Практическая деятельность в школе это

Обновлено: 06.07.2024

Практические методы обучения — это методы, целью которых является формирование знаний и умений ученика в процессе практической деятельности.

Они включают такие приемы, как:

  1. Построение плана выполнения задания.
  2. Постановку конкретной задачи.
  3. Оперативное стимулирование и поощрение.
  4. Контроль и регулирование.
  5. Предварительную проверку результатов (тестирование).
  6. Выявление, анализ и корректировку ошибок.

Практические методы могут применяться в комплексе с наглядными и словесными, но, по сравнению с ними, предполагают большую самостоятельность учащегося в обучении.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды практических методов

В образовательном процессе используют такие практические методы, как:

  • упражнения;
  • лабораторные работы;
  • практические работы;
  • учебно-трудовые задания;
  • познавательные игры.

Каждый из этих методов обладает собственными характеристиками.

Упражнения

Упражнение — это многократное выполнение умственных или прикладных действий для того, чтобы овладеть ими или улучшить их качество.

Этот вид практических заданий применяется при изучении любых предметов, на всех этапах образовательного процесса. Характер и методика упражнений зависят от материала, учебного предмета, возраста ученика и других факторов.

Упражнения могут быть:

  1. Устными — используются для овладения техникой и культурой речи и устным счетом, развития логического мышления, познавательных способностей, навыков повествования, изучения иностранных языков. В зависимости от возраста и умственных способностей учащихся устные упражнения могут быть более или менее сложными.
  2. Письменными — играют ключевую роль в формировании навыков письма и письменной речи, развитии мелкой моторики и других умений. К письменным упражнениям относятся: диктанты, сочинения, эссе, доклады, конспекты, описания опытов, отчеты и рапорты, решение математических и физических задач и т. д.
  3. Графическими — способствуют развитию пространственного восприятия и мышления, запоминанию и закреплению материала. Это любые виды работ по составлению чертежей, схем, графиков, технологических карт, оформлению стендов, альбомов, зарисовок, рисования с натуры и т. д. Часто они выполняются наряду с письменными упражнениями и используются для решения тех же образовательных задач.

Сущность любого вида упражнений в том, что они не являются произвольным набором однотипных действий, а имеют четко установленную последовательность. Важные условия эффективности этого вида обучения — постепенное усложнение заданий, регулярность, а также отсутствие длительных перерывов. Также установлено, что если упражнения сопровождаются комментариями преподавателя, то учащиеся осваивают их намного быстрее и качественнее.

Лабораторные работы

Лабораторные работы — один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Как правило, они осуществляются в условиях лабораторий или кабинетов, а предметом изучения становятся различные природные явления и объекты, например, химические вещества.

Лабораторные занятия могут быть:

Они всегда проводятся под руководством учителя. Сначала педагог дает учащимся инструкции:

  • формулирует цель исследования;
  • знакомит с оборудованием;
  • объясняет, в какой последовательности нужно проводить опыт;
  • показывает как вести записи;
  • объясняет, как оформлять результаты работы.

В конце исследования учащиеся должны представить письменный или устный отчет. Учитель следит за процессом и при необходимости консультирует учеников. Важное условие при проведении лабораторных работ — соблюдение техники безопасности.

Практические работы

Данный вид работ проводится после изучения объемных тем и призван обобщить полученные знания. Практические работы осуществляются не только в классе, но и за его пределами (измерения и другие манипуляции на местности или выполнение работ на пришкольной территории).

Практические работы близки по характеру и структуре к лабораторным, но отличаются тем, что учащийся использует теоретически полученные знания для решения прикладных задач. Целями данного метода являются углубление знаний, умений и стимулирование познавательной активности.

Уникальность практических работ в том, что они лучше всего мотивируют учащихся к добросовестному выполнению деятельности, помогая развитию таких важных в трудовой деятельности качеств, как бережливость и практичность.

Плюсы практических работ:

  1. Человек учится скрупулезно планировать трудовой процесс.
  2. Анализирует, как лучше понимать его цели и задачи, а также условия и способы решения этих задач.
  3. Подготавливает инструменты и материалы.
  4. Планирует и составляет графики работы.
  5. Контролирует качество ее выполнения, анализирует результаты, делает выводы и при необходимости корректирует действия.

Выполнение учебно-трудовых заданий

Учебно-трудовые задания отличаются тем, что имеют производственную направленность и способствуют трудовому воспитанию. Выполняя их, учащиеся закрепляют теоретические знания в реальной трудовой деятельности. Необходимым условием эффективности этого метода обучения является присутствие наблюдающей стороны, то есть преподавателя, который комментирует деятельность учеников и организует ее периодическое повторение.

Эффективность практических методов

Практические методы обучения в педагогике считаются наиболее эффективными. Доказательством этого является проведенное в 1980-х годах исследование американского Национального института прикладных поведенческих наук (Вефиль, штат Мэн), целью которого было определение эффективности разных методов обучения, критерием которой являлся средний процент усвоенных знаний.

Наилучшие показатели продемонстрировали именно практические методы обучения, в которых учащийся являлся активным преобразователем процесса. Так, участие в различных дискуссиях и выступления с речью показали 70% эффективность.

Но самыми действенными оказались практические и лабораторные работы, упражнения, инсценировки, имитация реального опыта через игровую деятельность и преподавание другим людям — 90%.

Также оказалось, что обучение в группе способствует гораздо лучшему усвоению материала, чем индивидуальное. Это происходит потому, что выполняя практические действия, у человека есть намерение достичь конкретной цели. Иными словами, практические действия делают осмысленными и полезными знания, полученные в процессе пассивного обучения (прослушивания лекций, просмотра материалов и т. д.).

Тем не менее в педагогике невозможно обойтись только практическими методами, минуя словесные и наглядные. Каждый из них выполняет определенную функцию, без которой невозможно полноценное осуществление образовательного процесса. В любой обучающей деятельности залогом успеха является комплексный подход, который использует сочетание нескольких методов и их взаимное проникновение друг в друга.

Познавательные игры, как практический метод

Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых. Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время усвоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки. Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой.

В современном процессе образования игровые методы применяют в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения отдельных тем и целых учебных разделов;
  • в качестве элемента более широкой технологии;
  • в качестве целого занятия или его отдельных частей;
  • во внеклассной работе.

Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак: четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.

Особенности познавательных игр

Познавательные игры отличаются рядом особенностей:

Мотивационные стимулы познавательных игр

Познавательная игра, по сравнению с другими практическими методами обучения, использует больше всего мотивационных стимулов, таких как:

  • близкий результат;
  • возможность проявить свои умственные и волевые качества;
  • состязательность, достижение победы через демонстрацию лучших знаний и умений, выдержки, сообразительности;
  • совместные эмоциональные переживания участников, которые укрепляют отношения;
  • таинство — неполученный ответ, который стимулирует мозговую активность;
  • равенство участников;
  • возможность примерить разные социальные маски, погрузиться в производственную или иную ситуацию;
  • создание благоприятного эмоционального фона в случае успеха;
  • восприятие неудачи не как личного поражения, а как стимула взять реванш.

Этапы игры

Технология познавательной игры включает несколько последовательных этапов:

Ценность познавательных игр еще и в том, что в процессе у участников происходит снятие эмоциональной напряженности, стресса, скованности. Таким образом, игровой процесс имеет не только познавательную, но и терапевтическую функцию.

Примеры познавательных игр

Игры могут быть:

Примеры практических методов обучения

Цель и задачи: повторить симптомы болезней дыхательной системы, названия врачей-специалистов и методы диагностики заболеваний, закрепить знания о способах профилактики.

Для проведения игры класс делят на три группы:

  • врачи и медсестры;
  • пациенты;
  • эксперты.

В процессе игры пациенты приходят на прием к врачам, изображают симптомы болезней органов дыхания, а задача врачей — выслушать пациентов ,задать профессиональные вопросы и поставить точный диагноз. Эксперты наблюдают за ходом игры и оценивают знания тех и других по данной теме, определяют правильность диагнозов и назначаемых профилактических мер, а также оценивают актерские способности участников. Каждый эксперт ведет записи и ставит баллы врачам и пациентам, а в конце оглашает результаты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Практическая работа в школе.

Эффективность проведения практических работ следует рассматривать с позиции причин, обуславливающих необходимость проведения практических работ и мероприятий.

Для большинства преподавателей практическая работа является неотъемлемой частью преподавания и обучения. Как показывают исследования, наибольшая эффективность усвоения учебного материала в целом связана с выходом на уровень практических умений и составляет порядка 90 %, в то время как при применении наглядных методов учащимися усваиваются менее 50%, а при применении словесных методов – 10 %.

Выделяют основные виды практической деятельности: исследования, лабораторные работы, групповые технологии. Эти мероприятия развивают практические навыки и помогают в формировании понимания научных концепций и явлений.

Практическая работа – это исследование, которое состоит из ряда мероприятий, дополняющих учебный процесс. Практическая работа, на наш взгляд, должна включать научные визиты, опросы, презентации, ролевые игры, моделирование, использование ИКТ, групповое обсуждение. Указанные мероприятия играют важную роль в обучении, а именно формируют научные понятия.

Цели практической работы. Большинство специалистов согласятся с тем, что качественная практическая работа может привлечь учащихся, помочь им развить важные навыки в процессе научного исследования.

Так с целью изучения быта, культуры и особенностей жизненного уклада родного народа, мною было предложено учащейся провести практическую работу, а именно исследование истории народа - мордва. В рамках работы проводилось анкетирование среди учеников начальной школы, в ходе которого установлено, что многие дети не знают о существовании такой народности. Именно результаты анкетирования как одного из видов практической деятельности заинтересовало юного исследователя. После чего мы решили не только провести исследование, в котором будет изучен быт и культура мордвы, но и заинтересовать других ребят и вовлечь их в аналогичную практическую деятельность. В этом и заключается, на наш взгляд, новизна и актуальность исследования.

В любой практической деятельности в начальной школе должны использоваться доступные для учащихся методы исследования, такие как анкетирование, анализ, наблюдение, обобщение, сравнение, сбор информации из тематической литературы.

- ученик определяет цель деятельности, а учитель помогает ему в этом;

- учение открывает новые знания, учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует, учитель помогает организовать познавательную деятельность;

- ученик активен, учитель создает условия для проявления активности;

- ученик - субъект обучения, учитель – партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности, учитель помогает оценить полученные результаты и найти способы совершенствования деятельности.

Самым важным этапом практической деятельности является заключение либо исследовательское суждение практиканта. Учащиеся предварительно подбирают необходимую литературу, изучают тематические материалы, проводят комплекс мероприятий, в том числе привлекая других школьников, обращаются к специалистам в различных областях знаний, которые делятся опытом с ними. Так по результатам исследования на тему быта и культуры мордвы учащаяся умозаключила, что в нашей большой стране с большим колоритом необходимо быть толерантным к каждому, нужно ценить и уважать ценности друг друга, ведь только тогда не будет никаких межнациональных конфликтов. Важно и предоставить возможность исследователям поделится своим трудом с другими школьниками. С этой целью, нам педагогам, следует проводить конференции, фестивали и круглые столы. Итак, практический метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся.

Таким образом, умение целесообразно применять практический метод в педагогической работе является одним из показателей квалификации учителя.

1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- 3-е изд., перераб., М., Просвещение, 1980, 414 с.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981, 186 с.

3. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка. – М., 1983.

4. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях: Пособия для учителя/ Сост. М.Р. Львов. – М., 1996.

Одной их приоритетных задач школы в свете реализации ФГОС нового поколения является создание условий для личностного развития ребенка через формирование системы ценностных отношений, активной жизненной позиции, мотивации к учению и познанию.
Достижение личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся происходит в процессе получения опыта практической деятельности, когда у школьников формируются умения самостоятельно добывать новые знания, планировать свою работу, собирать необходимую информацию, обрабатывать ее и презентовать готовый продукт, взаимодействуя и проявляя личную ответственность в новой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Оценить 2454 0

Практическая деятельность младших школьников

на уроках математики

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

Одной их приоритетных задач школы в свете реализации ФГОС нового поколения является создание условий для личностного развития ребенка через формирование системы ценностных отношений, активной жизненной позиции, мотивации к учению и познанию.

Достижение личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся происходит в процессе получения опыта практической деятельности, когда у школьников формируются умения самостоятельно добывать новые знания, планировать свою работу, собирать необходимую информацию, обрабатывать ее и презентовать готовый продукт, взаимодействуя и проявляя личную ответственность в новой, нестандартной учебно-практической ситуации.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Актуальность:

Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, неспособность внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Обдумывая эти проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнять

урочную систему организации учебного процесса новыми формами деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, действовать, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

Теоретическая база педагогического опыта.

Гипотеза: Изучаю литературу и, основываясь на свой опыт, я пришла к выводу, что практическая деятельность лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы;

- анализ задачи и условий ее решения,

- плана выполнения работы,

- подготовка материалов и инструментов,

- тщательный контроль качества работы,

Для обеспечения прочного усвоения знаний практическую работу следует увеличивать, пропорционально уменьшая долю игр, которыми так увлеклись в последнее время.

В своей работе я активно использую практические действия и конкретные предметы в начале изучения любой темы - материальные действия: действия с фишками, палочками, кубиками, пластилином и т.д. [3].

Одна из любимых форм урока – это уроки на свежем воздухе, проводимые в лесу, парке, в школьном дворе. Часто такие занятия интегрируются, и дети не только познают, наблюдают явления и объекты природы, не только сравнивают, анализируют их, но и занимаются математикой, развитием речи, языком, литературой в природных условиях. Виды заданий: построение диаграмм, таблиц по наблюдениям, нахождение площади школьного двора.

Чтобы успешно обучать детей, следует отказаться от передачи информации от одного человека другому посредством школьной доски или учебника. Вместо процесса механического запоминания в основе урока должна лежать практическая деятельность в окружении. Чтобы добиться эффективного преподавания, эта деятельность должна опираться на насущные нужды, интересы и любознательность ученика.

Практическая деятельность на уроках математике – это ступенька к пониманию математики как вида деятельности людей, помогающей решить ряд проблем (узнать площадь поля, стены, огорода, просчитать бюджет семьи и т.д.). Чтобы заинтересовать детей математикой, нужно поощрять их математическую деятельность на всех уровнях. Через практическую работу дать понять (почувствовать), что математика - часть нашей повседневной жизни, она вокруг нас.

Уроки практикумы помогают развитию у школьников способности ориентироваться в окружающей действительности. Хочу привести один пример из своей школьной жизни. К третьему классу мои ученики уже владели навыками групповой работы. На уроке в классе могли объединиться в группы, распределить между собой обязанности, обсудить способ решения и самостоятельно выполнить задание.

Но когда я предложила им вычислить периметр классной комнаты и спортивного зала, стала наблюдать, что дети ведут себя не так как на уроке за партами. Вместо того, чтобы объединиться в группы и образовать укрупненную мерку для измерения длины и ширины (соединить свои мерки), каждый стал производить измерения самостоятельно, своим измерительным инструментом (рулеткой, линейкой). Представьте себе такую картину: ребенок натягивает метр, наклоняется, ставит метку, перекладывает метр, ставит метку и т.д. Естественно, что времени на такую простую задачу, как измерить длину и ширину учебных комнат у детей не хватило. Что же случилось? Изменились условия. Дети не смогли те знания, умения и навыки, которые получили за партами в классе, перенести в реальные условия, где все настоящее и действовать приходится с объектами реального мира, ориентироваться в нем, действовать и применять знания, умения на практике.

Практическая деятельность позволяет учитывать и индивидуальные особенности детей. Все люди по способам восприятия информации делятся на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Дети приходят в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Они понимают реальность, прикасаясь, толкая и разбирая мир на части. Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный и затем на визуальный. Но в классе обязательно найдутся дети, которым нужны реальные предметы. В практической деятельности все чувствуют себя комфортно.

- предполагает организацию сообщества на основе демократического участия всех без исключения;

- поощряется обсуждение, в противовес работе в полной тишине;

- поощряются физические движения.

Ученикам младших классов нужно непосредственно, физически ощущать окружающие предметы и явления, на основе которых создаются представления о понятиях математики. Физические действия – группировка, поиск, манипулирование и строительство – придают соответствующим абстракциям реалистический характер.

- проведение этих уроков на улице стимулирует сохранение здоровья, возможность проявлять чувства и эмоции;

Отмечаю пока только положительную реакцию на практические работы:

Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы, которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Я ставлю перед собой цель и в дальнейшем продолжить работу в этом направлении.

Забегая вперед, мне бы хотелось отметить, что практическая деятельность осуществляется мной не только на уроках математики, но и на остальных предметах школьной программы курса начального обучения.

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа.2006. №1.

Моро М.И. О комплекте учебных и учебно-методических пособий по математике для начальных классов школы//Начальная школа, 2003, №2.

Николау Л.Л. Формирование у младших школьников представлений об окружности и круге//Начальная школа, 2005, № 6.

Царевой С.Е. и Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся //Начальная школа, 2002, № 11.

Шаманова М.И. Какой участок больше?//Начальная школа, 2002, № 4

Интернет ресурсы:

Такой деятельностью является практическая деятельность учащихся на уроках математики.

Практическая работа учащихся на уроке математике рассматривается нами как работа детей с реальными предметами , которая направлена на то, чтобы процесс обучения сделать более эффективным.

Уроки практикумы помогают формированию практико-ориентированных знаний, умений, навыков, способствуют развитию у учеников умения ориентироваться в окружающей действительности. Приведу пример. К четвертому классу ученики уже овладевают навыками групповой работы. На уроке в классе дети могут объединиться в группы, распределить между собой обязанности, обсудить способ решения и самостоятельно выполнить задание.

Для проведения урока-практикума по математике можно вывести детей на улицу на спортивную площадку и поставить перед детьми задачу: вычислить периметр площадки. Можно наблюдать, что дети ведут себя не так как на уроке за партами. Вместо того чтобы объединиться в группы и образовать укрупненную мерку для измерения длины и ширины площадки (соединить свои мерки), каждый производит измерения самостоятельно, своим метром. Представьте себе такую картину: ребенок натягивает метр, наклоняется, ставит метку, перекладывает метр, ставит метку и т. д. Естественно, что времени на такую простую задачу, как измерить длину и ширину спортивной площадки у детей не хватило. Что же случилось? Изменились условия. Дети не смогли те знания, умения и навыки, которые получили за партами в классе, перенести в реальные условия, где все настоящее и действовать приходится с объектами реального мира, ориентироваться в нем, действовать и применять знания, умения на практике.

Практическая деятельность позволяет учитывать и индивидуальные особенности детей. Все люди по способам восприятия и переработки информации делятся на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Дети приходят в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Они понимают реальность, прикасаясь, толкая и разбирая мир на части. Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный и затем на визуальный. Но в классе обязательно найдутся дети, которым нужны реальные предметы. В практической деятельности все чувствуют себя комфортно.

Практические работы, как форма урока, способствуют сохранению здоровья ребенка так как:

- предполагают организацию сообщества на основе демократического участия всех без исключения;

- поощряется обсуждение, в противовес работе в полной тишине;

- поощряются физические движения.

Ученикам младших классов нужно непосредственно, физически ощущать окружающие предметы и явления, на основе которых создаются представления о понятиях математики. Физические действия – группировка, поиск, манипулирование и строительство – придают соответствующим абстракциям реалистический характер.

Идет только положительная реакция на практические работы:

На уроках математики можно рассматривать практическую работу как: этап урока и тип урока.

Цель: введение нового способа (понятия) через практическую работу.

Цель: отработать способ, действие, применение понятия, конкретизация понятия.

Формы организации практической деятельности:

1. Урок - экскурсия - практикум

2. Урок - практикум

3. Практическая работа

4. Урок - игра - практикум

5. Игры с предметами

Практическая работа – это действие и активность.

На уроках-практикумах по математике дети:

  • Сравнивали, уравнивали по длине, массе, объему, количеству, высоте, цене, площади.
  • Измеряли длину, скорость, рост, вес.
  • Вычисляли площадь, периметр реальных объектов.
  • Работали с измерительными приборами, применяемыми в реальной жизни: с весами, часами, секундомерами, термометрами, линейками, сантиметровыми лентами, всевозможными емкостями.
  • Решали текстовые задачи с помощью пластилина, камней, кубиков.
  • Строили из кубиков.
  • Разучивали таблицу умножения с помощью обручей.
  • С данными, полученными в результате измерений, сравнений, уравниваний составляли свои текстовые задачи.

Максимальное вовлечение детей в практическую деятельность гарантирует сознательное усвоение материала

Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями, добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Многолетняя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых ходовых словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников.

Работу над непроверяемыми написаниями можно и нужно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется познавательная деятельность учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний "в словарном порядке". Следовательно, чтобы "рационализировать" словарно-орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких практических приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые обеспечили повышение уровня практической грамотности учащихся.

Условия, способствующие организации деятельностного подхода обучения учащихся младших классов на уроках русского языка в процессе усвоения слов с непроверяемыми написаниями:

  1. активизация учебной деятельности, обеспечивающей мотивацию учащихся в изучении слов с непроверяемыми написаниями;
  2. создание атмосферы исследовательской активности и практической деятельности со словарным словом;
  3. обеспечение внимательного отношения к слову как объекту изучения;
  4. организация систематического мониторинга с целью выявления результативности проделанной работы.

Подобрана и апробирована на практике система методов и приёмов деятельностного обучения, по усвоению слов с непроверяемыми написаниями, способствующих повышению практической грамотности учащихся.

Главные задачи, способствующие достижению цели:

  • организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка на деятельностной основе;
  • включить в словарно-орфографическую работу разнообразные приёмы и способы деятельностного обучения, обеспечивающие разносторонний подход к изучаемым словарным словам;
  • формировать познавательный интерес к изучению слов с непроверяемыми написаниями, инициативу и любознательность;
  • помочь учащимся самостоятельнно и осознанно применять имеющиеся знания на практике.

Организация учебно-воспитательного процесса

При выборе методов, форм и средств обучения ориентир идет на те, которые стимулируют развитие личности младшего школьника и активизируют все ее психические процессы: позволяют включить учащихся в посильную поисковую, познавательную деятельность , чтобы они стали способными к саморазвитию.

1 этап. Предъявление слова.

1)Первичное восприятие слова .

Слово не дается в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, шифров, кодов. Это развивает логическое мышление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдательность детей, оживляет урок, повышает интерес к предмету.

В систему по усвоению словарных слов входит индивидуальный словарик, который есть у каждого ученика. Индивидуальные словарики систематически проверяются и поощряются маленьким призом или просто добрым словом. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа в словарике проводится в такой последовательности: чтение слов с доски, таблицы или с карточки, запись в словарик, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, непроверяемой ударением, обозначение её красным цветом, проговаривание слова вслух по слогам.

3 этап . Этап запоминания написания слова.

1) Работа над зрительным образом слова.

Ассоциативный метод, действительно, здесь очень целесообразен. У трудного слова появляется рисунок помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, звучанием, действием, благодаря этому срочно запоминается нужная буква. Суть этого метода состоит том, что ребенок для того, чтобы запомнить слова выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании.

Подводя итоги такого весёлого конкурса идей, учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку . Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти , когда это нужно . Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно, что при таком овладении правописанием работает и образная , и эмоциональная память.

Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренирующим и лучшим для запоминания не смысловой информации.

2)Подбор фонетических ассоциаций(по схожести звучания).

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

Деревня – д е душка.

Рабочий, работа – раб раб отает.

Рисунок – нужны к и сти.

Соловей – соло вей поёт соло .

Суббота – в су бб оту мы одели два б отиночка и идём в гости.

Тарелка – тар елка – это тара .

Тетрадь – тетра дь по-гречески тетра .

Улица – на у лиц е встречают знакомые лиц а.

Ученик – у че ние; че стно учится.

Хорошо, хороший – у нас в школе хор оший хор .

Язык – я беда показывает я зык.

  • Горизонт – гори, зонт!
  • Лисица – братец Лис
  • Облако – лак
  • Платок – плат и др.
  • Вдруг – друг

5) Исследование слова учащимися в группах.

а) Лексическое значение слова:

– Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невеж-да, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
- Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец;
птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь;
растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
- Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат.
б) К истокам слова (этимологическая справка)

Следуя дидактическому принципу "от простого к сложному", знакомить учащихся со словами с прозрачной этимологией. Это слова, в которых носителям языка ясна связь формы и значения. К таким словам относятся земляника, снегирь, медведь и др.

Словарно-орфографическая работа со словами с затемнённой этимологией проводится следующим образом:

1. Учитель предлагает детям найти в орфографических словариках слово, например, корабль . Обращает внимание на вторую букву в нём. При этом шло запоминание зрительного образа слова.

2. Если была необходимость, объяснялось значение слова. В данном случае слово детям было знакомо, но его определение необходимо было уточнить. Учитель сообщил, что корабль - это крупное морское судно.

3. Затем слово орфографически проговаривалось, хором, вполголоса. Получалось как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Шло запоминание звукового образа слова.

4. Учитель записывал изучаемое слово на доске, ученики - в индивидуальные словарики, мысленно себе диктуя. Ставилось ударение, буква О подчёркивалась. Усваивался графический, "рукодвигательный" образ слова.

5. Беседа об этимологии слова. Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому, если это возможно, мы использовали сведения о происхождении изучаемого слова. Так, корабль ранее назывался корабь. Исконно - русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

Учитель спрашивал у учащихся, как можно проверить букву О в слове корабль , зная, что слова корабль и кора в древние времена были родственными. Всеобщими усилиями были найдены слова-подсказки корка, корочка. Дети записывали в словарик проверочное слово. Получилась следующая запись: кОрабль (кОрка). На этом этапе учащиеся осознанно запоминали значение и написание слова.

Исследовательская практика ученика не может быть ограничена временем урока. Работа идет как в классе (по смотрению учителя), так и во внеурочное время, самостоятельно или совместно с родителями. Интерес к исследованию рождается под влиянием задачи, удивляющей своей необычностью: ученику предлагается анализировать слова, работая в одной из творческих групп. С большим интересом ребята читают словари, художественную, познавательную литературу, стихи поэтов , фольклорный материал и находят заданные слова с непроверяемым написанием. Поиск продолжается и дома, часто с родителями, которые тоже увлеклись интересной работой.

6)Подбор однокоренных слов.

Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".

От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.

7) Работа с пословицами , поговорками, считалками. Творческие задания.

Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо"

8) Отгадывание загадок, ребусов.

Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно использовать шуточные вопросы, загадки, например:

1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.)

2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) )

4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, УЖин.)

5. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)

6. В каких словах ель растет?( КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

9) Подбор синонимов. Например: МОРОЗ – ХОЛОД.

10) Составление рифмовок. Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно. При хоровой декламации рифмовок ученики сопровождают чтение непроизвольным ритмическим движением головы, рук, ног. Эти движения подтверждали одно из мудрых изречений о том, что движение ума ребенка начинается тогда, когда есть движение его тела, его руки. Ритм непроизвольно и значительно интенсифицирует процесс обучения. После чтения такого упражнения у детей не замечается усталости, а напротив, возникает удовлетворение, подъем и желание работать дальше.

Слова, объединенные в рифмованные упражнения на основе какого-либо признака (с безударными гласными о, е, и) легко запоминаются.

11) Составление ребусов, кроссвордов.

Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно

обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика. Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с первого класса.

Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения. Например,
1.Прочитайте "по цепочке".
2. Прочитайте словарь хором.
3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание, диктанты (зрительные, выборочные, картинные, по памяти, творческие), иллюстрации, творческие работы - письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы, таблицы.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами, основанная на применении разнообразных способов практической деятельности учащихся , вызывает у детей интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

Подобная работа очень эффективна и результативна: активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас и формирует навык грамотного письма. Системно – деятельностный подход с использованием разнообразных способов практической деятельности учащихся помогает обучающимся понять трудные слова, облегчают их запоминание, развивают внимание, орфографическую зоркость, тем самым способствуют прочному усвоению слов с непроверяемыми написаниями.

Опыт показывает, что планомерное применение этой методики работы даёт возможность повысить эффективность обучения словам с непроверяемыми написаниями на 20 – 25 % по сравнению с обучением таким словам с помощью традиционных приёмов.

Результаты говорят о значительной ценности использования разнообразных способов практической деятельности младших школьников как методического приёма словарно-орфографической работы.


В статье поговорим о задачах практической работы, а также что это за вид деятельности, какую он эффективность имеет при работе с детьми и студентами. Рассмотрим ключевые идеи ведущих преподавателей, которые считают практические работы важным составным элементом качественного обучения.

Основная цель обучения

На сегодняшний день требования законодательства таковы, что ученик или студент должен на выходе из учебного заведения получить максимальные практические знания, которые он легко сможет применить на практике. Уже давно на первом месте не стоит теория, которая мало применима в деле. Гораздо важнее то, как человек умеет обращаться с информацией, как может ее применять и анализировать. Современный человек должен быть мобильным для того, чтобы быстро получать новые знания, подстраивать их под уже имеющуюся картину мира и выбирать наиболее рациональные способы решения той или иной проблемы.

Зачем практика?

Дело в том, что практическая работа — это отличное оттачивание навыков, которое позволяет закрепить все полученные теоретические знания. Мобильность, о которой говорилось выше, может быть достигнута путем того, что ребенок или студент сам справляется с рядом задач, находя решение, анализируя и делая выводы.

практическая работа по химии

Подвидом практического занятия является занятие лабораторное. Это такая форма обучения, когда ученики под руководством преподавателя выполняют определенные работы. Основная их цель в том, чтобы можно было на практике закрепить теорию. Например, практическая работа по химии будет заключаться в том, что необходимо смешать определенные элементы, добиться химической реакции или, наоборот, показать ее отсутствие. То есть все, что дети усвоили из учебника, они увидят своими глазами, и результаты этих знаний закрепятся.

Что включает в себя понятие?

Практическое задание подразумевает под собой несколько видов работы. Чаще всего это лабораторные занятия, конкретные упражнения и различные семинары. Большую роль также играют аудиторные занятия, которые необходимы детям для выработки навыков взаимной работы.

Если практические занятия проводятся систематически, то они позволяют закреплять полученные знания. Наилучший график таков, чтобы после 2-3 лекционных занятий следовала практика. Именно такого способа обучения придерживаются высшие учебные заведения. Все это позволяет логически усваивать материал и правильно его интерпретировать. Но при этом если лекция дает более обобщенную информацию, которую довольно трудно усвоить, то практика все это подтверждает визуально, что позволяет понять саму суть сложной информации. Кроме того, ученики понимают, что им не поможет зубрежка материала, а необходимо будет доказать свой уровень знаний на практике.

Какие преимущества?

Итак, теперь совершенно понятно, что практическая работа – это отличный способ развития у детей и студентов навыков самостоятельности и независимой работы. Но помимо этого есть еще некоторые преимущества. Лабораторные и практические работы позволяют научиться мыслить критически, делать собственные выводы, не опираясь на мнение учителя или своего коллеги. Это говорит о том, что ученик пытается мыслить независимо от авторитетов, которые его окружают. Это очень полезный навык, которым владеют даже не все взрослые люди.

гдз практическая работа

Кроме того, работа подобного типа позволяет детям научиться управляться с разными приборами и аппаратурой. Это очень важно для тех, кто захочет связать свою профессиональную деятельность с выбранной сферой. Они будут иметь четкое представление о том, что их ждет и как будет строиться работа. Глобальное преимущество практических работ заключается в том, что ученики и студенты получают новый опыт, который могут использовать при решении задач в будущем и сопоставлять результаты.

Содержание работ

Практические работы по информатике, как и по любой другой дисциплине, определяются своим содержанием.

практическая работа 7 класс

А вот некоторые цели, которые преследует такая методология работы:

  • Наблюдение за процессами и одновременное их изучение.
  • Поиск логических связей и взаимозависимостей.
  • Нахождение ключевых характеристик.
  • Проведение расчетов и их экспериментальное подтверждение.
  • Получение в ходе экспериментов новых веществ и материалов, а также их исследование.
  • Изучение ключевых свойств исследуемого объекта или процесса.
  • Установление свойств, характеристик и зависимостей.

Определение и цель

Итак, практическая работа – это такая форма обучения, которая предполагает непосредственное участие ученика в исследовании того или иного объекта. Цель заключается в том, чтобы сформировать у студентов или учеников практические навыки.

Так, практическая работа по химии научит студентов не бояться работать с реактивами и химическими веществами. При этом она заставляет их быть осторожными и аккуратными. Тщательно думать над тем, что и с чем они смешивают и какие последствия у этого могут быть. Это очень ценный навык, который объяснить на словах и донести до ребенка довольно трудно.

Методы

Практическая работа для 7 класса предполагает, что ребенок должен осознать всю ответственность, которая лежит на нем в ходе выполнения экспериментов. Для привития студенту этих навыков используются разные методы практического обучения. Наиболее широкое распространение приобрели анализ, деловые игры и ситуационные задачи.

практическая работа 10 класс

Это методы, которые задействуют не только интеллектуальные способности человека, но также заставляют его смотреть на ситуацию с разных точек зрения, примерять на себя разные роли и правильно строить логические выводы.

Структура

Практическая работа для 8 класса предполагает четкую структуру, которая есть у практических занятий на любом этапе обучения. Но чем старше становится ученик, тем более сложной и разнонаправленной становится структура урока. Рассмотрим основные элементы:

  • Озвучивание темы и цели урока.
  • Проверка учителем теоретической базы, которая необходима для нормальной работы учеников с оборудованием и для проведения экспериментов.
  • Составление схемы и последовательности действий.
  • По необходимости проведение полного инструктажа по выполнению работы.
  • Техника безопасности.
  • Информирование учеников о способах фиксирования новой информации.
  • Проведение эксперимента.
  • Оформление, систематизация и анализ полученных результатов.
  • Итоги урока.

Отметим, что эффективность практических работ зависит не только от учеников, но во многом и от преподавателя. От того, насколько точно он изложит цели работы, насколько доступным и простым языком объяснит смысл всех действий и сможет заинтересовать учащихся.

Карты-инструкции

Практическая работа по географии, как и занятия по другому предмету, предполагает определенный инструктаж, который чаще всего представляется в виде карты. Она состоит из следующих элементов:

  • Тема.
  • Цель.
  • Оборудование и инструменты.
  • Ключевые вопросы.
  • Суть работы.
  • Методические рекомендации.

Ценность таких карт в том, что они позволяют студентам работать самостоятельно, но опираться на определенную схему.

практические работы по информатике

Практическая работа в 9 классе подразумевает, что ученик уже достаточно взрослый для того, чтобы догнать пропущенный материал, если он по какой-либо причине отсутствовал на уроке. Именно благодаря подобным инструкциям ученик сможет легко сориентироваться в теме и провести необходимые эксперименты, опираясь на карту инструкций.

Педагогическое руководство

Практическая работа – это взаимодействие ученика и учителя в таких ролях, чтобы ученик максимально себя проявил. Руководство педагога при выполнении практических работ очень важно, так как оно позволяет студенту сориентироваться, почувствовать ответственность и приступить к работе. От педагога в первую очередь требуется четкое и понятное изложение сути работы, а также качественно проведенный инструктаж. Все это позволяет студентам не бояться действовать самостоятельно, а понять смысл работы и четко осмыслить последовательность всех действий. При этом они должны чувствовать, что в любой непонятной ситуации педагог придет на помощь и сориентирует их в том или ином сложном вопросе.

При этом сам преподаватель тоже должен четко исследовать последовательность действий при проведении практических занятий. Например, практическая работа 10 класса предполагает много самостоятельных экспериментов, которые требуют от ученика максимальной сосредоточенности, так как неправильная последовательность действий может привести к неожиданному результату. Именно поэтому педагог обязан четко проверить подготовленность учеников к самостоятельной работе. Он должен убедиться в том, что они обладают достаточной теоретической и практической базой знаний, иначе в следующий раз студенты будут опасаться самостоятельной работы, и эффективность снизится. Также необходимо воспитать в учениках чувство самоконтроля, чтобы они понимали, что результаты зависят от них, и действовали осознанно и последовательно.

Личностный подход

Практическая работа – это взаимодействие, которое происходит на личностном уровне. Когда преподаватель объясняет что-то всему классу или группе, то он общается сразу со всеми, но когда он подходит к конкретному человеку, то между ними устанавливается личностный контакт. Очень важно, чтобы педагог умел находить общий язык с разными учениками и каждому доносил информацию с различных точек зрения. При этом надо учитывать, что каждый студент имеет свою скорость усвоения и переработки информации. Это не должно злить или выводить из себя учителя, так как он как профессионал должен понимать, что это вполне нормально и у всех разные интеллектуальные способности. Сложность заключается в том, чтобы совершенно разным детям качественно донести одну и ту же информацию.

Оценка

Очень часто современные студенты пользуются ГДЗ. Практическая работа в таком случае выполняется идеально, потому что она копируется с готовых источников. Именно поэтому преподаватель должен всегда добавлять некий уникальный элемент в практическую работу, который будет индикатором того, сам человек делал работу или нет. Опытные преподаватели всегда знают, когда работа была просто переписана откуда-то. Часто такие задания приносят ученики, которые не блещут знаниями, тем не менее их работы идеальны.

практическая работа по географии

Профессиональный педагог всегда внедряет одно или два творческих задания, которые придуманы им же, либо делает проверочный тест, которого нет в самой работе. Это покажет студенту, что ему придется разобраться в теме, и исключительно хорошую оценку он может получить только в том случае, если задействует все свои знания.

Критерии

Существует три основных критерия оценки. Это наличие основных показателей, правильность выполнения работы и аккуратность. После выставления оценок по всем трем критериям выводится итог. Самым важным критерием считается правильность выполнения работы. Другими словами, человек может не очень аккуратно вести тетрадь или забыть написать один показатель, но если он все рассчитал правильно, логически изложил свои мысли, то он заслуживает хорошей оценки. Но не стоит в таком случае ставить ему наивысший бал, чтобы он понимал свои недочеты и знал, к чему стремиться.

задачи практической работы

Подводя итоги статьи, стоит отметить, что практические занятия – это отличный способ взаимодействия студентов друг с другом и преподавателем. Педагог, который умело использует такой метод работы, всегда добивается поставленных результатов и выводит учеников на новый уровень. Очень важно понимать, что 80% успеха зависит именно от педагога. То, как он преподносит информацию, как умеет заинтересовать своим материалом, как находит личный контакт с каждым – все это влияет на конечный результат. Именно поэтому стоит больше внимания уделять выбору преподавателей, а также оценке их уровня квалификации.

Читайте также: