Познавательная деятельность 10 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Изучение проблемы познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, определить и изучить виды познания.

Задачи урока:

1. Обучающая: ознакомить обучающихся с понятиями и терминами: познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение; сформировать представления об особенностях познавательной деятельности, о соотношении мышления и чувства.

2. Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично.

3. Воспитательная: развитие коммуникативных умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, наглядный, исследовательский.

Средства обучения: учебник, презентация.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_1_-_poznanie_kak_deyatelnost.docx 31.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2065 г. Москва

учитель истории и обществознания

Михайлова Елизавета Игоревна

Конспект урока по обществознанию

для учеников 10 класса (профильный уровень)

1.Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2013.

3.Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2010;

4 Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2015;

6.Обществознание: 10 класс: профильный уровень. Практикум. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;

7.Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

Изучение проблемы познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, определить и изучить виды познания .

1. Обучающая : ознакомить обучающихся с понятиями и терминами: познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение; сформировать представления об особенностях познавательной деятельности, о соотношении мышления и чувства.

2 . Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично.

3. Воспитательная: развитие коммуникативных умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, наглядный, исследовательский.

Средства обучения: учебник, презентация.

  1. Познавательная деятельность
  2. Уровни познавательной деятельности
  3. Чувственное познание: его возможности и границы.
  4. Сущность и формы рационального познания.
  5. Сенсуализм и рационализм
  1. Организационный момент: напомнить правила поведения на уроке, отметить отсутствующих.
  2. Актуализация знаний :
  1. Практическая деятельность по изучению нового материала:
  1. Познание как деятельность.

Знания не возникают сами по себе, а возникают в результате познавательной деятельности, т.е. сознательная деятельность человека, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

- Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).

Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.

В результате в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • представление.

Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощущения твердости, холода и т. п.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать представления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредственного контакта.

Вопросы к обучающимся.

Проанализируйте его сильные и слабые стороны. Работа с учебником стр. 222

Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.

Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.

Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.

  • Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
  • Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
  • Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
  • Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.

Вопросы к обучающимся:

Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах.

Джон Локк: источником знания является чувство. Внешние предметы вызывают в нас простые идеи (чувства)-> понятия (истинные, ложные, фантастические…). Чувства - единственный канал, посредством которого человек связан с материальной действительностью.

Рационализм - Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум. Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель.

Разум - основа поведения и познания людей, тотальное недоверие к чувствам как к объективному источнику знания.

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее

Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие

научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности

познания, доказывают познаваемость мира.

Ключевые слова

Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек всегда стремился к познанию истины.

Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?

Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.

Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.

Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.

Мир принципиально познаваем

Отрицание познаваемости мира

Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание

Гносеология

Агностицизм, конвенционализм.

Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.

Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,

признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.

Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются

общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без

чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.

Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие

полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.

Относительная истина - это неполное верное знание о чём-либо. Она со временем может быть дополнена новым знанием или стать заблуждением. Абсолютная истина - это полное знание, например, форма земли.

Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

непротиворечивое, практика как производство, опыт,

логически стройное знание эксперимент

Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по обществознанию в 10-м общеобразовательном классе. Тема: "Познавательная деятельность человека"

образовательные:

показать место познания среди многообразия человеческой деятельности;

раскрыть роль знаний в жизни людей;

охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире;

изучить особенности различных видов познания;

раскрыть суть спора эмпириков и рационалистов.

воспитательные:

воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию, познанию мира,

изучению наук для понимания окружающей действительности и себя.

развивающие:

развивать умения учащихся:

выделять главное в тексте и объяснении учителя;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обоснованные выводы.

I. Изучение нового материала.

Знания – сила”

Фрэнсис Бэкон (английский философ)

1. Знания, их роль в жизни общества и человека.

– Опираясь на ранее изученный материал, личный опыт учащихся, рассмотреть круг вопросов, имеющих по отдельным положениям философско-обобщенный характер. Актуализировать опыт учащихся, сделать его предметом анализа, можно, используя активные диалоговые методы обучения.

Задания:

вспомните виды человеческой деятельности?

подумайте, для чего нужны знания?

– В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности – материальной и духовной.
Задумывались ли вы о том, что знания разнообразны? Приведите примеры разнообразия знаний?

Можно предложить поочередно, по возможности избегая повторов, продолжить следующие фразы:

О мире физических явлений я знаю…

О мире живых существ я знаю… и т.д.

Представление о разнообразии знаний дать в виде схемы.

Схема “Разнообразие знаний”

2. Человек познающий.

– Последний круг вопросов в схеме “Разнообразие знаний” и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения: представления и идеи о том, как формируется само знание; каковы его источники; откуда берутся бесспорные представления; где граница между знанием и верой.

Подчеркнуть, что основная тема для разговора о человеке познающем – как возникают знания ?

– Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Приведите примеры из жизни, каким образом могут возникать знания?

Дать ответ на вопрос при помощи схемы. Если у учащихся возникнут затруднения с примерами, можно обратиться к тексту параграфа, раздел “Человек познающий”.

Схема “Познание”

– А теперь приведите примеры произвольного и специального познания мира.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

Дать представление о процессе познания через формулы, в которых:

П – познание,
С – субъект познания,
О – объект познания.

Задания:

составьте формулы познания мира, используя условные обозначения, когда субъект познает окружающий мир “со стороны” и когда он не отделен от предметного мира;

приведите конкретные примеры для одной и второй формул.

(познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него).

Далее рассказать о дввух основных путях познания окружающего мира.

3. Вижу, слышу, осязаю.

– Первый путь – путь познания через опыт, через чувства ( эмпирический ).

Задание: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека?

Для активизации учащихся можно использовать схему-подсказку.

Схема “Пять основных чувств человека”

– Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.

Можно использовать материал учебника для рассуждений, какие органы чувств дают наибольший объем информации человеку, какие чувства называются отдельными учеными вспомогательным.
Познакомить с формами чувственного познания мира – ощущением, восприятием, представлением.

Схема “Формы чувственного познания мира”

Задания:

Приведите примеры познания мира через ощущение, восприятие, представление.

Сделайте вывод, ЧТО влияет на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета?

(Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:

особенности “воспринимающих устройств”, т.е. наших органов чувств;
индивидуальный опыт;
культурно-исторический опыт.

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира).

4. "Я мыслю, значит – я существую".

Дать представления о том, что человек не ограничивается только восприятием данного, а стремится проникнуть глубже в суть вещей, используя свою способность мыслить.

– Второй путь познания мира – рациональный.

Задание: попробуйте устно составить логическую цепь, как протекает процесс мышления.

Направляя ответы учащихся в нужное русло, пояснить, что основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Показать протекание процесса рационального познания мира при помощи схемы.

Схема “Процесс мышления”

Поясняя схему, дать представления о том, что результатом мыслительных операций становятся:

умозаключения (выводы).

– Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результат такого процесса – понятия .
По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс. Через связь понятий появляются суждения .
Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям .
Изучая рациональное познание, целесообразно заострить внимание учащихся на отдельных приемах логического мышления, в частности, рассмотреть структуру доказательства. Путем упражнений научить отделять тезис (т.е. суждения, истинность которых надо доказать) от аргумента (т.е. суждения, которое используется при доказательстве тезиса). Можно использовать примеры из методических рекомендаций по курсу “Человек и общество”.

5. И мысли и чувства.

Задание: работая самостоятельно с текстом учебника, изобразите в виде таблицы сущность спора между эмпириками и рационалистами.

Таблица “Сущность спора эмпириков и рационалистов”.

Рационалисты

Признают решающую роль чувственного опыта. Считают, что рациональное мышление – комбинации того, что дается в опыте; оно ничего не прибавляет к знаниям

Отдают предпочтение разуму. Считают, что существуют некие врожденные идеи, задатки мышления, независимые от чувственного познания.

II. Закрепление изученного материала.

1. Проверить заполнение таблицы.

3. Можно использовать тесты и задачи из методического пособия или дидактических материалов по курсу “Человек и общество”.

4. Для общего развития при помощи схемы можно дать представление о корнях извечного конфликта “Отцы и дети”.

Схема “Истоки конфликтов мжду родителями и детьми”.

– Родители, люди зрелого возраста, уже прошли познание мира опытным путем и большая часть родителей уже относится к рационалистам . Родители-рационалисты пытаются уберечь детей-эмпириков от “набивания шишек” и предлагают детям не идти опытным путем, а руководствоваться в жизни опытом родителей и жить “умом родителей”. По сути, конфликт между родителями и детьми – это спор эмпириков и рационалистов (которые забывают, что когда-то сами были эмпириками).

– Опираясь на ранее изученный материал, личный опыт учащихся, рассмотреть круг вопросов, имеющих по отдельным положениям философско-обобщенный характер. Актуализировать опыт учащихся, сделать его предметом анализа, можно, используя активные диалоговые методы обучения.

  • вспомните виды человеческой деятельности?
  • подумайте, для чего нужны знания?

– В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности – материальной и духовной.
Задумывались ли вы о том, что знания разнообразны? Приведите примеры разнообразия знаний?

  • О мире физических явлений я знаю…
  • О мире живых существ я знаю… и т.д.

Представление о разнообразии знаний дать в виде схемы.

Схема “Разнообразие знаний”

2. Человек познающий.

– Последний круг вопросов в схеме “Разнообразие знаний” и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения: представления и идеи о том, как формируется само знание; каковы его источники; откуда берутся бесспорные представления; где граница между знанием и верой.

Подчеркнуть, что основная тема для разговора о человеке познающем – как возникают знания?

– Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Приведите примеры из жизни, каким образом могут возникать знания?

Дать ответ на вопрос при помощи схемы. Если у учащихся возникнут затруднения с примерами, можно обратиться к тексту параграфа, раздел “Человек познающий”.

Схема “Познание”

– А теперь приведите примеры произвольного и специального познания мира.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

Дать представление о процессе познания через формулы, в которых:

П – познание,
С – субъект познания,
О – объект познания.

  • составьте формулы познания мира, используя условные обозначения, когда субъект познает окружающий мир “со стороны” и когда он не отделен от предметного мира;
  • приведите конкретные примеры для одной и второй формул.

(познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него).

Далее рассказать о дввух основных путях познания окружающего мира.

3. Вижу, слышу, осязаю.

– Первый путь – путь познания через опыт, через чувства (эмпирический).

Задание: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека?

Для активизации учащихся можно использовать схему-подсказку.

Схема “Пять основных чувств человека”

– Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.

Можно использовать материал учебника для рассуждений, какие органы чувств дают наибольший объем информации человеку, какие чувства называются отдельными учеными вспомогательным.
Познакомить с формами чувственного познания мира – ощущением, восприятием, представлением.

Схема “Формы чувственного познания мира”

  • Приведите примеры познания мира через ощущение, восприятие, представление.
  • Сделайте вывод, ЧТО влияет на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета?

(Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:

особенности “воспринимающих устройств”, т.е. наших органов чувств;
индивидуальный опыт;
культурно-исторический опыт.

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира).

4. "Я мыслю, значит – я существую".

Дать представления о том, что человек не ограничивается только восприятием данного, а стремится проникнуть глубже в суть вещей, используя свою способность мыслить.

– Второй путь познания мира – рациональный.

Задание: попробуйте устно составить логическую цепь, как протекает процесс мышления.

Направляя ответы учащихся в нужное русло, пояснить, что основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Показать протекание процесса рационального познания мира при помощи схемы.

Схема “Процесс мышления”

  • понятия,
  • суждения,
  • умозаключения (выводы).

– Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результат такого процесса – понятия.
По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс. Через связь понятий появляются суждения.
Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям.
Изучая рациональное познание, целесообразно заострить внимание учащихся на отдельных приемах логического мышления, в частности, рассмотреть структуру доказательства. Путем упражнений научить отделять тезис (т.е. суждения, истинность которых надо доказать) от аргумента (т.е. суждения, которое используется при доказательстве тезиса). Можно использовать примеры из методических рекомендаций по курсу “Человек и общество”.

5. И мысли и чувства.

Задание: работая самостоятельно с текстом учебника, изобразите в виде таблицы сущность спора между эмпириками и рационалистами.

Таблица “Сущность спора эмпириков и рационалистов”.

II. Закрепление изученного материала.

1. Проверить заполнение таблицы.

3. Можно использовать тесты и задачи из методического пособия или дидактических материалов по курсу “Человек и общество”.

4. Для общего развития при помощи схемы можно дать представление о корнях извечного конфликта “Отцы и дети”.

Схема “Истоки конфликтов мжду родителями и детьми”.

– Родители, люди зрелого возраста, уже прошли познание мира опытным путем и большая часть родителей уже относится к рационалистам. Родители-рационалисты пытаются уберечь детей-эмпириков от “набивания шишек” и предлагают детям не идти опытным путем, а руководствоваться в жизни опытом родителей и жить “умом родителей”. По сути, конфликт между родителями и детьми – это спор эмпириков и рационалистов (которые забывают, что когда-то сами были эмпириками).

Читайте также: