Право и другие социальные нормы как регулятивная основа политической системы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сторонники этой теории (Гуго Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев) полагали, что кроме права, которое ус­танавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Их никто – ни общество, ни государство – человеку не даруют, они – эти права – являются условиями сущест­вования человека и его жизнедеятельности. Среди них право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следова­тельно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естествен­ных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) - это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обы­чаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость.

Теория естественного права, таким образом, снимала, по сущест­ву, проблему происхождения права, делая упор на изначальном при­сутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав. Тем самым она уходила от изучения и объяснения объективных процессов возникновения суммы прав у каждого человека, в ее абстрактное признание.

2. Теологическая теория (Фома Аквинский (ХII-ХIII вв.) утверждает о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действу­ющего права. Эта теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были да­ны человечеству Богом.

3. Исто­рическая школа права обращается к реальным процессам возникно­вения права. Она сложилась в первой половине XIX века в Германии. В работах Савиньи утверждается, что право не созда­ется законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно также, как появляется язык.

4. Марксистская теория происхождения права утверждает, что с появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и об­разованием государства появились правила поведения, исполнение ко­торых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.

Отдельные вопросы происхождения права рассматриваются и в таких теориях, как психологическая, позитивистская (нормативная), социологическая, и в ряде других.

Право и государство в политической системе общества

Понятие и структура политической системы общества. Ее основные субъекты: государство, политические партии, движения и т.п.

Право как регулятивная основа политической системы.

Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

4. Государство и церковь.

1. Понятие и структура политической системы общества. Ее основные субъекты: государство, политические партии, движения и т.п.

Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляю­щих определенные политические функции. Эти социальные институ­ты – государство, политические партии, политические движения, группы давления, профсоюзы и другие организации и движения, участвуют в сфере общественной жизни, где ядром явля­ется завоевание, удерживание и использование власти.

Сфера жизни общества – власть, суверенитет, свобода личности – затрагивает интересы множества людей и становится политической сферой. Именно здесь взятые в комплексе отношения больших групп людей по поводу завоевания, удержания и использования власти, су­веренитета (государственного, экономического, национального), обеспечения свободы личности, организации самоуправления и т.п. порождают то качество жиз­ни общества, которое именуется политическим .

Политика начинается там, где те или иные общественные образо­вания, их действия и решения, т.е. та или иная деятельность государства, партий, иных организаций, затрагивают жизненные интере­сы множества людей.

Основными компонентами политической системы являются:

1. Политические и правовые нормы — сложившиеся или установ­ленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политичес­кими институтами .

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией , так происходит формирование элементов поли­тической организации общества.

2. Политическая структура — совокупность политических, государ­ственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними.

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение назы­вается органом . Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осущест­вляющих властные управленческие функции в обществе с четко выра­женной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

3. Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразова­ние и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно вы­делить несколько четко выраженных состояний:

1) политическое отчуждение – оно выражает­ся в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, полити­ческой;

2) политическая пассивность — это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политичес­кой самостоятельности;

3) политическая активность – стремление и возмож­ность, воздействуя на политическую власть или непосредственно ис­пользуя ее, реализовать свои интересы.

4. Политическое сознание и политическая культура . Под полити­ческим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и на­правляющих поведение людей в сфере политических отношений. В поли­тическом сознании выделяются два уровня организации: концептуаль­ный — политические теории, доктрины, программы, учения; обыден­ный — несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культура — это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений.

Политической системе присущи свои, собственные функции:

1) политического руководства обществом и управления его дела­ми – главная функция, так как отражает назначение политической системы;

2) интеграционная функция . Ее назначение – объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое;

3) регулятивная предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе. Регулятивная функция определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т.д.;

4) политико-идеологическая , призванная проводить в жизнь опре­деленные концепции, теории, лозунги, привлекательные для населе­ния, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти.

2. Участие в формировании политического курса государства.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества испол­нительных органов и правоприменительной деятельности государст­венных органов.

4. Контроль за государственными органами и процессом управле­ния страной.

Государство в свою очередь воздействует на политические партии по следующим каналам:

а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию;

б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложе­ние их предприятий.

Наряду с политическими партиями надо выделять и политические, национальные движения как элементы политической системы. Это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические, нацио­нальные, культурные движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные ко­митеты, президиумы и т. п.).

2. Право как регулятивная основа политической системы

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

• служит одним из средств связи между обществом и его поли­тической системой (в законах, принимаемых государствен­ными законодательными органами, выражаются интересы большинства, различных слоев, классов, групп населения);

• аккумулирует волю общества, всех его политических сил:

• интегрирует общество, делает политическую систему ста­бильной (в частности, конституции и законы обычно на дли­тельный период закрепляют систему политических институ­тов, правовую основу взаимоотношений между ними, уст­ройство государства и т.п.);

• устанавливает правовые формы организации, функциониро­вания и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.

• субъекты политической организации — государство, поли­тические партии, движения, общественные объединения и т.п. — легитимированы в правовых актах (конституции, за­конах, подзаконных актах) и должны действовать в их рам­ках.

3. Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества

Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является го­сударство с присущими ему специфическими признаками.

Во-первых, это способность к интеграции общества. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный поря­док и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.

Похожие страницы:

Шпаргалки по Теории государства и права (2)

. юриспруденции". В некоторых учебниках по теории государства и права 50-х годов термин "субъективное право" даже не фигурировал . университете. Полностью его "Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права" были изданы посм .

Курс лекций по Теории государства и права

. взаимосвязь теории государства и права с отраслевыми науками не вызывает сомнений. По отношению к ним теория государства и права выступает как .

Теории происхождения государства и права (1)

. Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994. Лысенко В.А Курс лекций по теории государства и права. Б., 2009. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. Общая теория права и государства: Учебник .

Теория государства и права (28)

. изданиях по теории государства и права, имеют в виду именно позитивное право. В отличие от естественного права позитивное право в юридической .

Теория государства и права (35)

. учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко . , при всем обилии и разнообразии литературы по теории государства и права, я бы порекомендовал Вам, читатель, обратить .

Право и другие социальные нормы, как регулятивная основа политической
системы.

Все структурные элементы политической системы общества созданы с определёнными политическими целями и потому вынуждены действовать в рамках законодательно оформленного порядка. Право же, как и государство неразрывно связано с политической системой общество и оказывает на неё существенное влияние. Выступая нормативной основой право аккумулирует волю общества, интегрирует сообщество, делая политическую систему стабильной (например, конституция обычно на длительный период закрепляет систему политических институтов, основу взаимоотношений между ними, устройство государства, а следовательно, и основы политической системы общества) . В демократических политических системах (в основном демократических, или смешанных) отношения по поводу государственной власти (завоевание, удержание, использование) облекается в правовую форму. Право служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (например в законах, принимаемых государственными органами, как правило, учитывается воля народа) . Непременным атрибутом нормативной основы системы являются социальные нормы. Примером могут служить нормы семейного, трудового, гражданского права, принципы и нормы морали, традиции, обычаи, регулирующие неполитические по своему характеру и содержанию отношения. Влияние таких принципов и норм на политическую жизнь осуществляется не прямо, непосредственно, а через их взаимосвязь с системой политических принципов и норм, т. е. опосредованно.

Нормативная основа политической системы общества выступает в качестве важнейшего средства регулирования политических отношений, обеспечивает определенный уровень организованности и стабильности как отдельных политических институтов, так и политической системы в целом.

Нормативную основу политической системы составляют социальные нормы и принципы, регулирующие отношения политического характера. Это касается как норм права, так и моральных, обычных и корпоративных норм.

Предметом регулирования этих норм являются политические отношения, возникающие в обществе в процессе осуществления политической власти либо по её поводу. Политический аспект содержания принципов и норм выступает в качестве основного критерия включения их в нормативную основу. В то же время существует целая группа принципов и норм, которые оказывают влияние на политическую систему опосредованно.

Таким образом, нормативная основа политической системы общества является весьма сложным образованием, состоящим из следующих компонентов:

- правовых принципов и норм, имеющих политическое содержание;

- корпоративных принципов и норм элементов политической системы общества;

- принципов и норм морали.

В большей мере политические отношения опосредуются нормами права. Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и других элементов политической системы их взаимоотношений с государством способствует их организационному укреплению, повышению эффективности деятельности, реализации программных целей.

В России правовую основу функционирования политической системы общества составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, регламентирующие отношения в политической сфере. Эти документы принимаются на референдуме либо представительными органами государственной власти.

В то же время, право не может регулировать все политические отношения, т. к. не все они находятся в сфере правового регулирования.

В силу этого, механизм социального регулирования политических отношений дополняется другими социальными нормами и принципами. Они оказывают регулирующее воздействие не только на те политические отношения, которые находятся вне сферы правового регулирования. Определенным образом социальные нормы не юридического характера оказывают дополнительное воздействие на отношения, регулируемые правом. Степень совпадения содержания различных социальных норм и является показателем политической зрелости общества, стабильности его политической системы.

Таким образом, государство является не только самостоятельным субъектом политических отношений, но и создает необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности других элементов политической системы, для осуществления политических прав и свобод граждан.

Типы политических систем

Исторические типы политических систем обусловлены историческими типами государств.

Существуют различные подходы к классификации политических систем общества. Наибольший интерес с точки зрения теории государства и права представляет их классификация на основе тех производственных отношений, которые сложились в конкретном обществе. Исходя из вышеназванного критерия, можно выделить в самом общем виде три типа политических систем общества:

При этом все другие элементы политической системы становятся зависимыми от государства, вынуждены выступать проводниками государственной политики. Политические нормы и политические отношения, при этом, выступают в качестве производных от политики правящей социальной группы, в качестве которой выступают олигархи, чиновники или партийно-бюрократический аппарат. А такие элементы как политическое сознание и политическая культура в зависимости от уровня образования граждан могут находится либо в зависимом положении, либо вступать в противоречие с другими её элементами, что подрывает стабильность в обществе и приводит к социальным потрясениям.

Конвергенционные (интегративные) политические системы характерны для постиндустриальных цивилизованных обществ. Они сложились в наиболее развитых демократических странах в конце XX в.

Политические системы в этих странах основываются на высокой степени согласованности между их различными элементами. Государство выступает здесь как регулятор социально-ориентированной рыночной экономики, как гарант обеспечения прав, свобод и законных интересов всех членов общества. Оно стремится стать подлинно правовым, обеспечивает равные условия представителям различных социальных групп, функционирует наряду с институтами гражданского общества. При этом государство не руководит обществом, а служит ему, становясь его инструментом в регулировании общественных отношений.

Такая система также не избавлена от определенных противоречий между различными индивидами и социальными группами. Но эти противоречия разрешаются на основе юридического равенства всех субъектов в цивилизованных государственно-правовых формах. Процесс разрешения этих противоречий обеспечивает поступательное развитие общества, служит гарантией недопущения застойных явлений.

Основные направления развития политической системы:

- совершенствование законодательства, регламентирующего процесс создания и деятельности основных элементов политической системы;

- повышение политической культуры населения;

- расширение демократических прав и свобод граждан;

- расширение социальной базы политических партий и общественных объединений;

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: