Поэзия сукур курбана и мунги ахмеда план урока

Обновлено: 06.07.2024

6 ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА НОВОГО ВРЕМЕНИ (начало XX века) (1 ч) Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов в начале XX века. Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии, поэзии поэтов-отходников. Эволюция поэзии от просветительского реализма и романтизма к критическому реализму. Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале XX в. Устные и письменные формы. Первая русская революция и передовая дагестанская интеллигенция. Революционно-демократические мотивы в поэзии Саида Габиева. Его публицистическая деятельность. Зарождение дагестанской журналистики. "Заря Дагестана". Просветительские тенденции и призыв к равноправию женщин в творчестве Нухая Батырмурзаева ("Бедная Габибат", высказывания о русской и дагестанской литературах). Зарождение нового жанра в дагестанской литературе - драматургии (пьесы З. Батырмурзаева, "Лудильщики" Г. Саидова). Межпредметные связи. История Дагестана. Передовая дагестанская интеллигенция в период первой русской революции. Театр. Б. Рамазанов. "Гарун Саидов" (пьеса на лакском языке). Махмуд. "Райский сад не стану славить", "Земной праздник", "Письмо из казармы", "Мариам", "На высокой вершине два влюбленных цветка. " (5 ч) Преодоление абстрактности и усиление реалистических черт в аварской поэзии конца XIX начала XX веков. Укрепление традиций народного творчества. Дальнейшее развитие Тажутдином из Батлаича (Чанка) лирической песни. Творческий путь Чанки. Живые черты аульского быта в его поэзии. Элементы его творчества, предвосхищавшие Махмуда. Махмуд классик аварской песни. Биография Махмуда из Кахаб-Росо. Развитие Махмудом утверждающегося в горах в конце XIX века отношения к лирической песне как оружию борьбы против патриархально-шариатской старины ("Райский сад не стану славить", "Земной праздник"). Песни о любимой Махмуда ("Измена подруги", "О моей любимой", "Письмо из казармы"). Отражение в них жизненной правды. Протест против ханжества в проявлении человеческих чувств. Карпатский период жизни Махмуда, участие в первой мировой войне. "Мариам". Лиризм поэмы. Национальные истоки поэтической формы "Мариам". Новаторство Махмуда. Идейно-художественное содержание поэмы и общечеловеческое значение ее образов. Нравственные идеалы Махмуда. Лирический герой Махмуда о жизни и войне. Мир природы и внутренний мир человека в поэзии Махмуда ("На высокой вершине два влюбленных цветка. ", "Вспомню вершину и запах лесной. "). Философское богатство и художественное совершенство лирики Махмуда. Романтические черты его поэзии. Творческое развитие художественных приемов народной лирики. Роль Махмуда в формировании аварского литературного языка. Тажутдин (Чанка). "Когда б за стройность награждал невест. ", "Имя твое".

11 существенные признаки понятий: индивидуальный стиль писателя, драма, трагедия, сатира; тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть. Учащиеся должны уметь: I воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем; анализировать произведение с учетом его художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма); II выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве; характеризовать героя произведения и сопоставлять героев одного или нескольких произведений; выявлять авторское отношение к героям и событиям произведения; выяснять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе изученных произведений); обосновывать свою оценку прочитанного произведения. выразительно читать художественные произведения; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения, разные по объему, характеру, жанру; составлять план, тезисы, конспекты литературно-критических и публицистических статей, лекций учителя; готовить доклад или реферат на литературную тему (по одному-трем источникам); писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанную книгу, кинофильм, спектакль, выставку и т.д. Список произведений для внеклассного чтения в 10 классе Абуков К. "Я виноват, Марьям". Абу-Бакар.А. "Ожерелье для моей Серминаз", "Браслет с камнями". Алиев Н. "Мартышкин труд". Алиев X. "Батырай". Алиева Ф. Стихи. Антология дагестанской поэзии (1 4 тома). Алкадари Г. "Асари-Дагестан". Аминов М.-З. "Голоса природы", "Во время свадьбы в горах" (рассказы). Арсанукаев Ш.А. "Преодоление". Атабаев М. "Похищенная смерть". Бахшиев М. "У стен Нарын-Калы". Гаджиев 3. "Голубой экран". Гамзатов Р. Стихи. Горбач В. "За теневой чертой". Ибрагимов И. Рассказы. Кулунчакова Б. "В одной семье", "Первенец". Курбаналиев И.-Х. Стихи. Лезгинцев Г. "Человек с гор". Магомедов М. "Тесаный камень".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хасавюртовский многопрофильный лицей


Открытый урок по дагестанской литературе
на тему:
«Етим Эмин.


Провела урок учитель дагестанской литературы, высшей категории Маликова Бийке Багавдиновна

Класс – ___ Дата –_______


На моей земле, где цветут цветы,
Где поля колосятся под шум ветров,
Где поклон и почёт старикам, как святым
Преподносят им внуки во веки веков.

На моей земле, где журчат родники,
И поют звонко-звонко кумуз и зурна
Всё по-прежнему вместе сидят кунаки,
И всё так же прекрасна небес синева.

А с рассветом поля озаряют лучи
Словно белые ленты вплетают косу.
И стрекочут цикады в безлунной ночи,
В сотый раз нарушая её тишину.

Вот как гордый орёл над вершиной паря,
В танце огненном статно взмывает джигит.
Взгляд смущенный и робкий джигиту даря,
Словно белая лебедь горянка летит.

И забыть не могу чистый воздух в горах,
И прибой, что приносит волну за волной,
И так часто я вижу дом отчий во снах,
И мой город, забытый, но всё же родной…


Опрос домашнего задания.

Ребята, мы уже знаем, что он был в Париже на выставках, давайте посмотрим фотографии старого Кубачи, Парижа в 18 веке (Презентация). Добавить можно, что он писал сатирический стихи, в его творчестве мы видим действительность, в которой богатые имеют все, а народ живет в бедности и нищете. Мы узнали, что даже 18 веке наши дагестанцы бывали за границей, участвовали на всемирных выставках (1889 год – 15 Всемирная выставка).

Изучение новой темы.

-Наш высокогорный Дагестан богат поэтами, ашугами. У каждого народа в поэзии есть свои неугасающие звезды.
-Давайте, вспомним с творчеством каких поэтов мы познакомились с началом учебного года, и вообще каких поэтов Дагестана вы знаете. (Презентация).

1) Саид Кочхюрский – поэт осмелился поднять голос против феодального гнета, за что ему выкололи глаза деспот и тиран Сурхай хан.

2) Ирчи Казак - кумыкский поэт, который был выслан в Сибирь. Он был первый, кто в дагестанской литературе ввел образ ссыльного горца.

3) Расул Гамзатов – благодаря его поэзии наш маленький горный край Дагестан стал известен во всем мире.

4) Анвар Анджиев – кумыкский поэт.

5) Саяд Стальская –

7) Сулейман Стальский –

Фазу Алиева – известная дагестанская поэтесса. Она воплощение красоты, женственности, ума.

8) Жамидин – известен, как поэт, сатирик.

Мы сегодня остановимся на Етиме Эмине.

Мы можем сказать, что на небосклоне лезгинской поэзии уже долгие годы горит звезда Етима Эмина. Он великий сын дагестанского народа; выдающийся поэт и человек высокой нравственности, огромной душой и чистым сердцем.

Родился он в семье, по тем временам вполне обеспеченной. Его отец был очень грамотным образованным человеком. И первые знания он получил именно от отца. Учебу он продолжил в местном медресе, получил богословное образование. Далее он учится у самого Гасана Алкадари, Исмаила-Эфенди, Казанфара Эфенди. Они были известные алимы и ученые того времени.

После смерти отца ему пришлось прервать учебу и вернуться в родное село и продолжить дело отца. Он прославился в то время, как справедливый, гуманный судья, за что его возненавидела сельская знать.

Он поэт многогранный, поэт дружбы, совести, чести. Он создатель литературного лезгинского языка. Он освоил культуру своего народа и Востока в целом.

Наш всеми любимый Р. Гамзатов был большим поклонником Этима Эмина. Он посвятил ему несколько стихотворений на своем родном аварском языке. Он назвал Эмина соловьем лезгинской поэзии.

Да поэзия, переведенная на русский язык не так звучно и ярко, как он писал на своем родном лезгинском языке. Все равно мы видим его глубокие мысли и чувства.

Работа с книгой.

Ребята, что вы знаете о восстании горцев Дагестана 1877 года?

Какие цели были у горцев? (Это восстание в 1877 году в Казикумухе, это восстание считается крупным из восстаний, произошедших в послешамильевскую эпоху. Горцы отстаивают свою свободу и независимость, выражают протест против колониального гнета царизма. Но самое страшное то, что восстание потерпело поражение, а десятки тысяч горцев были выселены из Дагестана в Сибирь и другие города России).

Как поэт описывает трагедию восставших? Какими словами? (После восстания у народа было изъято дома, скот, была изъята радость. И самое страшное пишет, что Дагестан потерял таких сыновей, как Гасан Алкадарский, Гаджи-Мурад, Ших-буба. Дома сжигались со всем имуществом.

Здесь он приводит имена Мирзагасана, Гаджимурада, Ших-бубы. Ребята, кто они были такие? (Это имена повстанцев того события).

Что вы знаете о Гасана Алкадарском? Он общественный деятель, он известный лезгинский поэт, философ, просветитель, историк. Он родился в лезгинском ауле Алкадар Кюринского округа.

Ребята, читая последние его строки, что мы видим? Мы видим мечты, надежды всего народа. Они ждут, мечтают о равном обществе, хотят покоя, воли, свободы.

Прослушивание песни.

Итог урока. Что нового узнали о Етиме Эмине?

Домашнее задание выучить наизусть стихотворение, пересказать биографию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дагестанской литературе для 10 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Зачётные уроки предполагают для обучающихся возможность выбора: сочинение, тест, контрольная работа.

Изучение дагестанской литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • поэтапное, последовательное закрепление у старшеклассников сформированных в начальном и среднем звене школы умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);
  • использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Курс дагестанской литературы, рассчитанный в 10 классе на 1 час в неделю, опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений дагестанского фольклора, литературы XVIII в., дагестанских писателей XIX—XX вв., литературы народов Дагестана;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Курс дагестанской литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по дагестанской литературе

Личностные результаты:

  • воспитание российской и дагестанской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Дагестана;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Дагестана;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального дагестанского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Дагестана, России и мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в обществе;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дагестана, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям дагестанской литературы и культуры;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
  • умение интерпретировать изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Распределение учебной нагрузки по дагестанской литературе в 10 классе

Вольное общество Дарго | Даргинцы

Ахмед Мунги родился в 1843 году в знаменитом ауле народных художников Кубачи, в семье златокузнеца. Он и сам был умелым мастером-златокузнецом, но прославился как певец. Кубачинцы не проводили ни одного праздника без его участия. Он был хорошо знаком с любимым поэтом даргинцев - Батыраем и участвовал в песенном состязании с ним. В одной из песен он воспел Батырая и возвеличил его стихи. Ахмеда Мунги называли 'победителем Батырая'.

Нужда и поиски заработка бросали Ахмеда Мунги в разные края. Он не однажды бывал за границей - во Франции и в других странах.

Умер поэт, вернувшись на родину, в 1915 году.

Вольное общество Дарго | Даргинцы

Был в Париже я и там
Жил в отеле небольшом.
Как то раз ко мне мадам
Подошла на каблучках.

Показалось: с полотна
Весело сошла ко мне
Полуголая она,
Стройная, как кипарис.

Подмигнула и сама
Руку протянула вдруг.
Долго было ли с ума
Мне от этого сойти?

На охотника и тур.
Говорит 'манжур' она.
Переводит друг 'манжур':
Это значит 'я - твоя'.

Есть на все своя цена.
Тут же заказал обед
И потребовал вина.
Ох и крепок был ликер.

И у пира есть конец:
Все изделия свои,
От браслетов и колец
До булавки, пропил я.

Горек был похмелья час:
Ни копейки за душой,
И гудела в первый раз,
Словно колокол, башка.

Не беда, что должником
Стал я друга своего,
А беда, что с кошельком
Инструменты загубил.

Из московской стали где
Пилки и резцы достать?
Чем работать? Я в беде,
Будто бы лишился рук.

А дорога далека
Из Парижа в Кубачи.
И сверлить взялась тоска
Душу грешную мою.

Белотелую мадам
Я оставил для мусье,
Посоветовал друзьям
Ум в Париже не терять.

Есть у нас свои мадам
В Дагестане среди гор.
И любовь не носят там
Для продажи на базар.

Вольное общество Дарго | Даргинцы

* * *
Да погибнет этот мир,
В коем правды ни на грош.
Десять шуб у одного,
У другого - ни одной.

Десять жен у одного,
У другого - ни одной,
Ни одной, как у меня.
Будь он проклят, этот мир!

Золото у одного,
Мастерская, мастера.
Я ж на медный перстенек
Блеск фальшивый навожу.

Вольное общество Дарго | Даргинцы

ПЕСНЯ МОЛОДЫХ КУБАЧИИЦЕВ

В путь-дорогу, молодцы,
Отправляться нам пора.
Молоточки и резцы,
Как всегда, возьмем с собой.

До чужих добравшись мест,
Пустим молоточки в ход,
Вспоминая про невест,
Что остались в Кубачи.

Персиянкам золотых
Мы наделаем колец
И в стамбульских мастерских
Не один скуем браслет.

Нам дойти не мудрено
До французских городов.
Мы в Париже не одно
Ожерелье смастерим.

Молоды у нас сердца,
И на весь прославлен свет
Почерк тонкого резца
Кубачинских мастеров.

Вольное общество Дарго | Даргинцы

Друг ты мой с давнишних пор
Крепкий, как алмаз, резец,
Тонкий наносил узор
Я тобой на серебро.

Сам резцом хотел бы стать!
Что резьба по серебру?
Мне бы счастьем украшать
Человеческую жизнь.

Друг ты мой с давнишних пор
Крепкий, как алмаз, резец,
Ты уже не так остер,
Да и я уже не тот.

Вольное общество Дарго | Даргинцы

СТИХОТВОРЕЦ И МУЛЛА

Рад на свадьбе досветла
Петь я песни о любви.
Рад покойнику мулла
Нараспев читать Коран.

Друг от друга далеки
Стихотворец и мулла.
Никогда своей руки
Пламя не подаст воде.

Вольное общество Дарго | Даргинцы

***
Знай, любовников полно
У красавицы вдовы:
Первый выпрыгнул в окно,
А второй стучится в дверь.

Хоть встревоженный дозор
Жены верные несут,
Изменяют до сих пор
Им неверные мужья.

Те неверные мужья
В дом красавицы вдовы,
Хоть стреляй их из ружья,
Все пробраться норовят.

Вольное общество Дарго | Даргинцы

***
Ночью красная лисица
Похищала петуха.
Днем аульская девица
Обольщала жениха.

Оценить я смог воочью
Красоту ее и стать.
Обольщает днем, чтоб ночью
Голыми руками взять.

Вольное общество Дарго | Даргинцы

Расул Гамзатов посвятил ему стихотворение

Горским златокузнецам
Доводилось, говорят,
Из аула Кубачи
До Парижа доходить.

И одним из мастеров,
Кто обрел известность там,
Был не кто-нибудь, а сам
Ювелир Ахмед Мунги.

Могут златокузнецы
Говорить на языке,
Что понятен странам всем,
Где в прекрасном знают толк.

Переводчиком Мунги,
Как поведал он о том,
Из московской стали был
Ослепительный резец.

И французских модниц смог
Покорить Ахмед Мунги,
Что съезжалися к нему
С золотом и серебром.

И кавказский звездный рой
Словно нисходил с небес,
Чтоб у модниц воссиять
На запястьях и груди.

Но не знала ни одна
Из французских щеголих,
Что еще поэтом был
Ювелир Ахмед Мунги.

Только вдруг затосковал
Он от родины вдали.
И вернулся в Кубачи
Не в карете, а пешком.

Правда, злые языки
Утверждали, что помог
Трем мужьям в Париже он
Сделать стройных сыновей.

Знали цену в Кубачах
Прирожденным мастерам,
Но Ахмед Мунги меж них
Как поэт еще прослыл.

Говорят, однажды им
На турнире побежден
Был Омарла Батырай -
Стихотворцев падишах.

И вознес он до небес
Кубачинцев мастерство,
Рассказав о золотом
Ухе в золотых стихах.

Ну, а дело было так:
Битву проиграл наиб,
На позор ему отсек
Ухо правое Шамиль.

'Искупить хочу вину,
Дай отряд!' -
сказал наиб.
Вскоре о победе весть
Шамилю привез гонец.

И тогда Шамиль велел,
Как рассказано Мунги,
Золотое ухо в срок
Кубачинцам сотворить.

Золотое ухо он
В дар наибу преподнес,
'Чтобы слава приросла
К одноухому навек'.

Я стихи пересказал,
Что сложил Ахмед Мунги.
И познали бы восторг
Вы, прочтя оригинал.

Читайте также: