Положение об учебном плане школы по фгос

Обновлено: 04.07.2024

В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.

Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих частей:

  • структура четвертей, триместров и иных учебных промежутков, их длительность, каникулярный период;
  • полный перечень изучаемых предметов;
  • отдельные списки предметов по годам обучения;
  • указание на то, какие дисциплины являются обязательными, а какие – дополнительными;
  • распределение времени, отведенного на каждый предмет в каждом классе, по неделям и годам.

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.

Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Основные педагогические требования к учебному плану

Эффективный учебный план – это документ, который:

  • проектируется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям обучения в образовательных организациях;
  • предоставляет возможность овладеть государственным и родным языками, учитывает количество уроков, которые на них выделяются (на каждый год обучения);
  • предусматривает возможность добавления учебных программ, ориентированных на дополнительные образовательные потребности учеников, например, этнокультурные.

В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.

Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:

— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);

— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).

изображение

Из содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.

2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.

3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.

Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план:

  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.

Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Локальные акты в школе разрабатываются на основе нормативно-правовой базы, пржде всего ФЗ "Об образовании в РФ", Устава ОО.

Директор ________ С.А.Курий

Положение об индивидуальном учебном плане

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение об индивидуальном учебном плане (далее – положение) разработано в соответствии:

1.1.1. С нормативными правовыми актами федерального уровня:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации") (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47);

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п. 19.3);

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (п. 18.3.1);

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (п. 18.3.1);

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее – СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осущесьвляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.10.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осущесьвляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ" (с 01.09.2016 г.).

1.1.2. C документами образовательной организации:

Основной образовательной программой начального общего образования;

Адаптированными общеобразовательными программами начального общего, основного общего образования для обучающихся ОВЗ;

Образовательной программой основного общего, среднего общего образования.

1.2. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана (далее – ИУП).

1.3. Под ИУП понимается учебный план, обеспечивающий освоение основной образовательной программы соответствующего уровня образования (далее – ООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.

1.4. ИУП является составной частью ООП соответствующего уровня образования и призван:

обеспечить развитие потенциала молодых талантов и мотивированных учащихся,

обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

обеспечить освоение основной образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации;

1.5. Обучение обучающихся по ИУП есть вид освоения обучающимися основных общеобразовательных программ соответствующего уровня образования самостоятельно (при поддержки тьютора, под контролем педагога) с последующей аттестацией согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.

1.6. Требования, предъявляемые к ИУП следующие:

1.6.1 ИУП разрабатывается на уровень образования (перспективный ИУП) и (или) учебный год (текущий ИУП) и должен содержать:

обязательные предметные области и учебные предметы соответствующего уровня общего образования;

учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), выбираемые учащимися и (или) родителями (законными представителями);

внеурочную деятельность в финансируемом объеме.

1.6.2.Реализуется в полном объеме согласно расписанию, при необходимости с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ.

1.6.3. ИУП реализует право обучающихся на получение образования в объеме, установленном стандартами общего образования соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СанПиН -2.4.2.2801-10.

1.7. ИУП разрабатывается и утверждается не позднее 1 сентября нового учебного года или при наличии объективных причин по заявлению родителей (законных представителей) не позднее 1 ноября текущего учебного года.

1.8. ИУП является самостоятельным и (или) в составе ООП соответствующего уровня образования направлением внутришкольного контроля в соответствии с планом работы образовательной организации, в иных случаях – других видов контроля (оперативного, внешнего и т. п.).

1.9. Положение об ИУП разрабатывается педагогическим советом, в соответствии с порядком, предусмотренным частью 2–3 статьи 30 Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Трудовым кодексом РФ и др., проходит процедуру принятии с Управляющем Советом школы, утверждается руководителем образовательной организации.

1.10. В настоящее положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.

II. Цели, задачи ИУП

2.1. Основной целью реализации ИУП является удовлетворение образовательных потребностей и поддержка молодых талантов, мотивированных учащихся, детей с ОВЗ, иных обучающихся посредством выбора оптимального набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм обучения, темпов и сроков их освоения.

2.2. Достижение основной цели ИУП при осуществлении основной деятельности обеспечивается через решение следующих целей реализации ИУП:

2.2.1.Создание условий для реализации ООП соответствующего уровня образования для обучающихся, выразивших желание:

ускоренного освоения образовательных программ;

достижения высоких результатов по направлениям развития личности (спортивное, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое и др.);

предпрофильной подготовки, самоопределения обучающихся в выборе будущей профессии;

достижение творческих успехов (участие в конкурсах регионального, всероссийского, международного масштаба);

освоения образовательных программ соответствующего уровня для обучающихся, имеющих трудности в обучении.

2.2.2.Установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, в том числе детей с дезадаптацией, неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, для детей имеющих ограничения по здоровью.

2.3.Основными задачами ИУП являются (представлен избыточный перечень):

поддержка молодых талантов и мотивированных обучающихся;

поддержка детей с ОВЗ;

поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования;

обеспечение доступа к дополнительному образованию детей с дезадаптацией в рамках большого коллектива, детей, имеющих ограничения по здоровью;

реализация предпрофильной подготовки обучающихся;

организация профильного обучения на уровне среднего образования;

ранняя профилизация обучения.

2.4. Основными принципами ИУП являются:

III. Структура и содержание ИУП

3.1. Структура ИУП определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований стандартов соответствующего уровня общего образования.

3.2. Содержание ИУП соответствующего уровня общего образования должно:

обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования;

соответствовать направленности (профиля) образования образовательной организации;

отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ;

отвечать требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта (при реализации);

соответствовать содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования;

отражать специфику и традиции образовательной организации;

удовлетворять запросы участников образовательных отношений.

3.3. Содержание ИУП начального общего образования определяется:

3.3.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами:

филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, второй иностранный язык);

математика и информатика (математика);

обществознание и естествознание (окружающий мир);

основы духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

физическая культура (физическая культура).

3.3.2. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми обучающимися и (или) родителями (законными представителями).

3.4. Содержание ИУП основного общего образования определяется:

3.4.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами:

филология (русский язык, литература, иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики);

естественно-научные предметы (физика, биология, химия);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

3.4.2. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми обучающимися и (или) родителями (законными представителями).

3.5. Содержание ИУП среднего общего образования определяется:

3.5.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами:

филология, включающая учебные предметы: "Русский язык и литература" (базовый уровень);

иностранные языки, включающая учебные предметы: "Иностранный язык" (базовый и углубленный уровни); "Второй иностранный язык" (базовый и углубленный уровни);

общественные науки, включающая учебные предметы: "История" (базовый уровень); "География" (базовый уровень); "Экономика" (базовый уровень); "Право" (базовый уровень); "Обществознание" (базовый уровень).

естественные науки, включающие учебные предметы: "Физика" (базовый уровень); "Химия" (базовый уровень); "Биология" (базовый уровень);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, включающая учебные предметы: "Физическая культура" (базовый уровень); "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень).

3.5.2.Интегрированными учебными предметами "Естествознание", "Обществознание", "Россия в мире", "Экология".

3.5.3. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми обучающимися и (или) родителями (законными представителями).

3.5.4. Индивидуальным проектом.

IV. Порядок формирования и утверждения ИУП

4.1. Порядок разработки ИУП включает следующее:

4.1.1. Основанием формирования ИУП является решение педагогического совета, закрепленное приказом по ОО "О формировании индивидуального учебного плана школы на 20__/__ учебный год", издаваемого в январе – феврале текущего учебного года или при наличии объективных причин по заявлению родителей (законных представителей) не позднее 1 ноября текущего учебного года.

4.1.2. При формировании ИУП начального общего образования:

осуществлять формирование ИУП из числа учебных предметов из обязательных предметных областей (см. п. 3.3.1.) на базовом уровне;

4.1.3. При формировании ИУП основного общего образования:

осуществлять формирование ИУП из числа учебных предметов из обязательных предметных областей (см. п. 3.4.1.) на базовом уровне;

4.1.4. При формировании ИУП среднего (полного) общего образования необходимо:

осуществлять формирование ИУП из числа учебных предметов из обязательных предметных областей (см. п. 3.5.1.) на базовом уровне;

содержать 9 (10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, в т. ч. общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности";

учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

4.1.5.Внеурочная деятельность дополняет и подкрепляет ИУП соответствующего уровня общего образования и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей).

4.1.6. Организационные процедуры, формирующие ИУП включают:

анкетирование обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) по выявлению индивидуальных образовательных запросов;

обработка и анализ полученной информации в течение 2 дней, по итогам которой заместитель директора по УВР готовит соответствующий документ на ИУП;

проведение при необходимости консультаций для обучающихся и (или) их родителей (законных представителей);

оформление заявления обучающимися и (или) родителями (законными представителями) по итогам обобщения информации;

обсуждение и утверждение педагогическим советом ОО проекта ИУП;

составление расписания с учетом нормативов допустимой учебной нагрузки (СанПин) и ресурсных возможностей образовательной организации.

4.2. Порядок утверждения ИУП предполагает следующие этапы:

4.2.2. Утверждение ИУП предполагает следующий порядок:

обсуждение проекта ИУП на заседании методического совета на предмет соответствия требованиям ООП, по итогам обсуждения готовится информационная справка о соответствии требованиям, предъявляемых настоящим положением к ИУП;

после обсуждения на заседании методического совета рассматривается и утверждается соответствующим приказом (см. п. 4.2.1.).

4.3. Педагоги, которые будут работать с обучающимися, реализующими ИУП, разрабатывают рабочую программу учебного предмета, курса, модуля (дисциплин) в соответствии с положением о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля (дисциплины).

4.4. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в ИУП включает следующее.

4.4.1. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в ИУП может быть:

заявление обучающегося и (или) родителей (законных представителей);

результаты промежуточной аттестации.

4.4.2. Внесение изменений и (или) дополнений в ИУП возможно:

по окончанию четверти (полугодия).

4.4.3. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в ИУП в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР, пройти соответствующие процедуры, предусмотренные настоящим положением и закреплены приказом по образовательной организации "О внесении изменений и (или) дополнений в основную образовательную программу (соответствующего уровня образования).

V. Финансовое обеспечение ИУП

5.1. Финансовое обеспечение ИУП осуществляется за счет бюджетных средств в рамках финансового обеспечения реализации основной образовательной программы соответствующего уровня образования.

5.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП, осуществляется согласно учебной нагрузке (тарификации).

5.3.ОО вправе привлекать внебюджетные средства на оплату труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП в порядке, установленном соответствующим локальным нормативным актом.

VI. Порядок реализации ИУП и его документационное оформление

6.1.Реализация ИУП является обязательным для обучающегося и регулируется настоящим положением.

6.2.Ответственный за расписание, составляет расписание, отвечающее совокупному объему учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учетом требований СанПин.

6.3.Оформление школьной документации (классного журнала, журналов элективных курсов, и т. п.) осуществляется в установленном порядке.

6.4.Группы сменного состава/группы/классы и т. п., сформированные в условиях реализации ИУП, утверждаются соответствующим приказом по ОО.

1.1. Настоящее положение составлено в соответствие с:

- Конституцией Российской Федерации;

- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ";

- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

- Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО);

- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы");

- Уставом МБОУ г. ___ СОШ № ___.

- основной образовательной программой начального общего образования и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ г. ___ СОШ № ___.

1.2. Рабочая учебная программа учителя (далее – рабочая программа) – это учебная программа, разработанная на основе примерной учебной программы или авторской программы учебно-методического комплекcа применительно к конкретному учебному предмету, конкретному классу школы.

1.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности, являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы школы.

1.4. Рабочая программа является локальным (предназначенным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей педагогической деятельности) документом образовательного учреждения, отражающим педагогические подходы, технологии и методику реализации основной образовательной программы школы в соответствии с действующими образовательными стандартами и учебным планом школы.

1.5. Рабочие программы разрабатываются каждым учителем самостоятельно на один учебный год для каждого класса на основе требований ФГОС или на основе авторской программы с учетом условий организации образовательной деятельности в школе и хранятся у учителей (в бумажном варианте) и администрации (в бумажном и электронном вариантах) в течение данного учебного года.

1.6. К рабочим программам относятся:

  • программы по учебным предметам обязательной части учебного плана;
  • программы по учебным предметам, курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
  • программы предметно-ориентированных курсов;
  • программы факультативных курсов;
  • программы элективных учебных предметов;
  • программы индивидуально-групповых курсов;
  • программы курсов внеурочной деятельности.

2. Цели и задачи разработки рабочей программы

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи рабочей программы:

- дать представление о практической реализации действующих государственных стандартов общего образования при изучении конкретного предмета (курса);

- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей основной образовательной программы образовательного учреждения, его учебного плана и контингента учащихся.

3. Функции рабочей программы и требования к ней.

3.1. Рабочая программа выполняет следующие функции:

- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, степень их трудности;

- процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания и объекты контроля.

3.2. Требования к рабочей программе:

- Учет основных положений примерной или авторской программы по предмету, курсу, требований к системе планируемых результатов, целей и задач образовательной деятельности, особенностей учебного плана корпуса.

- Наличие признаков нормативного документа (соответствие структуре).

- Конкретность представления элементов содержания образования.

4. Основные элементы рабочей программы

4.1. Основные элементы рабочей программы учебного предмета:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

4.2. Основные элементы программы курсов внеурочной деятельности:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

5. Структура рабочей программы.

5.1.Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; для внеурочной деятельности – результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание учебного предмета, курса; для внеурочной деятельности – содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; для внеурочной деятельности – тематическое планирование;
  • формы контроля и варианты его проведения;
  • календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса с указанием даты и количества часов, отводимых на освоение каждой темы (раздела, главы), которое является обязательным Приложением к Рабочей программе.

5.1.1.Титульный лист считается первым. На титульном листе (Приложение № 1 – для учебного предмета, Приложение № 5 – для курса внеурочной деятельности) указывается:

  • полное наименование образовательной организации в соответствии с Уставом;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы (с указанием даты и номера приказа директора);
  • название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа, в том числе курса внеурочной деятельности;
  • уровень обучения (ФГОС НОО или ФГОС ООО, в т.ч. базовый, углублённый, профильный);
  • указание класса, для которого предназначена программа;
  • сведения о прохождении программы (часы) с указанием количества лабораторно-практических и контрольных работ;
  • сведения об учебно-методическом комплексе;
  • фамилия, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;
  • категория учителя, составителя рабочей программы;
  • учебный год составления рабочей программы;

5.1.3 Содержание учебного предмета, курса, в том числе курса внеурочной деятельности. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой (определение количества часов на изучение тем (разделов, глав), структурную последовательность изучения тем, расширение содержания материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.), обоснование целесообразности внесения данных изменений (если имеются). Указываются формы организации занятий, основных видов деятельности.

5.1.4. Тематическое планирование

5.1.4.1. В тематическом плане раскрывается последовательность изучения тем с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

Пример таблицы тематического плана учебного предмета, курса, в том числе курса внеурочной деятельности:

Читайте также: