Поисково исследовательская деятельность в младшей группе детского сада

Обновлено: 02.07.2024

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.

Экспериментирование – эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира.

Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

Цель: создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.

  1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я выделила этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

— младший дошкольный возраст (вторая младшая группа) : начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем) .

Исходя из этапов развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников, в группе создан уголок экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Также мы не забываем о безопасности опытов, поэтому перед началом экспериментирования мы обязательно вспоминаем правила безопасности.

В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности.

1.Целью познавательно -исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково –исследовательской деятельности

Оборудование для исследовательской деятельности:

  1. Различные емкости.
  2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки.
  3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл) .
  4. Резиновые груши разного размера.
  5. Пластиковые, резиновые трубочки.
  6. Деревянные палочки, лопаточки
  7. Пластиковые контейнеры.
  8. Рулетка, линейка.
  9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр.
  10. Лупы, зеркала, магниты.

Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

Материал, подлежащий исследованию

Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

  1. Работа под наблюдением взрослого.
  1. Сначала спроси – потом экспериментируй.
  1. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
  1. Грязными руками не трогать глаза.
  1. Не брать ничего в рот.

Опыты мы проводим различные — и с водой, и с воздухом, с песком, наблюдаем за снежинками, за птицами, за цветами на клумбе, экспериментируем со срезом ствола дерева для установления возраста.

Я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея познавательно –исследовательской деятельности детей: включить каждого ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации.

Главное достоинство применения метода исследования заключается в том, что в процессе эксперимента:

-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания.

– идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы.

-формирование самостоятельности, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Цель: развитие познавательной активности и способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: -поддерживать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; -развивать у познавательные способности; -развивать мышление, речь; -воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир; -формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. В результате исследовательской деятельности у детей: -повышается познавательная активность при работе с природными объектами и явлениями, -дети учатся высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи, -дети учатся самостоятельно проводить элементарные опыты и эксперименты, сравнивать, высказывать свои суждения, задавать вопросы.

Цель: развитие познавательной активности и способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

-поддерживать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;

-развивать у познавательные способности;

-развивать мышление, речь;

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В результате исследовательской деятельности у детей:

-повышается познавательная активность при работе с природными объектами и явлениями,

-дети учатся высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи,

-дети учатся самостоятельно проводить элементарные опыты и эксперименты, сравнивать, высказывать свои суждения, задавать вопросы.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является эффективным видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность.

Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является эффективным видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность.

Это всё – эксперименты –

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Как? Зачем? И почему?

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

  • Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Главная задача - познакомить детей с условиями, необходимые для роста растений.

Посадка и выращивание лука Дети узнали, что у лука есть верх, откуда будут расти зеленые перья. А вот низ у луковицы – донце. Лук надо сажать донцем вниз. После рассматривания посадили луковицы. Затем лук поливали. Рассмотрели появление корней. Наблюдали за ростом перьев лука. Выяснили, что растениям нужна вода, тепло и свет.

Посадка и выращивание лука

Дети узнали, что у лука есть верх, откуда будут расти зеленые перья. А вот низ у луковицы – донце. Лук надо сажать донцем вниз. После рассматривания посадили луковицы. Затем лук поливали. Рассмотрели появление корней. Наблюдали за ростом перьев лука. Выяснили, что растениям нужна вода, тепло и свет.

Посадка и выращивание гороха

 Посадка и выращивание цветов . Как в огороде без цветов? Мы выбрали красавицу петунью. Для роста и развития растения необходимо позаботиться о нё м : накормить, напоить, согреть.. Семечко – колыбельку прячут в питательную почву и поливают. В тёплой, влажной земле малыш цветок начинает пробуждаться и расти, расти, расти. И вот он уже подрос и пелёнки стали ему малы, малыш – цветок начинает вылезать из них. Но это ещё не цветок, это только росток. Росток начинает расти, стебель его крепнет, на стебле появляются листья, листьев становится всё больше. И вот появляется бутон, в котором спит сам цветок… В ожидании очередного чуда, дети поливают растение, наблюдают за его ростом и развитием, делая, с помощью педагога выводы о зависимости жизни растений от окружающей среды.

Посадка и выращивание цветов .

Как в огороде без цветов? Мы выбрали красавицу петунью. Для роста и развития растения необходимо позаботиться о нё м : накормить, напоить, согреть.. Семечко – колыбельку прячут в питательную почву и поливают. В тёплой, влажной земле малыш цветок начинает пробуждаться и расти, расти, расти. И вот он уже подрос и пелёнки стали ему малы, малыш – цветок начинает вылезать из них. Но это ещё не цветок, это только росток. Росток начинает расти, стебель его крепнет, на стебле появляются листья, листьев становится всё больше. И вот появляется бутон, в котором спит сам цветок…

В ожидании очередного чуда, дети поливают растение, наблюдают за его ростом и развитием, делая, с помощью педагога выводы о зависимости жизни растений от окружающей среды.

ЭэээЭЭЭ Наш проект продолжается, но мы уже вырастили вкусный и полезный лучок. Горошек и цветы еще набираются сил.

Наш проект продолжается, но мы уже вырастили вкусный и полезный лучок. Горошек и цветы еще набираются сил.

Эксперименты с водой Малыши любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Дети познакомились с тем, что вода прозрачная, но ее можно раскрасить, что вода замерзает на холоде. Готовую цветную воду мы вместе с детьми перелили в формочки и вынесли на улицу. Вода замерзла и мы получили ледяные фигурки для украшения участка.

Эксперименты с водой

Малыши любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком,

снегом, глиной, красками.

Дети познакомились с тем, что вода прозрачная, но ее можно раскрасить, что вода замерзает на холоде. Готовую цветную воду мы вместе с детьми перелили в формочки и вынесли на улицу. Вода замерзла и мы получили ледяные фигурки для украшения участка.

А динозавры отправились играть с детьми.

Опыты со снегом Наблюдая и исследуя снег, вместе сделали вывод, что снег мягкий, холодный, белый, но не всегда чистый. Поэтому снег нельзя есть!. А еще он тает в тепле.

Опыты со снегом

Наблюдая и исследуя снег, вместе сделали вывод, что снег мягкий, холодный, белый, но не всегда чистый. Поэтому снег нельзя есть!. А еще он тает в тепле.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Игры с песком не только интересны, но и полезны. Они ра сширяют кругозор и пополняют словарный запас детей. Игры с песком Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Рисование песком позволяет дошкольникам погрузиться в мир волшебства, развить мелкую моторику, речь, психические процессы. Как и любое другое занятие ИЗО творчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка, вызывает интерес к совместной опытно - экспериментальной деятельности .

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Игры с песком не только интересны, но и полезны. Они ра сширяют кругозор и пополняют словарный запас детей.

Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Рисование песком позволяет дошкольникам погрузиться в мир волшебства, развить мелкую моторику, речь, психические процессы. Как и любое другое занятие ИЗО творчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка, вызывает интерес к совместной опытно - экспериментальной деятельности .

 Эксперимент –интересное слово, Это познание –снова и снова. Сначала смотрим, наблюдаем, Затем с предметами играем. И вот он- истинный момент- Проводим мы эксперимент. Мой опыт работы показал, что малышей очень увлекает исследовательская деятельность. Как следствие, каждый ребенок проявил интерес к деятельности, самостоятельно освоил новые способы исследований.

Эксперимент –интересное слово, Это познание –снова и снова. Сначала смотрим, наблюдаем, Затем с предметами играем. И вот он- истинный момент- Проводим мы эксперимент.

Мой опыт работы показал, что малышей очень увлекает исследовательская деятельность. Как следствие, каждый ребенок проявил интерес к деятельности, самостоятельно освоил новые способы исследований.

Содержимое публикации

Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе

Пояснительная записка.

Познавательная активность у детей младшего дошкольного возраста не возникает сама по себе, ее необходимо развивать, и очень эффективным методом в развитии познавательной активности является игровая деятельность (дидактические игры, игры с природным материалом, игры с правилами).

Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий и компьютеризации. В стремительно изменяющейся жизни человеку необходимо не столько владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.

Минус самостоятельного опыта — это опасность: мелкие, колющие и режущие предметы. Экспериментируя со своим телом, ребенок может затолкать в рот, уши, ноздри мелкие предметы, а также поранить себя острыми предметами. Жидкость можно попробовать на вкус, поэтому об этом никогда не стоит забывать. Что опасно для жизни ребенка, исключите из уголков эксперимента или проводите эксперимент вместе с ним, но материал, опасный для жизни, храните в недоступном месте.

Во второй нашей младшей группе дети наблюдали сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из-под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ход:у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Опытыпроводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют разные материалы, и узнают много интересных и радостных открытий было ими сделано.

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Цель: развитие обоняния у детей.

Ход игры:
Ребенок с помощью обоняния должен определить, чем пахнет игрушка (луком, чесноком, лимоном, ванилином и другими веществами). И посадить малыша в домик с нужной картинкой.

Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (лук, чеснок, лимон, ванилин и другие пахучие вещества), картинки с изображением веществ, поддон с ячейками, украшение для киндеров.

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.

- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.

- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.

- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.

Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Цель: развитие зрительного восприятия и тактильных ощущений.

Материалы: рамка из картона, цветная ткань, сетка, полиэтилен, цветной скотч, клей.

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

Ход игры – эксперимента

Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно находить пару, развивать слуховое внимание.

Ход игры:
Ребенку нужно найти кто с кем дружит. Но он это должен сделать с помощью слуха. После того как малыш найдет двух одинаково звучащих зверей ему нужно посадить их в автобус парами.

Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (горох, монеты, крупы, сахар). Немного фантазии чтобы игра была привлекательной для ребенка.

Благодаря экспериментам и опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения, делятся своими впечатлениями. Большую радость, удивление и восторг они испытывают от своих маленьких открытий.

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры – эксперимента

Ветер дует-задувает,

Волны в море поднимает.

Море синее бурлит,

Недоволен папа-кит:

«Ну, на что это похоже!

Мой китёнок спать не может!

Ветер очень громко воет –

Не даёт нам всем покоя!

Соглашается китиха:

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

Несложные опыты и эксперименты можно легко организовать. Для этого вам потребуется немного усилий, желание и фантазия. Но не забывайте любой эксперимент должен быть безопасным! Спасибо за внимание, всем удачных экспериментов!

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе детского сада

В процессе осуществления исследовательской деятельности воспитатель помогает младшим дошкольникам на каждом этапе работы. Обязательно речевое сопровождение всех действий в ходе экспериментирования (в старшей и подготовительной группах дети начнут проговаривать свои действия, пока это делает за них педагог). Воспитатель применяет метод прямого показа для всей группы и при необходимости дополнительно тем из ребят, у кого возникают трудности в процессе выполнения опыта.


В процессе экспериментирования педагог проговаривает всё происходящее

Дети не должны воспринимать исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит к их профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания окружающего мира.

При построении практической части педагогом учитываются возрастные особенности младших дошкольников. Одна процедура исследования может быть разбита на несколько отдельных этапов. Процесс изучения может прерываться для профилактики переутомляемости (проведения игровых и спортивных упражнений, музыкальной паузы).

Таблица: формы организации исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет

  • С объектами живой природы (растения, животные, птицы);
  • с предметами неживой природы (вода, земля, камни, резина, магнит).
  • В помещении группы;
  • в опытной лаборатории;
  • в уголке природы;
  • на территории детского сада;
  • за пределами детского сада.
  • Случайные (организованные в результате стихийно возникшего интереса к какой-либо проблеме у воспитанника/группы детей, исследование может быть организовано в качестве ответа на заданный детский вопрос);
  • запланированные (в соответствии с образовательной программой).
  • Индивидуальные;
  • по подгруппам;
  • коллективные.
  • Кратковременные;
  • длительные (для младшей группы — не более 15 минут).
  • Поисковые (ребятам неизвестен результат исследования);
  • иллюстративные (дети знают ответ на поставленный вопрос, проведение исследования необходимо для подтверждения знаний);
  • решение познавательных задач (чаще всего используется на занятиях, решение проблемы максимально активизирует интерес к практической деятельности).
  • Первичные;
  • повторные;
  • заключительные;
  • итоговые.
  • Эпизодические;
  • систематические.
  • Констатирующие (исследование объекта в каком-либо состоянии без изменений);
  • сравнительные (наблюдение объекта в динамике или в качественно новых условиях);
  • обобщающие (прослеживание закономерностей какого-либо ранее изученного процесса).

Картотека тем по исследовательской деятельности во второй младшей группе

  • Формирование представлений о камнях,
  • развитие использования различных органов чувств для исследования (визуальным способом, методом тактильных ощущений).
  • Знакомство с построением плана исследования,
  • тренировка в постановке проблемы,
  • совместная работа в подведении выводов.
  • Расширение представлений о воде, её значимости в жизнедеятельности человека,
  • проведение разнообразных экспериментов.
  • Совершенствование способности наблюдать за ходом эксперимента,
  • развитие навыка передачи данных об исследовании при помощи речи.
  • Обогащение сенсорного опыта детей,
  • знакомство со свойствами сырой глины.
  • Обучение проведению длительного наблюдения,
  • расширение знаний об условиях роста растений.

Мотивирующее начало занятий

Занятия по познавательной деятельности с воспитанниками младшей группы должны быть яркими. Высокий уровень любознательности и эмоциональности позволяет дошкольнику наполнять долгосрочную память впечатлившими его образами. От того, насколько заинтересован и вовлечён в образовательный процесс ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно исследовательской деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Воспитателю необходимо использовать разнообразные формы проведения начального этапа занятия, что внесёт разнообразие в привычную деятельность дошкольников.


Вызвать интерес детей в начале занятия поможет демонстрация объекта исследования

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

  • Отгадывание загадок: Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … (Шары).
  • В мыльной воде родился, В шарик превратился. К солнышку полетел, Да не долетел — лопнул! (Мыльный пузырь).
  • Физкуль.
  • Создание проблемной ситуации. В гости к детям ехал клоун и вёз в грузовике мыльные пузыри в подарок. В пути дверца машины открылась, и пузыри улетели в небо. Клоун опечален. Ребята должны решить проблему, научившись делать мыльные пузыри.
  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без цвета, вкуса, запаха.
  • Формировать знания о значении воды в жизни человека.
  • Закрепить знания, что на морозе вода замерзает и превращается в лёд, а в тепле лёд тает и превращается в воду.
  • Учить отвечать на вопросы и делать выводы.
  • Активизировать словарь детей: бесцветная, без запаха, замерзает, прозрачная, тёплая, холодная, горячая, льётся.
  • Стеклянный графин с кипячёной водой,
  • прозрачные стаканчики с водой по количеству детей,
  • гуашь жёлтая, бутылочка с водой тёплой, горячей и холодной,
  • формочка с водой.
  • Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!

Отгадайте мою загадку и поиграйте с отгадкой.

  • Если руки наши в ваксе, Если на нос села грязь, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Чтобы не было беды, Жить нельзя нам без… (Воды)
  • Капля раз, капля два (разводят руки в стороны, а затем соединяют), Очень медленно сперва, А потом, а потом (руки в стороны, вверх, пальцы сцепляют над головой) Все бегом, все бегом. Мы зонты свои откроем, От дождя себя укроем.

В.: Ребята, а вы знаете, для чего нам нужна вода? (Умываться, купаться, готовить еду, стирать и т. д.). Молодцы, ребятки. А кому нужна вода? (Рыбкам, птичкам, животным, растениям). Ой, ребята, посмотрите, что это у нас за бутылочки стоят. Да они же с водой! Пойдёмте, посмотрим, почему они стоят в сторонке? Сколько их? (Много). А они одинаковые? (Да все маленькие, одного цвета). В чём они отличаются, давайте их потрогаем руками. (Дети трогают бутылочки по очереди с холодной, горячей и тёплой водой). Чем отличаются эти бутылочки? (Ответы детей). А как вы узнали, какая вода в бутылочках? (Потрогали руками). Для чего нам нужна горячая вода? (Пить чай, есть суп, мыть посуду, купаться). Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна тёплая вода? (Умываться, стирать бельё, чистить зубы и т. п.). А холодная вода нужна нам для чего? (Пить воду, полоскать бельё). А вы знаете, что случается с водой, если её поставить на мороз? Давайте нальём воду в формочки и попросим Светлану Владимировну вынести её на мороз и посмотрим, что из этого получится. Интересно вам со мной играть? (Ответы детей). Вопросы для рефлексии:

  • Какого цвета вода?
  • Есть ли у воды запах?
  • Какой цвет у воды?
  • Кому нужна вода?
  • Ребята, а что ещё интересного, вы запомнили?

В.: Посмотрите, ребята, Светлана Владимировна принесла нам наши формочки. Что случилось с водой? (Ответы детей). Да, правильно, вода замёрзла. Вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. Ну и волшебница вода! Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали! А сейчас раз, два, три, на меня все посмотри. А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдём гулять, играть.

Временной план занятия в младшей группе

Длительность образовательного занятия во второй младшей группе, согласно нормам СанПиН, составляет 15 минут. Занятие должно иметь чёткую структуру, включающую различные виды деятельности. Поскольку познавательно-исследовательская деятельность требует умственного напряжения, проводиться такие занятия должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности. Во второй половине дня возможна организация кружка по экспериментальной деятельности и проведение кратковременных наблюдений на вечерних прогулках.


Чтобы избежать переутомления малышей, занятия познавательно-исследовательской деятельностью проводятся в первой половине дня

Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия — 3 минуты.
  • Построение плана исследования, проговаривание с ребятами этапов опыта — 2 минуты.
  • Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) — 2 минуты.
  • Практическая часть работы — 6 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий




Исследовательский проект во второй младшей группе ДОУ

Исследовательский проект является одной из форм организации познавательной деятельности ребёнка или группы детей. Проект имеет целью изучение какой-либо проблемы, решение которой заранее неизвестно. Эта форма работы имеет ряд строгих требований (от формулировки актуальной и новой цели исследования до выдвижения гипотезы и определения методов изучения), наблюдения должны фиксироваться, чтобы в итоге представить завершённый проект к защите.

Индивидуальная проектная деятельность проводится со старшими дошкольниками, у которых на достаточном уровне развито умение сравнивать, систематизировать, анализировать, обобщать и определять причинно-следственные связи. С детьми 3–4 лет возможна реализация коллективных проектов. В рамках работы над тематикой проекта проводятся различные виды занятий, развлекательные досуги, детско-родительские мероприятия.

В зависимости от длительности работы проект может быть краткосрочным и долгосрочным. Большую протяжённость имеют проекты, цель которых — наблюдение за процессом изменения, преобразования объекта (выращивание растений, наблюдение за ходом солнца, за годовым природным циклом). Проведение краткосрочных проектов рекомендуется приурочить к значимым датам (Празднику осени, Дню Космонавтики, Неделе экологии, акции в помощь зимующим птицам).



Просмотр тематических мультфильмов способствует формированию экологического сознания дошкольников



Участвуя в процессе замешивания теста и выпечки хлеба, ребята приобретают полезные навыки



Такой хлеб получился у воспитанников группы



Во время досуга проводится выставка и дегустация видов хлеба народов мира



Ребята участвуют в прослушивании и обсуждении сказок и рассказов про хлеб



В конце проекта создаётся фотокнига о проделанной работе

Ребёнок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, он прирождённый исследователь. Пусть он будет окрылён радостью обретения новых знаний и стремится к поиску скрытой информации. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Высокий уровень развитости исследовательских умений — залог успешного обучения и освоения профессии в будущем.

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет

Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.

Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого. Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.

Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.

На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.

Читайте также: