Познавательная деятельность в младшем школьном возрасте

Обновлено: 06.07.2024

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Что же представляет собой учение как деятельность? В психологии есть разные подходы к этому пониманию, мы излагали понимание целостной учебно-познавательной деятельности как оно представлено в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Для того, чтобы осмыслить категорию познавательной деятельности, нужно знать её конкретную структуру. В структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.

Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.

Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить. Как и всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. Анализ вариантов описания процедуры учения в разных концепциях дан в работах И.И. Ильясова, А.Б. Ительсона, Н. Ф. Талызиной и других авторов.

Деятельностная теория учения всегда ставила положение о включении усваиваемых действий в процессе учения во главу угла. Она представлена в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина. В свете данной теории процесс усвоения рассматривает и Н.Ф. Талызина.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности. Этой проблемой занималась Г. И. Щукина и др.

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.

Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью мы и формировали познавательный интерес.

Мы выдвинули следующую гипотезу: специально построенная система формирования познавательной деятельности младших школьников способствует развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности.

  • подбор занимательного материала;
  • правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности шестилеток;
  • формирование высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;
  • формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
  • умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.
  • путем проведения познавательных праздников;
  • занимательных часов по предметам;
  • факультативных занятий;
  • продолжать формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”.

Например, каждый урок обучения грамоте мы начинаем с алфавитной песенки:

АБВГДЕЁ – постираем мы бельё,

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем,

НОПРСТУ - погуляем по мосту,

ФХЦЧШЩ – вот такая чаша,

ЪЫЬ – не запомнятся никак,

ЭЮЯ - вот такая моя семья.

Используем стихи на каждую букву алфавита

А - Вот два столба наискосок, а между ними поясок.

Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.

У нас есть коллекция скороговорок на каждую букву алфавита

Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.

Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. В работе используем книгу Елкиной “1000 загадок”. Кроме загадок в стихах используем загадки – шутки.

1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?

2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев? и т. д.

Игры “Доскажи словечко”

“Чей ребенок”
У белки – бельчонок У галки - …..
У мыши - ……… У свиньи - ……….
“Чья жена?”
Лев – львица Гусь - …….
Слон - слониха Индюк - ………
“Кто где спит?”, “Кто где работает?”.

С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.

Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Например: “Игрушки” (по стихотворениям А.Л. Барто).

Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков , используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка).

Приемы, которыми мы пользуемся для повышения интереса к учебному материалу:

1. Прием “Привлекательная цель”

Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя - закрепление последовательности чисел первого десятка).

2. Прием “Удивляй”

Например, дети какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число.

3. Прием “Отсроченная отгадка”

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?”

4. Прием “Фантастическая добавка”

Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/

5. Прием “Лови ошибку”

6. Прием “Свобода выбора”

На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.

7. Прием “Драматизации и театрализации”

В азбуке Н.М. Батеньковой много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему, как в математике Н.Б. Истоминой диалоги Миши и Маши.

8. Прием “Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.

Таких приемов много, но не будем их перечислять.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.

Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Учебная задача должна совпадать с игровой;

2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;

3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать “комплекс произвольности” - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. Для этого, мы в течение первой четверти применяли программу игр для детей автора Н.В. Самоукиной. На уроке использовались 1 – 2 игры, они проводились на воздухе или в спортзале.

При проведении этих “уроков-игр” дети стали чувствовать себя намного увереннее и на основных уроках, у них ушла боязнь школы, стали преобладающими положительные эмоции, дети стали организованнее, лучше принимали учебную задачу. Данные игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции. Требования “к школьному” поведению должны вводится постепенно. Это мы делаем в форме стихотворных пожеланий. Например, для организации урока:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Самостоятельная работа – одно из важнейших средств для развития интереса. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение.

Следующая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.

Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.

Прием “Найди красивые…”

Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.

Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь надо определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Мы использовали на уроках тщательно разработанную систему познавательных задач и ориентировали их на планомерное развитие и формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения. Для этого мы использовали пособие под редакцией Виноградовой Н.К. “Развиваем способности детей” 1 класс. Приведем пример, как на уроке математики, а затем обучения грамоте развиваем различные характеристики произвольного внимания и отрабатываем счет предметов, навык чтения.

1. Раскрась предметов столько, сколько написано под рисунком и т.д.

1. Развитие слуховой памяти игра “Учитель-ученик”. Работа в парах.

У детей карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти закодированное слово, которое получается из первых букв каждого слова:

Сын облако кошка - СОК

Мама искра родина - МИР

2. Развитие ассоциативной памяти:

Учитель читает слово, дети рисуют значки. Или учитель говорит слово, дети - определение.

а затем подписывают к определениям исходные слова.

3. Задания на развитие пространственного мышления:

  • Если поросенок пошел на одну клетку влево, сколько морковок он нашел?
  • Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят “Сто одежек и все без застежек”?
  • В какую сторону надо идти поросенку, чтобы найти огурец?
  • Рассказы с перепутанными предложениями
  • Составь картинку из частей
  • Распредели картинки по порядку.
  • Продолжи закономерность.

В основе всех приемов лежат действия детей: действия с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю - я понимаю”.

Мы применяем много игр с использованием детской продуктивной деятельности:

“Сложи букву, цифру” из палочек, вылепи из пластилина, сложи из ниток и т. д.

  1. На природу.
  2. По родному селу.
  3. По главным объектам села.

Но обязательно перед проведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, где прячется осень? Или А вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?

  1. “Здравствуй, это – Я”
  2. “Моя любимая игрушка”
  3. Праздники “Мои первые в жизни каникулы”
  4. КВН – букварь
  5. “До свиданья, первый класс”
  6. Викторины “Кто хочет стать Знайкой”

В рамках декад по предметам в младших классах проводим “Интеллектуальную ярмарку”, занимательные часы по предметам.

С целью преодоления неуспешности в учении и дальнейшего развития познавательного интереса мы проводим факультативный курс “Уроки психологического развития”. Это авторская разработка кандидата педагогических наук Натальи Петровны Локаловой.

1. Задания выполняются в игровой форме;

2. Осуществляется безотметочное оценивание;

3. Является средством личностного развития ребенка.

Эти уроки могут быть эффективны только при условии их систематического проведения: минимум 1 раз в неделю.

Задачи вводной части: создание положительного эмоционального фона.

Задания для основной части подбирались с учетом направленности на осуществление дифференциации познавательных структур.

Задача заключительной части - подведение итогов, обсуждение результатов работы и трудностей, которые возникали у детей.

В заключение хочется сказать, что мы постарались в нашей работе пронести мысль о том, что познавательная деятельность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволит ему повысить эффективность своей работы. Надеемся, что многие разделят нашу заботу по формированию положительных эмоций и познавательного интереса у первоклассников.

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”.

Проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников сегодня становятся всё более актуальными. Этой теме посвящены многочисленные изучения в сфере педагогики и психологии. И это естественно, ведь обучение — это основная работа подростков, во время которой находят решение главные вопросы, установленные перед школой. Важно подготовить растущее поколение для жизни, динамично принимать участие в научно-техническом и общественном процессе. Активация познавательной деятельности школьников посредством применения дидактических игр выступает как условие успешности преподавания.

Познавательная деятельность младших школьников

Определение понятия

Познавательная деятельность является одной из основных форм жизни ребят, что содействует учёбе на основе заинтересованности. Поэтому немалую роль играет формирование познавательной сферы подростков.

Учащиеся начальных классов часто не могут обучаться для себя. Порой они учатся для оценки, иногда для похвалы, временами для подарков. Однако каждому из этих мотивов приходит конец. Следовательно, педагогу следует создавать учебную мотивацию, основанную на учебном внимании. Ребёнку должна быть по душе его деятельность.

 формирование познавательной деятельности младших школьников

Начальный школьный возраст — это наиболее значительный период детства. Высокая восприимчивость этого возрастного этапа определяет повышенные возможности многостороннего познавательного развития детей младшего школьного возраста.

Всестороннее развитие личности молодого поколения совершается вследствие его роли в жизни сообщества.

В познавательное развитие младшего школьника включено:

  1. Обучение.
  2. Труд.
  3. Игра.
  4. Спорт.
  5. Социальная деятельность.

Основные достижения детского возраста формируются ведущим характером учебной работы, что во многом устанавливает дальнейшие годы преподавания. К концу младшего школьного возраста ребята должны желать обучаться, иметь способность учиться и верить в собственные силы.

Развитие возможностей ребёнка

Особенности познавательной деятельности младшего школьного возраста представлены традиционной проблемой как современной, так и классической психологии и педагогики. Она была объектом пристального интереса многочисленных средних учебных заведений и течений науки.

Решения проблемы нашло своё отражение в разных преподавательских системах обучения, авторы которых основывались на результатах эмоциональных исследований в организации.

Развитие познавательной инициативности подростков представляется одной с главных трудностей сегодняшней психологии. Она выступает в качестве ключевого условия развития у учащихся при необходимости в познаниях, освоении навыков умственной работы, самодостаточности, обеспечения глубины и стабильности изменения знаний.

 познавательная деятельность школьника

Сегодня формирование научно-познавательной деятельности в начальной школе должно быть ориентировано на развитие инициативности личности как основного принципа индивидуального формирования.

Именно во время начального образования подставляются основы освоения умений и навыков, что в будущем станет главной характеристикой постоянного образования. Такая направленность очень важна. Недоработка классической концепции контроля и оценки знаний учащихся нередко противоречит мотивационной области образовательного движения.

  • учитель достаточно понимает и принимает во внимание уровни познавательной активности обучающихся;
  • педагог мыслит через концепцию способов и приёмов улучшения у ребят элементов логического мышления, инициативы, творчества, требуемых с целью формирования познавательной работы;
  • содержание учебных курсовых задач подразумевает интенсивное привлечение обучающихся в процесс их исполнения.

Сегодня обществу необходим индивид, который не только лишь употребляет знания, но и понимает, как их получить.

Современное обучение

Необычные условия современности требуют от человека обширного мышления. Особый вид заинтересованности — это интерес к знанию и учебной работе.

 развитие детей младшего школьного возраста

Во время этой деятельности тематика учебных предметов, необходимые методы и умения усваиваются обучающимся для получения образования.

Психологи и учителя исследуют учебную работу под различными углами, однако любой анализ рассматривается как элемент совокупной проблемы обучения и формирования.

На сегодняшний день вопрос заинтересованности всё больше изучается в контексте разных видов работы учащихся, что даёт возможность креативным учителям и педагогам благополучно формировать и совершенствовать круг интересов учеников, обогащая их индивидуальность.


В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

Проблема исследования познавательной активности младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать новую развивающую модель преподавания в начальной школе для развития личности школьника, а также для повышения уровня интереса к обучению, желания и умения учиться.

Развитие познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем современной психологии. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как именно в процессе начального обучения закладываются основы навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.

Важным является разработка новых образовательных подходов, выбор содержания, средств, организационных форм и методов обучения, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также нестандартному решению профессиональных задач [1, с. 13].

Так, по мнению А. Н. Леонтьева, активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов — раздражителей. Н. Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [6, с. 77].

На основе анализа научной литературы по проблеме исследования выявлено, что под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания. Выражается познавательная активность в стремлении к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, готовность ребёнка к учению и желание процесса обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Учитывая особенности развития познавательной активности младших школьников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших школьников:

1) воспроизводящая активность;

2) интерпретирующая активность;

3) творческая активность [7, с. 46].

В данном исследовании будем придерживаться следующей классификации: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности.

Целью данного исследования является выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста. Выборка исследования составила 83 человека, а именно учащиеся 4-го класса МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода.

В качестве основных психодиагностических методик в исследовании использовались:

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону детей младшего школьного возраста. Таким образом, методики, выбранные нами для диагностики уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста, позволяют нам судить об уровне познавательной активности (ПА) школьников.

Выраженность показателей познавательной активности (ПА) детей младшего школьного возраста по методике Горчинской А.А в целом по выборке отражена в таблице 1.

Основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение процесса обучения и учения разносторонней деятельностью, способной обеспечивать и социальную детерминация разви­тия учащихся, и реализацию индивидуальных возможностей каждого из них. При этом следует иметь в виду, что включение школьника в разностороннюю деятельность на уроке непременно должно предусматривать обязательное взаимодействие с основными видами деятельности: трудом - познанием - общением, способными обеспечить благополучное течение жизнедеятельности младшего школьника, подготовку его к жизни, формирование и развитие его личности.

Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности; реализовывать ин­дивидуальные склонности - важнейший фактор развития личности, формиро­вания ее интересов, познавательной активности.

Познание в его социальном значении рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.

Этот сложный процесс, обеспечиваемый деятельностью познания, осуществляется в процессе обучения.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процес­сов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладе­ние знаниями требует не только запоминания, но и их переосмысления, мно­жества операций, чтобы приобретенные знания обрели необходимый для лич­ности смысл. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствуют апробированию знаний, совершенствуя их усвоение.

Познавательной деятельностью младшего школьника всегда руководит учитель. В совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является школьник. Это укоренившееся суждение о постоянстве расстановки сил в познавательной деятель­ности чрезвычайно снижает роль этой деятельности для ученика.

В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на ос­нове межсубъектных отношений учителя и учащихся, то всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Решение ее в значительной мере обусловлено познавательным интересом.

Эмоция интереса тесным образом связана с познавательной деятельностью ребенка. Интеллектуальный успех невозможен, если ребенок активно не переживает эту эмоцию.

Интерес рассматривается К. Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении ин­тереса для развития познавательной сферы, С. Томкинс подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено.

Ксензова Г.Ю. выделяет 6 уровней сформированности учебно-познавательного интереса:

1. Отсутствие интереса. Интерес практически не обнаруживается (ис­ключение - положительные реакции на яркий и забавный материал). Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняют привычные действия, чем осваива­ются новые.

2. Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Ученик оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается вы выполнение задания, связанного с ним, однако дли­тельной устойчивой активности не проявляет.

3. Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения). Ученик оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение зада­ний, но интерес быстро пропадает.

4. Ситуативный учебный интерес. Интерес возникает к способам решений новой частной единичной задачи (но не к системам задач). Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес. Интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемо­го материала). Ученик охотно включается в выполнение заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти но­вые применения найденному способу.

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес. Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки уже изучае­мого материала. Непременно ориентирован на общие способы реше­ния системы задач. Интерес - постоянная характеристика ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему спо­собу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов. Фундаментальной деятельностью человека является общение, обра­зующее взаимосвязь людей. Признается одним из необходимых ус­ловий формирования и развития активной личности. Общение в на­чальной школе имеет познавательную ценность: позволяет всматри­ваться в другого школьника и при помощи этого оценивать собственные мотивы стремления, качества.

Полностью признавая значение в учебном процессе единства труда, познания, общения их влияния на формирование активной личности школьника. Мы в то же время считаем, что совместная учебная деятельность учителя и учащихся может обогащаться и за счет включе­ния в учебный процесс иных видов деятельности, имеющих свои возможности. Художественная деятельность, например, создает воз­можности широкого общения с искусством, отражающим действи­тельность, проникающим в глубокие сферы познания природы, чело­века; дидактические, ролевые, театрализованные, свободные, спор­тивные игры создают особую атмосферу радости и активности школьника в познании. Общественно полезная деятельность школь­ников содействует обогащению учения социальной мотивацией, ос­мыслению ценности практической деятельности на пользу людям, ее нравственного смысла. Элементы гимнастики в учебной деятельно­сти способствуют разрядке умственного напряжения, физической разминке. Физкультминутки на уроке в начальной школе снимают утомление, повышают работоспособность.

Познавательная деятельность младших школьников, по нашему мнению, является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель - формирование отношения к познанию, науке, учению.

Таким образом, основными факторами формирования познавательной активности младших школьников являются участие школьников в трудовой деятельности, активном познании, общении, игре. Искусство педагога проявляется, прежде всего, в умелом возбуждении и удовлетворении интересов младших школьников, основанном на знании мотивов учебной деятельности каждого ученика, его интересов и склонностей.

При этом следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов и интересов, не даны ученику от рождения, Социальные и духовные по­требности, которые определяют формирование личности, возникают и разви­ваются в процессе жизни человека.

Список литературы

Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1987.

Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании [Текст] / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2011.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991.

Волина, В.В. Воспитание игрой [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2012.

Гогун, Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка [Текст] /Е.А. Гогун // Начальная школа. – 2013. - №7. – С.48 - 53.

Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Наука, 2002.

Читайте также: