Повелитель мух анализ кратко

Обновлено: 08.07.2024

Аллегорическое произведение Повелитель мух стало дебютным для английского писателя Уильяма Голдинга. Несмотря на то, что впоследствии автором было написано более десятка книг, известность он получил благодаря этому роману. Кажущаяся простота и непринужденность повествования скрывают глубокий смысл книги Повелитель мух. Как и в большинстве книг со смыслом, после прочтения романа остается множество вопросов. Дать ответ на них поможет подробный анализ произведения.

Краткое содержание

Действие романа происходит во время войны. Из-за потерпевшего крушения самолета группа мальчиков разного возраста оказывается на необитаемом острове.

К сведению! В первоначальной версии романа повествования начиналось с событий на борту аэроплана. Указывалась конкретная дата происшедшего, но автор был вынужден убрать ее по просьбе издателей.

Главные герои книги Повелитель мух:

  1. Ральф – честный, смелый, умный подросток.
  2. Джек – завистливый, тираничный, жестокий.
  3. Хрюша – добродушный, полный мальчик, технарь, умница.
  4. Саймон – скромный, добрый, бесстрашный, с тонкой душой и задатками провидца.
  5. Роджер – подручник Джека с садистскими наклонностями.
  6. Эрик и Сэм – близнецы, слабохарактерные, не способные к сопротивлению.

Первыми перед читателями предстают Ральф и Хрюша, созывающие остальных детей с помощью раковины. На общем собрании решено избрать главным Ральфа, что вызывает недовольство Джека, претендующего на роль лидера. Устанавливаются правила, обязательные для всех. Ральф предлагает обустроить быт, построить шалаши и поддерживать костер для привлечения спасателей.

Первое время все идет гладко, но потом детям надоедает питаться лишь фруктами. Джек сколачивает группу ребят-охотников для добычи мяса.

Параллельно среди мальчиков распространяется слух про Зверя. Убив свинью, охотники нанизывают свиную голову на палку, оставив ее в виде подношения Зверю. Постепенно большинству мальчиков надоедает придерживаться порядка, строить шалаши, носить воду. Костер тоже поддерживают нерегулярно, упустив шанс на спасение. Между Ральфом и Джеком возникает конфликт. Джек уводит большинство ребят за собой, пообещав им веселую жизнь.

В итоге с Ральфом остаются лишь Саймон, Хрюша и близнецы. Объявив себя вождем, Джек устраивает ритуальные танцы вокруг копья со свиной головой – повелителем мух.

Во время одной из таких вакханалий мальчики убивают Саймона, приняв его за зверя. Ральф пытается образумить ребят, призывая к объединению. Но безнаказанность берет верх, и Роджер убивает Хрюшу.

Запугав близнецов, дикари вынуждают братьев присоединиться к их клану. Оставшийся один Ральф вынужден скрываться в джунглях, чтобы спасти свою жизнь.

Дикари поджигают лес, пытаясь выманить мальчика. Ральфа, вынужденного показаться на глаза, спасает отряд моряков, причаливших к острову.

Объяснение сюжета

Многогранность произведения поражает с самого начала. В нем затронуты абсолютно разные темы:

  • морали;
  • взаимоотношений в обществе;
  • сущности человеческой природы;
  • вседозволенности.

Переплетаясь между собой, они раскрывают основной смысл книги Повелитель мух.

Голдинг сознательно выбрал героями не взрослых людей, а мальчишек. Группа детей представляет собой уменьшенную копию общества. На фоне детской невинности особенно видна вся жестокость человеческой природы.

Страх, сидящий внутри человека, представлен в виде Зверя. По мере развития сюжета Зверь (страх) увеличивается в размерах, становясь вездесущим, преследуя детей. У мальчиков постепенно начинают просыпаться звериные инстинкты.

Голова свиньи, насаженная на копье – материализация зла, символизирующая демона, поселившегося в человеческом сердце.

В чем суть концовки

Скрытый смысл книги Повелитель мух хорошо показан в кульминации романа.

К финалу повествование наполнилось хаосом, паникой и ненавистью. Охота на свинью вылилась в охоту на человека. Одинокому, раненому, растерянному Ральфу противостоит озверелая толпа дикарей.

Моряки, прибывшие на помощь мальчикам, олицетворяют те эмоции, которые обуревают читателя. Они напуганы и шокированы, увидев превращение невинных детей в дикарей.

Голдинг предпочел оставить финал открытым, предоставив читателям самим решать, чем закончилась книга Повелитель мух. Что победит – зло, звериное начало либо человеколюбие, здравый смысл, мудрость. Ведь человека отличает от зверя способность подавлять в себе животные инстинкты. Сможет ли? Это главный вопрос, адресованный автором читателю.

Смысл книги Повелитель мух - Уильям Голдинг

Смысл книги

Смысл названия книги Повелитель мух

Сюжет книги

Небольшой роман повествует читателям о попытках группы мальчишек разного возраста выжить на необитаемом острове, на котором они оказались вследствие крушения самолета. На глазах читателя буквально создается отдельная маленькая цивилизация со своими правилами, законами и устоями. Поначалу дружные и объединенные одной общей целью — поскорее выбраться с проклятого острова — мальчишки начинают делиться на отдельные отряды и даже племена с собственной волей избранными вождями и предводителями.

Со временем ребята начинают в буквальном смысле забывать все ранее изученные в обществе людей морали, нормы и традиции, больше приучаются к новой обстановке, ссорятся, превращаются в своего рода охотников, становятся более агрессивными, резкими и, что самое главное, менее человечными. От убийств животных в целях пропитания и выживания дети постепенно переходят к убийству друг друга из личной неприязни, но с той же целью выжить.

Обстановку в произведении накаляют и ходящие вокруг слухи об ужаснейшем Звере, обитающем на этом острове. Ближе к концу романа ребята уже забывают о своих первоначальных приоритетах и планах, окончательно привыкают к возникшему образу жизни и начинают воевать друг с другом. Заканчивается книга встречей измученных и одичавших мальчиков с приплывшем к берегам злополучного острова офицером, который был в дальнейшем шокирован известиями о произошедших до его появления событиях.

Замысел талантливого У.Голдинга.

Многогранность вопросов, которые затрагивает произведение, просто поражает: в этой, с первого взгляда, незамысловатой книге вы можете отыскать множество абсолютно разных тем, которые лишь определенными моментами соприкасаются и переплетаются в одну, четко просматриваемую задумку автора. У.Голдинг хотел показать читателям, а может даже и предупредить их в какой-то степени, что человек — существо изменчивое, а его природу, истинную природу, не изменят все эти современные удобства.

Разве вы не согласны, что если бы главными героями книги выступала кучка взрослых, то чтение приобрело бы скучноватое направление, а изначальная задумка слегка бы утерялась? Малолетние персонажи вызывают в душах читателей сопереживание и чувствительность к их действиям, мотивируют попытки понять их. Грустно смотреть, как в самом начале дети искренне и с полной отдачей пытались построить новое цивилизационное общество, но под конец утонули в некоторой деградации собственных чувств и мыслей.

Финал книги можно официально считать открытым, ведь У.Голдинг не оставил читателям определенного, четкого конца, а подарил простор нашим фантазиям. Мы можем представить себе множество разнообразных концовок и вариаций продолжения. Офицер, прибывший на помощь детям, олицетворяет те эмоции и чувства, которые должны были появиться у читателей: он был буквально обескуражен и напуган дикарями, которыми стали простые невинные дети.

Если читать концовку внимательно, можно заметить, что вводящий всех в ужас Зверь не упоминался, он вовсе исчез с острова. Теперь его место заняли одичавшие, потерявшие самих себя дети.

Постмодернистская интерпретация мифа

Изначально школьники выбирают демократический способ правления, выдвигая кандидатуру главного (Ральфа) и сочиняя правила поведения, обязательные для всех. Для собраний они оборудуют специальную площадку, а для передачи слова используют рог. Дети строят незамысловатый быт, собирая фрукты, строя шалаши и разведывая местность. Однако вскоре встает вопрос охоты, который может решить только один человек – Джек – олицетворение грубой силы и тоталитарной власти. Он один не боится убить животное, поэтому собирает группу охотников и отправляется в походы на дичь. Пока Ральф (олицетворение демократической формы правления и человечного лидера), Хрюша (носитель цивилизации и олицетворение родителя), Саймон (образ Христа) и малыши строят шалаши, охотники убивают диких свиней для пропитания.

Полемика с просветительской концепцией человека

Если у Дефо вера в Господа и трудолюбие обеспечили герою спокойную и даже комфортную жизнь на острове, то у Голдинга детей не спасли ни кажущаяся на первый взгляд невинность, ни безупречные манеры, привитые в английских частных школах. Если учение Tabula rasa (теория просветителей) утверждало, что человек рождается чистым, как белый лист, и его личность зависит только от степени просвещения, то точка зрения Голдинга опровергает эту идею. Он изображает школьников, не испорченных жизнью и в то же время воспитанных и образованных. Они еще не успели стать циничными и порочными взрослыми, которые посылают знаки в виде мертвых парашютистов. Однако с течением времени на острове становится ясно, что люди не рождаются чистыми. В каждом из них изначально заложен целый мир противоречивых страстей, в каждом из них был дикарь и цивилизованный человек. В ком-то победил один, в ком-то — другой. Но от одного воспитания не зависели ни победа, ни поражение.

То, что изобразил Голдинг, реалистичнее. Воинственный 20 век показал, что человека не учит история (Вторая мировая война началась через двадцать лет после Первой), не красит образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасает воспитание. Он с детства способен научиться убивать, если имеет к этому врожденную склонность. Когда он окажется на острове, его сущность вряд ли изменится к лучшему.

Ральф – воплощение рационального человеческого начала. Он символизирует демократического лидера – ответственного и милосердного.

Джек – воплощение дикой отрицательной энергии, темной стороны человека. Он жесткий и амбициозный лидер, но его прельщает только абсолютная власть, что зиждется на вражде. Его сразу же захватило тлетворное влияние Повелителя мух.

Саймон – образ Христа. Он пытался донести до ребят истину, но никто его не понял. Именно ему Повелитель мух раскрывает свое истинное лицо и объясняет, что чудовища – это они сами. Когда он нес людям весть, что зверь – это просто мертвый парашютист, его убивают, причем, это убийство было ритуальным. Джек объясняет племени, что это зверь, спустившийся с горы, в одном из своих обличий. То есть, мальчик пожертвовал собой, но мир так его и не понял. Интересно также, что Саймон ни с кем не враждовал и никого никогда не винил. Он всех любил, молчал и пытался в одиночку разведать тайну зверя. В итоге он понял, почему у них ничего не получается — чудовищ в себе культивируют сами люди.

Хрюша – носитель цивилизации и источник родительской опеки. Он ратует за разумную организацию быта и комфортные условия. Он же постоянно призывает авторитет далеких взрослых на помощь. Он символизирует некое научное, теоретическое восприятие мира.

Близнецы – предатели. Их можно сравнить с апостолами, которые отказались от Христа.

Мертвый парашютист – как писал сам автор, это тот самый знак от взрослого мира, которого ждал Ральф. Это издевка автора над теми людьми, от которых дети ожидали помощи. Очевидно, автор хотел сказать, что взросление не искореняет, а усугубляет пороки человека. Войнушка детей на острове перерастет со временем в мировую войну, частичка которой попала на остров в виде мертвеца.

Крепость – символ воинственности. Сама идея укреплений в том, чтобы обороняться от врага, которого выдумал Джек, чтобы сплотить и запугать племя.

Открытая площадка для собраний – символ миролюбия и открытости. Им не от кого защищаться и прятаться, на площадке всех хорошо видно и слышно.

Рог – символ демократической власти и равенства всех собравшихся. Каждому дано право голоса.

Огонь – символ надобности спасения, то, что освещает детей и не дает сумеркам их запутать. Свет рассеивает темноту и гарантирует шанс спасения. Не поддерживать огонь — значит отказаться от цивилизации навсегда и стать дикарями.

Сумерки – именно в темноте был убит Саймон, во тьме мальчики обезумили и стали диким племенем.

Маски – раскрашенные лица снимали с их обладателей всякую ответственность. Они не были больше собой, вместо них появились дикари, которые не обязаны подчиняться никаким нормам. Маски развязали героям руки, и они начали убивать без боязни и стеснения.




(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Зверь выходит из вод, зверь сходит с неба

А ужасного в романе Голдинга много. И прежде всего — зверь, один из ключевых образов произведения и один из самых страшных монстров в истории хоррор-литературы.

Еще один потрясающий по степени напряженности и градусу ужаса эпизод — встреча Саймона с Повелителем мух.

«Прямо против Саймона ухмылялся насаженный на кол Повелитель мух. Наконец Саймон не выдержал и посмотрел; увидел белые зубы, кровь, мутные глаза — и уже не смог отвести взгляда от этих издревле неотвратимо узнающих глаз. В правом виске у Саймона больно застучало.

— Глупый маленький мальчик, — говорил Повелитель мух, — глупый, глупый, и ничего-то ты не знаешь.

Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота.

— Но ты же знал, правда? Что я — часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло? Что все получилось из-за меня?

— Мы тебя прикончим. Ясно? Джек, и Роджер, и Морис, и Роберт, и Билл, и Хрюша, и Ральф. Прикончим тебя. Ясно?



(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Длинные волосы, раскрашенные лица

Другая любопытная деталь: Джек и его охотники придумывают своеобразный ритуал, охотничий танец.

«Морис с визгом вбежал в центр круга, изображая свинью; охотники, продолжая кружить, изображали убийство. Они танцевали, они пели.


(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Лицо смерти

Одна из ключевых сцен романа Голдинга — вечерняя буря, во время которой племя Джека устроило пир. К костру также пришли Ральф, Хрюша и другие ребята, привлеченные жареным мясом, против которого невозможно устоять после долгой фруктовой диеты. Темнота, гроза, накалившиеся страсти — все это привело к очередным дикарским пляскам. И именно в этот момент прибежал Саймон, спеша донести до друзей новость о том, что никакого зверя нет.

«Малыши визжа неслись с опушки, один, не помня себя, проломил кольцо старших:

Зверь ввалился, почти упал в центр подковы.

— Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!

Голубой шрам уже не сходил с неба, грохот был непереносим. Саймон кричал что-то про мертвое тело на горе.

— Зверя — бей! Глотку — режь! Выпусти — кровь! Зверя — прикончь!

Палки стукнули, подкова, хрустнув, снова сомкнулась вопящим кругом.


(США, 1990, реж. Гарри Хук).

Доигрались.

Повествование наполняется хаосом, в котором смешались паника и ненависть. Джунгли ожили, когда Ральфа стали окружать. Все вокруг грохотало, когда дикари сталкивали на него, затаившегося, огромные каменные глыбы. Ральф потерял остатки здравого смысла, и его погнали, как охотники загоняют визжащего от ужаса кабана, когда весь остров запылал огнем.

«— Взрослых здесь нет?

Ральф затряс головой, как немой. Он повернулся. На берегу полукругом тихо-тихо стояли мальчики с острыми палками в руках, перемазанные цветной глиной.

— Доигрались? — сказал офицер.

Огонь добрался до кокосовых пальм на берегу и с шумом их проглотил.

Отрезвляющие укоры взрослого, его спокойствие, его белая фуражка и аккуратная форма, эполеты, револьвер, золотые пуговицы на мундире — все это оттеняет только что пережитый Ральфом кошмар. И к этому примешиваются воспоминания о том, как вначале все было здорово, каким прекрасным был остров.



(США, 1990, реж. Гарри Хук).

Чтобы спастись, дети развели сигнальный костер — маленький, безопасный, управляемый. Но он оказался бесполезным, идея — несостоятельной. Взрослые прибыли, только увидев дым от пожара, сожравшего сказочный остров. Это горькая правда, которая читается между строк.

Племя, вождь, раскрашенные лица, пиры после удачной охоты, пляски у костра. Именно этим путем шли первобытные люди к цивилизации, к прогрессу. Это был единственный способ выжить, подчинить неуправляемую и опасную природу, превозмочь всепоглощающий иррациональный страх, противостоять злым силам, скрытым в душах. И мальчишки, оказавшиеся в изоляции, деградировали, опустились до дикарей. сделав тем самым шаг вперед, как их предки миллионы лет назад.


ПОТУСТОРОННЕЕ

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Читайте также: