Пояснительная записка к проекту школы искусств

Обновлено: 02.07.2024

Живопись - это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов и цветовых гармониях, цветовом языке и цветовой культуре.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым и т. д. В любом произведении искусства колорит образует сложный и неповторимый цветовой тон.

Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т. д.). Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.

Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится на две группы: ахроматические (т. е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т. е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).

Колористика и наука цветоведения необходимы для детального, а не поверхностного изучения затем, чтобы уметь правильно воспроизводить цвета на холсте или компьютерном дизайн-макете. Зачастую осуществить на практике правильный подбор цвета просто невозможно, поскольку работа зрительного аппарата человека хоть и подчиняется законам физики, но у каждого индивидуальна. Данное обстоятельство является одной из причин, почему каждое живописное произведение искусства имеет фиксированный диапазон красок, называемой цветовой палитрой.

В художественных школах, где дети получают художественное образование, понятие цветовой гаммы всегда преподносится как нечто заданное, к чему нужно стремиться, чему нужно подчинить живописную работу. В действительности дело обстоит в точности наоборот: художник не может подчинить картину определенной цветовой гамме в произвольном порядке; цветовая гамма подчиняет творчество живописца. Потому что нельзя получить более насыщенный голубой, например, оттенок, чем тот, что находится в вашей банке с голубой краской. Также, смешивая желтую и голубую краски, вы не получите зеленого оттенка такой же яркости, как в аналогичной банке с зеленой краской.

Форма проведения учебных занятий

Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу по подбору справочного и иллюстративного материала. Рекомендованная продолжительность занятий подготовительных групп предпрофессиональной подготовки 40 минут.

Занятия изобразительным искусством всегда сопряжены с участием наших чувств. Эмоциональность ребёнка находит отражение в использовании им цвета, в передаче состояния.

Цель и задачи учебного предмета

Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.

Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краска, бумага, кисти и т. д., а также даёт учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и тёплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.

В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии, затем на простых цветовых объёмах, далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно - воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (во время пленера).

Учебно-тематический план

I полугодие

2. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах) (6ч.)

7. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Натюрморт 2-3 предмета. (Гуашь 9ч.)

II полугодие

8. Светотень. Натюрморт с кувшином из 2 предметов (свет, собственная тень, падающая тень, граница светотени). (Гуашь 4ч.)

9. Развиваем чувство цвета. Рефлекс. Натюрморты с чайником, кофейником с яркими драпировками (Гуашь 5ч.)

11. Теплохолодность. Цвет света. Предметная плоскость, фон. (драпировка в 2-х плоскостях) (4ч.)

12. Накапливаем мастерство. Натюрморт из 2-х предметов в 2-х плоскостях с направленным освещением. (Гуашь 9ч.)

13. Упражнения по освоению техники акварели (заливка, тоновая и цветовая растяжка). (Акварель 4ч.)

14. Коричнево- зеленоватая гамма (упражнение). Зелёная гамма (упражнение). (Акварель 4ч.)

Итого за год 102ч.

Конкурсные работы учащихся школы искусств

Конкурсные работы учащихся школы искусств Учащиеся школы искусств им. А. И. Плотнова подготовили прекрасные работы на Всероссийский конкурс детского художественного творчества «Многоликая.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка к проекту.docx

Тип проекта : познавательно-творческий

Продолжительность : среднесрочный (3 месяца)

Возраст детей : обучающиеся начальной школы

Участники проекта : обучающиеся начальной школы, классный руководитель, родители

Актуальность : Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. (Ю. М. Лотман)

Поэтому важно приобщать обучающихся к культуре своего народа, поскольку обращение к своему наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой он родился и живет.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

В наше непростое время – время социальных перемен н ародные забавы заменяют телепередачи. Поэтому, воспитание гражданина, знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народное искусство, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетические ценности и является частью его истории.

Цель : приобщение детей к народной культуре через формирование у них патриотических чувств и развития духовности.

Задачи :

1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.

2. Расширять представления о традициях, обычаях и искусстве народов России.

3. Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Гжель, культурными ценностями народов России.

4. Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов.

5. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием.

Ожидаемые результаты

1. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

2.Обогатится словарный запас названиями предметов русского быта.

3.Младшие школьники приобщатся к истокам традиционной культуры, научатся понимать и принимать народные промыслы.

4.Получат знания, характерные для каждого вида росписи и умения самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Полученные результаты

1.Дети познакомились со старинными предметами русского быта, домашнего обихода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководитель проекта

Ответственные за реализацию проекта

Тип проекта

Творческий культурно-просветительский, долгосрочный

Целевые группы проекта

2) Обучающиеся МБОУ СОШ города Радужный;

Цель проекта

Формирование музыкальной культуры, приобщение учащихся к музыкальному искусству.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Повышение интереса к классической музыке среди учащихся ДШИ, МБОУ СОШ, родителей, населения города в целом;

Углубление и активизация процесса восприятия музыки у обучающихся ДШИ благодаря взаимосвязи уроков музыкальной литературы и систематически разработанных лекций-концертов,

Не менее 30% обучающихся ДШИ примут участие в мероприятиях в рамках проекта, что будет способствовать развитию их исполнительских навыков,

За период реализации проекта до 80% обучающихся ДШИ посетят мероприятия в рамках проекта, что будет способствовать их духовно-нравственному развитию и повысит культурный уровень,

Учащиеся и преподаватели МБОУ СОШ города примут участие в мероприятиях в рамках реализации проекта с целью приобщения их к лучшим образцам классической музыки и народного искусства,

Степень эффективности реализации проекта будет удовлетворительной.

Срок реализации проекта

сентябрь 2018 г. – май 2021 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Теоретическая основа. Актуальность проекта.

Пора заняться проблемой подготовки понятливых,

культурных слушателей, которых не так уж много, и от

интеллектуального уровня которых

Б.В. Асафьев

В условиях современного времени проблема восприятия классической музыки становится особенно актуальной. Педагогам-музыкантам необходимо профессионально вводить юных слушателей в мир музыкальной классики, ведь восприятие детьми классической музыки представляет особую трудность, так как язык ее сложен, формы насыщены интенсивным развитием и требуют от слушателя постоянной сосредоточенности.

Современная гуманистическая образовательная парадигма, ориентирована на развитие человека культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, к лучшим образцам народного, классического и современного искусства, на воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; на усиление общекультурного содержания образования и наполнение его творческой составляющей.

Вкус характеризуется тем, что человек предпочитает, выбирает, оценивает как наиболее интересное, нужное. Если его положительную оценку получают произведения высокохудожественные – значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае – плохим, неразвитым. Хороший музыкальный вкус означает, что его обладатель испытывает эстетическую радость, наслаждение от подлинно прекрасных произведений.

В основе нашего творческого культурно-просветительского проекта – привлечение детей к активному слушанию и восприятию музыки посредством музыкальных лекций-концертов.

Музыкальный лекторий является одной из действенных форм внеклассной деятельности. Это внеклассная форма музыкально-эстетического образования, наиболее близкая детям, поскольку включает слушание музыкальных и литературных произведений, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части, возможны игровые моменты, но самое главное заключается в том, что устанавливается диалог между ребенком и музыкой.

Музыкальный лекторий систематически осуществляет свою работу в виде музыкальных лекций-бесед и тематических концертов, музыкальных композиций и музыкально-литературных гостиных.

Музыкальный лекторий - одна из традиционных форм просветительской деятельности. При составлении программы музыкального лектория особое внимание уделяется внимание следующим требованиям: тематике, месту проведения, составу и возрасту слушателей, продолжительности проведения и выбору формы музыкального лектория, исполнительским возможностям музыкантов, материальным и техническим условиям проведения концерта, подготовке аудитории.

Социальная значимость проекта: проблема любого малого города - отдаленность от культурных центров. Зачастую детская школа искусств становится основным культурным учреждением академической направленности, поэтому создание оптимальных условий для развития творческого потенциала детей становится здесь наиболее актуальным.

Все вышеизложенное определяет актуальность и практическую значимость данного проекта.

1.2. Целевые группы, участники проекта

Целевые группы проекта:

обучающиеся МБОУ СОШ города Радужный;

родители обучающихся; преподаватели;

социальные группы населения и жители города.

1.3. Цель, задачи проекта

Цель проекта: формирование музыкальной культуры, приобщение учащихся к лучшим образцам классического и современного искусства.

Задачи проекта:

- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

- развитие активного восприятия музыки у слушателей;

активизация процессов мышления, воли, развитие эмпатии учащихся;

развитие у обучающихся ДШИ исполнительских навыков;

пропаганда отечественной и зарубежной классической музыки, народного искусства.

создание условий для духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Планируемые этапы и сроки реализации проекта

Проект рассчитан на реализацию в следующие сроки: май 2018 г. – май 2021 г. Проект реализуется в 3 этапа, план реализации проекта представлен в таблице 1.

План реализации проекта

Этапы и сроки реализации проекта

Содержание деятельности на этапе

Ответственные

- выбор тематики предстоящего мероприятия с учетом важных культурных, исторических, музыкальных событий;

-согласование сроков проведения, аудитории, места проведения мероприятия;

2 этап – практический.

Октябрь 2018 г. – май 2021 г.

- подбор музыкального репертуара в соответствии с выбранной программой музыкального мероприятия;

- подготовка сценария и программы мероприятия;

- подготовка мультимедийного материала;

- привлечение учащихся ДШИ к участию в мероприятиях проекта;

- прослушивание музыкальных номеров и отбор в соответствии с качеством исполнения.

3 этап – аналитико-итоговый.

- Определение соответствия полученных результатов первоначальному замыслу, степени эффективности реализации проекта;

- обобщение и представление профессиональному сообществу опыта работы по реализации проекта на конференциях, фестивалях, конкурсах различных уровней.

2.2. Содержание проекта и механизм его реализации

Концертно-просветительская работа – неотъемлемая часть музыкального обучения и воспитания. На основе изучения исторического пути становления и развития музыкального просветительства, как вида деятельности, в этой области применена на практике методика организации концертно-просветительской деятельности. Её основными принципами стали: широкое привлечение преподавателей и учащихся к практическому музицированию, формирование профессиональной готовности преподавателей к организации концертно-просветительской работы, использование межпредметных связей. В основе музыкального просветительства лежат принципы популяризации лучших образцов мировой музыкальной культуры, пропаганды отечественной музыки прошлого и настоящего, знакомства с лучшими западноевропейскими и отечественными музыкальными традициями. Основная цель музыкального просветительства – духовное и нравственное совершенствование личности и общества.

В практике детской школы искусств музыкально-просветительская деятельность реализуется в виде лекций-концертов и дает возможность изложить музыкальную тему в логически стройном виде, сочетать задачи совершенствования исполнительских навыков учащихся и музыкального просветительства. Благодаря органической взаимосвязи уроков слушания музыки и музыкальной литературы с целенаправленным характером системно-разработанных нами лекций –концертов значительно углубляется процесс восприятия музыки.

Концертные выступления способствуют формированию у учащихся исполнительских навыков. На сцене появляется возможность проявить свои артистические качества, эстрадную выдержку, а у педагога – проследить за качеством выступления своего ученика со стороны. В тематических концертах появляется возможность публичного выступления учащегося, в зависимости от его музыкальных способностей и уровня профессиональной подготовки, в роли солиста или участника ансамбля, в составе хора или оркестра. Приобретая и совершенствуя исполнительские навыки, учащиеся с большим удовольствием участвуют в концертной работе. Это, в свою очередь, позволяет им выбрать профессию музыканта или стать активными просвещёнными любителями музыки.

В ходе подготовки к концертным мероприятиям необходим тесный контакт организатора с исполнителями и слушателями. Цель его – заинтересовать, вдохновить, убедить в значимости этого вида деятельности обе стороны процесса, создать и поддерживать творческую атмосферу на всех этапах музыкально-просветительской работы (планирование, подготовка и проведение концерта). Процесс подготовки к концерту требует также и контроля со стороны организатора: умения внести, в случае необходимости, коррективы в репертуар, сценарий, художественное оформление концерта и методическое обеспечение.

Завершающим этапом подготовки к концерту являются прослушивания и репетиции.

Успех концерта, во многом определяется чёткой организацией его подготовки, проведения и предварительной работы по обеспечению публики. Необходимо проводить работу по своевременному освещению содержания предстоящих концертов в средствах массовой информации, тщательно разработать и своевременно распространить афиши, программки, пригласительные билеты и т.п.

На основании вышеизложенного можно определить следующий механизм реализации данного проекта:

Формы мероприятий могут быть разнообразные – лекция-концерт, музыкально-литературная композиция, тематический концерт, концерт-беседа и т.п.

План проведения мероприятий

Форма организации деятельности, тема

Место проведения

Ответственные

Ноябрь 2018 г. – май 2019 г.

В течение учебного года

Ноябрь 2019 г. – май 2020 г.

В течение учебного года

2.3. Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы проекта: проект реализуют авторы – Зобнина М.В. и Ермолова Е.В.

В реализации проекта могут принять участие все преподаватели детской школы искусств – количество участников неограниченно.

Материально-технические ресурсы: звукотехническое и мультимедийное оборудование

2.4. Ожидаемые результаты проекта

В результате реализации проекта ожидается получить следующие результаты:

Повышение интереса к классической музыке среди учащихся ДШИ, МБОУ СОШ, родителей, населения города в целом;

Углубление процесса восприятия музыки у обучающихся ДШИ благодаря взаимосвязи уроков музыкальной литературы и систематически разработанных лекций-концертов;

Не менее 30% обучающихся ДШИ примут участие в мероприятиях в рамках проекта, что будет способствовать развитию их исполнительских навыков,

За период реализации проекта до 80% обучающихся ДШИ посетят мероприятия в рамках проекта, что будет способствовать их духовно-нравственному развитию и повысит культурный уровень,

Учащиеся и преподаватели МБОУ СОШ города примут участие в мероприятиях в рамках реализации проекта с целью приобщения их к лучшим образцам классической музыки и народного искусства,

Степень эффективности реализации проекта будет удовлетворительной.

2.5. Механизм оценки результатов реализации проекта

оценка уровня вовлеченности,

отзывы участников проекта,

отчеты о проведенных мероприятиях, освещение СМИ.

Степень эффективности реализации проекта определяется следующим образом:

процентное соотношение полученных результатов к ожидаемым составляет от 80% до 100% - удовлетворительная степень эффективности проекта;

процентное соотношение полученных результатов к ожидаемым составляет от 60% до 79% - неудовлетворительная степень эффективности проекта;

процентное соотношение полученных результатов к ожидаемым составляет менее 60% - критическая степень эффективности проекта.

2.6. Перспективы дальнейшего развития проекта

Предполагается следующий сценарий развития проекта:

1. Презентация результатов проекта педагогическому сообществу ДШИ, региона, страны с целью распространения опыта работы по организации взаимодействия детской школы искусств и образовательных учреждений, направленного на воспитание у подрастающего поколения интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3.Результатом-продуктом культурно-просветительского проекта являются системно-разработанные сценарии лекций-концертов, а также публикации и участие в конкурсах педагогического мастерства:

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

АбдуллинЭ.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004.

Апрелева В.А. Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса. – Челябинск,1999.

Асафьева Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ под ред. Е.М.Орловой – Л.,1973

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986

Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1989.

Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М.,1982.

Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб.пособие/под ред. Э.Д.Абдуллина. – М., 2002.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.

Теплов Б.М. Основные музыкальные способности // Музыка в школе. – 2004. - №5.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 2003.

Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребенка// Теория и методика музыкального образования детей.М.,2010.-57с

Алексеев А.Д. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. – М., 1977. – Вып. 32. – С. 56-62.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.

Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 480 с.: ил.

Методические записки по вопросам музыкального образования. – Вып.2 / Ред. сост. Н.Л. Фишман. – М.: Музыка, 1979.

Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.7/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: МГУКИ, 2002.

Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.7/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: МГУКИ, 2002.

Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. – М.: Педагогика, 1985. – Т.1. Москва: Педагогика, 1985. – 328 с.

Яковлева, Е.В. Важность экологического воспитания дошкольника // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 113-117.

Читайте также: