Портфолио проекта в доу образец

Обновлено: 06.07.2024

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д. )
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д. )
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето - весёлая пора и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.

Портфолио можно разделить на несколько видов.
1 Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Проект «Портфолио дошкольника как инновационная технология существует в рамках работы по преемственности МДОУ и начальной школой.

Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные достижения детей, разнообразить работу с детьми, активизировать взаимодействие с родителями.

Участники проекта:

воспитатели, воспитанники ДОУ и родители.

Вид проекта:

Цель проекта

– создание портфолио дошкольника и внедрение инновационной технологии в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта:

1. определить форму и содержание портфолио;

3. обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.

Этапы работы над проектом

1 этап

подготовительный - выбор содержания портфолио, создание положения о портфолио дошкольника, знакомство участников проекта со структурой и особенностями заполнения портфолио.

2 этап

3 этап

итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Результат работы по проекту:

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- привлечение родителей к активному взаимодействию;

- разнообразие форм взаимодействия с семьёй;

- создание портфолио дошкольника и использование инновационной технологии в работе с детьми;

Перспектива

– ведение портфолио в школе.

Пояснительная записка

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует изменений в стандартной системе дошкольного образования. Инновационная технология портфолио способствует решению следующих задач стандарта:

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

Работа по инновационной технологии соответствует следующим принципам ФГОС ДО:

- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

- индивидуализации дошкольного образования;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнёрства Организации с семьёй;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.

Алгоритм работы над портфолио

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определение вида портфолио.

3. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация (при поступлении в ДОУ и до выпуска из ДОУ).

4. Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.

5. Участие в конкурсе портфолио на уровне ДОУ и муниципалитета.

Примерная структура портфолио воспитанника ДОУ

Важно отметить, что разделы портфолио заполняются по мере накопления материала и обязательным условием оформления портфолио является непосредственное участие самого ребёнка в этом процессе. Ребёнок сам выбирает, какие его рисунки, творческие работы и пр. будут вложены в папку-портфолио.

В ДОУ можно использовать следующие варианты:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Работа с педагогами

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2. Разработка положения опортфолио воспитанника ДОУ.

3. Создание презентации «Портфолио дошкольника

4. Проведение педсовета: утверждение положения, структуры портфолио.

5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.

6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ

Работа с детьми

1. Рассматривание образца портфолио.

2. Индивидуальная беседа с детьми.

3. Совместная деятельность по оформлению собственного портфолио

4. Презентация собственного портфолио среди сверстников

Взаимодействие с родителями

1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.

2. Консультативная помощь (беседы, памятки, опросники и т. д.)

3. Совместное создание портфолио своего ребёнка

План мероприятий для реализации проекта

1 этап подготовительный

сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г. Изучение литературы, периодической печати, интернет-ресурсов с целью сбора информации об инновационной технологии портфолио в работе с дошкольниками

Информирование педагогов ДОУ о проекте: подготовка материалов в электронном и печатном варианте.

Разработка проекта положения о портфолио воспитанника ДОУ, создание презентации, проведение педсовета.

2 этап основной

январь 2015 г. – апрель 2016 г.

Проведение тематических собраний, консультаций для родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио, индивидуальные беседы.

Проведение в ДОУ Дня открытых дверей, открытых занятий для родителей; экскурсий по детскому саду.

Оформление портфолио дошкольников.

Организация и проведение совместных праздников и развлечений:

Международный женский день

День защитника Отечества

Взаимодействие со школой: экскурсии в школу, проведение совместных мероприятий для детей: КВН, лего-конкурс.

День выпускника ДОУ

3 этап заключительный

апрель – май 2016 г.

Оформление отчетной документации;

Анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта

Размещение итогов реализации проекта на сайте ДОУ.

Семинар по преемственности дошкольного отделения и начальной школы Семинар Тема:«Обеспечение преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС. Преемственность, проблемы,.


государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается необходимость организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности, необходимость вовлечения родителей в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.

Но как организовать эту деятельность? Здесь на помощь к нам могут прийти информационные технологии. Для организации работы по проекту воспитатель может создать блог или сайт, на страницах которого рассказать родителям о теме, целях проекта, о том какова роль каждого в данном проекте, разместить интересные ссылки по теме проекта, итоговые работы детей.

На страницах этого сайта размещены портфолио учебных проектов, которые создавали воспитатели в ходе курсовой подготовки. Здесь так же можно найти список полезных ресурсов для организации проектной деятельности в ДОУ.

Одна из страниц посвящена знакомству с электронными образовательными ресурсами для проведения занятий в детском саду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Каменск-Уральский, Свердловской области



Воспитатель: Карпова О.Н.

Тип проекта: творческий .

Продолжительность: долгосрочный сентябрь 2016 - май 2020год.

Возраст детей: от 3 до 7 лет.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Вступление:

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Цель проекта – создание портфолио дошкольника.

Задачи – определить форму и содержание портфолио;

- привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию

по оформлению портфолио;

- активизировать взаимодействие в системе « педагог-ребёнок- родитель;

- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.

Проект реализовывался в три этапа.

1 этап: подготовительный - выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио.

2 этап: реализационный – заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями.

3 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Результат: - повышение уровня самооценки, самостоятельности

и активности детей;

- создание портфолио дошкольника;

Дальнейшее развитие проекта: ведение портфолио в школе.

Актуальность

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

1.4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам пред профильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Каким будет портфолио?

Поймет! Уже 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:

- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

- Портфолио традиционное, в виде папки.

Условия достижения цели при создании Портфолио

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

2. Использование Портфолио в ДОУ

Возможно ли использование Портфолио в дошкольном учреждении?

Чаще всего в ДОУ используются:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

3. По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

портфолио-собственностъ (собирается для себя);

портфолио-отчет (для преподавателя).

4. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Алгоритм работы над портфолио

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

Определить вид портфолио.

Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

Что же касается портфолио для учеников младших классов, этот проект пока находится в стадии эксперимента. Его основная цель направлена не столько на результаты и достижения, сколько на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах и ответственности.

Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должен помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.

Критерии оценивания

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:

- творческий подход к оформлению;

- интерес и желание ребенка;

- значимость для ребенка, его родителей, педагогов.

3. Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Читайте также: