Поисково исследовательская деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Исследовательская деятельность учащихся

Что подразумевается под исследовательской деятельностью школьников? Исследовательская деятельность учащихся – это такая деятельность, в процессе которой учеником школы осуществляется самостоятельный поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и формируются умения, которые он применяет на практике.
Также, смотри: исследовательская деятельность в начальной школе


Осуществление самостоятельной исследовательской работы учеником возможно в том случае, если он владеет базовыми знаниями по исследуемой теме и имеет представление о ходе проведения поисково-исследовательской деятельности.

Приобретение навыков и умений проведения исследовательских работ способствует повышению образовательного уровня школьника и является трамплином для его успешного обучения в ВУЗе в будущем.

Для проведения исследовательского проектирования учащимися ставится творческая задача, решение которой им предстоит найти в ходе своей исследовательской деятельности.

Для точности полученного результата процесс творческого исследования осуществляется под руководством педагога, таким образом, приобретаемые учеником знания являются достоверными и хорошо уясняются.

Задачей проведения исследовательской деятельности среди учащихся школы является развитие у учеников творческих способностей и навыков исследования, воспитание целеустремленности. В ходе проведения поисково-исследовательских работ у ребенка формируется аналитическое, логическое и критическое мышление, формируется представление о будущей профессии.

Виды исследовательской деятельности

  • Реферативная
  • Экспериментальная
  • Проектная
  • Описательная
  • Исследовательская

Для написания реферата за основу берется сбор информации по выбранной теме и ее осуществляется ее представление в адаптированной форме. Для реферативной работы имеет значение достоверность информации и ссылки на первоисточники, в которых исследуемая проблема освещена более емко.

Во время проведения экспериментальных исследовательских работ основное внимание уделяется иллюстративному проведению эксперимента, уже существующего в науке, и его описанию. Ученик может дать свою трактовку полученного результата, ссылаясь на условия, в которых был проведен эксперимент.

В проектные работы (исследовательские проекты и исследовательские работы) входит прогнозирование результата решения проблемы исследования и приводится описание этапов его достижения.

Описательные работы предполагают описание процесса наблюдения за явлением, действием или развитием чего-либо. Для работ такого плана характерно выделение новизны исследования.

Работы учащихся, в ходе которых был самостоятельно получен экспериментальный материал и проведен анализ информации об исследуемом явлении, называются исследовательскими.

План проведения исследовательской деятельности

1. Выбор темы, выделение проблемы и формирование задач исследования .

2. Изучение теоретической информации по проблематике своего исследования в библиографических источниках.

4. Применение на практике разных методик исследования.

5. Сбор, анализ и обобщение своего материала, полученного в результате опытов.

6. Подведение итогов исследовательской деятельности

7. Оформление исследовательской работы в письменном виде.

8. Публичное выступление с докладом о проведенной исследовательской деятельности.

Проведение исследовательской деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций является современным методом образования, позволяющего развить личностные и исследовательские способности ученика, выработать у него мотивацию к саморазвитию и стремление к приобретению новых знаний.






II. Инструментальный этап. Выяснение возможностей решения проблемы может проходить по следующей схеме:
1. Запись всех желаний без критики и ограничений.
2. Определение временной сетки. Если всё, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближайшей перспективе. Если цели и желания относятся к отдалённому времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.
3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4. Проверка ребёнком сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.
5. Составление списка ресурсов для достижения цели.
6. Составление списка ограничений на пути к цели.
7. Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: Как я узнаю, что достиг результата? Как другие узнают, что я достиг результата? Как я докажу скептику, что достиг результата?
8. Определение союзников, т.е. тех, кто поможет достичь поставленной цели.
9. Определение стратегии деятельности (реализовывать через совместные или индивидуальные действия), распределение ролей.
Планирование исследования представляет собой составление пошагового плана достижения цели с записью в дневник экспедиционного отряда. Это может быть и построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц.
На этом этапе происходит выбор адекватных предмету исследования методов, т.е. способов достижения цели. Это могут быть: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (праксиометрические, моделирование, психодиагностические, биографические, обсервационные, экспериментальные), интерпретационные (структурный анализ, генетический анализ), обработки данных.




Сфера образования сегодня относится к числу государственных приоритетов. Сохранение и развитие отечественной науки, культуры, укрепления государства напрямую зависят от образованности общества.

Современные требования к отечественному образованию обусловлены происходящими в нашей стране и в мире масштабными и динамическими социальными изменениями, затрагивающими почти все стороны общественной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ориентируют на придание отечественной системе образования новых качественных характеристик.

Развитие системы, как известно, осуществляется через инновационный процесс, то есть через процесс разработки и освоения новшеств.

В системе российского образования в настоящее время активизировались процессы внедрения в школьную практику идей развития личности, гуманизации, гуманитаризации, демократизации, профессиональной направленности обучения, развития творческого потенциала учащихся, формирование поисково-исследовательской деятельности учащихся и другие.

Мы остановимся на одной из ведущих инноваций - формирование поисково-исследовательской деятельности обучающихся, которую можно рассматривать как стратегическое направление развития личности учащихся.

Успех поисково-исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается использованием в учебном процессе активных методов обучения, видами и формами заданий, умелым руководством учителя этой деятельностью.

Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений, навыков и усвоению способов умственной деятельности.

Исходя из положения, что без активной деятельности не может быть достигнуто полноценное сознательное усвоение знаний (причем деятельность ученика в процессе обучения - это учебная деятельность, составной частью которой является процесс познания), психологи убедительно свидетельствуют о том, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда учащиеся включаются в активную поисковую деятельность.

К основным дидактическим функциям поисково-исследовательской деятельности можно отнести следующие:

- функцию открытия новых (субъективно новым, неизвестных учащемуся) знаний (то есть установление существенных свойств понятий; выявление математических закономерностей; отыскание доказательства математического утверждения и т. п.);

- функцию углубления изучаемых знаний (то есть получение определений, эквивалентных исходному; обобщение изучаемых теорем; нахождение различных доказательств изученных теорем и т. п.);

- функцию систематизации изученных знаний (то есть установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т. п.);

- функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению (самообразованию, самореализации);

- функцию обучения учащихся способам деятельности, приемам и способам научных методов познания.

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся предполагает выполнение следующих этапов:

- мотивация учебной деятельности;

- постановка проблемы исследования; формулировка конечной и промежуточных целей выполнения исследовательского задания;

- анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу:

- планирование деятельности по выполнению эксперимента (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала;

- самостоятельное проведение эксперимента;

- систематизация и анализ полученного фактического материала;

- подтверждение или опровержение гипотезы;

- оформление хода выполнения задания и полученных результатов;

Очевидно, что различные виды поисково-исследовательской деятельности имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.

Проведенный нами анализ процесса усвоения математических знаний показывает, что поисково-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:

а) выяснении существенных свойств понятий или отношений между ними;

б) установлении связей данного понятия с другими;

в) ознакомлении с фактом, отраженным в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы;

г) обобщении теоремы;

д) составлении обратной теоремы и проверке ее истинности;

е) выделении частных случаев некоторого факта в математике;

ж) обобщении различных вопросов;

з) классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики;

и) решении задач различными способами;

к) составлении новых задач, вытекающих из решенных задач;

л) построении контрпримеров и т.д.

Для формирования исследовательских умений целесообразно использовать задачи следующих типов: задачи, развивающие умение ставить цели работы; задачи, развивающие умение анализировать условия заданной ситуации; задачи, развивающие умение выдвигать и обосновывать гипотезы; задачи, развивающие умение планировать решение проблемы; задачи, развивающие умение критически анализировать результат.

Приведем более детальную классификацию учебно-творческих задач, которые следует использовать для организации поисково-исследовательской деятельности: задачи с явно выраженным противоречием; задачи с деформированной информацией; задачи на прогнозирование; задачи на оптимизацию; задачи на обнаружение ошибок, на проверку результата, на оценку результата и процесса; задачи на разработку алгоритмических предписаний; задачи на конструирование; логические задачи и др.

Условиями, способствующими активизации поисково-исследовательской деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в классе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; целесообразная организация структуры учебного материала; вооружение учащихся рациональными приемами учебно-познавательной деятельности; формирование положительной мотивации и внутренних стимулов к учению; привитие интереса к изучаемому объекту; систематическое осуществление личностно-ориентированного и деятельного подходов к обучению; сочетание различных методов, способствующих развитию творческого мышления учащихся; ориентация на продуктивное получение результатов; креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий и др.

1. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 456 с.

2. Далингер В.А. О тематике учебных исследований //Математика в школе. - №9. - 2000. - С. 7-10.

3. Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 264 с.

Автор: Самарина Наталья Александровна

Населенный пункт: Красноярский край, г. Сосновоборск

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

В условиях реализации ФГОС процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.

  • в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная и исследовательская деятельность, так как призвана решать не только познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

Что сегодня понимается под «исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью?

В литературе, посвященной вопросам исследовательской деятельности, даны определение исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность — деятельность уча­щихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по про­ектированию собственного исследования, предполагающая выделе­ние целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирова­ние хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности, для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, что является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу.

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся [1, с.246]:

• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

• точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;

• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

• сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;

• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;

• выстроить доказательство и давать опровержение.

При написании исследовательской работы у учащихся развиваются умения:

• анализировать, систематизировать (анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);

• сравнивать (сравнение - это способ познания посредством установления сходства и различия);

• обобщать и классифицировать (обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков);

• определять понятия (понятие - это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);

• доказывать и опровергать (доказательство - это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели:

1. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

5. Учет возрастных особенностей младшего школьника.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Деятельность педагога должна быть направлена на формирование одной из важнейших (ключевых) компетенций личности ученика – исследовательской компетенции.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

• давать определения понятиям;

• делать выводы и умозаключения;

• доказывать и защищать свои идеи.

Где и как мы можем сформировать эти умения?

Существенно меняется роль учителя в учебном процессе.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики.

Необходимо использовать такие приёмы, которые будут способствовать развитию исследовательских умений. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций - важные приёмы для развития исследовательских умений.

Однажды беседовали два учителя. Один из них удивлялся:

— Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

Проблема – краеугольный камень любого исследования. Это вопрос, который требует изучения, разрешения. С определения проблемы собственно и начинается исследование.

Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Ученики овладевают новыми способами действий.

Проблемная ситуация содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Она специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения

-Может ли бабочка одновременно быть вредной и полезной растению?

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

-Что такое грибы-растения или животные?

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-Вулканы- друзья или враги человека?

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения)

В своей работе я также использую технологию критического мышления, которая представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком; умение пользоваться разными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение вырабатывать собственное мнение; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением способность брать на себя ответственность, умение сотрудничать и работать в группе.

На своих уроках я использую различные приёмы данной технологии.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их быть активным участником учебного процесса.

Например, перед началом зачитываю утверждения верные и неверные. Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, работы с текстом учащиеся возвращаются к данным, оценивают их достоверность.

А)Весной можно поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений.

Б)Весной нельзя поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу.

Ассоциативная таблица на стадии вызова также используется для активизации мыслительной деятельности учащихся и актуализации имеющихся знаний.

-Назовите ваши ассоциации со словом пустыня.

В начале изучения темы пустыня я предложила учащимся поразмышлять над смыслом текста:

Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Как увлекательны темы для изучения, но урок ограничен во времени, успеть бы пройти материал учебника.

Наше образовательное учреждение всегда было ориентировано на формирование у гимназистов широкого научного кругозора. Много лет в гимназии существует Научное Общество учащихся, членами которого являются ученики 5-11 классов. Последние 4 года первые шаги в серьезную науку делают и маленькие Академики, учащиеся начальной школы.

В своей практике исследования с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом.Учеников начальной школы интересуют различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны.

Цель : создание условий для исследовательской деятельности младших школьников в условиях Малой Академии Знаний.

  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска (умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи);
  • формировать у младших школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  • сформированность исследовательских умений учащихся;
  • успешное представление проектов и исследовательских работ на гимназической, городской, краевой НПК.

В работе группы используются следующие формы:

  • теоретический семинар,
  • круглый стол,
  • семинар-практикум,
  • научно-практическая конференция,
  • дни науки,
  • лекторий,
  • консультации

Для того чтобы сформировать исследовательскую компетентность обучающихся, необходимо сформировать её у учителей. Работа группы реализовывалась поэтапно. Сначала был проанализирован опыт прошлого года, выявлены положительные моменты и проблемные места. Например, проблему в классификации типов работ: реферат, исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа, их отличительных особенностей.

Были запланированы и проведены мероприятия для учителей:

Следующим этапом было планирование работы с учениками. Для участников Малой Академии Знаний и их родителей на каждой параллели начальной школы были проведены:

Библиографический список.

1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003, 204 с.

Читайте также: