Подход в котором здоровье рассматривается как функциональная динамическая система принадлежит школе

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Здоровье как проблема современного общества.

Основные аспекты:

Различные подходы к пониманию здоровья

Факторы, формирующие здоровье человека

Здоровье как ресурс социализации человека

Основные понятия:

Индивидуальное / групповое / общественное здоровье

Физический компонент здоровья

Психический / психологический компонент здоровья

Социальный компонент здоровья

Духовно-нравственный компонент здоровья

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего Такое положение требует специальных действий, направленных на популяризацию идей здорового образа жизни, на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые могли бы изменять существующую практику: привлечь как можно больше детей к занятиям по формированию навыка ЗОЖ, организовать их оздоровление при помощи всесторонних средств.

Как сложное, многомерное явление современного мира, здоровье исследуется с позиций разных наук (философии, медицины, психологии, социологии, педагогики и т.д.).

Предлагается множество формулировок, определяющих его, что, бесспорно, позволяет представить здоровье как явление комплексное, разноуровневое и многоаспектное. В 1980-е годы П.И. Калью проанализировал 79 разнообразных определений здоровья (а на сегодня их насчитывается более 300) и выделил четыре концептуальных модели: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную, ценностно-социальную.

В последние десятилетия в научной литературе активно обсуждается также биоэтическая модель.

Концепции здоровья в рамках биомедицинской модели предлагают рассматривать этот феномен с точки зрения процесса адаптации человека как биологического вида к условиям обитания. В этом случае объективные показатели здоровья отражают морфофункциональные особенности организма, реакции органов и систем человека на воздействия окружающей среды и степень приспособления организма к ним.

Биосоциальная модель в целом продолжает логику биомедицинской модели, однако рассматривается воздействие не только природного, но и социального окружения. Таким образом, здоровье (по Р.П. Баевскому) – возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека.

Биоэтическая модель объединяет концепции здоровья, включающие нравственные аспекты жизнедеятельности. Таким образом, здоровье понимается как результатжизнедеятельности, не нарушающей моральных устоев и нравственных принципов, гармонии с собой и окружающим миром, мыслей и поступков созидающего характера.

Вернемся к настоящему времени. Профессор А.Г. Щедрина, отмечая, что здоровье является главным богатством любого государства, указывает на парадоксальное отсутствие национальной концепции здоровья человека (концепция развития здравоохранения – это далеко не то же самое). Исследователь считает, что здоровье является целесообразным (разумным) сочетанием определенных качеств, позволяющих человеку жить (здравствовать), в различной степени реализовывать биологические и социальные функции. Можно согласиться с ученым в том, что здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), что уровень здоровья напрямую связан с качеством жизни, психологическим удовлетворением и социальным комфортом.

Таким образом, логично при описании этого свойства говорить об уровне здоровья (низком, среднем, высоком), о формировании и развитии здоровья (деятельности индивида, имеющей положительный или отрицательный вектор и ориентированной на изменение текущего состояния – в отличие от сохранения здоровья , т.е. стремления зафиксировать тот уровень, который есть на текущий момент), об отношении к здоровью (т.е. о субъективном восприятии своего состояния, знании о нем, о мировоззренческих принципах, положенных в основу деятельности, касающейся своего здоровья).

Подходы к пониманию здоровья

Подход – особый ракурс понимания предмета исследования. В современных педагогических системах реализуется несколько подходов к пониманию здоровья, однако все они имеют антропоцентристскую основу, что соответствует сути современного общественного уклада.

С позиций аксиологического подхода (ориентированного на воспитание человека, формирование у него системы ценностей), здоровье признается приоритетной универсальной и социальной ценностью и, собственно, в таком качестве занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека (А. Я. Иванюшкин, Ю. В. Науменко, В. П. Петленко, А. В. Сахно, Б. Г. Юдин и др.).

В соответствии с личностно-деятельностным подходом (через призму становления личности в процессе ее повседневной деятельности), здоровье рассматривается как характеристика личности, формирующаяся в его деятельности и являющаяся результатом этой деятельности (В. И. Белов, Т. Ф. Орехова и др.).

Приверженцы акмеологического подхода (направленного на содействие самореализации, самоактуализации индивида) рассматривают здоровье как показатель жизненного благополучия человека и результат его саморазвития (А. А. Деркач, Н. M. Полетаева и др.).

Согласно компетентностному подходу (с позиций формирования способности человека к какой-либо деятельности), здоровье представляет собой способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию, то есть выступает не результатом влияния внешних условий и сопротивления им, а проявлением внутренней созидательной активности в процессе жизнедеятельности (В. А. Лищук, Е. В. Мосткова и др.).

В этом случае здоровье представляется оптимальным функционированием и развитием человека в духовном плане (осознанная ответственность в социальной и более широких системах жизнедеятельности вплоть до биосферы и ноосферы), в когнитивной (разумный оптимизм и наличие здоровьесберегающих установок) и психоэмоциональной (эмоциональная уравновешенность) сферах, а также применительно к биологическому телу (энергичность и физические возможности). В соответствии с холистическим пониманием здоровья, его основой выступают высокие системные уровни человека. Соответственно, более существенное влияние на соматическое здоровье имеют психические факторы.

Компоненты здоровья

Соматический компонент – наличное (актуальное) состояние органов и систем органов человеческого организма.

Физический компонент – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма, обеспечивающий приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психический компонент – состояние психической сферы человека; состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту). М.Ю. Стожарова указывает, что показателями психического благополучия являются следующие:

1) поведение, мысли и чувства, адекватные окружающим условиям и событиям;

2) социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

3) положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

4) равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

Психологический компонент – состояние личностной сферы, имеющее такие характеристики, как позитивная Я-концепция, стрессоустойчивость, способность конструктивно взаимодействовать с окружающим миром и ряд других (комплекс значений, описанный выше по М.Ю. Стожаровой). Данное понятие было введено в научный обиход И.В. Дубровиной (2004) с целью выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. Портрет психологически здорового человека (по М.Ю. Стожаровой) выглядит так: это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией; такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Однако здесь (духовно-нравственным), что признает и сам исследователь.

Нравственный компонент – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

В научно-методической литературе встречаются также и другие компоненты, которые пересекаются с вышеназванными, более выпукло обозначая какой-то из их - аспектов:

Эмоциональный компонент (эмоциональное благополучие) человека – это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие, основой которого является удовлетворение биологических и социальных потребностей (в трактовке Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной).

Интеллектуальный компонент – способность человека к критическому мышлению, рациональному пользованию информацией.

Социальный компонент – адекватность поведения человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах; удовлетворенность жизнью; адекватность восприятия и исполнения человеком социальных и гендерных (соответствующих полу) ролей.

Сексуальный компонент – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, повышающих коммуникабельность и способность к любви.

В медицинской литературе, описывающей практику профилактической деятельности, том числе среди детей и подростков, встречается репродуктивный компонент – состояние благополучия репродуктивной системы (репродукция – воспроизводство), ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье.

Факторы, формирующие здоровье человека и общества

В связи с ростом детско-подростковой заболеваемости важно обратить внимание на изучение факторов риска, влияющих на здоровье детей. Факторы риска принято делить на биологические и социальные и рассматривать их с позиций индивидуального, группового и общественного здоровья. Под индивидуальным здоровьем понимают здоровье отдельно взятого человека, характеризующееся гармоничной совокупностью структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих его оптимальную жизнедеятельность. Общественное здоровье рассматривается как здоровье населения всего государства, региона, области, города, которое определяется совокупностью индивидуальных характеристик, выраженных в статистических и демографических показателях. Групповое здоровье – усредненные показатели здоровья малых групп – социальных, этнических, классных, школьных коллективов и т.п.

К числу социальных факторов медицина относит жилищные условия, уровень материального обеспечения, образованности, состав семьи и т. д. В числе биологических факторов риска выделяют возраст родителей, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении и др. Кроме того, рассматривают психологические факторы риска – психологические загрязнения (эмоциональные переживания) как результат действия биологических и социальных факторов.

Факторы риска в педагогике связаны с учебной нагрузкой, условиями обучения и особенностями взаимоотношений в образовательной среде.

Классифицируя факторы, влияющие на здоровье школьника, специалисты

института возрастной физиологии РАО (М.М. Безруких и ее коллеги) выделяют

эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). К эндогенным относятся:

возрастные (особенности развития учащегося);

половые (различия между мальчиками и девочками);

наследственные (генетические), среди которых наблюдаются типологические (связанные с типом телосложения, темперамента и т.п.) и индивидуальные;

история развития ребенка (нарушения развития, перенесенные заболевания, в том числе травмы).

К экзогенным (внешним) факторам относятся:

1) внешкольные:

абиогенные (например, климатические);

биогенные (зависящие от воздействия животных и растений);

техногенные (зависящие от технических устройств);

социогенные (зависящие от влияния общественных явлений или событий);

социальные (семейные, социокультурные);

2) внутришкольные:

педагогические (учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания);

физиолого-гигиенические (режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия);

Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории: неизбежные (с ними необходимо считаться, но нет способа их изменить – сюда относятся все эндогенные), корректируемые (действие которых можно в некоторых случаях регулировать) и устранимые (негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить).

стрессовая педагогическая тактика;

интенсификация учебного процесса (перегрузки);

несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника;

преждевременное начало дошкольного систематического обучения;

несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;

отсутствие четкой системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма, действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет, ежедневно).

Одиннадцатилетние российские дети являются лидерами по числу курящих: не менее одного раза в неделю курят 5 % мальчиков и 4 % девочек, что крайне негативно сказывается на их здоровье в дальнейшем. В частности, отмечаются высокие корреляционные связи между курением и функциональными нарушениями со стороны сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и дыхания.

7 % российских учениц и 10 % учеников одиннадцати лет употребляют алкоголь по меньшей мере один раз в неделю (по данному показателю Россия уступает только Украине). Специально проведенные исследования НЦЗР РАМН отмечают высокую корреляционную связь между употреблением алкоголя и ростом функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой и эндокринной систем, органов пищеварения, обменных нарушений, что является крайне негативным в период морфофункционального развития организма.

В целом, факторы риска, связанные с поведением, имеют значительное разрушающее воздействие на состояние здоровья растущего организма, его формирование и его уровень в будущем. Исключение влияния данных факторов возможно только усилиями самого человека, его волеизъявлением, что имеет прямую связь с уровнем его ответственности в своих поступках и осознанности своих действий.

Таким образом, деятельность образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся должна быть спроецирована на основной вид предоставляемых услуг – образовательные услуги, в связи с чем ключевой идеей этой деятельности является личностное развитие субъектов образовательного процесса (прежде всего обучающихся) с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, присвоение обучающимися социально приемлемых норм и моделей поведения, связанных со здоровьем и образом жизни, реализация каждым ребенком индивидуальной траектории развития собственного здоровья.

Использованная литература

2. Леван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно-методическое пособие / Т.Н. Леван. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 224 с.

3. Макеева А.Г. Научно-методические аспекты проблемы формирования основкультуры здоровья у детей и подростков // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции: Коллективная научная монография / Под ред.Т.Н. Леван. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 71-89.

4. Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 208 с.

46. Интерпретация идеала человека, перевод его в плоскость стратегической цели образовательной деятельности — это:
• парадигма педагогическая

47. К пониманию проблемы экономической эффективности образования в конце XIX в. приближался русский педагог-компаративист:
• П.Г. Мижуев

48. Какая-либо целостная система или широкое многогранное явление, на которое направлено исследование, выполняет в нем функцию
• объекта

49. Кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, лежит в основе __________________ обучения.
• программированного

51. Крайнее леворадикальное направление, считающее существующую школу вредным архаизмом, приносящим только вред обществу и детям; ведущее поиск принципиально новых форм взаимодействия с подрастающим поколением, часть которых имеет анархистский характер называется:
• антипедагогическим направлением реформирования

52. Крупный международный проект, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета, — это:
• ЭРАЗМУС

53. Люди, абсолютно не умеющие читать и писать, относятся к:
• элементарно неграмотным

54. Люди, учившиеся ряд лет в школе, но не сумевшие приобрести или утратившие навыки беглого чтения и элементарно грамотного письма; не могут разобраться в инструкциях, касающихся обращения с механизмами, химическими реактивами, излагающих правила безопасности на производстве, относятся к:
• функционально неграмотным

55. Междисциплинарная область знаний, направление научной деятельности, важнейшей целью которой является переориентация мировых достижений в области образования и воспитания в соответствии с целями развития региональной (европейский регион) педагогической науки и практики, — это:
• международное педагогическое науковедение

56. Междисциплинарная область знаний, развивающаяся на стыке педагогики и лингвистики, призванная систематизировать понятийный аппарат современной международной педагогической науки, — это:
• международная педагогическая лексикография

57. Междисциплинарные учебные формы, укорененные в идеях объединения и синтеза, согласно общей теории конвергенции и базирующиеся на понимании того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования, которое обобщает традиционно разделенные дисциплины, переструктурирует установленные дисциплины, вносит коррективы в проблемы специализации, называются:
• интегративными учебными программами

58. Международная исследовательская организация, концепция которой строится на фундаментальных положениях, включающих понимание того, что решение глобальных проблем — долгосрочная перспектива, — это:
• Римский клуб

59. Международная исследовательская организация, миссия которой — проводить сравнительные исследования школьной политики и практики в целях повышения эффективности обучения, — это:
• ИЕА

60. Международная исследовательская организация, призванная описать и проанализировать межнациональные и лонгитюдные пути внедрения компьютеров в школах и их использования учителями и учащимися, — это:
• КОМПЕД

Помощь студентам 2022 Дипломы | Курсовые

Биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни – это

Биологическое понятие, обозначающее совокупность представителей одного биологического вида, занимающих определенную территорию и имеющих беспрепятственную возможность скрещивания, – это

Большие социальные группы, закрепляющие своим существованием вертикальное расслоение человеческого сообщества по признаку неравномерности распределения власти и связанного с ней доступа к совокупным ресурсам данного сообщества, относят

В какой последовательности возрастают показатели личностного здоровья?

В медицинском подходе здоровье определяется в первую очередь как

В область психологии здоровья не входит

В основе гомеостатического механизма лежит принцип

В основе динамических механизмов реабилитации жизненных процессов лежит принцип

В основе управления физическим развитием лежит биологический закон

В современной науке утвердилась и является наиболее распространенной

Важный фактор, от которого зависят состояние здоровья и работоспособность организма, поскольку оно выполняет энергетическую, пластическую, биорегуляторную, резистентную функции, – это

Величина затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности – это

Вид исследований, при которых первоначально проводится оценка здоровья по широкому кругу показателей в группе детей, подростков или молодых взрослых с последующим повторением замеров через фиксированные промежутки времени на протяжении всего их жизненного пути, называется

Видовой предел человеческой жизни, по мнению большинства ученых, представляет возраст

Возможности изменения функциональной активности структурных элементов организма, используемые организмом для достижения результата деятельности человека, для адаптации к физическим, психоэмоциональным нагрузкам и воздействию на организм различных факторов внешней среды, – это

Возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность, взаимодействовать между собой с целью достижения оптимального функционирования организма в конкретных условиях составляют

Возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление и т. д., с волей и мотивацией деятельности человека и определяющие тактику его поведения, особенности психологической и социальной адаптации, составляют

Возможности увеличения скорости протекания и объема биохимических процессов, связанных с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обмена и их регуляцией, составляют

Возможность изменения активности для достижения результата деятельности в условиях физических и психоэмоциональных нагрузок, в препятствующих действиях среды – это

Возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени – это

Выберите 3 наиболее важных фактора долгожительства.

Выберите верные высказывания, характеризующие феномен здоровья.

Выберите характерные особенности внимания в старости.

Высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайний вариант нормы, – это

Гендерный фактор в изучении здоровья человека предполагает изучение специфики здоровья

Генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды, реализующий наследственный потенциал, определяющий основные законы его индивидуальной жизни, называется

Блог о совокупности экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

понедельник, 11 апреля 2011 г.

Патоцентрический подход определяет здоровье как «нулевую степень.

Современная гуманитарная наука подходит к изучению проблемы здоровья с разных сторон. Обобщая наиболее распространенные научные взгляды, можно выделить несколько альтернативных направлений в исследовании этого феномена.

Нормоцентрический подход характерен для медицинского дискурса, в котором здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с определенными нормальными показателями соматического состояния здоровья.

Любой человек при таком подходе может рассматриваться как вариант того или иного патологического типа, а его здоровое состояние - лишь показатель недостаточно интенсивного развития заложенных в его организме и психике болезненных предрасположенностей.

Феноменологический и экзистенциальный подходы рассматривают здоровье и болезнь как специфические способы индивидуального бытия в мире, несводимого к каким-либо схемам и объяснительным моделям. Эти феномены всегда включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте.

Естественнонаучные принципы анализа в холистических теориях здоровья признаются недостаточными и дополняются гуманитарными.

Холистический подход понимает здоровье как обретаемую в процессе онтогенеза целостность, которая предполагает личную зрелость (Э. Эриксон, Г. Олпорт), интеграцию (ассимиляцию) жизненного опыта и применение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования (К. Юнг). Акмеологический подход позволяет здоровью выступать в качестве основного и необходимого условия актуализации высших возможностей человеческой природы.

В основе этого подхода лежат представления о личности, достигающей высших пределов самореализации и подлинной зрелости в разные периоды жизни. Аксиологический подход рассматривает здоровье как универсальную человеческую ценность и соотносится с основными ценностными ориентациями личности.

Доминирование тех или иных ценностей, их переоценка и кризис рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него. Социально-ориентированные подходы, акцентирующиеся на социальной природе здоровья и его зависимости от социокультурных факторов, включают в себя принципы кросс-культурной методологии, которые определяют здоровье как социокультурную переменную; характеристики здоровья в этой методологии рассматриваются как относительные, детерминированные специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира.

Данный методологический подход подчеркивает, что культурная специфика является значимым фактором, определяющим здоровье и болезнь в масштабе больших этнических групп. Современное культурологическое понимание проблемы здоровья отмечает его сложную комплексную природу и настаивает на разработке системного отношения к его изучению. В структурное ядро современных представлений и терминологических определений проблемы здоровья входят следующие концептуальные образования: виды здоровья, устойчивые социокультурные эталоны здоровья, адаптивные практики здоровьесбережения.

Виды здоровья (физическое, психическое, духовное, нравственное) выделяют в соответствии с принятым различением видов социокультурной активности человека. Социокультурными эталонами здоровья называются действующие на уровнях общественного, группового и индивидуального сознания функциональные схемы обобщенных социальных представлений о здоровье и болезни, существующие независимо от национальной специфики восприятия, которые проявляются в виде наиболее распространенных концепций, дискурсивных моделей и объяснительных схем. Дискурсивная методология позволяет исследовать любое представление о здоровье как продукте определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования социальной реальности.

Наиболее распространенными эталонами здоровья, сформировавшимися в системе философских, медицинских, биологических и психологических знаний от античности до наших дней, признаются: античный эталон - здоровье как внутренняя согласованность и гармония; адаптационный эталон - здоровье как приспособленность к окружающей биосоциальной среде; антропоцентрический эталон - здоровье как всесторонняя самореализация или раскрытие духовного и творческого потенциала личности.

Этнические модификации этих эталонов заключены в границах культуры и отражаются в национальных образах, символах, языковых конструктах. Наряду с универсальными существуют локальные эталоны здоровья, специфика которых определяется культурным своеобразием национальных сообществ (О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов).

Адаптивные практики здоровьесбережения реализуются через функционирование различных социальных институтов, например, физическую рекреацию (В. Н. Чебаков). Исследования, направленные на изучение потребности в здоровье, в той или иной продолжительности жизни, начали проводиться впервые за рубежом в рамках танатологии при измерении установок к смерти (П. Хендел, А. Толор, В. Мерфи и др. ). Большинство авторов (Паульс, 1973; Маккейн, 1980; М. Соколовска, 1986; Р. М. Фитцпатрик, 1987) склонны выделять 3 паттерна (образа) болезни в историческом аспекте: 1). Доаграрные паттерны болезни.

В этот период смертность популяции была вызвана прежде всего внешними факторами, связанными с опасностью на охоте и несчастными случаями. 2). Болезни в аграрном обществе. Причиной резкого увеличения смертности населения явились эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний.

Именно инфекционная теория болезни, появившаяся в 19 веке, способствовала тому, что основной парадигмой медицины стала медицинская модель. 3). Индустриальное общество. В 20 веке медицинской науке стали известны психосоматические заболевания, составляющие 50-75% всех болезней (Дэнбер, 1955; Селье, 1956).

В качестве причин таких хронических дегенеративных расстройств как язвенная болезнь, гипертония, нарушения иммунной системы, депрессии и многие другие, рассматриваются психоэмоциональный стресс и неправильный образ жизни.

Тем самым обозначился поворот к иному подходу в медицине - перенос внимания с изучения болезни на изучение человека. Главные причины смертности - сердечно-сосудистые заболевания, болезни легких, рак, сахарный диабет, цирроз печени и другие "болезни цивилизации" - так или иначе связаны с нашим повседневным выбором, выбором в отношении курения, употребления спиртных напитков, применения диет.

"Личный" выбор, или модель поведения, может быть основополагающей причиной заболеваний, связанных с образом жизни.

Однако происходит выбор под сильным формирующим воздействием общественных групп, семьи, социальной среды и культуры общества. С изменением паттернов здоровья, болезни и медицины, сложилась потребность справляться в основном с теми состояниями, которые не позволяют индивидам выполнять самостоятельную деятельность, развивать интеллектуальный и физический потенциал, достигать внутреннего ощущения благополучия (иначе - иметь хорошее самочувствие). Участие медиков в решении таких проблем означает отход от традиционного отношения к органической патологии и приближение к пониманию этиологии состояний в русле психопатологии и социальной патологии.

На этом этапе неоценимым является вклад социологов в понимание проблем социального здоровья. Функционализм и символический интеракционизм - главные теоретические подходы, во многом придавшие форму социологии здоровья и болезни.

Данной областью научного знания объединены множество тем, например: концепция роли больного Т. Парсонса (1951), концепция стигматизации (Гоффман, 1961), рассмотрение профессиональных особенностей здравоохранения (Фрейдсон, 1970), социальных установок к вопросам смерти (П. Хендел, В Мерфи, 1965, Глассер и Стросс, 1965, 1968), душевных заболеваний (Гофман, 1961, Шефф, 1966), медицинского образования и социализации (Мертон, 1957, Беккер, 1961), медицины как института социального контроля (Д. Такетт, 1973). Функциональный подход в социологии связывает здоровье и медицину с другими социальными структурами. Центральная категория функционального анализа - роль больного, посредством которой больной человек освобождается от текущих социальных обязанностей.

Заслуга изучения взаимоотношений между врачом и пациентом как социальной системы принадлежит Т. Парсонсу. В основе его ролевой теории (1951-1958) рассматривались: парадигма нетрудоспособности, парадигма девиации, которая описывалась с позиции психоанализа, и идея о социальном контроле. Отношения врач-пациент (ОВП) как социальная система с определенными правами и обязанностями представляют собой микромодель социального института здравоохранения, гарантирующего сохранность общественной ценности - здоровья.

Взаимодействие в данной системе Т. Парсонс рассматривал не только с социологической, но и с экономической точки зрения, как обмен между производителем и потребителем. Парадигма символического интеракционизма исследует здоровье и медицинское лечение главным образом как явления субъективной перцепции и социальной дефиниции.

Модель представления о здоровье.

Данная модель призвана объяснить природу самосохранительного поведения и состоит из индивидуальных представлений о восприимчивости к какой-либо болезни, о серьезности болезней, о преимуществах превентивного поведения и препятствиях на пути к его осуществлению. Также компонентом данной модели являются сигналы, которые заставляют индивида заботиться о своем здоровье.

Эта модель дает общее представление о картине формирования превентивного поведения индивида. Интеракционная модель рассматривает отношения между врачом и пациентом с точки зрения межличностных отношений в контексте определенной ситуации.

Интеракция понимается как динамический процесс, основанный на взаимодействии обоих субъектов. Трансакции - это результат взаимоотношений между врачом и пациентом, направленный на достижение определенных целей.

Модель коммуникации по поводу здоровья - более широкая по объему. Взаимоотношения описываются для всех субъектов: врачей, клиентов и значимых других. Включенность в процесс многих участников дает комплексный анализ этой коммуникации.

Она включает интерпретацию пяти компонентов: этиологии, набора симптомов, патофизиологии, течения болезни (серьезность симптомов и тип роли больного), а также лечения.

Эти модели детерминированы уровнем знаний, ценностями общества, а также подсистемами здравоохранения, и представляют собой продукт исторического и социально-политического развития.

Один из них - достижение устойчивого равновесия психики.

Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды.

Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы - путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке.

Так, китайские мыслители считали, что дисгармония организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, "омраченность" переживаниями, озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к таким настроениям, считали они, нарушает и парализует энергию как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь.

Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь. В тибетской медицине в известном трактате "Чжуд-ши" невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям.

Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека. Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии.

Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы.

Так, например, Гиппократ в трактате "О здоровом образе жизни" рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека.

Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой "благое состояние духа", при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В античном мире существуют свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели права на высшее образование.

В Древней Греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имеется строгая система физического воспитания. В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: "познай самого себя", "заботься о самом себе". Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя. Особенность античного периода в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план.

В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека.

Здоровье здесь рассматривается как "необходимая ступень совершенства и высшая ценность". Положения восточной медицины базируются на отношении к человеку как личности. Оно выражается в формах ведения диалога между врачом и пациентом в тех ракурсах, в каких он видит самого себя, потому что никто, кроме самого человека, не может изменить его образ жизни, привычки, отношение к жизни и болезни.

Такой подход основан на том, что многие болезни имеют функциональную природу и их симптомы являются сигналами серьезных эмоциональных и социальных проблем.

Но в любом случае человек выступает активным участником сохранения и приобретения здоровья. Поэтому в основаниях восточной медицины особенно подчеркивается, что проблему здоровья нельзя решить только совершенными техническими средствами диагностики и лечения.

К ней следует подходить с учетом индивидуального отношения к здоровью, включающего осознание себя и собственного образа жизни (5). В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж. Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев. Современные авторы полагают, что образ жизни - биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека (2, 3). Согласно Ю. П. Лисицыну, "образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей". В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями (2). Большинство западных исследователей определяют образ жизни как "широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу"(4). В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задача традиционного подхода - достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах.

Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, показатели заболеваемости неизбежно оказываются различными при одинаковом поведении людей с разными гено - и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни.

Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое.

Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения на шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью.

Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым. В заключении отметим, что в современной отраслевой социологии важное значение имеет социология здоровья. Одной из основных особенностей данной дисциплины является ее междисциплинарный характер.

Становление социологии медицины и здоровья тесно связано с достижениями не только медицинских (социальная гигиена, эпидемиология, организация здравоохранения и др. ) и социологических наук (социология семьи, социальная работа и т. д. ), но и таких, как психология, семиотика, культурология, антропология, экономика и других.

Литература1. Дмитриева Е. В. Социология здоровья: Методологические подходы и коммуникационные программы. М. , 2002. 2. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения.

М. , 1982. 3. Степанов А. Д. , Изуткин Д. А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение.

1981. №5. с. 6. 4. Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых.

Медицина, 1992. 5. Мартынова Н. М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2. 6. Bauman Z. Intimations of postmodernity.

N. -Y. 1991. 7. Saks M . Orthodox and Alternative Medicine. L. ; N. Y. Continuum.

2003. 8. Чебакова В. Н. Восточные оздоровительные системы как феномен культуры.

Аннотация. В статье представлена характеристика комплекса подходов в рассмотрении феномена здоровья человека, раскрываются методологические основы, закономерности и принципы проектирования научной картины здоровья и здоровьетворения.

рис1

Рис. 1. Система подходов к разработке категории здоровья человека

Анализ имеющихся концепций свидетельствует о том, что современные подходы к построению научной картины здоровья неоднозначны, и здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, возникший на стыке различных наук о человеке, интегрируя все аспекты человеческого бытия. Мы предлагаем собственную интерпретацию основных характеристик категории здоровья человека в контексте системы подходов к его трактовке и разработке проблем здоровьетворения (рисунок 1).

Системно-уровневый подход

Основывается на диалектическом представлении о связи и взаимодействии объектов. Система представляет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. Системный подход является средством объективизации (выделения в качестве объекта исследования) целостных явлений и системных комплексов, характеризует общие механизмы интеграции, раскрывает качественную многомерность явлений.

На наш взгляд, методология системного подхода при характеристике феномена здоровья реализуется в двух направлениях.

Идея системного подхода в изучении природы человека лежит в основе учения Д.Ж. Марковича, утверждая, что развитие здоровья не должно нарушать его целостности. Критерием данного процесса является общий для всех саморазвивающихся систем признак – повышение уровня организации системы. Основным внутренним источником развития является взаимодействие биологического и социального в человеке. Этот, постоянно действующий, источник делает возможным саморазвитие здоровья при постоянном обмене с окружающей средой энергией, веществом и информацией [3].

Структура здоровья, в разной интерпретации, по нашему мнению, может включать следующие компоненты (уровни проявления):

биологическое (физическое и соматическое здоровье) – анатомо-физиологическое функционирование организма и всех его систем, резервные, адаптационные и саморегуляционные возможности, генотип, тип конституции, уровень обмена веществ и физического развития, энергетический потенциал – здоровье тела, физическая и гигиеническая активность, физическое благополучие;

• природно-космическое – биоритмы жизнедеятельности человека, обусловленные природно-космическими явлениями (метео-, селено-, гелиозависимость и др.); экологическое сознание и мышление, экологическая культура, ответственность за сохранение здоровья природы – природного экологического равновесия;

психоэмоциональное – обусловленные природой индивидуальные свойства психики человека (темперамент, доминантность полушарий, канал восприятия информации, тип памяти и пр.), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, психоэмоциональное состояние и поведенческий контроль – душевное здоровье, психологическое благополучие;

интеллектуальное – уровень развития сознания, мышление, способности усваивать, понимать, осознавать, интерпретировать и использовать информацию, а также создавать новую, познавательное функционирование в мире научно-технических достижений и информационных технологий – здоровье разума, интеллектуальное благополучие и интеллектуальная активность;

социальное – социально обусловленные свойства психики личности, обеспечивающие самореализацию в общественно-политических, бытовых, профессиональных, межличностных, этнических, поло-ролевых и др. отношениях (выполнение социальных ролей), социальную адаптацию, способность и качество общения, определяет способ взаимодействия в социуме, уровень и степень притязаний – социальное благополучие, социальные ресурсы и социальная активность;

духовно-нравственное – нравственные ценности, идеалы, мировоззрение, осознание смысла жизни, выбор стратегии жизни, ценностные ориентации и установки жизнедеятельности;

Соотнесение образов человека и дерева мы находим в древних философских и педагогических школах:

рис2

Системно-факторный подход

Его суть мы рассматриваем следующим образом: на индивидуальное здоровье (как систему) каждого человека (его организма как системы) тем или иным образом, в той или иной степени действует система факторов окружающей его среды (системы сред существования и жизнедеятельности личности: природно-космическая, биологическая (органическая), психологическая, социальная, интеллектуальная, предметно-пространственная, духовно-нравственная, креативная.

Вопрос о факторах здоровья является крайне важным, так как человек может повлиять на многие из них, и тем самым способствовать созиданию своего здоровья и здорового стиля жизни, сохранению здоровья окружающих людей и экологического равновесия природной среды. Здоровье человека определяется всем комплексом объективных и субъективных факторов, определяющих качественный уровень его различных проявлений: воспроизводство, формирование, функционирование, потребление, восстановление и пр. (рисунок 3).

рис3

Рис. 3. Комплекс факторов, влияющих на здоровья человека

В данной модели отражены эндогенные (внутренние) факторы: врожденные и приобретенные биологические и психические свойства личности человека, определяющие индивидуальный потенциал его здоровья (гомеостаза – внутренней среды) и экзогенные (внешние) факторы сред существования и жизнедеятельности, отражающие общественный потенциал здоровья человека. К факторам внешней среды следует отнести:

•• климатические – режим и характер атмосферных сезонных явлений в районе проживания, обусловленный географическим положением местности: температура, давление, влажность воздуха и пр.;

•• ландшафтные – геологическое строение, рельеф, гидрологические ресурсы территории;

•• физико-космические – электромагнитное излучение, звуковые колебания, влияние космических тел и пр.;

•• химические – все химические вещества, производимые и используемые в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, быту и т.п.;

•• биологические – микроорганизмы, природные очаги возбудителей заболеваний, характер и состояние флоры и фауны и пр.;

•• экологические – устойчивость, экологическое состояние природных систем в районе проживания, общепланетарные, региональные и локальные экологические условия и пр.;

предметно-пространственные – архитектурная среда зданий и сооружений и их дизайнерское решение, состояние и уровень системы коммуникаций и жизнеобеспечения, экологическая среда помещений (жилых, рабочих, учебных и пр.), ее соответствие санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям, соблюдение техники безопасности, экологическая безопасность строительных материалов, предметов обихода и др.;

социально-политические – политические приоритеты, система законодательства (законы, государственный программы здоровьесбережения населения, охраны материнства и детства и пр.), концепция деятельности средств массовой информации, уровень работы системы образования, культуры и здравоохранения и пр.;

социально-экономические – культура, характер и уровень производства, материальные ресурсы общества, уровень научно-технического обеспечения и сервисного обслуживания, уровень функционирования рекреационных служб, системы курортно-санаторных, профилактических и оздоровительно-спортивных учреждений и др.;

социально-культурные индивидуальные – условия жизни, социальный статус и система поведения человека в социуме (особенности профессиональной, учебной, общественно-политической деятельности, семейных и межличностных отношений), поло-ролевое функционирование, привычки, хобби, уклад жизни, иерархия потребностей и способы их удовлетворения, уровень образованности и общей культуры и пр.;

духовно-нравственные – система общечеловеческих и общенациональных ценностей; традиции, искусство и культура нации, государства и всего человечества; культура церкви, философские каноны бытия и смысла жизни; мировоззренческо-оздоровительные системы (йога, аюрведа, фитоника и пр.), системы самозащиты и обороны и др.

Взаимосвязь выделенных факторов, опосредованных внутренними особенностями человека (взаимосочетание индивидуального и общественного потенциала здоровья) определяют уровень индивидуального здоровья и образ жизни каждого человека. Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья, изучение глубинных процессов их взаимодействия позволит определить технологии индивидуального здоровьетворения, его прогнозирования и управления.

Эколого-резонансный подход

В основе эколого-резонансного подхода лежит идея целостности природы. Она ориентирована на понимание того, как взаимодействуют между собой отдельные природные экосистемы, обретая тенденцию к равновесию и устойчивости во времени. Идея экологического равновесия в природе, как наиболее оптимальная гармоничная форма существования жизни на Земле, интерпретируется в контексте проблемы здоровья, на наш взгляд, в трех взаимосвязанных аспектах.

Биологическое равновесие – сбалансированность, резонанс в физиологическом функционировании всех органов и систем (исходя из модели здоровья А.Г. Щедриной [13]): биологическое равновесие = стабильность гомеостаза + саморегуляция + адаптивность;

Духовно-нравственное равновесие – внутренняя свобода как постоянный внутренний самоконтроль и моральная ответственность за свою жизнь, свои поступки, свой выбор обстоятельств и средств использования своей воли в достижении жизненных целей: внутренняя гармония личности = гармония тела + гармония разума + гармония души.

Аналогичный подход мы встречаем в определениях, представленных в энциклопедиях и словарях:

Таким образом, экологическое равновесие человека, как природного существа, предполагает гармоничное сочетание его возможностей и способностей к сохранению собственной внутренней среды (гомеостаза) с колебательными ритмами и изменениями внешней среды.

Основной вывод, который можно сделать, проанализировав различные авторские концепции по данному направлению: дальнейшее развитие человеческого общества возможно через развитие его творческого потенциала, реализацию креативной природы каждого человека. Будущее за человеком-творцом.

Индивидуально-нормативный подход

• средний стандартный показатель, с которым обычно сравниваются частные показатели для установления факта их соответствия или отклонения от нормы;

Особый интерес и актуальность для каждого человека представляют индивидуальные подходы к сохранению и приумножению здоровья, исполнителем которых является он сам, по определению своего стиля жизни, когда можно стать и оставаться здоровым, максимально работоспособным и творчески реализованным. Речь идет о создании инструментария, технологий здоровьетворения: самонаблюдение, самопознание, самооценка, самодиагностика, саморегуляция, самооздоровление, самосозидание и т.п.

Критериально-измерительный подход

С критериями качества и количества здоровья тесно взаимосвязаны критерии способностей и результата, что позволяет рассматривать их сразу в нескольких категориальных плоскостях (рисунок 4). Таким образом, мы считаем, что основнымикритериями здоровья человека, во всех его многомерных проявлениях, могут выступать качество и количество, способность и результат.

Определяя здоровье как способность индивида: сохранять постоянство гомеостаза, приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, сохранять себя и свою среду обитания, реализовывать свои биологические и социальные функции, развиваться и совершенствоваться, выполнять свое планетарно-космическое предназначение на Земле, мы рассматриваем его резервы, потенциал – его количественную характеристику, которая, бесспорно, входит в феномен целостности здоровья.

рис4

Рис. 4. Критерии здоровья человека

Наличествующее здоровье на каждый конкретный момент времени есть результат успешности проявления способностей, степень благополучия – его качественная характеристика. Совокупность и взаимообусловленность данных критериев позволяет рассматривать состояние здоровья человека как динамичный процесс, что допускает возможность целенаправленно им управлять.

Управленчески-технологический

В свете проблемы здоровья человека, во взаимосвязи с ранее представленными подходами, особую актуальность приобретает управленчески-технологический подход. С нашей точки зрения, прерогативой данного подхода является разработка представлений о механизмах и технологиях здоровьетворения в контексте адаптационной и креативной валеологии.

В плане управления процессом здоровьесозидания большую роль будет играть разработка и реализация комплекса технологий здоровьетворения индивидуального, общественного и природного: государственно-политические, информационные, социально-экономические, промышленно-сельскохозяйственные, строительно-архитектурные, медико-профилактические, природоохранительные, образователь-ные, креативные и технологии самооздоровления.

В русле стратегических целей адаптационной и креативной валеологии мы представляем управленчески-технологический подход в разработке категории здоровья человека в следующей интерпретации (рисунок 5).

рис5

Рис. 5. Управленчески-технологический подход в разработке категории здоровья человека

Культурологический и креативный подходы

Принимая во внимание представленные выше подходы в разработке проблемы здоровья человека, особый акцент мы делаем на культурологическом и креативном. Данные подходы находятся в неразрывном единстве и занимают ведущее место в формировании и развитии ценностных установок и мотивов здравотворческого поведения человека. Будущее человечества связано с развитием его творческих интенций, к которым, несомненно, относится и здоровьетворение. Если уровень здоровья зависит от уровня усилий человека, т.е. от меры его труда, то здоровье относится к сфере культуры.

По нашему мнению, реализация культурологического подхода в образовании предполагает гармоническое развитие разума, чувства и воли воспитанников на основе объединения всего накопленного опыта человечества, бережного и уважительного отношения ко всем формам культуры: религии, морали, праву, искусству, народному творчеству и научному знанию. Процесс обучения, развития и воспитания должен быть направлен на стимулирование ребенка к самосозиданию, творению своей жизни с учетом особенностей конкретной общественно-экономической формации, менталитета своей нации, условий окружающей социальной и природной среды. Выделим основные направления реализации указанных подходов.

Интегративно-антропологическое предполагает, чтоздоровьетворение должно осуществляться с учетом всех знаний о человеке в широком спектре областей современной науки. Интеграция в изучении и становлении здоровья ориентирована на идею целостности, способствует достижению здоровья в единстве и взаимосвязи всех его составляющи

Читайте также: