Повышение уровня взаимного доверия семьи и школы как управленческая проблема

Обновлено: 05.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

введение Анализ тенденций общественного развития убеждает, что общество не может нормально функционировать и развиваться, если оно не заботится об укреплении доверия на разных уровнях социальных взаимоотношений, между различными своими сегментами. Доверие, являясь основой, на которой формируются социальные связи, укрепляющие и придающие целостность любому социальному организму, выступает одним из наиболее значимых ресурсов и механизмов конструирования современного типа взаимодействия [6,8,12]. Именно в связи с этим вопрос взаимного доверия семьи и школы актуален в современном обществе.

Этот вопрос нашел отражение в различных областях исследования:

психологии (Н.В. Козловская [16], А. Селигмен [25]);

менеджменте (Стивен Кови-мл., Р. Меррилл[17]);

социологии (Р. Р.Аитбаева [33], В.В.Вольчик [10], Л.Д.Гудков [12], П.Длугош, С. А. Щудло[37], В.И. Митрохин [22], А.В. Сидоренков [26]);

экономике (А.В.Белянин [6], Н.В.Василенко [8], В.Е.Дементьев [14],П.В. Жаворонков [34],Н. А. Заиченко [15], В. А.Овчинский [35]).

В современном российском обществе уровень доверия к социальным институтам достаточно низкий[38], что негативно отражается и на уровне взаимодействия семьи и школы.

Несмотря на широкую практику работы школы с родительским сообществом, вопрос формирования высокого уровня родительского доверия к образовательной организации остается недостаточно исследованным. Нет данных об уровне доверия к школе, о факторах, оказывающих влияние на формирование доверительных отношений. Рассматривая школу как образовательную организацию, можно утверждать, что низкий уровень доверия между родителями и школой приводит к увеличению трансакционных издержек обеих сторон, а это, в свою очередь, затрудняет эффективную организацию образовательного процесса. В то же время родительское сообщество - это один из ресурсов, который необходимо активно использовать для достижения качественных образовательных результатов [1]. Именно в связи с этим, вопрос формирования института взаимного доверия семьи и школы можно рассматривать как социально-педагогическую проблему.

На данный момент в педагогике и психологии не представлены методики, которые позволяют определить уровень доверия родительского сообщества к образовательной организации, а также не описаны условия и возможные сценарии по повышению уровень взаимного доверия семьи и школы.В этой связи актуальной является проблема определения уровня взаимного доверия семьи и школы, разработка механизмов по его созданию и укреплению [7, 5, 26].

Цель исследования:создание методики оценки уровня доверия родителей к образовательной организации и разработка модели повышения уровня взаимного доверия между родительским и педагогическим сообществами.

Уточнить качественные характеристики института взаимного доверия семьи и школы.

Выявить факторы, влияющие на уровень взаимного доверия семьи и школы.

Описать влияние института доверия на трансакционные издержки субъектов образовательного процесса.

Разработать исследовательский инструментария, позволяющего выяснить уровень доверия к школе со стороны родителей и уровень доверия учителей к родителям.

На основании данных эмпирического исследования выявить области взаимного недоверия.

Работа с семьёй важнейший компонент учебно – воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру.

Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает различным:

 нормальным , когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда в семье заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе.

Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института .

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определённая часть подростков отдаляется от родителей.

Важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей . Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.

Важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Главная задача , которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания . Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения .

Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности.

В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребёнком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей , а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

Работа с семьёй – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями.

Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий .

- Нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика ; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их.

А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения . Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Часто мы своей категоричностью и нетерпимостью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.

Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации .

Поверьте, большинство оценит эту помощь учителя.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта . Нужно уметь слушать , уметь расположить к себе отцов и матерей.

Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем.

А как быть с неблагополучными семьями ? Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, - меняют обстоятельства жизни в школе .

Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности .

Но не надо отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей , когда только он мог дать родителям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учиться, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в газетах и журналах, книгах по проблемам воспитания. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика. Придать стройность и построить логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей .

Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, классные родительские собрания не дают нужного эффекта.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели :

 Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

 Консультативная – совместный психолого – педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

 Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

 в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

 в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов , нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер .

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений.

Должно быть непреложным правилом :

все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях.

О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями.

Рассмотрим некоторые формы психолого – педагогического просвещения родителей.

  1. Вначале остановимся на одной из самых распространённых в любой школе форм взаимодействия с семьёй – родительском собрании .

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания – диспуты, итоговые (четвертные и т.д.)

Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель. Очередную тему собрания могут предлагать и сами родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Готовясь к собранию классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создаёт определённый настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

3) Практикум – это форма выработки у родителей педагогический умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой – либо конфликтной ситуации. Которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей. родителей и школы и т.д.

4) Открытые уроки – обычно проводятся для того. чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но учителя – предметники прибегают к ней в своей работе.

5) Педагогическая дискуссия – одна из более интересных форм повышения педагогической культуры. Её особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.

7) Индивидуальные тематические консультации .

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

9) Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

10) Родительский комитет . Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с с педагогами и под руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями принадлежит специалистам реабилитации– психологу, дефектологу, врачам нашего Центра. Они обладают соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование классных руководителей и родителей по поводу форм взаимодействия с ребёнком.

Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории.

Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.

В нашем Центре система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Они социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и инициативные родители.

Задачи , стоящие перед Управляющим советом, серьезные.

-Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения.

- Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы.

- Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах.

- И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса.

В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей.

Также Управляющий совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.

С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум , деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания консилиума. Деятельность плановых заседаний направлена на анализ готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению, определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в школе. Внеплановые заседания консилиума проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.

Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.



Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
Суть взаимодействия семьи и школы прежде всего в:
- изучении условий воспитания в семье;
- индивидуальной и групповой работе с родителями;
- проведении тематических родительских собраний;
- привлечении родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
- защите интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.
Работая первый год со своим классом, я старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит от взаимоотношений с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
В своей работе я использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
А также:
• выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

• участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
• проведение совместных праздников с участием родителей, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
К формам взаимодействия семьи и школы можно отнести:
Дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д.


Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной, вследствие занятости родителей на работе и находчивости детей (некоторые дети заводят два дневника) последние не всегда могут отслеживать всю информацию от классного руководителя.
Но благодаря современным средствам связи (сотовый телефон, электронный журнал) можно составить телефонный разговор, что достаточно эффективно, если нет возможности личной встречи.



Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка. Это может быть благодарность за помощь в организации мероприятий, сбор вопросов, предложений, советов от родителей, открытки, записки и т.д.
Беседа. Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.



Консультация, может быть по вопросам учебной деятельности, по воспитанию, консультация со специалистами – соц.педагогом, психологом.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.





Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.



Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. При этом семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя.
Успех сотрудничества семьи и учителя обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей, уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.
Только хорошо продуманная совместная работа с семьёй школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребенок находится независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Тамбовской области

Дымскова Галина Ивановна

Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребенок находится независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

В интересах развития и становления личности ребенка в школе должна сложиться определенная педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями, которая решает следующие задачи:

укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школы для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей);

создание ситуации успешности при непосредственном внимании родителей;

профилактика правонарушение среди детей и подростков.

сохранения и укрепления здоровья, приобщение к ОЗОЖ

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребёнка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодёжной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьёй занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения должен стремиться к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй.
В настоящее время многие образовательные учреждения используют в своей работе направления и критерии эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся:
Направления:

изучение семейной атмосферы , окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания

формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

работа с проблемными семьями и детьми

составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

организация диагностической работы по изучению семей.

использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе семьёй.

организация психолого-педагогического просвещения родителей.

создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

выявление и внедрение в практическую деятельность позитивного опыта семейного воспитания.

внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с деятельность, направленную на повышение их авторитета.

создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов, Родительская общественность и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

активное включение в работу с семьёй педагога - психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей ГПД.

оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам "Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания".
Разработка тематического оформления по работе с семьёй (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Критерии эффективности взаимодействия семьи и образовательного учреждения:

Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей

Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций

Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу

Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека

Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах

Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства

Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь

Образовательные учреждения используют в своей работе различные формы взаимодействия педагогов и семьи. Это нужно для того, чтобы оказать посильную помощь семьям в развитии личности ребёнка.Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводится к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы - одна семья"; "О доброте и милосердии"; "Учимся общению", "Психологический климат в коллективе" и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании и развитии ребёнка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции - размышления, собрание "Роль отца в воспитании детей" и др.

Многие образовательные учреждения с учётом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме:

тематической дискуссии самих родителей,

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч . Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания и развития личности ребёнка. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность. Организация совместной деятельности родителей и детей – КТД.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка - распродажа семейных поделок, выставки "Увлечения моей семьи" и др. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слёты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учётом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребёнка, День взаимного благодарения, День семьи; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов.

Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей. Как организовать эту работу, нам еще предстоит подумать. Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

Читайте также: