Положение о проектной деятельности в доу в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:

  • Обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.
  • Формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.

На сегодняшний день работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

С целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Необходимо регулярно выделять время на проектное действие деятельности, создавать условия для презентации проектов.

С целью развития проектной деятельности педагоги должны:

  • создавать проблемные ситуации, которые инициирует детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
  • быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
  • поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
  • помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
  • в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
  • помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателя и детей.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проектирование или планирование;

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в дошкольном учреждении:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

* исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

* ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

* информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п.;

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

Другими признаками классификации являются:

1. состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) ;

2.продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

* развитие познавательных способностей;

* развитие творческого воображения;

* развитие творческого мышления;

* развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

* формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта.

Основные этапы метода проектов включают:

- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

* в каких источниках можно найти информацию;

* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

* с какими предметами научиться работать для достижения цели.

- Выполнение проекта - практическая часть.

- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

1.2. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

2. Цели и задачи

2.1. В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

2.2. Одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

2.3. Цель проектной деятельности - развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

2.4. Задачи проектной деятельности - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

2.5. Основные требования к использованию метода проекта :

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

2.6 Обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

2.7. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

2.8. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

2.8.1. Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

2.8.2. Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

2.9. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

3. Требования к проектной деятельности

3.1. Типы проектов (по Л. В. Киселевой) :

- Ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)

- Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)

- Иноформационно – практико – ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)

- Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст)

3.2. Виды проектов :

3.3. Продолжительность проектов :

- Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)

- Проект средней продолжительности (2—4 месяца)

- Долгосрочный проект (учебный год)

3.4. Технология проектной деятельности предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:

1). Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2). Разработка проекта — план деятельности по достижению цели :

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

• в каких источниках можно найти информацию.

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3). Выполнение проекта — практическая часть.

4).Публичное представление продукта проектной деятельности.

5). Подведение итогов.

3.5. Информационная карта проекта :

Тема проекта :

Цель проекта :

Задачи проекта :

Участники проекта :

Тип проекта :

по количеству участников:

Виды детской деятельности :

Обеспечение проекта :

Продукт проектной деятельности :

Презентация проекта :

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный (мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т. д.)

2 этап. Выполнение проекта

(примерная форма оформления)

дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование

3 этап. Результат (подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т. д.)

4. Организация работы

4.1. Педагогический Совет ДОУ утверждает план работы по организации проектной деятельности на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы.

4.2. Право разрабатывать проекты принадлежит любому педагогическому работнику ДОУ.

4.3. Для разработки проекта может быть сформирована творческая группа.

4.4. Автор проекта не позднее чем за 5 дней начала проектной деятельности предоставляет в методический кабинет информационную карту проекта.

4.5. Руководитель проекта утверждается Приказом руководителя учреждения.

4.5.1. Руководитель проекта :

осуществляет общее руководство программной деятельностью по проекту, контроль над исполнением сроков проекта и своевременно предоставляет информацию;

ведет переписку с третьими лицами по текущим вопросам деятельности по проекту;

осуществляет анализ результатов программной деятельности, составляет промежуточный и итоговый отчет;

осуществляет мониторинг деятельности по проекту;

анализирует ход реализации проекта;

отвечает за выработку и принятие решений по проекту;

выполняет другие, предусмотренные проектом полномочия.

4.5.2. Руководитель группы может быть отстранен за неэффективное руководство и нарушение сроков разработки проекта решением Педагогического совета. В этом случае разработка поручается другому лицу.

4.6. Разработчик проекта обязан по запросу Педагогического совета или в установленные сроки информировать членов педагогического коллектива о ходе выполняемых работ.

4.7. По окончании проектной деятельности в методический отдел предоставляется справка о мероприятиях, проведенных в рамках проектной деятельности не позднее 7 дней после окончания срока реализации проекта.

5.1. Контроль за организацией проектной деятельности в ДОУ возложена на старшего воспитателя дошкольного учреждения.

- Результаты реализации проектной деятельности хранятся в у автора проекта.

- Справка (отчетный документ) о реализации проектной деятельности хранится в методическом кабинете.

7. Заключительные положения.

7.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения руководителем учреждения.

7.2. Порядок проектной деятельности, существовавший до введения в действие настоящего Положения, после введения его в действие больше не применяется.

7.3. Настоящее Положение должно быть доведено до сведения всех педагогических работников ДОУ после его утверждения.

Технология проектной деятельности ДОО в соответствии с ФГОС ДО Воспитатель: Танзыкова Н. М. «Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу,.

Памятка для воспитателей по организации проектной деятельности Этапы проекта 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок.

Роль проектной деятельности в развитии дошкольников Роль проектной деятельности в развитии дошкольника С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который.

Социальное партнерство в ДОУ в проектной деятельности СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ДОУ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ребенок через нас взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать.

Технология проектной деятельности старший воспитатель Булгакова Н. В. МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо.

ВложениеРазмер
statya_proektnaya_deyatelnost_v_dou_v_ramkah_fgos.docx 27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рахманова С.А., воспитатель

г. Нижнекамск, МБДОУ №11

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В РАМКАХ ФГОС

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения. Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

1. максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

2. максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

3. минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

На сегодняшний день запросы, предъявляемые к дошкольникам, поступающим в 1-ый класс очень высоки. Почти все средние учебные заведения дети зачисляются согласно результатам тестирования. Уже недостаточно просто уметь читать, считать, различать времена года и знать название своей страны.

Следовательно, новая модель выпускника детского сада подразумевает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если ранее на 1-ый план выходила задача обучения стандартного члена коллектива с определенным комплектом познаний, умений и навыков. То в данный момент, стоит необходимость формирования осведомленной, общественно-приспособленной личности, способной ориентироваться в информационной среде, защищать собственную точку зрения, оперативно и конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. То есть упор идет на формирование качеств и социальную адаптацию.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Способность ребенка к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поэтому перед педагогом встает задача поиска такой формы детской активности, которая бы поддерживала детскую инициативу и реализовывала бы ее в социально значимых формах. Такой формой детской активности и развития познавательно-исследовательской деятельности является проектная деятельность.

Проект – последовательность взаимосвязанных событий – действий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого результата.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.

Наиболее содержательно и ярко в отечественной дидактике метод проектов развивался в теории и педагогической деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, М.М.Пистрака. Они понимали данный метод как форму организации жизнедеятельности, направленную на развитие личности ребенка. Педагогическая энциклопедия издания 1928г. определяет метод проектов как базирующуюся на прагматической педагогике форму организации обучения, основанную на том, что «сами учащиеся намечают себе те или иные практические задания (проекты) и в процессе их выполнения приобретают знания и умения.

Проектная деятельность считается проектной лишь в том случае, если прямое действие в той либо иной ситуации оказывается неосуществимым. В ходе проектной деятельности ребенок изучает разные варианты решения поставленной цели и задач, по конкретным аспектам выбирает наилучший метод решения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую; исследовательскую; нормативную.

Каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

1. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

2. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

3. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Целеполагание: создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Первый этап является этапом формулировки вопроса.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • Обращение за помощью к педагогу либо родителям. Взрослые выполняют вспомогательную функцию помогая дошкольнику, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта, но при этом должны помнить, что организатором проекта является сам ребенок.
  • Поиск источников информации;
  • Выбор предметов исследования (принадлежности, оборудование);

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – защита проекта. Ребенок готовит рассказ о проделанной работе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно-практика-ориентированные – дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Все больше ДОУ используют проектный метод в своей практике. Изучив методическую литературу по данной теме, познакомились с передовым опытом современных педагогов и пришли к выводу, что метод проектов эффективен и актуален для дошкольной педагогики, но использование его в развивающей работе нуждается в дальнейшей разработке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.2. Проект- это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов- система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий- проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой- то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы( техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Цели и задачи

Цель проектной деятельности- развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи проектной деятельности- предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Общие задачи развития,. специфичные для каждого возраста:

- обеспечение психологического благополучия для каждого возраста;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

2.3.1. Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию( ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ( вместе с педагогом);

- формирование начальных посылок поисковой деятельности (практические опыты).

2.3.2. Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной

беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

3. Требования к проектной деятельности

3.1.Основные требования к использованию метода проекта: в основе любого проекта

лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

3.2.Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки

педагога, сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей

познавательных и творческих навыков.

3.3. Продолжительность проектов:

- Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)

- Проект средней продолжительности (2—4 месяца)

- Долгосрочный проект (учебный год)

3.4.Технология проектной деятельности предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:

1) Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2) Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

• в каких источниках можно найти информацию.

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3) Выполнение проекта — практическая часть.

4) Публичное представление продукта проектной деятельности.

5) Подведение итогов.

3.5. Информационная карта проекта:

по количеству участников:

Виды детской деятельности:

Продукт проектной деятельности:

1 этап. Подготовительный (мониторинг знаний детей, анкетирование родителей,

изучение литературы, подготовка материала и т. д.)

2 этап. Организационный (планирование деятельности)

3 этап Выполнение проекта

(примерная форма оформления)

дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-

4 этап. Результат (подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются

итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т.д. Подготовка к

4. Организация работы

4.1. Педагогический Совет ДОУ утверждает план работы по организации проектной

деятельности на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы.

4.2. Право разрабатывать проекты принадлежит любому педагогическому работнику

4.3. Для разработки проекта может быть сформирована творческая группа.

4.4. Автор проекта не позднее чем за 5 дней начала проектной деятельности

предоставляет в методический кабинет технологическую (информационную) карту проекта.

4.5. Автор проекта:

- осуществляет руководство деятельностью по проекту в сроки, определенные

проектом и своевременно предоставляет информацию Педагогическому совету;

- осуществляет анализ результатов программной деятельности, составляет справку

- осуществляет мониторинг деятельности по проекту;

4.6. По окончании проектной деятельности автор предоставляет старшему воспитателю

справку (отчет) о мероприятиях, проведенных в рамках проектной деятельности не позднее 7

дней после окончания срока реализации проекта.

5.1. Контроль за организацией проектной деятельности в ДОУ возложен на старшего

воспитателя дошкольного учреждения.

6.1. Результаты реализации проектной деятельности хранятся у автора проекта.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения руководителем

7.3. Настоящее Положение должно быть доведено до сведения всех педагогических



Аннотация инновационного проекта

Тема : Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды дошкольного образовательного учреждения.

Идея наших проектов посвящена реализации ФГОС дошкольного образования в части формирования социокультурной среды дошкольного образовательного учреждения в ходе проектной деятельности.

Результатами данной деятельности стали:

  • - на уровне педагогов: изменение их ментальности, мотивации и ответственности за качество работы;
  • - на уровне воспитанников: личностное развитие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
  • - на уровне родителей: получение качественной образовательной услуги, изменение отношения к детскому саду.
  • - на уровне социальных партнеров: повышение имиджа детского сада, изменения его статуса в социуме.

Стратегическая цель проекта: повышение качества образования дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО через создания социокультурной среды дошкольного образовательного учреждения.


Конкретной целью является: создать в дошкольном образовательном учреждении социокультурную среду, ориентированную на духовно-нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.

В целях создания социокультурной среды, в ДОУ была разработана модель управления, которая основана на интегрированном проектном подходе. Структура проекта, таким образом, представляет собой единство управленческих, педагогических, социально-значимых проектов.

Приоритетные направления деятельности дошкольного образовательного учреждения являются:

1. Управление качеством дошкольного образования.

2. Интеграция проектов в пространство образовательного процесса.

3. Безопасность образовательного процесса.

4.Создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса, внедрение новых методов взаимодействия с семьей и социальными партнерами.

В ДОУ используется проектно-интегрированный метод управления, в связи с этим появляются обновленные службы, в направлениях работы появляются новые формы и технологии развития ДОУ.


В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото¬рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус¬матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока¬зать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; со¬вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея¬тельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности, преемственности образования, что несомненно актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах) .

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов .

Сборник Материалов межрегиональной научно- практической конференции "Реализация Стратегии развития воспитания в РФ: дискуссионное пространство", где представлена статья заведующей детский садом Зарубиной Н.Г. "Социокультурная среда как ведущий фактор воспитательного воздействия на воспитанников ДОО и ее формирование".

Сборник выпущен при поддержке Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ "Федеральный институт развития образования", под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента С.В. Кузьмина, г. Иваново.

(просмотр)

Презентация "Проектный метод в ДОУ"

Международная программа "Эко-школы/Зеленый флаг"

Программа способствует воспитанию подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем страны в целом) на путь устойчивого развития. Поэтому в официальном Меморандуме о взаимопонимании с UNEP (Экологической программой ООН) программа Эко-школы названа моделью образования для устойчивого развития.
По результатам работы вручается Зелёный флаг и Международный сертификат качества. Зелёный флаг – это престижный европейский символ, который присуждается ежегодно участникам программы по результатам отчетов. Наличие Зеленого флага указывает на то, что образовательное учреждение успешно выполнило условия программы и снижает свое воздействие на природу. Зачастую Зелёный флаг рассматривают как сертификат качества экологического образования в интересах устойчивого развития.


В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми- разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. У ребенка формируется активная позицию, желание изменить что- либо вокруг себя в лучшую сторону ( хотя бы не бросать мусор на улице). Ребенок понимает свою ответственность за состояние окружающей среды.

Читайте также: