Пословица всем делам помощница план урока

Обновлено: 02.07.2024

Краткое описание: Использование национально — регионального компонента поможет углубить знания учащихся области национальной культуры, традиций, обычаев, так как краеведческий материал содействует воспитанию лучших моральных качеств. В успешном решении воспитательных задач урока и в

Сценарий проблемно-эвристического урока.

Автор: Рашитова Халида Сабирзяновна.

Предмет: Русский язык

Время реализации занятия: 45 мин.

Вид урока: Исследовательский.

Оборудование урока: Плакаты с пословицами и поговорками,

Составить знакомую пословицу или поговорку или отгадать ее по одному названному слову;

Даны пословицы, учащиеся должны объединить их по лексико-грамматическим темам. (работа по карточкам)

1. Звучит татарская народная песня.

1)Учитель. Ребята! Вы прослушали произведение устного народного творчества, татарскую народную песню.

Наш урок посвящен устному народному творчеству. Давайте вспомним:

-Что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.)

-Что относится к нему? ( Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, былины)

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим только об одном направлении устного народного творчества, а о каком - вы должны догадаться сами.

- Восстановите исходный текст на доске:

Кто, друг, скажи, мне, твой, и, я, ты, кто, скажу.

(Записываем версии детей: Я скажу кто твой друг, кто твой друг скажи и др.

На татарском языке этой пословице соответствуют выражения, употребляемые очень часто « Әйт дустыңны- әйтермен кемлегеңне, дустың нинди, үзең шундый"

Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему - то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

Пословица является народной мудростью. (+)

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)

Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)

Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)

В пословице есть ритм и рифма. (+)

Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)

Итак, цели нашего урока. (ответ учащихся)

Пословицы и поговорки, являясь речевыми выражениями, имеют тесную связь с языком. Они очень часто употребляются как в живой разговорной речи, так и в письменной.

Пословицы и поговорки возникли давно. В них нашла отражение мудрость народа, его трудолюбие, патриотизм. Поэтому сила пословицы заключена в силе народа.

Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил меткость пословиц, их мудрость, правдивость и т.д.

Истинная сила пословиц проявляется в разгаре беседы, когда нужно подкрепить речь метким замечанием, тонким наблюдением, выявить самую суть сказанного. Так, например, татарский народ о лени и праздности говорил "У кузнеца топор ржавый"; о неблагородности: "Поел да в ту же тарелку плюнул"; о людях бессовестных: "Собачьих глаз и дым неймет"; о глупцах: " Дураков не сеют"; о скупости: " Ненасытая утроба в ад загонит".

Всё это, ребята, обширная энциклопедия человеческих пороков и недостатков, но всегда есть рядом и одобрение, хвалят трудолюбие: "Трудяга всегда силен", любят умных:"Ум не избудет, золото не заржавеет"; уважают бережливых "Не ешь помногу, а ешь помалу, чтоб надолго стало" и т.д.

III. Осмысление содержания.

Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами затронем очень важную сторону татарских и русских пословиц как они помогают усвоить лексику языка и усвоить грамматические явления. Вы, наверное, заметили, как легко запоминаются пословицы. Объединяем их по лексико-грамматическим темам.

-Бүгенге эшне иртәгә калдырма. * Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

-Кеше кайгысы төштән соң * Чужую беду руками разведу.

-Кем ашамый, шул эшләми * Кто не работает, тот не ест.

- Бәхетлеләр сәгатькә карамый. * Счастливые часов не наблюдают.

- Эшләмәгән ашамый Кто не работает, тот не есть.

- Картлык шатлык түгел * Старость не радость.

Степени сравнения имен прилагательных и наречий

- Һавадагы торнага караганда, кулдагы чыпчык яхшы * Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

- Җиде кат үлчә, бер кат кис* Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Тыелган җимеш татлы * Запретный плод сладок.

- Корсак туйды,күз туймады. * Брюхо сыто, да глаза голодны.

- Кунакта яхшы, өйдә яхшырак.* В гостях хорошо, а дома - лучше.

1.Работа по карточкам. (по вариантам)

1. Спишите пословицы. Подчеркните антонимы - имена прилагательные.

Маленькое дело лучше большого безделья.

С малого начинай, достигнешь большого.

И мелкое место переходи как глубокое.

Новых друзей наживай, а старых - не забывай.

Молод телом, да стар делом.

На смелого собака только лает, а трусливого кусает.

От умного - научишься, от глупого - разучишься.

2. Спишите пословицы. Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

В согласном стаде волк не страшен.

Ленивые руки не родня умной голове.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Бездонной бочки не нальёшь.

От великого до смешного один шаг.

Частое понуканье с ума сведёт и буйвола.

Дождливое лето хуже осени.

В летнюю пору заря с зарёй сходятся.

3. Спишите пословицы. Подчеркните краткие имена прилагательные.

Дешёв ситец, да линюч.

Красна речь поговоркою.

Стар гриб, да корень свеж.

Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.

Истинно могуч тот, кто сам себя побеждает.

Горяч почин, да скоро остыл.

Невысок лесок, да от ветра защита.

4. Спишите пословицы. Подчеркните краткие имена прилагательные.

Не будь упрям, а будь прям.

Умный человек и без денег богат.

Сам стар, а душа молода.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Дорога извилиста, а истина пряма.

Мал соловей, а голос велик.

Родная земля и в горсти мила.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Нечего торопиться - не каша варится.

Нужно наклониться, чтоб из ручья воды напиться.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Грамоте учиться всегда пригодится.

За всё берётся, да не всё удаётся.

Дело мастера боится.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Трус и тени своей боится.

Волков бояться - в лес не ходить.

От работы руки не отнимутся.

Лентяю и приподняться лень.

На миру и работа спорится.

Всякий человек по делу узнаётся.

Всякое дело человеком ставится, человеком славится.

7. Спишите пословицы. Выделите безударные личные окончания глаголов.

Русский солдат не знает преград.

Боевым опытом овладеешь - врага одолеешь.

По соломе жита не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Знает и сила правду, да не любит высказывать.

Здоровое яблоко не падает с ветки.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Кто не работает, тот не ест.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Волков бояться - в лес не ходить.

В решете воды не удержишь.

Лёжа хлеба не добудешь.

Сонливого не добудишься, ленивого не дошлёшься.

Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь - не приставишь.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Закончи пословицу по ее началу.

Не сиди сложа руки …(не будет и скуки)

В гостях хорошо, …(а дома лучше)

Один- за всех …(все- за одного)

Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)

Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

Скучен день до вечера …(коли делать нечего)

Терпение и труд …(все перетрут)

Семь раз отмерь …(один отрежь)

За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)

Поспешишь …- (людей насмешишь)

Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Учитель. Я приготовила для вас очень интересное задание. Нужно посмотреть внимательно презентацию (работа на компьютере), соотнести рисунок и написанное и пояснить смысл.

5. А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете пословицы.

- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.

Кто много читает… (тот много знает).

- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать).

- Когда так говорят?

Мир освещается солнцем… (а человек знанием).

Труд человека кормит… (а лень портит).

Повторенье - … (мать ученья).

Не спеши языком… (торопись делом).

- Какая из пословиц понравилась и почему?

- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).

- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным).

6."Пословицы в картинках" Я приготовила для вас очень интересное задание. Нужно посмотреть внимательно презентацию (работа на компьютере), соотнести рисунок и написанное и пояснить смысл.

Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

ЛЮБИШЬ……..(кататься, люби и саночки возить).

МОСКВА………(слезам не верит. Москва не сразу строилась).

ДАРЁННОМУ………(коню в зубы не смотрят).

НЕ В СВОИ…………(сани не садись).

ЖИЗНЬ…………..(прожить - что поле перейти).

Мальчик-ученик. Солнышко. Птичка. Вишенка.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

V Обобщение.
Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы?

Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.
Ответы: Пословица.(Мудрая, верная. Учит, обобщает, помогает. Передается из уст в уста.
Народная мудрость.)

V. Домашнее задание .


Подберите пять пословиц на тему: счастье, семья, труд (на выбор).

Оценим нашу работу .

- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).

- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным).

Оцените себя честно и принципиально.

Выберите личико, которое соответствует вашей работе на уроке, подпишите его и сдайте мне.

Мордашка с улыбкой - урок удался, я хорошо поработал.

Серьезная мордашка - не все получилось, могу работать лучше.

Грустная мордашка - совсем не работал на уроке, недоволен собой

- А я оцениваю вашу работу так.

- Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные .

Я очень вам благодарна за урок

Литература к уроку:

Цели: расширять и углублять представления о народной культуре, продолжать знакомство детей с устным народным творчеством (пословицами), развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.

(В ходе мероприятия возможно использование компьютерной презентации )

“Пословица – всем делам помощница” - именно так называется наш устный журнал. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Сегодня мы поговорим о пословицах и увидим, что они использовались народом в различных жизненных ситуациях.

Первая страница нашего журнала называется: “Чтение – лучшее учение” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании.

  1. Кто много читает, тот много знает.
  2. Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
  3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  4. Книга – зеркало жизни.
  5. Прочел новую книгу – встретился с другом.
  6. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  7. Хорошая книга – лучший друг.
  8. Грамоте учиться – вперед пригодится.

Ведущий. Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете.

Ведущий. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народа. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, труженик села – о том, как успешней собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Но мы должны бережно относиться к книгам.

Незнайка. Ребята, я сегодня хотел взять книгу в библиотеке, но меня попросили сначала ответить на вопросы. Ребята, у меня вся надежда на вас. Вы мне поможете? (Да.) Тогда слушайте вопросы.

  1. Книга боится дождя? (Да.)
  2. Книга любит снег? (Да.)
  3. Книга боится грязных рук? (Да.)
  4. Закладкой для книги может быть карандаш? (Нет.) Пирожок? (Нет.) Закладка? (Да.)
  5. Книга любит, когда ее читают во время еды? (Нет.)
  6. Книга любит, когда ее разрисовывают и расписывают? (Нет.)
  7. Книга боится быть порванной? (Да.)

Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. Теперь мне обязательно дадут книжки, и я буду читать. До свидания.

Я к вам обращаюсь, милые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Песня “Чему учат в школе”

Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли. Вспомним, как много пословиц о труде.

  1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Человек живет век, доброе дело – два.
  4. Делу – время, а потехе – час.
  5. Землю красит солнце, а человека – труд.
  6. Что посеешь, то и пожнешь.
  7. Человек от лени болеет, от труда – здоровеет.
  8. Птица крепнет в полете, а человек в труде.
  9. Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
  10. Дело мастера боится.

Ведущий. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

Ведущий. Но главный наш труд сегодня – это учеба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлекся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Сценка “Закончил дело – гуляй смело”

Действующие лица: мальчик-ученик, Солнышко, Вишенка, Птичка, автор.

Мальчик сидит за столом, делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, милая Пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, Вишенка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Автор. Наконец урок окончен.

Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил? Вот теперь можно и порезвиться.

Все. Закончил дело – гуляй смело!

Ведущий. Конечно, каждому человеку иногда не хочется что-то делать. Но большинство людей успешно борются с ленью, не давая ей сделать себя ее рабом. Про таких людей говорят, что у них есть характер. Необходимо воспитывать характер и быть сильными, тогда вы непременно исполните свои мечты.

А сейчас предлагаю вам загадки о профессиях.

Песня “Антошка”

Ведущий.Следующая страница нашего журнала называется: Птица сильна крыльями, а человек – дружбой”.

  1. Старый друг лучше новых двух.
  2. Друзья познаются в беде.
  3. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  6. Человек без друзей, что дерево без корней.
  7. Друг за друга стой – выиграешь бой.
  8. Один за всех и все за одного.
  9. Дружба – как стекло, разобьется – не склеишь.

Ведущий. Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.

Ведущий. Настоящие друзья способны помочь бескорыстно, не требуя ничего взамен. Если ты хочешь, чтобы тебя любили, то должен добиваться этого, делая что-то хорошее для других, порой даже отказывая в чем-то себе.

Песня “Ты да я, да мы с тобой”

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.

Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.

Автор. Белка прыгала с ветки на ветку и упала на спящего Волка. Волк вскочил и схватил Белку.

Волк. Попалась, Белка, я теперь тебя съем.

Белка. Отпусти меня, Волк!

Волк. Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка. Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

(Волк отпускает Белку и Белка уходит на дерево.)

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Ведущий. Да, ребята, весь секрет в том, что только к воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. У него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Счастье не ищут, а делают”.

  1. Доброе дело само себя хвалит.
  2. Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь, там и сгубишь.
  3. Счастье не в воздухе вьется, а в труде познается.
  4. Худо тому, кто добра не делает никому.
  5. Добро век не забудется.
  6. Себялюб никому не люб.

Ведущий. Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство. Но ведь настоящее счастье за деньги не купить. Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава, действительно, радует человека, а от худой славы он не знает, как отделаться.

Л.Н.Толстой сказал: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого”.

Счастливый человек тот, кто, свершив добро, наслаждается тем, что другому человеку стало хорошо, радостно.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Инсценировка сказки В.А.Сухомлинского “Как Белочка Дятла спасла”.

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

--Почему это ты, Дятел, плачешь?

--Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Ведущий. “От добра добра не ищут”, - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – счастливый человек.

Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники Удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям!

Песня “Если добрый ты”

Ведущий. Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

  1. Родина краше солнца, дороже золота.
  2. Родина – мать, умей за нее постоять.
  3. Жить – Родине служить.
  4. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  5. На чужой сторонушке и Весна не красна.
  6. Нет в мире краше Родины нашей.
  7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  8. Человек без Родины -- что соловей без песни.
  9. Где кто родился, там и пригодился.

Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.

Ведущий. Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной.

Здравствуй, Русь: седые дали,
Плуг и меч, копье и серп,
Край надежды и печали,
Стон дубов и слезы верб…
Все твои озера святы,
Все ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И – кресты, кресты, кресты.
Все тут мило, от березы
До высоких облаков.
То ли росы, то ли слезы
На стогах твоих веков.
Край родной: твои дубравы,
Нивы, села, города,-
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда.
Сколько бед прошло над Русью –
Подсчитать я не берусь.
Только низко поклонюсь я
И промолвлю: “Здравствуй, Русь!”

Песня “Наш край” (Мальчики поют, девочки танцуют)

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всеобщей Декларациии прав человека ООН,Конституции РК,привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Интерактивная презентация, видеоролик, отдельные статьи Конвенции о правах ребенка, Всеобщей Декларациии прав человека ООН, Конституции РК, Устав школы.

Ход мероприятия:

- Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

“Пословица – всем делам помощница” - именно так называется наше путешествие. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Пословица – народная мудрость, где есть порицание или совет. Пословицы появились давно.Люди много наблюдали жизнь, составляли краткие выразительные изречения, которые легко запоминались. В пословицах выражались взгляды на жизнь, его любовь к Родине, высокое сознание долга, правдивость и честность, верность в дружбе, уважение к науке и труду, соблюдение законности и т.д.

Сегодня мы поговорим о пословицах и увидим, что они использовались народом в различных жизненных ситуациях, а конкретно в правовом воспитании.

Средняя школа №5

Открытый классный час

Классный руководитель: Санкибай КалампырСыдыккызы

2016-2017 учебный год

Тема:Пословицы - всем делам помощницы

Цель:Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка,

Всеобщей Декларациии прав человека ООН,Конституции РК,привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Интерактивная презентация, видеоролик, отдельные статьи Конвенции о правах ребенка, Всеобщей Декларациии прав человека ООН, Конституции РК, Устав школы.

Ход мероприятия:

- Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

“Пословица – всем делам помощница” - именно так называется наше путешествие. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Пословица – народная мудрость, где есть порицание или совет. Пословицы появились давно .Люди много наблюдали жизнь, составляли краткие выразительные изречения, которые легко запоминались. В пословицах выражались взгляды на жизнь, его любовь к Родине, высокое сознание долга, правдивость и честность, верность в дружбе, уважение к науке и труду, соблюдение законности и т.д.

Сегодня мы поговорим о пословицах и увидим, что они использовались народом в различных жизненных ситуациях, а конкретно в правовом воспитании.

-Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –
-Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Республики Казахстан, Устав школы.

Права школьника:

право на бесплатное образование право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия право на защиту
право на отдых право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника:

добросовестно учиться беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка.

Вывод:чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других; заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех; уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

-Правила поведения действуют и в школе, и в трудовом коллек­тиве, и в семье, и в обществе в целом. Их должны соблюдать все, для кого они предназначены, потому что в любом объединении людей (в семье, классе, обществе) должен быть порядок. Без по­рядка даже отношения между друзьями могут нарушиться.
Правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, называют нормами.
Социальные нормы
Действия и поступки людей регулируются различными соци­альными нормами — религиозными, политическими, семейными, правовыми, моральными и т. д.
Социальная норма — правило поведения, регулирующее от­ношения между людьми в процессе их совместной жизни и дея­тельности, выработанное отдельной группой или обществом в целом.
Чем же социальные нормы отличаются друг от друга?
Во-первых, они регулируют разные отношения.
Во-вторых, они адресованы разным людям.
В-третьих, они по-разному создаются и доводятся до сведения тех, кому адресованы.
В-четвертых, заставить исполнять эти нормы можно по-раз­ному.
Например, в каждой семье определено, что делать можно, а чего нельзя. Это значит, что отношения членов любой семьи регу­лируют какие-то внутрисемейные правила поведения, или нор­мы. Эти нормы адресованы членам именно этой семьи, в другой семье могут действовать другие правила поведения, другие нор­мы. Нормы, регулирующие отношения в семье, чаще всего уста­новлены родителями, они нигде не написаны, а доводятся до све­дения всех членов этой семьи устно. Все нормы члены семьи исполняют добровольно, но если ребенок, например, не испол­нил какое-то требование мамы или папы, то его могут принудить сделать это, пригрозив: не пойдешь гулять, не получишь деньги на карманные расходы и т. д.

Отличия правовых норм от иных социальных норм
До возникновения государства поведение людей регулировал обычай. Тогда человек поступал, как поступали все остальные. По мере того как развивалось человеческое общество и появля­лось государство, регулировать поведение людей стали преиму­щественно правовые нормы.
Первое отличие правовой нормы от любой другой состоит в том, что ее устанавливает государство. Для этого в государствах создаются специальные органы (парламент, сейм, дума, прези­дент, правительство, конгресс и т. д.).
Второе отличие правовой нормы от любой иной заключается в том, что она адресована всем членам общества, это общеобяза­тельное правило поведения.

-У нас в гостях инспектора местной полиции:Сулейменов Нуржан Доскалиевич и Сарсенов Нурлыбек.

(Предоставляется слово для выступления и обсуждения с вами Всеобщей Декларации прав человека ООН )

Всеобщая Декларация прав человека ООН

1. Мы все рождены свободными и равными. Каждый из нас родился свободным. Каждый из нас имеет собственные мысли и идеи. Отношение к нам не должно быть предвзятым.

2. Не подвергай дискриминации других. Эти права принадлежат каждому, несмотря на любые различия между людьми.

3. Право на жизнь. У каждого из нас есть право на свободную и безопасную жизнь.

4. Рабство запрещено. Никто не имеет права сделать нас рабами. Мы не имеем никакого права сделать рабом кого-либо ещё.

5. Пытки запрещены. Никто не имеет права причинять нам боль или подвергать нас пыткам.

6. Права у вас есть везде. Я такой же человек, как и ты!

7. Мы все равны перед законом. Закон для всех один. Мы перед ним равны.

8. Права человека — под защитой закона. Каждый из нас имеет право просить помощи закона, если к нам относятся несправедливо.

9. Незаконное задержание запрещено. Никто не имеет права посадить нас в тюрьму или содержать под стражей без законных оснований, так же как и высылать нас из нашей страны.

10. Право на судебное разбирательство. Если в отношении нас проводится судебное слушание, оно должно быть публичным. Те, кто судят нас, не должны позволять никому говорить им, что делать.

11. Мы не виновны, пока не доказано обратное. Никого нельзя считать виновным в совершении чего-либо противозаконного, пока это не доказано. Когда люди говорят, что мы сделали что-то плохое, они обязаны вначале доказать, что это так. А у нас есть право доказать, что это не так.

12. Право на частную жизнь. Никому нельзя порочить наше доброе имя. Никто не имеет права входить в наш дом, вскрывать наши письма или беспокоить нас или нашу семью без законных на то оснований.

13. Свобода передвижения. Каждый из нас имеет право идти или ехать туда, куда хочет, в своей стране, и путешествовать по своему желанию.

14. Право искать безопасное место жизни. Если нам угрожают или обращаются с нами несправедливо, каждый из нас имеет право укрыться в безопасности в другой стране.

15. Право на гражданство. Каждый из нас имеет право на свою страну.

16. Брак и семья. Каждый взрослый человек имеет право жениться или выйти замуж и иметь семью по своему желанию. Мужчины и женщины имеют равные права — как в браке, так и при его расторжении.

17. Право владеть своими вещами. Каждый имеет право владеть своими вещами единолично или совместно с другими. Никто не должен отбирать наши вещи без законных на то оснований.

18. Свобода мысли. Каждый из нас имеет право верить в то, во что мы хотим, иметь религию и изменять её по своему желанию.

19. Свобода самовыражения. Каждый из нас имеет право на выражение своего мнения, право думать то, что мы хотим, говорить то, что мы думаем, и делиться нашими идеями с другими людьми.

20. Право на свободу собраний. Каждый из нас имеет право встречаться с друзьями и мирно собираться с другими, чтобы защитить свои права. Никто не может принуждать нас вступать в какую-либо группу, если мы того не хотим.

21. Право на демократию. Каждый из нас имеет право принимать участие в управлении своей страной. Каждый взрослый гражданин имеет право
выбирать своё правительство.

22. Социальное обеспечение. Каждый из нас имеет право на приемлемое жильё, медицинское обеспечение, образование, на социальное обеспечение в детском возрасте, достаточное количество денег на проживание и медицинскую помощь в случае болезни или старости.

23. Права трудящихся. У каждого человека есть право на труд, на достойную оплату своего труда и право вступать в профессиональные союзы.

24. Право играть. Каждый из нас имеет право на отдых от работы.

25. Право на жилище и пищу. Каждый из нас имеет право на хорошую жизнь. Матери и дети, пожилые люди, безработные или нетрудоспособные люди имеют право на социальную защиту.

26. Право на образование. Образование — это право. Начальная школа должна быть бесплатной. Каждый из нас должен узнать об Организации Объединённых Наций и о том, как жить с другими людьми. Наши родители могут выбирать образование за нас.

27. Авторское право. Авторское право — это специальный закон, который защищает научные, литературные и художественные творения каждого из нас. Другие не могут копировать наши произведения без разрешения. Каждый из нас имеет право вести свою собственную жизнь и получать удовольствие от созидательной деятельности.

28. Справедливый и свободный мир. В мире должен быть порядок, чтобы каждый из нас мог воспользоваться правами и свободами в своей стране и по всему миру.

29. Ответственность. Мы несём ответственность перед другими людьми, и мы должны защищать их права и свободы.

30. Никто не может отнять у нас эти права и свободы.

1.Грамоте учиться – вперед пригодится.

2. Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

3.Труд человека кормит, а лень портит.

4.Что посеешь, то и пожнешь.

5. Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.

6. Друг за друга стой – выиграешь бой.

7. Счастье не ищут, а делают.

8. Доброе дело само себя хвалит.

Пословица способна нас прекрасно успокоить или наоборот приободрить. Она расскажет о том, как нужно поступить и как не следует.

Пословице можно верить. Потому что она бескорыстная. И у неё есть автор - простой народ. Как и у этого выражения:Для каждой горницы - своя пословица.

- А кто из вас знает пословицы?

-Пословица действительно может помочь. Если как следует систематизировать самые понравившиеся нам пословицы в своём сознании, то окажется, что это будет для нас своеобразным пособием жизни.

Труд человека кормит, а лень… портит.

Скучен день до вечера,коли делать… нечего.

Маленькое дело лучше большого… безделья.

Терпение и труд всё… перетрут.

Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
Дружба дружбой, а денежки врозь. (право на достойное вознаграждение за труд)
Волка ноги кормят. ( право на свободу передвижения, право на труд)
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (право на труд)
По заслугам и почёт. ( право принимать участие в управлении своей страной, право на труд)
Правда суда не боится. (право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
Жить – родине служить. ( право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство)
Грамоте учиться – всегда пригодится. (право на образование)
Всякому мила своя сторона. (право на свободу передвижения)
Делу – время, а потехе – час. (право на отдых и досуг)
При солнышке тепло, при матери – добро. (право на достойный жизненный уровень в семье )

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

- Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Итоги:-Наше путешествие по пословицам завершается.

-Таким образом, каждый ребенок, в соответствии с Конституцией РК и Конвенцией ООН о правах ребенка, Всеобщей Декларации прав человека ООН, имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Учитель трудового обучения: Савельева Л.И.

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством; со значением пословиц в труде и в жизни человека. Способствовать воспитанию трудолюбия, положительного отношения к труду. Развитие творческих способностей учащихся посредством драматизации.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Низкий поклон вам!

- Рада видеть вас здесь!

- Давайте шире сердца раскроем,

И праздник народному творчеству устроим.

Плечи свои расправим -

Весело праздник справим!

- А знаете? Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. В устной народной поэзии очень много разновидностей: былины, сказки, песни, исторические предания, загадки, пословицы, величания, календарные припевки. Все это повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушек к внукам. В них народ отразил многое: и родную историю, и игру народной фантазии, и веселый народный смех, и глубокие народные думы о человеческой жизни.

Слушая сказки и песни своих предков, задумывались люди над многими сложными вопросами своего трудового, общественного и семейного быта; размышляли о том, как улучшить свою жизнь, как бороться за счастливую долю, каким должен быть хороший человек, какие черты людского характера нужно порицать и высмеивать.

В богатой россыпи русской бытовой поэзии пословицы занимали и занимают сейчас особое место. В них заключена народная мудрость и народное творчество. Самая великая мудрость пословиц - в простоте слова всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. В повседневной речи, чтобы убедить в чем — либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц: ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли.

- С пословицами мы сверяем наше поведение.

Давайте послушаем ушком сказ об умных и трудолюбивых, глупых да ленивых.

Ведущая: - Вон смотрите! Смотрите! Катятся с горы санки, Бабушка Федора на передке едет с мешком в руке. Завязан мешок завязками. А вот сама объявилась.

- Здравствуйте, бабушка Федора!

Ф:- Здравствуйте люди добрые!

В: - С чем мешок — то у тебя?

Ф:- Как с чем? С пословицами!

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы,

Я попросила да вам привезла.

В:- Так мешок — то развяжи, пословицы покажи!

В: - Спасибо, бабушка. Иди, присядь, отдохни, а мы посмотрим, что за пословицы ты собрала.

Ф:- Спасибо, родимые, я домой пойду.

Прощаются с бабушкой Федорой и она уходит

В: - Мочала, мочала

( Дети каждой группы инсценируют пословицы).

Ведущая достает и читает

- Ее оживят дети пятой группы.

Ведущая: - Пареной репы покушайте

Да дальше послушайте о том, как

Выступают дети третьей группы

Ведущая: - Еще не надоело?

- Тогда вам к пословице присказку,

А мне бубликов вязку,

В крашеной чашке.

Да горячий пирожок!

Выступает восьмая группа

Ведущая: - Жили, дружили

Ели они с одного стола,

В окошко глядели с одного угла,

Гулять ходили с одного крыльца.

А не послушать ли нам о том, как

Выступает десятая группа

Ведущая: - Говорят в старину лентяи тоже не раз урождались. Про них у нас тоже пословица есть.

Выступает девятая группа

Ведущая: - Вытащу- ка я теперь из мешка пословицу о том, как

Инсценирует четвертая группа

Ведущая: - Варится в печи кашка.

тут и сказка поспела про то,

Выступает шестая группа

Ведущая: - Теперь пословица не шибко короткая,

Да не шибко длинная.

А такая, как раз

Как от меня до вас.

Выступает вторая группа

Ведущая: - Заглянуло солнце в наше оконце

Выступает первая группа

Ведущая: - Кто глядел и слушал,

Тот меду покушал.

А кто не слушал,

Тот пустое блюдо полизал!

- Тут все узналось,

В мешке ничего не осталось.

- А хороши ли сказы — то по пословицам были?

Ведущая: - Ходили эти пословицы по свету, ходили из деревни на деревню, с села на село.

А нынче они шли, шли — да и до вас дошли. Дошли — да тут и кончились.

На прощанье пожелать хочу: живите в труде и радости, хорошо живите, счастливо. А коли, вы бабку Федору встретите, попросите второй мешок. И помните: сила человека в мастерстве его, да пусть в делах пословицы вам помогают.

Читайте также: