторами будущего фильма - режиссером, сценаристом, композитором, а также актерами, художниками, операторами и другими участниками съемок, чьи творческие результаты будут использованы в фильме. Предмет такого договора - создание фильма и приобретение прав на его использование. В то время как "лицо, организовавшее создание единой технологии", является лишь исполнителем работ, которые финансируются заказчиком этих работ. Здесь нормы о сложных объектах регулируют лишь "промежуточные" договорные отношения (об отчуждении прав или предоставлении лицензий) между исполнителем работ и обладателями прав на отдельные решения, использованные в сложном объекте. В то время как договорные отношения о создании единой технологии, а следовательно, и о правах на единые технологии в целом определяются договором исполнителя с заказчиком единой технологии и специальными нормами комментируемой главы (см. п. 1 ст. 1544 и ст. 1546 ГК РФ). Исполнитель научно-технических разработок выступает, таким образом, в двух лицах: как обладатель прав на отдельные "чужие" решения, включенные в единую технологию, и как разработчик единой технологии в целом. Заметим также, что, в отличие от других сложных объектов, "единая технология" не отнесена ГК к самостоятельному виду объектов исключительных прав, хотя и представляет собой результат интеллектуальной деятельности, содержащий отдельные охраноспособные решения.

Следует иметь в виду, что разработкой новых технологий обычно занимаются организации с высоким научным и техническим потенциалом. Авторами узловых охраноспособных решений, которые входят в состав единой технологии, могут быть сотрудники организации-разработчика. Полученные этими сотрудниками патентоспособные решения относятся к служебным продуктам. Исключительные права (т.е. не только право использования, но и право распоряжения) на такие продукты принадлежат работодателю, независимо от того, относится ли разработка к единым технологиям. Исключительные права у организации - исполнителя работ возникают в этом случае в силу трудовых отношений с сотрудниками - авторами изобретений, программ ЭВМ и других охраноспособных решений, полученных в процессе выполнения работ, в соответствии с нормами ГК о служебных продуктах. К этим отношениям нормы о сложных объектах неприменимы.

Читайте также: