Познавательно творческая деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально – психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во – первых, имеют психологическую природу, во – вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая – по причине непсихологичности, вторая – по причине общности.

Известные отечественные авторы (Л.С.Выготский, Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер и др.) под способностями понимают обобщенные способы ориентировки, обеспечивающие успешность в деятельности, успешность решения той или иной задачи. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Традиционно отечественная психологическая наука рассматривала способности как условия успешного овладения деятельностью.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому – либо виду деятельности. Выполняя ее ,ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все – таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3 – 4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так. За первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство является сензитивным периодом развития способностей.

В структуру общих способностей ребенка входят познавательные и практические способности.

Познавательные способности необходимы для становления и формирования образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно – образного мышления, которые являются образным фундаментом интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Механизмом их функционирования считаются соответствующие им действия и операции (интеллектуальные действия): перцептивные; мнемонические; мыслительные; речевые; преобразовательные (креативные). Развитие и совершенствование интеллектуальных действий создают условия для формирования интеллектуальных умений: слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать и т.д.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные (перцептивные), интеллектуальные и творческие.

Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими – либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

Способности позволяют ребенку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач. Основной путь развития способностей – это постоянный переход от внешних действий с условными заместителями ( схемами, моделями, символами) к действиям в уме. Как правило, дети сначала выполняют новые для них действия вместе со взрослыми, затем с другими детьми и, наконец, самостоятельно.

Способности могут относиться к разным областям действительности, разным типам задач, возникающим в результате взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Дошкольный возраст рассматривается учеными как благоприятный период для развития творческих способностей.

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.

Таким образом, развивая у детей познавательные и творческие способности, мы даём им возможность быть востребованными в современном взрослом мире.

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие познавательных и творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная с формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Наша задача пробудить интеллект, творческую активность детей. Развивать воображение, фантазию, желание включиться в творческую деятельность. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими и интеллектуально развитыми личностями.

Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу - принципу интеграции образовательных областей.

Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников, одна из которых - это технология проектной деятельности, которая в настоящее время занимает достойное место в системе дошкольного образования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно - творческих способностей детей. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

В проектной деятельности мы, педагоги, должны стать партнером, помощником ребенка, создать такую образовательную среду, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, соответственно своими потребностями, интересами, целями и возможностями. Используемая форма работы - это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей, обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому воспитаннику реализовать свою познавательную активность.

Вовлекать ребенка надо ненавязчиво, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т. д. Суть работы над проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Это самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая значимый результат. Трудность заключается в том, что дошкольники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показала, что интерес у детей к этому виду деятельности проявляется, а тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными.

При организации детского проектирования, соблюдать следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

В настоящее время статус семьи резко снизился. Родители, стремясь повысить финансовое благополучие семьи, все меньше внимания уделяют своим детям. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью и окружающих их людей. Поэтому им трудно и сложно налаживать контакты с другими детьми. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, семьи. Дети должны научиться с детства заботиться о близких людях, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом.

На начальном этапе любого проекта проблема ставится педагогом, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои предположения. Затем проверяют возможные решения. Делают выводы в соответствии с результатами проверки. Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.

Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей, развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.

Взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс участниками, важна тем, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками через метод проектов позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста В развитии речи ребенка ведущую роль занимают родители. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени.

Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Изобразительная деятельность дошкольников является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование,.

Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста Характеристика основных понятий: развитие, активность, коммуникативность, коммуникативная активность. Теоретическое обоснование проблемы.

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они.

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. В настоящее время в дошкольном.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много интересных тем для проектов. Становление познавательной деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для познавательной деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы и творческие способности. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для проведения проекта, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Опыт работы убедительно показывает, что прививать интерес к учебе лучше на игровом, занимательном, обучающем материале, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте - игра. Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры - эксперименты, увлекательные задания пронизывают детскую деятельность. Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенка и педагога в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию познавательных способностей, свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Работа ДОУ в режиме развития позволяет удовлетворить его потребность в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагогов определенных управленческих способностей, в том числе проектировочных умений. Специалисты ДОУ, сталкиваются с необходимостью решения двух типов проектировочных задач: психолого- педагогических и социально-педагогических. Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала (в данном случае дошкольного):

-обучения (освоения способов деятельности); формирования (освоения совершенной формы действия);

-воспитания (взросления и социализации).

Психолого-педагогические задачи решаются методом проектов, который составляет основу проектного обучения, развития и воспитания дошкольников. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое методическое и материально-техническое обеспечение

Социально-педагогическое проектирование связано с образовательным учреждением и образовательной средой, в которых реализуются процессы обучения, формирования и воспитания. Потребность в социально-педагогическом проектировании возникает, когда осознается необходимость перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При повышающейся активности совместной творческой деятельности в проблемных ситуациях в образовательном учреждении требуется проектное управление, которое влияет на профессионализм педагогов в межаттестационный период. При таком управлении изменяется жизнедеятельность дошкольного учреждения. На каждом этапе реализации проекта от педагога требуются определенные умения, способствующие повышению профессионализма. Результатом проектного управления являются:

-познание себя и ориентация на ценности саморазвития;

-качественное изменение отношений в коллективе (как взрослом, так и детском);

- стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь; - снятие в коллективе конфликтности и раздражительности;

-управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива. Следовательно, управленческая деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников ДОУ.

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Переход ДОУ на проектный метод деятельности как правило, осуществляется по следующим этапам:

• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.

• Комплексные тематические занятия.

• Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка. Метод проектов – можно представить, как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

-в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

А) по составу участников;

Б) по целевой установке;

Г) по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Типологии проектов, актуальных для дошкольного образования:

По мнению Е. Полат, требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта. Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности. Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты.

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико- ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Индивидуальные и коллективные проекты.

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения. Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.). Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности.

Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию; сочинение и постановка сказки). Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели, проведение каникул. Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Список используемой литературы:

1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.

4. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

5. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.

6. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.

7. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009

8. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009

9. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.

10. // Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник самостоятельно еще не может найти ответы на все вопросы, которые его интересуют, то ему на помощь спешат взрослые: родители и педагоги. Они стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. Одним из таких методов является проектная деятельность. Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников. Метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

Изучив соответствующую методическую литературу, затрагивающую вопросы технологии проектирования и использования метода проектов в ДОУ, я стала внедрять проектный метод в свою воспитательную работу с детьми.

Работая с воспитанниками 4-6 лет, я разработала и внедрила ряд проектов.

Обоснование проблемы: наблюдая за детьми 5-го года жизни, я выявила, что дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев. Неосведомленность родителей о важности совместного творчества с детьми, нежелание родителей привлекать детей к совместному выбору сказок с детьми, не внимание родителей к книгам в семье.

Узнать, как русские народные сказки, влияют на творческое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Организовать творческую выставку рисунков и поделок на повышение интереса детей к русским народным сказкам.

Повысить стремление родителей использовать сказки для формирования личности ребенка, его творческих способностей.

• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

• Провести анкетирования родителей, с целью выявления знаний в вопросах знакомства детей с русскими народными сказками.

• Расширить представления детей о русских народных сказках, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Повышение компетентности родителей и воспитателей в вопросах знакомства детей с русскими народными сказками.

Работа по проекту проходила в три этапа.

Результаты работы над проектом показали, что у детей повысился интерес к русским народным сказкам, слову, речи. На более высокий уровень поднялось мышление и воображение. Дети быстро ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, легко выстраивают последовательность действия героев.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Актуальность: задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения детей с миром природы и посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Проблема: зимующие птицы нуждаются в помощи людей в холодный период времени, нужно узнать, чем их можно покормить.

Цель: формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста, через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку.

Задачи:

1.Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

2.Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

3.Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.

5. Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать им в зимнее время года.

6. Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.

7. Привлечь внимание родителей, педагогов к проблеме подкормки птиц в зимнее время.

Работа с детьми:

5. Чтение художественной литературы о зимующих птицах.

6. Разучивание стихотворений.

8. Загадывание загадок.

Работа с родителями:

6. Конкурс кормушек.

Предполагаемый результат:

2. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Итоги реализации проекта:

Обоснование проблемы: проект знакомит детей с разнообразием мира насекомых, с особенностями строения, условиями их жизни, их пользе и вреде. Находясь на прогулке, некоторые дети с интересом рассматривают муравьев, некоторые заботливо строят им домишки, некоторые топчут ногами. Многие дети с удовольствием наблюдают за муравьями и хотят их взять в руки, гоняются за красавицами бабочками, а некоторые даже ловят их. В ходе бесед с детьми я выяснила, что они не знают, принесут ли своими действиями пользу или вред насекомым. Не знают о том, что опасно брать пчел, шмелей и ос в руки…. Поэтому участие детей в проекте дает возможность сформировать представления о насекомых их пользе, вреде, внешнем виде, их жизни в природе.

Актуальность: знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В рамках проекта дошкольники смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе?

Цель проекта: развитие познавательного интереса к миру насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

1. Развивать внимание, любознательность, интерес к живой природе, умение видеть красоту природы.

2. Развивать речь детей, активизировать словарный запас, словесно-логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

4. Применить нетрадиционную технику рисования.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: 3 недели

Возраст детей: 5-6 лет.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель

Роль родителей в реализации проекта:

Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

Изготовление эмблемы насекомых к развлечению

Методы и формы работы: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, настольные игры, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, заучивание стихотворений, пословиц, песен

Работа по проекту включает три этапа.

1. Информация для родителей о начале проекта.

2. Совместно с родителями наполнение библиотеки книгами, открытками о насекомых, плакатами, изготовление масок, костюмов насекомых

3. Подбор иллюстративного, аудио и видео материалов

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Гусеница сидела на…

  • Слушание шумов в царстве растений (жужжание пчелы, шмеля, комара, мухи
  • Прогулка: Наблюдение по маршруту экологической тропы (под березой и сосной за муравейником; на клумбе за пчелами, бабочками, мушками; под камнями за жуками – черной жужелицей).
  • Ситуация:

Блоха встретила сороконожку и испуганно закричала:

- Остановись! Остановись немедленно!

- Что случилось? – испугалась сороконожка.

- Да у тебя на тридцать девятом ботинке шнурок развязался.

- Что могло бы случиться с сороконожкой, если бы блоха не предупредила бы ее?

- разорять дома муравьев

Итоги реализации проекта:

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.

По итогам работы было отмечено:

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым. Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе привело к формированию отзывчивой и гуманной личности.

В ходе реализованных в течение учебного года проектов я убедилась, что метод проектов актуален и эффективен, так как дает воспитанникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что очень важно для успешного адаптирования к ситуации школьного обучения и окружающего мира. Я считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. //М: Мозаика- Синтез, 2008. — 112 с.

Творческие способности

В каждом ребенке спрятан большой творческий потенциал. В детстве мы все уникальные творцы и любопытные экспериментаторы. Но с годами творчество угасает, если его не развивать регулярно. Поэтому главная задача воспитателя - создать благоприятную среду для прорастания творческих семян ребенка.

Что такое творческие способности и зачем их развивать в детском саду

Творчество происходит от слова “творить”. Это процесс, в котором создаются и реализуются новые оригинальные идеи. А значит, творческие способности - это способность человека принимать нестандартные решения, придумывать уникальные идеи и воплощать их в жизнь.

Часто родители и воспитатели делают основной акцент на развитии логического мышления и памяти ребенка. И упускают из фокуса внимания творческие способности. Например, не развивают фантазию и воображение, интуицию и любознательность, образное мышление и восприятие. Творческое развитие так же важно, как и логическое. Они дополняют друг друга. Только при взаимодействии творческих способностей с интеллектом, ребенок становится гибким в мышлении и действиях, способным высказывать оригинальные идеи и быстро ориентироваться в непривычных ситуациях.

Общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, способных к творческой деятельности. Существует мнение, что способность креативно мыслить важна только для творческих профессий, таких как писатель, дизайнер или художник. На самом деле человек с развитыми творческими способностями с большей вероятностью сможет реализоваться и стать лучшим в любой профессии, которую выберет.

Фундамент творческой личности закладывается в детском саду.

Методы развития творческих способностей в ДОО согласно ФГОС

Чтобы раскрыть детские способности и творческий потенциал, ФГОС рекомендует использовать 6 основных способов.

1 - Изучение окружающего мира

2 - Развивающие игры

Игра - это основной способ развития детей. Игры помогают развивать воображение и творческое мышление, применять теоретические знания в жизни. Например, ребенок строит из конструктора здание. Сначала он представляет его в голове с помощью образного мышления, а потом переносит этот образ в реальность. Также игры могут быть в виде квестов, викторин и театрализованных микро-сценок. Перевоплощаясь в другой образ, ребенок учится ставить себя на место другого человека или даже предмета и сопереживать.

3 - Рисование

Это самый привлекательный для детей вид творческого труда. Рисование развивает фантазию, воображение и пространственное мышление (способность представить предмет во всех деталях), учит контролировать свои действия. На рисунках детей раннего возраста сложно различить очертания предметов, но к 3-4 годам рисунки становятся более понятными, а движения четкими. Воспитатель следит, чтобы у детей всегда были в доступе инструменты для рисования.

4 - Лепка

Лепка отлично развивает мелкую моторику у детей и способность представить предмет в деталях. Начинать обучение лепке лучше с простых фигур, таких как круг и овал. И постепенно переходить к более сложным. Дети ассоциируют лепку с игрой, потому что появляется большой соблазн поиграть с фигурками, которые вылепили. Для лепки рекомендуем воспитателям использовать несколько разных материалов и чередовать их - пластилин, глину или тесто.

5 - Чтение

Воспитателю следует подбирать книги по возрасту и интересам ребенка, чередовать жанры - рассказы, притчи и стихотворения. Рекомендуем разыгрывать сценки из книг и побуждать детей придумывать рифмы. Если книга увлекательная, у детей проявляется любознательность - им становится интересно, чем закончится история. Вступает в работу воображение - дети самостоятельно пытаются додумать конец истории. Чтение и прослушивание книг развивает логику, учит анализировать и запоминать важные моменты.

6 - Музыка

Музыка развивает музыкальный слух, память и пространственное мышление. Помогает выражать свои эмоции и чувства. Дети быстро запоминают песенки, учатся узнавать ритм, придумывают свои движения и начинают танцевать в такт. Поэтому полезно иногда включать детские песни или классическую музыку.

На что обращать внимание воспитателю, развивая творческие способности детей

Если воспитатель серьезно и комплексно подходит к развитию детей, они с удовольствием будут участвовать в творческой деятельности. Такой подход поможет сформировать творческое мышление у детей и показать как можно применять теоретические знания на практике.

1. Привлекайте детей к творческой деятельности с первых дней в ДОУ. Организовывайте мастер-классы и практические занятия по рисованию и аппликациям. Составьте план творческого развития детей, чтобы реализовать системный, а не единоразовый подход.

2. Создайте благоприятную обстановку, которая будет подталкивать ребенка к творчеству. Для этого разместите материалы для творчества на видном месте и поддерживайте любые начинания ребенка. Не отказывайте ребенку в помощи во время занятий, но и не делайте все за него. Если малыш хочет рисовать, не стоит переубеждать его и предлагать лепку или танцы.

3. Двигайтесь от простого к сложному. Сначала слепите шарик, а только потом фигурку. Сначала предложите ребенку придумать одну рифму, а потом четверостишие. Сначала прочитайте короткую сказку, а потом более длинный рассказ. Постепенное усложнение задачи создает условия для развития.


4. Учитывайте возрастные особенности ребенка. Дети 1,5-3 лет активно интересуются музыкой. Они пытаются двигаться в такт и улавливать ее ритм. Они учатся держать кисть и фломастеры, много экспериментируют. К 3-4 годам у детей наступает пик интереса к творчеству. Они уже многому научились, теперь пытаются изобразить окружающий мир в своих творческих работах, начинают фантазировать. А к 5-6 дети активно изучают окружающий мир, фантазируют и воображают, способны сосредоточиться на задаче и самостоятельно справляться с трудностями.

Примеры игр и упражнений в детском саду для развития творческих способностей

Рекомендуем использовать эти игры в занятиях с детьми.

О чем говорит музыка?

Игра подходит для детей 4-5 лет.

Воспитатель включает яркое классическое произведение. Дети закрывают глаза и пытаются представить, о чем рассказывается в этой мелодии. Когда музыка затихает, ребенок делится, какой образ возник в их голове. Рассказывает словами или рисует на бумаге. Для этого упражнения можно использовать произведение Глинки “Марш Черномора” или “Танец с саблями” Хачатуряна.

Мозаика

Игра подходит для детей старше 3 лет.
Воспитатель готовит набор семян и зерен и предлагает детям выложить из них любую фигуру. Главное - позволить малышам сделать все самостоятельно и проявить фантазию. Игра помогает развивать пространственное мышление и мелкую моторику.

Две феи

Игра подходит для детей 4-5 лет.
Воспитатель готовит 2 листика с одинаковыми фигурами. Задача ребенка - так раскрасить фигуры, чтобы одна превратилась в добрую фею, а вторая - в злую. Пусть сам придумает как это сделать, заранее не нужно объяснять.

Четыре предмета

Игра подходит для детей старше 4 лет.
Воспитатель записывает на карточках несколько характеристик предмета. Достает карточку и зачитывает признаки детям. Например, холодный и мягкий, кислый и твердый. Задача детей - назвать четыре предмета, которые соответствуют этим признакам. Можно не использовать карточки, а просто называть признаки вслух. Игра отлично развивает воображение и способность детей представить предмет во всех деталях.

Дошкольники очень любознательны. У них нет стереотипов, поэтому они открыты к новой информации. Развитие творческих способностей в детском саду позволит ребенку стать нестандартным, активным и самостоятельным человеком.

Читайте также: