Подумайте почему такое явление как парижская школа возникло именно во франции

Обновлено: 05.07.2024

Еще не умер ты, еще ты не один

Покуда с нищенкой подругой

Ты наслаждаешься величием равнин

И мглой, и холодом, и вьюгой.

Роже Гароди в эссе о Пикассо приводит стихотворение Рильке:

«странствующие, ещё более безбытные, чем мы, -

те, что проснувшись утром,

вжимаются в другого,

remark.jpg

Эрих Мария Ремарк

Общего принципа творчества у членов парижского братства нет; нет похожих приемов в работе. Модильяни пишет сухо, масляная краска на его картинах выглядит как фресковая темпера; Сутин пишет пастозно, жирно, широкой кистью; Паскин втирает краску, добиваясь акварельно прозрачной поверхности; Шагал пишет не мазками, но своеобразными сгустками, комками краски, вылепливая наивную форму как из пластилина. Роднит мастеров – индивидуализм. Даже если рассматривать небольшой фрагмент холста – индивидуальная манера очевидна, не спутаешь с другим.

Общим было то, что ни один из членов братства беженцев – не был похож на другого. Нет единого стиля, нет сходства в образах.

Речь идет о нравственной константе изгоя, живущего вне правил социума и создающего свой независимый мир внутри общества. Уникальное содружество в Париже 10-х годов ХХ века – на сорок лет отстоит от времени Парижской коммуны (1871 г). На кладбище Пер Лашез, неподалеку от Монпарнаса, расстреливали коммунаров; Парижская коммуна воспета Домье и Курбе; и Домье и Курбе были не только учителями рисования, у них учились отношению к жизни.

Их беспечность сродни беспечности героя песенки Беранже:

«Не то чтоб очень пьян —

А весел бесконечно.

Есть деньги — прокутит;

Нет денег — обойдётся,

Да как ещё смеётся!

«Вот, говорит, потеха!

Шутник, как известно, умирает от нищеты, не изменив независимого нрава.

Барабанщик Домье, клоуны Руо, клоуны Пикассо, клоуны Куттера, клоуны Ван Донгена, - грустные люди с накрашенными лицами вдруг появились в предвоенном Париже, где столько политиков, партий и флагов, где важен партбилет и родина; а у них из революционного – только красный нос.

erenburg.jpg

Илья Эренбург

Fiesta.jpg

Ни Амедео Модильяни, ни Хаим Сутин, ни Марк Шагал, ни Морис Утрилло – эмигранты и бедняки, имевшие все основания влиться в авангардные ряды разрушителей старого, предпочли остаться в одиночестве; но – в одиночестве, вместе с изгнанным искусством Возрождения. При этом у каждого из этих одиночек была уверенность в том, что он отвечает за искусство мира; сравните эту легкую ношу бедняка - с тяжеловесными программами ВХУТЕМАСа и Баухауса, с амбициозными манифестами футуристов и троцкистов, с директивами партий, которым надо присягать на верность.

xem.jpg

Эрнест Хемингуэй

Модильяни, Паскин, Шагал и Сутин не подписывали никакого манифеста. Общее меж ними несомненно было: они все были гуманистами – в том, ренессансном понимании этого слова, как его употреблял Бруни и Пальмиери; была и еще одна особенность – они были республиканцами.

Существовало еще одно обстоятельство: эти эмигранты - евреи.

Приведенные мнения важны для понимания атмосферы, в которой существовало эмигрантское и, по преимуществу, еврейское сообщество художников в Париже. Вне зависимости от того, насколько правы Солженицын, Достоевский и Черчилль, (и вне вопросов о том, к какой национальности принадлежали Сталин, Берия, Ежов, Дзержинский и Менжинский и сколь гуманен был сам Черчилль) – надо согласиться, что эмиграция евреев в Париж уравновесила хождение в большевизм. Бесспорно, огромное количество евреев из черт оседлости, пораженных в правах, использовали революцию как шанс для того, чтобы взять реванш у судьбы; но в Париж, в аполитичный союз бесправных и неуспешных художников съезжались евреи со всего света и вовсе не для революционных программ.

lovers-blue.jpg

Марк Шагал "Влюбленные в синем"

Если смотреть на портреты Модильяни так, в связи с концом времен, египетскими масками и Исходом из империи Египта, то становятся понятны незрячие глаза его портретной галереи – глаза, только ждущие того, чтобы быть отверзнутыми.

nude.jpg

Амадео Модильяни "Сидящая обнаженная"

tusha-soutin.jpg

Хаим Сутин "Бык"

Какие бы документы не приводились ради разъяснения обстоятельств, эти аргументы ничего не стоят перед лицом картин.

Поражение фашизма, освобождение Парижа, денацификация Германии и расправа с коллаборационистами в Париже – открыли возможности гуманистическому и социалистическому искусству Европы; в последующие десятилетия (до 1968ого года) картины Пикассо, Шагала, Сутина и книги Камю, Сартра, Белля, Хемингуэя стали для Европы не столько эстетическим, сколько моральным образцом.

Но произошло не только это. Как всегда бывает, победа имеет двоякий, противоречивый эффект.

Поскольку фашизм имел анти-буржуазную программу, а истинный творец обязан противостоять буржуазному духу, то в фашизме (и особенно в побежденном фашизме) стали видеть не только отрицательные стороны. Еще до войны фашизм был привлекателен для художника. Не только официальные художники типа Брекера, Рифеншталь и Шпеера, но и авангардисты-бунтари: Маринетти, Боччони, д’Аннунцию, де Кирико, Юнгер, Малевич, Родченко и тд, были по существу своего творчества фашистами; но после разоблачительных процессов, арестов, тюремных заключений и ссылок, после отстранений от преподавания и высылок из страны – жертвами предстали те творцы, которые связывали свои эстетические взгляды с фашизмом.

И Блейк, и Паунд создают образы первозданной чистоты, нарочито устраняя все, что может связать с буржуазным миром (Блейк отмежевался от академии Рейнольдса, Паунд от образов современных ему академистов) их образы деперсонализированы по той убедительной причине, что индивидуальность легко приобретается капиталом, требуется объективное величие, чтобы оттолкнуть Маммону. Отказавшись от Маммоны, художник легко переходит во власть Тора и Перуна.

Оказалось, что оборачивались назад, в прошлое, не только в Италии; в 15-ом веке воспользовались этим приемом обогащения современности и на Севере Европе; северное явление уже не называли Rinascimento, поскольку к Италии и к итальянской культуре явление относится не прямо. Северный Ренессанс тоже смотрел в Римское прошлое, но культура Бургундии и Южной Германии была иной, нежели итальянская, и синтез античности с христианской культурой не похож на итальянский продукт.

Исходя из опыта истории, можно было сделать вывод о том, когда именно случаются такие “возвраты”, “ренессансы” и зачем они случаются. Так и человек в минуты серьезных кризисов, оценивает всю свою жизнь заново, возвращаясь мыслью в прошлое, рассуждая, где совершил ошибку; в отношении культуры человечества, это припоминание тем более уместно. Вероятно, этот процесс припоминания связан в известном смысле и с “очищением” прошлого: так человек готовит себе биографию, выстраивая ее сообразно тем постулатам, которые считает истинными. Идет постоянная двойная редактура – прошлое редактирует настоящее, а настоящее переосмысливает прошлое – в таком гудящем поле рефлексии и существует человеческая жизнь.

Идея цикличной истории, которую иногда связывают с “Тимеем” Платона и которая со всей неумолимостью возникает в иудейской астрологии, была воспроизведена – с любопытной модификацией - Ницше в концепции “Вечного возвращения”, изложенной в книге о Заратустре. “Вечное возвращение”, навязчивая идея Ницше, по его представлению сводила на нет смысл истории: вечный повтор одной и той же логической и моральной контоминации делал бессмысленным любую дидактику. Но циклическое повторение “ренессансов” – хоть и напоминает “вечное возвращение” Ницше и планетарные обороты, тем не менее не только не исключает поступательного движения истории, но напротив – именно эти реверсные возвраты обеспечивают движение вперед.

Матрица возвращения, явленная в итальянском Rinascimento, а именно: столкновение языческого многобожия и культуры стихий, лишенных историчности, с целеполаганием монотеизма – сохраняется принципиальной для всех возвратов.

Подобные друг другу, но не тождественные, эти возвраты обозначают не цикличность, но поступательное движение, основанное на реверсном механизме: для каждого нового рывка вперед и преодоления нового препятствия требуется вернуться и собрать новую информацию прошлого. Фашизм, сколь бы оскорбительно это не звучало, собрал достаточную культурную информацию для того, чтобы провозгласить обновление и оживление цивилизации (на тот манер, который представляется романически убедительным Паунду, Селину, д’Аннунцио, Маринетти, Муссолини, Малевичу и тп) на основе генетического фонда культуры.

Очередной Ренессанс Европы, случившийся в начале ХХ века в Европе повсеместно, тотально – связан с обстоятельствами столь вопиющими, чтобы было бы поистине странно, если бы человечество не прибегло к испытанному омолаживающему средству. Тотальный демонтаж империй, смена монархических идеологий на республиканские, желание уничтожить капиталистическую цивилизацию, новая идеология угнетенных, заменившая христианство, и новая идеология национальная, заменившая языческие мифологии, все это в совокупности дало поистине возрожденческий эффект. Столкновение племенного инстинкта - с классовым сознанием, столкновение фашизма с коммунизмом, по сути, репродуцировало столкновение римского язычества с христианством. Идеологический конфликт-синтез, которым жил ХХ век, конфликт-синтез фашизма и христианства – воспроизвел в точности матрицу конфликта-синтеза Античного Рима и христианской Европы. Драматургия осталась той же, просто место Античной мифологии занял фашизм, а место христианской идеологии – коммунизм.

Ренессанс Ветхозаветной республики стал естественным ответом на беспрецедентный геноцид евреев, на возврат хтонической государственности, которой всегда противостоял народ Завета.

Сам Пикассо в чередовании своих периодов, манер, стилей – продвигаясь то в глубину к греко-римской мифологии, то в христианство, то в Африку, то в итальянский Rinascimento – реверсным процессом движения: возврата и возвращения - воплощает Ренессанс ХХ века.

Изменение тотально: не Гегель появился потому, что пришел Наполеон, и не Наполеон пришел потому, что появился Гегель; не Малевич появился потому, что возник Сталин, и не Сталин проявил себя в связи с деятельностью Малевича; культура разворачивается всем своим многосоставным организмом.



Морис Утрилло
Улица Мон Сени
1914–1919
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Художники Парижской школы

Формальных критериев, по которым художника причисляют к Парижской школе, не существует. Но все же, как правило, это не француз. Немец, испанец, русский, житель местечек Литвы или Польши, чех, венгр — художник, приехав­ший в этот гигантский плавильный котел, чтобы оказаться в центре событий. Одного происхождения, конечно, мало — нужно, чтобы Париж сыграл в формиро­вании творческой личности главную, определяющую все дальней­шее развитие роль. Амедео Модильяни, Моис (Моисей) Кислинг, Жюль Паскин, Леонард Фужита, Хаим Сутин, Марк Шагал — это мастера, которых можно сопоставить и по манере: сглаженной, фигуративной, отличающейся присталь­ным вниманием к человеку, индивидуальности. Но это не жесткие рамки, к Парижской школе относятся и исследовав­шие абстракцию Франти­шек Купка и Леопольд Сюрваж, и авангардные скульпторы Александр Архипенко и Осип Цадкин.



Парижская школа на Монпарнасе

Любое жилье на Монпарнасе означало доступ к дешевым качест­венным материалам, бирже моделей, художествен­ным академиям, выставкам, и главное — к невероятно активному сообществу, которое форми­руется вокруг знаменитого перекрестка Вавен, вокруг кафе, где знакомятся, общаются и бесконечно спорят об искус­стве художники, музыканты, писатели.


С кого начиналась Парижская школа


Иностранные художники вовлекались в парижскую артистическую среду и в середине, и в конце XIX столетия. И часто именно парижский период жизни и творчества подтверждал их талант и значимость в нацио­на­льных художест­венных кругах, как, например, произошло с норвежцем Фрицем Тауловым и немцем Максом Либерманом в 1870-х. В Париже XIX века устраивались знаменитые Салоны, международные выставки, здесь была хорошо развита рыночная инфраструктура и производство собственно предме­тов художествен­ного ремесла — красок, кистей, холстов.




Посетители кафе Le Dôme на Монпарнасе. 1920-е годы

Если говорить о принятой периодизации, то самое интересное время — это промежуток между окончанием Первой мировой и Великой депрессией. То есть 1900-е — эпоха провозвест­ников, 1910-е — героическая эпоха, 1920-е — расцвет.


Коллекционеры Парижской школы

Парижская школа в XX веке интересовала многих коллекционеров, но в 1910-е, когда создавались главные картины этого направления, людей, собиравших именно Парижскую школу, было не так много. Это потом, в 1923 году, амери­канский врач и коллекционер Альберт Барнс купит несколько десятков полотен Сутина и будет возвращаться за ними все время. В 1910-е можно выделить Леопольда Зборовского. Вообще-то, этот польский поэт приехал в Сорбонну писать диссертацию. Но около 1914 года он увлекся искусством, начал приятель­ствовать с Амедео Модильяни, Хаимом Сутиным, Моисом Кислин­гом и стал, несколько неожиданно для себя, их арт-дилером, хотя изначально просто хотел помочь художникам.




Моис Кислинг в своей мастерской. 1930-е годы

Другой знаменитый дилер Парижской школы — Поль Гийом, француз, кото­рый в начале Первой мировой еще торгует не европей­ским, а африканским искусством. Но на волне моды переключается на фовис­тов и кубистов, а потом начинает продавать тех же Модильяни, Кислинга, Сутина и в конце концов перехватывает инициативу у альтруиста Зборов­ского.

В 1920-е уже идет настоящая охота на новые имена, в Париже издается более 40 журналов по искусству, существуют сотни галерей — именно эта эпоха питает феномен Парижской школы, возводит его на пьедестал.


Русские в Парижской школе

На бытование русских художников в Париже, разумеется, очень сильно повлияла революция. И не только в творческом плане. Свободное перемещение между Советской Россией и Западом стало невозможным, все связи — в том числе финансовые, а очень многие эмигранты получали доход с родины — оборвались. Многих художников эти обстоятельства заставили более тесно контактировать с местной артистической средой.




К русским представителям Парижской школы часто причисляют Хаима Сутина, но он сам себя русским художником не считал. В отличие, например, от Марка Шагала. Чудесные Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые в 1915 году окончательно переезжают в Париж, тоже погружаются в этот пестрый мир. Но они на тот момент уже, конечно, недостаточно прытки для того, чтобы по-настоящему стать в нем своими. А вот поэт и писатель Илья Эренбург, с юности живущий в Париже, абсолютно вовлечен в эту среду в ключевые 1910-е годы, и он замечательно живо рассказывает о них в своих воспоми­наниях. А в 1920-е это уже не так все мило, потому что к этому времени совет­ская власть делает Эренбурга вынужденным наблюдателем, обязанным зафик­сиро­вать этот феномен для тех, кто в Париж никогда не попадет. Выше уже говорилось о Серже Фера — он в 1920-е начинает активно работать как худож­ник, как оформитель театральных постановок, как отдель­ный мастер.


Парижская школа в 1930-е

Весь этот бесконечный праздник искусства — журналы, критики, галереи, ревю — в огромной степени поддерживали состоятельные американцы. И когда в 1929 году, с началом Великой депрессии, они начали терять доходы и массово уезжать, это тут же отразилось на художественной жизни.

В начале 1930-х ухо­дят из жизни арт-дилеры Поль Гийом и Леопольд Зборов­ский. Образ города художников с невероятной светской жизнью начинает блекнуть. И вот в этот момент — отчасти чтобы его удержать — власти задумы­ваются о создании музея.

Еще в 1922 году был создан Музей современных иностранных школ в здании Жё-де-Пом. Теперь он перепрофи­лируется фактически в музей Парижской школы; это государственная инвестиция в образ Парижа как центра художест­венного мира. В Жё-де-Пом висели картины Модильяни, Кислинга, Шагала, Сутина. Националисты его ненавидели: слишком много евреев в экспо­зиции.



Марк Шагал
Художник и его невеста 1980
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Марк Шагал — одна из главных фигур Париж­ской школы. Эту картину-воспоми­нание, где встречаются несколько важнейших для худож­ника мотивов, а Париж и Витебск становятся равноправ­ными местами действия, Шагал написал за пять лет до смерти. Передана в дар ГМИИ Идой Шагал.




Жюль Паскин
Большая Марсель. Около 1923
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Паскин прославился расплывчатыми дымчатыми силуэтами томных красавиц, в изображениях которых стиралась граница между живописью и рисунком. Модель по имени Марсель художник изображал несколько раз, словно прослеживая ее жизненный путь — от юной нежной красотки до опытной дамы с фигурой, измененной полнотой или беременностью. Картин этого мастера в собрании ГМИИ не было до 2014 года: музей купил эту работу из московского частного собрания.




Михаил Ларионов
Шампанское и розы 1928
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Творческий дуэт Ларионов — Гончарова — один из русских очагов Парижской школы. Они с удовольствием принимали заказы на оформ­ление спектаклей и даже увеселительных балов, пробовали себя в прикладном искусстве. По законам времени прежний кубофутурист и лучист в 1920-е годы начал писать пышные барочные натюрморты с оттенком столь люби­мого им искусства примитива. Эту картину мастер подарил Артуру Фонвизину, и в его московском доме она оставалась далеким эхом пиршества Парижской школы. ГМИИ приобрел картину в 1992 году у семьи Фонвизиных.

Часто ли тебе приходилось встречать школьников, которые в восторге от учебы? Большинство из них неохотно посещает занятия и сетует на учителей, одноклассников или же систему в целом. Однако всё познается в сравнении.

франция школьники

© Depositphotos

Школы во Франции

Всеми фактами, перечисленными в этой статье, с нами любезно поделилась читательница. Ее внук — старшеклассник французского лицея. Ранее он получал образование и на родине, поэтому ему действительно есть с чем сравнивать.

По его мнению, школы во Франции имеют много плюсов, но когда он рассказывает французским друзьям о нашей системе, они с завистью вздыхают. Итак, какие же есть причины для этого?

    Продолжительность учебного дня

Если твой ребенок свободен от занятий к трем часа дня, то ему очень повезло! Французские старшеклассники не покидают школьные стены до 18:00. Разумеется, успеть или захотеть заниматься еще чем-либо после длинного рабочего дня удается очень немногим.

Только в среду учебный день французских лицеистов заканчивается в полдень. По этой причине занятия спортом, танцами, творчеством, языками и тому подобное можно позволить себе лишь поздним вечером либо в среду.

франция школьники

© Depositphotos

Последние три года обучения в старшей школе (лицее) ученикам приходится недосыпать, ведь первый урок начинается уже в 08:00 утра. В средней школе учебный процесс запускается в 08:30. К счастью, деток начальной школы пощадили, установив начало трудового дня в 09:00.

Помнишь, как трудно было отсидеть 45 минут урока? А вот французские школьники только мечтают о такой продолжительности занятий! Их уроки длятся по 55 минут, последние 10 из которых считаются самыми долгими и невыносимыми.

К тому же у них часто практикуются спаренные уроки (например, два урока математики подряд), перерыв между которыми не предусмотрен. Неудивительно, что к концу таких занятий концентрация учащихся уже просто на нуле.

школьный французский язык

© Depositphotos

Французское школьное образование славится двухчасовой переменой на обед. Помимо нее есть всего две перемены по 10 минут между уроками, а все остальные и вовсе длятся всего 5 минут.

Этого времени достаточно для того, чтобы собрать вещи и переместиться в другой кабинет, но ученики не всегда успевают зайти в туалет и дождаться там своей очереди. Поэтому зачастую приходится либо ждать большой перемены, либо приходить на урок с опозданием, объясняя причину.

школьный французский язык

© Depositphotos

Конечно, бюрократизм в школах хорошо знаком и нашему народу. Однако во французских учебных заведениях любая просьба или объяснение ситуации непременно должны быть изложены в письменном виде.

К примеру, опоздав на урок, ты обязан идти в специальное школьное подразделение, чтобы получить право на допуск. Но ведь мы понимаем, что зачастую было бы достаточно просто обсудить всё с учителем в устной форме. При этом стоит отдать должное — с дисциплиной и порядком у французов всё на высоте.

французский школьный

© Depositphotos

В отличие от наших школьников, французские не имеют заманчивой возможности прогулять урок так, чтобы об этом никто не узнал. В случае, если ученик отсутствует на уроке (без предварительного согласования), в режиме реального времени его родители получат СМС уведомление об этом.

При этом школа настоятельно будет требовать объяснить причину отсутствия их чада. Пока это не произойдет, родителям снова и снова будут приходить письма с этой просьбой. Так что улизнуть от скучного урока, обманув школьную охрану, никак не получится.

французский школьный

© Depositphotos

Несмотря на гигантскую перемену, очередь в кантине (столовой) всегда огромная. У всех учащихся обед в одно время, а если лицей большой, то в очереди можно простоять целых 20–25 минут. Тем не менее, младшая, средняя и старшая школа — абсолютно независимые организации, а потому речь не идет об одновременном обеде малышей и учеников постарше.

Еда в школьных столовых Франции, кстати, весьма хороша. Для нашей неизбалованной детворы она могла бы сравниться с меню вполне приличного кафе. Но, как известно, к хорошему быстро привыкаешь. Поэтому французские школьники всё же жалуются на бесконечные очереди, а затем и на неудовлетворительную прожарку говядины или ограниченный ассортимент десертов.

школа париж

Больше всего гложат французских старшеклассников, пожалуй, экзамены. Весь этот процесс носит название БАК (от слова «бакалавриат). В выпускном классе их сдают все в обязательном порядке по всем предметам. Кроме этого, годом ранее они должны сдать госэкзамен по французскому языку и литературе (устный и письменный).

Выбрать для себя пару-тройку профильных предметов и не беспокоиться об остальных не получится. Всё потому, что, исходя из всех полученных оценок, высчитывается средний балл. Он должен быть не меньше 10 из 20 возможных. В противном случае весь БАК будет провален.

школа париж

© Depositphotos

Французские школьники не имеют возможности провести все школьные годы со своими друзьями, поскольку состав классов постоянно переформировывают. Хоть к этому, как и к экзаменам, они уже привыкли.

Чему юные французы точно завидуют, так это отсутствию строгих наказаний за списывание у наших школьников. У нас это грозит максимум удалением с экзамена. Во Франции подобное поведение чревато не только отстранением, но и составлением протокола, который далее рассматривает строгая дисциплинарная комиссия. В итоге ученика могут отчислить из лицея или даже оформить недопуск к любым экзаменам, в том числе и на водительские права.

франция школьники

© Depositphotos

Система образования во Франции

Французская Республика — это не только страна романтических путешествий, высокой кухни и утончённого стиля, но и качественного образования. Несмотря на то, что это европейское государство входит в Болонский процесс, у системы образования во Франции есть свои особенности, о которых мы расскажем в статье.

Из неё вы также узнаете, из каких уровней состоит образование во Франции, можно ли иностранцу поступить во французский вуз и что для этого нужно, и какая стоимость обучения в университетах. Дополнительно поделимся, можно ли получить высшее образование во Франции бесплатно российским студентам и как это сделать.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram, чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Особенности образования во Франции

Это не только национальный девиз Франции, но и один из важнейших принципов французского обучения, который чтят как в общеобразовательных школах, так и в высших учебных заведениях. Среди других также называют:

  • свободу преподавания;
  • бесплатность и доступность;
  • нейтральность, отсутствие категоричности;
  • светскость — даже в католических школах необязательно придерживаться религиозных предписаний.


Франция манит своим неповторимым стилем и лёгкостью

Помимо основных образовательных принципов есть и другие особенности обучения во Франции:

  • обучение в государственных школах и университетах абсолютно бесплатное для граждан страны;
  • стоимость обучения во Франции для иностранных студентов демократичнее, чем, например, в испанских или итальянских вузах;
  • во французских школах своя градация классов: не с 1 по 12, а условно с 12 по 1;
  • если в Швеции или Германии можно поступить на английскую программу и не учить государственный язык, чтобы общаться с окружающими людьми, во Франции без французского никуда — в магазинах и кафе могут возникнуть трудности.

Система образования во Франции: кратко

Система обучения во Франции отличается от образовательных уровней других стран. Чтобы разобраться в нюансах, мы составили таблицу, в которой кратко указали все ступени начального, среднего и высшего образования во Франции:

Начальное образование во Франции

Среднее образование во Франции

Высшее образование во Франции

Детский сад (необязательное): для детей от 2 до 5 лет (3 года).

Колледж (обязательное): для детей от 11 до 15 лет (4 года).

Короткое высшее образование: 2-3 года.

Начальная школа (обязательное): для детей с 6 до 11 лет (5 лет).

Лицей: для молодых людей с 15 до 18 лет (3 года):

Длительное высшее образование:

лисанс (бакалавриат) (3-4 года);

магистратура (2 года);

докторантура (3-4 года).

Профессиональные училища: с 15 до 17 лет (2 года).

Начальное образование во Франции

Начальное образование включает в себя как дошкольное необязательное, так и первую ступень школьного обязательного образования. Давайте подобрее рассмотрим, как выглядит каждый уровень.

Закон об образовании 1959 года позволил ввести в стране обязательное обучение для детей до 16 лет. Это нововведение удалось распространить на всю Францию только к 80-м годам XX века.

Дошкольное образование во Франции

Дошкольное образование имеет свою структуру:

  • ясельная группа (от 3 месяцев до 3 лет);
  • младшая группа (3-4 года);
  • средняя группа (4-5 лет);
  • старшая группа (5-6 лет).

Старшая группа относится к начальной школе и даёт хорошую подготовку для того, чтобы приступить к обязательному обучению в шестилетнем возрасте.


Некоторые детские садики во Франции выглядят очень креативно

Какие цели у дошкольного образования:

  • учить ребёнка общаться и проявлять себя;
  • знакомить с окружающим миром;
  • развивать воображение и творческие способности;
  • обучать письму и счёту;
  • готовить к школе.

Начальная школа

Перед поступлением ребёнок проходит небольшое тестирование. Это помогает педагогам оценить уровень первоначальных знаний и распределить детей по классам.

Обучение в начальной школе состоит из пяти этапов:

  • подготовительный курс;
  • два элементарных курса;
  • два средних курса.

Среднее образование во Франции

Структура среднего образования во Франции состоит из двух этапов:

  • колледж — 4 года обучения;
  • лицей — 3 года обучения, или профучилище — 2 года обучения.

Колледж

  1. Адаптационный: ученики изучают общеобразовательные предметы.
  2. Центральный: появляется второй иностранный, естественно-научные предметы и латынь.
  3. Ориентационный: узкоспециальные предметы, которые выбирают сами обучающиеся.

После окончания колледжа выпускники могут продолжить обучение в лицее или пойти в профессиональное училище.

В конце XIX века во Франции появились женские колледжи. Это были открытые учебные заведения пансионного типа, в которых молодые француженки могли получить среднее образование. Преподавали в таких учреждениях, как правило, выпускницы католических семинарий.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Лицей

  • гуманитарное;
  • экономическое;
  • естественно-научное.

Или поступает в отдельный технологический лицей.

Профессиональные училища

В профессиональные училища после колледжа идут те, кто хочет освоить рабочую специальность и пойти зарабатывать деньги. Обучение здесь длится всего два года, по итогам которого выдаётся сертификат, подтверждающий профессиональные навыки. Поступать в университеты или высшие школы с таким документом об образовании нельзя.


Экзамен на BAC требует от лицеистов хорошей подготовки

Высшее образование во Франции

Среди списка топ-100 лучших университетов мира за 2020 год оказалось всего два французских вуза: Париж Сьянс Леттр (Paris Sciences et Lettres) — 46 место и Университет Сорбонна (Sorbonne) — 87 место.

Несмотря на то, что французские вузы редко попадают в мировые рейтинги, их дипломы высоко ценятся в глазах потенциальных работодателей. Особенно благосклонно относятся к выпускникам Высшей нормальной школы, университетов имени Пьера и Марии Кюри, Страсбургского и других престижных учебных заведений.

Система высшего образования во Франции имеет свою специфику. Так, в стране существует два типа обучения:

  1. Короткое высшее образование — длится до трёх лет, даёт нужные знания тем, кто хочет профессионально развиваться в сфере промышленности или услуг.
  2. Длительное высшее образование — включает в себя три образовательные ступени: бакалавриат, магистратуру и докторантуру.

Длительное высшее образование

Длительная траектория высшего образования соответствует Болонскому процессу и состоит их трёх уровней, которые дают возможность получить дипломы международного образца:

  1. Лисанс (бакалавриат).
  2. Магистратура.
  3. Докторантура (аспирантура).

Получить высшее образование можно в разных учреждениях образования:

  • государственных университетах;
  • высших школах;
  • специализированных институтах.

Государственные университеты

Задаётесь вопросом: как получить бесплатное обучение во Франции? Поступать в государственный университет. Во Франции 85 вузов с практически бесплатным обучением даже для иностранцев. Оплачивать нужно только административный сбор, который включает в себя учебники, посещение университетской библиотеки и другие организационные вопросы. В среднем он может составлять 300 евро в год. Дополнительно стоит просчитать расходы на проживание, питание и жизнь во Франции. Студенческую визу могут не дать иностранным студентам, если у них нет финансовой возможности тратить в месяц 1 000 евро.

Все расходы по обучению берёт на себя французское государство. Так, каждый студент обходится республике в 7 000 евро в год.

Вступительных экзаменов во французских государственных университетах не предусмотрено. Абитуриентам необходимо лишь предоставить диплом BAC и другие необходимые документы. А вузы обязаны принимать всех, кто соответствует вступительным критериям. Это влечёт определённые трудности:

  • слишком большое количество учащихся;
  • нехватка учебников и обучающих материалов;
  • низкое качество образования.

Высшие школы

Однако не все высшие школы готовы принимать иностранных студентов, поэтому всегда уточняйте на сайте заведения условия и правила поступления.

Особое место среди высших школ занимает Национальная школа администрации. Поступить в неё очень тяжело, но зато перед её выпускниками открываются невероятные карьерные перспективы. Так, большинство из них после учёбы находят своё место в политической жизни страны, государственной администрации или международных компаниях.

Специализированные институты

Специализированные школы обучают узкопрофильных специалистов. Для поступления необходимо сдать вступительные экзамены.

Система оценок во Франции

Несмотря на то, что Французская Республика — участница Болонского процесса, в стране действует своя 20-ти балльная система оценок. Но даже не старайтесь получить самый высокий балл — во французских университетах его никому не ставят. Критерии оценки выглядят примерно так:

  • на 20 баллов не знает никто;
  • 19 баллов — уровень знаний преподавателя;
  • 18 баллов — уровень знаний гениального студента;
  • 15-16 баллов — высокий уровень знаний;
  • 10 баллов — проходная оценка.

Если студент получает отметку ниже 10 баллов, то это сигнал, что ему стоит подтянуть свои знания по предмету.

Во французских университетах очень высокий показатель отчислений. До выпуска иногда доходит всего 30% учащихся. Это связано со сложностью образовательных программ во Франции и высокими требованиями к студентам.

Лучшие высшие учебные заведения Франции

  1. Высшая нормальная школа, Париж. Появилась в 1794 году, во время Великой Французской революции. Считается центром европейской научной мысли, куда отбирают только лучших студентов. Самые сильные факультеты: философский, математический и физический.
  2. Университет имени Пьера и Марии Кюри, Париж. Основан в 1971 году, изначально входил в естественно-научный факультет Сорбонны. Сегодня — это крупнейший медицинский центр страны. Однако университет выпускает не только сильных медиков, но и математиков, химиков, биологов, астрономов и инженеров в сфере машиностроения.
  3. Университет Париж-Юг 11, Париж. Один из лучших исследовательских центров Франции, основанный в 1970 году. Самые сильные факультеты: фармацевтический, медицинский, физический.
  4. Страсбургский университет, Страсбург. Один из старейших образовательных центров Франции, возникший на основе протестантской гимназии в 1621 году. Специализация — социальные и гуманитарные, а также естественно-научные дисциплины. Интересный факт: 20% студентов университета — иностранцы.
  5. Политехническая школа, Париж. Основана в 1974 году и считается лучшим вузом по подготовке специалистов инженерного дела и естественных наук.
  6. Университет имени Жозефа Фурье, Гренобль. Год основания государственного вуза — 1811. Стабильно входит в десятку лучших вузов Франции и предлагает сильные образовательные программы по инженерному делу, медицине, естественным наукам, физике и химии.
  7. Университет Дени Дидро, Париж. Появился после распада Сорбонны в 1970 году и заслуженно входит в 5% лучших университетов мира по качеству образования. Сильные факультеты: медицинский, естественных наук, математики, физики и химии.


Сорбонна в Париже

Обучение во Франции для русских

Высшее образование во Франции доступно для иностранных студентов, в том числе и для русских. Поступить во французский вуз можно двумя способами:

  • поехать по программе студенческого обмена;
  • поступить самостоятельно.

Программы студенческого обмена во Франции

Между французскими и российскими вузами существуют программы межвузовского обмена. Они бывают трёх типов:

  • краткие программы, чтобы выучить французский язык;
  • партнёрские программы обмена;
  • длительные программы обучения на семестр или год.

Чтобы стать участником одной из таких программ, необходимо уточнить в международном отделе вуза, есть ли такая возможность и какие условия участия. Как правило, программы обмена доступны лучшим студентам университета, которые показывают высокие результаты в учёбе.

Как поступить в университеты Франции самостоятельно

Образование во Франции для русских часто доступно только после прохождения подготовительных курсов, которые действуют при государственных университетах. Для поступления также необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • скан копии загранпаспорта;
  • свидетельство о рождении;
  • нотариально заверенная копия перевода на французский язык аттестата или диплома об образовании; на французском языке; от учителей или преподавателей на французском языке;
  • резюме с краткой автобиографией;
  • сертификат с результатами экзамена TCF, DELF/DALF для французского языка;
  • сертификат с результатами экзамена IELTS, TOEFL для англоязычных программ;
  • перевод копии трудовой книжки для тех, кто работает.

Все документы загружаются в электронном виде на общем сайте. Чтобы ничего не перепутать, необходимо выбрать нужный вуз и чётко следовать инструкции.

Для поступления в высшие школы необходимо пройти обязательное обучение на специальных подготовительных курсах, получить сертификат о сдаче экзамена по программе ESABAC и подавать документы только через сайт выбранной школы.

Стоимость обучения во Франции

Сколько стоит обучение во Франции? Цена в высших учебных заведениях может сильно варьироваться. Это зависит от нескольких факторов:

  • престижности университета и его рейтинга;
  • формы принадлежности: частные вузы стоят дороже, чем государственные;
  • программы обучения: магистратура и докторантура дороже;
  • языка, на котором ведётся обучение: цены на английские программы выше.

Так, стоимость обучения может составлять от 300 до 42 000 евро в год. Однако даже в государственных университетах студенту может быть сложно в финансовом плане, ведь необходимо учитывать расходы на проживание. В Париже они могут составлять от 1 500 евро в месяц, в других городах — от 1 000 евро.

Иностранным студентам также доступно дистанционное обучение во Франции. Многие вузы разрабатывают образовательные программы и курсы, которые можно посещать онлайн. Это позволит студенту сэкономить деньги на жилье, питании и переездах, получая при этом высшее образование во французском университете дистанционно.

Гранты на обучение во Франции

Даже учёба в государственных вузах может быть затратной, поэтому во Франции действуют стипендии и гранты, на которые могут претендовать не только французские, но и иностранные студенты. Самые известные из них:


Стипендия станет отличной поддержкой для студента во Франции во время обучения

Как получить стипендию во Франции

Как стать обладателем финансовой помощи от своего вуза или правительства Франции или России? Зайти на сайт программы и изучить условия. Но есть и универсальные правила:

  • иметь отличные достижения в учёбе: получать высокие баллы по профильным предметам, участвовать в олимпиадах и конференциях, публиковать научные статьи;
  • разрабатывать актуальный исследовательский проект, который интересен научному сообществу;
  • написать мотивационное письмо, которое покажет, почему именно вы должны получить стипендию;
  • оформить документы, учитывая все требования, указанные в правилах.

Теперь вы знаете, как выглядит структура образования во Франции и что нужно делать, чтобы поступить во французский вуз. А чтобы претендовать на бесплатное обучение во Франции, стоит хорошо учиться и получать высокие баллы за письменные работы. Нужна помощь с последним? Смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

Читайте также: