Положение об экспериментальной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

В этом материале описан опыт работы по экспериментальной деятельности в детском саду.

ВложениеРазмер
otchet_raboty_tolkunova_s.v.docx 64.39 КБ

Предварительный просмотр:

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М.Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность ( почему? зачем? как? что будет, если? ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.

Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.

4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой,Л.М. Менщиковой.

В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Формироватьдиалектическое мышление, т.е.способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  1. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальнойдеятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Сформированодиалектическое мышление, т.е.способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развитсобственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с педагогами.
  3. Взаимодействие с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

Организация опытно-экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
  • Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:

- соблюдение правил техники безопасности;

- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.

Свою работу по опытно –экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа;
  • неживая природа;
  • человек;

Живая природа: в данном направлении обращаю внимание на характерные особенностисезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.

II. Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

-консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;

- разработка единого тематического планирования;

- проведение интегрированных занятий;

Взаимодействие с семьей.

Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);

Работа с родителями осуществляется через проведение:

- дни открытых дверей;

Мониторинг проводится 3 раз в год по окончании каждого этапа обучения (ноябрь, февраль, май), с целью выявления уровня овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью.

Результаты диагностики по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностьюза 2014-2015гг (средняя группа).

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Положения об опытно – экспериментальной деятельности в системе образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1123;

1.2. Положение регламентирует нормативно – правовые отношения, связанные с реализацией инновационной деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №14 города Мценска /далее по тексту Учреждение/ :

- программы развития Учреждения;

- целевых проектов в рамках программ развитии Учреждения

1.3. Данное Положение определяет :

- порядок организации экспериментальной и инновационной деятельности на уровне деятельности Учреждения

1.4. Под экспериментальной деятельностью понимается - деятельность по разработке, апробированию, внедрению отслеживанию методик, технологий воспитания, развития, обучения, внесение принципиально важных изменений в ход и содержание воспитательно-образовательного процесса в Учреждении.

1.5. Под инновационной деятельностью понимается – деятельность по созданию, освоению и применению педагогических новшеств в Учреждении.

2. Основные направления и задачи экспериментальной и инновационной деятельности

2.1. Основными направлениями экспериментальной и инновационной деятельности Учреждения являются :

• освоение новых систем воспитания, развития, обучения дошкольников;

• разработка новых педагогических методик и технологий;

• апробация и внедрение новых форм, методов, приемов воспитания, развития, обучения дошкольников;

• поиск оригинальных схем организации управленческой и хозяйственной деятельности;

• разработка новых программ переподготовки кадров, ориентированных на изменение требований к качеству воспитания, развития и обучения дошкольников

• создать условия в Учреждении для реализации педагогических инициатив, направленных на повышение качества воспитания, развития и обучения дошкольников;

• способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности педагогов как основы в формировании компетентностного подхода;

• внедрять в практику деятельности Учреждения механизм выявления и развития творческого потенциала педагогов.

3. Порядок организации экспериментальной и инновационной деятельности

3.1. Экспериментальную и инновационную деятельность в дошкольном образовательном учреждении могут осуществлять педагогические работники Учреждения.

3.2. Для регулирования нормативно – правовых, финансово – экономических и содержательно – деятельностных отношений, возникающих в процессе экспериментальной и инновационной деятельности, авторы педагогических инициатив или инновационных проектов подают заявку на заседание Педагогического совета дошкольного учреждения.

3.3. Педагогический совет:

• формирует и рекомендует перечень основных направлений экспериментальной и инновационной деятельности на новый учебный год;

3.4. Инициативная /творческая/ группа Учреждения обеспечивает экспертизу инновационной деятельности, её актуальности, научной и практической значимости, правовой обоснованности;

4. Права и обязанности участников экспериментальной и инновационной деятельности

4.2. Авторы педагогических инициатив имеют право на защиту своих авторских прав.

4.3. Участники инновационной и экспериментальной деятельности несут ответственность за результаты деятельности.

4.4. Учреждение, имеющее статус ОЭП, имеет право в рамках проекта для реализации утвержденной программы работ:

• вносить изменения в цели, задачи, содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, систему воспитания;

4.5. Указвнные изменения осуществляются только в целях обеспечения наиболее эффективной реализации проекта и программы работ и не должны противоречить законодательству РФ, наносить ущерб здоровью, качеству и уровню воспитания, развития, образования дошкольников.

4.6. Участники инновационной и экспериментальной деятельности Учреждения обязаны :

• реализовать утвержденную программу в установленные сроки;

• обеспечивать в рамках проекта уровень и качество воспитания, развития и образования дошкольников;

• своевременно сдавать отчетные материалы в соответствии с календарным планов выполнения работ;

• своевременно информировать управление образования о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта, которые могут привести к невыполнению программы или календарного плана работ.

4.7. Участники инновационной и экспериментальной деятельности могут предоставлять достижения своей работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Новогодние поделки

Новогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
об инновационной деятельности

1. Общие положения



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г

2. Цель и задачи инновационной деятельности в ДОУ

2.1. Основной целью инновационной деятельности ДОУ является достижение высокой эффективности образовательной работы с воспитанниками на уровне современных требований через максимальную реализацию возможностей и образовательного потенциала ДОУ.
2.2.

  • способствовать формированию у педагогического коллектива инновационного мышления, восприятия и использование их в профессиональной деятельности, развивать способности адекватно воспринимать педагогические новшества;
  • формировать инновационный потенциал педагогических кадров ДОУ — совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которые выражаются в готовности совершенствовать педагогическую деятельность, вносить новые идеи, моделировать их в своей практической деятельности;
  • формировать необходимые для инновационной деятельности личностные качества (высокая работоспособность, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальные качества (использование новых технологий и методов обучения), аналитические способности;
  • мотивировать педагогов к нововведениям через формирование потребности: в повышении профессионального статуса в педагогическом коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность как специалиста, в расширении возможности профессионального самоутверждения и самореализации;
  • совершенствовать материально-техническую базу дошкольного образовательного учреждения за счет распространения инновационного педагогического опыта.

3. Приоритетные направления развития инновационной деятельности

3.1. Инновационная деятельность направлена на решение педагогическим коллективом определенных актуальных проблем, с целью обновления процессов обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС, развития ДОУ в целом.
3.2. Направления инновационной деятельности находятся в сфере изменения содержания образования и внедрения новых технологий обучения локального масштаба, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы, совершенствование учебно-методического, правового, финансово-экономического, кадрового обеспечения системы образования.
3.3.

  • обновления развития образовательной практики с целью выполнения муниципального заказа;
  • создание новых образцов образовательно-воспитательной практики (новые предметы, введение специалистов, предоставление дополнительных услуг);
  • разработка новых принципов, методов, средств, технологий, направленных на развитие творческих способностей личности, умственной деятельности;
  • освоение нового содержания дошкольного образования;
  • повышение качества дошкольного образования;
  • совершенствование здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений;
  • включенность ДОУ в лице наиболее творческих педагогов в разработку нового содержания воспитательно-образовательного процесса;
  • развитие систем инновационной деятельности, освоение новых форм контроля.

3.4. Приоритетные направления развития инновационной деятельности ДОУ могут изменяться в соответствии с годовыми задачами деятельности ДОУ.
3.5. Инновационный процесс определяет необходимость стратегического планирования и обоснования инновационных практик, социальным требованиям, кадровому потенциалу, уровню методического обеспечения, что позволяет реально планировать систему мероприятий, корректировать деятельность педагогов, соотносить полученные результаты с исходными условиями, анализировать развитие своей инновационной практики, и прослеживать собственную, индивидуальную траекторию развития. Осмысление индивидуальной траектории развития инновационной практики позволяет определить оптимальный механизм, с помощью которого осуществляется управление инновационной деятельностью.
3.6. Развивающаяся инновационная деятельность в масштабах ДОУ является важным компонентом системы непрерывного профессионального развития педагогов и повышения их профессиональной компетенции.
3.7. Эффективность внедрения новшества в практику определяется промежуточными результатами инновационной деятельности, через разработанную педагогами и проектной группой систему диагностики результатов, соответствующую педагогическим целям и задачам определенного этапа инновации, направленных на реализацию целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка.
3.8. Проектные, проблемные, творческие объединения педагогов в рамках реализации инновационной деятельности выполняют функции разработки и реализации нововведений по решению актуальных педагогических и управленческих проблем, а также способствуют консолидации единомышленников, стремящихся совместными усилиями оптимизировать собственную педагогическую деятельность.

4. Мотивация педагогов к инновационной деятельности

4.1. Моральное стимулирование: выдвижение для участия в профессиональных конкурсах на районном, городском, федеральном уровнях, повышение квалификации, участие в методических объединениях, мастер-классах, издание материалов инновационного опыта работы, систематическое обучение педагогических кадров через систему экспериментальной, методической работы в соответствии с их потребностями, проблемами, интересами.
4.2. Материальное стимулирование: система стимулирующих выплат педагогам- новаторам.
4.3. Педагоги, активно участвующие в инновационной деятельности ДОУ премируются в соответствии с Положением о премировании и материальной помощи в ДОУ.

5. Этапы инновационной деятельности в ДОУ

5.1. Диагностический этап (информационно-аналитическая функция). На основе результатов мониторинга обучения и воспитания выявить наиболее проблемные участки педагогической деятельности, требующие новых подходов к организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. На основе педагогического анализа деятельности педагогов выявить основные направления совершенствования профессиональной компетентности.
5.2. Этап выработки единых задач и установок (функция целеполагания). В выработанном направлении научного поиска сформировать общественное мнение педагогического коллектива, при этом необходимо, чтобы каждый педагог понимал важность решения конкретных исследовательских задач, исходя из общего направления работы.
5.3. Этап изучения проблемы (прогностическая функция). Глубокое изучение проблемы, анализ передового инновационного педагогического опыта, работа над ведущими научными идеями и самостоятельное применение этих идей на практике. Определение рамок возможности эффективного педагогического творчества.
5.4. Этап разработки и апробации (организационно-методическая функция). Разработка Программы экспериментальной деятельности в ДОУ и оказание помощи педагогам в организации научно-исследовательской работы, проведение мониторинга развития инноваций и на его основе корректировка экспериментальных проектов.
5.5. Этап гласности (коммуникативная функция). Организация и проведение общественных экспертиз продуктов экспериментальной деятельности ДОУ, широкое обсуждение промежуточных и конечных результатов.
5.6. Этап признания (стимулирующая функция). Представление результатов экспериментальной деятельности педагогической общественности. Распространение продуктов экспериментальной деятельности ДОУ.

6. Порядок разработки и реализации инновационной программы

6.1. Инновационная деятельность осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах.
6.2. Коллектив ДОУ может осуществлять инновационную деятельность по одному или нескольким направлениям
6.3.

  • обоснование актуальности инновации для ДОУ в части обеспечения целевой линии развития;
  • формулирование темы инновации;
  • определение миссии ДОУ, стратегических линий развития;
  • формулирование цели, задач, принципов;
  • создание содержательных модулей инновационной программы;
  • определение сроков и этапов инновационной деятельности (календарный план или график выполнения);
  • предполагаемый состав участников реализации инновационного проекта;
  • критерии и показатели, по которым будет определяться качество реализации проекта;
  • описание методического, учебно-нормативного и воспитательно-образовательного обеспечения;
  • результаты освоения программы;
  • прогнозирование дальнейшего развития.

6.4. Инновационная программа может включать в себя один или несколько инновационных проектов, которые представляет собой документальное оформление целей и задач инновационной работы, описание ее содержания, программы реализации и условий, необходимых для ее проведения.
6.5. Документы инновационной деятельности разрабатываются и представляются педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения в методический кабинет ДОУ.
6.6. Основанием для начала реализации инновационного проекта является приказ заведующего дошкольным образовательным учреждением о проведении инновационной работы.
6.7. Ход и результаты инновационной деятельности представляются и утверждаются на педагогическом совете ДОУ.
6.8. Общее руководство и решение организационных вопросов по реализации инновационных проектов возлагается на заместителя заведующего по методической работе (методиста/старшего воспитателя).
6.9. Эффективность внедрения новшества в практику определяется результатами инновационной деятельности. Оценка эффективности инновационной деятельности ДОУ основывается на принципах открытости и доступности и может осуществляться экспертами разных уровней: педагогический коллектив, администрация, представители структур управления образованием и др.
6.10. Результаты инновационной деятельности предоставляются в форме письменного анализа эффективности осуществляемой работы.
6.11.

  • завершения плановых сроков реализации инновационной деятельности;
  • выявления в ходе реализации проекта существенных недостатков в его нормативном, воспитательно-образовательном и методическом обеспечении, делающих невозможным достижение целей инновационной деятельности;
  • выявления в ходе проверки реализации инновационной деятельности нарушений актов законодательства и настоящего Положения.

6.12. Выходить с инициативой о прекращении инновационной деятельности может руководитель инновационной деятельности или педагогический совет ДОУ.

7. Документация и отчетность

  • инновационная программа (программа реализации инновации);
  • план работы на текущий год;
  • продукты инновационной деятельности (педагогические проекты, календарно-тематические планы, дидактико-методические, контрольно-диагностические разработки, методические рекомендации, информационные буклеты и иное);
  • анализ эффективности осуществляемой работы, подтвержденный результатами мониторинга знаний, умений, навыков воспитанников.

7.2. Анализ эффективности инновационной деятельности представляются заведующему в конце учебного года в виде отчета и приложений к нему.

8. Формы распространения инновационного опыта

Распространение иновационного опыта осуществляется в следующих формах:
8.1. Выступления на семинарах, педагогических советах, методических совещаниях в целях транслирования инновационного опыта по вопросам апробации инновации, обеспечивающей реализацию целевой линии развития ДОУ.
8.2. Оказание консультативной помощи педагогам в процессе подготовки и внедрения инновации.
8.3. Открытые занятия, мультимедийные презентации и другие педагогические мероприятия.
8.4. Публикация инновационных проектов на профильных интернет-сайтах, сайте ДОУ.

9. Финансирование инновационного проекта

  • местного бюджета;
  • средств спонсоров и физических лиц.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение об инновационной деятельности является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г



скачать: Инструкции для пищеблока (кухни)
Инструкции для пищеблока Школы, ДОУ, Столовой, Ресторана, Кафе. Обновление: 05.09.2021

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад комбинированного вида №321. Общие положенияНастоящее Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ (далее - Положение) разработано с целью определения общих условий и порядка организации опытно-экспериментальной деятельности, направленной на структурное и содержательное обновление системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.

Под опытно-экспериментальной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность ДОУ по разработке, апробированию и внедрению методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления учреждением, контроля качества образования, а также по другим направлениям, определяющими приоритеты государственной политики Российской Федерации в области образования.

ДОУ может быть присвоен статус опытно-экспериментальной площадки района, региона, РФ.

2. Основные направления опытно-экспериментальной деятельностиОсновными направлениями опытно-экспериментальной деятельности являются:

разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебников, учебно-методических, методических, учебно-лабораторных комплектов;

разработка и апробация новых механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования;

разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления образованием;

разработка и апробация новых средств обеспечения общественной поддержки программ развития образования в ДОУ;

апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения;

разработка и апробация новых образовательных услуг;

опытно-экспериментальная деятельность по актуальным проблемам образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения ДОУ.

ДОУ может осуществлять экспериментальные проекты по одному или нескольким направлениям опытно-экспериментальной деятельности, как по тематике, предложенной управлением образования района и региона, так и по самостоятельно избранным темам, если последние имеют существенное значение для обеспечения реализации перспективных задач развития образования.

Управление опытно-экспериментальной деятельностью

Общие вопросы организации опытно-экспериментальной деятельности возлагаются на старшего воспитателя ДОУ.

Старший воспитатель ежегодно в форме сводных отчетов подводит общие итоги результатов опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой ДОУ. Сводный отчет ежегодно представляется на педагогическом совете и утверждается заведующим ДОУ.

В случае положительной оценки результатов деятельности ДОУ в рамках опытноэкспериментальной работы учреждение организует их внедрение на уровне района, региона, РФ и международном.

Сроки опытно-экспериментальной деятельности

Реализация экспериментальной работы начинается в любое время учебного года, с учетом программы эксперимента, его целей и задач, исходя из принципов целесообразности, реалистичности.

4.2 Окончание экспериментальной работы осуществляется в любое время учебного года, с учетом программы эксперимента, его целей и задач, исходя из принципов целесообразности, реалистичности.

5. Права и обязанности педагогов ДОУ в рамках опытно-экспериментальной деятельности

Педагоги ДОУ имеют право:

озвучивать предложения о внесении изменений в цели, задачи и содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, педагогические методы и технологии, систему средств воспитания;

озвучивать предложения о совершенствовании системы управления образовательной организации;

осуществлять в случае необходимости и при наличии соответствующего обоснования отбор воспитанников в группы, участвующие в эксперименте;

вносить предложения по изменению формы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

публиковать результаты своих разработок, делиться педагогическим опытом.

Указанные права осуществляются только в целях обеспечения наиболее эффективной реализации опытно-экспериментальной работы и не должны противоречить законодательству Российской Федерации, наносить ущерб здоровью, а также уровню и качеству подготовки воспитанников, ограничивать права участников образовательного процесса.

Педагоги ДОУ обязаны:

реализовать утвержденную программу опытно-экспериментальной работы в установленные сроки;

- обеспечивать в рамках опытно-экспериментальной работы уровень развития воспитанников не ниже требований государственных образовательных стандартов;

своевременно сдавать отчетные материалы в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ;

своевременно информировать руководство о возникших проблемах, препятствующих реализации опытно-экспериментальной работы и которые могут привести к ее невыполнению.

6. Финансирование деятельности опытно-экспериментальной работы ДОУ.

6.1. Финансирование опытно-экспериментальной деятельности осуществляется из источников, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных уставом ДОУ.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Статья

Эксперимент или опыт – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Педагогическое руководство экспериментированием должно быть направлено на развитие и усовершенствование органов внешних чувств и на воспитание процесса представлений. Педагог должен включать в способность наблюдения запоминание наблюдаемого, умение отличать в наблюдаемом предмете, явлении существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычку делать из них правильные заключения, выводы.

Чтобы организационно-методический аспект опытнической деятельности был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования:

отбор содержания знаний; соответствие их с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню экологических знаний детей;

уровень готовности детей; необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которые будут осваиваться поисковым способом;

учёт пространственной организации наблюдений; отбор материала для эксперимента;

создание предметно-развивающей среды;

соблюдение правил по технике безопасности; охрана жизни и здоровья детей;

соблюдение структуры организации опыта.

Первое требование: учитывать специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, необходимо тщательно отбирать те разделы биологической экологии, которые могли бы служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.

Второе требование: уровень готовности детей. Организация опытов требует определённого уровня готовности детей. Необходимо, чтобы дошкольники имели запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способом. Поэтому задачи вводного этапа экспериментальной деятельности опираются на ранее проведённую предшествующую работу.

Третье требование: учёт пространственной организации наблюдений, отбор материала для экспериментирования. Ребёнок должен сам видеть объект и всё, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его вкус, запах.

Четвёртое требование: создание предметно-развивающей среды. Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания предметно-развивающей среды, которая позволяла бы обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей.

Пятое требование: педагог принимает меры для создания здоровых и безопасных условий проведения экспериментов. Обеспечивает безопасное состояние предметной обстановки, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещения.

Шестое требование: соблюдение структуры организации опыта.

Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать. Время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нём участвовать одновременно. Методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в завершении опыта. Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.

2. . Аброткина, А.Л. Готовим детей к школе [Текст]: из опыта работы дошкольных учреждений Кемеровской области /А.Л. Аброткина – ИУУ. Кемеровское книжное издательство, 1986. – С.13-21.

Читайте также: