Постиндустриальное общество план урока

Обновлено: 07.07.2024

1 Урок 31 9 класс

2 План урока. 1.Постиндустриальное общество. 2.Глобальные проблемы. 3.Переходные общества. 4.Россия в современном мире.

3 Задание на урок. Какими чертами по мнению ученых будет обладать информационное, постиндустриальное общество?

4 1.Постиндустриальное общество. Рубеж тысячелетий ознаменован переходом к постиндустриальному обществу.Часто его называют информационным,т.к. информа- ция начинает играть ведущую роль во всех сферах жизни.обмен передовыми техноло- гиями приведет к появлению новых видов энергии,транспорта и новых отраслей эко- номики. Компактный ПК.

5 1.Постиндустриальное общество. На первый план вый- дут энергосберегаю- щие и экологически чистые технологии. Ученые считают,что их использование приведет к пересе- лению населения в сельскую местность и возникновению промышенных зда- ний-гигантов,появят -ся новые методы лечения болезней, расширится исполь- зование мирового океана и космоса. Ветряныеэлектростанции

6 2.Глобальные проблемы. Новые технологии могут нести и большую опасность-коммуникации и Интернет приво- дят к уходу в виртуальность.В то же время отрицать важность информационных тех- ноголий невозможно.Человечество должно стать более экономным в использовании ресурсов,отказаться от конфронтации в ре- шении межнациональных конфликтов, т.к. это может привести к гибели цивилизации. Баклан,испачканный в нефти.

8 3.Переходные общества. Человечество располагает предпосылками для создания гуманистической цивилиза- ции:современные технологии,демократичес- кие и гуманистические традиции,опыт бес- конфликтного решения возникающих межна- циональных проблем.В то же время новые отношения длительное время будут сосу- ществовать наряду со старыми. Голод в Африке.

9 3.Переходные общества. Информационный сектор будет находиться в постоянном взаимодействии с промышлен- ным, который будет пытаться подчинить его себе.Но в новых условиях, люди произ- водящие информационный продукт будут лучше разбираться в производстве, чем их начальство,поэтому на передний план вый- дут организации объединяющие творческие группы для решения сложнейших задач. Интернет-торговля

10 4.Россия в современном мире. Россия остается средне- развитой страной фи- нансово зависимой от Запада.Разрыв между богатыми и бедными остается огромным Б.Ельцин ушел в отставку.Эпоха раз- рушения заверши- лась и перед страной встала задача созида- ния.в марте 2000г.Пре зидентом РФ был изб- ран В.В.Путин. В стране остро стоят экологическая и демо графическая пробле- мы.Численность на- селения быстро сокра щается. Б.Н.Ельцин

11 4.Россия в современном мире. Острейший конфликт в Чечне не решен до сих пор.Он вскрыл двойное дно межнаци ональных конфлик- тов-их не решить во- енным путем,но и да- вать поблажки терро- ристам нельзя. Россия борется за мно- гополярный мир и ак- тивно участвует в ре- шении региональных конфликтов.У нашей страны есть неплохие перспективы для воз- рождения и возвраще ния своего значения в международных отно- шениях. В.В.Путин

• Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

• Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2013

1. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

2. Глобальные проблемы человечества.

3. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

4. Информационное общество

Способствовать формированию представлений об основных проблемах XXI века и возможных путях решения каждой из глобальных проблем

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная работа

Постиндустриальное (информационное) общество

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы; формулировать аргументы по определённым проблемам; применять социально- экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

Беседа по теме “Взгляд в будущее”

- Можно ли предвидеть будущее?

- Каким будет XXI век?

- Есть ли возможность в новом веке решить проблемы, оставшиеся

в наследство от века двадцатого?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

III. Изучение нового материала

1. Работа с текстом учебника, с. 333-340.

1. Формулирует задание, нацеливает учащихся на самостоятельное изучение нового материала, организует беседу по вопросам:

- Какие глобальные проблемы стоят перед человечеством в XXI веке?

- Охарактеризуйте каждую проблему.

- Какие меры могли бы снизить угрозу?

1. Изучают материал учебника по заданной теме, готовятся ответить на вопросы.

Познавательные: ориентируются в различных источниках дополнительной информации; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о современном российском законодательстве.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное

учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала

1. Записи в тетради.

2. Работа с документом, с. 342-343.

2. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу.

2. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы.

2. Фронтальная работа.

2. Устные ответы.

3. Творческое задание

3. Нацеливает учащихся на написание эссе по теме: “Лучший пророк для будущего - прошлое” (Дж. Байрон). Организует обсуждение работ учащихся

3. Пишут эссе, зачитывают свои работы, принимают участие в обсуждении

3. Фронтальная работа

3. Письменная работа, устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнение заданий “Вопросы для самопроверки”, с. 343

Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации; строят логическую цепочку рассуждений

V. Итоги урока. Рефлексия

- Как развитие постиндустриального общества влияет на глобальные проблемы современности?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

§ 29. Подготовка к уроку-семинару и защите индивидуальных проектов

Конкретизирует домашнее задание

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее развитые страны в XX века вступили в постиндустриальное(информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, хранения, контроля и передачи информации). На передачу и распространение информации направлены мощные технические средства - от радиостанций и спутникового телевидения до мобильных телефонов, компьютеров и Интернета.

Наиболее развитые страны в XX века вступили в постиндустриальное(информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, хранения, контроля и передачи информации). На передачу и распространение информации направлены мощные технические средства - от радиостанций и спутникового телевидения до мобильных телефонов, компьютеров и Интернета.

Наиболее развитые страны в XX века вступили в постиндустриальное(информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, хранения, контроля и передачи информации). На передачу и распространение информации направлены мощные технические средства - от радиостанций и спутникового телевидения до мобильных телефонов, компьютеров и Интернета.

(Д. Белл, Дж. Гэлбрейт);

Постиндустриальное (информационное) общество – тип общества, в котором главную роль играют знания и информация.

Признаки постиндустриального общества ведущая роль сферы услуг; изменение в социальной структуре общества (классовое деление общества уступает место профессиональному); центральное место теоретического знания в определении политики общества (университеты становятся главными институтами общества); создание новой интеллектуальной технологии; введение планирования и контроля над технологическими изменениями; собственность теряет свое значение. Решающим становится уровень знания и образования. Главным конфликтом в обществе становится не конфликт в сфере собственности, а конфликт между знанием и некомпетентностью .

Признаки постиндустриального общества

  • ведущая роль сферы услуг;
  • изменение в социальной структуре общества (классовое деление общества уступает место профессиональному);
  • центральное место теоретического знания в определении политики общества (университеты становятся главными институтами общества);
  • создание новой интеллектуальной технологии;
  • введение планирования и контроля над технологическими изменениями;
  • собственность теряет свое значение. Решающим становится уровень знания и образования. Главным конфликтом в обществе становится не конфликт в сфере собственности, а конфликт между знанием и некомпетентностью .

Мировой коммунизм потерпел поражение,

победу одержала либеральная демократия

Крупные потрясения глобального масштаба

(напр., мировые войны) ныне исключены.

Фрэнсис Фукуяма

На место конфликта между нациями –

государствами придет конфликт идеологий

(цивилизаций) – синская, японская, индуистская,

исламская, православная, западная, африканская

Столкновение несовместимых культурных ценностей.

Самюэл Хантингтон

«Столкновение

Патрик Дж. Бьюкенен

Кризис Запада, сокращение населения могут

привести к уничтожению западной цивилизации.

Валлерстайн

«Конец знакомого

Современная миро-система вступила в стадию

завершающегося кризиса и вряд ли будет

существовать через 50 лет

Техника Характерные черты аспекты искусственность Область знания, выступающая в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием; польза Область человеческой деятельности (включая все возможные средства и процедуры), цель которой – изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека серийность инструментальность Совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью

Характерные

Область знания, выступающая в качестве

связующего звена между эмпирией и теоретическим

Область человеческой деятельности

(включая все возможные средства и процедуры),

цель которой – изменение природы и господство над

ней в соответствии с потребностями человека

Совокупность умений и навыков,

составляющих профессиональные особенности того

или иного рода человеческой деятельности,

искусство и мастерство человека, занимающегося

техника Пассивная: производственные помещения, сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение) активная Орудия (инструменты) Машины: производственные транспортные военные Аппаратура управления машинами и процессами

производственные помещения,

сооружения наземной связи,

железные дороги, мосты, каналы,

технические средства

распространения информации

(телефон, радио, телевидение)

(инструменты)

производственные

транспортные

управления машинами

Орудия ручного труда 1) Этапы развития техники Машины (механические) автоматы Эотехническая (1000 – 1750) технология воды и дерева Технические эпохи (Л. Мамфорд) Палеотехническая (1750 – 1950) Комплекс угля и железа 2) Неотехническая (в настоящее время) – комплекс электричества и сплавов Техника, преобразующая вещество Этапы развития техники Техника, преобразующая энергию 3) Техника, преобразующая информацию

Орудия ручного труда

Эотехническая (1000 – 1750)

технология воды и дерева

Технические

Палеотехническая (1750 – 1950)

Комплекс угля и железа

Неотехническая (в настоящее

электричества и сплавов

Техника, преобразующая вещество

Техника, преобразующая энергию

Техника, преобразующая информацию

А. А. Воронин: Ортега – и- Гассет Дотехническая эра Техника случая (техника как магия) Техническая эра Техника как ремесло (техника как производительная сила) Посттехническая эра Техника Человека-техника (техника как коммуникативная среда)

А. А. Воронин:

Ортега – и- Гассет

Дотехническая эра

Техника случая

(техника как магия)

Техническая эра

Техника как ремесло

Посттехническая эра

Человека-техника

Техника – это всего лишь прикладная наука (О. Майер) Процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные (Д. Сахал, Г. Сколимовски, С. Тулмин, С. Прайс) Основные концепции Наука развивалась, ориентируясь на разработку технических аппаратов и инструментов (А. Вольф, Дж. Фейблемен) Техника науки (т.е. наблюдение и эксперимент) во все времена опережает технику повседневной жизни. Технологическая революция была осуществлена не инженерами и техниками, а теоретиками и философами (А. Койре, Л. Мамфорд) До конца XIX в. не было регулярного применения научных знаний в технической практике, которое характерно для технических наук сегодня. Только в ХХ в. наука становится главным источником новых видов техники и технологии (А. Холл, Г. Румпф)

Техника – это всего лишь прикладная наука

Процессы развития науки и техники рассматриваются как

автономные, но скоординированные

(Д. Сахал, Г. Сколимовски, С. Тулмин, С. Прайс)

Наука развивалась, ориентируясь на разработку

технических аппаратов и инструментов (А. Вольф, Дж. Фейблемен)

Техника науки (т.е. наблюдение и эксперимент) во все

времена опережает технику повседневной жизни. Технологическая

революция была осуществлена не инженерами и техниками, а

теоретиками и философами (А. Койре, Л. Мамфорд)

До конца XIX в. не было регулярного применения научных

знаний в технической практике, которое характерно для

технических наук сегодня. Только в ХХ в. наука становится

главным источником новых видов техники и технологии

 Критерии Традиционная цивилизация Природа Техногенная цивилизация Живой организм Человек Ресурсы человеческой деятельности Недеяние Степень развития свободы Отношение к инновациям Семейно-клановые, кастовые, сословные отношения Активность Свободная индивидуальность Традиционализм, консерватизм Тип властных отношений Ценность инноваций и прогресса Власть над человеком Духовные приоритеты Власть над природными и социальными объектами Мифология и религия Наука

Традиционная цивилизация

Техногенная цивилизация

Живой организм

Ресурсы человеческой деятельности

Степень развития свободы

Отношение к инновациям

Семейно-клановые, кастовые, сословные отношения

Свободная индивидуальность

Традиционализм, консерватизм

Тип властных отношений

Ценность инноваций и прогресса

Власть над человеком

Духовные приоритеты

Власть над природными и социальными объектами

Мифология и религия

глобальное лидерство переходит от Евразии к США;

когда-то все дороги вели в

18 в. - Великобритания

19 в. – Австрия и Германия

США держится только на военной мощи, набирают силу конкуренты – Япония и Евросоюз.

Интерсоциальные

Проблема войны и

развития стран и т.д.

Проблемы системы

Проблемы системы


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рекомендован в качестве повторительно-обобщающего по окончании школы. Предусмотрены следующие формы работы:дискуссия,работа с текстом,заполнение таблицы,написание эссе.Задания выполняются коллективно и индивидуально,поэтому отметки получат все ученики класса.Ребята вспомнят экономическое,политическое и духовное развитие традиционного, индустриального, информационного обществ.На следующем занятии целесообразно разобрать структуру эссе,зачитать отрывки из лучших работ.

Закрепить представления обучающихся о развитии современного общества, о процессах глобализации и модернизации;

Развить компетенцию самостоятельно анализировать сущность и структуру мировой системы;

Продолжить формирование мировоззрения обучающихся.

Основные понятия и термины: типология общества, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, модернизация, глобализация.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Методы: эвристический, коммуникативный.

Формы проведения: индивидуальная, групповая, фронтальная

Организационный момент урока: учитель объявляет тему и тип урока (1 минута).

Вступительное слово учителя. Актуализация компетенций обучающихся (9 минут).

Виды типологии (анализом слайдов презентации)

Три типа общества и их характеристика.

Информационное общество: путь к глобализации или порождение глобальных проблем?

Определите типы общества по таблице

Общество охотников и собирателей

Выполнение обучающимися (индивидуально и коллективно) различного уровня устных и письменных заданий обучающего и систематизирующего характера (20 минут).

Тестовые задания.

Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

А) ведущая роль сельского хозяйства

Б) преобладание промышленности

В) сложный уровень разделения труда

Г) решающее значение сферы услуг в экономике

2. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

А) развитое фабричное производство

Б) создание основного продукта в сельском хозяйстве

В) завершения промышленного переворота

Г) развитая инфраструктура

3. Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?

А) завершения промышленного переворота

Б) присваивающий тип хозяйства

В) развитие электронных средств массовых коммуникаций

Г) особая ценность коллектива, общность.

4) Широкое использование внеэкономического принуждения к труду является характерной чертой общества.

5) Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

А) формированием рыночной экономики

Б) ограничением социальной мобильности

В) развитием средств массовой коммуникации

Г) организацией фабричного производства

6) Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого ниже списка слов, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слова в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) диалог культур

Б) разделение труда

Е) массовая культура

Ж) сельское хозяйство

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Читайте также: