Повторить можно в школе в жизни это сделать нельзя

Обновлено: 04.07.2024

Большинство современных родителей не скрывают, что делают домашнюю работу вместе с ребенком. Это раньше родители и школьники смеялись "Где это видано, где это слыхано, папа решает, а Вася сдает". Сегодня школьная реальность такова, что папам и мамам не до смеха. Решать, писать, читать и сдавать приходится вместе с Васей. Накануне нового учебного года в помощь родителям вышла книга "Караул, домашняя работа!". О том, что общего между модным тайм-менеджментом и унылой домашней работой, можно ли научить ребенка делать уроки самостоятельно "РГ" рассказал автор пособия, методист Ольга Узорова.

Ольга Васильевна, один из лайфхаков по эффективной домашней работе звучит совершенно абсурдно - "найдите учителя". Полвека назад такой совет вызвал бы у родителей недоумение. Что произошло?

Ольга Узорова: Была другая система обучения. Любой учитель, даже тот, который не был прилежным студентом в педвузе, мог на достойном уровне дать программу начальной школы своим ученикам. Поясню. Программа давала возможность среднему учителю дать хорошие базовые знания среднему ученику. Советская система, с помощью которой мы выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной. Изучаемая тема логично и в соответствии с возрастом школьников развивалась и применялась на практике. Многие современные авторы учебников ушли от этой классики, от грамотной подачи материала. Компоновка программ нарушилась. Пошаговость подачи материала тоже. Стало модным в третий класс вводить темы из седьмого, не отработав базовые навыки. Первый класс превратился в "два прихлопа три притопа", а на сложные темы в последующих классов часов не добавили и поэтому со второго класса для родителей начинается суровая правда жизни. Учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но не успевает, потому что или идет урок-контрольная, урок-контрольная или новая тема, новая тема-новая тема. Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., да еще отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками. И в итоге родители в ужасе от того, что их ребенок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно, ведь они-то когда-то делали ее сами. Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребенку исполняется четыре года.

Предположим, с учителем повезло. Что дальше? Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?

Ольга Узорова: Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное "надо". Не просто одноразовое "ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол". Занятие должно быть системным. С трех лет надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день. Тогда домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.

Допустим, воспитание системного "надо" было упущено. И теперь, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: "Ну, ты уже большой, давай сам".

Ольга Узорова: Увы, нельзя сказать ребенку "ты уже взрослый садись и делай". Надо научить его делать домашнюю работу. Мы не можем спрашивать с ребенка того, чему мы его не научили, а потом не отработали. Забота грамотного выполнения домашнего задания в первую очередь - зона ответственности взрослых. Учитель в классе учит, как выполнять домашнюю работу, а вы дома контролируете этот процесс. И чем быстрее взрослые научат ребенка, а не просто торжественно сообщат ему: "Все, ты теперь школьник, ты взрослый - домашнее задание на твоей совести", чем грамотнее взрослые выстроят все этапы обучения ребенка, тем раньше он станет самостоятельно выполнять домашнюю работу.

Но мы сейчас говорим о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным. Дальше нужно смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана "курица лапой".

Фото: Сергей Куксин/ РГ

Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?

Ольга Узорова: По рекомендациям опытных учителей-практиков в начальной школе время выполнения домашней работы не должно превышать 1-2 часа, в 5-6 классах - 2,5 часа.

Глядя на обилие заданного (одни проекты по окружающему времени чего стоят), иногда очень хочется сделать уроки за ребенка.

Ольга Узорова: К сожалению, проекты в разных школах вводят по-разному. И требования к ним очень разные. Многие требования зависят даже не от учителя, а от директора школы. Давайте тему проектов обсудим отдельно. У меня, мягко сказать, неоднозначное отношение к ним, особенно в начальной школе. Слишком много перекосов на практике.

Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребенком делали домашнее задание.

Ольга Узорова: Когда я бываю в других странах, обязательно разговариваю с родителями. Недавно спрашивала у папы-американца (обычно уроками занимаются мамы), как у них в семье обстоят дела с домашней работой? Он говорит - отлично. Ребенок учится во втором классе. Спрашиваю, сколько времени он тратит? Два часа и без помощи родителей, бодро отвечает папа. В общем, в итоге выяснилось, что каждый день уроки с ребенком делает репетитор. Этот путь очень опасный. Ребенок должен научиться делать домашнюю работу сам. Взрослые должны не делать за него, а научить справляться с этой работой.

Домашняя работа - это фундамент тайм-менеджмента?

Ольга Узорова: Да, это планирование. Домашняя работа учит планировать свои действия. Но прежде всего, она проверяет знания. Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.

Любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но если с учителем не повезло?

Ольга Узорова: Ох, тогда маме придется сначала делать домашнюю работу, а потом закрепить пройденное упражнениями, которые дадут необходимую базу. А бедный ребенок в этом случае будет учиться в три смены - школа, домашняя работа и отработка материала дома. Повторю - в начальной школе идите на учителя. Ищите его заранее, когда ребенок еще ходит в детский сад.

Чтобы выполнить домашнюю работу быстро, нужно составить план, то есть распланировать, сколько времени потребуется на каждый этап работы. Например: 2 задачи решу минут за 10, на 20 примеров уйдет 5-6 минут, 2 уравнения - да это минут на 5! Отмечаете карандашом время на полях. Включаете таймер для самопроверки (или ставите песочные часы). И тогда вся математика будет сделана без никому не нужных слез всего минут за 20.

Существуют разные виды памяти, и у людей, как правило, лучше развит какой‑то один из них. . Поэтому и запоминать всем нужно по‑разному. Кто обладает хорошей зрительной памятью, все записывайте и иллюстрируйте. У кого развита слуховая память, читайте (например, басню, стихотворение, правило) вслух или пропевайте на любой подходящий мотив. У кого преобладает моторная память - рисуйте схемы; переписывайте правила, делайте наглядные пособия; басню или стихотворение не только спойте, но и спляшите.

Когда вы делаете домашнюю работу, не стоит учить похожие предметы подряд. Например, после того как выполнили задание по литературному чтению, не беритесь сразу за параграф из окружающего мира - вам будет трудно его запомнить. Так уж устроена наша память.

В тетради ребенка много помарок?

Научитесь ценить и уважать самостоятельный труд ребенка. Помарки уйдут со временем, если их истоки - не пробелы в знаниях. (Если пробелы есть, они обязательно обнаружатся, вот тогда и начинайте с ними бороться). Если помарки появляются из‑за пропуска или замены букв, не стоит из‑за этого перечеркивать весь труд ребенка. (Однако если помарок больше 20 на работу, то это сигнал, что надо обратиться к логопеду или дефектологу).

Фото: Евгения Евреинова

Ребенок сам не садится за выполнение домашнего задания?

Возможные причины этой проблемы - лень, неорганизованность. В борьбе с ними поможет только режим. Старайтесь приучать ребенка к режиму дня. За уроки лучше садиться в одно и то же время. Организуйте удобное рабочее место. Поначалу сидите рядом, но не помогайте и не подсказывайте ответы. Именно сейчас вы должны жестко пресечь все детские "хочу" - "хочу пить" (в десятый раз!). Вам нужно отвечать примерно так: "Доделаешь - будет и яблоко, и питье".

Ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждет маму с работы)?

Срочно меняйте расписание секций и уменьшайте нагрузку ребенка. После 6 часов вечера ученик и домашнее задание - явления почти не совместимые

КАК БЫСТРЕЕ ВЫУЧИТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ? Сначала надо понять материал, а затем его запомнить. Прежде чем выполнять письменное задание, пойми и выучи правило, на которые оно направлено. Ежедневно повторяй по 2-3 пройденных правила. Всю теорию надо знать всегда. Выполняй упражнения, применяя те правила, алгоритмы, которые ты выучил. Ни одно правило, ни один алгоритм не написан в учебнике просто так - потому что место осталось. Каждое правило - фундамент практического применения.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ. ОБЩАЯ ПАМЯТКА 1. Приведи рабочее место в порядок, приготовь все необходимое для работы. 2. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками. 3. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнешь выполнение домашнего задания. 4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, и вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори. 5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них. 6. Выполни упражнения. Если получилось грязно, перепиши. Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь. 7. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки. 8. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Пропиши буквы, слоги, слова, которые тебе задал учитель. 2. Повтори основные правила. 3. Отступи две строчки от предыдущей работы и напиши посередине "Домашняя работа". 4. Напиши "Работа над ошибками" и сделай ее. 5. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 6. Приступай к заданию. Запиши: "Упражнение … (номер)". 7. Прочитай задания упражнения. Прочитай текст упражнения. 8. Сначала выполни задания к упражнению устно. 9. Выполни упражнение письменно. Не забывай выделять и проверять (если есть возможность) все пройденные орфограммы ручкой с зеленой пастой или карандашом. 10. Выполни все письменные задания к упражнению. 11. Проверь работу.

Фото: Александр Борисов

КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ 1. Определи, к какой части речи относится слово с орфограммой (существительное, прилагательное, глагол. ). 2. Установи, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание). 3. Определи способ проверки (применить правило / проверить по словарям). 4. Подумай, как писать правильно. Сделай вывод. 5. Напиши слово правильно. 6. Проверь себя.

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ 1. Прочитай условие задачи два или три раза. Представь, о чем говорится в задаче. 2. Перескажи задачу своими словами без цифр (как ты понял сюжет задачи?). 3. Поясни, что показывает каждое число задачи. Повтори вопрос задачи. 4. Составь краткую запись условия или выполни чертеж (схему). 5. Рассуждай, думай: можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, а что потом? 6. Запиши план - цепочку решения задачи и решение по действиям (с пояснением после каждого действия или с вопросами). 7. Проверь решение. Обрати внимание на написание наименований в скобках после каждого действия. 8. Если уже умеешь, напиши решение выражением (одной строчкой, не по действиям). 9. Запиши ответ задачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе простых ситуаций и некоторых гражданских правонарушений учащиеся должны учиться определять своё отношение к ним, определять свою позицию и аргументировать.

Цель: Тренировать учащихся в аргументации, развивать умение справедливо оценивать события, происходящие в реальном мире; приобщать к социальному миру взаимоотношений; способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Развивать умение работать в команде, обобщая свои знания, делать выводы, пользуясь различными источниками информации, анализировать их.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений, статей из периодической печати и обсуждение прочитанной информации (рассказы, притчи, легенды, стихи, в которых описываются различные жизненные ситуации).
Подбор пословиц и поговорок.

Занятия с психологом, направленных на сплочение детского коллектива.

Проведение теста по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.

Тест по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.

Мне трудно подражать другим людям.

Чтобы привлечь к себе внимание, я способен на глупый поступок.

Я умею быть разным в глазах других людей.

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которые мне не очень нравятся.

Я всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация результатов.

4-6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться при выборе своего поведения с позицией окружающих людей.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предугадывать впечатление, производимое вами на окружающих.

Итоги озвучить сразу после тестирования.

Процедура выполнения занятия

1. Организационный момент. (1 мин.) Диалог между учениками.

– Поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем.
– О том, что хорошо.
– И хорошо не очень.
– Поговорим?
– Поговорим. Вдруг будет интересно.

Цель: данная игра позволит создать атмосферу открытости и доверия, эмоциональной свободы, сплочённости – снимет коммуникативные и психологические барьеры, подчеркнув общность каждого со всеми, подымет настроение, активизирует внимание и мышление, создаст положительный настрой на дальнейшую работу.

Учитель. Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы (1 мин.)

П. Чистхольм, английский психолог.

Учащимся предлагается обсудить список житейских ситуаций гражданских правонарушений, которые происходят повседневно и которые можно или нельзя признать уважительными. Определить те ситуации, которые нуждаются в положительном отзыве, а также требующие одобрения или общественного порицания.

Нужно ли быть честным?

Обида на взрослого. Решение проблемы.

Потеря книги из библиотеки.

Кража сотового телефона из чужой куртки.

Очевидец несчастного случая (на улице, на дискотеке, в магазине). Как поступить?

Как вы относитесь к телевизионной рекламе и рекламе вообще?

Можно ли по внешнему виду определить, что это хороший человек и ему можно доверять?

На какие темы можно говорить с незнакомыми людьми?

Можно ли испортить впечатление (мнение) о себе? Как и чем?

Вызовет ли окрик в спину в вас негативную реакцию? Объясните.

5. Учитель. Каждый человек стремится к общению с другими людьми. С детства вы усваиваете набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. Что значит это выражение? А существуют ли секреты этих правил? Несомненно, прежде всего, необходимо осознать свои личные особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые личные открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

За своё вступайся, за чужое не хватайся.

Труд кормит, а лень портит.

Добрый сын отцу радость, а худой – печаль.

6. Рефлексия.

Совместно с детьми выработать житейские правила событий, происходящих в реальной жизни:

Будь всегда честен по отношению к себе и другим людям.

Быть дружелюбным и справедливым лучше, чем злым и раздражительным.

Поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы обращались с вами.

Учиться культурному времяпровождению.

Уметь тактично высказывать своё мнение.

Развивай умение слушать и слышать себя и другого человека.

Оказывать поддержку всем, кто нуждается в твоей помощи, независимо от возраста.

Мне кажется, что все дети рано или поздно спрашивают своих родителей о том, зачем надо хорошо учиться, для чего зубрить предметы, которые после школы с лёгкостью забудутся и никогда больше не пригодятся в жизни.

Но ведь действительно, нам после школы помогут знания по русскому языку (хотя бы смски писать без элементарных ошибок), знания по математике (естественно считать деньги), иностранный язык, возможно география (путешествовать все любят) и, может быть, ещё парочка предметов.

А вот зачем знания по истории? Для чего помнить года жизни того или иного полководца, когда можно посмотреть их по необходимости в интернете.

А геометрия, химия, синусы и косинусы?

Лично я сейчас без подсказки и не вспомню как решить то или иное уравнение.

И прожила же как-то без этих знаний.

Вот ребенок иногда начинает спорить со мной, говоря, что не видит смысла заучивать то, что, вообще, не нужно.

Я пыталась сначала объяснять необходимость учить все предметы важностью общего развития человека.

Ведь только развиваясь во всех направлениях и получая большой багаж знаний, индивид становится разносторонней личностью.

К тому же мы не знаем, что именно в жизни пригодится и в какой момент.

Мне вот пригодился английский язык, я могла несколько раз поговорить с иностранцем и прекрасно его понять.

А потом знания, которые отложились у меня со школы, я передала и своему ребенку, проверяя домашние работы по английскому.

Так порассуждать, то и математика сейчас не нужна, ведь есть калькуляторы.

И русский язык, так как можно правильность написания проверить в интернете.

Тем не менее даже в современном мире никак нельзя уменьшать важность изучения всех предметов.

Ведь такое всестороннее развитие тренирует нашу память, логику, помогает лучше понимать те или иные явления, ориентировать в окружающем мире.

Если мы развивали свою мыслительную деятельность в школе, то нам будет проще в последующей жизни.

Лучше получится освоить ту или иную профессию и преуспеть в ней.

Разве можно добиться многого без малейших элементарных знаний и представлений.

Да, сегодня много отступлений от правил.

Некоторые считают, что почти все решают деньги.

Мол будет их много, и на должность хорошую можно рассчитывать.

Да и связи тоже немаловажны. Они помогут получше устроиться в жизни, недели знания алгебры и астрономии.

Однако это путь одних. И мне кажется, что он слишком простой и примитивный.

К тому же сегодня деньги могут быть, а завтра они закончатся.

Да и самому гораздо приятнее чего-то добиться в жизни.

Ну а чтобы это сделать так как правильно, надо учиться, учиться и ещё раз учиться.

Совсем немного времени осталось до начала учебного года. Порой в школе, как и в любом коллективе, случаются спорные ситуации. Часто родители и сами школьники не знают, как себя вести в них и где заканчиваются их права. В преддверии 1 сентября мы подготовили ответы на самые популярные вопросы. Помогла в этом начальник отдела общего образования департамента по образованию Санкт-Петербурга Анна Грубская.

Имеет ли право администрация школы отказать ученику в посещении уроков, если у него не с собой школьной формы или сменки?

Нет. Отсутствие сменной обуви или школьной формы не является основанием для отстранения детей от занятий. Если ребенок все же не был допущен до урока, родители вправе обратиться к директору школы, попросив разобраться в сложившейся ситуации. Если администрация школы на обращение не реагирует, то следующим шагом может стать заявление или личный визит в отдел районный образования.

Может учитель задерживать детей на перемене?

Перемены в школе устанавливаются для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности школьников. Поэтому задерживать детей на переменах в классах не рекомендуется. Но прямого запрета в нормативных документах нет. Однако согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Может ли ребенок брать с собой еду в школу и есть ее в столовой?

Может. В требованиях, утвержденных СанПином, прямого запрета на принесение пищи из дома нет.

Школы сейчас стали закрытой территорией. Обязан ли сотрудник ЧОП пропустить в школу родителя ученика?

Да. Родители имеют право посещать школу, в которой учатся их дети. При этом необходимо учитывать особенности организации пропускного режима, так как в каждой школе может существовать свой, утвержденный руководством, порядок. Например, в каких-то случаях посетители могут заходить и перемещаться по зданию только в сопровождении работника школы. Любые меры предосторожности предпринимаются только ради безопасности самих детей и поддержания общественного порядка. Это необходимые ограничения, которые позволяют обеспечивать максимальную эффективность образовательного процесса. Так или иначе, если заранее оговорить свой визит с классным руководителем и иметь при себе паспорт.

Обязательна ли внеурочная деятельность для учеников? Можно ли от нее отказаться?

Нельзя. В соответствии с образовательными стандартами внеурочная деятельность является обязательной частью образовательной программы, дополняя и развивая приобретаемые школьниками знания и умения.

Внеурочная деятельность не является новшеством в образовательном процессе. Ранее она реализовывалась через систему классных часов и внеклассных мероприятий, а сегодня строится в зависимости от образовательных потребностей и интересов детей. Это могут быть как классные часы, экскурсии, занятия по интересам, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность.

При этом выстраивать вторую половину дня для ребенка, в первую очередь, могут только сами родители. Вместе с ребенком они решают, какое направление дополнительного образования выбрать и где его получать. С учетом самостоятельной организации второй половины дня родители вправе вместе со школой определить то количество занятий по внеурочной деятельности в неделю, которое будет наиболее удобным для школьника и принесет ему наибольшую пользу.

Периодически случается, что из школьной раздевалки воруют вещи. Кто несет ответственность за их сохранность?

Школа не несет ответственности за сохранность личных вещей, оставленных в гардеробе. Но, учитывая пропускной режим, присутствие посторонних людей в здании образовательного учреждения исключен. Тем не менее, если кража все-таки была обнаружена, родителям следует обращаться в полицию.

Действительно ли ребенка можно выгнать с урока, если он срывает учебное занятие?

Не выгнать, а передать психологу или соцпедагогу. К сожалению, бывает так, что поведение ребенка действительно не позволяет вести урок, многочисленные замечания остаются без внимания и весь класс лишен возможности усваивать учебный материал.

Часто бывает, что ребенок становится жертвой травли в школе. И социальные педагоги не могут помочь ему. Если такой факт произошел, как ребенку среди учебного года поменять школу в случае, если свободных мест в соседних нет?

Если силами образовательного учреждения выйти из сложившейся ситуации не получается, к решению вопроса обязана подключиться администрация района. И ребенку может быть подобрано место в другой школе.

Может ли родитель ученика разово присутствовать на уроке? Если да, то при каких условиях?

Если такая необходимость есть, можно обратиться с просьбой к директору разово посетить урок. Руководство всегда старается идти навстречу в исключительных ситуациях.

Если в школе объявлен карантин, может ли ученик посещать другую? Или каким-то образом не терять связи с учителем, чтобы не отставать от учебного процесса?

Нет. Перенести занятия на время карантина в школе в другое учреждение не представляется возможным. Карантин объявляется для того, чтобы исключить лишние контакты детей друг с другом и тем самым препятствовать распространению заболевания. На случай, если карантин затянулся, есть вариант дистанционного обучения.

Может ли работать учителем человек, не имеющий педагогического образования?

Нет. Должность учителя могут занимать только люди с соответствующим высшим, средним профессиональным и дополнительным профессиональным образованием.

Если ребенок не успевает по какому-либо предмету, предусмотрены ли в школе дополнительные бесплатные занятия для него?

Прежде всего, надо понять, насколько мотивирован ребенок на получение необходимых знаний. Если учащийся отстает от программы, потому что пропустил по уважительной причине один или несколько уроков, то, конечно, дополнительные занятия в школе на бесплатной основе можно и нужно организовать. Если же это просто проявление нежелания школьника учиться, надо искать причины. Выявить их поможет школьный психолог.



Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.


Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок - это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

"Вова, ставлю тебе двойку за поведение", - слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика - он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (п.65).


Домашнее задание на каникулы

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы - преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.


Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.


Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде "Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?" или "Кто из тебя вырастет!".


О таком запрете прямо говорится в Законе "Об образовании" (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

"Звонок для учителя" - любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами "Мать в школу придет - отдам ей" или "После урока заберешь". Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.


Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.


Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.


Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания - больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке - только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Читайте также: