Потешки для театрализованной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Методическая разработка предназначена для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Цель: Привитие любви к русскому народному творчеству, эмоциональной отзывчивости на чтение потешек.
Задачи: Помочь вспомнить потешки, выученные ранее, учить читать громко, выразительно, проговаривая слова. Учить детей отвечать на вопросы, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Развивать выразительность речи, способствовать формированию звуковой культуры речи, развивать память, активизировать в словарном запасе детей прилагательные, описывающие внешние признаки животных. Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора.
Воспитывать уважение к живому, меткому народному слову, к творчеству русского народа. Вызвать чувство симпатии к знакомым персонажам, создать радостное настроение от встречи с ними.
Предварительная работа: Чтение потешек, заучивание их наизусть, обыгрывание потешек, стихов, отрывков из сказок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и картин, пополнение словарного запаса, его активизация.
Материал и оборудование: Игрушки: кот, медведь, белка, заяц; шапочки – маски зайчиков.
Методические приемы: Художественное слово. Беседа. Показ. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Вопрос – ответ. Игра. Введение литературного героя.



Чтение потешки.
Надувала кошка шар
А котенок ей мешал.
Подошел и лапкой топ,
А у кошки шарик хлоп.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш котик развеселился. Ему понравилось, как вы рассказали потешку. Посмотрите, какой котик?
Дети: Красивый, пушистый, добрый, ласковый, нежный.
Воспитатель: Он очень добрый, ласковый, давайте его погладим. Котик очень дружелюбный и хочет, чтобы каждый ребенок в группе его погладил. (Дети гладят кота).
Воспитатель: Ребята, у всех нас есть имена, и котику тоже нужна кличка. Давайте вместе придумаем, как нам его назвать. (Дети предлагают свои варианты кличек).
Воспитатель: Какие вы интересные клички придумываете, мне кажется, нашему лежебоке очень подойдет кличка Вася. Так, ребята? (Дети соглашаются).
Воспитатель: Мр-Мр-Мр. Коту очень нравится кличка Вася. Вася наелся и теперь захотел поспать, постелем ему мягкий коврик, пусть он поспит. Вот мыши - проказники не дают Васе спать, давайте-ка их прогоним.
Встанем в круг, возьмемся за руки и расскажем им такую потешку:

Мыши водят хоровод.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.


Воспитатель: Ну, что, ребята, прогнали мы мышей, пусть Вася спит, а нам пора в путь. Наш поезд отправляется дальше, проходим все в вагончики. Ребята, послушайте загадку и догадайтесь, кто нас здесь встретит.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, почему медведь спит зимой?

Ответы детей.
Воспитатель: А расскажите Мише потешку об этом.

Чтение потешки.
Миша, Миша, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед
Не малина и не мед.


Воспитатель: А теперь давайте поиграем с Мишей.

Физкультминутка.
Мишка милый, мишка славный, (шагают на внешнем своде стопы),
Неуклюжий и забавный, (держа руки, как лапы),
Весь из плюша мишка сшит, (покружились вокруг себя),
Ватой пышною набит. (наклоны в стороны).


Воспитатель: Ребята, Миша приглашает нас в гости к своей подружке. Послушайте про нее загадку и догадайтесь, кто это.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Воспитатель: Правильно, это белочка. Посмотрите на нее.
Она какая по размеру? (Маленькая, с ладошку.)
- На что похожи глазки? (На бусинки)
- Почему? (Бусинки круглые и глазки круглые).
- Расскажем про ушки белочки? На кончиках что? (Кисточки)
- Вспомним, сколько лапок у белки? Что есть на лапках?
- Для чего белке коготки? (Они помогают крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево.)
- Хвост какой? (У белки большой, пушистый хвост.)
- Когда белка спит, она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом. Когда белка прыгает с дерева на дерево, управляет им как рулем.
- А что любит белочка? (Грибы, орешки, шишки)
- Белка шелушит шишки, грызет орехи, ест грибы. А еще она любит лакомиться ягодами.
- Почему белку называют запасливой? (Белка на зиму делает запасы, поэтому ее называют - запасливой.)
Воспитатель: Давайте с вами расскажем, как белка делала запасы на зиму.


Воспитатель: Но однажды, когда белка делала запасы на зиму, что случилось? Расскажите.

Чтение потешки.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишки.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка –
На носу вскочила шишка.

Воспитатель: Хорошо мы повеселились с Мишкой и белочкой, но нам пора отправляться дальше в наше путешествие по стране Потешек.
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят
Везут в страну Потешек компанию ребят.
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые ребятки и лучшие друзья.


Зайчишка-трусишка.
Зайчишка – трусишка
По полю бежал
В огород забежал
Морковку нашёл,
Капусту нашёл,
Сидит, грызёт,
Иди прочь –
Хозяин идёт!


Воспитатель: Ребята, мы с вами путешествовали по стране потешек, а теперь нам пора возвращаться домой.
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят
Везут домой компанию ребят.

Воспитатель: А здесь собрались наши домашние животные, чтобы помочь нам вспомнить веселую потешку-шутку. Послушайте её.

Как петух в печи пироги печет.
Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сережках избу метёт.



Воспитатель: Как трудились в потешке животные?
Дети: Дружно. Каждый из них делал свое дело.
Воспитатель: Я знаю одну замечательную пословицу. Она о нашей жизни в детском саду. Учиться - всегда пригодится. Запомните её. Ведь мы с вами учимся. Чему?
Дети: Рисовать, лепить, плавать, разговаривать, правильно слова и звуки произносить; природу знать, любить и беречь; учимся трудиться.
Воспитатель: Вот и сегодня на занятии мы тоже с вами учились. Мы вспомнили потешки. Теперь каждый из вас может рассказать их своим друзьям, родителям.

Есть в арсенале детской поэзии такие стихи, которые можно легко инсценировать. Ребенок будет в восторге показывать, как топает лапой мишка и как он верхом поедет в гости на любимой лошадке. Это весело, это развивает актерские способности, умение работать на публику, в конце концов, это еще и задорная физкультминутка!

Если ваш маленький актер не умеет разговаривать, вы сами читаете ему стихотворение, а он разыгрывает сюжет. Мы предлагаем вам подборку стихотворений с описаниями движений. А вы с малышом выбирайте, что вам по душе.

Как живешь? Вот так! (Большой палец вверх)

А идешь? Вот так! (Маршируем)

Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)

Ждешь обед? Вот так! (Подпираем рукой щеку)

Машешь в след? Вот так! (Машем рукой)

Ночью спишь? Вот так! (Глазки закрыли, руки под щечку)

А шалишь? Вот так! (Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками)

Мишка косолапый по лесу идет. (Переваливаемся с ноги на ногу)

Шишки собирает и в карман кладет. (Наклоняемся и делаем вид, что подбираем шишки)

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб! (Хлопаем себя кулачком по лбу)

Мишка рассердился (рррр) и ногою топ! (Топаем)

Как по улице воробышек гуляет, (Ходим взад-вперед, руки в боки)

Как устал воробей, утомился – (Ручки опускаем)

Он на камешек, на камешек садился. (Приседаем)

Да как стал наш воробышек дремати, (Трем кулачками глазки)

Да как стал воробей засыпати.. (Ручки под щечку, глазки закрываем)

Да как стал воробей подниматься, (Потягиваемся)

В теплой лужице плескаться-умываться…(Ладошками умываем личико)

Зайка серенький сидит и ушами шевелит –

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. (Обхватываем себя руками)

Вот так, вот так! Надо лапочки погреть. (Потираем ладошки)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. (Обхватываем себя руками)

Вот так, вот так! Надо зайке поскакать. (Прыгаем на месте)

Зайку волк напугал – зайка тут же убежал! (Закрываем глазки ладошками)

Видно, в гости собирался,

Вымыл носик, (Потираем соответствующие места)

Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли. (Имитируем игру на скрипке)

Пляшут зайки на лужайке - тили-ли, тили-ли. (Ручки над головой, прыгаем)

А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам! (Стучим по какой-либо поверхности)

В страхе зайке разбежались по кустам, по кустам! (Присели, закрыли лицо руками)

Детки хлопать все умеют,

Своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ручек не жалеют. (Хлопаем в ладоши)

Детки топать все умеют,

Своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ножек не жалеют! (Топаем)

Хомка-хомка хомячок (Надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок (Гладим себя по бокам)

Хомка рано встает (Потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет (Делаем соответствующие действия)

Подметает хомка хатку (Наклоняемся и делаем вид что подметаем)

И выходит на зарядку. (Маршируем)

Раз два три четыре пять

Хомка сильным хочет стать (Показываем мускулы на руках)!

Три веселых братца гуляли по двору, (Руки в боки и ходим взад-вперед)

Три веселых братца затеяли игру,

Делали головками ник-ник-ник, (Киваем головой или качаем из стороны в сторону)

Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (Пальчики на руках сводим-разводим)

Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопаем)

Топотали ножками топ-топ-топ. (Топаем)

(Малыш показывает, как падает снежок, как улеглись снежинки, как ветер кружит их.)

На поляну, на лужок тихо падает снежок.

Улеглись снежинки, белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,

Пляшут все пушинки, белые снежинки.

Благодарим за помощь в подборе материала двух замечательных мамочек и педагогов Мухину Олесю и Меньшикову Надежду.

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).

Игровая мотивация

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития вдошкольный период детства.

Цель: Развивать наглядно-действенное мышление. Стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).

Задачи:

Участники проекта: воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
  2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
  3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
  4. Словотворчества детей.

1-й этап. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

  1. Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.
  2. Разработать план движения к цели (воспитатели обсуждают план).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

  1. Методические рекомендации педагогов для работы по данной
  2. Сбор методической литературы.
  3. Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
  4. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.

2-й этап. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

3-й этап. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

ЗАДАЧИ:

  1. Расширять кругозор детей.
  2. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, делать элементарные выводы и умозаключения.
  3. Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.
  4. Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками театрализации.

МАТЕРИАЛ: дорожка, домик-модуль, кошка игрушка, птичка, красивый платок, курочка, чайник игрушечный, самовар, пироги (настоящие для угощения).

Ход занятия

Воспитатель в группе беседует с детьми.

Воспитатель. Ой, ребятушки, мои детушки. Нынче день у нас особенный, развеселый. Бабушка Арина нас в гости к себе звала-приглашала. Хотите пойти в гости?

Воспитатель. Да и как не пойти-то? Бабушка добрая, любит внучат и встречает так весело, так приветливо.

Дети входят в зал.

Воспитатель. Чтобы пройти к бабушкиному дому, мы пройдем вот по этой тропиночке.

Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки,
Пройдут по дорожкам,
Топнут, топнут ножками.
Топ! Топ! Той!

Дети с воспитателем идут дробным шагам Подходят к дому.

Воспитатель. А вот и бабушкин дом. Ждет, наверно, нас бабушка. Сейчас постучу.

Бабушка. Кто там? Иду-иду. Здравствуйте мои внучатки дорогие. В гости ко мне пришли. Всех я вас жду, всех помню.

И Ниночка пришла.
Наша Ниночка в саду
Что оладушек в меду
Что оладушек в меду
Сладко яблочко в саду.
И Сережа здесь.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сережа хороший!
Сережа пригожий!
И Вика пришла.
Наша Вика умница
Умница-разумница,
Про то знает вся улица.
Кот да кошка,
Мой друг Ермошка,
Да я немножко.

Бабушка. Как я вам всем рада. Ждала вас всех в гости. А знаете, кто мне скучать не давал? Мой кот Васька ходил рядышком, да песенки пел. Хотите на моего кота посмотреть? Позовите его.

Бабушка. Вот и мой Васька. Какой он?

Дети: пушистый красивый.

Бабушка. Так и хочется его погладить.

Дети гладят кота.

Бабушка. Кот мой непростой, а ученый. Он любит, когда про него стихи , да потешки рассказывают.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые. и т. д.

Бабушка. А хотите поиграть с моим котом?

Чижик в клетке сидел
Чижик в клетке громко пел

Дети: Чу-чу-чу я на волю улечу.

Кот ловит детей.

Бабушка. Выносит курочку.

Курочка моя, умница моя
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Бабушка. Молодцы!

Воспитатель. А какой у бабушки красивый платок.

Бабушка. А вы хотите поиграть с моим платком?

Ай тюшки, тюшки, тюшки .
Вырастали лопушки.
Лопушки рвали-брали
С ними весело играли. Ух!

Бабушка. Ловкие у меня внучата.

Я с вами поиграла и сама моложе стала. Все сюда вы выходите и со мною попляшите!

Под рус. нар музыку дети пляшут.

Бабушка. Устала, уморилась, но все равно, как хорошо с вами, внучатами. А вам понравилось у меня? Придете ко мне еще в гости?

Над селом дымки плывут
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Сладким чаем угощайтесь.
Чай, чай, этот чай, заварили сами
Чай, чай, бабушкин чай, пьем мы с пирогами.

Ах! В тереме расписном я живу
К себе в избу всех гостей приглашу.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания мои милые внучатки!

4-й этап.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и "открытиям".

Нажмите, чтобы узнать подробности

детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

 Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей.

С их помощью можно развивать:

А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

 В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

 Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.


Жанр русского народного творчества Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращения к детям, похвала. Потешка учит самого маленького ребенка понимать человеческую речь, вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки

Жанр русского народного творчества Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращения к детям, похвала. Потешка учит самого маленького ребенка понимать человеческую речь, вводит ребенка в мир, учит его жить.

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Театрализованная деятельность

Театрализованная деятельность


Рассматривание иллюстраций

Рассматривание иллюстраций

Потешки в режиме дня

Потешки в режиме дня

 Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи .

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи .

Читайте также: