Политическое сознание политическая идеология план урока

Обновлено: 06.07.2024

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Политическое сознание как форма общественного сознания.
2. Компоненты политического сознания:
а) знания;
б) убеждения и установки;
в) идеи;
г) стереотипы.
3. Уровни политического сознания.
4. Функции политического сознания:
а) регулятивная;
б) познавательная;
в) оценочная;
г) мобилизационная.
5. Политическое сознание и идеология.
6. Роль СМИ в формировании политического сознания.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Тема: Политическое сознание. Идеология.

Автор: Христофоров Игорь Геннадьевич

г. Мончегорск МБОУ лицей им. В.Г. Сизова

учитель истории и обществознания

Направление: обществознание.

Форма урока: урок-практикум.

Цель урока: способствовать формированию навыка гражданской идентичности.

Задачи урока:

- обучающие: закрепить у обучающихся представление о разных уровнях и способах организации сознания, о влиянии идеологии на поведение и сознание людей.

- развивающие: способствовать развитию умения публичного выступления, способствовать углублению формирования логического мышления, стимулировать формирование навыков работы в группах.

- воспитательные: развивать коммуникативные способности обучающихся, способствовать формированию менталитета личности в юношеском возрасте.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методические приемы: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительный, программированный, моделирующий.

Приемы работы: работа с предложенными понятиями, составление таблицы, составление силлогизма, синквейна, защита проекта, составление разноуровневых вопросов оппонентам, самоанализ работы на уроке.

Необходимое техническое оборудование: доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер с выходом в Интернет.

Основные понятия и термины: обыденное и теоретическое сознание, социальные санкции, идеология, ценность, силлогизм, синквейн, пропаганда.

Технологии, используемые на уроке:

В целях поддержки индивидуальности каждого ребенка и включения личностного опыта в образовательный процесс, в своей работе использую элементы современных образовательных технологий, т. к. отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях дополняют друг друга, обогащают выработанную систему обучения:

  • технология проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технология развития критического мышления.

Технология проектной деятельности - для формирования ключевых и предметных компетенций, индивидуализации и дифференциации обучения широко применяю индивидуальные и групповые проекты. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Информационно-коммуникативные технологии - использую электронные учебные пособия как наглядный материал (видеофильмы, схемы, таблицы, и др.) на различных видах уроков. Мультимедийные пособия использую для проведения практических работ по истории и обществознанию, предметных викторин, различных тренингов. Свободно владею навыками работы в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point. Использую данные умения и навыки при подготовке собственных мультимедийных уроков, электронных методических и дидактических пособий.

План урока:

  1. Введение.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формы современных идеологий. Проект.
  4. Социальные санкции и их формы.
  5. Составление силлогизмов, синквейнов.
  6. Защита проекта. Вопросы оппонентам.
  7. Подведение итогов.
  8. Оценка деятельности на уроке.
  9. Домашнее задание.

Структура урока:

  1. Учитель приветствует обучающихся, сообщает тему урока. Предлагает ученикам определить основную цель урока. Обучающиеся делятся на несколько рабочих групп по 4-5 человека в группе. Формируя рабочие группы, учитель дал возможность ученикам самостоятельно сформировать состав групп. Наиболее харизматичные обучающиеся сплотили вокруг себя одноклассников, с которыми наиболее комфортно и эффективно организовать рабочую группу. Обучающиеся выдвигают свои варианты цели урока.
  2. Учитель предлагает каждому из учащихся произвольно записать на доске основные идеологические ценности. Каждый из представителей групп, справившийся с заданием, приносит дополнительные баллы своей команде. В таблицу на доске могут быть занесены такие идеологические ценности, как: соблюдение традиций, семейные ценности, свобода личности, частная собственность, государственное регулирование экономики, социальное равенство, диктатура пролетариата, коллективизм, ревизионизм и т.д.

Обучающиеся группируют наиболее близкие им идеологические ценности в единую систему и выбирают одну из современных политических идеологий, наиболее соответствующую выбранным признакам.

  1. Учитель предлагает представителям групп защитить проект по следующему алгоритму:

А) определить признаки выбранной идеологии,

Б) доказать преимущества данной идеологии перед другими,

В) декларировать эффективность и жизнеспособность представленной идеологии,

Г) подготовить по одному вопросу для оппонентов.

4. Обучающиеся приступают к разработке проекта, учитель дает задание представителям каждой группы (по 1 человеку) задание по выявлению видов социальных санкций. Существуют следующие виды социальных санкций: формальные позитивные, неформальные позитивные, формальные негативные, неформальные негативные. Могут быть предложены следующие примеры для определения форм социальных санкций: лишение воинского звания, аплодисменты, фельетон в газете, расстрел, похвала, продвижение по службе, отличная оценка в журнал, анафема, остракизм, лишение специальных прав, премия, улыбка, отказ пожать руку, лишение свободы, вручение грамоты и т.д. Представители групп получают определенное количество баллов в зависимости от правильности и полноты ответа.

5. Учитель предлагает представителям групп (по 2 от каждой группы) составить силлогизмы и синквейны из выбранных терминов.

Синквейн - ассоциативный ряд, состоящий из пяти строк, предусматривает подбор 2 глаголов, 3 прилагательных или причастий, односложного предложения и существительного-синонима.

Силлогизм - логическая цепочка, обычно состоящая из трех строк, предусматривает вывод умозаключения из двух или нескольких суждений, не может состоять из отрицательных либо ложных суждений.

Обучающиеся реализуют алгоритм составления силлогизмов и синквейнов. Представители групп получают определенное количество баллов в зависимости от правильности и полноты ответа.

6. Учитель напоминает правила защиты проекта. Учащиеся производят защиту разработанного проекта, используя медиапрезентацию. Каждая из групп имеетправо задать вопросы своим оппонентам. Критерии защиты представлены на доске. Представители групп получают определенное количество баллов в зависимости от правильности и полноты ответа.

7. Учитель подсчитывает и объявляет количество баллов, набранных группами. Выявляет группу, наиболее успешно справившуюся с предложенными заданиями. Ученики сверяют количество набранных баллов, анализируют возможные ошибки. Алгоритм подсчета баллов представлен на доске. Победившей считается группа, набравшая наибольшее количество баллов.

8. Учитель предлагает учащимся произвести самооценку работы на уроке, исходя из объективных данных.

  • Определение идеологических ценностей.
  • Формы социальных санкций.
  • Участие в защите проекта.
  • Составление силлогизма, синквейна.
  • Предложенные вопросы оппонентам.

Обучающиеся, используя данные критерии, производят оценку каждого из членов группы и аргументировано озвучивают свое решение. Таким образом, каждый из учеников получает объективную оценку за работу на уроке.

Учитель предлагает ученикам записать домашнее задание по итогам урока. Параграф 16, написание эссе по закреплению понимания ключевого термина идеология и ее типов.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Обыденное и теоретическое сознание
  • Идеология
  • Современные политические идеологии
  • Роль идеологии в политической жизни
  • Политическая психология
  • СМИ и политическое сознание

Политическое сознание – это мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем, это образ политической действительности в сознании людей и их отношение к этой действительности.

1. Обыденное и теоретическое сознание

Обыденное политическое сознание формируется стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности; формируется отношение к политическим явлениям, политическим деятелям, возникает практический опыт, представления, эмоции, привычки.

1. Обыденное и теоретическое сознание

Идеолого-теоретическое сознание отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Оно является результатом квалифицированной профессиональной деятельности ученых, идеологов.

1. Обыденное и теоретическое сознание

Политическое сознание:

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности.

Идеолого-теоретическое сознание отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Оно является результатом квалифицированной профессиональной деятельности ученых, идеологов.

Политическая идеология - совокупность систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы с помощью политической власти или воздействуя на нее.

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения.

Мыслители в своих произведениях оценивали существующее положение с позиций определенного сословия, класса, той или иной социальной группы. И в интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определенные изменения. В таких произведениях излагалась система взглядов, идей, идеалов, которую принято называть идеологией, а ее создателей – идеологами.

Идеология предназначена для выражения и защиты интересов определенных субъектов политики, хотя идеология может включать в себя и научные знания. Ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под определенным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную ее картину.

Политическая идеология представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определенных ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса.

Воплощение идеологии - политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей.

Политическая идеология – это и учение, и программа, и ее претворение в политической практике.

3. Современные политические идеологии

Социалистическая идеология связана с многовековой мечтой угнетенных слоев об обществе социальной справедливости. Первоначально появилась в утопических проектах, содержавших идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и т.д. Первостепенное значение придавалось коллективному (общественному) началу.

3. Современные политические идеологии

Марксизм возник в середине 19 века (основоположники К.Маркс и Ф.Энгельс) – доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. Пролетариат совершит революцию и построит общество социальной справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм с господством общественной собственности, плановым хозяйством и распределением по труду.

3. Современные политические идеологии

Наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. оказали либеральные, консервативные, социалистические и фашистские идеологии.

Либеральная. Главная ценность - свобода личности (свобода экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности). В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях – равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни – свободу мысли и слова.

Консервативная. Была оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма – традиционализм, стабильность, порядок. Признаются естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоев. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма, интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида. Важнейшие ценности консерватизма – семья, религия, мораль.

3. Современные политические идеологии

Социал-демократическая (социал-реформизм) возникла на основе пересмотра положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. Современная социал-демократия полностью отказалась от марксизма. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы.

Главными ценностями демократического социализма являются свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики и социальных отношений. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение состояния окружающей среды.

3. Современные политические идеологии

Коммунистическая (ленинизм) - акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особая роль государства диктатуры пролетариата, руководимого коммунистической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Многие носители коммунистической идеологии в ряде стран разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями, другие сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления его противников.

3. Современные политические идеологии

Фашизм - идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как ко внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощенное в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение милитаризма, восхваление войны, которая должна вести к сплочению нации.

4. Роль идеологии в политической жизни

Политические партии используют идеологию как средство сплочения своих членов. Люди, придерживающиеся одной идеологии, становятся единомышленниками, в результате чего укрепляется их объединение в одной политической организации. Партии стремятся распространить свою идеологию среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, ее сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за нее на выборах.

4. Роль идеологии в политической жизни

Различные политические организации стремятся распространить в обществе или среди определенной части населения свои оценки прошлого и настоящего, свое понимание политической ситуации, свои представления о будущем.

Политическая пропаганда - это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, ее неприятия. Широко используется устная, наглядная (плакаты, карикатуры и т.п.).

В современной России Конституция (ст. 13) признает идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

5. Политическая психология

Политическая психология – это политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества и личности.

устойчивая часть: нравы, менталитет этносов, здравый смысл

Изменчивая часть: настроения, эмоции, переживания, ожидания.

Политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с институтами власти, т.е. на уровне обыденного сознания.

5. Политическая психология

Политологи выделяют роль политической психологии в политической жизни по ряду направлений:

Психология личности в политике (включая личность лидера);

Психология малой группы (взаимоотношений внутри группы и ее отношений с внешним окружением);

Психология больших социальных групп и национально-этнических общностей;

Психология масс и массовых настроений.

5. Политическая психология

Важным направлением является изучение восприятия населением политической информации, распространяемой по каналам телевидения и радио.

6. СМИ и политическое сознание

Роль СМИ в политической жизни:

6. СМИ и политическое сознание

Критика и контроль

Представление различных общественных интересов

Формирование общественного мнения

Мобилизация (побуждение) к определенным действиям

6. СМИ и политическое сознание

печатные издания (прессу - газеты, журналы),

средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.

В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования

их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

6. СМИ и политическое сознание

СМИ - инструмент управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.

6. СМИ и политическое сознание

6. СМИ и политическое сознание

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок познакомит учащихся с ролью средств массовой информации в политической деятельности, покажет особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, а также выработает практические рекомендации по противостоянию избирателя политическим манипуляциям с использованием СМИ.

Урок по обществознанию в 11 классе (базовый уровень)

Дата проведения: 21декабря 2016г.

1) познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию избирателя политическим манипуляциям с использованием СМИ;

2) развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – гуманитарных наук, работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч., неадаптированными), критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.

3) формировать отношение к влиянию СМИ на умы и сердца людей.

Оборудование: схемы, газеты и журналы, раздаточный материал, магнитная доска, презентация.

Тип урока: Урок – практикум

Продолжительность: 2 урока

Группа №1. Политологи.

Провести пресс – конференцию. (см приложение №2)

Группа №2. Политические маркетологи.

Группа №3. Социологи.

Группа №4. СМИ.

«Если вы заботитесь о своём пищеварении,…Боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет.

I. Организационный момент

Гражданское общество невозможно сформировать пока каждый гражданин не будет чувствовать свою ответственность за происходящее в стране, пока поиски причин экономических и политических неудач не будут связаны с действиями каждого члена общества. Мир не изменится без изменений внутри каждого из нас, а началом изменений может стать понимание происходящего вокруг. Каждый из вас рано или поздно станет избирателем. От того какой выбор вы сделаете и на чём этот выбор будет основан, зависит будущее всей страны.

Мы уже знакомы с политической идеологией и её основными видами.

Что такое идеология?

Какие типы идеологий вам известны?

Политическая идеология содержит взгляды социальной группы на политическую жизнь, а средством распространения идеологии является политическая пропаганда с помощью технических средств – СМИ.

Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Именно СМИ задают и тиражируют тот поток стереотипов, которыми мы руководствуемся за пределами профессионально близкой и хорошо знакомой нам сферы деятельности.

Так ли уж велика роль СМИ в политической жизни общества? Попробуем найти ответ на этот сложный вопрос.

- Переходим к изучению нового материала.


1. СМИ в политической системе общества:

а) пресс – конференция;

б) работа с оригинальным текстом.

2. Влияние СМИ на избирателя:

а) создание имиджа политического деятеля в СМИ;

б) проблема популизма.

4. Может ли человек противостоять СМИ?

II. Изучение нового материала

Многие исследователи решают для себя вопрос: насколько велико влияние СМИ на жизнь общества? Одни оценивают влияние СМИ как определяющее. Другие считают такую оценку преувеличением.

1. Что такое СМИ?

Работа с учебником – с. 292

2. Каковы функции СМИ? (Составить таблицу с. 293)

Критика и контроль

3. Проверка таблицы

4. Какие СМИ самые распространённые?

(Радио, телевидение, пресса)

Какие функции СМИ в беседах Рузвельта?

(информационная и мобилизационная)

1. Пресс- конференция (выступление группы 1)

1.2. Работа с текстом

Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам.

Ученики работают с текстом (экземпляры текста на столе у каждого ученика), отвечают на вопросы (см приложение №3)

В конце работы с текстом учитель снова обращается к ключевому вопросу урока и просит ответить – что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни

Презентация результатов исследовательской работы (выступление группы №2)

3. Заседание ученых – социологов. Социологическое исследование.

Презентация результатов (выступление группы социологов №3)

Часто, чтобы определить градус настроения в обществе, СМИ используют такой метод, как социологическое исследование. Среди ваших одноклассников был проведен анкетный опрос. Вот его результаты.

(Объясните личный выбор, коллективный выбор).

4. В редакции молодежной газеты.

Презентация работы группы №4. Может ли человек противостоять СМИ?

III. Закрепление материала.

Работа с магнитной доской. Учащиеся должны выстроить схему – соотнеся функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.





Первоначальный вид схемы. Окончательный вариант схемы.

IV. Подведение итога уроков.

- Предлагаю вам ответить на вопросы теста (приложение 7).

(Обучающиеся отвечают на вопросы теста).

-В начале урока мы познакомились с тремя высказываниями. Пришла пора выбрать одно – то, которое на ваш взгляд, наилучшим образом отражает ответ на ключевой вопрос урока.

Каждый ученик подходит к магнитной доске и делает выбор в пользу той или иной цитаты, заявленной в начале урока.



Вид конспекта ДО выбора учащихся. Вид конспекта ПОСЛЕ выбора учащимися.

Можно попросить нескольких учащихся обосновать свой выбор. Затем учащиеся работают с листами самооценки (если позволяет время, можно предоставить слово координаторам групп для подведения итогов работы).

Использованные источники и литература.

Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008.

Обществознание: Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л.В. Полякова – М.: Просвещение, 2008.

Электронное приложение к учебнику Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Виды работы на уроке

1. работал с учебником

2. работал с документами

3. осуществлял информационный поиск

4. задавал вопросы

5. участвовал в дискуссии

6. анализировал, делал выводы

8. составлял презентацию

Критерии оценивания

Современные российские политологи о средствах массовой информации

Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности.

Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.

Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков?

Примерные вопросы для пресс - конференции из зала:

Каковы особенности массовой информации?

Какие функции в политике выполняют СМИ?

Кто и как несет свободу слова в массы?

Существует ли правовая основа СМИ?

В каких отношениях состоят государство и СМИ?

7) Какую информацию по объему передают СМИ? Хорошо это или плохо?

8) Какие общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе своих тем и передач выявили исследователи массовой информации?

9) Чем радио отличается от телевидения в подаче информации?

10) Почему телевидение стало столь популярным в XX веке?

11) Как в СМИ отображается политическая жизнь нашего общества?

12) Оцените развлекательные программы СМИ.

13) Почему при огромной популярности телевидения и радио печатное слово не утратило своей привлекательности?

14) Что такое политическое манипулирование? Опишите его механизм.

15) Учитывается ли общественное мнение в ходе политических кампаний? Какую роль оно играет в ходе избирательных кампаний?

16) Может ли человек противостоять СМИ? Как? Предложите свои методы.

1.Каково влияние СМИ на жизнь общества?

А) предлагают нам готовые модели поведения, превращая общество в бездумную массу потребителей информации, которые прекращают думать и анализировать информацию, упрощая тем самым процесс манипулирования

Б) пытаются привить обществу систему общих ценностей

В) формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки.

Г) затрудняюсь ответить

2. Мой главный источник политической информации:

В) периодическая печать

Д) другие люди: родители, учителя, друзья.

Е) вообще не получаю политическую информацию, т.к. не интересуюсь ею.

3. В студенческой группе было высказано несколько точек зрения на отношения рядового гражданина к СМИ. Какая из них ближе лично вам?

А) к политической информации лучше не обращаться, поскольку она сбивает с толку и портит настроение.

Б) разобраться в политической информации под силу лишь немногим, поскольку это требует специальной подготовки.

В) не обращаясь к политической информации, невозможно выработать свою гражданскую позицию.

Г) другое мнение

4. Как вы считаете, влияет или не влияет политическая позиция владельца телеканала (радиостанции, газеты) на отбор политических новостей и комментарии к ним?

В) затрудняюсь ответить

1. Ищи информацию больше позитивную, чем негативную.

4.Обращение к статьям , имеющим аналитический характер, и другим публикациям, имеющим актуальное освещение политических событий, позволяет продвинуться от поверхностного представления о событиях к их более глубокому пониманию.

5. Иногда СМИ сипользуют метод манипулирования — им надо внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить чем-то их недовольство.

Беседы у камина Ф.Д.Рузвельта

Негромким, спокойным, разговорным тоном Франклин Рузвельт разъяснял своим слушателям, какие меры предпринимает правительство, чтобы гарантировать сохранность имеющихся частных вкладов в коммерческих банках и вновь сделать безопасной для своих граждан возможность хранить свои денежные сбережения на банковских депозитах. Поверив словам президента, американцы стали вновь возвращать свои деньги в банки. И когда в течение последовавших после выступления суток количество вновь открытых вкладов постепенно стало превышать количество закрытых, стало ясно, что кризис преодолен.

Читайте также: