Подумайте почему реформа вызвала недовольство консерваторов 1874 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформы Столыпина не осуществились, во-первых, из-за гибели реформатора; во-вторых, у него не было опоры, в российском обществе и он остался один по следующим причинам:
- крестьянство на Столыпина озлобилось, потому что у них отнимали землю, и община стала революционизироваться;
- дворянство было в целом недовольно его реформами;
- помещики испугались реформ, т. к. кулаки, выделившиеся из общины, могли разорить их;
- Столыпин хотел расширить права земств, дать им широкие полномочья, отсюда недовольство бюрократии;
- он хотел, чтобы правительство формировало Госдуму, а не царь, отсюда недовольство царя и аристократии;
- церковь тоже была против реформ Столыпина, потому что он хотел уравнять все религии.

Что позволяет назвать реформы 1861—1874 гг. либеральными?

• коронный и мировой суды

• всеобщая воинская повинность

• М. Т. Лорис-Меликов


1. Судебная реформа 1864 г. Отменяя крепостное право, реформаторы во главе с Александром II понимали, что за этим должны последовать другие преобразования — в судебной системе, местном самоуправлении, военном деле и системе просвещения.

Разработка судебной реформы началась в 1861 г. и продолжалась до ноября 1864 г., когда император утвердил новые судебные уставы. В соответствии с ними в стране вводились два вида судебных учреждений — коронный и мировой суды.

Мировые судьи избирались населением из дворян не моложе 25 лет, они рассматривали мелкие гражданские дела и административные правонарушения. Коронный суд имел две инстанции — окружной суд (судебный округ, как правило, совпадал с губернией) и судебную палату, объединявшую несколько судебных округов. Коронные судьи назначались правительством и занимались серьёзными уголовными преступлениями. Высшей кассационной инстанцией оставался Сенат.

Судебная система после 1864 г.



Волостной суд. Художник М. И. Зощенко

Впервые в России суд стал бессословным, равным для всех, а судьи — независимыми и несменяемыми. Судебный процесс сделался гласным (публичным) и состязательным. В зале суда присутствовал не только прокурор (обвинитель), но и присяжный поверенный (адвокат). Появились особые чиновники судебного ведомства, которые вели предварительное следствие, изъятое из ведения полиции.

Не менее важным стало введение суда присяжных, которые выносили вердикт о виновности обвиняемого в соответствии с представлениями, разделявшимися большинством населения. Решения присяжных, таким образом, отражали уровень юридической грамотности в стране. Их приговор мог быть обжалован только в Сенате.

Окончательно строительство новой судебной системы в России завершилось лишь в 1896 г.

Даже после реформы судебная система сохраняла некоторые черты сословного судопроизводства. Существовали духовный суд по делам церковным и военный — для военнослужащих. Царских сановников — сенаторов, членов Государственного совета, министров, генералов — за совершённые ими преступления судил Верховный уголовный суд, юрисдикция других судебных учреждений на них не распространялась.

1. В чём заключалась судебная реформа?

2*. Докажите, что судебная реформа носила либеральный характер.

2. Реформа земского и городского самоуправления. Положение о реформе местного самоуправления готовилось с 1860 г. В нём предусматривалось даже учреждение при Государственном совете съезда земских гласных (депутатов) для обсуждения некоторых законов. Однако от этой идеи власти позже отказались, опасаясь возникновения в обществе конституционных настроений.

Положение было утверждено в 1864 г. Согласно ему земские собрания и управы создавались в уездах и губерниях. Они избирались на трёхлетний срок. Правительство ввело земства в 34 из 78 российских губерний.

Земства объявлялись всесословными органами: дворянство составляло в уездных земствах 42%; крестьянство — 38; купечество — 10; духовенство — 6,5; прочие — 3,5%. Земские органы находились под неусыпным контролем и центральной, и местной власти — министра внутренних дел и губернаторов. Так же обстояло дело и с введёнными в 1870 г. в городах городскими думами.

Несмотря на все трудности, результаты деятельности земств и городских дум впечатляли — они строили и содержали дороги, больницы, школы, приюты.


У земской больницы. Художник Н. П. Загорский

1. Какова была компетенция земств?

2. С какой целью создавались земские и городские органы самоуправления?

3. Реформы в сфере образования и цензуры. Летом 1863 г. Александр II утвердил новый университетский устав, разработанный Министерством народного просвещения под руководством А. В. Головнина. Университеты должны были иметь четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Устав восстанавливал автономию университетов — вводились выборность ректора, деканов и профессоров, а также экстерриториальность университетов: их территория теперь была неподвластна представителям администрации и полицейским чинам. Всеми учебными, научными и административно-финансовыми вопросами ведал Совет университета.

Впервые получили доступ к высшему образованию женщины. В России открывались высшие женские курсы.

В 1864 г. были приняты положения о начальных народных училищах, а также о гимназиях и прогимназиях. Они вводили принцип равенства при получении среднего образования представителями всех сословий и вероисповеданий.

Гимназии были разделены на семиклассные классические и реальные. В первых упор делался на изучение классических языков — древнегреческого и латинского, окончившие их получали право поступать в университет без экзамена. В реальных гимназиях было увеличено количество часов, отводимых на изучение математики и естествознания. Их выпускники поступали преимущественно в технические вузы.


Сельская бесплатная школа. Художник А. И. Морозов

1. Какие положения университетского устава 1863 г. свидетельствуют о его либеральности?

2. Какие новшества были введены в 1860-е гг. в системе образования?

4. Военная реформа. Самой продолжительной по времени реформой царствования Александра II стала военная, начавшаяся в 1861 г. и завершившаяся в 1874 г. Она проводилась под руководством военного министра Д. А. Милютина, брата одного из главных разработчиков крестьянской реформы — Н. А. Милютина.

В ходе военных преобразований была изменена система управления армией, её структура, принцип комплектования, проведено перевооружение, улучшена подготовка офицеров, облегчено положение нижних чинов, в армии солдат стали обучать грамоте.

Было решено сократить численность армии в мирное время и создать обученный резерв на случай войны: содержание 2,2 млн солдат (данные на 1856 г.) оказалось слишком затратным для государства.

Согласно уставу о всеобщей воинской повинности 1874 г. всё мужское население страны в возрасте 20 лет подлежало призыву на военную службу, заменившему прежние рекрутские наборы. От воинской повинности освобождались народы Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера и некоторых местностей Кавказа, а также представители духовенства и ряда религиозных сект. В сухопутных войсках срок действительной службы составлял 6 лет, в запасе — 9 лет, на флоте — 7 лет и 3 года соответственно, после чего все отслужившие зачислялись в ополчение, в котором состояли до 40-летнего возраста. Так как количество призывников намного превосходило потребности вооружённых сил, свыше половины из них освобождалось от неё по семейным обстоятельствам, ещё 15% — по физической непригодности, а оставшиеся тянули жребий (в 1874 г. из 725 тыс. призывников военную службу проходили 150 тыс.). Наличие образования существенно сокращало срок службы призывника. Так, имевшие начальное образование служили до четырёх лет, среднее — до полутора лет, высшее — до полугода.


Д. А. Милютин. Неизвестный художник

Мероприятия военной реформы 1861—1874 гг.


Реформа вызывала резкое недовольство консерваторов, но уже первое серьёзное испытание — русско-турецкая война 1877—1878 гг. — показало правоту реформаторов.

1. Какие цели преследовала военная реформа?

2. Какие изменения произошли в армии в результате реформы 1874 г.?

3*. Подумайте, почему реформа вызвала недовольство консерваторов.


М. Т. Лорис-Меликов. Художник И. К. Айвазовский

5. Реформаторские планы Александра II. В конце царствования Александр II, под давлением оппозиционной части общества и уступая просьбам некоторых членов своего окружения, согласился провести реформу политического строя империи. В конце января 1881 г. министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов представил проект изменения государственного управления страной.

Документ предусматривал создание двух подготовительных комиссий, которым поручалась разработка новых законопроектов. В этих комиссиях помимо чиновников должны были заседать представители земств и городских дум.

Планировалось, что новые законопроекты вначале будет одобрять Общая комиссия, объединяющая в своём составе членов подготовительных комиссий. После этого законопроекты поступали бы на утверждение в Государственный совет, в состав которого предполагалось ввести 10—15 выборных депутатов, затем — к императору.

Проект Лорис-Меликова не ограничивал власть монарха, но позволял привлечь к участию в политической деятельности представителей общества. Александр II проект министра одобрил, но утвердить его не успел. 1 марта 1881 г. он был убит народниками-террористами.

1*. Определите, какое место занимал проект Лорис-Меликова в системе реформ, начатых Александром II.

2. К каким последствиям привело бы осуществление этого проекта?

Вопросы и задания

Положения, способствовавшие прогрессивному развитию, носившие либеральный характер

Положения, тормозившие развитие, консервировавшие старые порядки

2. К каким последствиям привело внедрение принципа всесословности в ходе либеральных реформ 1860—1870-х гг.?

3. Можно ли считать проект М. Т. Лорис-Меликова проектом конституции? Обоснуйте своё мнение.

4*. Прокомментируйте мнение историка Г. А. Герасименко:

Приведите примеры, иллюстрирующие противоречивость реформ.

5. Определите, даты каких событий указаны на ленте времени в начале параграфа.

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Что позволяет назвать реформы 1861—1874 гг. либеральными?

A. Утверждение судебных уставов сделало судебный процесс гласным и состязательным.

Б. Введение органов самоуправления в городах и уездах расширяло права и возможности различных групп населения.

B. Военная реформа укрепила принцип единоначалия в армии.

Г. Реформы в сфере образования способствовали укреплению сословного строя.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

Из Городового положения 1870 г.

2) К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:

. Дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города согласно утверждённому плану; заведывание. устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, и равно и освещением города; дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение. о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счёт города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений

15) Учреждения городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.

16) Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы через каждые четыре года.

17) Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения; 3) если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет сряду пред производством выборов. уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений. и 4) если на нём не числится недоимок по городским сборам.

Преобразования Петра Великого коснулись всех слоев общества. Низшие слои страдали от поборов, повинностей и произвола чиновников, дворяне были недовольны давлением со стороны царя, духовенство возмущало падение престижа Церкви и ухудшение материального положения. В качестве формы протеста низы общества выбирали бунт, а дворяне — заговор.

Стр. 63. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Как изменилось положение податных сословий после реформ Петра I?

Понимая, что постоянно увеличивать налоги нельзя, Петр I в 1718 году провел налоговую реформу. Суть ее была в замене подворного обложения, которое ввел ещё Фёдор Алексеевич, подушной податью. Её с 1724 года выплачивали всё мужчины, принадлежавшие к тягловому сословию.

№ 2. Охарактеризуйте отношение народа к реформам.

Несмотря на попытки Петра пресечь наживу чиновников за счёт просителей, в этом он не преуспел. К тому же состояние казны не давало возможности выплаты чиновникам регулярного жалования. Поэтому мелкие чиновники получили разрешение получать подношения от населения, что вызвало их массовые злоупотребления. Это вызвало острое недовольство в низших слоях общества. Добавляло масла в огонь и раздражение от изменения привычного образа жизни, открытое пренебрежение старыми ценностями.

Стр. 66. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Какие группы населения были инициаторами и участниками Астраханского восстания? Почему?

Протесты, вызванные ухудшением положения низших слоев общества, принимали разные формы: от бегства на окраины страны до восстаний. В 1705-1706 годах произошло восстание в Астрахани. Инициаторами его выступили ссыльные московские и местные стрельцы. К восстанию присоединились посадские люди, недовольные политикой администрации, а также беглые люди, положение которых склоняло их к мятежам.

№ 2. Назовите причину восстания под руководством Кондратия Булавина. Почему Астраханское и Булавинское восстания оказались неудачными?

Причиной восстания под руководством Кондратия Булавина (1707-1708) было нарушение старого написанного закона, запрещавшего искать беглых людей на Дону. Здесь стали действовать отряды солдат, занимающиеся поиском беглых крестьян. Несмотря на то, что правительство оправдывалось Северной войной, казаки серьёзно опасались за свои вольности.

Астраханское восстание (1705-1706) не нашло поддержки в других городах, прежде всего, в Царицыне. Отправленный на усмирение мятежа генерал-фельдмаршал Борис Шереметев, убедил жителей города сдаться.

Причиной поражения восстания Кондратия Булавина было отсутствие единства среди казаков. Старое казачество не желало ссориться с царём. Воспользовавшись неудачей Кондратия Булавина под Азовом, домовитые казаки организовали его убийство. После этого восстание, не найдя поддержки у крепостных крестьян, пошло на спад.

№ 3. Согласны ли вы с тем, что выступление под руководством Булавина — казацкое восстание?

Участниками восстания Булавина были донские и запорожские казаки. Несмотря на их попытки распространить движение и на территории за пределами Войска Донского, оно окончились неудачей. Поэтому это восстание - целиком казацкое.

Стр. 68. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. Художник Н. Н. Ге

В чем состоял конфликт Петра I и царевича Алексея? Каковы, на ваш взгляд, были причины их разногласий?

Недовольными реформами Петра I были представители многих слоев населения, в том числе дворяне и духовенство. Все противники Петровских реформ стали связывать свои надежды с царевичем Алексеем Петровичем, который тоже не принимал нововведений. Глубоко привязанный к матери, Евдокии Лопухиной — первой жене Петра Великого, Алексей тяжело переживал ее ссылку в монастырь. Будучи приверженцем старины, царевич неоднократно заявлял, что вернет все по вступлении на престол. Отчуждение между отцом и сыном возросло после второго брака Петра с Мартой Скавронской в 1711 году. В 1716 году наследник бежал в Священную Римскую империю под защиту Карла VI. Вскоре он был найден и после уговоров согласился вернуться в Россию, где отказался от престола. В ходе начавшегося следствия был раскрыт заговор Алексея против Петра. Он был приговорен к смертной казни, однако умер в Петропавловской крепости, не дождавшись исполнения приговора.

Стр. 69. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Почему противники преобразований Петра I связывали свои надежды с его сыном?

Недовольными реформами Петра I были представители многих слоев населения, в том числе дворяне и духовенство. Все противники Петровских реформ стали связывать свои надежды с царевичем Алексеем Петровичем, который тоже не принимал нововведений. Глубоко привязанный к матери, Евдокии Лопухиной — первой жене Петра Великого, Алексей тяжело переживал ее ссылку в монастырь. Будучи приверженцем старины, царевич неоднократно заявлял, что вернет все по вступлении на престол.

№ 2. В чем суть Указа о престолонаследии?

Указ о наследии престола (1722) появился по причине того, что к этому времени император больше не имел сыновей, котором можно было передать власть. Петр I изменил порядок престолонаследия — теперь наследником мог стать любой член семьи, согласно воле монарха. Данный указ стал одной из причин дворцовых переворотов.

Стр. 69. Вопросы и задания в конце параграфа

№ 1. Прочитайте эпиграф к параграфу. О каких событиях периода правления Петра I идет речь в тексте? Как связаны между собой эти события и Северная война? Почему реформы XVII-XVIII веков привели к массовым народным выступлениям?

В приведенном тексте речь идет о налоговой политике государства конца XVII-начала XVIII века, когда на податное население накладывались многочисленные налоги и повинности. Это было напрямую связано с Северной войной. Для реформирования армии и создания вооружений необходимы были деньги, и их добывали всеми возможными способами. К этому добавлялась коррупция местных властей, не забывавших и о собственном обогащении. Все это приводило к массовым народным выступлениям.

№ 2. Согласны ли вы с тем, что политика Петра I по отношению к дворянству основывалась на идее государственной пользы? Почему при Петре I возникла необходимость в изменении отношений между государством и сословиями?

Смысл идеи государственной пользы в том, что каждый житель страны, будь то крестьянин, чиновник, дворянин или священник, должен своим трудом и служением государству приносить пользу. Однако не все дворяне разделяли его взгляды: одним не нравилось увлечение западной культурой, другие, хотя и принимали новации, были недовольны давлением со стороны царя.

Во время Северной войны и Петровских реформ наиболее тяжелое положение было у низших слоев общества, на которых легли новые денежные повинности. Государство постоянно вводило новые налоги, не беря во внимание материальные возможности крестьян и посадских людей. Тягловые люди платили около 40 прямых и косвенных налогов, а также ряд повинностей. Плюс ко всему люди страдали от произвола местных чиновников, обогащавшихся за счет народа.

№ 3. Почему наиболее крупные народные восстания в период царствования Петра I произошли в Астрахани и на Дону? Почему восстания не затронули Москву или новую столицу?

Царевич Алексей был сыном Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной. Евдокия не воспринимала планы мужа по реорганизации России, поэтому была отправлена в монастырь. Петр, занятый войной со Швецией и реформами, почти не уделял времени сыну. В результате между ними вырастает стена непонимания. Алексей, как и его мать, был противником отцовских преобразований и ждал своего часа, чтобы их отменить. Отчуждение отца и сына укрепилось после женитьбы Петра в 1711 году на Марте Скавронской (в православии — Екатерине Алексеевне). В 1716 году наследник бежал в Священную Римскую империю под защиту Карла VI. Вскоре он был найден и после уговоров согласился вернуться в Россию, где отказался от престола. В ходе начавшегося следствия был раскрыт заговор Алексея против Петра. Он был приговорен к смертной казни, однако умер в Петропавловской крепости, не дождавшись исполнения приговора.

№ 5. Используя текст параграфа и дополнительные источники информации, составьте исторический портрет царевича Алексея.

Царевич Алексей Петрович родился 18 февраля 1690 года. С малолетства Алексей воспитывался матерью, Евдокией Лопухиной. В сентябре 1698 года она была отправлена в Покровский монастырь в Суздале и через 10 месяцев пострижена, а Алексей увезен в село Преображенское. Алексей тяжело переживал расставание с матерью, при том, что Петр практически не уделял внимания сыну. Царевича окружали люди, недовольные преобразованиями в стране. Алексей Петрович боялся отца, не любил его, но с большой неохотой подчинялся его приказам. В октябре 1711 года состоялось бракосочетание царевича и принцессы Шарлотты Вольфенбюттельской. Петр I надеялся, что женитьба изменит сына, но ошибся: у принцессы не было желания действовать в интересах России. 12 октября 1715 года у Алексея и Шарлотты родился сын, Петр (будущий Петр II). Вскоре после рождения сына жена Алексея Петровича скончалась. Отношения между царевичем и Петром еще больше обострились. Алексей Петрович был готов отречься от престола. В 1716 году Алексей бежал в Священную Римскую империю под защиту Карла VI. Вскоре он был найден посланником Петра I, графом Толстым, и после уговоров согласился вернуться в Россию, где отказался от престола. В ходе начавшегося следствия был раскрыт заговор Алексея против Петра. Он был приговорен к смертной казни, однако умер в Петропавловской крепости в 1718 году, не дождавшись исполнения приговора.

Официальная историография изображала Алексея, как ставленника консервативных сил и врага петровских преобразований.

№ 6. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

1) Астраханское восстание; 2) восстание под руководством Кондратия Булавина.

Дата Событие
1705-1706 Астраханское восстание
1707-1708 Восстание под руководством Кондратия Булавина

Стр. 70. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Из Указа о престолонаследии от 16 февраля 1722 года

№ 1. С какими событиями связано появление Указа о престолонаследии? Почему Петр I сравнивает два указа?

№ 2. Предположите, каковы были плюсы и минусы новой системы престолонаследия для государства и царской семьи.

Плюсы. Указ давал равные шансы на власть всем членам династии Романовых. Он свидетельствовал об укреплении абсолютной власти монарха.

Минусы. Указ поколебал представление о царской власти, как данной Богом. Борьба различных группировок, поддерживавших разных претендентов, стала одной из причин дворцовых переворотов.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА. Отмена крепостного права была первой в ряду тех реформ, которые предстояло провести России в 60 – 70-е гг. XIX в. Ликвидировав крепостничество, Александр II и реформаторы в правительстве понимали, что за этим шагом должны последовать другие преобразования – в судебной системе и местном управлении, военном деле и просвещении.

Первой из назревших реформ стало учреждение органов местного самоуправления – земств.

Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Уездные собрания избирались по куриям (разрядам). Ими были частные землевладельцы, сельские общества, городские избиратели. Губернские собрания избирались на заседании уездных из числа гласных (выбранных населением уездов депутатов).

Отметим, что земские органы, согласно закону, были избраны лишь в 33 из 50 российских губерний. Главная же их слабость заключалась в том, что они не могли работать в полную силу, так как не располагали достаточными средствами. Бюджет, утвержденный государством, удовлетворял их реальные нужды только на 80 % .

В развитии земских органов самоуправления были и другие проблемы. Задачи этой реформы различные общественные группировки страны понимали совершенно по-разному. Император считал земства своеобразной компенсацией дворянству, потерявшему возможность использовать бесплатный труд крепостных крестьян. Получив часть власти на местах, полагал Александр II, дворянство восполнит понесенные утраты. Чиновничество видело в земской реформе ничего не значащий пропагандистский жест правительства. Традиционно мыслящее провинциальное дворянство надеялось, что грядущие перемены освободят его от опеки чиновничества. Либеральная же часть общества считала, что земства – единственный способ установить в обществе гражданское согласие. Ведь совместная работа во всесословных органах даст возможность крестьянству и дворянству найти пути к взаимопониманию, лучше узнать друг друга, попытаться выработать решение насущных проблем.

Несмотря на эти сложности, земства добились впечатляющих успехов: дороги, больницы, школы, построенные во второй половине XIX в., напоминают и сегодня о деятельности земских органов. И все-таки возможности земской, как и проведенной в 1870 г. по ее образцу городской, реформы не были использованы в полной мере.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА. Закон о новом судоустройстве и судопроизводстве в России был утвержден в конце 1864 г. Судебная система страны была представлена судами двух уровней – мировыми и окружными. Мировые суды избирались населением и рассматривали мелкие гражданские (главным образом имущественные) и уголовные дела. В назначаемые правительством окружные суды попадали лишь действительно сложные и важные уголовные дела. За Сенатом закреплялось значение высшей кассационной инстанции. В него обращались с просьбой о пересмотре решений окружного суда, мнение Сената было окончательным.

Изменилась система предварительного следствия. До реформы его вела полиция. Теперь предварительное расследование обстоятельств дела было возложено на специальных судебных следователей.

Наиболее значительные шаги в направлении демократизации судебной системы были сделаны при установлении принципов, определявших деятельность судов.

Суд впервые в русской истории стал бессословным. Это значит, что отныне не существовало отдельных судов для дворян, крестьян или горожан. Представители всех сословий без исключения должны были обращаться в мировые и окружные суды и подчиняться их решениям.

Важным принципом судебной реформы стали независимость и несменяемость судей. Они получали высокое жалованье (больше платили судьям только в Англии). Материальная независимость дополнялась административной: лишить судью занимаемой должности мог лишь суд за совершенные злоупотребления.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПОСЛЕ 1864 г.

Суд становился гласным, на его заседаниях присутствовала публика. Понятно, что гласность судопроизводства гарантировала его от грубых нарушений и несколько снижала вероятность вынесения несправедливых приговоров.

Огромное значение имело и внедрение принципа состязательности судопроизводства. В зале суда присутствовал не только прокурор (обвинитель), но и адвокат (защитник). Речи тех и других должны были доказать виновность или невиновность обвиняемого. Удачливый адвокат получал популярность, славу и любовь общества. Защитникам не раз удавалось добиться оправдания подзащитного.

Но наиболее значимым изменением в судопроизводстве стало введение суда присяжных заседателей, который во многом определял судьбу обвиняемых. После разбирательства дела в суде присяжные должны были ответить на вопросы: имело ли место событие, дающее повод для обвинения сидящего на скамье подсудимых? Виновен ли он? Если решение (вердикт) присяжных было оправдательным, то подсудимый немедленно освобождался из-под стражи и никакие новые доказательства его вины, представленные позже, не могли служить основанием для нового судебного разбирательства. Дважды за одно преступление человека судить не имели права.

Судебная реформа считается самой последовательной и радикальной из всех преобразований александровского царствования. К сожалению, она, как и земская, стала объектом многих нападок, искажений, уточнений. Тем не менее русский пореформенный суд обрел известность в мире и снискал в целом симпатии общества.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЦЕНЗУРЫ. Годы, предшествовавшие реформе 1861 г., были годами студенческих волнений. Ограничения, наложенные университетским уставом Николая I, лишение университетов автономии были главными причинами протестов студенчества.

Некоторые министры предлагали Александру II сечь студентов, отдавать их в солдаты. Но император рассудил иначе. По его распоряжению министр народного просвещения А. В. Головнин начал разработку нового университетского устава.

Новый университетский устав был утвержден 18 июня 1863 г. Он восстанавливал автономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли теперь вступить на территорию университета без разрешения его ректора. Делами университетов руководили ученые советы из профессоров, преподавателей и сотрудников. Они избирали ректоров, утверждали учебные планы, замещали вакансии (свободные должности) на кафедрах. А. В. Головнин хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

Цензурная реформа в целом оказалась самой робкой из всех преобразований 60 – 70-х гг. Александр II не доверял пишущей братии, точнее, не доверял обществу, вступать в диалог с которым власть не была готова.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА. Одним из наиболее последовательных и важных преобразований александровского царствования стала военная реформа. Ее начало относится к 1860 – 1861 гг., завершение – к 1874 г. Реформа продолжалась 12 – 13 лет: срок не столь уж значительный, если помнить, что речь шла об армии, одном из важнейших государственных институтов, любимом детище русских императоров.

Успеху этой реформы способствовало то, что руководил ее подготовкой и проведением в жизнь брат уже знакомого нам Н. А. Милютина Дмитрий Алексеевич Милютин.

Ему удалось сделать необыкновенно много: изменить структуру армии, перевооружить ее, обновить и качественно улучшить офицерский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.

В конце 60-х гг. армия сократилась на 400 тысяч человек при общей численности 1,5 млн человек. Была реформирована система управления вооруженными силами: образованы военные округа во главе с наделенными широкими полномочиями и подчиненными военному министру командующими. Были отменены телесные наказания для солдат, срок их службы сокращен до 16 лет. Кроме того, Д. А. Милютин учредил военные гимназии, обучение в которых приблизилось к программам обычной средней школы. Создавались юнкерские училища для подготовки военных специалистов – инженеров, артиллеристов, кавалеристов.

Главное достижение военной реформы – переход от рекрутского набора ко всеобщей воинской повинности. Это дало возможность при минимальных затратах разворачивать в военное время значительные воинские силы за счет подготовленных резервистов. Закон о переходе ко всеобщей воинской повинности был утвержден Александром II 1 января 1874 г. Согласно ему, мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и в 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались их семейного положения и здоровья, а срок военной службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее – полтора года. С 1875 г. Д. А. Милютин ввел в войсках обязательное обучение солдат грамоте и счету. Надо иметь в виду и то, что в мирное время в армию призывалось не более 25 – 30 % мужчин призывного возраста.

Военная реформа, вызывавшая резкую критику консерваторов, готовилась и проводилась чрезвычайно осторожно и основательно. Император не раз отступал под натиском противников преобразований. Но уже первое серьезное испытание – русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. – показало высокий уровень боевой подготовки армии.

ПРОЕКТ М. Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВА. Жизнь Михаила Тариеловича Лорис-Меликова была связана с армией и с Кавказом. Отсюда он был родом, здесь начинал службу, здесь к нему пришла известность. В русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. он отлично зарекомендовал себя на посту командующего корпусом на Кавказском фронте. Вскоре после окончания войны его бросили на борьбу с чумой, вспыхнувшей под Царицыном, и он вновь победил, попав после этого в поле зрения императора. В 1879 г. Михаила Тариеловича назначили генерал-губернатором Харьковской губернии, и он стал полновластным повелителем 12 млн человек. И здесь М. Т. Лорис-Меликов повел себя не совсем обычно. Он попытался привлечь на свою сторону общество, прежде всего прессу, чтобы выбить почву из-под ног революционеров. Его отличали терпимость к чужим мнениям, простодушие и здравый смысл, он верил в прогресс человечества и боялся, что Россия может отстать от него. Слабостью М. Т. Лорис-Меликова, назначенного в 1880 г. министром внутренних дел, было то, что он мало знал Европейскую Россию и особенности управления ею. Отсюда его несколько легкомысленное отношение к революционному движению, которое генерал считал наносным, случайным, не имеющим в обществе корней явлением. К тому же М. Т. Лорис-Меликов был чужим в Петербурге, не имел связей при дворе и в высшей администрации. Для придворных и бюрократических интриг он был вполне уязвим. Ему казалось, что главное – это составить удачный план реорганизации высших государственных органов, который силой царского авторитета сам собой начнет претворяться в жизнь.

Дмитрий Алексеевич Милютин (1816 – 1912)

26 января 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов представил Александру II доклад, намечавший дальнейшее преобразование государствен – ного управления. План предусматривал создание временных подготовительных комиссий, подобных Редакционным комиссиям конца 50-х гг. Помимо чиновников, в комиссии должны были войти представители земств крупнейших губерний. В задачу комиссий входили выработка новых законопроектов, корректировка крестьянской, земской и других реформ, решение некоторых финансовых проблем. Подготовленные проекты предполагалось внести в Общую комиссию, также состоявшую из представителей чиновничества и земств. После ее одобрения проекты должны были поступить на утверждение в Государственный совет и к императору.

Идеи, изложенные в докладе М. Т. Лорис-Меликова, как считают, могли бы способствовать появлению в России конституции. Конечно, все могло ограничиться и созданием еще одного совещательного органа при монархе. Дальнейшая судьба проекта генерала зависела от очень многих обстоятельств, соотношения сил при дворе и в обществе. Александр II проект одобрил, что свидетельствовало о его готовности к серьезным политическим преобразованиям, но утвердить его не успел. 1 марта 1881 г. император был убит народовольцами.

Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825 – 1888)

Крестьянская реформа высвободила творческую энергию десятков миллионов крепостных, дала мощный толчок развитию рыночных отношений, позволила совершить экономический рывок, превратила крестьян-рабов в граждан Российской империи. Но она сохранила при этом помещичье землевладение, обременила крестьянское хозяйство непосильным выкупом, увековечила общинное землевладение и землепользование, которые тормозили предпринимательскую инициативу крестьян и промышленников.

Не были реализованы и все возможности земской реформы. Дело прежде всего в том, что земства не стали действительно всесословными органами самоуправления. Крестьяне в них, конечно, заседали, но в целом земства оставались органами дворянскими. К сожалению, они не могли в полной мере выполнять возложенные на них функции: правительство не отпускало даже тех денег, которые им были положены. Наконец, земствам не нашлось места в системе органов государственного управления. Наладить плодотворное взаимодействие с местным государственным аппаратом им так и не удалось.

С 70-х гг. начиналось наступление на судебную реформу. Новые судебные органы, как и земства, раздражали правящую бюрократию. Независимые судьи, адвокатура, присяжные заседатели не вписывались в традиционную политическую структуру страны. Через 10 – 12 лет после введения судебных уставов правительству удалось ограничить принцип несменяемости судей, изъять из ведения суда присяжных дела по политическим преступлениям, изменить состав прокуроров, урезать права адвокатов.

Многое здесь зависело от монархии, ее способности пойти навстречу потребностям времени. К политическим же реформам она готова не была.

Социально-экономические изменения чем дальше, тем больше опережали политические. В этом противоречии таились серьезные угрозы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Расскажите о содержании земской реформы, дайте оценку проведенных мероприятий.

2) Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Какая связь существует между ними?

3) Дайте характеристику военной реформы. Почему для ее проведения понадобилось больше 10 лет?

4) Почему именно судебная и земская реформы вызвали наиболее резкую критику со стороны противников преобразований?

5) Почему проект М. Т. Лорис-Меликова иногда называют конституционным? Ответ объясните.

6) Дайте определения понятий: гласные, присяжные заседатели, автономия университетов, всеобщая воинская повинность.

7) Рассмотрев схему на с. 138, скажите, какова была роль съезда мировых судей, судебной палаты и Правительствующего сената в судебной системе России.

СОБЫТИЕ – СОВРЕМЕННИК
О МИНИСТРАХ АЛЕКСАНДРА II

1) Почему, по вашему мнению, показывал язык статуе Гуттенберга царедворец Потапов?

СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА II И РЕАКЦИЯ НА НЕЕ В ОБЩЕСТВЕ

2) Чем объясняет автор воспоминаний равнодушие посетителей клуба к гибели императора? Согласны ли вы с этим объяснением? Почему?

ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗНОГОЛОСИЦА, ИЛИ КТО ПРАВ?

Россия стала другой. Был сделан пусть первый, но заметный шаг по пути превращения страны в буржуазную монархию. Можно сказать, что тип российской жизни определился на несколько десятилетий, по меньшей мере до 1905 г. Часто и постоянно пишут, что реформы могли быть много лучше. Осмелимся заметить, что за короткий срок было все же сделано немало: так оценивать велит принцип историзма, меряющий события по законам той эпохи, а не по критериям более поздним.

ЗАГАДКА ОТ ПОЭТА

Объясните, что имел в виду поэт.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: