Политический анализ и прогнозирование кратко

Обновлено: 06.07.2024

Нет единого мнения в экспертном сообществе и по соотнесению поли­тического анализа и политического прогнозирования. Одни считают их само­стоятельными областями политической науки, другие прогнозированию от­водят роль всего лишь одного из этапов политического анализа. Но, в незави­симости от представлений по схеме организации политической науки, по­строению политического прогноза всегда должен предшествовать много­гранный политический анализ.

Две мировые войны двадцатого века ввергли мир в кризис, который ак­туализировал развитие политической науки. Немалую роль в этом сыграли не только огромные человеческие и материальные потери, но и очевидно боль­шая роль руководителей государств в судьбоносных политических решениях предвоенного и военного времени. [91] Неимоверно высокой оказалось цена не­продуманных, необоснованных, неэффективных политических решений. По­этому политическая наука была призвана сформировать научную основу но­вой системы выработки и реализации политических решений.

В эти годы к политическому анализу широко привлекались инженеры, системные аналитики, математики, способные привнести в исследования формализованный стиль научного анализа и интегрировать в свою работу методы точных наук. Такого рода работы создавали новые научные направ­ления, опирающиеся на труды М.Вебера, К.Мангейма, Дж. Дьюи — осново­положников современных социально-политических наук.

В 60-е новый импульс использованию междисциплинарных методов придал процесс компьютеризации науки. У исследователей появилась возможность ана­лизировать большие объемы информации, рассчитывать более сложные модели и привлекать ранее практически нереализуемые междисциплинарные методы.

Разнообразное и широкое привлечение к политологическим исследова­ниям методов из других общественных наук даже стало обвинением полито­логии в отсутствии в ее методологическом арсенале собственных методов и техник анализа [92] .

Ставшие сейчас классическими междисциплинарные методы часто приносили с собой в политологию надежды на качественный скачок в эффек­тивности исследований, однако реальность нередко не оправдывала ожида­ний практиков. Осознание принципиальной ограниченности количественных методов, пришедшее после неудач в решении практических задач, привело к более обоснованному выбору их места в комплексных исследованиях. Со­временные широкомасштабные политологические исследования объединяют качественный и количественный анализы, потому что их взаимопроникнове­ние позволяет получать модели наиболее адекватные изучаемым объектам [93] .

Эффективность исследования комплексных проблем, новизна и обос­нованность результатов определяются возможностью сочетать преимущества неформальной качественной аргументации с достоинствами формализован­ных количественных выкладок. [95]

Вероятностный характер суждений о будущем приводит к необходимо­сти построения нескольких вариантов развития объекта или процесса.

Надо также понимать, что требование предсказать конкретное полити­ческое событие, сколь бы желанным она не было, является ненаучным. Не­приятие такого положения многими реальными политиками является резуль­татом их заблуждения о том, что наука должна давать ясные, определенные оценки. Однако, в силу своей ответственности за получаемые результаты и выводы, наука как раз и не дает однозначных предсказаний.

условий, при которых происходят изменения в системе и какого рода изме­нения могут иметь место в системе. [99]

« — любой перечень начальных условий или причин, который мы вы­страиваем для детерминистского вывода о будущих следствиях, является принципиально неполным;

— одна и та же причина может порождать неодинаковые следствия (многовариантность событий в точках бифуркации);

— множество процессов связаны друг с другом не причинно­следственной связью, а отношениями дополнительности; они существуют как бы в параллельных, несоприкасающихся пространствах;

Из этих положений, звучащих как факты, на которые не может ответить старая теория, делается очень важный вывод для нашего исследования.

Интересный взгляд на функции прогноза и влиянии общества на их вы­бор высказывает А.С.Панарин. «Прогнозирующий политолог оперирует дву­мя типами информации: дискриптивной - описательной . и прескриптивной - предписательной, или рецептурной. . Иными словами, политический про­гнозист выступает не столько в роли традиционного прорицателя или проро­ка, сколько в роли технолога, показывающего при каких именно условиях и с помощью каких средств может быть достигнуто то или иное состояние жела­тельного будущего.

Поэтому на состояние прогностической теории влияет не только разви­тость информационных технологий, но и уровень нравственной и ценностной мобилизованности общества. Если общество пребывает в состоянии аномии и ценностных шатаний, то подавляющее большинство населения не пред­ставляет, чего оно хочет. . Следовательно, надо различать политический прогноз, адресованный мобилизованному субъекту, и прогноз, касающийся тех обществ, которые пребывают в состоянии пассивного объекта.

Обращение к сценарным методам в исследованиях по политической проблематике определяется следующими особенностями этих проблем:

• они не имеют ясного определения;

• правильность их решения не может быть доказана теоретически;

• ни одно из предлагаемых решений проблемы не гарантирует достижения ожидаемого результата;

• решения проблем очень редко бывают одновременно и самыми лучши­ми, и самыми дешевыми;

• адекватность решений трудно измерить в категориях общего блага;

• невозможно измерить объективно справедливость решений 2 .

Базовыми постулатами интуитивно-логических методов, к которым от­носится построение сценариев, являются следующие положения: 1) для про­гнозирования необязательно понимать и полностью объяснять настоящее и [108] [109] [110] будущее; 2) помимо выводов которые эксперт может обосновать, он распола­гает и может оперировать долей невербализованных знаний.

Из невербализованных знаний, граничащих с интуитивными ощуще­ниями могут рождаться очень маловероятные сценарии, которые в оконча­тельных выводах приносятся в жертву нескольким главным, наиболее веро­ятным. Однако, есть исследователи, например, Кан Г. [111] , которые не считают такой подход целесообразным и подчеркивают большую значимость малове­роятных сценариев. Такие сценарии, по его мнению, полезны в методологи­ческом аспекте, так как помогают разрушать как экстраполяционное мышле­ние, так и поверхностные исторические аналогии. Кроме того, ведь малая ве­роятность события не означает невозможность реализации в будущем имен­но его. Поэтому ориентация на критерий вероятности далеко не всегда помо­гает сделать правильный выбор варианта развития ситуации.

Значимые события истории обычно не рождаются на пустом месте. Они подготовлены ходом разнообразных процессов и потому, по совокупности индикаторов хотя и могут предчувствоваться, но весьма плохо прогнозиро­ваться. Основная трудность предвидения состоит в сложности оценки чело­веческого фактора, очень значимого в политике. Так, Г. Бревер к специфиче­ским трудностям политического анализа относил влияние личностных цен­ностей и представлений в отношении будущего [112] .

Вопросы, которые следует рассматривать при анализе политических составляющих, сложны и многообразны, - это, например, значение случая в политике; оценка роли личности в конкретном историческом процессе; осо­бенности поведения массового сознания и возможности управления им и т.п. Даже учет только некоторых из них дает богатую структуру разветвлений возможного будущего, для построения которой необходим системный анализ и использование междисциплинарных методов.

Выводы по параграфу

Научное предвидение единичных политических событий невозможно без системного анализа логики развития процессов, которые его порождают. Поэтому наиболее естественной формой прогнозирования являются ком­плексные сценарии развития ситуаций, где каждому варианту приписана ве­роятность его реализации.

В силу ряда особенностей экономических и политических объектов ис­следования, неэффективным и нереализуемым является стремление получить наиболее адекватное описание реальности через учет большого количества факторов. Поэтому в практике построения прогнозов появились подходы, объявляющие его главной целью предсказание потенциальных кризисов.

При таком прогнозировании необходимо творчески сочетать количест­венные и качественные методы анализа, базирующиеся на применении со­временных компьютерных технологий.

В современном глобальном мире, проходящем через период структур­ных изменений, комплексные прогнозы могут помочь выстраиванию эффек­тивных стратегий преодоления кризисов и достижения желаемого будущего.

Под прогнозом в науке понимается вероятностное, научно обоснованное суждение о будущем. Именно вероятностный характер прогноза и его научная обоснованность отличает данный вид знания от других форм предвидения. Последнее включает в себя любые способы получения информации о будущем, в том числе, например, астрологический.

Прогнозирование развивается сегодня в рамках как отдельных сфер (прогнозирование погоды в метеорологии, динамики валютных курсов в экономике и т. д.), так и междисциплинарного направления. Второй вектор развития связан со значительной методологической и методической общностью подходов к разработке прогнозов в разных отраслях научного знания. В то же время прогнозирование в каждой отдельной области обладает существенной спецификой, определяемой особенностями объекта прогнозирования. В политической науке основными объектами прогнозирования являются политическая система и политический процесс, а также их отдельные компоненты и субъекты. Соответственно, политический прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение о возможных состояниях политических систем, процессов и субъектов в будущем, о тенденциях их развития. Здесь мы отвечаем на вопрос: каким образом будет развиваться изучаемое политическое явление, процесс в течение определенного периода времени начиная с настоящего момента? В прогностике такой период называется периодом упреждения прогноза.

Если исследователь не определяет какое-то желаемое будущее состояние, а рассматривает альтернативы развития объекта прогнозирования, исходя лишь из действующих факторов и тенденций, не оценивая их с точки зрения благоприятности (желательности) для некоторого субъекта политики, — такое прогнозирование будет называться поисковым. Итак, политический прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение:

•о возможных состояниях политических систем, процессов и субъектов в будущем, о тенденциях их развития (поисковый прогноз);

• о возможных путях и сроках достижения заданного состояния политических систем, процессов, субъектов (нормативный прогноз).

Показать альтернативы политического развития, которые могут быть реализованы с той или иной вероятностью

Показать наиболее предпочтительные (или, наоборот, неблагоприятные) для заданного субъекта политики альтернативы развития

Выявить факторы, тенденции, возможные действия субъектов, влияющие на реализацию определенной альтернативы развития

Выявить факторы, тенденции, субъектов, на которые заданный субъект политики может оказывать влияние с целью реализации наиболее благоприятных альтернатив (или избежать наименее благоприятных исходов)

Таким образом, в прогнозно-политических исследованиях должны учитываться возможные эффекты обратной связи между продуцируемыми прогнозами и поведением объекта прогнозирования. В нормативном прогнозировании дополнительно необходимо обращать внимание на возможности использования таких эффектов для достижения определенных политических целей, т. е. политический прогноз может не только обслуживать процесс принятия решений, но и непосредственно выступать как фактор управления политическими процессами.

Например, не случайно Национальный разведывательный совет ^аИопа1 1п1еШ§епсе СоипсН) — организация при Центральном разведывательном управлении США — периодически публикует долгосрочные сценарные прогнозы развития политической ситуации в мире. Причем изначально эти данные являются секретными, на создание прогнозов тратятся многие миллионы долларов. Зачем в таком случае делать их достоянием гласности? Ответ легко найти в содержании самих прогнозов: все без исключения сценарии будущего развития мировой системы до 2025 г. предполагают сохранение лидирующей позиции США в политике и экономике. Таким образом, прогноз выполняет не только познавательную функцию — получение информации о возможных альтернативах развития, — но и управленческую — проектирование желаемого будущего и внедрение этого проекта в массовое сознание и сознание элит.

В то же время конечные цели прогностического исследования носят, как правило, прикладной характер. Это относится не только к нормативному прогнозированию, по определению ориентированному на того или иного политического актора и его интересы, но и — в значительной мере — к прогнозированию поисковому. Исследование альтернатив будущего развития политических событий практически всегда ориентировано или на то, чтобы повлиять на это развитие, или на то, чтобы подготовиться к благоприятным / неблагоприятным исходам, если возможности влияния ограничены. Сложно представить себе прогнозное исследование, выполняемое из чисто научного, академического интереса.

Итак, являются ли анализ и прогнозирование частями единого целого или же это самостоятельные направления в политической науке? И первое, и второе (но скорее первое, чем второе). У политического анализа и прогнозирования не просто много общего: политическое прогнозирование можно рассматривать как интегральную деятельность, синтезирующую все три уровня политического анализа: теоретический, прикладной и методологический; оно решает прикладные проблемы, активно используя методологию политического анализа и его теоретические результаты. Любое добросовестное прогнозное исследование, нацеленное в качестве объекта на сложную систему, будет иметь и теоретико-методологический, и теоретико-прикладной аспект. В то же время политическое прогнозирование располагает собственными, отличными от аналитических, методологиями и методиками.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Политический анализ и политическое прогнозирование

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Политический анализ и политическое прогнозирование

Политический
анализ
и политическое прогнозирование

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА2Политический анализ – совокупность различных ме.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
2
Политический анализ – совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений
Аналитические подразделения властных структур
Крупные исследовательские центры
Коммерческие аналитические центры
Средства массовой информации
СУБЪЕКТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
Основная задача политического анализа основываясь на конкретных целях и критериях, выделить те стратегии, которые имеют лучшие перспективы для улучшения социальных условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3 Метод предсказанийСопоставление формального статуса с реал.

3
Метод предсказаний
Сопоставление формального статуса с реальным обладанием властью
Метод использования хорошо обоснованных суждений очевидцев
Метод проблемного структурирования
Метод оценки
Метод контент-анализа
Метод рекомендаций
МЕТОДЫ
ПОЛИТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
КРИТИЧЕСКИЕ
ОБЛАСТИ
Природа стратегических политических проблем
Значение этих результатов для решения проблем
Результаты нынешнего и прошлого политических курсов
Существующие или новые альтернативы политических стратегий и их вероятные результаты
Альтернативы, которые должны фактически решить проблему

4Предварительный этап (мета-анализ.

4
Предварительный этап (мета-анализ
собственных знаний аналитика)
I этап анализ проблемы (сбор информации и анализ проблемы)
II этап анализ путей решения проблемы (выбор критериев оценки; спецификация альтернативных политических курсов; предсказание последствий альтернативных политических курсов, оценка последствий с точки зрения выбранных критериев)
ЭТАПЫ
III этап выработка рекомендаций по конкретным действиям и доведение их до клиента
Политический анализ представляет собой процесс, развивающийся в динамике и имеющий соответствующие стадии
2. Почти всегда лучше ответить неопределенно на вопрос, который был задан, чем ответить определенно на вопрос, ответа на который клиент не ждет
1. Аналитики с линейным мышлением должны использовать нелинейные стратегии исследования, а аналитики с нелинейным мышлением должны использовать линейные стратегии для представления результатов своих исследований
3. Хороший анализ вовсе не является несовместимым с неопределенностью
ПРАВИЛА ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

5 Формальный анализ издержек и выгод Качественный анализ издержек и выгодМ.

Формальный
анализ
издержек и выгод

Качественный
анализ
издержек и выгод
Многоцелевой
политический анализ
Модифицированный
анализ
издержек и выгод

Анализ соотношения между
затратами и эффективностью

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ6ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫГЛАВНАЯ.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
6
ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ
Материалистическая гносеология (познаваемость мира)
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Повышение эффективности и результативности принимаемых политических решений
Политическое прогнозирование – процесс разработки обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях настоящей действительности
Будущее заключено в настоящем, но только в возможности
Системное строение политической сферы общества
Избежать нежелательных результатов развития событий
Приспособиться к неизбежному
Ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ7Оперативные (до 1 месяца)Внутриполитические.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ
7
Оперативные
(до 1 месяца)
Внутриполитические (это прогнозы в сфере деятельности государства, партий, всех элементов политической организации общества)
Поисковые (определение возможных состояний политического явления в будущем, путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции)
Нормативные (определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования)
Внешнеполитические (это прогнозы в области международных отношений и внешней политики)
Краткосрочные
(до 1 года)
Среднесрочные
(до 5 лет)
Долгосрочные
(до 15-20 лет)
Дальнесрочные
(свыше 20 лет)
По срокам
ОСНОВАНИЯ
По областям политики
По проблеме

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ8АльтернативностиСистемности В.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА10Предпрогнозная ориентацияВыработк.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА
10
Предпрогнозная ориентация
Выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей
Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей
Построение исходной модели прогнозируемого объекта
Разбор (экспертиза) подготовленного прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдачи заказчику
Сбор данных прогностического фона
Построение серии гипотетических нормативных моделей объекта специальными методами прогноза
Построение динамических рядов показателей
Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза
Вновь предпрогнозная ориентация

Нет единого мнения в экспертном сообществе и по соотнесению поли­тического анализа и политического прогнозирования. Одни считают их само­стоятельными областями политической науки, другие прогнозированию от­водят роль всего лишь одного из этапов политического анализа. Но, в незави­симости от представлений по схеме организации политической науки, по­строению политического прогноза всегда должен предшествовать много­гранный политический анализ.

Две мировые войны двадцатого века ввергли мир в кризис, который ак­туализировал развитие политической науки. Немалую роль в этом сыграли не только огромные человеческие и материальные потери, но и очевидно боль­шая роль руководителей государств в судьбоносных политических решениях предвоенного и военного времени. [91] Неимоверно высокой оказалось цена не­продуманных, необоснованных, неэффективных политических решений. По­этому политическая наука была призвана сформировать научную основу но­вой системы выработки и реализации политических решений.

В эти годы к политическому анализу широко привлекались инженеры, системные аналитики, математики, способные привнести в исследования формализованный стиль научного анализа и интегрировать в свою работу методы точных наук. Такого рода работы создавали новые научные направ­ления, опирающиеся на труды М.Вебера, К.Мангейма, Дж. Дьюи — осново­положников современных социально-политических наук.

В 60-е новый импульс использованию междисциплинарных методов придал процесс компьютеризации науки. У исследователей появилась возможность ана­лизировать большие объемы информации, рассчитывать более сложные модели и привлекать ранее практически нереализуемые междисциплинарные методы.

Разнообразное и широкое привлечение к политологическим исследова­ниям методов из других общественных наук даже стало обвинением полито­логии в отсутствии в ее методологическом арсенале собственных методов и техник анализа [92] .

Ставшие сейчас классическими междисциплинарные методы часто приносили с собой в политологию надежды на качественный скачок в эффек­тивности исследований, однако реальность нередко не оправдывала ожида­ний практиков. Осознание принципиальной ограниченности количественных методов, пришедшее после неудач в решении практических задач, привело к более обоснованному выбору их места в комплексных исследованиях. Со­временные широкомасштабные политологические исследования объединяют качественный и количественный анализы, потому что их взаимопроникнове­ние позволяет получать модели наиболее адекватные изучаемым объектам [93] .

Эффективность исследования комплексных проблем, новизна и обос­нованность результатов определяются возможностью сочетать преимущества неформальной качественной аргументации с достоинствами формализован­ных количественных выкладок. [95]

Вероятностный характер суждений о будущем приводит к необходимо­сти построения нескольких вариантов развития объекта или процесса.

Надо также понимать, что требование предсказать конкретное полити­ческое событие, сколь бы желанным она не было, является ненаучным. Не­приятие такого положения многими реальными политиками является резуль­татом их заблуждения о том, что наука должна давать ясные, определенные оценки. Однако, в силу своей ответственности за получаемые результаты и выводы, наука как раз и не дает однозначных предсказаний.

условий, при которых происходят изменения в системе и какого рода изме­нения могут иметь место в системе. [99]

« — любой перечень начальных условий или причин, который мы вы­страиваем для детерминистского вывода о будущих следствиях, является принципиально неполным;

— одна и та же причина может порождать неодинаковые следствия (многовариантность событий в точках бифуркации);

— множество процессов связаны друг с другом не причинно­следственной связью, а отношениями дополнительности; они существуют как бы в параллельных, несоприкасающихся пространствах;

Из этих положений, звучащих как факты, на которые не может ответить старая теория, делается очень важный вывод для нашего исследования.

Интересный взгляд на функции прогноза и влиянии общества на их вы­бор высказывает А.С.Панарин. «Прогнозирующий политолог оперирует дву­мя типами информации: дискриптивной - описательной . и прескриптивной - предписательной, или рецептурной. . Иными словами, политический про­гнозист выступает не столько в роли традиционного прорицателя или проро­ка, сколько в роли технолога, показывающего при каких именно условиях и с помощью каких средств может быть достигнуто то или иное состояние жела­тельного будущего.

Поэтому на состояние прогностической теории влияет не только разви­тость информационных технологий, но и уровень нравственной и ценностной мобилизованности общества. Если общество пребывает в состоянии аномии и ценностных шатаний, то подавляющее большинство населения не пред­ставляет, чего оно хочет. . Следовательно, надо различать политический прогноз, адресованный мобилизованному субъекту, и прогноз, касающийся тех обществ, которые пребывают в состоянии пассивного объекта.

Обращение к сценарным методам в исследованиях по политической проблематике определяется следующими особенностями этих проблем:

• они не имеют ясного определения;

• правильность их решения не может быть доказана теоретически;

• ни одно из предлагаемых решений проблемы не гарантирует достижения ожидаемого результата;

• решения проблем очень редко бывают одновременно и самыми лучши­ми, и самыми дешевыми;

• адекватность решений трудно измерить в категориях общего блага;

• невозможно измерить объективно справедливость решений 2 .

Базовыми постулатами интуитивно-логических методов, к которым от­носится построение сценариев, являются следующие положения: 1) для про­гнозирования необязательно понимать и полностью объяснять настоящее и [108] [109] [110] будущее; 2) помимо выводов которые эксперт может обосновать, он распола­гает и может оперировать долей невербализованных знаний.

Из невербализованных знаний, граничащих с интуитивными ощуще­ниями могут рождаться очень маловероятные сценарии, которые в оконча­тельных выводах приносятся в жертву нескольким главным, наиболее веро­ятным. Однако, есть исследователи, например, Кан Г. [111] , которые не считают такой подход целесообразным и подчеркивают большую значимость малове­роятных сценариев. Такие сценарии, по его мнению, полезны в методологи­ческом аспекте, так как помогают разрушать как экстраполяционное мышле­ние, так и поверхностные исторические аналогии. Кроме того, ведь малая ве­роятность события не означает невозможность реализации в будущем имен­но его. Поэтому ориентация на критерий вероятности далеко не всегда помо­гает сделать правильный выбор варианта развития ситуации.

Значимые события истории обычно не рождаются на пустом месте. Они подготовлены ходом разнообразных процессов и потому, по совокупности индикаторов хотя и могут предчувствоваться, но весьма плохо прогнозиро­ваться. Основная трудность предвидения состоит в сложности оценки чело­веческого фактора, очень значимого в политике. Так, Г. Бревер к специфиче­ским трудностям политического анализа относил влияние личностных цен­ностей и представлений в отношении будущего [112] .

Вопросы, которые следует рассматривать при анализе политических составляющих, сложны и многообразны, - это, например, значение случая в политике; оценка роли личности в конкретном историческом процессе; осо­бенности поведения массового сознания и возможности управления им и т.п. Даже учет только некоторых из них дает богатую структуру разветвлений возможного будущего, для построения которой необходим системный анализ и использование междисциплинарных методов.

Выводы по параграфу

Научное предвидение единичных политических событий невозможно без системного анализа логики развития процессов, которые его порождают. Поэтому наиболее естественной формой прогнозирования являются ком­плексные сценарии развития ситуаций, где каждому варианту приписана ве­роятность его реализации.

В силу ряда особенностей экономических и политических объектов ис­следования, неэффективным и нереализуемым является стремление получить наиболее адекватное описание реальности через учет большого количества факторов. Поэтому в практике построения прогнозов появились подходы, объявляющие его главной целью предсказание потенциальных кризисов.

При таком прогнозировании необходимо творчески сочетать количест­венные и качественные методы анализа, базирующиеся на применении со­временных компьютерных технологий.

В современном глобальном мире, проходящем через период структур­ных изменений, комплексные прогнозы могут помочь выстраиванию эффек­тивных стратегий преодоления кризисов и достижения желаемого будущего.

Читайте также: