Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования в школе 2020 2021
Обновлено: 05.07.2024
Оценить 87 0
от 06.10.2020 № 205
Учебный план
дополнительных образовательных услуг
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Учебный план для ОУ, реализующего дополнительные образовательные услуги, является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных услуг и объем учебного времени, отводимого на проведение периодов непосредственной образовательной деятельности.
Учебный план ОУ ориентирован на организацию непосредственно образовательной деятельности в режиме однодневной учебной недели, с длительностью пребывания детей в школе в день 2 часа (с 10.00 до 12.00). Продолжительность учебного года составит 28 недель (с 01 октября по 30 апреля). Данный учебный план составлен для организации деятельности с детьми с 6 до 7 лет.
Длительность 1 занятия - 20 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультурные минутки.
Исходя из запросов родителей и с целью развития способностей детей дошкольного возраста, в ОУ организованы следующие курсы:
На основе Учебного плана разработана сетка непосредственно образовательной деятельности на неделю, не превышающая учебную нагрузку. В сетке учтены психофизиологические особенности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой группе. Образовательная деятельность проводится с группой из 6 – 25 детей или индивидуально.
Учебный план
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
на заседании педагогического совета школы
протокол №___ от________
на заседании Совета школы
Приказ № ___ от _____2021 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительного образования детей
муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
на 2021/2022 учебный год
с. Красноармейское
Пояснительная записка
к учебному плану дополнительного образования детей
МБОУ Красноармейский УВК
на 2021/2022 учебный год
Учебный план по дополнительному образованию детей МБОУ Красноармейский УВК разработан на основании нормативных документов:
· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 75);
· Санитарно-эпидемические требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 14.07.2014 №41.
· Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
· Устава МБОУ Красноармейский УВК.
Содержание учебного плана дополнительного образования соответствует основным целям и задачам деятельности лицея.
План ориентирует учащихся на развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
всестороннее развитие личности подростков, воспитание любви к Родине.
План удовлетворяет интересы и потребности детей, потребности семьи, особенности социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций и ориентирован на развитие целостного мировоззрения и подготовку детей к реалиям жизни.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-
патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Перечень документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области дополнительного образования:
1. Учебный план дополнительного образования;
2. Приказы ОУ на тарификацию нагрузки педагогов дополнительного образования;
3. Приказы на зачисление, отчисление, переводе детей на последующий год обучения;
4. Должностные инструкции руководителя объединения, педагога дополнительного образования;
5.Дополнительная образовательная программа, рекомендованная педагогическим советом ОУ, утвержденная директором образовательного учреждения.
6. Расписание занятий.
Учебный план дополнительного образования детей ориентирован на 34 учебные недели в год: с 1 сентября по 25 мая. Зачисление детей в объединения дополнительного образования проводится в соответствии с административным регламентом.
Во время каникул учебный процесс в рамках дополнительного образования не прекращается. Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного года директором образовательного учреждения с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся.
Выполнение учебного плана контролируется ежемесячно по журналам, а также через посещение администрацией ОУ открытых мероприятий, творческих отчетов, выставок, презентаций; изучение и утверждение программ, тематики планирования занятий.
При формировании детских объединений учитываются:
- свобода выбора программы, педагога, формы объединения, переход из одного детского объединения в другое;
- творческая индивидуальность ребенка;
- создание условий для усвоения программы в самостоятельно определенном темпе.
В системе дополнительного образования детей занимаются учащиеся начального, среднего школьного возраста. Занятия проводятся по модифицированным программам, в одновозрастных группах. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей. Реализуя образовательные программы, педагогический коллектив решает образовательные, развивающие, воспитательные задачи.
Формами занятий в детских объединениях являются:
Цели, задачи, отличительные особенности и прочие конкретные данные прописываются в каждой программе отдельно, в общем же их можно охарактеризовать следующим образом:
Направленности и срок реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в 2021/2022 учебном году следующие:
Срок реализации программы
Военно-патриотическая
Художественная направленность:
Программы данной направленности составлены для детей разных возрастных категорий. Они ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных видах искусства и служат средством организации свободного времени; формируют процесс творческого самовыражения и общения детей. Занятия проходят в разнообразных формах, участие в конкурсах.
Военно-патриотическая направленность:
Главной целью реализации программ военно-патриотической направленности является военно-патриотическое воспитание школьников, включает в себя начальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки.
Списки используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы; уровень информатизации образовательного процесса приведены в каждой
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, программы для 1-4 классов по дополнительному образованию являются логическим продолжением основной образовательной программы основной начальной школы. Углубление метапредметных и социальных навыков учащихся, закрепления практического использования содержания программ учебных предметов осуществляется, в том числе и через дополнительное образование. Посещая кружки и секции, учащиеся быстрее адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся творческие способности е, музыкальные, что играет важную роль в духовном развитии подростков.
Деятельность ДОП в 1-4 классах организуется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) на основании заявлений.
Дата принятия программы
№ 1 от 07 сентября 2020 года
- Реализация государственной политики в области дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Реализация региональной политики Республики Бурятия в сфере дополнительного образования детей.
Федеральная целевая программа «Развитие
Тема образовательной программы
Цели и задачи программы
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-реализация образовательных программ и услуг в интересах личности.
-обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального
самоопределения и творческого труда детей и юношества;
-своевременное выявление и педагогическая поддержка интересов и способностей детей к заявленным видам творчества;
-обеспечение возможностей для раннего профессионального самоопределения;
-обеспечение образовательного процесса на принципах уровневой дифференциации как по содержанию программ, так и по формам и
методам их освоения;
использование в образовательных процессах
прогрессивных педагогических технологий, учитывающих возрастные особенности
развития личности ребёнка;
-своевременное отслеживание качества и результативности обучения и воспитания учащихся;
-создание условий, гарантирующих
безопасность образовательного процесса, сохранение, укрепление здоровья обучающихся;
-воспитание гражданственности, толерантности, трудолюбия, любви к семье, окружающей природе, родине.
уровень усвоения знаний и умений учащимися по
исследовательских умений обучающихся;
-уровень творческих достижений учащихся;
-уровень удовлетворённости различными
сторонами образовательно-воспитательного процесса учащихся, родителей, педагогов;
-уровень социальной зрелости воспитанников;
-диагностика личностного роста учащихся;
- ценностные ориентации школьников и динамика их развития;
-успешность выпускников после окончания обучения в объединениях ДДТ;
-сохранение и укрепление здоровья учащихся.
результаты реализации программы
-повышение эффективности образовательного процесса;
-личностный рост участников образовательного процесса;
-динамика сохранности контингента обучающихся;
-динамика социальной зрелости и развитие социального интеллекта воспитанников;
-разработка новых образовательных программ и проектов;
-удовлетворение потребностей детей в занятиях по художественно – эстетическому, физкультурно-спортивному, научно-техническому творчеству;
-укрепление материально-технической базы учреждения
I I. Пояснительная записка
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы
непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Дополнительное образование сегодня – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации, и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Расширение сферы дополнительного образования детей предполагает уделить особое внимание повышению качества этого образования и развитию профессиональных компетентностей руководителей и педагогических работников организаций дополнительного образования детей в области разработки локальной нормативной базы учреждения, программирования управленческой и педагогической деятельности.
- организация дополнительного образования, деятельность которой направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ.
является локальным нормативно-управленческим документом, определяющим приоритетные цели дополнительного образования, содержание, основные направления и специфику организации учебно-воспитательного процесса в учреждении, а также перспективы его развития.
ДДТ с Выдрино самостоятельно разрабатывает образовательную программу с учетом запросов учащихся, потребностей семьи, образовательных организаций- партнеров, общественных объединений и организаций, особенностей социально – экономического развития региона и национально – культурных традиций, а также имеющегося ресурсного обеспечения (кадрового, материально – технического и т.д.) учреждения.
Новая модель образовательного пространства ДДТ ориентирована на органическое единство нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса и новых форм оценки качества образования через разработку механизма постоянного обновления содержания дополнительного образования на основе предвидения, прогнозирования наиболее перспективных и продуктивных путей его организации.
Основными результатами должны стать:
качественные изменения в образовательной структуре ДДТ,
повышение престижа ДДТ в системе образования села, района,
сложившийся инновационный имидж организации;
-сформированная культурная модель организации как оригинальной среды воспитания и дополнительного образовании детей.
Конечным результатом реализации программы станет вариативная система дополнительного образования, обеспечивающая качественные изменения в деятельности Детского дома творчества как оригинальной среды воспитания и дополнительного образования детей.
III. Информационная карта
В Доме творчества осуществляют свою деятельность 20 творческих объединения, таких как:
Для реализации государственной политики РФ в области дополнительного образования основными целями обучения, воспитания и развития являются: создание и развитие целостной среды становления и развития личности, освоение обучающимися социокультурных ценностей, как осознанной способности к самоопределению, саморазвитию.
Образовательная программа ДДТ ставит своей целью развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию образовательных программ и услуг в интересах личности.
Воспитательной целью учреждения является формирование личности, способной к жизнетворчеству в гармонии с основными понятиями добра, любви и справедливости.
Соответственно заявленным целям в образовательной программе, учереждение решает следующие задачи:
1. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей и юношества;
2. Своевременное выявление и педагогическая поддержка интересов и способностей детей к заявленным видам творчества;
3. Обеспечение образовательного процесса на принципах уровневой дифференциации как по содержанию программ, так и по формам и методам их освоения;
4. Использование в образовательных процессах прогрессивных педагогических технологий. Учитывающих возрастные особенности развития личности;
5. Своевременное отслеживание качества и результативности обучения и воспитания обучающихся;
6. Обеспечение возможности раннего профессионального самоопределения;
7. Адаптация детей к жизни в обществе;
8. Создание условий, гарантирующих безопасность образовательного процесса, сохранение, укрепление здоровья обучающихся;
9. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье.
V. Механизм реализации образовательной программы
Управление ДДТ, как учереждением дополнительного образования детей и юношества, осуществляется на основе законодательства, действующего на основе законодательства, действующего на территории РФ, правил внутреннего распорядка и на принципах единоначалия и коллегиальности.
Механизм реализации образовательной программы включает:
- выполнение программы мероприятий;
- подготовку отчётов и обсуждение достигнутых результатов;
- анализ и оценку достигнутых результатов ;
Необходимым условием реализации образовательной программы является инициатива и творчество всего педагогического коллектива. Концептуальные вопросы образовательной программы обсуждаются и принимаются на заседании педагогического совета.
Функции управления и контроля возлагаются на администрацию учереждения, методистов.
- создает условия для реализации образовательной программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативно- правовые акты, необходимые для реализации программы.
- обеспечивает методическое сопровождение учебных программ;
- разрабатывает учебные и дидактические планы;
-разрабатывает и корректирует систему психолого-педагогических мониторинговых мероприятий.
- отслеживает развитие образовательного процесса;
- заслушивает промежуточные итоги реализации программы;
- готовит рекомендации по улучшению качества предоставляемых услуг.
VI.Организации образовательного процесса
Образовательный процесс и режим функционирования ДДТ осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учереждении дополнительного образования детей, учебным планом, образовательной программой учереждения, расписанием занятий, образовательными программами педагогов.
Процесс обучения в ДДТ представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. В основе учебно-воспитательной работы лежит взаимосвязь и взаимодействие всех структур коллектива ДДТ: педагогов, обучающихся, родителей, администрации. Организация учебно-воспитательного процесса характеризуется следующими особенностями:
- обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время; обучение организуется на добровольных началах по интересам;
- детям предоставляется возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий; допускается переход учащихся из одной группы в другую;
- допускается обучение детей в нескольких творческих объединениях одновременно, но не более чем в 2-х творческих объединениях.
Образовательный процесс проходит на протяжении всего года, включая каникулярное время, выходные и праздничные дни и регламентируются годовым календарным учебным графиком. Учебный год начинается не позднее 15 сентября при расчете учебного плана на 36 недель. Учереждение работает без общего выходного дня (ежедневно) преимущественно с 08.00 до 20.00. Часы работы администрации -08.30-17.00, перерыв на обед -12.00-13.00.
Учебные занятия проходят с 13.00 до 20.00.
Продолжительность занятий составляет:
- дошкольники: 1 академический час -30 мин.;
- школьники 1 академический час – 45 мин.;
В целях недопущения перегрузок и сохранения здоровья детей между занятиями вводится обязательные перерывы по 5-15 мин., в ходе занятий используется элементы здоровья сберегающих технологий.
Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с требованиями занятий, где указывается название объединения, учебные группы, время и продолжительность занятий, место проведения, количество часов в неделю, ФИО педагога дополнительного образования. Расписание составляется с учетом педагогической целесообразности и максимальной экономии времени руководителя объединения, с обязательными 5 минутными перерывами через каждые 30-40 минут занятия в соответствии с требованиями СанПина.
Продолжительность проведения массовых мероприятий составляет для:
- дошкольников до 1 час;
- младших школьников до 1,5 часов;
- остальных учащихся до 2-2.5 часов;
Согласно действующим Правилам приема и отчисления детей в МАОУ ДО ДДТ в объединения по интересам принимаются желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Наполненность учебных групп устанавливается отдельно для каждого объединения с учетом направленности образовательной программы, возраста и категории учащихся, года обучения.
В учебно-воспитательном процессе используется следующие технологии:
Технологии развивающего обучения. Направлены на общее целостное развитие личности;
- Технологии личностно-ориентированного обучения.
Направлены на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося. Используется индивидуально на всех уровнях обучения;
Обеспечивают обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей. Используется на всех уровнях бучения;
- Игровые технологии. Удовлетворяют потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации, формируют воображение;
- Проектные технологии. Дают возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознано подходить к профессиональному и социальному самоопределению;
- Здоровьесберегающие технологии. Позволяют равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО;
- Информационные технологии. Направлены на развитие коммуникативных способностей, формирование умений работать с информацией. Применение традиционных технологий в сочетании с инновационными технологиями позволяет повысить результативность обучения.
Основные методы обучения:
Основные формы контроля и учета достижений, обучающихся:
- творческие отчеты, работы
- тестирование и др.
Обязательный конечный результат:
- для спортивных объединений – участие в соревнованиях, показательных, выступлениях;
- для всех остальных объединений – участие в конкурсах, фестивалях, выставках, олимпиадах, викторинах, конференциях и др.
Исходя из дифференциального подхода, образовательная программа может быть рассчитана на достижение обучающимися определенного уровня образованности:
Образовательный процесс , в целом направлен на развитие интеллектуального, духовного и физического потенциала личности, её профориентацию и самоорганизацию.
Читайте также: